Трактор К-700 или «Кировец» впервые увидел свет в 1962 году. Создать его заставило, по сути, само время. Не так давно прошедшая война нанесла аграрной промышленности сильнейший удар, вновь заселённые после оккупации территории нужно было снова обрабатывать и осваивать. Разработка К-700 по-своему стала результатом перевооружения. До его появления на полях в основном работали маломощные гусеничные тракторы ДТ-54.
Примечательно, что в 1959 году генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв отправился в рабочую поездку в Америку. Там ему продемонстрировали трактор компании John Deere, генсек настолько впечатлился американской техникой, что по прилёту тут же дал конструкторам Кировского завода задание создать качественно новую машину, которая позволит восстановить аграрную отрасль страны быстрее и эффективнее. За основу будущего К-700 взяли немецкий трактор Wagner. Но советские инженеры проектировали технику для двух целей: в мирное время он выполнял гражданские работы, а в военное мог быть артиллерийским тягачом.
Предназначение и сферы применения
Энергонасыщенный универсальный колёсный трактор «Кировец К-710 «Ильич» предназначался для работы с широкозахватными навесными, полунавесными и прицепными орудиями. Гидрофицированными машинами, комбинированными машинами и орудиями с активными рабочими органами, которые предназначены для выполнения пахоты средних и тяжёлых почв на значительную глубину, для глубокого безотвального рыхления, плантажной вспашки, лущения стерни и дискования почв, для сплошной культивации, боронования, работы на посевной зерновых и других культур, а также выполнения крупных транспортных работ в сельском хозяйстве.
Колёсный трактор «Кировец К-710 «Ильич» стал сельскохозяйственным трактором общего назначения класса 80 кН. Трактор был оборудован раздельно-агрегатной гидравлической системой, трёхточечным навесным и маятниковым прицепным устройством, предназначенным для агрегатирования с полным спектром сельскохозяйственных и транспортных машин.
«Кировец К-4». Конструкторский гамбит
Петербургский тракторный завод, входящий в группу , – одно из немногих отечественных машиностроительных предприятий, которым удаётся успешно конкурировать с иностранными производителями. Даже в условиях экономического кризиса тракторы знаменитой советской марки «Кировец» пользуются в России устойчивым спросом. А экспортируются они сегодня в 30 стран мира.
Бывший Кировский завод – предприятие с богатейшими рабочими традициями и коллективистским духом, который здесь сохранили вопреки «реформам» либералов и рыночной свистопляске. На заводе часто бывает лидер российских коммунистов Геннадий Андреевич Зюганов, а в ходе недавней президентской избирательной кампании здесь выступал, отвечая на многочисленные вопросы, кандидат от КПРФ и народно-патриотических сил России Павел Николаевич Грудинин. Приехать в город на Неве и не побывать на Петербургском тракторном народный кандидат никак не мог. Здесь его ждали все. Ведь по мировоззрению и отношению к жизни рабочие, инженеры и руководство завода были и остались советскими людьми, настоящими патриотами, будто и не было десятилетий дикого рынка и горбачевского развала.
Журналисты телеканала «Красная Линия» приехали на Петербургский тракторный в связи с тем, что узнали: с заводского конвейера сходит очередная новинка – модель «Кировец К-4», трактор среднего класса с двигателем 240 лошадиных сил, длиной немногим более семи метров и габаритной шириной всего два с половиной метра. Машин именно с такими характеристиками сегодня особенно не хватает сельским производителям в России. Еще сравнительно недавно модели среднего класса приобретали на Украине, где их выпускает Харьковский тракторный завод. Но после того как киевский режим начал возводить между братскими странами барьер за барьером, сотрудничество стало невозможным. Даже с приобретением самых простых запчастей у крестьян возникали непреодолимые проблемы. Так что группа инженеров-конструкторов с Петербургского тракторного во главе с Алексеем Гавриловым взялась за разработку отечественной модели трактора «Кировец К-4» очень вовремя. А результат превзошел все ожидания.
Особенности конструкции
Конструкция данной техники – не совсем классическая «кировская». Рама трактора К-710 «Ильич» состоит из двух полурам, соединённых между собой шарнирным устройством. Полурамы трактора могут свободно поворачиваться относительно друг друга, вокруг горизонтального и вертикального шарниров. Получается, что трактор К-710 состоит из двух частей, которые способны поворачиваться вместе с колёсами одна относительно другой.
Подобная схема так называемой сочленённой сельскохозяйственной спецмашины была применена на популярном советском тракторе Т-150К Харьковского тракторного завода. Это свойство обеспечивает стабильно отличную маневренность и постоянное зацепление всех колёс трактора с поверхностью почвы. Дизельный двигатель и все системы силовой установки смонтированы на первой, передней полураме.
На тракторе была установлена 24-вольтная система электрического оборудования. Для работы К-710 с сельскохозяйственными машинами, которые имеют не пассивные, а активные рабочие органы, был предусмотрен механизм отбора мощности.
Характеристика трактора «Кировец» К-700
К-700 имел габариты 7235x2530x3225 и клиренс в 440 мм при массе в 12 т. Силовым агрегатом машины стал 8-цилиндровый дизельный ЯМЗ-238НБ мощностью 220 л. с., опционально можно было установить в машину предпусковой обогреватель. Машину отнесли к 5 тяговому классу.
Конструкционно «Кировец» состоял из двух частей, рама была «ломающейся». Две части рамы в середине соединяли шарниры. Такое решение давало возможность двигаться по «пересечёнке» и обходить препятствие без особых нагрузок. Если сравнивать с другими тракторами своего класса, то К-700 можно назвать чрезвычайно проходимым и манёвренным.
Машина имела механическую четырёхрежимную коробку передач на 16 скоростей. Топливный бак вмещал 450 л. В целом конструкция была достаточно неприхотливой, это было также одним из плюсов «Кировца». Он имел трёхточечную гидравлическую систему навесного оборудования с грузоподъёмностью в 2 т. Большинство «навесок» было доступно этой машине, спектр применения был широк, а менять его тракторист мог самостоятельно. Скорость К-700 была достаточно высокой для такой техники. Во время пахоты он мог двигаться со скоростью до 10 км/ч.
Кабина была цельнометаллической и герметичной, имела отопление, оснащалась вентиляторами, кресло тракториста было подрессореным — конструкторы уделили особое внимание комфорту водителя.
Двигатель трактора К-710
Трактора К-710 «Ильич» были укомплектованы четырёхтактными двенадцатицилиндровыми V-образными дизельными двигателями ЯМЗ-8403 с турбонаддувом, с воспламенением от сжатия, жидкостной системой охлаждения, непосредственным впрыском дизельного топлива и с охлаждением наддувочного воздуха.
Запуск данного дизеля производится электростартером. Для облегчения запуска в холодное время года трактор К-710 «Ильич» был оборудован электро-факельным устройством и системой предпускового обогрева мотора. Для поддержания оптимального теплового режима дизель ЯМЗ-8403 укомплектован термостатами и автоматической системой управления вентилятором. Топливный насос высокого давления: 185.1111-90. Генератор: 6582.3701. Капот представляет собой цельную конструкцию, он открывается при помощи газовых цилиндров.
Технические параметры дизельного мотора ЯМЗ-8403
- Рабочий объём – 25,86 литров.
- Мощность – 500 лошадиных сил.
- Наибольший крутящий момент – 2744 Н.м (280 кгс.м), при частоте вращения в 1400 об/минуту.
- Диаметр цилиндра – 140 миллиметров; ход поршня – 140 миллиметров.
- Минимальный удельный расход топлива – 211 г/кВт·ч (155 г/л.с.·ч).
- Габаритные размеры двигателя – 1910×1230×1300 мм.
- Масса двигателя – 2050 килограммов.
Основные параметры К-424
- Эксплуатационная масса 10 000 кг. (без доп. балласта)
- Двигатель: дизельный, 240 л.с., 2300 об/мин, 900 Н•м.
- КПП: автоматическая с электронной связью с двигателем.
- Ведущие мосты с блокировкой дифференциалов, передний мост подрессорен.
- Тормоза гидравлические, открытые дисковые.
- Шины: 23,1R26 модель Ф-37.
- Гидросистема рабочего оборудования: насос Bosch тандем аксиально-поршневой 100 см3 + шестеренчатый 40 см3 для рулевого управления, максимальная производительность 210 л/мин. Расход через одну секцию гидрораспределитель 95 л/мин. Задняя навеска: 4 регулируемых гидролинии, свободный слив.
- Заднее навесное устройство: категория III с силовым и позиционным регулированием, грузоподъемностью 6000 кг.
- Кабина со встроенным защитным каркасом, цельнометаллическая, двухместная, герметичная, с отоплением, вентиляцией и кондиционером.
- Габариты. Длина 6971 мм, ширина 2540 мм, колея 1930 мм, высота 3490 мм, дорожный просвет 500 мм, радиус поворота 6200 мм.
- Опционально – грузы балластные, комплект сдваивания колес, прицепная скоба, маятник, мультилифт, механизм отбора мощности и передняя сельхознавеска.
Машина прошла годовой цикл испытаний на трех машиноиспытательных станциях и в хозяйствах семи регионов России.
Гарантия 1 год или 2000 мч (что раньше).
Трансмиссия и мосты «Супер-Кировца»
Трансмиссия трактора К-710 состояла из полужёсткой муфты, коробки переключения передач, а также из ведущих мостов и карданной передачи. Коробка передач устанавливалась механическая, с гидравлическим управлением фрикционом и тормозами и с переключением передач без разрывов потока мощности в пределах каждого из рабочих режимов.
Коробка передач предусмотрена планетарного типа, восьмискоростная, двухрежимная. Межосевой дифференциал смонтирован на раздаточном валу. Им обеспечивается равномерное распределение крутящего момента на передний и задний мосты при разнообразных радиусах качения передних и задних колёс. Коробка передач устанавливалась на специальных резиновых амортизаторах.
Сцепление использовалось ЯМЗ-187 – сухого типа, фрикционное, однодисковое, с диафрагменной вытяжной пружиной и с фрикционными накладками на безасбестовой основе. Ведомый диск сцепления диаметром 400 миллиметров – с демпфером пружинно-фрикционного типа, с упругим креплением одной из фрикционных накладок.
Ведущими у трактора К-710 являются оба моста. Первый из них (передний) прикреплялся к своей полураме на рессорах, а мост задний – специальными стремянками. Каждый из двух мостов состоял из главной передачи с дифференциалом конечных передач и рабочих тормозов.
Ходовая часть К-710; рулевая, тормозная и гидравлическая системы
Колёса на данных тракторах устанавливались бездисковые, разборные, с шинами низкого давления. Колёса были снабжены рабочими тормозами с пневматическим приводом. Стояночный тормоз устанавливался дискового типа, с пневматическим приводом –монтировался на переднем фланце раздаточного вала коробки переключения передач.
Рулевое управление было выполнено на базе гидроруля и приоритетного клапана. Управление поворотом предусмотрено гидравлическое, при помощи гидравлического распределителя и двух гидравлических цилиндров, которые смещают полурамы относительного друг друга, вокруг вертикального шарнира.
Управление гидравлическим распределителем производится при помощи насоса-дозатора, который связан с рулевым колесом. В гидросистеме имеется регулятор потока, который также обеспечивает постоянный приток масла к гидравлическим цилиндрам.
Кабина трактора К-710
Кабина у трактора К-710 цельнометаллическая, двухместная, защищённая и герметизированная, со специальными тонированными стеклами. Она размещена за моторным отсеком и посредством амортизирующих конструкций прикреплена к раме. Применённые при производстве кабины системы термоизоляции, отопления и вентиляции создают на рабочем месте механизатора К-710 стабильно благоприятный микроклимат. Оба сиденья – как механизатора, так и стажёра либо напарника – являются подрессоренными, оборудованными гидравлическими амортизаторами двойного действия. Жёсткость пружин сиденья можно регулировать, в зависимости от веса механизатора.
Итоги истории трактора К-710
На тот момент (конец 1970х / начало 1980 х годов) К-710 «Ильич» стал самым мощным в Советском Союзе трактором просто с невероятной производительностью труда. Она практически в два раза превышала производительность могучего К-700. А также с такими особенностями конструкции, как – безопасная кабина с жёстким каркасом, с кондиционером (!) в салоне, с показателем давления на почву 0,8 кг/кВ.см.
Однако в итоге данная модель трактора в массовое производство так и не пошла. Такая значительная мощность, в сочетании с высокой себестоимостью производства и дальнейшее технического обслуживания, оказалась не востребованной в народном хозяйстве того времени. Поэтому трактор К-710 стал в основном демонстрацией мощи Кировского завода (как БелАЗовский исполинский грузовик-рекордсмен).
Прозвание «Ильич» трактор К-710 получил после торжественной демонстрации пяти образцов данной техники из опытной серии, устроенной в апреле 1980 года и приуроченной к 110-ой годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. В этом «олимпийском» году с конвейера славного предприятия сошёл двухсоттысячный трактор.
Однако, несмотря на то, что данный трактор хоть и не пошел в серийное производство, но именно он, можно сказать, дал жизнь модернизированному трактору К-701М нового поколения: данная модель попросту вобрала в себя все лучшие решения от К-710 «Ильич». Трактора К-701М были запущены в серийное производство в 1985-м году. В том же году с конвейера Ленинградского тракторного
В наше время (в 2000 / начале 2010-х годов) старая идея создания сверхмощного энергонасыщенного трактора получила новое воплощение. Трактор К-710С «Станислав», также, как и «Ильич», был создан в количествах опытной партии и до массового серийного производства не добрался. Его производителем был не Кировский завод, а Петербургский машиностроительный завод.
Трактор К-710С отличается усовершенствованной рамной конструкции с балансиром, который размещён на подмоторном мосту. Как и у «Ильича», к прочим достоинствам «Станислава» можно было отнести: специальную механическую коробку переключения передач сельскохозяйственного назначения, с гидромеханическим переключением скоростей, без разрыва потока мощности улучшенные узлы гидросистемы, обладающие большим ресурсом и надёжностью, усовершенствованную карданную передачу. Предметом особенной гордости разработчиков трактора К-710 С являлась уникальная кабина со специальным каркасом безопасности, увеличенными углами обзора и кондиционером уже в стандартной комплектации.
Данную модель трактора сделали габаритной по ширине, что позволило эксплуатировать К-710С «Станислав» с возможностью выезда на дороги общего пользования без оформления дополнительных разрешений. Такие габаритные размеры трактора были обусловлены применением мостов и колёс другой размерности, нежели у его предшественников, а также установкой рядного, а не V-образного дизельного двигателя.
Для этой цели был использован шестицилиндровый рядный дизель CS11SB320 китайского производства. Его номинальная мощность составляла – 236 кВт (320 л.с.). Бак для горючего был рассчитан на 450 литров дизельного топлива.
Технические характеристики трактора К-710С «Станислав» в цифрах:
- Габаритные размеры: длина 6,9 м × ширина 2,53 м × высота 3,5 м.
- Масса эксплуатационная: 13, 4 тонн.
- База в стандартном исполнении: 3 480 мм +/- 20 мм.
- Размер шин (на выбор): от R21,5 до R26.
Передняя и задняя рамы трактора К-710С «Станислав» представляют собой сварные листовые конструкции без использования труб шарнира, с установкой балансиров а на подмоторный мост. Передняя полурама трактора рассчитана на установку дизельного двигателя мощностью до 600-т лошадиных сил.
Тормозная система – трёхконтурная, тормоза – дисковые. Воздушная система – с воздухоочистителем с центробежным предфильтром Klean air.
Мосты на тракторе К-710 С «Станислав», как и двигатель, установлены импортные. Они оборудованы автоматической блокировкой межколёсного дифференциала (No-Spin). Передний – с балансиром, модель М-9000FB-Y. Задний – модель М-9000R –Y.
Данный трактор можно оборудовать и использовать с любым навесным оборудованием: с бульдозерными отвалами классическими и клиновидными, с изменяемой геометрией; оборудование фрезерно-роторное; опороперевозочное оборудование; сцепные устройства ТСУ или ССУ; погрузочное оборудование (ковши); оборудование УДМ2, ДКБ.
Прошла уже целая эпоха со времени выхода в свет трактора К710 «Ильич», а настолько могучих (в 500 л.с.) колёсных тракторов сельскохозяйственного назначения пока так и не было создано. Самым мощным в ассортименте Петербургского тракторного в наше время является трактор Кировец К-742 «Премиум» (К-744Р4). Он оснащён дизельным двигателем Мерседес-Бенц OM460LA E3A/3, мощностью в 428 лошадиных сил, и стоит очень и очень немалых денег. выпускает энергонасыщенные трактора восьмого тягового класса, с мощностью дизеля свыше 500 лошадиных сил (серия 9R).
Технические характеристики К 4
Благодаря высоким характеристикам, трактор К 4 является надежной и неприхотливой техникой. Ниже представлены характеристики машины.
Габариты и весовые параметры
- Тяговый класс – 4;
- Вес снаряженного трактора без дополнительного навесного оборудования – масса трактора зависит от комплектации и составляет от 9000 до 12000 килограмм;
- Длина от переднего бампера до задней части навесного устройства в поднятом состоянии – 7150 миллиметров;
- Высота модели от почвы до верхнего края выхлопной трубы – 3480 мм;
- Ширина по зеркала 2550 мм;
- Максимальный вес заднего навесного оборудования – 6500 кг;
- Максимальная масса переднего навесного оборудования – 4500 кг;
- Размер установленных шин – 23.1 R26;
- Минимальный радиус поворота – 5800 мм (по наружному колесу);
- Колесная формула – 4х4;
- Продольная база – расстояние между передней и задней осью – 3100 мм;
- Колея по центру колес – 1930 мм;
- Клиренс в месте шарнирного соединения – 520 миллиметров.