Городской автобус Volvo 7900 Electric. Фото Volvo
От выбора марки автобуса зависит не только комфорт и простота обслуживания, но и безопасность жизни пассажиров и водителя. В статье рассматривается один из флагманов производства транспорта — Volvo, долгие годы находившийся в тени, по меркам производства автобусостроения и сходу завоевавший любовь и уважение людей.
Как классифицируются Volvo?
Основным критерием классификации автобусов фирмы является назначение и характер маршрута. В Volvo существует 4 класса: городской, пригородный, туристический и междугородного сообщения.
Автобус Volvo B10M. Фото Википедия
Исходя из этого, модели отличаются по своим характеристикам и комплектации. К примеру, автобус городского сообщения комплектуется в сторону большей экологичности, а в междугороднем решающим фактором становится комфорт пассажиров.
Автобусы Volvo – прошлое и реальность
Компания Volvo занимается не только производством легковых автомобилей и грузовиков, но и выпускает автобусы. Ее подразделение Volvo Bussar AB занимается производством шасси для автобусов и является одним из крупных мировых производителей. Также оно выпускает полнокомплектные автобусы собственной торговой марки, детали и комплектующие к ним.
Модели
Городские
B10M
Модель, построенная на одноименном шасси, сыскавшим огромную популярность в мире — В10М, вместимостью 50 пассажиров. Поставлялась в десятки стран от Соединенных штатов до Японии. В последней пытались освоить производство автобусов на данном шасси, часть партии которых попала в Австралию.
Двигатель: | 9600 куб.см, L6, 12-клапанный. |
Приборная панель: | Механическая. |
КПП: | 5-ступенчатая АКПП. |
Тормозная система: | Пневматическая, барабанная. |
Подвеска: | Передняя — независимая на подрамнике, пружинные стойки; Задняя — полузависимая на продольных рычагах. |
Именно 50-местная модификация обрела успех, затмив прочие исполнения модели, причиной того послужило удачно подобранное соотношение количества осей, силового агрегата и шасси — эта модель заметно дольше изнашивался в сравнении с прочими.
7900
Автобус производится в трех модификациях — дизельная, электрик и гибрид. Наибольшую популярность сыскала двухосная модель с двумя секциями, в салоне располагаются комфортные сиденья, количеством до 42 штук. Не менее популярна модель с тремя осями и двумя секциями. Вместимость двухсекционного автобуса составляет 154 пассажира.
Двигатель: | D5, 2400 куб.см, турбо; |
Приборная панель: | Цифровая. |
КПП: | 2-диапазонная АКПП. |
Тормозная система: | Пневматическая, дисковая. |
Подвеска: | Пневматическая, электронное управление с функцией наклона. |
От других моделей выгодно отличается алюминиевым каркасом и верхней частью, что означает уменьшение массы конструкции, а, соответственно, и снижение расхода топлива до 40%, что положительно сказывается на экологии.
Туристические
Carrus 9700
Автобус повышенной комфортабельности с колесной формулой 4х2 и 6х2, предназначен для пассажироперевозок на междугородних и региональных маршрутах. Вместимость составляет от 37 до 49 посадочных мест. Салон оснащен ТВ-системой, кофе-машиной и микроволновой печью. Существует в 3-х исполнениях — гибрид, плагин-гибрид и электрический.
Двигатель: | Volvo DH12E Евро-4, 12000 куб.см. |
Приборная панель: | Цифровая. |
КПП: | 12-ти ступенчатая АКПП Volvo АТ2412С. |
Тормозная система: | Пневматическая, электронное управление, дисковая. |
Подвеска: | Рессорная/пневматическая, электронное управление, передняя— независимая |
Отмечается широкая обзорность с любого пассажирского места, так же примечателен высокий уровень шумоизоляции, как внешних звуков, так и технических моментов работы механики автобуса — услышать звук двигателя практически невозможно. 9700 — это именно та машина, где отдельные параметры выдвигают ее в список лучших моделей.
9900
Туристический автобус класса Люкс, служащий на маршрутах международных пассажирских перевозок на дорогах общего пользования. Организовано до 49 посадочных мест. В этой модели каркас выполнен полностью из нержавеющей трубы, боковые стены сделаны из того же материала и монтируются на каркас с помощью сварки, что положительно сказывается на коррозийной стойкости.
Двигатель: | DH12D340, 12000 куб.см; D11K 10400 куб.см. |
Приборная панель: | Цифровая. |
КПП: | 3-ступенчатая, АКПП. |
Тормозная система: | Пневматическая, электронное управление, дисковая. |
Подвеска: | Передняя — двухрычажная независимая, задняя — многорычажная на поперечно-композитной рессоре; опционально — пневматическая. |
То, что ранее для водителя считалось признаком люксового автобуса, в 9900-м является базовой комплектацией: ABS, ESP, кондиционер с индивидуальными климат-зонами, аудио-система, 19-дюймовый монитор, функция оповещения о возможном столкновении и прочее.
9500
Данная модель является результатом установки корпуса 9700 на более экономичное шасси B9R, но с поправкой: нержавеющие панели заменены на алюминий. Также в конструкцию передней части был добавлен противоподкатный брус с программируемой зоной деформации, за счет этого машина превысила в полтора раза превысила требование безопасности грузового стандарта R29, что делает ее практически самым безопасным автобусом в мире. Общее количество сидячих мест при этом увеличено до 53 пассажиров.
Двигатель: | Дизельный D9B380 Евро-5, 9000 куб.см. |
Приборная панель: | Цифровая |
КПП: | 3-х ступенчатая АКПП. |
Тормозная система: | Гидравлическая с пневматическим ретардером, дисковая. |
Подвеска: | Пневматическая, зависимая. |
Увеличение комфортабельности, безопасности и экономичности стало идеальным завершением задумки 9700 модели в лице 9500.
Пригородный
8900
Семейство пригородных автобусов с двух- и трехосной компоновкой появилось на свет в 2010 году, тогда же поступило в серию. Они «щеголяют» современным дизайном и мощными дизельными моторами, а предлагаются в двух версиях — городская и междугородная.
Двигатель: | D8K, 7700 куб,см, турбо. |
Приборная панель: | Цифровая. |
КПП: | 3-х ступенчатая АКПП. |
Тормозная система: | Гидравлическая, электронное управление. |
Подвеска: | Пневматическая. |
От городской модификации отличается средней высотой потолка — в высвободившемся пространстве расположен отсек для багажа пассажиров.
Приоткрытое окно в Швецию
У автобуса стандартные для новичка рынка гарантийные условия – 1 год без ограничения пробега. На компоненты привода гарантийный период в два раза больше – 2 года – и тоже без ограничений по километражу. Межсервисные интервалы для России – до 60 000 км. Разве что замена масла в КП теперь только через каждые 400 000 км.
Ежедневный моцион изначально рассчитан на европейские нормы: сел, повернул ключ – система самодиагностики сказала «OK» – поехали. Те, кто в электронику не верит, всё равно на проверку автобуса затратят всего пару минут. Передняя подъёмная маска открывает просто «окно в Швецию», позволяя легко заменить любую лампочку или фару из передней оптики, проверить клеммы на сигналах, добраться до дефостера или вынуть запасное колесо. В корме тоже всё, как надо, – воздушный фильтр и бачок с ОЖ расположены слева, а масляный щуп, горловина двигателя, топливный фильтр, наружный пульт запуска двигателя скомпонованы справа. Подчеркну, именно скомпонованы, а не рассыпаны по всему моторному отсеку. Приятные мелочи – сразу две лампы подсветки, прикрытые ярко-красными заглушками, отверстия для буксировочных петель и грамотно сделанные горловины на всех ёмкостях – водная феерия отменяется.
Техническая характеристика автобуса VOLVO 9500
Габаритные размеры, мм | 12 290х2550х3610 |
Полная масса, кг | 18 000 |
Снаряжённая масса, кг | 13 400 |
Пассажировместимость, чел.,
| 49 49 |
Вместимость багажного отсека, м3 | 10 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 7100/ 11 500 |
Двигатель:
| VOLVO D9B380 Турбодизельный, I-6, Euro 5 9365 380 при 1900 мин-1 1740 при 1200 мин-1 |
Коробка передач:
| VOLVO AT2412C Роботизированная, I-Shift 12/4 |
Подвеска | Передняя и задняя зависимые с амортизаторами и стабилизаторами |
Тормозная система | Пневматическая двухконтурная с дисковыми тормозными механизмами |
Колёсная формула | 4х2 |
Минимальный радиус поворота, м | 9,8 |
Вместимость топливного бака, л | 480 |
Вместимость бака AdBlue, л | 60 |
Не нашлось слов критики и для других технологических отсеков. Разве что АКБ расположены неудачно – вдоль борта, да ещё вторая батарея упрятана в нишу. Достать её будет проблематично. В остальном – твёрдая «пятёрка».
Вообще, ознакомившись с новинкой, кажется, что шведы нарочно, по каким-то своим скрытым причинам не хотят входить под звуки литавров. Даже ценник в 270 000 евро они озвучивали с виноватыми интонациями, мол, «понимаем – дорого, но вот как-то так…». Парни, смелее! Ваши коллеги-конкуренты озвучивают точно такие же цифры с гордостью: «Видели, каким дорогими автобусами мы торгуем!» Так что шансы на достойную конкуренцию на российском рынке у VOLVO точно есть. Вот только меня всё больше волнует вопрос, если автобус с ТАКИМ набором потребительских качеств высочайшего уровня они предлагают с оглядкой, то что же будет из себя представлять машина, о которой они заявят во весь голос – КОСМОЛЁТ?
Что значит у моделей системы: Electric и Hybrid?
Hybrid — Система, предусматривающая зарядку аккумуляторов от ДВС. Способность проехать на электроэнергии приличное расстояние практически ничтожна в нынешних реалиях. В отличие от Гибрид Плагин-гибрид АКБ не заряжается от внешних источников, ввиду чего экологичность этого типа выражается лишь в уменьшении расхода топлива, благодаря передачи крутящего момента электродвигателю. В наше время такой тип двигателя считается устаревшим и затратным в плане обслуживания. Если говорить утрированно, гибрид снабжен электродвигателем призванным помочь ДВС, подзаряжаясь от его же энергии.
Междугородный автобус Volvo 9500, работающий на дизельном топливе. Фото Volvo
Plug-in Hybrid — промежуточный этап в данной ветке. Первое отличие от предшественника — оснащение более емкими АКБ, в результате чего появляется возможность преодолеть большее расстояние за счет электрической тяги. Во-вторых, в них осуществлена возможность зарядки от внешней сети, что делает электродвигатель более автономным. В зависимости от модели автобус, оснащенный подобной системой, способен проехать на электротяге от 10 до 25 километров с ограниченной скоростью движения, при превышении которой подключается ДВС.
Electric — полноценный электроавтобус. Абсолютная автономность ввиду отсутствия ДВС определяет его основное отличие от предшественников. Электромобиль прост в обслуживании, в такой системе отсутствуют многие узлы, присущие двигателям внутреннего сгорания. По этой причине система в несколько раз дешевле привычных автомобилей с ДВС — нет затрат на смазочные материалы, ремонт или замену.
Как выбрать подходящую модель?
Первое, что необходимо учесть при выборе — тип маршрута, на котором будет использоваться автобус. Для городского маршрута подойдет Plug-in Hybrid, либо полностью электрифицированная машина (Electric), так как городские перевозки происходят на сравнительно небольшом расстоянии и при израсходовании энергии аккумулятора всегда существует возможность добраться до станции зарядки аккумулятора в автобусном парке или сменить тип питания для продолжения следования.
На пригородных и междугородних маршрутах логичнее будет выбрать машину с двигателем внутреннего сгорания. К сожалению, альтернативные системы питания не в силах обеспечить высокий километраж без подзарядки, так что привычный дизель еще долго будет оставаться в строю и особые трудности с его обслуживанием исключены.
Междугородный автобус Volvo 9700. Фото Volvo
Сделав упор на ДВС, не стоит забывать о том, что Volvo по сей день производит обычную Hybrid-комплектацию, призванную сократить расход горючего и нагрузку на штатный двигатель. Такой вариант экономически выгоднее.
Помимо системы питания, существует класс автобуса. Дополнительные багажные отделения, многозонный кондиционер, микроволновая печь и кофеварка станут излишеством в маршрутном такси, но в рейсовом автобусе — необходимые атрибуты.
Для разных дорожных условий разработан конкретный тип подвески и шин, что влияет на ресурс узлов и безопасность движения.
Еще один фактор выбора — количество сидячих мест. Большое число сидений подходит маршрутам дальнего следования, в городе, с часто сменяемым пассажиропотоком и расстоянием между остановками не больше 5 минут, стоячие места более уместны.
Заключительным аспектом становятся климатические условия маршрута. Несмотря на почти что полный переход компании на коррозионностойкие материалы, выпуск бюджетных моделей из черных металлов никто не отменял. Выбор кузова из нержавеющей стали и алюминия более актуален для центральных и северных регионов. Для юга материал изготовления не так критичен — благодаря постоянной плюсовой температуре и низкой влажности воздуха, ржавчина здесь – редкое явление.
Из всего многообразия выбора, пожалуй, только Volvo так серьезно относится к безопасности своей продукции, не забывая при этом об обеспечении должного комфорта. Именно легендарное качество и подход производителя стоят того, чтобы выбрать данную марку.
Что положено Юпитеру?
Сегодня Volvo Trucks позиционирует модель годовой давности как специальную версию созданную для Скандинавских стран, где с недавних пор высота транспортных средств увеличена до 4,40 м. Возможно это был государственный заказ, поскольку продажи на даблдекер Volvo ограничились только Швецией. Вот и Ульф Магнуссон, старший вице-президент европейского бизнес-подразделения Volvo Buses подтвердил: «Мы уже получили несколько заказов на двухэтажный автобус со скандинавского рынка, и нам очень приятно, что теперь мы также можем предложить другим европейским клиентам этот экспресс-автобус и туристический автобус премиум-класса». Возможно, такие автобусы закупала и Финляндия, где эти машины собирают на заводе компании Carrus Delta Oy, которая входит в состав Volvo.
Маловероятно, что проект задумывался только для Скандинавии – слишком дорогое удовольствие. Так почему же машину не приняла Европа? Всё очень просто: высота двухэтажного автобуса Scandinavian Volvo 9700 DD составляет 4,25 метра. Напомним, в ЕС, как и в России, допустимая высота транспортного средства 4 метра. А как же лондонский Routemaster, спросите вы, он же выстой 4,38 метра? Что можно ответить на это, похоже древние греки правы, сказав однажды: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку».
Ещё год назад некоторые прозорливые журналисты задавались вопросом: как такой автобус эксплуатировать в Европе? Ведь законодательство, где указан максимальный габарит по высоте в 4 метра не перешагнёшь. Видимо, так и случилось – автобусу пришлось пригнуться.