Подробности Категория: Бульдозеры и тракторы Опубликовано: 04.08.2016
ДЭТ-400 — это бульдозер, который с 2007 года выпускает Челябинский тракторный завод. Данная модель является продуктом модернизации более ранней модели ДЭТ-320. Машина относится к 25 тяговому классу и имеет электромеханическую трансмиссию.
- Общее описание
- Основные узлы
- Кабина
- Технические характеристики
- Преимущества
- Модернизация
Аббревиатуру ДЭТ следует понимать как Дизельный Электрический Трактор. Эта модель может похвастаться тем, что на ней впервые в мире была скомбинирована трансмиссия электромеханического типа с вентильно-индукторными электромашинами, а также электрическая система управления. Бульдозер применяют в разработках грунтов, транспортировочных или рыхлительных работах. Работы проводят на грунтах четырех категорий, а так же на мерзлых или скальных породах.
Особенности трактора ДЭТ-400
Электромеханическая трансмиссия предыдущих моделей подобной техники – ДЭТ-250М2 и ДЭТ-320 – не была столь прогрессивной. Использование вентильно-индукторных электромашин обеспечивает следующие особенности ДЭТ-400:
- Роторы индукционных двигателей не имеют обмотки, и выход мотора из строя по причинам, связанным с ротором, исключён. При повреждении катушки стартера её можно заменить без демонтажа соседних катушек. Это невозможно сделать на электродвигателях другого типа.
- Работа в условиях повышенной влажности не является проблемой.
- На 10-15 процентов, оп сравнению с двигателями прошлой конструкции, снижены массово-габаритные показатели; расход меди сокращён на 0,5 т.
- Силовой генератор трансмиссии можно использовать в качестве дизель-генераторной установки.
- Система управления – бесконтактная, высоконадёжная; снабжённая бортовым компьютером и графическим дисплеем в кабине трактора. Она гарантирует автоматическую регулировку работы электромашин; информирует механизатора о текущих режимах функционирования электромеханической трансмиссии.
Испытания продемонстрировали обеспечение наиболее оптимальной тяговой характеристики во всём тяговом диапазоне трактора ДЭТ-400: система управления постоянно поддерживает загрузку мотора на номинальном режиме.В целом, надёжность данной конструкции не менее чем в два раза выше, чем предыдущей.
Бульдозерно-рыхлительные агрегаты на базе промышленного трактора ДЭТ-400 выпускаются на ЧТЗ с 2007-го года. В 2012 году была запущена в производство модернизированная версия – ДЭТ-400М. Данная машина получила обновлённый дизайн с облицовкой из пластика. На трактор ДЭТ-400М стали устанавливать дизели «Камминз»; ведущие и направляющие колёса, гусеницы и катки от «Катерпиллар». Также была внедрена новая гидравлическая система, и управлять гидравликой трактора стало можно при помощи джойстика.
Модернизированная версия «четырёхсотого» может применяться не только в качестве бульдозера, рыхлителя и тяговой лебедки, утверждается на официальном сайте ОАО «ЧТЗ-УралТрак», но и в качестве «электростанции на гусеницах»: к нему также можно подключать сварочный аппарат, другие электроприборы. ДЭТ-400М сумеет «подпитать» энергией локомотив на электрической тяге и даже небольшой поселок.
Двигатели тракторов ДЭТ-400
Трактора ДЭТ-400 комплектуются двумя видами турбированных дизельных двигателей: ЯМЗ-7513.10, или Cummins QSM-11. Турбонаддув– газотурбинный, с одним турбокомпрессором и с промежуточным охлаждением надувочного воздуха.
Характеристики и параметры дизельного мотора ЯМЗ-7513.10 (восьмицилиндровый):
- Рабочий объём – 14,86 л.
- Мощность эксплуатационная – 272 кВт, или 370 л.с.
- Частота вращения номинальная – 1900 об/мин.
- Диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня – 140 мм.
- Масса – 1250 кг.
Характеристики и параметры дизельного двигателя Cummins QSM-11 (шестицилиндровый):
- Рабочий объём – 10,8 л.
- Мощность эксплуатационная – 274 кВт, или 375 л.с. Мощность эксплуатационная – 272 кВт, или 370 л.с.
- Частота вращения номинальная – 1900 об/мин.
- Максимальный крутящий момент – 1780 Н.м, при 1800 об/мин.
- Масса – 984 кг.
Аналогичные двигатели «Камминз» используются на некоторых промышленных тракторах Hyundai, New Holland, Terex, Четра; на некоторых моделях тяжёлых самосвалов БелАЗ.
Система смазки двигателей ЯМЗ и Камминз – комбинированная: под давлением и разбрызгиванием, с двумя масляными фильтрами. Система питания дизтопливом–раздельного типа, с двумя фильтрами грубой очистки с водоотделителем «Separ-2000», и фильтром тонкой очистки дизтоплива со сменным фильтрующим элементом. Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с фронтальным расположением радиатора и с вентилятором. Система пуска – основная: тяговым генератором ИГ-250; дополнительная: стартером двигателя.
Дополнительная опция – оснащение трактора предпусковым подогревателем двигателя ПЖД-30Е.
Электромеханическая трансмиссия трактора ДЭТ-400
Трактора ДЭТ-400 оборудованы электромеханической трансмиссией c вентильно-индукторными электромашинами переменного тока (ВИД) – двухскоростной, с автоматическим изменением тяговых усилий и скоростей движения машины, в зависимости от перемен тягового сопротивления. Поскольку трансмиссия работает в автоматическом режиме, механизатор освобождён от необходимости переключать передачи в ходе выполнения землеройных и транспортных работ.
ДЭТ-400 (2007-2012).
Максимальное тяговое усилие составляет не менее 443 кН. Скорость движения бульдозера составляет от 0 до 14,3 км/ч – одинаковая как передним, так и задним ходом. Управление электротрансмиссией состоит из блока силового БС-400 номинальной мощностью 240 кВт. Напряжение питания для пуска – 24+5V. Мощность зарядки АКБ составляет 3,5 кВт. Количество аккумуляторных батарей – четыре. Охлаждение – принудительное, воздушное.
Электрооборудование трансмиссии
В состав электрического оборудования челябинского бульдозера входят также: тяговый электродвигатель ИД-240, генератор индукционный ИГ-250, блок обработки сигналов датчика температур БОСДТ-250, блок микроконтроллера БМ-400 (компьютер бортовой). Номинальная мощность электрического двигателя ИД-240 составляет 235 кВт; номинальное напряжение – 600 Вольт; номинальный ток – 560 Ампер; частота вращения – 430…2650 об/мин. Масса тягового электродвигателя составляет 2,53 тонны.
ДЭТ-400М (с 2012 г.)
Индукционный генератор обладает номинальной мощностью 250 кВт. Номинальное напряжение составляет 600 Вольт; номинальный ток – 600 Ампер; частота вращения – 2350…2650 об/мин. Масса индукционного генератора составляет 1,175 т. Блок обработки сигналов датчика температур БОСДТ-250 работает под номинальным напряжением 24+5 Вольт; оснащён воздушным охлаждением и имеет массу 2,46 кг. Блок микроконтроллера БМ-400 также работает под номинальным напряжением 24+5 Вольт; оснащён воздушным охлаждением; его масса – 10 кг.
Механическая часть трансмиссии
В составе механической части трансмиссии трактора ДЭТ-400 работает предохранительная муфта – фрикционного, многодискового типа, сухого трения. Привод генератора ИГ-250 состоит от повышающего редуктора с парой цилиндрических косозубых шестерёнок.
Получение двух передач (вперёд и назад), а также выполнение поворотов и торможение бульдозера обеспечивают планетарные механизмы поворота (ПМП). Эти механизмы имеют планетарный ряд, который состоит из системы шестерёнок в постоянном зацеплении; фрикцион блокировочный и 2 тормоза. Управляются планетарные механизмы поворота одним рычагом, через гидравлический сервопривод.
Бортовая передача является двухступенчатой, с парой цилиндрический шестерёнок и с планетарным рядом. Раздаточный редуктор с валом отбора мощности – пара цилиндрических шестерёнок для привода насосов гидросистемы и пара конических шестерёнок для привода маслонасоса трансмиссии. Поворот осуществляется стандартным для тяжёлой гусеничной техники образом: снижением скорости одной гусеницы относительно другой.
Управление
Два двухступенчатых планетарных механизма поворота (ПМП), обеспечивают получение двух передач (I-рабочей, II-транспортной) вперед и назад, поворотов и торможения трактора. Управление ПМП осуществляется одним рычагом через гидравлический сервопривод.
Распределитель управления навесным оборудованием | пятизолотниковый, четырех и трехпозиционный, пропорцианалый, с гидравлическим дистанционным управлением, типа HC-D25/5 |
Управление навесным оборудованием | 3-мя джойстиками HC-PCX |
Напряжение питания для пуска, В | 240 |
Устройство ходовой части ДЭТ-400
Тележки трактора являются сварными, из швеллеров прямоугольного сечения. Подвеска – торсионной, индивидуальной для каждого опорного катка, замкнутой на рамы тележек. Натяжные колёса сделаны цельнолитыми, закрытого типа. Опорных катков в составе ходовой части – 12 единиц; поддерживающих катков – 4 единицы. Ширина башмака гусеницы составляет 66 см, числом этих башмаков – 56 штук.
В конструкции используются цельнолитые натяжные колеса закрытого типа.Механизм натяжения гусеницы является гидравлическим. В каждой ленте гусеницы – 56 звеньев; шаг составляет 218 мм. Высота гунтозацепа равна 70 мм.В качестве дополнительного оборудования предлагается установка дополнительных грунтозацепных шпор. В целом, ходовая часть ДЭТ-400 обеспечивает более плавное, по сравнению с ДЭТ-320 и ДЭТ-250, движение и отличается высокой надёжностью.
Масса и Габариты
Эксплуатационная масса трактора, кг /длина/ширина/высота, мм | 36100 /6750/3110/3900 |
Эксплуатационная масса бульдозера, кг /длина/ширина/высота, мм | 41600 /7370/4250/3900 |
Эксплуатационная масса бульдозера с рыхлителем, кг /длина/ширина/высота, мм | 44500 /8720/4250/3900 |
Колея/База, мм | 2450/3200 |
Обозначение
A | В | С | С1 | Е | К | М | Н | О | Р | Т | Y | |
Размер, мм | 3200 | 6550 | 8720 | 7370 | 2720 | 4150 | 821 | 660 | 2450 | 3110 | 3900 | 3650 |
Некоторые технические характеристики и параметры в цифрах
- Масса эксплуатационная трактора – 36,454 тонн.
- Масса эксплуатационная бульдозера – 42,270 тонны.
- Масса эксплуатационная бульдозера с рыхлителем – 46,550 тонн.
- Масса эксплуатационная бульдозера с тяговой лебёдкой – 48,180 тонн.
- Длина – 6750/7370/8720 мм(без оборудования/с отвалом/с отвалом и рыхлителем);
- Ширина – 3110/4250/4250 мм(без оборудования/с отвалом/с отвалом и рыхлителем);
- Высота – 3900/3900/3900 мм(без оборудования/с отвалом/с отвалом и рыхлителем);
- Ширина колеи – 2,45 м.
- База – 3,2 м.
- Ёмкость топливного бака – 600 литров; гидравлической системы – 165 литров; системы охлаждения – 76 литров; системы смазки – 30 литров; системы смазки и управления трансмиссией – 80 литров.
Заправочные емкости
Топливная система, л | 600 |
Гидравлическая система, л | 165 |
Систела охлаждения двигателя, л | 76 |
Система смазки двигателя, л | 30 |
Система смазки и управления трансмиссией, л | 80 |
Бульдозерное и рыхлительное оборудование ДЭТ-400
Бульдозерно-рыхлительные агрегаты на базе трактора ДЭТ-400 оснащаются полусферическим отвалом типа Б-1, с полностью гидрофицированным управлением изменения угла резания и перекосом. Объём призмы волочения составляет 10,5 кубометров; ширина отвала равняется 4,25 м, его высота – 1,85 м. Отвал поднимается на максимальную высоту 1,225 м. Наибольшее заглубление отвала составляет 0,5 м. Основной угол резания равен 55-ти градусам. Угол поперечного перекоса отвала составляет 10 градусов.
Масса бульдозерного оборудования равняется 5,09 тонн. Трактор ДЭТ-400 также может оснащаться угольным отвалом (тип «К») с объёмом призмы волочения 19,5 кубометров и отвалом с узкими ж/д габаритами (тип «Б2»).
Оборудование рыхлительное представляет собою 4х-звенник с однозубым рыхлителем и регулируемым углом резания (тип «Р2»). Наибольшее заглубление, которое гарантирует данное оборудование, составляет 1,515 м. Угол рыхления изменяется в диапазоне 40…65 градусов. Масса рыхлительного оборудования для ДЭТ-400 равна 3,5 тоннам.
Гидравлическая система
Подъем и заглубление отвала и рыхлителя: Совместная работа двух шестяренчатых насосов | НШ50А-4Л GR 150G-R4A1A2ГС |
Максимальное давление нагнетания, МПа (кгс/см кв.) | 10,0+0,5 (100+5) |
Распределитель: двухзолотниковый, четырехпозиционный | |
Перекос отвала бульдозера, регулирование угла рыхления и стойки рыхлителя: Работа одного насоса | НШ-50-3Л |
Максимальное давление нагнетания, МПа (кгс/см кв.) | 10+0,5 (100+5) |
Распределитель: двухзолотниковый, трехпозиционный | |
Кабина трактора ДЭТ-400
Кабина на ДЭТ-400 отвечает современным стандартам безопасности и комфорта рабочего места механизатора. Она выполнена с панорамным остеклением большой площади. Стёкла кабины – двойные (стеклопакеты), что в значительной степени повышает тепловую и шумовую изоляцию рабочего места. В кабине трактора ДЭТ-400 в базовой комплектации установлены мощные отопитель «Зенит» и кондиционер «Рио-3000».
Мест в кабине предусмотрено два. Кресло механизатора снабжено набором регулировок по наклону спинки и росту. Приборы и органы управления тяжёлой машиной расположены в соответствии с актуальными представлениями об эргономичности рабочего места.
Контроль за основными процессами легко осуществлять без отрыва от основной работы. Приборная панель оснащена графическим дисплеем и бортовым компьютером, с помощью которого производится автоматическое регулирование оборудования.
Отзывы механизаторов бульдозров ДЭТ-400
В интернете очень мало достоверных отзывов от людей, которым довелось сколько-нибудь значительное время поработать на бульдозерах марки ДЭТ-400. Поэтому точную картину, без субъективного восприятия того или иного механизатора, о данной машине получить не удаётся.
В этих немногочисленных отзывах отмечается, что по сравнению со своими предшественниками – ДЭТ-250 и ДЭТ-320, ДЭТ-400 является шагом вперёд. Этот бульдозер «шустрый, , – подтверждает другой механизатор. Новые двигатели не так сильно «кушают» масло, как прежние. «Наконец-то гусеницы переделали-убрали гребешки, которые постоянно ломались».
Однако ходовку бульдозера ДЭТ-400 называют слабой, «трактор потяжелел, а тормоза старые, ленты тормозов долго не ходят». По мнению одного из механизаторов, который после нескольких лет работы на ДЭТ-400 пересел на «Четра», бульдозеры данной марки являются более выносливыми и надёжными, чем ДЭТы.