У этого термина существуют и другие значения, см. Трактор (значения).
Тра́ктор
(англ. tractor «тягач») — самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями)[1]. Отличается низкой скоростью и большой силой тяги. Широко применяется в сельском хозяйстве для пахоты и перемещения несамоходных машин и орудий, как правило оборудуется съёмным или несъёмным навесным и полунавесным оборудованием сельскохозяйственного, строительного или промышленного назначения (например, буровым оборудованием) в зависимости от выполняемых задач. К примеру, промышленный трактор, оборудованный бульдозерным ножом, называется — бульдозер.
Слово «трактор» происходит от английского track
(трак — основной элемент гусеницы), «след»[2][3]. Английское слово в свою очередь восходит к латинскому
trahere
, что означает «тянуть», «волочить»[4][5].
Лицо, управляющее трактором, в зависимости от типа, назначения, мощности двигателя, дополнительного оборудования называется: трактористом, машинистом, механиком-водителем, механизатором.
В России к управлению любыми видами тракторов допускаются лица только после прохождения обучения и получившие в Гостехнадзореудостоверение тракториста (тракториста-машиниста)[6].
Устройство трактора[править | править код]
Основная статья: Устройство трактора
Основные элементы трактора: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование. Вне зависимости от типа, силовой установкой современных тракторов является дизельный двигатель (раньше также использовались бензиновые, керосиновые, газогенераторные, нефтяныедвигатели внутреннего сгорания). Рулевое устройство колёсных тракторов аналогично автомобильному. Для осуществления поворота гусеничных тракторов притормаживают одну из гусеницфрикционом.
Рабочее оборудование: Тракторы оборудуются гидравлической навесной системой (ГНС), которая служит для соединения трактора с навесной и полунавесной машиной, и управления работой этих машин. ГНС состоит из двух основных частей: из навесного устройства и гидравлической системы. Также на многих тракторах имеется вал отбора мощности (ВОМ), который предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых[7] с тракторами передвижных или стационарных машин.
МТЗ-80/82 «Беларус»
0
МТЗ-80/82 «Беларус» — марка универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом (МТЗ) с 1974 года по настоящее время. Сфера применения тракторов МТЗ-80 (82) достаточно обширна. Они могут использоваться на различных работах и агрегатируются с навесными, полунавесными, прицепными и стационарными машинами. Большое количество машин и механизмов предназначенных для работы с трактором имеются у фермерских хозяйств и различных предприятий. Минским тракторным заводом успешно продаются во всём мире, разработанные на базе МТЗ-80 тракторы, приспособленные для работы в различных климатических зонах. Модификация МТЗ-82 имеет полный привод 4х4.
5.
Отличия от других транспортных средств[править | править код]
Необходимостью развития большой силы тяги при небольшой скорости движения обусловлены многие особенности конструкции трактора. Так на тракторах используются предпочтительно дизельные двигатели в том числе потому, что способны выдавать большой по величине крутящий момент при относительно низких скоростях вращения. Двигатели тракторов в большинстве случаев рассчитаны на возможность длительной работы при постоянной частоте вращения и высокой нагрузке.
КП трактора обычно имеет большое количество передач, для того, чтобы обеспечивать работу двигателя в оптимальном диапазоне оборотов при различных нагрузках и скоростях движения. Также на тракторах могут применяться гидротрансформаторы или даже электрическая передача.
Необходимость реализации большой силы тяги требует использования движителя соответствующего задаче. В большинстве случаев тракторы предназначены для движения по поверхностям, не приспособленным для движения транспорта, и могут быть не рассчитаны на движение по дорогам общего пользования. Наиболее распространены колёсные тракторы, в которых ведущие, либо все колёса имеют большую площадь контакта с поверхностью и грунтозацепы, а также гусеничные и полугусеничные. Для увеличения силы тяги применяется балластный вес.
С тракторами агрегируются различные навесные и прицепные агрегаты, а также рабочие органы. Некоторые из них требуют для своей работы подвода энергии. Для этой цели на тракторах устанавливаются валы отбора мощности, а также гидронасос создающий давление для работы гидроприводов.
К-700/701 «Кировец»
0
Смотреть все фото в галерее
Первый трактор покинул сборочный цех и вышел на поля страны 13 июля 1962 года. Массовое производство было развёрнуто в 1969 году. Состоит из передней и задней полурам, связанных вертикальным (для обеспечения поворота трактора) и горизонтальным (для обеспечения контакта с почвой всех четырёх колёс) шарнирами. При мощности двигателя в 220 л. с., дающей возможность использовать широкозахватные орудия, К-700 в 2,5-3 раза увеличивал производительность сельскохозяйственных работ по сравнению с другими тракторами. К-700 разрабатывался как продукция двойного назначения: в военное время его предполагалось использовать как артиллерийский тягач. Многолетний опыт эксплуатации машины в различных условиях и климатических зонах показал высокую надёжность работы, простоту и удобство обслуживания, ремонтопригодность и длительный срок службы. 1 февраля 2002 года Петербургский тракторный завод прекратил выпуск тракторов «Кировец» К-700А и К-701 с примечанием — морально устарел.
2.
Тракторы по типу движителя[править | править код]
В тракторах применяются два вида движителей — колёсные и гусеничные. Оба типа имеют преимущества и недостатки.
Колёсный трактор[править | править код]
Современные колёсные тракторы можно использовать на дорогах общего пользования, где они могут развивать относительно большую скорость. Однако их сила сцепления с грунтом ограничена, а следовательно, ограничена и сила тяги. На рыхлой почве такие тракторы могут пробуксовывать. Для устранения этого недостатка были созданы тракторы с приводом на все колёса, однако такие машины отличаются большим весом и при движении по полю они слишком сильно уплотняют землю. Для снижения давления на почву ширина шин тракторов в последнее время увеличивается (особо тяжёлые модели оснащаются сдвоенными и даже строенными колёсами, как правило, на обеих осях). Некоторые колёсные тракторы имеют возможность перехода на полугусеничный ход, а также шины низкого давления для работы на переувлажнённых и рыхлых почвах.
Гусеничный трактор[править | править код]
Гусеничные тракторы имеют бо́льшую силу тяги, чем колёсные. Основной недостаток большинства гусеничных тракторов — невозможность перемещения по асфальтированным дорогам без разрушения покрытия, исключение составляют тракторы с резинотросовыми гусеницами. Небольшие скорости движения гусеничных тракторов (5-40 км/ч) компенсируются уменьшенным давлением на грунт по причине большой площади контакта с грунтом, при той же массе, что и у колёсного трактора. Гусеничные тракторы широко применяются в сельском хозяйстве, на слабонесущих почвах и в промышленности из-за своей неприхотливости. В зависимости от назначения тракторы существенно отличаются конструктивными решениями.
Оборонные (армейские) тракторы
Армейские тракторы схожи со спецтехникой общего назначения, поскольку используются для транспортировки различных орудий и прицепов. Они также характеризуются высокой проходимостью (могут эксплуатироваться на пересечённой местности и грунтах со слабыми несущими свойствами) и большой тяговой силой.
Также многие модели армейских тракторов имеют бронированный корпус. А среди навесного оборудования – не только бульдозерные отвалы, манипуляторы или погрузчики, но и, например, установки для разминирования местности.
Источник изображения tespa.ru
По вполне понятным причинам точные модели армейских тракторов не раскрываются. Более того, зачастую такая спецтехника являет собой просто оборонную модификацию сельскохозяйственной, промышленной и трелёвочной. В России многие модели армейских тракторов выпускаются Петербургским .
Классификация тракторов по назначению[править | править код]
Сельскохозяйственный трактор[править | править код]
Особенности эксплуатации тракторов на сельскохозяйственных работах, а именно, сезонность работ и большие обрабатываемые площади предъявляют к конструкции трактора следующие требования:
- возможность быстрой смены навесного и прицепного оборудования;
- возможность работы и передвижения на повышенных скоростях при сохранении возможности работать с некоторыми машинами (например, картофелекопалками) на предельно малых скоростях;
- необходимость унификации присоединительных устройств у различных моделей тракторов и навесных машин;
- возможность обслуживания и ремонта в полевых условиях.
Поэтому в конструкции сельскохозяйственных тракторов применяются следующие решения:
- двигатель с повышенным числом оборотов;
- многоступенчатая коробка передач;
- возможность установки ходоуменьшителя;
- подрессоренная подвеска;
- унифицированная задняя навесная система (маятниковая, рычажно-маятниковая, рычажная);
Сельскохозяйственные тракторы, выпускавшиеся в СССР, в зависимости от силы тяги на крюке (в тонна-силах) разделялись на классы[9]: 0,2 («Риони»); 0,6 (Т-25); 0,9 (Т-28Х4, Т-40); 1,4 (МТЗ-50, ЮМЗ-6, МТЗ-80, МТЗ-82); 2,0 (Т-54С); 3,0 (ДТ-75, ДТ-75М, Т-150, Т-150К); 4,0 (Т-4А); 5,0 (К-700, К-701); 6,0 (Т-130).
- Унифицированная маятниковая навеска сельскохозяйственного трактора (с закреплённым водяным насосом дождевального агрегата)
- Унифицированная маятниковая навеска сельскохозяйственного трактора. Узкие колёса обеспечивают движение по междурядьям
- Ходовая часть быстроходного гусеничного трактора ДТ-75
- Колея пропашного трактора устанавливается точно кратной ширине междурядий
- Пахотный трактор. На каждую ось установлено по 6 колёс
Сельскохозяйственные тракторы подразделяются на пропашные и общего назначения.
- Пропашные тракторы предназначены для послепахотной обработки почвы и посевов, используются на сенокосах, уборке овощных и кормовых культур. Могут осуществлять вспашку лёгких почв в садах и теплицах. Отличительной особенностью пропашного трактора является проходимость в междурядьях. Различают несколько схем междурядной обработки, определяющие компоновку пропашного трактора.
Узкогабаритные пропашные тракторы имеют габаритную ширину меньше ширины междурядья и большой дорожный просвет. Используются при возделывании фруктовых и ягодных деревьев и кустарников, а также высокостеблевых овощных культур. К узкогабаритным пропашным тракторам относятся например садоводческие и виноградниковые модификации тракторов Т-38 и Т-70. Мотоблоки и мотокультиваторы также являются разновидностью узкогабаритных пропашных тракторов. Высококлиренсные пропашные тракторы имеют высоко поднятый остов, движущийся над рядами растений. Ходовая часть таких тракторов узкая, что позволяет уменьшить ширину междурядий. В зависимости от количества рядков растений, находящихся под остовом трактора различают однорядную, двухрядную и многорядную обработку. Для возделывания большинства культур вполне достаточно дорожного просвета 450 мм. С другой стороны, при таком дорожном просвете трактор всё ещё обладает достаточной устойчивостью, что позволяет использовать его и на других работах. Пропашные тракторы с дорожным просветом порядка 450 мм получили название универсально-пропашных
. Универсальность подразумевает как возможность возделывания различных культур, так и выполнение различных работ. Важной особенностью универсально-пропашных тракторов является возможность регулирования ширины колеи.
Кроме универсально-пропашных тракторов выпускаются и специализированные высококлиренсные пропашные тракторы. В частности хлопководческие тракторы имеют трёхколёсную ходовую часть и дорожный просвет от 650 мм до 1500 мм.
Универсально-пропашные тракторы могут использоваться для выполнения других работ, для привода стационарных машин. Универсально-пропашные тракторы в основном колёсные. Энергоёмкость универсально-пропашных тракторов лежит в пределах от 18 до 60 лошадинных сил на одну тонно-силу тяги.
Тракторы общего назначения подразделяются на пахотные и транспортные.
- Пахотные тракторы предназначены для сплошной пахоты почв на полях. Пахотные тракторы производства СССР имели
- тяговый класс от 3 до 10 тонно-сил и энергоёмкость от 25 до 30 лошадиных сил на одну тонно-силу тяги. Гусеничные тракторы осуществляют вспашку на скоростях 6-10 км/ч, а колёсные — 10-20 км/ч. Пахотные тракторы имеют смещённый вперёд центр тяжести. Это необходимо для того, чтобы при работе с плугом равномерно распределить вес на всю длину гусеницы.
- Транспортные тракторы бывают только колёсными. Предназначены для перевозки сельскохозяйственных грузов на прицепах. Имеют высокие рабочие скорости — до 50 км/ч (Т-150). Перевозка сельскохозяйственных грузов транспортными тракторами менее затратна, чем грузовыми автомобилями повышенной проходимости аналогичной грузоподъёмности. Колёсные тракторы общего назначения сочетают в себе функции пахотных и транспортных. Тракторы общего назначения имеют меньший дорожный просвет по сравнению с пропашными.
В последнее время получили распространение пахотно-пропашные тракторы, ходовая часть которых допускает установку узких колёс для пропашных работ, широких колёс для транспортных работ и спаренных — для пахоты.
Ввиду большой универсальности сельскохозяйственных тракторов они также являются базовыми машинами лёгких строительных бульдозеров и коммунальной техники.
В СССР ряд сельскохозяйственных тракторов (Т-74, МТЗ-82, Т-150К, К-700) имели промышленные модификации для работы с прицепными скреперами, грейдерами, погрузчиками и другими строительными и дорожными машинами, требующими повышенных рабочих скоростей.
Промышленный трактор[править | править код]
Промышленный трактор предназначен для работы в качестве базовой машины в землеройном или строительном агрегате: бульдозере, скрепере, трубоукладчике. Промышленный трактор характеризуется следующими особенностями:
- эксплуатация в течение всего срока службы с одним и тем же типом рабочего оборудования;
- работа на пониженных скоростях с большим тяговым усилием в условиях буксования ходовой части;
- возможность работы на твёрдых (в том числе скальных) грунтах;
- возможность работы на переувлажнённых грунтах;
- необходимость точного позиционирования рабочего органа относительно грунта;
- доставка к месту проведения работ на спецтранспорте.
- Бульдозерно-рыхлительный агрегат Б-10 на базе промышленного трактора Т-170
- Для улучшения обзора машинистом бульдозерного оборудования промышленный трактор Т-330 имеет переднее расположение кабины. Сравнительно редкое техническое решение
- ДЭТ-250М — один из немногих в мире тракторов с электромеханической трансмиссией
- Жёсткая подвеска и усиленная гусеница помогают трактору работать на твёрдых грунтах. Для буксировки прицепных землеройных машин (скрепера, грейдера) трактор имеет тягово-сцепное устройство
- Бульдозерно-рыхлительный агрегат Caterpillar D9 (США)
Конструкция промышленных тракторов отличается следующими решениями:
- малооборотистый двигатель с высоким крутящим моментом;
- применение гидротрансформатора на тракторах тягового класса 15 и выше.
- коробка перемены передач с шестернями постоянного зацепления, смазываемыми под давлением;
- жёсткая (или полужёсткая) подвеска;
- ходовая часть и рама усиленной конструкции;
- бронированные капот и нижняя часть моторного отсека для защиты двигателя от камней, переваливающихся через отвал;
- наличие усиленных шарниров для крепления отвала, рыхлителя и гидроцилиндров;
- гидравлическое оборудование повышенной энергоёмкости;
- улучшенная обзорность из кабины вперёд;
- возможность работы при низких температурах.
Отличительно особенностью промышленных тракторов является смещённый назад центр тяжести. Это необходимо для того, чтобы в составе бульдозерного агрегата (вес отвала может составлять до 20 % веса трактора) распределение веса на всю длину гусениц было равномерным. Поэтому, при использовании трактора без бульдозерного отвала на переднюю часть рамы устанавливается противовес.
Низкие рабочие скорости (2-3 км/ч) промышленных тракторов обуславливают их сравнительно невысокую энергоёмкость — порядка 15 лошадиных сил на одну тонно-силу тяги.
Для промышленных тракторов оптимальна гидромеханическая трансмиссия, позволяющая реализовывать полную мощность двигателя на особо малых скоростях. Встречаются тракторы с электрической передачей (например, ДЭТ-250М. ДЭТ-320).
В отличие от сельскохозяйственных тракторов, промышленные являются узкоспециализированными, изначально проектируемые для работы в составе конкретного типа машины (обычно бульдозерно-рыхлительного агрегата).
Промышленные тракторы преимущественно гусеничные, но для работы с погрузчиками и некоторыми дорожными машинами применяют и колёсные тракторы (в основном, модификации сельскохозяйственных тракторов).
В СССР на базе промышленных тракторов создавались сельскохозяйственные тракторы для пахоты целинных земель (Т-100МГС, Т-130, Т-170), отличавшиеся установкой задней навески сельскохозяйственного типа.
Трелёвочный трактор[править | править код]
Трелёвочный трактор предназначен для перевозки стволов деревьев от места рубки до места промежуточного складирования. Трелёвочные тракторы обычно строятся на базе сельскохозяйственных тракторов и отличаются от них компоновкой, позволяющей разместить на задней части рамы платформу с лебёдкой для чекерной трелёвки леса (например ТДТ-55, ТТ-4) или гидравлический захват для бесчекерной трелёвки леса (например ЛТ-187 на шасси ТТ-4М). Отличительной особенностью трелёвочных тракторов является ходовая часть с большой опорной площадью, что снижает эрозионное действие на лесную подстилку.
В России трелёвочные тракторы выпускаются Онежским тракторным г.Барнаул производит несколько вариантов трелёвочных тракторов: ТСН-4,ТТ-4М с одноместной или двухместной кабиной, с двигателем ЯМЗ и А-01, усиленной ходовой системой, различным технологическим оборудованием, Алтайский завод специального машиностроения (АЗСМ) «ПРОГРЕСС» производит трелёвочный трактор МСН-10 (усовершенствованный аналог ТТ-4М), а также другие модификации этого трактора с различным технологическим оборудованием: ЛП-18К, ЛТ-188 (челюстной погрузчик леса), ЛТ-187 и лесопожарный трактор МСН-10 ПМ «РУБЕЖ 4000».
Армейский трактор[править | править код]
Ранее тракторы находили применение и в строевых частях армий многих стран. Широко использовались в Первую мировую войну. Армейский трактор предназначен для буксировки артиллерийских орудий и других прицепных систем вооружения. Основные требования, предъявляемые к армейским тракторам — высокая скорость на марш-броске, высокая проходимость, приспособленность для работы в различных климатических условиях. Армейские тракторы представляли собой, как правило, модификации сельскохозяйственных и трелёвочных. В годы Второй мировой войны в ряде воюющих армий (в том числе в Красной армии) нашли применение бронетракторы, на которые устанавливалось пушечное вооружение или реактивные системы залпового огня «Катюша» (к примеру — СТЗ-5-НАТИ). В современных условиях применяются крайне редко, поскольку по тактико-техническим характеристикам уступают современным автомобилям-тягачам повышенной проходимости. В армии СССР, начиная с 50-х годов, тракторы применялись только в инженерных войсках, хотя в армиях стран НАТО все ещё ограниченно используются для транспортировки артиллерийских орудий в условиях труднопроходимой местности.
Типы и конструкции остова
- Безрамные
- Полурамные
- Рамные
- Монокорпусные
- Секционные с шарнирно-сочленёнными секциями
Примером рамных тракторов является лесные машины семейства «Онежец», где рама представляет сварную конструкцию из продольных металлических балок и трубчатых поперечен, на которые опираются двигатель, кабина, кузов и все узлы трансмиссии. А также рамный тип остова имеют тяжёлые гусеничные промышленные трактора Челябинского Тракторного Завода (Т-100, Т-130, Т-170 и другие).
Рама гусеничного трактора Т-130
Самая популярная конструкция – полурамная. Остов представляет собой составную структуру с передней частью в виде балочной полурамы, которая присоединена к корпусу трансмиссии машины. В ряд машин с таким типом остова входят следующие марки известных колёсных самоходных машин: МТЗ, ЛТЗ, ВТЗ, ЮМЗ.
Полурамная основа трактора
Примерами тракторов с остовом в виде шарнирно-сочленённых секций (полурам) является колёсный трактор Т-150К, трактора семейства «Кировец» (К-700, К-701, К-702 и другие).
Шарнирно-сочленённая рама Т-150К
Безрамные и монокорпусные типы остова в конструкции тракторов применяются редко и не встречаются среди популярных эксплуатируемых моделей.
История[править | править код]
Изобретение[править | править код]
Первые подобные тракторам машины появились ещё в XIX веке и были паровыми. Так, ещё в 1850 году английский изобретатель Уильям Говард использовал для пахоты локомобиль. Во второй половине XIX века на полях Великобритании работало уже около двух тысяч таких машин. В 1892 годуДжон Фролих из округа Клейтон, штата Айова, США изобрёл, запатентовал и построил первый трактор, работающий на нефтепродуктах.
Первым паровым гусеничным трактором в мире, вероятно, можно считать изобретение англичанина Джона Гиткота[en] (изобретатель промышленного ткацкого станка) в 1832 (патент) и постройку в 1837 рабочего экземпляра машины, предназначенной для вспахивания и осушения английских болот. В 1858 году американец W. P. Miller изобрёл и построил гусеничный трактор, с которым участвовал в сельскохозяйственной выставке города Мэрисвилл (Калифорния) в 1858 году и получил премию за оригинальное изобретение (патент от 1859 г. US N23853 Warren P.Miller). Ни изобретение Гиткота, ни трактор Миллера дальнейшего развития не получили. Первой признанной практической гусеничной машиной стал Lombard Steam Log Hauler[en] изобретателя Alvin Orlando Lombard в 1901 году.
В России первая заявка на «экипаж с подвижными колеями», то есть на гусеничный ход, была сделана в 1837 году русским крестьянином, впоследствии штабс-капитаном русской армии, Дмитрием Загряжским. Вот как он описал своё изобретение: «Около каждого обыкновенного колёса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колёсами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи; цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твёрдую поверхность» (из привилегии, выданной в марте 1837 года)[10].
По недостоверным источникам, первый русский паровой гусеничный трактор был построен уроженцем села Никольское Вольского уездаСаратовской губернии крестьянином Фёдором Абрамовичем Блиновым. Согласно документам, в 1879 году он получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам» и вскоре построил такую гусеничную тележку для использования с конной тягой. Также Блинов выступал с докладом «Паровоз с бесконечными рельсами для просёлочных дорог» на нижегородской выставке в 1896 году[11]. Писатель Лев Давыдов (наст. фамилия Ломберг) утверждал, что постройка прототипа (самоходного) трактора была закончена Блиновым в 1888 году. Готовой паровой машины малых габаритов ещё не существовало, и Фёдор Абрамович сам соорудил её из листового железа и труб сгоревшего вблизи Балаково парохода. Затем он изготовил такую же вторую машину. Обе они делали по сорок оборотов в минуту. Каждая из них управлялась раздельно. Скорость движения трактора соответствовала скорости движения быков — три версты в час. Таким образом, устройство приводилось в действие двумя паровыми машинами (по одной на каждую «гусеницу») мощностью в 10-12 лошадиных сил каждая. Ф. А. Блинов продемонстрировал его в 1889 г. в Саратове и в 1897 г. на Нижегородской ярмарке. Однако этот трактор так и не стал востребованным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве и дальше прототипа тракторов в России дело не пошло.[12] Несмотря на распространённость мнения о постройке Блиновым трактора, ни в архивах, ни где-либо ещё нет ни одного документального свидетельства об этом, есть только свидетельства о постройке им гусеничного вагона на гужевом ходу. Сведения о постройке Блиновым самоходного устройства ранее публикаций Льва Давыдова отсутствуют. (Подробнее см. Блинов, Фёдор Абрамович)
В 1896 году Чарльз В. Харт и Чарльз Парр разработали двухцилиндровый бензиновый двигатель. В 1903 году их фирма построила 15 тракторов. Их шеститонный #3 является старейшим трактором с двигателем внутреннего сгорания в Соединённых Штатах и хранится в Смитсоновском Национальном музее американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия. Бензиновый двухцилиндровый двигатель имел совершенно ненадёжную систему зажигания и мощность 30 л. с. на холостом ходу и 18 л. с. под нагрузкой[13].
Первым практически пригодным был трёхколёсный трактор Ivel Дэна Элборна 1902 года. Было построено около 500 таких лёгких и мощных машин.
В 1912 году немецкая фирма Hanomag начинает выпускать тракторы. В том же году начала выпуск гусеничных тракторов. Машина эта не была гусеничной в полном смысле этого слова, так как металлические ленты были надеты только на задние опорные колёса, а впереди у этой машины оставили обыкновенные колёса. В 1913 году на Всероссийской выставке в Киеве, где был выставлен «Холт», русские эксперты определили его неполноценность. учла указания русских инженеров и переделала трактор целиком на гусеничный ход в 1914—1915 годах.
Внедрение[править | править код]
В 1917 году в США началось массовое производство тракторов Fordson на заводах Форда.
В России оценило важность тракторов для страны только Советское правительство после 1917 года, выделив деньги на постройку тракторов в трудные для страны годы интервенции. Начиная с 1918 г. по указанию В. И. Ленина осуществляется подготовка производства для выпуска тракторов. В 1919 г. изобретатель Я. В. Мамин создал трактор «Гном» с нефтяным двигателем мощностью 11,8 кВт. Производство тракторов было настолько важным, что был издан Декрет Совета Народных Комиссаров от 1 апреля 1921 г. о признании сельскохозяйственного машиностроения делом чрезвычайной государственной важности. В 1922 г. начинают выпускаться тракторы «Коломенец-1» конструкции Е. Д. Львова. В 1922—1923 годах создаётся трактор «Запорожец» под руководством инженера Л. А. Унгера. В 1923 году на токмакском начался выпуск первых в СССР тракторов[14].
В 1924 году в СССР начался выпуск сразу трех моделей тракторов: «Коммунар» (Харьковский паровозостроительный и «Фордзон-Путиловец» (Красный Путиловец). В 1930 году были основаны Сталинградский тракторный завод и Харьковский тракторный завод, а в 1933 году — Челябинский тракторный завод. С 1934 года в Ленинграде стал выпускаться трактор «Универсал» (копия трактора Farmall F-20[en] американской фирмы International Harvester) с керосиновым двигателем и металлическими колёсами. «Универсал» был первым отечественным трактором, экспортируемым за границу.
Несмотря на сохранившуюся дореволюционную производственную базу (пять заводов пригодных для изготовления тракторов) и наличие собственных разработок (тракторы «Гном», «Коломенец-1», «Карлик», «Запорожец», «Коммунар»), советская промышленность не смогла дать сельскому хозяйству ни достаточного количества тракторов, ни качества выпускаемой продукции. В 1924-25 годах планировалось выпустить 1 120 тракторов, однако этот план не был выполнен. В 1925-26 годах планировалось выпустить 1 800 тракторов всех типов (с одновременной закупкой за рубежом 14 950 машин), фактически же было произведено менее 900 тракторов, большинство из которых «разваливалось на части после нескольких недель или месяцев работы»[15]. Тем не менее, таким образом были заложены основы отечественного тракторостроения и подготовлены первые кадры тракторостроителей. Дальнейшее развитие страны требовало строительства крупных специализированных тракторных заводов. Используя полученную от продажи зерна, леса, нефти и нефтепродуктов валюту, с помощью американских и европейских инженеров и поставок оборудования нескольких сотен иностранных компаний, были построены: Сталинградский тракторный завод в 1930 г. (выпускал тракторы СТЗ-15/30 (McCormick Deering 15-30, фирма International Harvester), Харьковский тракторный завод в 1931 г. (выпускал тракторы ХТЗ, подобные тракторам СТЗ), Челябинский тракторный завод в 1933 г., выпускавший гусеничные тракторы С-60 (CaterpillarSixty). За десять предвоенных лет отечественная промышленность произвела для сельского хозяйства порядка 700 тыс. тракторов. Общий выпуск отечественных тракторов составил 40 % их мирового производства.
В годы Великой Отечественной войны был построен Алтайский тракторный завод, а в послевоенные годы — заводы в Минске, Владимире, Липецке, Кишинёве, Ташкенте, Павлодаре.
ДТ-75
0
ДТ-75 гусеничный сельскохозяйственный трактор общего назначения. Самый массовый гусеничный трактор в СССР. В 2013 году Волгоградский тракторный завод отметил полувековой юбилей со дня начала производства ДТ-75. Трактор приобрёл хорошую репутацию благодаря удачному сочетанию высоких эксплуатационных свойств (простоте, экономичности, ремонтопригодности) и невысокой стоимости. Первоначально трактор был оборудован кабиной закрытого автомобильного типа: цельнометаллической двухместной герметизированной, унифицированной с кабиной автомобиля ГАЗ-51. Сиденье регулируемое по массе и росту водителя. Трактор ДТ-75М имел кабину с более глубокой по высоте выштамповкой потолка кабины и рычаги управления, загнутые к трактористу. Количество сошедших с конвеера машин — более 2,7 млн. В обиходе трактор ДТ-75 с топливным баком, расположенным сбоку от кабины, часто называют «почтальоном».
4.
Технические характеристики трактора для уборки снега
Не важно, для каких целей выбирается техника — уборка сугробов на даче или очистка городских улиц и магистралей. Для этого вида машин существуют определенные требования.
- Мощность двигателя трактора для уборки сугробов должна быть в пределах 10-25 л.с. С нижним пределом мощности используют технику для работы по свежевыпавшему снегу. Среднемощные (универсальные) машины работают по плотному снежному покрову на подъездных путях ко дворам и внутридомовым территориям. Коммунальные тракторы с двигателями 20-25 л.с. применяют для уборки снега с плотной массой 40-50 см.
- Тракторы для уборки снега – это модели, работающие на бензине. Дизельные версии дешевле в эксплуатации, однако в мороз могут глохнуть.
- Для лучшей проходимости выбирают полноприводные версии, хотя для небольших объемов можно пользоваться заднеприводными машинами.
- По сугробам предпочтительно работать на тракторах с механической коробкой передач, которая обеспечивает плавное движение.
- Вес машины выбирают из расчета 1 л.с. на 50 кг техники. По свежевыпавшему снегу могут работать мини-версии весом 1-1,2 тонны.
Уборка территории от снега трактором требует применения специального оборудования:
- отвал со щеткой. Отвал ставят спереди, он отгребает снег в сторону, щетку – сзади, она убирает остатки покрова. Для возможности расчистки сугробов под разным углом отвал должен быть оборудован гидроприводом;
- ковш, которым заменяют отвал. Используют для погрузки собранного снега в машины для вывоза;
- шнекоротор для дробления слежавшегося пласта;
- грейдерный нож, работающий вместе с отвалом.
Тракторы тягового класса 0,6
Тракторы и самоходные шасси тягового класса 0,6 (Беларус-320, Т-30А, ХТЗ-2511, ВТЗ-30СШ, СШ-25, Т-16МГ и др.) служат для выполнения междурядной и предпосевной обработок, посева, посадки овощных культур и садов, ухода за посевами, уборки сена, транспортных работ и могут приводить в действие стационарные машины.
Самоходные шасси — это разновидность трактора, на раме которого смонтирована грузовая платформа для перевозки грузов или навешены рабочие органы сельскохозяйственных машин и орудий, а также агрегаты для работы в коммунальном хозяйстве. Самоходные шасси СШ-25 и Т-16МГ используют в овощеводстве, садоводстве, полеводстве и животноводстве.
Зарубежные современные тракторы
Если для сравнения взглянуть на сельскохозяйственные машины, выпускаемые за рубежом, можно обратить внимание на трактор выпускаемый , которая разработала и создала трактор «John Deere».
«John Deere» универсальный трактор, созданный производителем, специализирующимся на широкопрофильном оборудовании для ведения сельского хозяйства, а особенно отличной линейки нового поколения тракторов. Их машины были выставлены на международных выставках и показали себя в деле, как очень качественнее и производительные.
Многие международные сельскохозяйственные организации взяли эти трактора на вооружение, заручившись гарантией надёжности и качества, поскольку данная фирма работает над выпуском сельскохозяйственного оборудования вот уже почти что 170 лет. Трансмиссия и двигатели на этих тракторах выпускается там же на заводе, а для оптимизации труда, в разработку новых моделей постоянно внедряются современные инновации, обеспечивающие повышение производительности и комфортные условия труда.
Сравнивая эти три модели тракторов, можно сказать, что и «John Deere» и «Кировец», не уступают друг другу в высокой производительности и усовершенствованиям. Вопрос лишь в области применения, поскольку «John Deere» и «Кировец» предназначены для использовании их для больших объёмов производства, там где нужна более высокая мощность. Такой же трактор, как «Беларус» — 132 H может быть использован для небольших работ, ограничивающихся частными земельными участками, а поэтому, его мощность соразмерна целям его использования.
Кто должен наносить маркировку?
Знак соответствия, маркировочную табличку и эксплуатационное описание будут наносить и заполнять отечественные производители спецтехники. Если на территорию Евразийского союза ввозится продукция из-за границы, такая обязанность возлагается на импортера. Так как вся информация и документация должна быть переведена на русский язык, это также придется делать импортеру.
Подробнее о нюансах маркировки техники для сельского и лесного хозяйства можно узнать у наших специалистов. Звоните, по всем возникшим вопросам мы проконсультируем бесплатно!
Тракторы тягового класса 0,2
Мини-тракторы тягового класса 0,2 (Т-012, АМЖК-8, МТЗ-082, МТ-15 и др.) предназначены для работы на мелкоконтурных, селекционных полях и в фермерских хозяйствах. Их можно аг- регатировать с плугом, косилкой, культиватором, прицепной тележкой и другими орудиями и машинами, изготовленными специально для них.
Мини-трактор, или малогабаритный трактор, — это универсальное мобильное энергетическое средство с двухосным колесным шасси или гусеничным движителем.
Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых рычагов идущим следом оператором. Условно мотоблок можно отнести к тяговому классу 0,1.