Обзор отрасли: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение


Сельскохозяйственное машиностроение

Определение 1
Сельскохозяйственное машиностроение — это отрасль машиностроения, обеспечивающая оснащение сельскохозяйственного производства.

Данная отрасль возникла в 19 веке в Великобритании, и дальнейшее развитие получила в США.

Сельскохозяйственное машиностроение включает в себя:

  • Комбайностроение – производство комбайнов различных модификаций
  • Тракторостроение – производство тракторов, двигателей и деталей к ним.

Замечание 1

Оба направления активно начали развиваться в 20 веке, во многих странах мира. В странах СНГ ведущее положение занимают русские и белорусские производители, чья техника по качеству не уступает иностранным брендам.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Наиболее крупными предприятиями России по праву считаются ОАО «Ростсельмаш» (специализируется на выпуске зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов), ОАО «Росагроснаб» (специализируется на выпуске запчастей и двигателей к различной сельскохозяйственной техники), концерн «Тракторные заводы» (включает в себя четыре завода выпускаемые крупную технику, наиболее известная «Агромаш»).

Продукция, производимая сельскохозяйственной отраслью:

  1. Комбайны. Техника данного типа подразделяется на зерноуборочные (одни из самых сложных, предназначенные для предварительной обработки зерновых культур), кормоуборочные (предназначенные для скашивания травы и культур, идущих на корм скоту) комбайны, а так же комбайны для уборки корнеплодов и овощей . Так же комбайны подразделяются на самоходные и прицепные, последние прицепляются к тракторам.
  2. Тракторы. Самоходные машины, предназначенные в основном для тяги других машин. Тракторы могут быть колесными и гусеничными. Сейчас выпускаются тракторы с повышенными требованиями к конструкции. Тракторы можно разделить на пропашные (для после пахотной обработки поля), пахотные (для сплошной пахоты), транспортные (для перевозки грузов прицепом)
  3. Сельскохозяйственные агрегаты. Данная техника предназначена для промежуточной сельскохозяйственной работы. Агрегаты подразделяются на: почвообрабатывающие машины (культиваторы, глубокорыхлители, бороны), сеялки (для сеяния семян всех видов культур)

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Сельскохозяйственное машиностроение 450 ₽ Реферат Сельскохозяйственное машиностроение 250 ₽ Контрольная работа Сельскохозяйственное машиностроение 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Тракторные заводы СССР

Основная часть машиностроительных производств, выпускаемых трактора, являются наследием советского машиностроительного комплекса. На сегодня часть предприятий активно развивается, получив модернизацию производственных мощностей и расширив модель ряд выпускаемых машин. Отдельные тракторные заводы прекратили своё существование, но ранее выпущенные машины до сих пор активно эксплуатируются.

МТЗ

Трактора Минского Завода на рынке сельхозтехники известны под брендом «Беларус». Производство было основано в 1946 году и активно развивается по сей день. Сегодня МТЗ является самым крупным производителем тракторов на постсоветском пространстве и входит в 8-ку крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире. Производственное объединение имеет структуру холдинга, в которую входят более 12-ти предприятий машиностроительного профиля.

Модель МТЗ-5

Модельный ряд, выпускаемой техники, охватывает все сегменты, используемых в аграрном секторе, тяговых классов — от самого малого 0.2 т.с до сверхмощных в 6 т.с. Основная масса моделей тракторов МТЗ, по классификации являются универсальными, что позволяет использовать шасси машин не только в сельском хозяйстве, а и других сферах деятельности с использованием специального оборудования. Так, на базе ряда популярных шасси тракторов МТЗ 82, МТЗ 92, МТЗ 952 для выпускают экскаваторы и погрузчики различных типов. Одна из популярных моделей трактора Беларус – МТЗ 82 выпускается заводом, в усовершенствованных модификациях, уже более 48 лет и до сих пор востребована на рынке, что говорит о высокой надёжности и функциональности белорусской техники.

Энергонасыщеный Беларус МТЗ-4522

В 2022 году завод пустил в серийное производство самый мощный трактор модельного ряда МТЗ —Беларус 4522 6-го тягового касса. Машина предназначена для работ в составе широкозахватных почвообрабатывающих агрегатов с эшелонированным размещением рабочих органов.

ХТЗ

Харьковский тракторный завод (имени Серго Орджоникидзе) был заложен 1930 году. До 1970 года предприятие занимало лидирующее место по производству тракторов в СССР. После распада союза завод претерпел ряд хозяйственных реорганизаций и 2022 году перешел в статус санации, в результате образовавшегося государственного долга в 401 млн. гривен.

Колёсный Т-150К

За время активного производства ХТЗ выпускал ряд популярных марок тракторов таких как: Колёсный универсальный трактор Т-25 (1969 г.), гусеничный трактор Т-74(1974 г.), гусеничные трактора Т-150 и колёсный универсальный трактор Т-150К (1970 г.).

Гусеничный Т-150

В период самостоятельной Украины были выпущены следующие модели техники: ХТЗ-180, колёсные пахотно-пропашной трактор ХТЗ -16131, фермерская машина ХТЗ 3510, трактор ХТЗ 181, колёсные трактора общего назначения ХТЗ-17212(17222) (2006 г.), дорожно-строительный бульдозер ТС-10 (2007 г.), маломощный трактор для фермеров ХТЗ-2410 (2013 г.) Гусеничные и колёсные трактора марки ХТЗ-280Т и ХТЗ-240К, ХТЗ-241К (2014-2015 г.).

ЮМЗ

Выпуск тракторов на Южном Машиностроительном заводе, в городе Днепропетровске, было начато с 1958 года, где одновременно с Минским Заводом выпускались универсально-пропашные машины марки МТЗ-5. В последствии данная модель стала основой для разработки и выпуска колёсного универсально-пропашного трактора ЮМЗ-6, который производился в различных модификациях с 1970 до 2001 года. Трактор широко использовался как сельском хозяйстве, так и других отраслях народного хозяйства СССР.

ЮМЗ-6АМ

В период с 2000 года Южный Машиностоительный завод находится в экономическом и хозяйственном упадке. С 2000 года по настоящее время в тракторостроении предприятием было сделано несколько попыток с ограниченным выпуском партий универсальных тракторов. В конструкции новых моделей использовалась идентичная база и трансмиссия ЮМЗ-6 с комплектованием импортными узлами гидравлики и силовым агрегатом.

ЛТЗ

Липецкое тракторное производство было основано в 1943 году на базе станкостроительного предприятия. Рассвет завода пришёлся на советский период с 1960 по 1988 год. Одной из самой массово производимой машиной являлся колёсный универсально-пропашной трактор Т-40 в классе 0,9 т.с. Машина завоевала свою популярность своей универсальностью в применении благодаря своим относительно малым габаритам, широкой возможностью работы с приводным оборудованием, неприхотливым силовым агрегатом с воздушным охлаждением. В последствии данная модель дала основу для выпуска усовершенствованных моделей тракторов Т-50, ЛТЗ-155, ЛТЗ-55, ЛТЗ-60, выпускаемых по сей день.

Липецкий трактор Т-40

Липецкий трактор ЛТЗ-155

В 2004 году завод пережил процедуру банкротства и был реорганизован в производство ОАО «Липецкий Трактор», входящее в концерн российских машиностроительных предприятий «Тракторные Заводы».

ЧТЗ

Челябинский завод является лидером в производстве сверхмощных гусеничных тракторов промышленного назначения в СССР. Первые машины, под маркой С-60 (Сталинец 60), с конвейера предприятия вышли в 1933 году. Данная модель была прототипом американского трактора Caterpillar.

В годы Великой Отечественной Войны Челябинский завод выпускал артиллерийские тягачи, танки марок Т-34, ИС-1, самоходные артиллерийские установки. В военный период конструкторский потенциал предприятия разработал и пустил в производство 13 видов танков и САУ, разработал 6 моделей танковых дизельных моторов.

После войны предприятие выпустило ряд моделей промышленных гусеничных тракторов большой мощности, которые использовались в разработке полезных ископаемых, в строительстве газовых и нефтяных коммуникаций, в освоении северных регионов страны.

Самый мощный бульдозер ЧТЗ Т-800

ДЭТ-250 гусеничный дизель-электрический трактор Т-100М (1963 г.) самый массово выпускаемая модель с мощностью 108 л.с. Т-130 (1970 г.) Т-800 (1983 г.) по государственному заказу выпущен трактор с тяговым усилием 75 т.с. (самый мощный в мире на то время). Т-130М (1984 г.) Т-170 (1988 г.) ДЭТ-250М (1989 г.) Т-10 (1990 г.) ДЭТ -320 (2002 г.)

На сегодня завод реорганизован в предприятие ОАО «Челябинский тракторный завод –Уралтрак». В состав предприятия входит более 6000 квалифицированных работников. Основной продукцией завода является трактора Т-10М, ДЭТ-250М и специальные машины на их базе, бульдозер Б-10М, трубоукладчики, дизельные силовые агрегаты мощностью от 12 до 1200 л.с., дизель-генераторы мощностью в 100 кВт, дизель-гидравлические установки для сбора нефтезагрязненний с поверхности воды, маломощный трактор «Уралец» с мощностью 12 л.с., запасные части к тракторам.

ЧЗпТ

Чебоксарский Завод промышленных Тракторов был заложен в 1972 году под производство сверхмощных промышленных машин. Целью основания производства было расширение производственных мощностей в связи с нехваткой выпуска тракторов промышленного назначения Челябинским Заводом. Конкретно предприятие реализовывало выпуск новых советских моделей гусеничных промышленных моделей гусеничных машин Т-330 (1975 г.) и Т-500 (1985 г.). А также на базе данных машин были выпущены трубоукладчики для монтажа труб большого диаметра.

Чебоксарский бульдозер Т-330

На 2022 год предприятие находится в стадии банкротства и выпуск тракторов приостановлен.

ОТЗ

Онежский Тракторный Завод (город Петрозаводск) был запущен в 1956 году на базе Онежских Машиностроительного и Литейно-металлургического предприятий. Специализацией предприятия является выпуск гусеничных машин под брендом «Онежец» для лесозаготовительных работ. Среди популярных моделей тракторов и наиболее массово, выпущенных в советский период заводом можно отметить следующие машины: трелёвочники дизельные тракторные ТДТ-40 и ТДТ-55.

Трелёвочник Онежец

Позже все модели тракторов, выпускаемые предприятием, сегментировались по специализации применения в лесозаготовительных работах. В ряд моделей входили: кусторезные машины, болотоходные машины, мульчеры, трелёвочники, сортиментовозы, лесопожарные машины.

На сегодня в модельный ряд выпускаемых заводом машин входят: Онежец 320 — чокерный трелёвочник, Онежец 310 — лесопожарная машина, Онежец 390 — мульчер, Онежец 350 — сортиментовоз, трактора для бесчокерной трелевки леса — Онежец 333 (334, 335, 380, 382, 385, 392, 395).

В настоящее время Онежский Завод, после банкротства, был выкуплен белорусским машиностроительным холдингом «Амкодор» и переименован в предприятие ООО «Амкодор Онего».

Кировский Завод

Истоки создания завода берут своё начало из Путиловского артиллерийского завода, которое после революции 1917 года было реорганизовано советской властью в предприятие «Красный Путиловец», где и была выпущена в 1924 году первая советского модель трактора «Фордзон-Путиловец».

В годы Великой Отечественной Войны часть специалистов завода были эвакуированы в Челябинск, где осуществляли свою трудовую деятельность на ЧТЗ. Оставшиеся в блокадном Ленинграде работники продолжали вести сборочные работы тяжёлых танков КВ и ремонт военной техники на мощностях еже разрушенного завода.

После войны завод остался машиностроительной базой советского танкостроения, где 1976 году был выпущен первый танк с газотурбинным двигателем Т-80.

В 1964 году начат выпуск модельной линейки мощных энергонасыщенных колёсных тракторов сельскохозяйственного назначения 5-6 тяговых классов под брендом «Кировец» марки К-700, К-701, К-702.

Кировец К-700

С 2000 года завод выпустил ряд следующих моделей мощных колёсных тракторов: К-744 1995 год, К-744Р 2000 год, К-708 2009 год, Кировец-Рowerplus 2011 год, К-9000 2012 год.

На сегодня техника «Кировского Завода» экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья Казахстан, Чехию, Германию, Францию, Канаду, США, Австралию.

ВМТЗ

Владимирский Моторно-тракторный Завод основан в 1945 году. Первыми произведёнными тракторами предприятия были машины Т-28, разработанные конструкторами Кировского завода в Ленинграде. Самым известным трактором выпускаемым заводом стал малогаборитный трактор Т-25 (Т-25А) под брендом «Владимирец».

Параллельно с выпуском тракторов на мощностях предприятия велось производство тракторных дизелей: Д- 37М, Д-37Е, Д-21, Д-144, Д-145Т.

На сегодня предприятие после полной остановки производства и банкротства выкуплено .

ВгТЗ

Волгоградский тракторный завод, который до 1961 года именовался как Сталинский тракторный завод имени Ф.Э. Дзержинского. Закладка завода стартовала в советский период в 1926 году, в рамках масштабной индустриализации советского государства, а первый трактор с линий предприятия сошёл в 1930 году. На то время предприятие считалось заводом гигантом, с линий которого за семь часов работы выходило до 210 машин.

Гусеничный трактор Волгоградского завода ДТ-75

Основными известными марками тракторов были гусеничные машины общего и сельскохозяйственного назначения ДТ 54, ДТ-75, ВТ-100. После 2002 года, разделённое на части, предприятие пришло в упадок и 2005 году признано судом банкротом.

Гусеничный ТВ-100

На сегодня часть производственных мощностей бывшего завода отдана государственной корпорации «Ростех» где выполняются оборонные заказы по производству бронетехники для воздушно-десантных войск.

БТЗ

Брянский тракторный завод — один и з самых молодых тракторных российских предприятий основанный в 2022 году. Завод выпускает ряд колёсных тракторов с шарнирно-сочленённой рамой и гусеничные машины для выполнения обработки почвы в сельском хозяйстве. По сути трактора являются современными аналогами тракторов Харьковского завода Т-150К, Т-150 которые стали особенно востребованы после распада Союза и разрыве хозяйственной кооперации между Украиной и Россией. Модельный ряд, выпускаемых предприятием тракторов, представлен следующими марками машин: колёсные — БТЗ-243К, БТЗ-244К, БТЗ-245К, БТЗ- 246К, гусеничные БТЗ-181 и БТЗ-150.

АТЗ

Алтайский тракторный завод, в городе Рубцовске Алтайского края, был основан 1942 году в результате эвакуации производственных мощностей с Харьковского Тракторного завода, Одесского Завода Сельскохозяйственного Машиностроения, Сталинградского Тракторного завода. Первые трактора с линии завода вышли уже в 1943 году.

На мощностях предприятия были спроектированы и выпущены первые в стране бульдозеры ДТ-54, который в последствии стал основой для выпуска самого массово выпускаемого гусеничного трактора ДТ-75. В 1956 году завод выпустил трактор дизельный трелёвочник ТДТ-55, а в 1957 году его усовершенствованную версию ТДТ-60 (с форсированным двигателем). В 1962 году с линий предприятия вышел трактор ТДТ-75 и гусеничная машина для транспортировки грузов по бездорожью ТСТ-80. С 1965 года завод начал выпускать гусеничный трактор сельскохозяйственного назначения Т-4, ставший в последствии визитной карточкой предприятия. Усовершенствованная модификация данной машины Т-4А выпускалась в период с 1970 по 1998 год. Начиная с 2007 года завод перешёл в стадию хозяйственного упадка и 2011 году признан полным банкротом.

На сегодня на базе потенциала бывшего АТЗ создано производственное предприятие ООО «Завод Алтай трактор», которое представило свою новую разработку гусеничного трактора в третьем тяговом классе с бульдозерной навеской «Алтай-130». Мощности предприятия позволяют выпускать до 500 единиц техники в год. Кроме этого ряд Барнаульских профильных производств — Завод самоходных машин «Прогресс» и Алтайский тракторный продолжили производство трелевочных машин, разработанных АТЗ.

КТЗ

Кишинёвский Тракторный Завод основан на базе предприятия по производству автомобильных деталей «Автодеталь» в 1961 году. Первым трактором, выпущенным, на молдавском предприятии, была машина Т-50В в 1962 году. С 1975 года завод начал выпуск свекловичного гусеничного трактора Т-70С на базе белорусского трактора МТЗ 80.


Свекловичный трактор кишинёвского завода Т-70

В 1995 году завод был реорганизован в АО «Тракторный . На сегодня предприятие прекратило выпуск техники. Хозяйственная деятельность завода заключается в сдаче площадей в аренду, а большая часть цехов находится в запустении.

ТТЗ

Ташкентский тракторный завод основан в 1942 году, специализировался на выпуске хлопководческой технике. С 1960 года по 1970 год основными моделями тракторов являлись хлопковые версии тракторов Т-28 и МТЗ-50, собираемые из сборочных единиц Минского и Владимирского тракторных заводов. В последствии завод занимался производством транспортных прицепов для хлопководческих хозяйств и сборкой тракторов МТЗ-80, Т-28Х4М.

Хлопковая модификация МТЗ-80Х

На данный момент предприятие реорганизовано указом Президента Республики Узбекистан в предприятие АО «TQXTZ» с профилем производства тракторов и машин для возделывания и уборки хлопка.

ОЗТМ

Омский Завод Транспортного Машиностроения по специализации своего производства плотно сотрудничал с военными оборонными заказами по выпуску военной техники в частности танков, огнемётных систем и обсуживающих заряжающих машин к ним на базе танковых гусеничных шасси.

ЗТМ-60

В производстве тракторов мощности завода использовались для выпуска колёсных тракторов ЗТМ-60 (аналог ЮМЗ-6АЛ), которые производились по лицензии Южного машиностроительного Завода. А также завод наладил выпуск экскаваторов ЭО2621В2 на базе данного трактора. В последствии конструкторы предприятия осуществили боле 50 технических доработок выпускаемой модели трактора, включая: оборудование машины передним ведущим мостом, оснащение газодизельным двигателем, изготовление экспортных и тропических модификаций.

КЗСМ

Коломыйский Завод сельскохозяйственных машин — национализированное предприятие советской властью в 1939 году. До 1958 года завод специализировался на производстве кормоизмельчительного оборудования для животноводства. Тракторную технику предприятие начало выпускать с 1957 года. Первые самоходные машины ПГ-0,5 были предназначены для грейферной погрузки. С 1964 по 1988 годы большая часть выпускаемых грейферных погрузчиков модели ПГ-0,5 СТ предназначалась для сахарной промышленности Кубы.

Грейфер Карпатец

В 1982 году, предприятие по объёмам производства, вышло на передовые позиции в производстве самоходных грейферных погрузчиков в СССР. В ряд популярных моделей машин вошли следующие марки ПЭА-1.0, ПЭА-1А под брендом «Карпатец». Технической основой для выпуска данных машин стали сборочные узлы и детали трактора ЮМЗ-6.

На данный момент предприятие находится в стадии хозяйственной стагнации, а серийное массовое производство техники не осуществляется.

Центры сельскохозяйственного машиностроения

Аграрный потенциал России очень велик, и сельскохозяйственное машиностроение играет немаловажную роль в развитии народного хозяйства и экономии страны.

Предприятия сельхозмашиностроения располагаются в различных районах страны. Их расположение обусловлено близостью сырьевой базы, специализацией и кооперированием с другими отраслями, потребительским спросом и особенностями продукции.

Так как производимая продукция достаточная громоздкая и трудно транспортируемая, поэтому предприятия располагаются в районах соответствующей сельхозспециализации.

Так зерноуборочные машины выпускаются на Северном Кавказе и Сибири. А производство тракторов сосредоточенно в Волгограде, Санкт-Петербурге, Липецке и др.

Сельскохозяйственное машиностроение и его место в экономике

Сельское хозяйство сильно отличается от того что было еще пару десятилетий назад, и уровень механизации значительно вырос. Однако не смотря на это, недостаточная оснащенность сельхозтехники является проблемой развития данной отрасли. И в советское время и сейчас Российское сельскохозяйственное машиностроение могло поразить лишь количественным показателем, тогда как технологический уровень оставлял желать лучшего, уступая западным аналогам.

После потрясений 90-х годов аграрий испытывали острую нехватку качественной сельхозтехники, так как заводы могли предложить только устаревшие образцы. Именно поэтому аграрии были вынуждены закупать технику за рубежом.

Сегодня предприятия сельскохозяйственной техники производит лишь 10% от ВВП. Фермерам, в силу экономических причин, приходится либо долго не обновлять парк сельхозмашин, либо закупать импортную технику, что приводит к низкой загруженности производства на российских заводах.

Не смотря на это, эксперты уверенны, что потенциал развития сельхозтехники в России просто огромен.

Оснащенность АПК РФ продукцией сельскохозяйственного машиностроения

Даже в «золотые» советские годы уровень оснащения агропромышленного комплекса сельхозтехникой был на неудовлетворительном уровне. Особенно, если сравнивать с сельским хозяйством Западной Европы и Северной Америки. При этом давало о себе знать еще и технологическое отставание, которое проявляло себя в низкой эффективности сельхозмашин.

Распад Советского Союза усугубил и без того далекую от оптимума ситуацию. В течение первых пятнадцати постсоветских лет отечественный парк сельскохозяйственной техники сократился более, чем в 4 раза. Аграриям остро не хватало даже тракторов и комбайнов, не говоря уже о более узкоспециализированной продукции сельскохозяйственного машиностроения. Причем сокращение парка в общенациональном масштабе продолжается до сих пор, хотя и уже гораздо более низкими темпами, чем раньше.

По данным Росстата, в 2014 году в сельхозпредприятиях России насчитывалось 247 тыс. тракторов и 64 тыс. зерноуборочных комбайнов. Для сравнения в 2000 г. эти показатели были на уровне 746 тыс. и 198 тыс. соответственно. При этом сама техника, которой в настоящий момент располагают аграрии, по данным экспертов, на 2/3 является изношенной физически и на 80-90% устаревшей морально.

Использование изношенной и устаревшей сельхозтехники сказывается на рентабельности агропредприятий. Старые трактора и комбайны требуют больше расходов в процессе эксплуатации, а уровень потерь урожая из-за них выше, чем при использовании новой техники. Причем уровень развития сельскохозяйственного машиностроения в стране таков, что новая отечественная техника не намного лучше себя показывает, чем «бэушная» импортная.

Наиболее наглядно об уровне обеспеченности отечественного АПК сельхозтехникой свидетельствует такой показатель, как количество тракторов в расчете на 1 тыс. гектар пашни. По этому показателю мы очень существенно отстаем от других стран. Например, в Аргентине на эту площадь приходится в среднем 8 тракторов, в Канаде — 16, в Германии — 64. Для сравнения в России на 1000 га посевов приходится всего 3(!) трактора. Схожая ситуация и по комбайнам.

Состояние российского сельхозмашиностроения

Несмотря на сокращение общего числа тракторов, специалисты отмечают неплохой темп обновления парка сельхозмашин. Немаловажную роль в этом сыграли государственные программы развития аграрно-промышленного комплекса. Хотя уровень импорта сельхозтехники высок, отмечается рост выпуска отечественной продукции. Но не смотря на это главным преимуществом по-прежнему остается низкая стоимость, а вовсе не их технологичность.

Крупнейшим производителем сельхозтехники в России является «Ростсельмаш» и концерн «Тракторные заводы». Отличительной частью их является использование минимума импортных комплектующих.

В 2016 году было выпущено около 6,7 тысяч тракторов, и лишь половина из них была отечественными, 52% была собрана из импортных деталей.

Тракторные тренды: какие новинки представляют ведущие производители

19.01.2018
Автор: Сергей Кузнецов

Роль машинного труда в АПК ценилась всегда. Значительный подъем в производстве сельхозтехники произошел в советское время, причем не только в самом СССР. А вот в XXI веке объемы ощутимо упали. Но потеря в количестве сказалась на качестве. Со временем менялись возможности производителей, а вместе с ними и требования к технике со стороны аграриев. Сегодня рынок сельхозтехники вновь двигают вперед ведущие производители, каждый год удивляющие новыми концептами. Что умеют современные машины в АПК и какие тренды актуальны в производстве тракторов?

Маленькие, да удаленькие

В России в последние годы характерна тенденция падения спроса на крупную агротехнику. С одной стороны это связано с ростом числа небольших фермерских хозяйств, которым такие машины и не нужны, и не по карману. С другой – в целом уровень цен на большие мощные тракторы сейчас довольно высок.

На фоне общего снижения спроса на сельхозтехнику особенно заметен рост популярности мини-тракторов. По итогам 2016 года их продажи выросли на 10,4%, а доля на рынке агротехники увеличилась с 9,6% до 13,7%.

Их самое очевидное преимущество – гораздо меньшие размеры при сохранении всех основных функций «больших» тракторов. Такие машины пригодятся в небольших хозяйствах, поскольку их удобно использовать на участках до 10 га. Однако нередко они оказываются нужными даже на даче или в саду. Функции мини-тракторов весьма обширны: уход за газоном, удобрение почвы, уборка мусора (а зимой еще и снега), вспашка земли, боронение, аэрация – уже внушительный список. Несомненным плюсом стоит считать и экономичность ввиду малой мощности. В основном для этой категории она составляет в пределах 20 л.с.

На рынке мини-тракторов тон сегодня задают прежде всего американские производители (Magnatrac, TYM). В последнее время, правда, по качеству сборки к ним приблизились китайские компании (Xingtai, Jimno), а вот в Европе пока отстают.

В России одним из лидеров рынка в данном сегменте является челябинское предприятие ООО «Трактор», располагающееся в городе г. Еманжелинск. На заводе производится несколько моделей под маркой «Уралец» мощностью от 16 до 22 л. с. В год предприятие производит около 1500 тысячи тракторов, а самой популярной моделью является «Уралец-220».

Вторая популярная российская марка мини-тракторов – «Чувашпиллер». В линейке этого производителя гораздо больше моделей от 12 до 35 л. с. на любой карман и задачи. Это предприятие так же выпускает примерно 1500 тысячи тракторов в год, а модельный ряд является копией китайских тракторов, максимально локализованных для российских условий.

Однако о серьезной конкуренции можно говорить разве что в перспективе. Тем не менее, потенциал у отечественных моделей, по оценкам экспертов, достаточно высокий. К тому же они отличаются даже большей универсальностью, нежели зарубежные аналоги, плюс максимально адаптированы к российским условиям эксплуатации.

Какие технологии нынче в цене?

Помимо появления новых тракторов и комбайнов ведущие производители постоянно соревнуются в битве технологий. При этом основным способом представить миру свои наработки были и остаются специализированные выставки. Для производителей это отличная возможность похвастаться новейшими достижениями, для остальных – узнать, насколько далеко зашел прогресс в отрасли.

В этом смысле особняком стоит компания John Deere, за год представившая, пожалуй, больше всех инновационных решений. К примеру, в компании разработали систему, которая проводит анализ вносимых удобрений и оценивает потребность каждого отдельного участка в дополнительной подкормке. Такое решение позволит не только сэкономить на удобрениях, но и в целом повысить эффективность растениеводства.

Еще одна новинка компании в этой же сфере – система, определяющая количество химических веществ, применяемых для комплексной защиты посевов. Автоматика контролирует, чтобы с «химией» ненароком не переборщили.

Кроме того, John Deere придумал очень полезную штуку, которая может помочь при работе на вязком грунте – систему автоматического включения полного привода на тракторе. Она задействует полный привод при пробуксовке колес и отключает его, когда колеса оказываются на достаточно ровной и твердой поверхности. Эксперты уже оценили новинку выше аналогов и отметили, что она позволит снизить износ деталей трактора и увеличит производительность.

Много хвалебных слов от специалистов досталось еще одной автоматической разработке, которая умеет запоминать повторяющиеся действия тракториста. Такая система пригодится на ограниченных участках, где трактористы вынуждены часто делать одни и те же действия, в том числе двигаться по одинаковой траектории, например, разворачиваться. Принцип работы прост – при трехкратном повторении последовательности действий система ее запоминает и в дальнейшем воспроизведет с помощью всего одной кнопки.

Вообще технологии, направленные на автоматизацию, приковывают внимание больше всего. Существенно упростит работу фермера устройство, управляющее распределением балласта при помощи гидравлики. Такая конструкция избавит от необходимости самому ставить балласт на задние колеса во время тяжелых операций.

Другие мастодонты тракторостроения хоть и не отличались сверхактивностью в разработке новых технологий, но без сюрпризов тоже не обошлись. Например, еще один флагман производства агротехники AGCO удостоился множества положительных отзывов за инновационную систему быстрого изменения давления в шинах трактора. В ее основе – дополнительная внутренняя шина, которая играет роль своеобразного «аккумулятора» и позволяет в зависимости от ситуации изменять давление в основной шине всего в течение 30 секунд. И что немаловажно – обороты двигателя при этом не падают, как это обычно бывает в обычных тракторах во время подкачки шин, что позволяет продолжать выполнять работу без перерыва.

Инженерам AGCO принадлежит также идея создания новаторской системы трансмиссии, умеющей анализировать и сравнивать нагрузку на переднюю и заднюю оси и при необходимости выравнивать их. Такая конструкция не только повышает эффективность работы трансмиссии и удобство управления трактором, но и заметно снижает воздействие техники на почву.

Корпорация CLAAS порадовала разработкой в области оптимизации работы трактора, суть которой заключается в точном расчете маршрута, анализе и прогнозе времени, которое понадобится трактору для завершения текущего задания. Уникальность этой технологии в том, что она создает схему обрабатываемого поля и предлагает оптимальный вариант маршрута движения. Такая штука очень полезна в тех случаях, когда работать приходится на больших полях неправильной формы – фермер в итоге экономит и время, и силы, а заодно избавляет себя от лишних аналитических размышлений и умственных расчетов.

Российская техника: шаг вперед

В 2022 году серьезно заявили о себе отечественные производители, которые впервые за долгое время составили более чем достойную конкуренцию своим западным коллегам. Отдельного внимания заслуживает новинка от «Ростсельмаша» – трактор с повышенной проходимостью VERSATILE DeltaTrack 550. Одно из наиболее заметных его преимуществ – возможность выбрать нужную ширину гусеничной колеи. Варианта два – 30 и 36 дюймов. Колеса при этом выполнены из полиуретана, что в сравнении с привычными резиновыми аналогами является куда более долговечной альтернативой. Главная же особенность трактора кроется в конструкции рамы опорных роликов. Она имеет две степени свободы, что позволяет добиться сразу нескольких положительных моментов. Это и меньшее воздействие на почву при лучшей плавности хода (особенно заметной на неровных рельефах), и пониженный коэффициент пробуксовки, а заодно и сокращение расхода топлива. Кроме того, линейка DeltaTrack оснащается автоматической трансмиссией, включающей 16 передач вперед и 4 назад. Такой большой диапазон делает машину универсальной и готовой к длительным нагрузкам на больших площадях. Для этого приспособлено и рабочее место тракториста. Мало того что кабина стала очень просторной (внутренняя площадь – 5 кв.м.), так еще и существенно прибавила в эргономике. Все основные функции регулируются нажатием одной-двух кнопок, расположенных под подлокотником. Словом, места много, но все под рукой.

Петербургский тракторный завод тоже порадовал яркой новинкой, способной составить конкуренцию на мировом рынке. Предприятие начало выпускать модернизированный трактор «Кировец» К-744Р4 с турбодизельным двигателем Mercedes-Benz мощностью 428 л.с. и обновленной кабиной с панорамным остеклением для улучшенного обзора в поле.

Кстати, и «Ростсельмаш», и Петербургский тракторный завод за последний год очень существенно продвинулись в расширении рынка сбыта. Оба производителя регулярно участвуют в выставках мирового масштаба и прямо там подписывают новые соглашения о поставках своей техники европейским компаниям. Более того, даже многие зарубежные специалисты в области тракторостроения открыто говорят, что в России начинается новый этап развития сельскохозяйственной техники.

Куда двигаться дальше?


Что касается приоритетных направлений для новых разработок, то ведущие производители стараются охватить как можно больше вариантов для потенциальных улучшений. Главным образом, это, конечно, стремление к максимальной автоматизации работы и уменьшению влияния человеческого фактора, в том числе внедрение компьютерного управления различными процессами. Также пытаются улучшить эргономику и всячески повысить удобство для водителя. Разумеется, не обходят стороной и технические характеристики новинок, модернизируя двигатели, трансмиссию, расширяя возможности колесной базы и т. д.

Иногда компании реализуют идеи в тех аспектах, на которых они в принципе не специализируются. Достойный пример – британская компания JCB. Она больше известна как производитель экскаваторов-погрузчиков, но недавно представила новую линейку скоростных тракторов Fastrac 8000. Благодаря мощному двигателю и бесступенчатой коробке передач, они развивают скорость до 70 км/ч, что может иметь большое значение при обработке больших площадей.

Важно и внимание к деталям, которые, на первый взгляд, не столь существенны. Так, к примеру, компания Zetor Major HS при разработке новой модели HS в числе прочего изменила угол поворота колес. Сумев увеличить его до максимально возможных (без ущерба для остальных узлов) параметров, удалось сократить радиус разворота до 3,9 м, что совсем немного для трактора, и в процессе работы может стать очень существенным подспорьем.

А вот компания AGCO при совершенствовании своей самой мощной (в прямом смысле слова) линейки Valtra S обратила внимание на удобство руления, для чего добавила в комплектацию реверсный привод Twin-Trac, а также сделала акцент на экологичности, внедрив технологию очистки отработавших газов e3 SCR. Вдобавок инженеры создали комфортные акустические условия для водителя – звук в кабине не превышает 71 дБ. Другая новинка этого же производителя, Fendt 1000 Vario сочетает в себе максимальные в классе тяговые характеристики и отличную маневренность практически на любой поверхности. Таким образом, уникальные решения в разных направлениях позволяют чувствовать себя уверенно в конкурентной борьбе.

Начало агросезона – время новинок


Очередную порцию впечатляющих и многообещающих новинок рынок сельхозтехники получил буквально месяц назад. К концу года мировые лидеры в агротехническом производстве традиционно презентуют очередные новинки с прицелом на будущее. Какие-то из них начнут продавать уже в 2022 году, что-то еще будет дорабатываться и совершенствоваться. Так, компания CLAAS показала трактор AXION 900 TERRA TRAC – первый полугусеничный трактор с полной подвеской. А все тот же AGCO представил систему ведения учета VarioDoc Pro, с помощью которой несколько тракторов, подключенных к платформе Agrirouter, смогут обмениваться данными полевых журналов. Заслуживает интереса и их новинка Fendt e100 Vario – первый аккумуляторный электротрактор, способный работать без подзарядки в течение всего рабочего дня.

В целом в разработках всех ведущих производителей агротехники прослеживается четкое стремление совмещать два акцента – ориентироваться на потребности человека и в то же время следовать духу времени, успевая реагировать на появление новых технологий в других сферах, ведь в конечном счете все оказывается взаимосвязано. А то, что процесс обработки земли прошел такой огромнейший путь от плуга и простейших земляных орудий до совершенных машин, лишний раз подтверждает, что АПК в жизни человечества всегда был и остается на ведущих ролях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]