Трактор МТЗ-82 — это одно из самых массовых моделей, известных русскому человеку. Начали выпускать эти машины на Минском заводе ещё в 1974 г.
Сразу напомним, что он почти на 80% унифицирован с МТЗ-80. Их разрабатывали параллельно. Различия заключались в ходовой части: МТЗ-80 имел задний привод, а МТЗ-82 — полный.
В целом МТЗ-82 является универсально-пропашным трактором тягового класса 1,4. От своих братьев по цеху конструктивно он практические не отличается. Машина имеет полурамную компоновку.
Что касается лепты в народное хозяйство, то переоценить её сложно. Одних только наименований допустимого навесного оборудования можно насчитать больше 300. Машина полноприводная, можно заблокировать и задний, и передний мосты в зависимости от целей. Проходимость трактора радует, застрять на нём достаточно сложно, если только речь не идёт о совсем уж тупиковых ситуациях.
Да, суровая и эффективная техника порой подкачивает по комфорту. МТЗ-82 громко работает, и при движении тряска ощущается очень уверенная. Хотя кресло положение спасает. Внутри передней подвески также есть некоторое количество амортизирующих пружин, но делу они особо не помогают. “Белорус”, одним словом.
Описание
Среди модельного ряда минитракторов Беларусь наиболее популярная и известная модель — МТЗ 082. Впервые она сошла с конвейера в 1992 году. Это первый качественный минитрактор, который был разработан для применения в условиях нашей страны.
Минитрактор Беларус МТЗ 082
МТЗ 082 сразу же нашел применение, как на маленьких фермах, так и на крупных земельных участках. Сейчас это популярная машина, технические характеристики которой прошли проверку временем.
Легендарный МТЗ-82 не убить. Поэтому за него просят больше, чем за Mercedes?
Поиски «бэушного», но в хорошем состоянии трактора МТЗ-82 для частного использования могут перевернуть ваши представления о мире вещей. Он, конечно, легенда и незаменим на селе, однако, покопавшись в объявлениях в личных целях, мы пришли к выводу, что ценник на эту модель на вторичном рынке может сильно удивить любого неподготовленного новичка и изменить планы «осесть на земле».
Для начала немного освежим память. Серийное производство тракторов МТЗ-80/82 с 80-сильными моторами Д-240 началось на Минском тракторном заводе в 1974 году. Модели унифицированы между собой на 70%. Главное отличие 82-го — наличие полного привода. Обе модели выпускаются в Минске до сих пор, хотя и претерпели некоторые изменения.
Вот так выглядит юбилейный 2-миллионный МТЗ-82, сошедший с главного конвейера Минского тракторного завода в 1984 году и полностью восстановленный на родном предприятии в прошлом году после славной трудовой жизни на селе (сейчас трактор демонстрируется в заводском музее).
А вот такие трактора «Беларус-82.1» с 81-сильным двигателем Д-243 сходят с конвейера в Минске сегодня. Модель отлично зарекомендовала себя и по-прежнему пользуется высоким спросом, поэтому выпуск «восемьдесят двойки» продолжается, хотя наряду с «классикой» в этом семействе присутствуют и другие разновидности с более современным дизайном и иными моторами.
В зависимости от комплектации новый трактор стоит от 37,5 до 40,7 тыс. рублей с НДС ($17,5-19 тыс. по текущему курсу). Цена для «частника» не маленькая. Поэтому нам и пришлось искать предложения «из вторых рук».
Конечно, хотелось что-то поновее. И мы натолкнулись на такое предложение: «Беларус 82» (МТЗ-82.1), комплектация «практик»; трактор с пробегом, не требующий ремонта. Двигатель — Д-243. Год выпуска — 2018-й. Цена — $13.300. Нам же поставили задачу потратить не более $4000. Пришлось «углубляться»…
Год 2013-й. Сразу три однотипных предложения от одного коммунального предприятия из Минска с одинаковым комментарием: сколы ЛКП, разряжена АКБ, следы коррозии. Цена — 21.384 рубля, или $9968.
Эта же контора продает «Беларус-82.1» 2010 г.в. с теми же «системными» недостатками: сколы ЛКП, разряжена АКБ, следы коррозии. Но все равно дорого для нас — 16.092 рубля, или $7501.
А вот предложение из Брестской области: тот же год выпуска, «хорошее состояние», самодельные передние крылья. Цена — $6500. И хотя владелец согласен поторговаться, вряд ли он готов уступить столько, сколько надо нам…
Идем дальше. 2009 год. Трактор «в отличном состоянии, полностью готов к работе, документы в порядке, со всеми номерами». Выглядит действительно неплохо, но за него просят… $8000! Снова не наш вариант.
2008 год. Но цена еще выше — $8500. При этом по фотографиям составить представление о состоянии трактора совершенно невозможно. О чем думал продавец?
В объявлениях за 2004 год натыкаемся на весьма аккуратненький экземпляр. Много фотографий и первый очень подробный комментарий: «Трактор в очень хорошем техническом состоянии, так как планировал оставить себе. Перед сезоном перебирались: двигатель (поршневая, форсунки, ТНВД), коробка, ПВМ, ГУР. Задняя навеска практически вся новая. Хорошая резина. Установлено сиденье от иномарки. Задние крылья переварены, передние — новые. Документы в полном порядке, все номера читаются».
Автор объявления просит за трактор $7200 и готов торговаться. Но много уступить не сможет, так как требуется вполне определенная сумма, чтобы срочно закрыть кредит…
Следующее предложение — уже «теплее». За МТЗ-82-1 2004 г.в. просят $4500. Но это трактор с маленькой кабиной, да и его внешний вид нас не порадовал. Будем искать дальше.
А вот за «восемьдесят двойку» 2003 года просят 10.000 рублей ($4668 в эквиваленте). Но тут мы торговаться не будем: трактор не на ходу…
Опускаемся еще глубже. 2002 год. МТЗ-82-1. В идеальном состоянии, не требует вложений. Документы в полном порядке (техосмотр, страховка). Цена… $8000! Мимо…
Этот же год выпуска, МТЗ-82-1, хорошее состояние. Двигатель в отличном состоянии. Гидрообъемное рулевое управление, 2 новых аккумулятора. Просят «всего» $6200.
А вот это уже почти то, что нужно: за МТЗ-82-1 с большой унифицированной кабиной 2002 года просят 10.300 рублей ($4801). При осмотре обещают торг. Однако расчет только безналичный, что нам, увы, не подходит.
Отматываем еще два года назад. Цены и не думают падать! Экземпляр за $4800. Продавец пишет: «хорошее состояние», но внешний вид на фото откровенно смущает…
А вот продается МТЗ-82 с малой кабиной в «отличном состоянии» («откапитален» в 2014 году). Цена, естественно, выше — $5850.
Еще одно предложение 2000 года: «Трактор в отличном состоянии — сел и поехал». Но просит хозяин за свое «чудо техники» $7500. Немного добавить, поторговаться и можно купить… два Mercedes-Benz C-Klasse (W202) с дизельным мотором того же года выпуска! Хотя на «мерсах» пахать, конечно, не станешь…
По цене мог бы устроить вот этот трактор 1995 г.в. — за него просят всего $3300. Как сообщает продавец, трансмиссия и двигатель «откапиталены». Но есть нюансы: «требует досборки кабина (все есть, кроме времени)». Да и внешний вид как-то не очень…
Этот МТЗ-82 сохранился куда лучше, хотя и был выпущен в 1993 году, — трактор, похоже, действительно в хорошем состоянии. И просят за него $4500 — почти то, что надо.
Еще дешевле оказался этот экземпляр 1987 года — 8200 рублей ($3827). Однако кое-что в комментариях насторожило: не установлены «раздатка» на коробке, карданы к ПВМ и опора (они идут в комплекте новые); трактор с ключа не заводится, только напрямую.
Ну и нашли еще вот такой «раритет» точно за искомые $4000. Трактор 1980 года выпуска с малой кабиной. Но это, наверное, все-таки больше кандидат на место в музее тракторного завода.
Сергей БОНДАРЕВ ABW.BY Фото из архива редакции
Смотрите, какие еще трактора есть в нашей базе объявлений.
Технические характеристики
Двигатель,тип | Бензиновый, четырехтактный с воздушной системой для охлаждения. |
Осуществление пуска | Электро стартером или вручную |
Вес при эксплуатации, кг | 425 |
Поворот осуществи радиусом, м | 2,5 |
Колея, см | 60, 70, 80 |
Возможная скорость передвижения, км/час: передняя задняя | 2,80-18,003,80-12,94 |
Размер минитрактора, см: ширина длина высота | 100 250 200 |
Просвет агротехнический, см | 27 |
Марка и размер шин | 5,9х13 отечественного производства или 6L-12 импортного |
Марка двигателя | Briggs&Stratton |
Мощность двигателя, л.с. | 16 |
Колесный привод | 4-х коленный |
Двигатель имеет цилиндры, шт. | 2 |
Производитель, страна | Белоруссия |
Базовая комплектация
В заводскую комплектацию минитрактора входит сама машина, инструкция по эксплуатации и паспорт самоходной машины. Если Вы покупаете МТЗ 082 с рук, то попросите бывшего владельца предъявить эти документы.
Производитель рекомендует применять навесное оборудование от него. Вы можете дополнить приобрести:
- Плуг;
- Фрезы;
- Окучник;
- Косилку;
- Картофелесажалку и картофелекопалку;
- Снегоуборщик;
- Прицеп;
- Измельчитель веток.
На видео представлена работа Беларуса 082 в качестве снегоуборщика:
Особенности применения
Перед тем, как начать работу с минитрактором необходимо обязательно проверить наличие топлива и масла в соответствующих отсеках.
При нехватке бензина двигатель не запустится. Теоретически двигатель может работать без масла, но в этом случае повышается трение и увеличивается вероятность выхода деталей из строя. Чтобы этого не случилось в минитракторе МТЗ 082 установлен датчик масла, который не допустит этого.
Также, перед началом эксплуатации необходимо убедиться в надежности крепления навесного оборудования.
Отзывы владельцев
Среди проблем МТЗ-82 отмечают то, что в начале эксплуатации сцепление может «повести», однако позже коробка притирается и эта проблема сама себя исчерпывает. Также при низкой температуре могут лопнуть тяги гидрораспределителя, которые отвечают за подъём и опускание ковша. Также зимой машина может с трудом заводиться. Кабину часто называют морально устаревшей и неэргономичной: рычаги торчат из пола и т. д. Также в прорехи обшивки внутрь попадает много пыли. Помимо этого, корпус достаточно быстро начинает ржаветь.
Также из минусов отмечают то, что практически отовсюду машина пропускает масло, особенно это касается мостов, а через некоторое время эксплуатации ДВС также начинает его «подъедать». Некоторые нарекания вызывает нагнетатель, он достаточно часто выходит из строя. Также среди жалоб часто упоминают слабоватый ВОМ. Тем не менее в большинстве своём у МТЗ-82 репутация положительная: типичный «белорусский трудяга», знает своё дело, имеет свои минусы. Что касается цены, то на вторичном рынке она держится в диапазоне от 1 до 1,3 млн рублей, новые модели примерно на 300 тыс. рублей дороже.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Устройство
Одним из главных достоинств минитрактора Беларус МТЗ 082 считается двигатель Briggs&Stratton мощностью в 16 лошадиных сил.
На МТЗ 082 установлен полный привод с возможностью блокировки задних колес для экономии бензина.
Для улучшения управления установлен безрамный мост, который позволяет производить разворот устройства на участке 2,5 м. Это особенно полезно при работе на небольших сельскохозяйственных территориях или в городских условиях.
Область применения
В круг задач «Беларуса» входит выполнение коммунальных и сельскохозяйственных работ.
- Расширение возможностей осуществляют за счёт применения навешиваемых инструментов.
- Последние бывают пассивного и активного действия с приводом от вала отбора мощности.
- Неподвижные орудия применяют при вспашке грунта, боронировании или культивации почвы.
Активные механизмы используют:
- для покоса травы;
- посадки/посева растений;
- сбора урожая;
- очистки территории от снега или мусора.
Манёвренный «тракторёнок» используют в тепличном хозяйстве, где в стеснённых условиях затруднено применение полноразмерной техники.
Инструкция по эксплуатации
Перед началом полноценного применения новых тракторов МТЗ 082 следует произвести обкатку. В это время необходимо использовать Беларуса при минимальной нагрузке двигателя. Это делается для того, чтобы детали мотора хорошо смазались и вошли в пазы.
Кроме этого, инструкция по эксплуатации содержит в себе информацию касательно процесса сборки, технических характеристик, строения и профилактических работ связанных с МТЗ 082.
Следует обратить внимание на то, что запрещено использовать минитрактор для перевозки людей (допустимо присутствие одного оператора на сидячем месте).
На следующем видео представлен обзор устройства, технических характеристик и пример вспашки МТЗ 082:
Обслуживание
Чтобы сохранить исправность и характеристики мини трактора Беларус МТЗ 082 следует регулярно проводить технические работы.
- Моторное масло следует заменять через каждые 80 часов работы Беларуса 082. В качестве свежего смазочного материала рекомендуется использовать М-8ДМ или М-8Г2к.
- Трансмиссионное масло необходимо менять после зимнего перерыва или один раз в 100 часов работы. Рекомендуется заливать ТАД-17И или Тап-15В.
Моторное масло М-8ДМ
масло моторное М-8Г2к
Масло ТАД-17И
- Перед заменой масло в минитракторе МТЗ 082 следует обязательно слить отработку.
- Необходимо регулярно очищать корпус минитрактора от пыли и масляных пятен, контролировать давление в шинах, а также каждые 50-100 часов работы регулировать сцепление и педали тормоза.
- По окончании полевых работ проводят консервацию, а именно: очищают трактор от загрязнений, сушат, сливают масло и топливо, смазывают детали, чтобы не формировалась коррозия, накрывают и ставят в сухое место.
Достоинства и недостатки
МТЗ-92 — это техника с большими возможностями. Данная модель обладает следующими преимуществами:
- Экономичный расход топлива.
- Высокая производительная мощность двигателя, что помогает быстрее выполнять запланированные работы.
- Трактор оснащен навесной системой для широкого ассортимента дополнительного оборудования.
- Техника проста в обслуживании и ремонте. Все запчасти находятся в открытом доступе и по низким ценам по сравнению с иностранными аналогами. Это помогает снизить время простоев в ходе планового и ремонтного технического обслуживания.
- Комфортный доступ ко всем рабочим системам, узлам и агрегатам, что также уменьшает время, затраченное на ремонтные работы.
- Предусмотрена возможность работы с энергозатратным оборудованием.
- Повышенная грузоподъемность.
- Высокие показатели проходимости, которые обеспечивают 2 ведущие пары колес.
- Высокое качество сборки и запчастей.
- Для водителя предусмотрена комфортабельная кабина последнего поколения.
Эксперты и пользователи отмечают следующие недостатки данной модели трактора:
- Не предусмотрен электрофакельный подогреватель. При температуре -15…-20°С сложно запустить двигатель.
- Технику не рекомендуется использовать как тягач. Максимальная скорость, которую может развить данная модель в этом случае, будет составлять 15 км/ч, что является нерентабельным.
- Подвеска жесткого типа, которая доставляет неудобства водителю во время езды по бездорожью.