Комбайн КСК-100 для заготовки силоса и уборки кормовых культур

Производство самоходного комбайна КСК-100, предназначенного для заготовки кормов, началось в 1977 г. Крупносерийная сборка машин велась в Гомеле до первой половины 90-х гг.

Завод выпускал несколько модификаций комбайна:

  1. Стандартная модель.
  2. Модернизированный вариант, поставлявшийся заказчикам с середины 80-х гг. Отличается применением шасси с улучшенной проходимостью и механическим блокиратором дифференциала.
  3. Вариант с увеличенной шириной рабочей зоны.
  4. Комбайн с жаткой для уборки кукурузы и аналогичных культур, имеющих прочные стебли.

Об истории комбайна «КСК-100»

Этот комбайн сразу по целому ряду показателей стал первопроходцем, и вообще уникальной для своих лет машиной. Вообще, «КСК-100» стал первым в Советском Союзе кормоуборочным комбайном не прицепного, а самоходного типа. Кроме того, это была самая первая в стране самоходная сельхозмашина с гидроприводом ходовой части. В его конструкции впервые в практике отечественного кормоуборочного машиностроения были применены сменные навесные адаптеры.

Серийное производство «КСК-100» стартовало в 1977 году. Основной производственной площадкой для модели стал белорусский , город Гомель. Запуску в серию этой новой модели предшествовала тотальная реконструкция и перевооружение завода, которые увеличили его производственные мощности сразу в несколько раз. Впоследствии серийное производство «КСК-100» было налажено также в городе Брянске, на предприятии «Брянсксельмаш».

Эта востребованная машина и ее модификации производились в течение тридцати двух лет, вплоть до 2009-го года. Массовый выпуск и широкое применение сыграли значительную роль в развитии советского растениеводства и животноводства.70-80 годы стали временем значительного развития колхозов и совхозов. В частности, строительства в большинстве хозяйств крупных ферм-откормочников для телят (крупного рогатого скота); закладки бетонных силосных ям значительного объёма.

В настоящее время на смену «КСК-100» и его модификациям пришли современные кормоуборочные комбайны «Полесье», которые выпускаются не только в Гомеле и Брянске, но и на двух крупных совместных предприятиях в Китае. Эти кормоуборочные комбайны делаются по современной компоновке, с центральным расположением кабины управления. В технологическом смысле они также мало походят на «КСК-100» и, естественно, значительно превосходят его по производительности и рентабельности.

Модификации комбайна

Существенная проработка и модификация «КСК-100», с учётом опыта эксплуатации данных сельхозмашин, была произведена на «Гомсельмаше» к середине 80-х годов. Результатом данной работы стал запуск в 1985-1986 годах в серийное производство ряда модификаций комбайна, с приставкой «А» в индексе: «КСК-100А», «КСК-100А-1», «КСК-100А-2» и «КСК-100А-3». Они, в частности, отличались улучшенными показателями проходимости, за счёт наличия ведущего моста с блокировкой.

Ведь главной проблемой, выявленной в ходе эксплуатации комбайнов «КСК-100» первых годов выпуска, стала их недостаточная проходимость в условиях работы на переувлажнённых и торфяно-заболоченных почвах.

Кроме того, в процессе модернизации были созданы модификации, предназначенные специально и сугубо для уборки кукурузы и прочих грубо-стебельных растений, и укомплектованные барабанной жаткой с трёхметровой шириной захвата. Это «КСК-100А-Б», «КСК-100А-Б-2», «КСК-100А-Б-3».

Мост управляемых колес

Для обеспечения повышенной проходимости и тяговой способности косилка имеет мост управляемых ведущих колес.

Поворот колес 1, 6 (рисунок 1.10) управляемого моста осуществляется при помощи гидроцилиндров 3, 7. Для синхронизации поворота служит поперечная рулевая тяга 8.

1, 6 – колеса; 2 – кулак поворотный;

3, 7 гидроцилиндры; 4 – ось балансира;

5 – балка моста; 8 – тяга рулевая; 9 стойка; 10 ступица

Рисунок 1.10 – Мост управляемых

колес

Оборудование комбайна «КСК-100»

Кроме барабанной жатки, кормоуборочные комбайны данной марки комплектовались так называемыми «травяными» и «кукурузными» жатками мотовильного типа. Жатка «травяная» используется для скашивания тонкостебельных культур, высотой до полутора метров. Жатка «кукурузная»специально предназначена для скашивания силосных культур высотой до 4-х метров и толщиной стеблей до 50-ти миллиметров.

Марки жаток для грубостебельных культур, с которыми агрегатируются«КСК-100» и его модификации, таковы: «ЖКЕ-3.0», «ПКК-0200000А», «ПКК-0200000», «КИЛ-0800000». Марки подборщиков к комбайну: «ПТФ-2,2», «ПТФ-2,2-01», «ПКК-0350000, КИС-0900000».

Кроме того, на «КСК-100А» устанавливали оборудование «УВК-Ф-1», предназначенное для внесения жидких органических кислот при скашивании растений. Оно состоит из резервуара на четыреста литров, газоструйного эжектора, насоса, дозатора, распылителя, соединительных рукавов и пульта управления. Весит данное устройство 170 кг.

1.4.2 Косилка КС-100. Самоходная часть

Самоходная часть косилки состоит из: шасси 7 (рисунок 1.5); установки двигателя 6; кабины 14 (с системой кондиционирования и подогрева воздуха); установки площадки управления 13; гидросистемы 8;

электрооборудования 3; тяговосцепного устройства 4; передней навески с быстро соединяющимися устройствами 12; установки площадки входа 10; капотов 1; установки акку-

муляторов 2; колес 5, 11.

1 – капот; 2 – установка аккумуляторов; 3 – электрооборудование; 4 – тягово-сцепное

устройство; 5, 11 – колеса; 6 установка двигателя; 7 – шасси; 8 – гидросистема; 9 – установка топливного оборудования; 10 установка площадки входа; 12 – передняя навеска с быстро соединяющимися устройствами; 13 – установка площадки управления; 14 кабина

Рисунок 1.5 – Самоходная часть

Принцип работы «КСК-100»

Основными составными частями кормоуборочного комбайна, обеспечивающими его работу,являются следующие узлы и приспособления: режущий аппарат; сменное мотовило; шнек жатки; передние вальцы, верхние и нижние; гладкий валец; брус противорежущий; барабан измельчающий; отсекатель; силосопровод с направляющим козырьком.

Также в состав рабочих элементов могут подключаться модули, увеличивающие скорость прохождения переработанного кормоматериала. Они необходимы, например, при повышенной влажности. А также подключаются элементы, позволяющие измельчать до ещё более мелкого состояния скошенную и собранную с поля кормовую растительность.

В технологическом смысле, принцип работы комбайна «КСК-100»следующий. Мотовило наклоняет стебли растений навстречу ходу комбайна и укладывает их на режущий аппарат. Срезанная растительная масса подаётся граблинами мотовила к шнеку. Шнек сужает её поток и направляет его в питающий аппарат.

Там растительная масса сжимается верхними и нижними вальцами и по противорежущему брусу попадает к барабану, где подвергается измельчению. Нарезка стеблей происходит при вращении барабана, на котором по спирали установлены специальные ножи. Наиболее эффективная обрезка достигается при использовании противорежущих пластин.

После этого измельчённая кормомасса по силосопроводу направляется в кузов двигающегося сбоку от комбайна, или прицепленного к нему сзади транспортного средства. При комплектовании силосоуборочного комбайна «КСК-100» сменным измельчающим аппаратом со швырялкой, измельченная барабаном масса попадает в швырялку и по силосопроводу быстрее направляется в транспортное средство.При этом конструкция силосопровода позволяет располагать транспорт для приёма силоса как слева, так и справа от комбайна.

Качественная заготовка: обзор кормоуборочных комбайнов

В текущих экономических условиях поставки кормов и кормовых добавок несколько снизились, при этом их стоимость начала существенно повышаться. В подобной ситуации актуальным для сельхозпроизводителей является наращивание собственного производства кормов, особенно сенажа и силоса. для их качественной заготовки в наибольшем объеме требуется надежная уборочная техника.

Сейчас государство оказывает поддержку при покупке специализированных аграрных машин. Конечно, условия и возможности у сельхозпроизводителей разные, однако при принятии решения приобретать агрегаты в кредит или лизинг целесообразнее обратить внимание на современные машины для уборки кукурузы, подсолнечника, сеянных злаковых и зернобобовых кормовых трав высотой до 1,5 м. Новая техника должна быть энергоэффективной, надежной и проходимой, иметь низкие эксплуатационные затраты, позволять убирать различные культуры разной степени зрелости и влажности, обеспечивая при этом отличное измельчение, внесение консервантов и высокое качество заготовки корма. По этим причинам необходимо, чтобы любой кормоуборочный комбайн был оснащен хорошим измельчителем, системой введения специальных препаратов и устройством для заточки ножей. Не стоит экономить на встроенных детекторах попадания камней и металлических частей, поскольку они обеспечивают безопасность корма и увеличивают срок службы питающих вальцов. Желательно, чтобы детекторы соединялись с системой аварийной остановки измельчителя.

Технические характеристики комбайна «КСК-100»

Кормоуборочный комбайн КСК-100 имеет задний привод. Трансмиссия базируется на трёх-ступенчатой коробке передач, которая позволяет проводить реверсивное движение и торможение при использовании гидропривода.

Двигатели «КСК-100»

Кормоуборочные комбайны «КСК-100» и модификации в разные годы производства оснащались отечественными дизельными двигателями трёх видов: «СМД-72» (Харьков и Белгород), «ММЗ Д-260.4» (Минск) и «ЯМЗ-238АМ-2/3» (Ярославль). Мощность данных силовых агрегатов для комбайнов «КСК-100» находится в пределах 200-220 лошадиных сил. Удельный расход дизельного топлива составляет от 221 до 228 г/кВт.ч (162-168 г/л.с.ч.)

Двигатель «ММЗ Д-260.4».

Трансмиссия комбайна «КСК-100»

Трансмиссия состоит из трёхступенчатой коробки передач, гидропривода ходовой части, клиноременной передачи и набора редукторов для приведения в действие навесного оборудования. Комбайн может двигаться задним ходом.

Технические характеристики «КСК-100» в цифрах

  • Габаритные размеры, без учёта оборудования и адаптеров: длина –5,720 метров; ширина – 3,180 метра; высота – 3,550 метра.
  • Полная масса комбайна – от 11,050 до 11,450 тонн, в зависимости от модификации.
  • Рекомендованная максимальная скорость: в работе – 12 км/ч; в транспортировке – 20 км/ч.
  • Пропускная способность на уборке: зелёной травы – 10 кг в секунду; подвяленной травы – 7 кг/с; кукурузы, подсолнечника и т.п. силосных культур – 25 кг/с.
  • Ширина жаток: «травяной» – 4,2 метра; «кукурузной» – 3,4 метра; «барабанной» – 3 метра.
  • Ширина захвата подборщика – 2,2 метра.
  • Минимальная высота среза: травы – 60 мм; кукурузы и других силосных культур – 80 мм.
  • Длина резки – 5; 10; 15; 20; 25 мм (при 12 ножах).
  • Дополнительная длина резки – 30; 40; 50; 60; 75мм.
  • Размеры барабанного измельчающего аппарата: ширина – 64,8 см; диаметр – 75 см.
  • Высота загрузки измельчённой массы в транспортные средства – 3,5 метра.

Косилка КС-100. Моторная установка

На косилке установлен дизельный двигатель с системой обеспечения работоспособности.

Двигатель установлен на амортизаторах и закреплен на раме косилки. Блок радиаторов установлен на амортизирующих пластинах.

В состав блока радиаторов входят радиаторы охлаждающей жидкости, масла и надувочного воздуха. Масляный радиатор состоит из секций соединенных параллельно: Секции для охлаждения масла в гидросистеме привода адаптеров и питающего аппарата, секции для охлаждения масла в гидросистеме привода ходовой части.

Воздухозаборник 5 (рисунок 1.6) очищает воздух, от растительных остатков и пыли.

Заправка масла в двигатель производится через заливную горловину

2. Слив отработанного масла из картера двигателя осуществляется через сливное отверстие 6, закрытое пробкой.

1 – установка воздухоочистителя; 2 заливная горловина; 3 установка глушителя; 4 двигатель; 5 воздухозаборник; 6 сливное отверстие

Рисунок 1.6 – Установка двигателя

Система питания двигателя воздухом предназначена для подачи очищенного от пыли воздуха в цилиндры. Предварительную очистку воздух проходит в предочистителе типа вращающийся воздухозаборник (рисунок 1.7), который устанавливается на входной патрубок воздухоочистителя и крепится стяжным хомутом.

Для очистки подаваемого в цилиндры воздуха установлен воздухоочиститель сухого типа с применением в качестве фильтрующего элемента бумажных фильтр-патронов. Воздухоочиститель закреплен хомутами под крышкой капотов.

Для контроля засоренности фильтр-патронов используется контрольная лампа на пульте управления, загорающаяся при срабатывании электрического датчика, установленного на патрубке воздушного коллектора двигателя.

Надежная и экономичная работа двигателя обеспечивается только при полной герметичности системы питания воздухом.

Технические характеристики, правила эксплуатации приведены в эксплуатационной документации на двигатель, прилагаемой к каждой косилке.

1 – сетка; 2 – крышка; 3 – болт; 4 – масленка; 5 подшипник; 6 – крыльчатка

Рисунок 1.7 – Воздухозаборник вращающийся

Кабина комбайна «КСК-100»

Кабина комбайна является отдельным модулем конструкции и может быть заменена вся целиком. Она обеспечивает превосходную обзорность во все стороны, оборудована большими зеркалами заднего вида.

Естественно, в советское время о комфортном пребывании механизатора в кабине не было и речи: обстановка весьма спартанская. Однако в комбайнах «КСК-100»поздних годов выпуска кабина уже оборудована такими средствами повышения комфорта в работе, как регулируемыми рулевым колесом и сиденьем механизатора.

Отзывы владельцев комбайнов «КСК-100»

Основные достоинства, о которых говорят практически все владельцы этого классического кормоуборочного комбайна – это его высокая работоспособность и чрезвычайная выносливость, надёжные и долговечные двигатели, абсолютная простота конструкции и управления, высочайшая ремонтопригодность.

Комбайны «КСК-100»являются очень простыми в эксплуатации и не требуют серьёзного обучения механизатора. «КСК-100» обеспечивают очень качественную уборку кормовых растений (с минимальными потерями, не превышающими 1%); демонстрируют низкие удельные затраты на единицу силосной массы.

Наиболее частый ремонт требуется для валов и барабанов, так как данные устройства не имеют защиты от попадания посторонних предметов. Задний привод не лучшим образом сказывается на проходимости по переувлажнённым и заболоченным участкам местности. Передние колёса периодически начинают увязать во влажном грунте. Данную проблему помогает решить установка шин арочного типа, которые значительно снижают удельное давление на почву.

По отзывам владельцев, в эксплуатации комбайнов «КСК-100» имеются следующие особенности. Увеличение скорости движения приводит к повышению перерабатываемой растительной массы, и тянет за собой выработку силоса из более крупных обрезков. А для максимального снижения размеров отдельных частиц силосной кормомассы скорость движения комбайна «КСК-100» следует сбавлять до минимальных значений, которые выявляются механизатором опытным путём.

Поскольку попадание посторонних предметов нередко приводит к поломкам ножей барабана или ускоренному выходу из строя, то их количество иногда снижают вдвое (с двенадцати до шести). Работа с подвяленной травой требует установки вытяжного вентилятора за барабаном, для повышения эффективности извлечения порубленной кормомассы.

Применение специальной барабанной жатки для уборки кукурузы обеспечивает уборку стеблей без ограничения их высоты, при этом практически исключаются потери початков кукурузы; повышение степени измельчения стеблей и початков; снижение уровня шума, повышение надёжности; снижение трудоемкости технического обслуживания; наименьшие удельные затраты на единицу заготавливаемой массы.

То, что комбайны «КСК-100» всё ещё остаются востребованными на рынке, обусловлено их относительно невысокой стоимостью, отличной ремонтопригодностью, а также хорошими возможностями регулировки рабочих настроек.

Всё это позволяет рентабельно использовать комбайн «КСК-100» для уборки как на больших полях крупных агрофирм, так и в небольших частных фермерских хозяйствах. И в том, и в другом случае практическая ценность применения комбайна «КСК-100» получается высокой.

Преимущества и отзывы

КСК 100 обладает преимуществами, которые придают ему популярность. К ним можно отнести:

  • Простота в эксплуатации, что исключает необходимость длительной подготовки водителя-оператора.
  • Возможность проведения ремонта своими силами и в полевых условиях.
  • Высокий уровень сбора урожая.
  • Способность использования, как самостоятельного агрегата, который собирает, хранит и перевозит урожай.

Множество отзывов говорят о том, что после нескольких десятилетий комбайн остается наиболее востребованным при проведении уборочных работ. На ряду с перечисленными преимуществами и положительными качествами есть несколько несущественных недостатков:

  • возможны поломки барабана, из-за попадания в него посторонних предметов;
  • низкий уровень проходимости по влажной почве;
  • необходимость монтажа дополнительного оборудования при повышенной влажности.

Цена комбайна «КСК-100»

Как уже было отмечено, кормоуборочные комбайны «КСК-100» и все их разновидности с 2009 года сняты с производства и в Гомеле, и в Брянске. Стоимость нового комбайна«КСК-100» последней модификации до последнего времени находилась в пределах от полутора до двух миллионов рублей, в зависимости от комплектации. Теперь совершенно новых «КСК-100» на рынке сельхозтехники уже не осталось.

Зато вторичный рынок предлагает большое количество «КСК-100» в самом разном техническом состоянии. Цены так же разнообразны. Подержанный комбайн «КСК-100», в исправном состоянии и «на ходу» сейчас можно приобрести и за 100 тысяч рублей. Если, конечно, есть немалый опыт эксплуатации и ремонта данной сельхозтехники. Б/у «КСК-100» в довольно «бодром» техническом состоянии можно купить за 500 тысяч рублей.

Двигатель

В базовой версии КСК 600 Полесье комплектуется 4-тактным дизельным двигателем ЯМЗ 238АК-1 (Ярославский моторный завод) с непосредственным впрыском топлива, жидкостным охлаждением и механическим регулятором частоты вращения. Агрегат стабильно функционирует при пиковых нагрузках, обеспечивая высокую пропускную способность при любых условиях работы. Последние версии получили систему турбонаддува. В основу мотора легла конструкция двигателя ЯМЗ 238М2.

Характеристики агрегата ЯМЗ 238АК-1:

  • рабочий объем – 14,86 л;
  • номинальная мощность – 173 (235) кВт (л.с.);
  • частота вращения – 2000 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 932 Нм;
  • количество цилиндров – 8;
  • диаметр цилиндра – 130 мм;
  • удельный расход топлива – 220 (162) г/кВт в час (г/л.с. в час).

Ресурс двигателя до первого капитального ремонта составляет 5000 моточасов. Емкость топливного бака равняется 400 л.

Опционально на комбайн КСК 600 Полесье устанавливается иностранный мотор Mercedes-Benz ОМ 906 LA.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]