ЗИЛ 130 – легендарный грузовой автомобиль советской эпохи. В линейке завода имени Лихачева модель является наиболее массовым и удачным продуктом. Выпуск машины был организован на различных предприятиях, а общий объем производства превысил 3 миллиона экземпляров. На конвейере завода имени Лихачева ЗИЛ 130 находился с 1964 года и долгое время оставался эталоном в сегменте грузовиков среднего тоннажа. Для того периода эта была прогрессивная модель с высокими показателями рентабельность и долговечности.
Автомобиль использовался в различных сферах, а количество версий, созданных на его основе, достигло нескольких десятков. К концу 1980-х годов ЗИЛ 130 серьезно устарел. Конструкция модели, незначительно изменившаяся с момента начала выпуска, больше не давала конкурентных преимуществ. В итоге машина уступила свое место более прогрессивным аналогам. В настоящее время ЗИЛ 130 тяжело встретить на дорогах страны. Тем не менее, отдельные предприятия и хозяйства продолжают использовать данную модель.
Сколько весит цистерна бензовоза?
Цистерна
— чемоданное сечение. Полная масса, кг- 43000. Масса полная, кг-30000.
Интересные материалы:
Какие виды инженерно геологических работ проводятся при изысканиях? Какие виды работ относятся к реконструкции? Какие виды работ входят в состав инженерно геодезических изысканий? Какие виды строительных работ относятся к капитальному ремонту? Каким должен быть стол для работы стоя? Каким клеем работают сапожники? Каким прибором измеряют работу электрического тока на практике? Каким прибором можно измерить работу? Какое спряжение у глагола работать? Какой длины должна быть рабочая поверхность на кухне?
МОДИФИКАЦИИ
Серия ЗИЛ 130 включала огромное количество модификаций. Среди базовых версий принято выделять:
- ЗИЛ 130 (1962-1966 год) – первая базовая модель серии (бортовой вариант/шасси) с агрегатом ЗИЛ-130 (150 л.с.) и грузоподъемностью 4-5,5 тонн. Ресурс эксплуатации -135000 км;
- ЗИЛ 130-66 (1966-1978 год) – модернизированный вариант базовой версии 1966 года. Автомобиль оснащался двигателем на 150 «лошадей» и имел незначительные изменения конструкции, позволившие увеличить срок службы до 200000 км. Грузоподъемность машины равнялась 5 тоннам;
- ЗИЛ 130-76 (1978-1984 год) – модель 1976 года с ресурсом эксплуатации 300000 км и грузоподъемностью до 6 тонн;
- ЗИЛ 130-80 (1984-1986 год) – базовая версия 1980 года, оснащенная 3 независимыми системами тормозов.
На основе базовых модификаций создавались модели с более специфическим функционалом:
- ЗИЛ 130А – бортовой автомобиль для эксплуатации с прицепом (общий вес – до 8 тонн). В комплектацию машины входил комбинированный тормозной кран, электровыводы и тягово-сцепное устройство;
- ЗИЛ 130Г – бортовой грузовик с удлиненной базой (4500 мм) и кузовом с 2-секционными боковыми бортами;
- ЗИЛ 130В – укороченный седельный тягач (колесная база – 3300 мм);
- ЗИЛ 130ВТ – аналог ЗИЛ 130В с усиленным задним мостом;
- ЗИЛ 130Д – укороченное шасси для сборки строительных самосвалов;
- ЗИЛ 130Б – шасси со средней базой (3800 мм) для сельскохозяйственных самосвалов.
Управление
Управление легендарным грузовиком происходило благодаря рулевому механизму. Он был построен по принципу гайки и винта. Также на нем был установлен усилитель руля. Рулевая колонка была размещена в кабине. Руль с тремя спицами сделан из пластика.
В экспортных вариантах грузовика, которые планировалось отправить в африканские страны, дополнительно был установлен радиатор, который охлаждал рабочие жидкости автомобиля.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габаритные размеры:
- длина – 6675 мм;
- ширина – 2500 мм;
- высота – 2400 мм;
- колесная база – 3800 мм;
- дорожный просвет – 270 мм;
- минимальный радиус разворота – 8900 мм;
- передняя колея – 1800 мм;
- задняя колея – 1790 мм.
Снаряженная масса ЗИЛ 130 составляет 4300 кг, полная масса – 10525 кг. Распределение нагрузки (пустой/полная загрузка): передний мост – 2120/2625 кг, задний мост – 2180/7900 кг. Предельная масса буксируемого прицепа – 8000 кг.
ЗИЛ 130 способен развивать скорость до 90 км/час. На скорости 60 км/час тормозной пусть составляет 28 м. Среднее потребление топлива при скоростном режиме 60 км/час находится в пределах 29 л/100 км. Топливный бак автомобиля вмещает 170 л горючего.
Характеристики платформы (бортовая версия):
- длина – 3752 мм;
- ширина – 2326 мм;
- высота бортов – 575 мм;
- погрузочная высота – 1450 мм.
Тормоза
Тормоза у грузовика барабанного типа были оснащены пневматическим приводом. Для работы пневматики были разработаны компрессоры с двумя цилиндрами, а также ресиверы емкостью 20 литров.
Ручной тормоз на первых моделях ЗИЛ-130 можно было задействовать с помощью рычага в кабине. При его включении был задействован тормозной механизм, который расположен на выходном валу РКПП.
Все грузовики марки ЗИЛ оснащены выходом для подключения к нему пневматических тормозов прицепа. Такое оборудование расположено в задней части автомобиля на поперечине рамы рядом с буксировочным крюком.
На более поздних моделях грузовиков стали устанавливать раздельные привода тормозов на задний и передний мосты. Они способны регулировать усилие, чтобы предотвратить занос.
Также изменениям подвергся и ручной тормоз. На обновленной версии ЗИЛ-130 применили отдельную пневматическую систему, которая не позволяла автомобилю двигаться с места на стоянке. Она же отвечала за аварийную остановку машины в случае отказа основных барабанных тормозов.
Двигатель
V-образный восьмицилиндровый 4-хтактный двигатель ЗИЛ-130 отличается экономным объемом — около 6 л. Вначале движок грузовика являлся карбюраторным, но уже через 10 лет использования стартовал модельный вид с природным газом. Если это бензин, расход топлива ЗИЛ-130 на 100 км — примерно, 30 л. При этом можно использовать недорогое топливо А-72 или А-76. Технические нюансы двигателя отображены в таблице.
Схема питания | Карбюратор |
Количество клапанов | 2 |
Число цилиндров | 8 |
Положение | Спереди, продольно |
Мощность в л.с. |
135-150
Также были разработаны модели для холодных климатических зон с препусковым обогреванием.
Внешний вид кузова и кабины
Кабина у грузовика цельнометаллическая, имела две двери. Ее объем позволял вместить до трех человек: водитель и два пассажира. Для зимнего времени года в автомобиле установлена печка. На лобовом стекле размещены дворники. Стекла на дверях опускаются и поднимаются вручную, рядом с ними есть поворотные треугольные окошки. На крыше первых моделях автомобилей были проделаны отверстия для вентиляции салона, однако впоследствии конструкторы от такого технологического решения отказались.
До 1974 года на грузовиках отсутствовали повторители поворота. Позднее на модифицированных версиях желтые поворотники размещались на крыльях автомобиля.
Для гражданских целей в кабину ЗИЛа устанавливали цельное лобовое стекло. В армейской версии грузовика ветровое стекло состояло из двух одинаковых по размеру половинок.
В зависимости от модификации на внешней части кабины было два вида облицовки радиаторной решетки:
- Мелкие прорези для воздуховода. Передние фары установлены в нижней части кабины над бампером.
- Фары расположены выше решетки радиатора. Для охлаждения радиатора были проделаны крупные отверстия в передней части кабины.
У грузовичка бортовая платформа сделана из дерева, для усиления конструкции был дополнительно установлен металлический усилитель. Стандартная платформа состояла из двух бортов по бокам автомобиля. На удлиненной версии 130ГУ сделано три борта. Для хранения инструментов, которые могли пригодиться в случае поломки машины, было предусмотрено место в кабине под полом.
ЗИЛ-130 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Объем бака
ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) — советский и российский грузовой автомобиль разработки и производства автомобильного завода имени Лихачёва в Москве. Один из самых массовых автомобилей в истории советского автопрома, широко использовался в народном хозяйстве и армии, поставлялся на экспорт. Пришёл на смену ЗИЛ-164. С 1986 года выпускался под новым стандартизированным индексом — ЗИЛ-431410.
Трансмиссия грузовика
Для разработки коробки передач для ЗИЛа был взят агрегат с устаревшего грузовика ЗИС-150. Трансмиссия имеет пять передач для передвижения вперед. На четырех верхних передачах установлен синхронизатор. Пятая скорость прямая. Сцепление сухого типа с одним диском оборудовано механическим приводом.
Для тягачей и самосвалов конструкторы хотели разработать двухскоростной задний мост, с возможностью переключения передач с помощью муфты, однако агрегат не удалось вывести в серийное производство в результате многочисленных недоработок. Впоследствии было принято решение комплектовать все модификации ЗИЛа задним мостом с одной скоростью.
ЗИЛ-130 — видео обзор
Большая Советская Энциклопедия. Том первый. Буква «А». В разделе «Автомобиль» заглавным стоит изображение «ЗИЛ-130». Это говорит о многом. «ЗИЛ-130» – самый массовый автомобиль в истории столичного автозавода имени Лихачёва.Только на ЗИЛе, без учёта изготовленных на других предприятиях, было выпущено 3 366 503 грузовика данной марки. Модель «ЗИЛ-130» находилась на конвейере московского завода с 1964-го по 1994-й годы, и недаром пару десятилетий считалась практически эталоном среднетоннажного грузовика. На самом деле, для того времени это был во всех отношениях прогрессивный автомобиль – надёжный, долговечный, неприхотливый и рентабельный в эксплуатации.
Об истории модели
В модельном ряде пришёл на смену «ЗИЛ-164». 164-й «ЗИЛ», глубокая модернизация «ЗИС-150», запущенный в серию в 1957 году, получился лишь «временным решением». Народное хозяйство нуждалось в качественно новой грузовой машине. При смене основной модели место под капотом рядный шестицилиндровый двигатель «ЗИЛ-120» уступил новому V-образному восьмицилиндровому мотору.
От опытных образцов до конвейера 130-й прошёл путь длиной в шесть лет. Грузовик по тем временам получился действительно новаторским, непохожим на предшественников, и, кстати, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было оборудовано гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна, фактически, лишь для бездорожья или очень крутых подъёмов.
Внешний вид машины также получился чрезвычайно новаторским и смелым, обладающим яркой индивидуальностью, даже по международным меркам. Ещё одной особенностью нового массового «ЗИЛ»овского грузовика стала расцветка – уже не тёмно-зелёная хаки (хотя выпускались и такие, конечно), а вполне «гражданская». Были разные варианты, но индивидуальной, «фирменной» расцветкой 130-х «ЗИЛ»ов стала небесно-голубая кабина с белым передком.
Нет сомнений в том, что в 1964 году в серийное производство была запущена качественно новая модель среднетоннажного грузовика, который по комплексу всех основных показателей находился в одном ряду с самыми современными, на тот момент, машинами европейских и американских фирм.
Автомобили «ЗИЛ-130» первых годов выпуска (1964-1966 годов) оснащались одноимённым карбюраторным двигателем мощностью в 148 лошадиных сил, и имели штатную грузоподъёмность 5,5 тонн – для дорог с твёрдым покрытием, и 4 тонны – для грунта. Мотор имел заявленный рабочий ресурс в 135 тысяч километров до капитального ремонта.
После модернизации 1966-го года мощность двигателя достигла 150 лошадиных сил; его рабочий ресурс установлен в 200 тысяч километров пробега до капремонта. А грузоподъёмность машины была установлена в 5 тонн, вне зависимости от типа дорожного покрытия.
Модернизация 1976-го года довела грузоподъёмность базовой модели «ЗИЛ-130» до шести тонн, а ресурс двигателя до капремонта – до 300 тысяч километров. Седельные тягачи, сделанные на базе «ЗИЛ-130», использовались для буксирования прицепов общей массой 10,5 тонн («ЗИЛ-130В1»); 12,4 тонн («ЗИЛ-130В1-66»); 14,4 тонн («ЗИЛ-130В1-76»). Вариант 1976-го года легко отличить по видоизмененнойлицевой части (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил другой производственный индекс – 431410, в соответствии с принятой в отрасли системой индексов.
В 1973 году государственная аттестационная комиссия приняла решение о присвоении марке «ЗИЛ-130» Государственного Знака Качества СССР. Это было вполне закономерно, поскольку основная модель ЗИЛовского грузовика действительно регулярно получала множество благожелательных отзывов от предприятий и хозяйств, которые эксплуатировали эти грузовики.
80-е годы ХХ века. Шасси «ЗИЛ-130» в цехе Завода имени Лихачёва
На практических испытаниях «ЗИЛ-130» показывал действительно впечатляющие результаты. И в большом пробеге по районам Крайнего Севера, и на масштабных ресурсных испытанияхв мае 1973 года на автополигоне НАМИ, когда дистанцию в 25 тысяч километров 130-е прошли за 12 дней, без единой поломки.
Юбилейный миллионный грузовик «ЗИЛ-130» сошёл с конвейера лихачёвского завода в июне 1974 года, а в августе 1982 года был изготовлен двухмиллионный «ЗИЛ-130». Интересно, что у обоих юбилейных 130-х был один и тот же «владелец».
Миллионный ярко-красный грузовик в торжественной обстановке преподнесли лучшему водителю Третьего автокомбината ГлавМосАвтотранса – Алексею Бесчастнову. А спустя годы, когда был собран двухмиллионный «ЗИЛ-130», его вручили опять тому же самому водителю, не совершившему, кстати, за весь прошедший период на своём миллионном «ЗИЛ-130» ни одной аварии, и оставшемуся в числе самых лучших водителей грузовиков в столице.
Кроме столичного предприятия, 130-е «ЗИЛ»ы выпускались, начиная с 70-х годов, также на Уральском автомоторном (г.Новоуральск Свердловской области) и Читинском автосборочном заводах.
Рама и подвеска «ЗИЛ-130»
Рама «ЗИЛ-130» – штампованная, клёпаная, с лонжеронами швеллерного сечения, соединённая поперечинами. Сцепное устройство грузовика оборудовано сзади буксирным крюком с защёлкой, спереди – двумя буксирными крюками без защёлки. Подвеска переднего и заднего мостов – зависимая, располагается на продольных листовых рессорах; передние концы передних и задних рессор закреплены на раме с помощью отъёмных ушков и пальцев, а задние концы рессор – скользящие.
Амортизаторы, установленные на передней подвеске – гидравлические, телескопические, двухстороннего действия. Стандартная рессорная подвеска ЗИЛ-130 была позаимствована для грузовых автомобилей «ГАЗ» четвёртого поколения.
Двигатель
Оснащался грузовик «ЗИЛ-130» карбюраторным восьмицилиндровым 4-х тактным V-образным верхнеклапанным двигателем одноимённой марки – «ЗИЛ-130». Рабочий объём – 5969 см³.
— Мощность – 150 лошадиных сил, при 3200 об/мин (с ограничителем). — Диаметр цилиндра – 100 мм; ход поршня в цилиндре – 95 мм. — Степень сжатия — 6,5. — Максимальный крутящий момент при 1800/2000 об/мин. – 401,8Нм (41кгс-м). — Расход топлива – 29 литров на 100 км пути, при средней скорости автомобиля 60 км/ч.
Расположение цилиндров в данном моторе – под углом в 90 градусов. Блок цилиндров — с гильзами, с резиновыми уплотняющими кольцами в нижней их части. Головок цилиндров две, они выполнены из алюминиевого сплава со вставными сёдлами и направляющими клапанов. Поршни сделаны из того же алюминиевого сплава. Поршневых компрессионных колец – три. 2 верхних – хромированные чугунные, и одно маслосъёмное – стальное, составное, хромированное. Поршневые пальцы — стальные, плавающие, пустотелые. Шатуны выполнены из стали, двутаврового сечения, со смазыванием пальца поршневого.
Шатунные и коренные подшипники – тонкостенные, взаимозаменяемые; вкладыши — стале-алюминиевые (лента стальная, и алюминиевый сплав).Коленчатый вал – стальной, кованый, пяти-опорный, с каналами для смазывания; шейки с грязеуловителями. Маховик чугунный, снабжённый стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера. Распределительный вал — стальной, пяти-опорный.
Клапаны двигателя«ЗИЛ-130» имеют следующую конструкцию. Впускные – расположены в головках блока цилиндров. Они приводятся в действие от одного распределительного вала. Выпускные – пустотелые, охлаждаемые, с жаростойкой наплавкой; имеют механизм для принудительного поворачивания клапана во время работы. Толкатели – механические, выполненные из стали, с наплавкой из специального чугуна. Коромысла клапанов –стальные, с бронзовыми втулками.
Газопроводы двигателя «ЗИЛ-130» следующие: впускной – из алюминиевого сплава, общий для каждого из рядов цилиндров, с жидкостной полостью для подогрева топливной смеси, расположенный между головками блока; выпускные – из чугуна; по одному с каждой стороны блока цилиндров.
Топливный бак автомобиля «ЗИЛ-130» установлен под платформой на левом лонжероне и имеет объём 170 литров. В системе питания использован принцип принудительной подачи топлива, топливным насосом«Б-10» –диафрагменным, с рычагом для ручной подкачки бензина. Подогрев топливной смеси — во впускном газопроводе, имеющем специальную жидкостную полость для подогрева, производится подогрев топливной смеси.
Система охлаждения мотора«ЗИЛ-130» – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Установлен трубчато-ленточный радиатор, змейковый, трёхрядный. Термостат (с твёрдым наполнителем) установлен в выпускном патрубке жидкостной полости. Жалюзи – створчатые, вертикальные, управляемые из кабины водителя. Центробежный водяной насос приводится в действие ремнём от шкива коленвала, совместно с шестилопастным вентилятором двигателя.
«ЗИЛ-130» – «колхозник»
Трансмиссия «ЗИЛ-130»
На автомобилях «ЗИЛ-130» установлена стандартная механическая пятиступенчатая коробка передач. КПП оборудована двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач. Главная передача – двойная, с парой конических зубчатых колес со спиральными зубьями и парой цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями, с передаточным числом – 6,32.
Сцепление – сухое, однодисковое, с пружинным гасителем крутильных колебаний. Число пар трущихся поверхностей – 2. Привод распределяется на заднюю ось, передняя ось – рулевая.
Карданных валов два, открытого типа, с промежуточной опорой на раме. Карданных шарниров – три, на игольчатых подшипниках, с постоянным запасом смазочного материала. Картер заднего моста – стальной, штампованный, сварной. Установлен конический дифференциал, симметричный, с четырьмя сателлитами. Полуоси полностью разгруженные. Стандартный размер шин – 260х508.
И в XXI веке легко встретить «ЗИЛ-130» на кубинских дорогах
Тормозное управление «ЗИЛ-130»
Пневматическая тормозная система грузовика работает на барабанных механизмах. Рабочая система тормоза является колодочной, барабанного типа; действует на все колёса, привод её – пневматический. Стояночная система тормоза также барабанного типа, действующая на трансмиссию; её привод – механический. Установлен двухцилиндровый воздушный компрессор, с жидкостным охлаждением головки и блока.
Поршни воздушного компрессора изготовлены из алюминиевого сплава, с плавающими поршневыми пальцами. Привод компрессора осуществляется ремнём от шкива водяного насоса; смазывание компрессора происходит от смазочной системы двигателя, под давлением и разбрызгиванием.
Обзор базовых и серийных модификаций «ЗИЛ-130»
Изначально, даже ещё до проектирования, «ЗИЛ-130» рассматривался как базис для обширного семейства унифицированных машин, предназначенных для самых разнообразных транспортных и хозяйственных операций. Эти планы нашли своё полное осуществление. Поэтому полный список модификаций на базе «ЗИЛ-130» насчитывает, вместе с экспериментальными вариантами,многие десятки наименований.
Наряду с базовыми моделями бортового грузовика и самосвала выпускалисьтакже семейства «ЗИЛ-130Г» – с удлинённой до 4,5 м колёсной базой, седельные тягачи «ЗИЛ-130В», модификации «ЗИЛ-130С» для эксплуатации в северных условиях и тропиках, газобаллонные версии и др.
«ЗИЛ-130», вплоть до конца 80-х годов ХХ века,обладал хорошим экспортным потенциалом. Его поставляли более чем в сорок стран мира. Причём, по желанию заказчика, машину комплектовали экономичным английским 140-сильным дизелем «Перкинс». Завод разработал адаптированные для стран с тропическим климатом версии всех популярных модификаций «ЗИЛ-130».
Финское дочернее предприятие советского «Автоэкспорта» – – подводила под двухосный автомобиль поддерживающую не ведущую ось, что повышало грузоподъёмность машины до 8 т. В Индию, Сирию, Иран и Ирак поставлялись специальные шасси на основе удлиненного варианта «ЗИЛ-130Г», на которые местные кузовные фирмы устанавливали кузова грузовиков и автобусов своих оригинальных, подчас весьма причудливых, конструкций.
Огромной популярностью пользовались шасси «ЗИЛ-130» для изготовления всевозможных специализированных автомобилей. Фургоны и автоцистерны, топливозаправщики и буровые установки, автокраны и передвижные мастерские, пожарные, мусороуборочные, поливочно-моечные машины – различных моделей спецмашин на шасси 130-го существовало бессчётное количество.
«ЗИЛ-130В» – седельный тягач
Модификации «ЗИЛ-130» (только базовые и серийные):
«ЗИЛ-130» – базовый автомобиль (как бортовой, так и универсальное шасси), первый серийный вариант с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л. с.
«ЗИЛ-130-66» – модификация 1966 года, с увеличенной до150 л.с. мощностью двигателя и рядом усовершенствований в конструкции.
«ЗИЛ-130-76» – базовый вариант образца 1976 года. Грузоподъёмность увеличена до 6 тонн, а рабочий ресурс – до 300 тыс. км.
«ЗИЛ-130-80» – модификация 1980 года, укомплектованная тремя независимыми тормозными системами.
«ЗИЛ-130А» – бортовой тягач.
«ЗИЛ-130Б» – специальное шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под сельскохозяйственные самосвалы-тягачи «ЗИЛ-ММЗ-554» и «ЗИЛ-ММЗ-554М» (колёсная база 3,8 м).
«ЗИЛ-130В» – седельный тягач
«ЗИЛ-130ВТ» – седельный тягач с усиленным задним мостом.
Длиннобазный «ЗИЛ-130Г»
«ЗИЛ-130Г»– бортовой и универсальное шасси, длиннобазный (с базой 4,5 м).
«ЗИЛ-130ГУ» – особо длиннобазный (5,6 м), с использованием узлов от
«ЗИЛ-133/Г1».
Популярный промышленный самосвал «ЗИЛ-130Д» с практичным «корытообразным» кузовом
«ЗИЛ-130Д1» – шасси под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555» и «ЗИЛ-ММЗ-4502».
«ЗИЛ-130Д2» – шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленные самосвалы-тягачи «ЗИЛ-ММЗ-555А» и «ЗИЛ-ММЗ-45022».
«ЗИЛ-130Д3» – шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под специальный самосвал-тягач (колёсная база 3300 мм).
«ЗИЛ-136И» – автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с.
«ЗИЛ-136ИГ»– длиннобазный (база 4,5 м) автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с.
«ЗИЛ-136ИД1» – шасси под промышленный самосвал, с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» (колёсная база 3,3 м).
«ЗИЛ-130К» шасси с двигателем «ЗИЛ-157Д» мощностью 110 л. с., под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555К» и «ЗИЛ-ММЗ-45021» (колёсная база 3,3 м).
«ЗИЛ-138», «ЗИЛ-138А» и «ЗИЛ-138И» – газобаллонные версии 130-го, предназначенные для работы на сжиженном газе. В том числе: «ЗИЛ-138В1» – седельный тягач;
«ЗИЛ-138Д2» – шасси для промышленного самосвала-тягача; «ЗИЛ-138АГ», «ЗИЛ-138И» – длиннобазные.
Дополнительные буквенные обозначения в наименованиях всех указанных в этом списке модификаций означают: «Э» – экспортный вариант для стран с умеренным климатом; «Т» – экспортный вариант для стран с климатом тропическим; «С» – для Сибири и Крайнего Севера; «Е» – с экранированным электрооборудованием.
Кабина автомобиля ЗИЛ-130
Кабина «ЗИЛ-130» – трёхместная цельнометаллическая кабина, оснащённая панорамным ветровым стеклом с омывателем. Кабины ранних автомобилей имели два вентиляционных люка в крыше кабины и лючок воздуховода в левой части кабины выше педали сцепления. Впоследствии все эти люки постепенно, один за другим, были убраны.
Оснащение кабины «ЗИЛ-130», по нынешним меркам, довольно скудное, обстановка спартанская. Тогда же мало какой грузовик мог предложить водителю и пассажирам больший комфорт. Действительно: в салоне кабины просторно, посадка комфортная, все приборы управления расположены удобно, скорости переключаются легко, а крутить «баранку» помогает гидроусилитель. Со второй передачи 130-й трогается очень легко и разгоняется весьма уверенно.
В кабине «ЗИЛ-130» – хороший акустический комфорт. Здесь гораздо тише, чем в кабинах других грузовиков-«одноклассников» из двадцатого века. У правильно настроенного мотора «ЗИЛ-130» компрессор слышно лучше самого мотора– двигатель для сидящих в кабине водителя и пассажиров не «рычит», а просто «шелестит».
Единственный недостаток (малосущественный в ХХ веке, но важный сейчас) – это скверная обзорность с места водителя. Высокие капот и передние крылья вызывают дискомфорт при движении в плотном транспортном потоке или на тесных городских улицах.
Стоимость автомобиля «ЗИЛ-130»
Рынок подержанных автомобиле любого региона Российской Федерации насыщен предложениями продажи грузовиков «ЗИЛ-130» всевозможных видов и модификаций (прежде всего, самосвалов, конечно, – промышленных и сельскохозяйственных). Что и не удивительно, учитывая огромное количество построенных за годы выпуска машин и их тотальную распространённость во всех отраслях хозяйства.
Разброс цен огромный. В зависимости от года выпуска, оснащения и технического состояния, за б/у автомобиль «ЗИЛ-130» просят от 50-ти до 300 тысяч рублей. Ещё дороже оцениваются спецмашины, укомплектованные специальным оборудованием, типа крана-манипулятора – запрашиваемая цена на них доходит до полумиллиона рублей.
Стоимость автомобиля «ЗИЛ-130»
Рынок подержанных автомобиле любого региона Российской Федерации насыщен предложениями продажи грузовиков «ЗИЛ-130» всевозможных видов и модификаций (прежде всего, самосвалов, конечно, – промышленных и сельскохозяйственных). Что и не удивительно, учитывая огромное количество построенных за годы выпуска машин и их тотальную распространённость во всех отраслях хозяйства.
Разброс цен огромный. В зависимости от года выпуска, оснащения и технического состояния, за б/у автомобиль «ЗИЛ-130» просят от 50-ти до 300 тысяч рублей. Ещё дороже оцениваются спецмашины, укомплектованные специальным оборудованием, типа крана-манипулятора – запрашиваемая цена на них доходит до полумиллиона рублей.
Схема электрооборудования ЗИЛ-130
Отзывы водителей и владельцев «ЗИЛ-130»
Человек, всю жизнь проработавший водителем в колхозе, вспоминает, что до середины 70-х годов в автопарке сельхозпредприятий преобладали грузовики Горьковского автозавода. Впоследствии, по мере укрепления благосостояния колхозов, ими стало приобретаться всё больше автомобилей «ЗИЛ-130». Водители и инженеры сельхозпредприятий очень скоро оценили, насколько данная машина сильнее, надёжнее, долговечнее и рентабельнее горьковских грузовиков (не в обиду будет сказано старым добрым «ГАЗ-51, 52, 53»).
«Сто тридцатый гораздо крепче «ГАЗ»ов по своей конструкции, имеет более надёжный и ресурсонасыщенный двигатель, обладает отличными качествами маневренности и проходимости, и по трассе спокойно «соточку» идёт. Машина надёжная и универсальная».
С другой стороны, интересно также мнение о 130-м коренного городского жителя, который в своей шоферской биографии поработал также не только на «ГАЗон»е, но и на «КамАЗ»е.
«Очень люблю самосвал «ЗИЛ-ММЗ-555», считаю его самым боевым. Этот уникальный кузов корытообразной формы – браво генеральному конструктору! Великолепная машина! Четыре года проработал на 130-м, и никаких проблем не знал с ним. У нас на автобазе было много ЗИЛов, и их не списывали, так как они всегда без проблем выполняли свою работу, не смотря на неэкономичность. Она очень хорошо компенсировалась без потребности в запчастях. Один двигатель чего стоит! Мощный и выносливый».
ЗиЛ-431410 «Сельхозник» Амурской сборки
С тех времён, когда на автобазах «КамАЗ»ов было ещё «кот наплакал», вся нагрузка по транспортным перевозкам в полной мере ложилась на «плечи» «ЗИЛ-130», и весь колоссальный объём работы выполняли в СССР грузовики именно этой модели.
Одной из особенностей «ЗИЛ-130» является то, что высота кузова равна высоте пола железнодорожного вагона. Это значительно упрощает условия погрузки и разгрузки: можно непосредственно подъезжать к вагону и перегрузиться в самые сжатые сроки.
В наше время «ЗИЛ-130» является, конечно, безнадёжно устаревшей машиной. Конкурентоспособный и практически безупречный для 70-х/80-х годов ХХ века, в веке двадцать первом он уже не может соперничать с современными среднетоннажными грузовиками ни по компактности и маневренности, ни по комфортабельности, ни по экономичности. Для условий многократно уплотнившегося транспортного потока современных городов «ЗИЛ-130» подходит очень слабо.
Тем не менее, многие 130-е, прежде всего, переведённые на газобалонное оборудование, либо оснащённые дизельным двигателем «ММЗ Д-245», продолжают успешно работать на многих предприятиях и хозяйствах. «ЗИЛ-130» – как пенсионер, который давно уже заслужил почёт и покой, но не желает расставаться с активной деятельностью и работой. Нет сомнений в том, что мы ещё долгие годы будем часто встречать грузовики этой марки на дорогах России и других республик бывшего Союза.