Без этой техники невозможно обойтись на складе. Она востребована в строительных и других работах, где приходится манипулировать с большими грузами. Речь идет о вилочных погрузчиках. Чтобы обращаться с этими машинами, достаточно небольшого по сроку обучения. Ускорить понимание процесса поможет знание, какие органы управления погрузчика самые важные. Таким образом, проще усвоить основные принципы работы.
Системы управления погрузчиками могут быть разные. В настоящее время чаще всего используется джойстиковая или рычажная. Каждая имеет свои преимущества, поэтому выбирать спецтехнику следует с учетом предпочтений и особенностей вашей работы.
На заметку руководителям складов, строительных и аграрных организаций
Содержать такие погрузочные машины достаточно просто. Это не требует ни больших денежных вложений, ни времени. Все запчасти для фронтальных погрузчиков доступны. Для содержания техники достаточно просто найти надежного поставщика, и это реально! Одной из лучших компаний, работающих в этом направлении, является «Белагро». Организация функционирует в формате интернет-магазина и осуществляет доставку сертифицированных комплектующих от производителя по всей территории России.
Изучаем конструкцию
Управление фронтальным погрузчиком (вилы, захваты, ковши и прочие элементы устанавливаются в качестве навесного оборудования) осуществляется посредством таких узлов, как:
- Замок зажигания. В нем предусмотрено два положения: OFF, когда вы вставляете и вынимаете оттуда, ON – в которое вы его переводите для включения мотора.
- Выключатель звукового сигнала. На стандартных моделях этот элемент располагается в центре руля.
- Переключатель хода с переднего на задний. Устанавливается на погрузчики с автоматической трансмиссией. Он имеет три положения: для переднего и заднего хода, а также нейтраль. Реверсные рычаги и селектор переключения передач устанавливаются на погрузчики с автоматической трансмиссией. С их помощью регулируется не только направление хода, но и скорость (высокая, низкая).
- Комбинированный переключатель для включения освещения и поворотов.
- Рычаг стояночного тормоза. Действует этот элемент так, как на большинстве автомобилей. При стоянке его нужно до упора оттянуть назад, отпускается он путем нажатия кнопки в верхней части.
- Система педалей: акселератор, тормоз, сцепление (для моделей, оснащенных механической коробкой переключения передач), медленный ход (для версий с АКП).
- Рукоятка управления подъемом и опусканием вил или другого захватного оборудования.
- Рычаг регулирования наклона мачты.
- Рулевое колесо. Для удобства управления погрузчиком на него устанавливается ручка.
- Регулятор наклона рулевого колеса, оснащенный замком.
Зная, какое назначение имеют органы управления погрузчиком, вам или вашим подчиненным уже будет проще в обучении. В целом, система стандартна, на разных моделях она может отличаться лишь незначительными нюансами.
Рычаги и педали
Кулисы, расположенные под руками оператора, руководят перемещением машины. Управление осуществляется следующим образом:
- Повернуть – один из рычагов продвигается вперед на больший угол нежели другой;
- вперед – обе кулисы отводятся от себя на равный угол;
- назад – обе кулисы отводятся на себя, угол также равен;
- поворот на месте – одна из ручек поворачивает вперед, другая – назад.
Левая педаль используется (левое нижнее изображение):
- Чтобы поднять стрелу – нажмите на нее снизу (1);
- чтобы опустить – на верхнюю часть элемента (2).
Подъемное устройство в плавающем состоянии используется для подготовки рыхлой почвы (задний ход). Когда кнопки на кулисе отсутствуют, чтобы активировать данный режим, следует нажать на переднюю часть акселератора до фиксации (будет слышен определенный звук).
Чтобы выключить данный режим, следует поднять стрелу. Когда на рычаге присутствует кнопка «float» (3) – она нажимается и удерживается, вместе с ней зажимается передняя часть акселератора (2), опускается подъемное устройство. Затем вышеуказанная кнопка (3) отпускается.
Для поднятия/опрокидывания ковша применяется правый акселератор (правое нижнее изображение):
- Поднять – нажимаем его нижнюю часть;
- опрокинуть — верхнюю.
Максимальное совершенствование
Как известно, органы управления погрузчиком и контрольно-измерительные приборы находятся в кабине. Этим спецтехника не отличается от автомобилей. Оператор совершает все действия с грузом, видит и контролирует состояние машины. На современных моделях погрузчиков все больше набирает популярность джойстиковая система управления. Ее преимущества перед рычажной очевидны:
- простота манипуляций, что не только облегчает, но и ускоряет погрузочные процессы. А это напрямую влияет на производительность;
- создает меньше шума во время выполнения работ – достигается это благодаря отсутствию гидронасоса;
- для размещения рычагов используются тумбы, но они не нужны для джойстиков, что позволяет в кабине создавать более комфортные условия: увеличение обзора, просторность. Это тоже положительно сказывается на всех процессах.
Управление мини-погрузчиком при помощи джойстика экономит силы оператора. Ему для совершения процесса достаточно приложить усилие кисти, руки и плечи при этом не задействуются. Когда джойстик только внедрялся в технику, он по стандартной схеме располагался справа от оператора. В настоящее время выпускаются мобильные версии устройств управления. Например, если оператор левша, он может установить джойстик на удобную для себя левую сторону.
Из чего состоит механизм управления вилочным погрузчиком? Педали, рычаги на примере
Управление вилочным погрузчиком производится с помощью рычагов и педалей, а также подрулевых переключателей. Рассмотрим на примере вилочного погрузчика с механической коробкой передач (МКПП) и автоматической коробкой передач (АКПП).
Рычаги управления погрузчиком
Эту главу мы разделим на три основных раздела, в которых будет рассказано о механизмах, отвечающих за перемещение и остановку вилочного погрузчика, рычаги управления основными рабочими органами и педали автопогрузчика.
1. Рычаги, отвечающие за передвижение и управление погрузчиком
РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ И РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ (для погрузчиков с МКПП)
Погрузчик имеет два рычага переключения, вмонтированные в пол (направление вперед/назад и скорости: 2 передачи при движении вперед и назад, соответственно). Если рычаг переключения направления движения ставится в положение заднего хода «R», загораются фары заднего хода и звучит звуковой сигнал.
Перед тем, как переключить скорости или направление движения, полностью нажмите педаль сцепления. Кроме того, полностью остановите погрузчик, прежде чем переключить направление движения вперед-назад и наоборот.
РЫЧАГ ПЕРЕКЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ (для погрузчиков с АКПП)
Погрузчик начнет медленно двигаться или ползти, когда освобождается педаль тормоза и рычаг переключения передач находится в любом положении, кроме нейтрального. Не отпускайте педаль тормоза до тех пор, пока вы не будите готовы передвигаться. |
Погрузчик имеет один рычаг переключения на рулевой колонке (1 передняя и 1 задняя передача).
Если рычаг переключения передач ставится в положение заднего хода «R», загораются фары заднего хода и звучит звуковой сигнал.
Полностью остановите погрузчик, прежде чем переключить направление движения вперед-назад и наоборот.
ПРИМЕЧАНИЕ Рычаг переключения направления движения (МКПП) и рычаг переключения передачи он же подрулевой переключатель хода (АКПП) имеют нейтральное положение. Перед запуском двигателя, поставьте рычаги в нейтральное положение. Автопогрузчики на АКПП и на МКПП не запустятся, если рычаги переключения направления не будут находиться в нейтральном положении. |
РЫЧАГ НАКЛОНА РУЛЕВОЙ КОЛОНКИ
ОСТОРОЖНО! Перед началом рабочего дня или смены соответствующим образом отрегулируйте рычаг наклона рулевой колонки. После регулировки переведите рычаг в положение «А», чтобы зафиксировать рулевую колонку. Не пытайтесь выполнить регулировки во время работы. |
Отрегулируйте угол наклона рулевой колонки так, как удобно водителю.
Поверните рычаг в положение «В» и правильно отрегулируйте угол колонки, затем переведите рычаг в положение «А» и зафиксируйте рулевую колонку.
РЫЧАГ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА
ОСНОРОЖНО! Во время парковки на склоне заблокируйте колеса. |
Потяните за рычаг назад, чтобы заблокировать два передних колеса. Рычаг блокируется в этом положении. Чтобы снять погрузчик со стояночного тормоза, нажмите расположенную в верхней части рычага кнопку фиксации и, удерживая её нажатой, переведите рычаг вперед.
2. Рычаги управления стрелой и рабочими органами.
РЫЧАГ ПОДЪЕМА КАРЕТКИ
ОСТОРОЖНО Сядьте на сидение водителя и, прежде чем начать работу рычагом подъема, убедитесь в том, что рядом с погрузчиком нет людей. |
Потяните рычаг назад, чтобы поднять вилы, и надавите на рычаг вперед, чтобы их опустить. Скорость подъёма вил можно контролировать при помощи угла наклона рычага и нажатия педали акселератора или числа оборотов двигателя. Заметьте, что скорость опускания вил можно контролировать только при помощи угла наклона рычага. Число оборотов ДВС не влияет на скорость опускания вил.
РЫЧАГ НАКЛОНА
ОСТОРОЖНО Сядьте в кресло водителя и проверьте, чтобы вокруг погрузчика не находились люди, прежде чем начать работу рычагом подъема |
Потяните рычаг наклона назад, чтобы наклонить мачту назад, и нажмите его вперед, чтобы наклонить мачту вперед.
Скорость наклона мачты можно так же регулировать с помощью угла наклона этого рычага и нажатием педали газа.
ПРИМЕЧАНИЕ Когда двигатель не работает, мачту нельзя наклонить вперед, даже если надавить на рычаг наклона, так как срабатывает механизм блокировки наклона, установленный в контрольном клапане. Заметьте, что вилы опускаются, если надавить на рычаг подъема, даже если двигатель не работает. |
3. Педали погрузчика вилочного
Основные различия в назначении педалей на автопогрузчике в применении педали сцепления, для погрузчиков с МКПП эта педаль используется по прямому назначению, а в погрузчиках с коробкой автомат – для передвижения очень медленным ходом.
Погрузчик имеет три элемента ножного управления: сцепление (или педаль медленного передвижения)
ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ ДЛЯ МКПП
Включает и отключает коробку передач от двигателя. Сцепление расцепляется нажатием этой педали и снова включается, когда педаль отпускается
ПРИМЕЧАНИЕ Не передвигайтесь на погрузчике с не полностью выключенным сцеплением |
ПЕДАЛЬ МЕДЛЕННОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ДЛЯ АКПП
ОСТОРОЖНО Не нажимайте педаль медленного передвижения для снижения скорости движения во время движения вверх или вниз по склону; в этом случае сцепление расцепляется, что делает торможение двигателем невозможным. |
Используйте данную педаль для медленного передвижения погрузчика во время работы погрузочного механизма на большой скорости.
Если слегка нажимается педаль, давление гидравлического сцепления падает (сцепление неполное).
Если педаль нажимается полностью, сцепление полностью расцепляется и срабатывает тормоз.
Для получения более подробной информации обратитесь к руководству по эксплуатации погрузчика.
ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА
Нажмите педаль тормоза, чтобы замедлить движение погрузчика. Если нажимается эта педаль, загораются тормозные сигналы.
ПЕДАЛЬ АКСЕЛЕРАТОРА
Нажмите педаль газа, чтобы ускорить движение погрузчика. Если педаль ускорения отпускается, двигатель работает на холостых оборотах.
Бензиновые погрузчики |
Для запуска двигателя в холодную погоду используйте воздушную заслонку с автоматическим или ручным управлением.
Интересные сведения
Безусловно, чтобы освоить управление погрузчиком при помощи джойстика, необходимо пройти обучение. Как только вы поймете нюансы процесса, проблем и сложностей не будет. Например, чтобы посредством джойстика обеспечить подъем, достаточно передвинуть его рукоятку вперед, для опускания вы тянете ее по направлению на себя. Чтобы совершить загрузку, например, загребание экскаваторным ковшом сыпучих материалов, джойстик направляется вправо. Чтобы освободиться от груза – влево. Даже тот факт, что цена комплектующих для такой системы управления погрузчиком стоит дороже рычажной, компенсируется высокой производительностью.
Что касается рычагов, то их главное преимущество в том, что они выполнены по технологии, испытанной годами. Редко ломаются, легко ремонтируются. Комплектующие стоят дешево. Тем не менее, все больше владельцев погрузчиков отдает предпочтение именно джойстикам. И преимущества, перечисленные в предыдущем блоке, играют в этом не последнюю роль.
Раздельное джойстиком
Тип ISO.
Подразумевает использование левой консоли, которую требуется переводить из одной позиции в другую размеренно, без лишней спешки.
Вот функционал этой гашетки:
- Для перемещения техники (передний/задний ход) – передвигайте пульт в нужном направлении;
- поворот влево/вправо (передний ход) – переключатель перемещается одновременно вперед и в нужное направление;
- для заднего хода и одновременного поворота – гашетка двигается назад и в нужную сторону;
- чтобы осуществить разворот на месте – переключатель перемещается влево либо вправо.
Регулировка ковша и подъемного механизма происходит при помощи правой консоли:
- Для поднятия – движение переключателем назад;
- для опускания – вперед;
- выгрузить – наклон от себя;
- наклон назад – к себе.