Украинский грейферный погрузчик Карпатец ПЭА 1А — надежный и компактный агрегат

Экскаваторы-погрузчики, снабженные грейфером, всегда пригодятся там, где нужны скорость, хороший вылет стрелы и немалые усилия. Земляные работы, разгрузка и погрузка (особенно сыпучих веществ), небольшая планировка – всё это они умеют весьма неплохо. Одной из современных моделей таких агрегатов является Карпатец ПЭА 1А, успешно работающий во многих уголках мира.

О производителе данной модели погрузчика

Коломыйский завод сельскохозяйственных машин (он же «Коломийський завод сільськогосподарських машин») расположен в городе Коломыя Ивано-Франковской области Украины.

Это предприятие ведёт свою историю с 1869 года, когда в Коломые была основана механическая мастерская, выпускающая самый разнообразный сельхозинвентарь, телеги, ручные соломорезки, чугунные кухонные плиты и прочие металлоизделия.

Тогда Украина ещё не была единой – город Коломыя был в составе Австро-Венгрии. В годы Первой мировой войны механические мастерские (уже значительно расширившиеся к тому времени) были переориентированы на выпуск колючей проволоки и прочей продукции военного назначения.

После распада Австро-Венгерской и Российской империй, с мая 1919 года по сентябрь 1939 года город Коломыя входил в состав Польши.

В 1939 году, после объединения Украины в составе СССР, предприятие было национализировано, и, в соответствии с четвёртым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР, было модернизировано. Снова завод стал выпускать сельхозпродукцию. В 1941-1944 гг. им владели немецкие оккупанты.

В 1948 году на Коломыйском заводе сельскохозяйственных машин был размещён крупный многолетний заказ на производство измельчителей кормов для колхозных животноводческих ферм всего Советского Союза.

В 1957 году на заводе впервые освоили выпуск погрузочно-разгрузочных сельхозмашин с гидравлическим приводом, а в 1958 году их производство было поставлено на поток: в Коломые выпустили 218 грейферных погрузчиков ПГ-0,5.

В 1963 году конструкторское бюро грейферных погрузчиков Коломыйского завода разработало специальный агрегат для заморского друга Фиделя Кастро – грейферный погрузчик, автоматизирующий процесс погрузки и разгрузки сахарного тростника: ПГ-0,5СТ грузоподъёмностью 0,5 тонны.

Машины этой модели завод поставлял на Кубу до 1988 года, сделав более 15 тысяч погрузчиков ПГ-0,5СТ. Они оказали огромное влияние на развитие сахарной промышленности страны Острова Свободы.

Основной моделью для внутреннего рынка СССР и прочих «братских стран» стал универсальный погрузчик-экскаватор ПЭ-0,8, который в 1966 году был представлен на международной выставке «Современные сельскохозяйственные машины и оборудование» в Москве, и немедленно пошёл в серийное производство.

В одном из сборочных цехов Коломыясельмаша

В 1969 году за значительный вклад в развитие народного хозяйства страны Коломыйский завод сельскохозяйственных машин был награждён орденом «Знак Почёта».

В 1982 году предприятие было значительно модернизировано, с введением в строй дополнительных производственных мощностей, и в 1983 году в Коломые запустили серийный выпуск современных (на тот момент) автономных погрузчиков ПЭА-1,0 и ПЭА-1А.

В советское время завод был градообразующим предприятием, был обеспечен заказами на долгие годы вперёд и являлся крупнейшим производителем грейферных погрузчиков в СССР.

После развала Союза предприятие было преобразовано из государственного в акционерное общество. Однако при этом включено в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины (в августе 1997 года).

В 2003 году Коломыйский завод сельскохозяйственных машин стал банкротом. Его площади стали распродаваться.

Лишь в конце января 2011 года завод, прекративший производственную деятельность, возобновил свою работу, восстановив выпуск погрузчиков и металлоконструкций.

После начала вооружённого конфликта на востоке Украины, министерство обороны страны частично задействовало производственные мощности предприятия для производства и ремонта продукции военного назначения.

Особенности этого погрузчика-экскаватора

В качестве силового агрегата используется четырёхтактный четырёхцилиндровый дизель, без турбонаддува.

Установлена современная итальянская гидравлика, в которой управление происходит посредством джойстиков. При этом усилий гидравлических цилиндров вполне хватает для погрузки-разгрузки и копании грунтов любой категории сложности (кроме IV-й). Использовано четыре гидронасоса – два расположены сзади на редукторе, два на двигателе.

В целом, гидравлика Карпатца ПЭА-1.0 представляет собою 2 гидравлические системы, которые объединены вместе своим общим резервуаром. Первая система управляет бульдозером (насос НШ-32). Передние колёса моста поворачиваются под воздействием поршневого гидравлического цилиндра бинарного действия. А второй гидравлический привод (насосы НШ-50) служит для погрузочно-разгрузочных работ.

Функциональность и универсальность данной техники повышают такие съёмные механизмы, как вилы, крюки, удлинители стрелы, экскаваторная лопата.

Достойный эпохи XXI века комфорт механизатору создаёт кабина, собственной разработки коломыйского предприятия, оснащённая стеклоочистителями, козырьком от солнца, отопителем и кондиционером, удобным зеркалом заднего обзора. Крепление сидения оборудовано амортизационными рессорами, для снижения нагрузок на спину и увеличения комфорта при работе. Рулевое управление – гидрообъёмное с насосом дозатором. Сиденье механизатора – поворотное.

После современной модернизации этого погрузчика-экскаватора, вместо двух насосов НШ-50 стали устанавливать один мощный гидронасос импортного производства NSH-71. Вылет стрелы увеличился до 5,7 метра. Также использовался гидронасос НШ-71А3, вместо двух НШ-50.

В конструкции экскаватора-погрузчика данной модели были использованы пневмотормоза, и стояночный тормоз также применён пневматический.

Применение принципиально новой кинематической схемы ходовой части обеспечило улучшенные эксплуатационные свойства данной техники. На стрелу были установлены подшипники вместо втулок и пальцев.

Пошаговая инструкция

Придерживаясь инструкции, с созданием своими руками погрузчика на навеску МТЗ проблем не возникнет:

  1. Для начала необходимо изготовить каркас основы самодельного погрузчика на трактор. Он представляет собой прямоугольник, у которого нижняя часть выходит за грани, так как она должна устанавливаться на задний навес трактора. По центру данной рамы также имеется прямоугольный каркас, который выполнен из двух пластин и приварен к верхней и нижней грани. К этому каркасу будет крепиться большой гидравлический цилиндр в нижней части, а в верхней распорка, которая крепится к задней части и удерживается в неподвижном состоянии весь каркас. На верхней грани должны быть четыре шарнирных соединения: два по центру для верхних цилиндров и два крайних для стрелы. Высота основы определяется по потребностям.

Чертеж рамы подъема самодельного погрузчика

1 – стойка; 2 – гидроцилиндр подъема стрелы; 3 – опора; 4 – рама подъема; 5 – гидроцилиндр опрокидывания ковша; 6 – ковш; 7, 11 – тяга; 8, 10 – кронштейн; 9 – указатель; 12 и 13 – рукава высокого давления; 14 – кронштейн; 15, 17 – рычаг; 16 – фиксатор; 18 – боковина.

Важно Устройство и принцип работы очесывающих жаток для уборки урожая зерновых

Стрела представляет собой сборную конструкцию. Со стороны крепления с основой это главная и самая длинная часть, которая представляет примерно 70% от общей длина. К ней под углом в 30 градусов крепится продолжение, которое должно смотреть вверх. Таким образом, получается форма похожая на бумеранг. Должно получиться два изогнутых профиля, которые между собой соединены в трех местах – на концах и по центру. Также ближе к центральной части, но со стороны основы (примерно 25% от общей длины) приваривается каркас, к которому присоединяется второй конец главного цилиндра. Центральная часть стрелы выполняется в виде шарнирного цилиндрического соединения, так как к нему крепится рычаг управления ковшом. Он представляет собой два колена (изгиб в 40 градусов), к которым с одной стороны крепятся два малых цилиндра, а с другой стороны перекладина для дальнейшего соединения непосредственно с ковшом. Все описанные детали соединяются на шарнирах, а два колена имеют один общий.

Чертаж стойки для фиксации навесного оборудования

1 – боковина; 2, 3, 4 – кронштейн; 5 – ловитель; 6, 10 – рычаг; 7 – фиксатор; 8 – шток; 9 – пружина; 11 – защелка; 12 – ось.

Теперь дело только за ковшом. Его можно либо приобрести, либо изготовить самому по чертежам готовых. Также вместо ковша можно использовать вилочный погрузчик для поддонов или тюков. Если стрела имеет вынос более двух метров, может понадобится дополнительно утяжелить переднюю часть. Для этого необходимо будет наварить на раму корзину для песка, бетонных блоков или металлических грузов.

На видео самодельный погрузчик на трактор в работе:

Варианты конкретного применения Карпатца ПЭА-1.0

Карпатец ПЭА-1.0 предназначен для погрузочно-разгрузочных, экскаваторных и лёгких планировочных работ в сельском хозяйстве и строительной сфере. Погрузчики-экскаваторы применяются на тяжёлых, но необходимых работах, при производстве которых требуются сила, скорость, вылет стрелы.

Оптимальной конструкцией сменных рабочих органов и рассчитанными усилиями гидравлических цилиндров обеспечивается высокая продуктивность работ при погрузке сыпучих материалов, минеральных и органических удобрений, силоса, сенажа. А также – при рытье ям, траншей, котлованов в грунтах I, II и III категорий. Угол поворота стрелы и степень её вылета обеспечивают достаточную площадь для эффективного проведения погрузочных работ без переездов, что даёт значительное преимущество грейферным погрузчикам в конкретных условиях сельского хозяйства. В том числе и прежде всего – в животноводстве.

Карпатец ПЭА-1.0 поможет быстро наполнить кузов грузовика удобрениями, торфом или навозом, наполнить силосную яму или траншею, разметить участок, набить силосом на зиму яму-хранилище. Заменив грейфер на вилы, можно быстро и успешно работать с сеном и соломой, а на крюк — поднимать и перемещать всевозможные штучные грузы. Стрела, и без того достаточно длинная, способна увеличиваться при помощи специальной насадки. Это позволяет, к примеру, легко и просто доставать грузы из ямы при возникновении такой необходимости.

Грейферный погрузчик на базе МТЗ — что это такое и где применяется

Устанавливаются эти устройства на трактора в качестве навесного оборудования.

С помощью поворотной стрелы возможна погрузка материалов при любом положении погрузчика.

Грейферные погрузчики на базе тракторов МТЗ выпускаются несколькими заводами и предприятиями, основной производитель — Юргинский Завод Сельскохозяйственного Оборудования «Юрмаш».

Основное количество грейферных устройств устанавливается на базу сельско-хозяйственных моделей тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.1, используя ресурсы и работоспособность Минского «Беларуса».

Трактора МТЗ отличаются всесезонной эксплуатацией и надежностью механизмов. Их высокая проходимость по бездорожью удачно сочетается с возможностью передвигаться по автодорогам в общем потоке.

Недорогие и доступные запчасти дополнены многовариантностью применения спецтехники:

  • погрузка песка, гравия, снега, строительного и др. мусора и прочих материалов в автотранспорт;
  • земляные работы (перемещение, укладка и выемка грунта), очистка территории на уровне, который может быть выше или ниже уровня стоянки машины;
  • копание больших и глубоких (до 2,5 м) котлованов с выемкой грунта и камня;
  • подъем, перемещение и перегруз сена, силоса, соломы, торфа и удобрений;
  • подъем длинномерных и негабаритных предметов (лесоматериалы);
  • чистка неглубоких водоемов (озер, прудов). Особенности погрузчика и его конструкция

Самый популярный грейферный погрузчик на МТЗ — это ПЭ-Ф-1БМ, на его основе создано несколько модификаций.

Основные преимущества грейферной установки на МТЗ:

  • многофункциональность;
  • выгодное соотношение «цена-качество»;
  • производительность погрузки = 120 т/час;
  • агрегатирование (компоновка) погрузчика с тракторами и прицепами, что расширяет их сферу применения;
  • возможность эксплуатации при любых погодных условиях;
  • ремонтопригодность и дешевизна обслуживания грейферной установки.

Применяется грейфер для подъемных, перегрузочных и транспортных работ с различными материалами или штучными грузами до 1 т.

Базовая комплектация — грейферный ковш и бульдозерный отвал (прямого типа, ширина = 2 м).

Полный комплект – плюс вилы (когти), объем = 0,56 м³ для сена, силоса и экскаваторная лопата (объем = 0,27 м³), усиленный грейфер повышенной прочности, объем = 0,3 м³. В качестве дополнительных опций могут устанавливаться крюк г/п = 1 т. и бур.

Двигатель и трансмиссия Карпатца ПЭА-1.0

Силовым агрегатом данного погрузчика является двигатель Д-243 – четырёхтактный дизельный мотор с рядным вертикальным расположением цилиндров и впрыском дизтоплива непосредственно в цилиндры. Базовая модель не имеет турбонаддува.

Основное предназначение Д-243 – это сельскохозтрактора класса 1,4-2,0 т/с. В том числе и супербестселлер МТЗ-80/. А также – многие другие спецмашины промышленного, сельскохозяйственного, лесозаготовительного назначения. Широко применяется Д-243 на компрессорных станциях, электрогенераторах экскаваторах, погрузчика-экскаваторах. В том числе и Карпатец ПЭА-1.0.

  • Режим работы цилиндров – 1-3-4-2.
  • Диаметр цилиндра – 110 мм; ход поршня – 125 мм.
  • Рабочий объём мотора – 4,75 л;
  • Рабочая мощность – 59,6 кВт. (81,3 л.с._.
  • Наибольший крутящий момент – 298 Н*м.
  • Минимальные устойчивые обороты на холостом ходу – 600 об/мин.
  • Номинальная обороты холостого хода – 2200 об/мин.
  • Макисимальная частота оборотов холостого хода – 2380 об/мин.
  • Расчётная степень сжатия – 16:1.
  • Расход дизтоплива – 226 г/кВтч.
  • Масса двигателя сухого/снаряжённого – 430 кг / 490 кг.


Раньше погрузчики-экскаваторы Карпатец ПЭА-1.0 оснащались другими дизельными двигателями – Д-65Н производства Рыбинского авиационного завода (такими, как и на днепропетровских тракторах ЮМЗ-6). Рабочий объём данного мотора – 4,94 литра. Мощность Д-65Н – 60 лошадиных сил.
Коробка переключения передач у погрузчика Карпатец ПЭА-1.0 – механическая, пятиступенчатая, синхронизированная, с открытой карданной передачей, задним мостом с колёсными планетарными редукторами.

Изначально, трансмиссия для Карпатца ПЭА-1.0 была позаимствована от трактора ЮМЗ-6, однако – с некоторыми изменениями, поскольку экскаватору-погрузчику приходится чаще трудиться в более тяжёлых условиях. Использовалась также и коробка передач для ЗИЛ-130.

Грейферный погрузчик на базе Т 16 — отличия и технические параметры

Базовая модель Т-16 производилась Харьковским тракторным заводом в 1961-1967 годы.

Позже машина была доработана и в усовершенствованном виде выпускалась до 1996 года.

Преимущества шасси ХТЗ:

  1. Долгий срок службы.
  2. Низкая цена.
  3. Масса трактора 1685 — 1810 кг — он не уплотняет верхние слои почвы.
  4. Имеет 2 пары разновеликих колес – передние — меньшего размера и большие задние, с помощью механизма фиксации можно изменять ширину колеи для обеих пар.
  5. Шасси Т-16 имеют заднее расположение двигателя и агрегатируются фактически с любым передним навесным оборудованием. Спереди имеются посадочные места для навесного оборудования.
  6. Двигатель трактора 25 л.с. — с воздушным охлаждением.

Недостатки Т-16: низкая производительность и необходимость регулярной очистки воздушных клапанов и центрифуги.

Технические характеристики в цифрах

  • Габаритные размеры погрузчика (транспортное положение, колёса сняты): длина — 6750 мм; ширина — 2200 мм; высота – 2670 мм.
  • Масса погрузчика – 7575 кг.
  • Грузоподъёмность «Карпатца» – 1000 кг.
  • Объем грейфера – 0,67 кубометра.
  • Производительность – 240 тонн в час.
  • Радиус поворота – 270 градусов.
  • Высота погрузки грейфером – 4300 мм.
  • Вылет стрелы – 5700 мм.
  • Максимальная глубина копания экскаваторной лопатой – 2500 мм.
  • Максимальный радиус копания – 5000 мм.
  • Объем экскаваторной лопаты – 0,44 кубометра.
  • Ширина экскаваторной лопаты – 700 мм.
  • Ширина бульдозерного отвала – 2450 мм.
  • Высота бульдозерного отвала – 730 мм.
  • Дорожный просвет – 400 мм.
  • Скорость передвижения – 25 км/час.

Отзывы владельцев «Карпатцев»

Погрузчики данной модели отлично помогают при закладке силосных ям. Справляются они с данной задачей всегда успешно. Без проблем можно заготовлять силос и сенаж на зиму, и корма развозить только на «Карпатце».

Широко используют «Карпатцы» для отгрузки минеральных удобрений со склада. Справляются они с этой несложной задачей без проблем. Эксплуатируют такие погрузчики и на элеваторах. Подводят они редко. А в ремонте – простые, незамысловатые.

Экскаватором успешно роют котлованы под фундаменты и траншеи под различные коммуникации.

Бортовые шестерёнки называют хронической слабостью данной сельхозмашины. Благодаря местным умельцам, эту недоработку владельцы, как правило, устраняли устраняют своими силами: немного увеличивают длину поршней и чуть укорачивают рейку, что позволяет вообще забыть про эту болячку. Также из минусов отмечается такое свойство: рвёт манжеты в цилиндрах и забивает клапан, приходится глушить и чистить.

По мнению многих эксплуатантов, грейферный погрузчик на базе ЮМЗ-6кл лучше по качеству и надёжности.

В целом, замысел и конструкция – хорошие, и сам погрузчик-экскаватор неплохой, но вот качество сборки, надёжность и долговечность данной техники всё-таки оставляет желать многого лучшего.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]