КрАЗ-250 и КрАЗ-260: первые шаги в новом направлении Кременчугского автомобильного завода


Переходная модель от КрАЗа классического к КрАЗу современному

КрАЗ-250 – советский трёхосный тяжёлый грузовик, с двумя ведущими мостами, который производился с 1978-го по 1992 год. Это совместная разработка Кременчугского автомобильного завода, HAМИ и MBTУ имени Баумана, которая представляет собой эволюционное развитие самых массовых моделей завода – грузовиков КрАЗ-219 и КрАЗ-257. В свою очередь, КрАЗ-250 стал родоначальником новых семейств кременчугских грузовиков, той самой переходной моделью, на которой был выработан их новый фирменный стиль и узнаваемый профиль.

Устройство. Сходства и различия КрАЗ-219 (-257) и КрАЗ-250

Кроме совершенно новой кабины, другим главным новшеством КрАЗ-250 стали дизельные 8-ми цилиндровые двигатели семейства ЯМЗ-238. Конструктивно КрАЗ-250 был создан на базе и многих узлах КрАЗ-219/257. Но он сделан с обновлёнными агрегатами и по более современным, на тот момент, технологиям. В частности, мосты и подвеска остались «в наследство» от 257-го семейства. А вот лонжеронная рама грузовика КрАЗ-250 выполнена из стали более толстой, 8-миллиметровой, с поперечинами и усиляющими элементами. В раме реализованы болтовые соединения, повышающие гибкость и прочность при разнообразных комбинациях нагрузок. Ширина рамы – 860 мм.

Двигатель, как уже было указано, использовали новый. Несколько достаточно важных изменений было внесено и в трансмиссию грузовика. К примеру, карданный вал стал проходить через среднюю тележку и подключаться из кабины, с пульта управления трансмиссией. Подобное решение способствовало высвобождению 350-ти килограммов полезной нагрузки, позволило расширить ёмкость топливной системы. На КрАЗ-250 появилась возможность разместить два бака ёмкостью по 250 литров дизтоплива и ещё один на 50 литров дизтоплива. Это обеспечивает запас хода практически в тысячу километров.

Карданная передача состоит из двух валов с последовательным приводом. Карданные валы трубчатые, открытого типа. Диаметр трубы переднего вала составляет 114 мм, а заднего – 89 мм. Жёсткие карданные шарниры установлены на игольчатых подшипниках – таких же, как на КрА3-219/257. Картеры переднего и заднего мостов – взаимозаменяемые. Они не литые, как на грузовиках-предшественниках, а изготовленные из листовой стали методом штамповки.

В дальнейшем, при изучении эксплуатации КрА3-257 был сделан вывод, что в раздельном приводе через 2 карданных вала нет надобности. Постепенно пришли к менее сложному приводу на передний и задний мосты с проходным средним мостом, подключаемым из кабины. Управление трансмиссией, в частности, мостами, стало кнопочным, а не рычажным, как ранее. Это упростило эргономику салона и улучшило рабочее пространство. Панель управления вынесли на правую часть за область индикаторов давления, поскольку она использовалась нечасто.

Колея и расстояние между сдвоенными задними колёсами у КрАЗ-250 стали немного меньшими, чем у предшествующих моделей. Шины использованы с более узким профилем, и колея в итоге получилась такой же, как и у КрАЗ-219. В подвеске, по сравнению с Кра3-219/257, достигнута бо́льшая мягкость – за счёт изменения профиля листов и установке рессор переменной жёсткости. Уменьшено скольжение концов рессор по накладкам балок задних осей. Бронзовые втулки в балансирах заменены на текстолитовые. Новый рулевой механизм обладает повышенным коэффициентом полезного действия. На Кра3-219 в качестве рабочей пары применялся червяк с боковым сектором. А на КрА3-250 была реализована пара качения: однозаходный винт и гайка с полукруглым профилем нарезки. Вместо пневматического усиления руля применено гидравлическое.

В сравнении со своим предшественником, 250-й совершеннее по своей конструкции и обладает лучшими эксплуатационными показателями. Полезная нагрузка увеличилась с 13,2 тонн до 14,575 тонн, а максимальная скорость возросла с 68 км/час до 75 км/час. Контрольный расход дизтоплива у КрА3-250 меньше на З литра/100 км. КрАЗ-250 требует меньше времени и трудозатрат на его обслуживание. Трудоёмкость техобслуживания, в статистическом выражении, на 1000 километров пробега, сократилась с 2,58 до 1,87 человеко-часа. Штатный ресурс до 1-го капремонта составляет 200 тысяч километров (для I-й категории условий эксплуатации). Поскольку компоновка более современная и рациональная, удалось значительно укоротить капот двигателя машины, и это намного улучшило обзор, сократив невидимую для водителя часть дороги.

Использован трубчато-ленточный радиатор охлаждения, более долговечный, по сравнению с прежним трубчато-пластинчатым. Система электрооборудования в целом осталась без глобальных изменений – она однопроводная, с номинальным напряжением 24V. Однако светотехника былла приведена в соответствие со стандартами ЕЭК ООН: фары переместились в бампер, а указатели поворота – в крылья, то есть «поменялись местами». Для информирования водителя были введены новые светосигнализаторы: дальнего света фар, поворотов машины, снижения давления воздуха в ресиверах пневматической системы, минимального давления масла в моторе и перегревания охлаждающей жидкости. Вместо четырёх аккумуляторных батарей 6СТЭ-128 прменены две 6СТЭН-140М.

Были внесены конструктивные изменения и в узлы шасси грузовика. В частности, в приводе сцепления было применено гидропневматическое устройство, для его отключения и усилитель пневматический. В результате чего усилие, требуемое для педали сцепления, снизилось в четыре раза. В 2-х ступенчатой раздаточной коробке передаточное число высшей передачи было доведено с 1,00 до 1,23. Благодаря этому получилось прибавить значение максимальной скорости автомобиля. По сравнению с КрАз-219, КрА3-250 имеет меньшие габариты и весит меньше на 925 кг; а грузоподъёмность при этом имеет бо́льшую.

Таким образом, новый КрАЗ отличался от классических грузовиков этой марки целым рядом новых и усовершенствованных узлов и агрегатов. И, прежде всего, что заметно с первого взгляда – своим внешним видом: полностью иными кабиной, оперением, капотом. Кабину КрАЗ-250 по-прежнему нельзя назвать комфортной для работы. Но всё же она гораздо комфортабельнее, чем у КрАЗ-219/257.

Устройство

Передняя подвеска модели установлена полуэллиптических рессорах, снабженных амортизаторами, задняя – на двух полуэллиптических рессорах, дополненных реактивными штангами. Передняя ось модели унифицирована с осью МАЗ-500А.

Основная тормозная система состоит из 2-контурного пневматического привода и барабанных механизмов. Действие системы осуществляется на все колеса. Первый контур привода обеспечивает функционирование тормозов промежуточного и переднего мостов, второй контур рассчитан на задний мост. Повышенную надежность гарантируют стояночный и запасной тормоза, которые также улучшают технические параметры модели. В описываемой системе присутствуют предохранитель спиртового типа и влагоотделитель, препятствующие замерзанию конденсата. Они оптимизируют работу функционального узла, позволяя не волноваться за его надежность даже в сильные морозы.

Автомобиль имеет бездисковые колеса, схожие с теми, что используются на продуктах МАЗ. Обычно модель оснащается радиальными шинами.

Рулевой механизм представлен винтом с шариковой рейкой и оснащен гидроусилителем, облегчающим поворот. Благодаря дополнительному баку запас хода автомобиля удалось значительно увеличить.

КрАЗ-250 оборудуется механической кабиной, рассчитанной на двух пассажиров и водителя. Сиденье шофера регулируется с учетом индивидуальных показателей веса и роста. Комфорт этого элемента обеспечивается за счет:

  • обдува окон теплым воздухом;
  • зеркал заднего вида;
  • радиоприемника;
  • системы отопления;
  • механизма очищения лобового стекла;
  • вентилятора, поворачивающихся форточек и опускающихся стекол;
  • козырьков, защищающих от солнца;
  • отсека для документов.

Приборная панель машины включает индикаторы оповещения об изменениях давления в ресиверах, перегреве охлаждающей жидкости, предельном количестве уровня масла в силовой установке и переключении дальнего света. Сама кабина и оперение крепится на шасси в 4 точках, образуя единый конструктивный узел.

Одной из наиболее популярных модификаций КрАЗ-250 является крановая установка. Она отличается хорошей маневренностью и позволяет перемещать агрегат в нужную точку на стройплощадке. Механизм подъема находится на подвижной платформе, а стрела оснащена грузозахватами и стальными канатами. Максимальный уровень подъема стрелы составляет 10,3 м, предельная глубина опускания – 4,4 м.

КрАЗ-250 благодаря своим техническим параметрам активно используется и сейчас. В России довольно много центров, осуществляющих техническое обслуживание данного автомобиля, потому ремонт и замена комплектующих особой проблемой не станут. Машина, уже заслужившая славу выносливой и прочной техники, при должном обращении прослужит не один десяток лет.

Габаритные размеры:

  • длина – 9640 мм;
  • ширина – 2650 мм;
  • высота – 2620 мм;
  • колесная база – 5050 (+1400) мм;
  • дорожный просвет – 290 мм;
  • передняя колея – 1920 мм;
  • задняя колея – 1950 мм;
  • радиус поворота – 10500 мм.

Чертеж автомобиля

Чертеж КрАЗ-250

Кабина

Металлическая кабина рассчитана на водителя и двух пассажиров. Кресло шофера регулируется в соответствии с индивидуальными показателями роста и веса.

Комфорт данного элемента грузовика складывается из следующих параметров:

  • система отопления;
  • обдув окон потоком теплого воздуха;
  • механизм очищения для лобовых стекол;
  • зеркала заднего вида;
  • вентилятор, опускающиеся стекла, поворачивающиеся форточки;
  • наличие радиоприемника, отсека для документов, козырьков от солнца.

Панель управления автомобилем содержит индикаторы, сообщающие водителю о переключении дальнего света, изменениях давления в ресиверах пневмосистемы, уровне масла в двигателе, перегреве жидкости для охлаждения.

Закрепление кабины и оперения грузовика производится на шасси в 4 местах, позволяя выделять данные элементы в отдельный конструктивный узел.

Показатель максимальной скорости, развиваемой автомобилем, – 75 км/ч.

Важно! Объем емкостей для горючего измеряется в 330 л (2 бака по 165 л). Расход топлива – 35 л на 100 км/ч при скорости 60 км/ч.

Масса снаряженного КрАЗа-250 (с укороченной рамой) составляет 9 050 кг, а его грузоподъемность равна 14 575 кг.

Размерные параметры описываемого грузовика складываются из следующих технических характеристик:

  • длина – 9 520 мм;
  • ширина – 2 500 мм;
  • высота – 2 695 мм.

При дорожном просвете в 275 мм габаритный радиус поворота автомашины составляет 13 м, показатель максимально преодолеваемого подъема – 35%, что является весьма неплохими характеристиками маневренности и мобильности для представителя спецтехники такого рода.

Таким образом, автокран КС-4562 на базе шасси КрАЗ-250 обладает всеми преимуществами упоминаемой базовой модели, которые позволяют использовать данный вид спецоборудования для высокопроизводительной работы, невзирая на внешние условия.

Ремонт, обслуживание и замена сцепления

Каждый раз, приступая к ТО сцепления необходимо придерживаться строгой последовательности, дабы не упустить ничего важного и вовремя заметить неполадку:

  1. Первым делом следует проверить и в случае необходимости отрегулировать свободный ход муфты, отвечающей за включение сцепления (зазор должен составлять 3,2–4 мм).
  2. Далее, необходимо проверить механизм на отсутствие ведения. (проверка производится при заведенном двигателе на первой передаче и с выключенным сцеплением).

В случае если выяснить, что значение далеки от предельной нормы – выход один, регулировка трансмиссии ЯМЗ 238.

  • Начинать регулировку следует с измерения свободного хода педали сцепления. Для ЯМЗ 238 он должен составлять от 34 до 43 мм. Проверять значение следует с помощью линейки, спустив загодя воздух из пневмосистемы. Итак, если, что-то не в порядке приступаем к регулировке. Однако прежде все-таки убедитесь, зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и стопорным кольцом в пределах нормы – 3,5+0,2 мм. При необходимости отрегулируйте и его.
  • Далее, необходимо обязательно отрегулировать зазор от второго ведомого диска до упорного кольца оттяжных рычагов. (он должен быть в пределах 64 мм).
  • Далее, регулируем и зазор упорным кольцом и подшипником муфты включение механизма ЯМЗ 238. Здесь значения колеблются в рамках 3,6 мм. Обратите внимание, что полное отсутствие этого зазора может привести к поломке нажимного подшипника и неисправности в работе ведомого диска.

Если принятые меры не помогают, а неисправность в работе сцепления сохраняется, скорее всего, регулировка не панацея и потребуется замена механизма.

В первую очередь для того чтобы самостоятельно заменить сцепление ЯМЗ 238 на новое, необходимы специфические навыки и как минимум один помощник. Если все это имеется, то серьезных проблем, скорее всего, не возникнет. Приступаем к работе:

  • Сначала придется снять коробку передач, это необходимо, чтобы подобраться к маховику и кожуху сцепления.
  • Далее, отворачиваем крепления кожуха к маховику и снимаем выжимной диск.
  • Отворачиваем планки автоматической регулировки хода среднего диска и снимаем разрезные кольца со штока.
  • Снимаем ведомый, средний, первый ведомый и ведущий диски сцепления.

Об истории КрАЗ-250

В процессе эксплуатации, в том числе и в районах с экстремальными природно-климатическими условиями, КрАЗ-257 показал себя надёжным, неприхотливым и достаточно качественным автомобилем, но уже в 60-х годах стало очевидным, что эти грузовики не могут соответствовать элементарным требованиям достойных условий труда водителей. Однако из-за своей дешевизны и отлаженности производства они продолжали выпускаться на протяжении ещё многих лет. А планы по переходу завода на массовое производство модернизированного семейства КрАЗ-250 постоянно откладывались на будущее.

Разработка нового перспективного семейства тяжёлых грузовиков началась ещё тогда, когда КрАЗ был ЯАЗом: на Ярославском автозаводе, в 195О-х годах. Вместе с перенесением всего производства грузовиков из Ярославля в Кременчуг, в 1958 году были переданы и планы создания нового 250-го семейства тяжёлых грузовых машин. Но они воплощались в жизнь очень и очень медленно.

На фото опытного экземпляра КрАЗ-250, сделанном в 1961 году, хорошо видно, что в нём была воплощена попытка установить на машину унифицированную с ЗиЛ-130 (который пошёл в массовое производство в 1964-м) кабину. Однако в итоге 250-я модель получила совершенно другой дизайн и свою собственную кабину.

В статье говорится о том, что на опытные автомобили этих моделей устанавливали 240-сильный дизель ЯМЗ-238. Впоследствии ему на замену пришёл его турбированный вариант – ЯМЗ-238Д, мощностью в 330 л.с., испытания и доводка которого были завершены к концу 60-х. Под него была сделана и новая 9-ти ступенчатая коробка переключения передач с изменёнными передаточными числами.

Доводка и запуск автомобиля в серию затянулись на долгие годы. Завод продолжал массовый выпуск более дешёвых и менее технологичных грузовиков 257-й серии и их модификаций. А в новой модели оказалось заложено немало ещё не освоенных советской промышленностью решений и технологий. Поэтому в производстве она оказалась в 2-2,5 раза дороже, и в два раза больше времени нужно было на сборку каждой машины. Тяжёлых грузовиков народному хозяйству требовалось очень много, и Кременчугский автозавод продолжал выполнять план, «штампуя» недорогие в производстве и хорошо отлаженные в технологическом плане машины семейства КрА3-157. А новое семейство откладывал «на потом».

В итоге, когда в 1978 году КрА3-250 и армейский КрАЗ-260 всё же стали на заводской конвейер, автопромышленность и сама жизнь ушла так далеко вперёд, что эти новые модели уже изначально оказались устаревшими, требующими модернизации. Более восьмидесяти процентов деталей 250-го и 260-го КрА3ов были унифицированными. А передняя ось, колёса бездисковой конструкции и радиальные шины 250-го были унифицированными с МА3-500А.

В общей сложности, за годы производства было выпущено порядка 17-ти тысяч машин КрА3-250. В масштабах Советского Союза это немного. Выпускаемые в малых количествах вплоть до 199З-го года, когда эти КрАЗы были заменены новыми моделями: КрА3-6505, 6510; самосвалы КрА3-6510 и КрАЗ-6443 также стали преемниками 250-го семейства, унифицированными с ним по основным узлам и агрегатам.

Назначение

КрАЗ-250 является модификацией грузовой машины КрАЗ-257Б1А, выпуск которой ни прекращался даже вслед за запуском рестайлинговой модели. Отличия коснулись не только экстерьера (освеженной как изнутри, так и снаружи кабины, более короткого капота), но и почти всех нормативов, таких как, потребление горючего и повышение пробега до 1 ТО.

Наш гость, в отличие от прошлой модели, имеет улучшенную эффективность, приемлемые скоростные показатели и достаточный уровень комфортабельности для шофера. Но среди традиционных качеств автомобилей, выпускаемых предприятием в Кременчуге — это простота использования, выносливость и надежность, как раз все это и есть у 250-й марки.

КрАЗ-250 может функционировать не только на проезжих частях, где есть твердое покрытие, а и там, где есть даже грунтовые дороги. Более того, автомобиль можно эксплуатировать в различных температурных условиях, от -40 до +40 градусов по Цельсию. Это позволило сделать его незаменимой моделью, которая помогает в географических областях, где присутствуют различные климатические условия.

Варианты и модификации

  • КрА3-250 – это базовая модель, «пустое» шасси под надстройки, или же шасси с бортовой платформой.
  • КрА3-250В – седельный тягач.
  • КрА3-250К – специальное крановое шасси для монтажа автомобильных кранов производства Дрогобычского и Камышинского заводов автокранов.
  • КрА3-251 – 14-тонный самосвал с задней разгрузкой.
  • КрА3-252 – седельный тягач.

«Пустые» шасси КрАЗ-250 отправлялись на специализированные заводы, где на них устанавливали, кроме подъёмных кранов, также бетоносмесители, бетононасосы, краны и другое оборудование специального применения. Но с самым распространённым вариантом был автокран, максимальной грузоподъёмностью в 20 тонн и наибольшей высотой подъёма стрелы 10,3 м. Подъёмное устройство расположено на подвижной платформе, а стрела снабжена стальными канатами и грузозахватами. Конструкцией предусмотрены опоры выносные, обеспечивающие вспомогательную устойчивость во время манипуляций с грузом.

9-тонные полноприводные грузовики КрА3-260 выполняли задачи, поставленные ранее семейству КрА3-255. Основными в данном семействе стали седельный тягач КрА3-260Д и тягач бортовой КрА3-260. Они предназначались, к примеру, для буксировки тяжёлых 152-мм орудий. Седельными тягачами буксировались полуприцепы с бронетехникой и низкорамные полуприцепы зенитно-ракетной системы С-3ООПТС. На шасси монтировались различные инженерные машины: парки ППC-64 и ППC-91, экскаваторы Э0В-4422, мост TMM-ЗМ, мостостроительные установки УМC-2Б и т.д.

Все модификации КрА3-25О предназначены для дорог, допускающих нагрузку 18 т на сдвоенные задние оси, и могут работать при температурах от +40° до –40°. Автомобиль КрА3-25О может осуществлять буксировку прицепа весом до 2О-ти тонн. Машина разработана таким образом, чтоб обеспечить максимально возможную унификацию как внутри семейства, так и с предыдущими машинами Кременчугского автозавода.

Плюсы и минусы

По отзывам людей, использовавших КрАЗ-250, он имеет следующие отрицательные стороны:

  1. Низкий уровень комфорта по современным меркам.
  2. Большой вес, а также расход топлива.
  3. Небольшую скорость.
  4. Шумность.

Но есть и определенные положительные качества:

  1. Легкость в использовании.
  2. Высокая надежность.
  3. Тяговитость и грузоподъёмность.
  4. Высокая проходимость.

Двигатель КрАЗ-250

Автомобили данной модели комплектовались восьмицилиндровыми V-образными дизелями ЯМЗ-238, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-238М2. Рабочий объём данного двигателя равен 14,86 л, степень сжатия 16,5, порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8. Диаметр цилиндра равен 13О мм, ход поршня – 14О мм. 14,86 л, степень сжатия 16,5, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8. Номинальная мощность атмосферной модификации составляет 176 кВт (24О л.с.), с турбонаддувом – 243 кВт (33О л.с.), при 21ОО об/мин, крутящий момент 883 Н-м (90 кгс-м) при 1250-1450 об/мин. Топливный насос высокого давления — 8-ми секционный, золотниковый тип, с насосом топливоподкачивающим низкого давления, муфтой опережения впрыска дизтоплива и всережимным регулятором частоты вращения. Форсунки — закрытый тип. Сухой воздушный фильтр, со сменным фильтроэлементом и показателем засоренности. Мотор оснащался предпусковым подогревателем ПЖД-44МБУ производительностью тепла 32 ООО ккал/ч.

Грузоподъемность шасси, кг: с обычной рамой 14575 с укороченной рамой 14725
Грузоподъемность шасси с платформой (автомобиля), кг 13300

Масса снаряженного шасси, кг: с обычной рамой 9200 с укороченной рамой 9050

В том числе: на переднюю ось: с обычной рамой 4580 с укороченной рамой 4550

на тележку: с обычной рамой 4620 с укороченной рамой 4500

Полная масса шасси (автомобиля), кг 24000 В том числе: на переднюю ось 6000 на тележку 18000
Допустимая масса прицепа, кг 20000 Макс, скорость автомобиля, км/ч 75 Время разгона автомобиля до 60 км/ч 60 Выбег автомобиля с 50 км/ч, м 700 Макс. преодолеваемый подъем автомобилем, % 35 Тормозной путь автомобиля с 40 км/ч, м 17,2 Контрольный расход топлива автомобиля, при скорости 60 км/ч, л/100 км 35

Радиус поворота, м: по внешнему колесу 12 габаритный 13

Двигатель.

Мод. ЯМЗ-238М2, дизель, V-o6p.(90°), 8-цил, 130х140 мм, 14,86 л, степень сжатия 16,5, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8, мощность 176 кВт (240 л.с.) при 2100 об/мин, крутящий момент 883 Н-м (90 кгс-м) при 1250-1450 об/мин. ТНВД — восьмисекционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Форсунки — закрытого типа. Воздушный фильтр — сухой со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель оснащен предпусковым подогревателем ПЖД-44МБУ теплопроизводительностью 32 000 ккал/ч.

Трансмиссия.

Сцепление модели ЯМЗ-238, двухдисковое, с периферийными пружинами, привод выключения — механический. Коробка передач — мод. ЯМЗ-2 36Н, 5-ступенчатая, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах, передат. числа: I-5,26; II-2,90; III-1,52; IV-1,00; V-0,66; ЗХ-5,48. Раздаточная коробка — 2-ступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом. Переключение передач раздаточной коробки — механическое, включение блокировки дифференциала — пневматическое, передат. числа — высшая передача — 1,23, низшая — 2,28. Имеется три карданных передачи: коробка передач — раздаточная коробка; раздаточная коробка — средний мост, раздаточная коробка — задний мост (два карданных вала с промежуточной опорой). Главная передача ведущих мостов — двойная с коническими спиральными и цилиндрическими прямозубыми шестернями. Передат. число 8,21.

Колеса и шины.

Колеса — бездисковые, обод 8.5В-20, крепление — 6 болтами с прижимами. Шины 11.00R20 (300R508) мод. И-68А, давление воздуха в передних шинах 7,5, тележки — 6,0 кгс/см. кв. Число колес 10+1.

Подвеска.

Передняя — на двух полуэллиптических рессорах с амортизаторами, концы коренных листов установлены в резиновых подушках опорных кронштейнов; задняя — балансирная, на двух полу эллиптических рессорах, с шестью реактивными штангами, концы рессор — скользящие.

Тормоза.

Рабочая тормозная система — с барабанными механизмами (передние — диаметр 420, ширина накладок 100 мм; задние — диаметр 440, ширина накладок 140 мм, разжим — кулачковый), двухконтурным пневматическим приводом (один контур на передний и средний мосты, второй — на задний мост). Стояночный тормоз — трансмиссионный, барабанный, с механическим приводом, установлен на выходном валу раздаточной коробки, действует на задний мост. Запасной тормоз — один из контуров рабочей тормозной системы. Вспомогательный тормоз — моторный замедлитель с пневмоприводом. Привод тормозов прицепа — комбинированный (двух- и одноприводный). Имеется влагоотделитель с термодинамической очисткой сжатого воздуха от влаги и спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.

Рулевое управление.

Рулевой механизм — винт и шариковая гайка-рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором. Гидравлический усилитель воздействует на продольную рулевую тягу, состоит из силового цилиндра и распределителя. Передат. число рулевого механизма 23,6. Давление масла в усилителе до 70 кгс/см. кв.

Электрооборудование.

Напряжение 24 В, ак. батарея 6СТ-1 82 (2 шт.), генератор Г288-Е с регулятором напряжения 1112.3702, стартер 25.3708-01 или СТ103А-01.

Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы.

Топливные баки — 2×165 л. диз. топливо; система охлаждения с подогревателем — 48л, вода, тосол А-40 или А-65; система смазки двигателя — 32л, при температурах выше +5°С — М-10В2, при температурах ниже +5°С — М-8В2; коробка передач — 5,5 л, ТСп-15К, при температурах ниже минус 30°С смесь 85% ТСп-15К и 15% диз.топлива А или З; раздаточная коробка — 11л, ТСп-15К (заменитель — ТАп-15В), при температурах ниже минус 25°С -ТСп-10 (заменитель-смесь 85% ТАп-15В или ТСп-15К и 15%диз. топлива А или З); картеры среднего и заднего мостов 2×12 л, ТАп-15В(заменитель — ТСп-15К), при температурах ниже минус 25°С — ТСп-10 (заменитель-смесь 85% ТСп-15К или ТАп-1 5В и 1 5% диз. топлива А или 3); картер рулевого механизма — 1 2,25 л, масла для картеров ведущих мостов; гидроусилитель рулевого управления — 3,9л, масло марки Р (заменитель — масло АУ), летом — масло И20А, при температурах ниже минус 25°С — ВМГЗ; амортизаторы — 2×0,85 л, жидкость амортизаторная АЖ-12Т (заменитель — масло АУ); предохранитель против замерзания конденсата в тормозах — 0,18 л, технический этиловый спирт.

Масса агрегатов

(в кг). Двигатель с сцеплением и коробкой передач -1600; раздаточная коробка — 330; передний мост — 410; задний и средний мосты — по 850 кг; рама — 986; кабина с оперением — 550; передняя рессора — 99; задняя рессора — 140; радиатор со шторкой — 58; колесо с шиной — 120.

Трансмиссия

Сцепление 2-х дисковое, с периферийными пружинами и механическим приводом. Коробка передач 5-ти ступенчатая, 3-х ходовая, с синхронизаторами на 2, З, 4 и 5-й передачах. Коробка раздаточная — 2-х ступенчатая, с меж осевым блокируемым дифференциалом. Переключения передач раздаточной коробки — механические, включение блокирования дифференциала — пневматическое, передат. числа — на высшей передаче — 1,23; на низшей — 2,28. В наличии З карданные передачи: КПП — раздатка; раздаточная коробка — средний мост, раздаточная коробка — задний мост (2 карданных вала с промежуточной опорой). Главная передача мостов ведущих — двойная, с коническими спиральными и цилиндрическими прямозубыми шестернями. Передат. число 8,2 I.

Двигатель

Грузовик оснащается V-образным дизельным силовым агрегатом ЯМЗ-238М2, имеющим 8 цилиндров. Предельная мощность – 240 л. с., которая достигается при 2100 об./мин. С помощью двухдискового сухого сцепления мотор агрегирует с пятиступенчатой механической коробкой передач. Эффективное охлаждение двигателя осуществляется трубчато-ленточным радиатором.

Отличных скоростных характеристик удалось добиться за счёт установки раздаточной коробки, имеющей две ступени и межосевой дифференциал.

Рулевое и тормозное управление

Рулевой механизм выполнен по принципу «винт и шариковая гайка-рейка», которая находится в зацеплении с зубчатым сектором. Гидравлический усилитель действует на продольную рулевую тягу. Состоит он из силового цилиндра и распределителя. Передаточное число рулевого механизма равно 23,6. Давление масла в гидроусилителе до 7О кгс/см. кв.

Тормозная система рабочая представляет собой 2-х контурный пневматический привод и барабанные механизмы на всех колёсах. Первый контур гарантирует работу тормозов на переднем и промежуточном мостах, а контур второй предназначен для заднего моста. Повышенная надёжность обеспечивается трансмиссионным стояночным и запасным тормозами. Имеются предохранитель спиртового типа и влаго отделитель, не допускающие замерзание конденсата.

В передних барабанных механизмах диаметр равен 42О мм, ширина накладок – 1ОО мм; в задних — диаметр 44О мм, ширина накладок 14О мм. Кулачковый разжим. Вспомогательным тормозом является моторный замедлитель с пневматическим приводом.

Технические характеристики в цифрах

  • Грузоподъёмность шасси – 14,575 т (рама обычная); 14,725 (рама укороченная).
  • Грузоподъемность машины с бортовой грузовой платформой – 13,3 т.
  • Масса снаряжённого шасси – 9,2 т (рама обычная); 9,05 т (рама укороченная).
  • Нагрузка на ось переднюю – 4,58 т (рама обычная); 4,55 т (рама укороченная).
  • Нагрузка на тележку – 4,62 т (рама обычная); 4,5 т (рама укороченная).
  • Полная масса машины – 24 т, в том числе на ось переднюю приходится 6 т, на тележку заднюю – 18 т.
  • Допустимый вес прицепа – 20 т.
  • Размеры бортовой грузовой платформы – 5,77 м × 2,45 м.
  • Наибольшая скорость автомобиля – 75 км/час.
  • Наибольший преодолеваемый подъём – 35 %.
  • Контрольный расход дизтоплива автомобиля, при 60 км/час, – З5 л/1ОО км.
  • Ёмкость топливных баков, в окончательном варианте машины – два по 165 л Радиус поворота – 12 м по внешнему колесу, 13 м – габаритный.
  • Длина – 9,52 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,695 м.
  • База колёсная – 4,88 м от оси передней до оси моста промежуточного и 1,4 м у задней тележки.
  • Колея – 1,87 м у колёс передних и 1,833 м у задних.
  • Погрузочная высота – 1,08 м.
  • Дорожный просвет – 275 мм.

Плюсы машины

  • Хорошая проходимость;
  • Неплохая высота дорожного просвета;
  • Нет проблем с покупкой запчастей и деталей;
  • Неплохая ремонтопригодность;
  • Сравнительно небольшая стоимость автомобиля (по сравнению с европейскими аналогами);
  • Мощный силовой агрегат;
  • Хорошая грузоподъемность;
  • Часто используют, как специальную технику, в виде автокрана;
  • Удобная платформа машины;
  • Наличие двух задних ведущих мостов;
  • Может работать в различных климатических условиях;
  • Не боится пыли и грязи;
  • Понятное управление;
  • Есть гидравлический усилитель рулевого колеса;
  • Водительское сиденье можно регулировать механическим способом;
  • Не боится перегрузов;
  • Много свободного пространства в кабине;
  • Мощный вид.

Кабина КрАЗ-250

Внешний вид кабины КрА3-25О регулярно модернизировался, однако эти преобразования не были кардинальными. Салон машины практически не менялся, сохранив свой внешний вид образца 1978-го года. И даже ранее. Уже упомянутый зам. начальника СКБ Кременчугского автозавода Н. Чистов в февральском номере «За рулём» 1962 года отмечает, что при создании КрА3-250 особенное внимание было уделено улучшению труда шоферов. Кабина на уровне плеч имеет ширину 1,83 м, благодаря чему в ней буду чувствовать себя свободно даже трое мужчин плотной комплекции и в зимней одежде.

Для водителя предусмотрено отдельное сиденье, имеющее регулировки по высоте, длине и углу наклона спинки. Зимой салон кабины быстро и качественно отапливается, стёкла (и боковые) обдуваются потоками тёплого воздуха. Ветровое стекло широкое, панорамное, разделённое на две части. Капот (снабжён пружинным уравновешивающим механизмом, для удобного поднятия)значительно уменьшен, обзорность расширена.

Стоимость подержанного автомобиля КрАЗ-250

Несмотря на более чем солидный возраст, подержанные автомобили КрАЗ-250 в рабочем состоянии на вторичном рынке присутствуют. В том числе и бетоносмесители, и автокраны. Разброс цен – от 200 до 500 тысяч рублей.

Во втором номере журнала «За рулём» за 1962-й год зам. начальника СКБ Кременчугского автозавода Н. Чистов говорит о том, что в перспективе у предприятия – качественно новое семейство более совершенных, производительных, удобных и комфортабельных автомобилей: КрА3-250 – базовая модель (шасси и бортовой грузовик), КрА3-251 (самосвал) и КрА3-252 (седельный тягач). Военный полноприводный вариант шасси 6х6 – Кра3-260 – добавится к данному списку позже.

Колёса — бездискового типа, с ободами 8.5B-2О, закрепляются шестью болтами с прижимами. Шины типоразмера 11.00R20 (300R508) мод. И-68А, с установленным давлением воздуха: в передних шинах 7,5, в шинах задней тележки — 6,О кгс/см. кв. Число колес 1О+I. Вес каждого колеса с шиной – 12О кг.

Подвеска и ходовая часть КрАЗ-250

Зависимая передняя подвеска грузовика смонтирована на продольных полу-эллиптических рессорах, оборудована телескопическими амортизаторами, а балансирная задняя – на двух полу-эллиптических рессорах, оснащена реактивными штангами.

Колёса — бездискового типа, с ободами 8.5B-2О, закрепляются шестью болтами с прижимами. Шины типоразмера 11.00R20 (300R508) мод. И-68А, с установленным давлением воздуха: в передних шинах 7,5, в шинах задней тележки — 6,О кгс/см. кв. Число колес 1О+I. Вес каждого колеса с шиной – 12О кг.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]