Возвращение «Чебурашки»
Даниил Минаев, Роман Боднар Фото авторов, Вячеслава Трунова, а также из архива АМО ЗИЛ
Мечтать не вредно! А вот осуществить мечту своими собственными руками удаётся не каждому. Когда я впервые увидел этот автомобиль, понял, что не одинок в своих творческих идеях по созданию необычных «кастомов». Да ещё и к тому же это такой родной и знакомый по «зиловским» годам «Чебурашка». Такой каламбур из жаргона автомобилестроителей может спугнуть читателя. Сейчас я всё объясню.
На фестивале «Автоэкзотика-2012» красовался симпатичный оранжевый пикап в американском стиле. Не американец, а «130-й зилок», дизайн кабины которого, бесспорно, подсмотрен у заокеанских автомобилестроителей середины ХХ века. Смотрелся он изящно и гармонично и напомнил мне о существовании ещё одного небезынтересного авто. Когда после окончания МАДИ я трудился в УКЭР АМО ЗИЛ и занимался испытаниями легковых лимузинов, то носителем агрегатов и измерительного оборудования был довольно рахитичный и посему ужасно любимый автомобильчик по прозвищу «Чебурашка». Для непосвящённых поясню, что лимузины ЗИЛ представляют собой рамную конструкцию, а посему на эту раму ничто не мешает установить не только легковой кузов. Вот и возникла идея этого мини-грузовика. На московских улицах 1980-х – 1990-х этот низкий ЗИЛ с кабиной от «131-го» шокировал абсолютно всех. Особенно при старте со светофора – 315 лошадиных сил легкового «зиловского» мотора и трёхступенчатый автомат сбивали с толку видавших виды водителей. Но легковая программа АМО ЗИЛ и всё, что с ней связано, были преданы забвению. И вдруг… опять появление «Чебурашки».
На большом воздушном ЗИЛе мандаринового цвета
Именно слова этой незатейливой песенки приходят на ум при одном только взгляде на это солнечное чудо. И если бы не до боли знакомый передок родного ЗИЛа, то можно подумать, будто на фото какой-нибудь старый американский раритет, прошедший полную прокачку в одном из популярных шоу в США.
Свою лепту в общую картину вносят и модные диски значительно меньшего радиуса, и необычный принт, в буквальном смысле проходящий красной линией через весь кузов модернизированного авто. Что касается «натуральности» самого авто, то в нем уж точно не приходится сомневаться. Хотя…
Кузовная часть
Фото тюнинга ЗИЛа-130 после преобразования его в пикап представлено ниже. На завершающем этапе потребуется кузов и крылья из листового металла обработать шпаклевкой и покрасить в тон всего автомобиля.
При творческом подходе получится уникальный экземпляр как в плане технических характеристик, так и с дизайнерской точки зрения. Финальным аккордом станет оснащение пикапа оригинальными световыми элементами, зеркалами, молдингами.
ЗИЛ-130: тюнинг, фото после модернизации автомобиля на News4Auto.ru.
Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.
Барби-мобиль
Глядя на яркую расцветку этого ЗИЛопикапа, невозможно поверить, что его может водить мужчина, скорее уж какая-то гламурная блондинка. Однако и такой персонаж будет смотреться за рулем этой машинки довольно комично, ведь как ни крути, но речь идет о ЗИЛе, пусть и насыщенного розового цвета.
Конечно, не исключено, что такой тюнинг был сделан отнюдь не для эффектной езды, а для тематических фотоссесий в кубинском стиле на советский лад (желающие однозначно найдутся), правда, как эта задумка будет вписываться в российские городские пейзажи, непонятно.
ЗИЛу – не только ЗИЛово
Весь проект можно условно поделить на 3 этапа.
1. Установка кабины ЗИЛ-130 и совмещение её с агрегатами Ford.
2. Изготовление кузова и разработка дизайна (нынешний этап).
3. Улучшение динамических качеств автомобиля, вплоть до выдающихся.
Итак, немного о доноре силового агрегата нашего пикапа. Ford E-250 Econoline – классический американский «Фулл Сайз Вэн», почти 6 м в длину и 2 с небольшим в ширину. Снаряжённая масса машины – 2300 кг. Нескромная его грузоподъёмность предопределила мощную лонжеронную раму, выносливую автоматическую коробку, задний мост, а также мотор рабочим объёмом 4.2 л. Двигатель Ford 4.2 ставили на «Мустанги», пикапы F-серии и автобусы Е-серии. Имеет большой потенциал в тюнинге. Сейчас его мощность 200 л.с. (Euro 3, 4 катализатора), но за счёт изменённого выпуска и настройки мощность на первое время составит порядка 250 сил, а крутящий момент – порядка 400 Н∙м. В дальнейшем двигатель подвергнется ревизии и будет форсирован.
Ghostbusters
Авто, как и окружающий его антураж, впечатляют, явно напоминая старый добрый мультсериал про охотников за привидениями. Во всяком случае, переделанный под американский пикап 50-х, ЗИЛ сильно смахивает на Лизуна, получив практически идентичную расцветку.
Если же отбросить всякие ассоциации, то можно заметить, что особым шиком среди мастеров считается практически нулевой клиренс, который можно наблюдать и у этого переделанного пикапа. Также стоит отметить, что добиться такого эффекта совсем несложно – правильно подобранные колеса малого радиуса непременно справятся с поставленной задачей.
Этапы постройки автомобиля
Как работник ателье по постройке автомобилей, я не мог не придумать нечто подобное, а принцип «сапожник без сапог» – не для меня. Изначально возникла идея постройки пикапа на базе «Волги» в стиле пикапов «Шевроле Эль Камино» и «Форд Ранчеро». Машина была почти готова по кузову, дело оставалось за двигателем V8, который я заказал, но так и не получил из-за каких-то проблем поставщика. Стал думать над другими вариантами, в том числе и с покупкой автомобиля-донора. Но тут позвонил мой хороший знакомый и предложил вариант с американским полноразмерным вэном (Ford E-250 Econoline). Взял без раздумий. Вначале пробовал нацепить на раму американского автобуса кузов «Волги». Как вы сами понимаете, выходило забавно, но не более того. Я был расстроен. Долго размышлял, прикидывал варианты. Но однажды утром, проходя мимо ангара с различной техникой, случайно увидел старенький ЗИЛ-бензовоз и понял: вот оно! ЗИЛ-130 мне всегда нравился. Ещё бы, ведь дизайн его кабины является комбинацией лучших образцов американского автопрома 50-х годов ХХ века. Тут и панорамное стекло, и широкие крылья, и округлый стильный дизайн, да и по размерам подходит. Вот я и подумал, почему в Америке могут, а у нас так и не сделали ни одного дельного пикапа?!
А дальше понеслось-поехало. На базе геологоразведки купил кабину от полярной буровой станции. Машина с 1976 г. работала на полюсе, имела двойное остекление со спиртовой прослойкой, решётки на окнах, меховое утепление салона и… гнилое дно.
Некоторым читателям может показаться чушью сказанное, но северное исполнение таких машин, как КрАЗ, ЗИЛ, «Урал», предполагает и стёкла с наполнителем, и обшивку с использованием стекловаты либо искусственного меха, так что говорю, как есть! Решётку радиатора установил от ЗИЛ-130 первых образцов. Очень долго искал – встречалось либо гнильё, либо битые. В итоге чисто случайно нашёл порядком запылившуюся решётку в одном крупном автомагазине. Как она туда попала – никто не помнит.
Горький шоколад
Еще одна шикарная переделка, которая однозначно заслуживает внимания. Еще бы, ведь даже по фото видно, что на тюнинг этой «шоколадки» ушла солидная сумма.
Эффектные дутые подкрыльники с посаженной на них платформой без привычных бортов, стилизованная оптика и решетка радиатора, титановые диски на вогнутых внутрь спицах – трудно даже представить, какие грузы можно перевозить на таком пикапе.
Возможно, его используют в качестве катафалка для мафиози? Или же устраивают прямо на его погрузочной платформе необычные свидания?
Вероятнее всего, эти вопросы так и останутся риторическими, предоставив безграничные возможности для фантазий случайных очевидцев и сетевых пользователей, на глаза которых попадется этот снимок.
Рама и подвеска
При проведении тюнинга ЗИЛа-130 своими руками в рассматриваемом направлении «фордовскую» раму укорачивают путем вырезания нужных частей и дальнейшего сваривания лонжеронов снова. По швам прокладывают усиливающие элементы. Раму очищают от ржавчины, обрабатывают грунтовкой и выкрашивают в оранжевый колер.
В соответствии с длиной рамы укорачивают кардан и топливный резервуар. Первая деталь обрезается на токарном оборудовании, после чего подогнанные части сваривают в цельный блок. Бак после переделки теряет в объеме примерно 50 литров и в окончательном варианте вмещает порядка 90 л.
В подвеске подрезают пружины и видоизменяют рессорные серьги, что обеспечивает занижение машины примерно на 50 см (по кабине). Колеса оснащают литыми дисками с классическим узором и типоразмером 305/55R20.
NEGRA
Этот ЗИЛ сильно контрастирует на фоне предыдущих, явно проигрывая в своем гораздо более скромном тюнинге. И если смотреть на фронтальную часть автомобиля, то приходят мысли о потерявшем борта грузовике, пусть и на немного заниженной подвеске.
Тем не менее, мастера старались, да еще и номер подбирали нестандартный, правда, по какому принципу, неизвестно (не по национальному же, ведь это по современным меркам как минимум некорректно).
Приметные детали
Что бросается в глаза в этом, ещё до конца не завершённом автомобиле, так это установленный в кузове за кабиной отопитель салона от автобуса «Форд». Установка за кабиной обусловлена расположением двигателя и пространством кабины. Такой массивный отопитель да ещё с кондиционером разместить в кабине и под капотом не удалось.
И ещё одна особенность. Один из основных этапов проекта – укорачивание рамы. Основная причина – автомобиль строится для себя, для получения удовольствия. А с длинной базой всё-таки негатив всплывает, так как это довольно длинная и неповоротливая машина, чтобы выехать из гаража, нужно сделать очень много перестановок. Итак, снят кузов, кардан, бак, магистрали. И после изменения пропорций автомобиль приобрёл новый вид. Дальше приведу сравнение габаритов, а также двигателей ЗИЛа и прообраза – Ford F100 1956 г.
Ford f 100 1956
- 3500 cм3 рядный, шестицилиндровый 101 л.с.
- 3700 cм3 рядный, шестицилиндровый 137 л.с.
- 3900 cм3 V8 101 л.с.
- 3900 cм3 V8 130 л.с.
И наконец, самый мощный двигатель, из-за которого F100 прослыл «гоночным американским траком 1950-х»
- * 4500 cм3 V8 173 л.с.
Zil 130 R/T
- * 4200 cм3 V6 201 л.с.
Для установки на «фордовскую» раму «зиловской» кабины днище и силовую структуру советского грузовика пришлось тотально переработать. После этого снизу кабина стала похожа не то на кусок гранита, не то на мусорный контейнер.
Потребовал серьёзной переработки и педальный узел. В ЗИЛе сидеть-то неудобно, не то, что ездить, особенно с моим ростом (1,89 м). Педальный узел вынесен вперед на 15 см, стало намного легче! Если отодвинуться назад, можно закинуть ногу за ногу, а если выпрямить ноги, то я, к примеру, до педалей не достаю.
По поводу подвесок. Ниже машину пока не получается сделать. Рама действительно очень громоздкая, кабина закреплена на минимально возможной высоте. Передние пружины укорочены на полтора витка. Сначала отрезали больше, и… машина легла на отбойники. Пришлось переделывать. Такова уж кинематика подвески, что при данном варианте сохраняется минимально допустимый её ход. С задней частью несколько проще, однако пришлось попотеть. Во-первых, очень сложно было отвернуть закисшие во втулках болты крепления серёг. Во-вторых, просто повезло, что была в наличии сталь определённой марки, чтобы обеспечить необходимую прочность без увеличения толщины. И ещё одно: из-за длинной базы и конструктивных особенностей крепления автоматической КП получившийся дорожный просвет минимален, при меньшем я просто не выеду из гаража, повисну на брюхе на полпути к победе.
В итоге высота ЗИЛа составляет 1,90 м, у стандартного ЗИЛа – 2,40. По колёсам решили спереди оставить эти диски, но немного расширить колею путём «проставок», резина будет 245/75 R16, а вот сзади планируются «разварки» и резина в районе 295-315/70 R16. Полагаю, будет неплохо смотреться…
Пожарный пикап
Для пожарных в советские времена выпускалась своя модификация ЗИЛ с увеличенной кабиной на два ряда сидений. Другое дело, что изначально в задней части этой спецтехники предусматривались борта, но по какой-то причине механики решили от них избавиться.
Полутюнингу подверглась и ходовая часть служебного автомобиля, в результате чего он сохранил старую подвеску, но лишился своих прежних колес, будучи поставленным на гораздо меньший радиус, что видно невооруженным глазом по расстоянию между шинами и подкрылками. Что ж, может колеса побольше понадобились пожарным для других целей, как и пропавший в неизвестном направлении фургон?
Тюнинг всегда дает спорный результат, приходясь по вкусу одним и вызывая резкое осуждение у других. Как бы там ни было, главное, чтобы хозяевам нравилось, а уж мастера приложат все усилия, стараясь им угодить, ведь от этого напрямую зависит их репутация.
«Чебурашка» из экспериментального цеха АМО ЗИЛ
В 1950-х годах в лаборатории Управления конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) столичного автозавода ЗИЛ, занимавшейся среди прочего испытаниями легковых автомобилей, был построен скоростной грузовик малой грузоподъёмности для транспортировки бензина во время пробеговых испытаний новых моделей правительственных лимузинов. Буквально распластанный по земле «четырёхглазый» грузовичок с длинным «носом», низкими широкими крыльями и крохотными колёсиками, смотрелся забавно, хотя и несколько вызывающе. За колоритную внешность машину нарекли «Чебурашкой». Это прозвище прижилось, а потому все последующие разновидности стали называть именно так.
Второе поколение «Чебурашек» напомнило о себе в 1983–1984 гг., когда на заводе для собственных нужд построили сразу пару машин, но уже на шасси легкового автомобиля высшего класса ЗИЛ-4104. Теперь под капотами близнецов, получивших государственные номера 95-50 МНП и 95-51 МНП, занял место двигатель мощностью 315 л.с., агрегатировавшийся с гидромеханическим трёхступенчатым «автоматом». Машины этой серии получили стандартные кабины от грузового трёхосника ЗИЛ-131, а также унифицированные с ЗИЛ-130 бортовые деревянные кузова, которые снабдили тентами, закрывавшими три четверти длины каждой платформы. В пробеговых испытаниях малотоннажники использовали и для выполнения хозяйственных внутрицеховых целей.
Благодаря своей яркой внешности «Чебурашки», как магнит, притягивали взгляды и праздных прохожих, и водителей-частников, и профессионалов-автотранспортников. Но в первую очередь распластанный по земле грузовичок на непропорционально маленьких колёсиках вызывал вопросы у представителей ГАИ, особенно в советское время. Машину часто останавливали не столько для проверки документов у водителя, сколько ради того, чтобы поинтересоваться техническими характеристиками невиданного прежде автомобиля. Наибольший восторг у всех вызывал моторный отсек, в котором удобно разместилась V-образная бензиновая «восьмёрка».
Грузовая платформа
Так уж сложилось исторически, что на родине пикапов грузовая часть автомобиля использовалась максимум для перевозки товаров из магазина или дров для пикника. На создаваемой модели можно делать то же самое. При необходимости допускается погрузка и транспортировка довольно тяжелых, но компактных предметов массой до нескольких тонн. Для изготовления указанного элемента потребуется еще пара передних крыльев, листовой металл и усиливающий профиль, крепящийся к основанию. Все детали подбираются с таким расчетом, чтобы могли выдержать нагрузку, на которую ориентировано шасси.
Если подытожить все указанные манипуляции второй версии тюнинга, можно отметить, что это довольно абстрактный проект. Для воплощения его в жизнь потребуется немало финансов, времени и сил. При этом никаких гарантий на возможность легального перемещения по дорогам вам никто не даст. Кроме того, потребуется участие нескольких разнопрофильных специалистов, которые помогут вывести и продумать все технические и конструкционные нюансы.
Интересные факты
На автомобильном фестивале «Автоэкзотика» в 2012 году можно было увидеть красивый оранжевый пикап ЗИЛ (фото выше). Дизайнерское оформление слегка копировало шедевры иностранных конструкторов середины минувшего столетия. В целом машина смотрелась вполне прилично и гармонично. В ней сложно было узнать «Чебурашку», используемую в свое время для перевозки технического и измерительного оборудования.
Краткая справка. На рамную часть лимузинов ЗИЛ можно было монтировать разнообразные версии кузовов. Тогда-то и возникла идея создания небольшого грузовика. В то время при появлении на улице он шокировал абсолютно всех. Как ни печально, но этот проект быстро свернули, поэтому на свет появилось всего несколько экземпляров. Тем не менее нашлись и те, которым оказалось под силу восстановить преданный забвению автомобиль.
Второй вариант
Еще одна версия тюнинга пикапа ЗИЛ также имеет право на существование. Правда, она приведена пока в теории, поэтому поэтапного описания работ нет, зато имеется четкое представление об общем принципе проведения манипуляций.
Для начала:
- Рамная основа – остается родная модель с некоторым укорочением.
- Мосты – без изменений, с возможностью добавления комплектующих элементов от американских «коллег». Это позволит обеспечить надежность узла, установку дисковых тормозов.
- Подвеска – остается рессорный узел. Пусть это выглядит несколько брутально, зато «дешево и сердито». При желании внесения кардинальных перемен, оптимальным решением станет пневматическая конструкция, детали для которой на современном рынке можно найти без особых проблем.
- Спаренные колеса – обязательно на задней оси. В противном случае, автомобиль будет смотреться несуразно.
- Силовой агрегат с трансмиссией – лучше взять с иностранных аналогов. Здесь выбор довольно широк. Подойдет как родной V-8, так и «Камминсы», «Катерпиллеры» и тому подобные.
Кабина и интерьер
Перекраивать саму кабину ради изменения пропорций – не имеет особого смысла. Пикап на базе ЗИЛа все-таки должен остаться грузовиком, хоть и с уходом в несколько иную классификацию. Взять хотя бы тех же американцев, которые активно создают уникальные пикапы на основе среднетоннажников. При желании можно установить двойную кабину, тогда некоторые переделки потребуются. Даже кабины пожарных «Чебурашек» в свое время подвергались подгонке, наращиванию и приварке.
Оснащение салона – еще одно направление для внедрения собственной фантазии и дизайнерских решений. В первую очередь необходимо обеспечить достойную шумовую и тепловую изоляцию, доработать сидения, руль, приборную панель, освещение. Далее – выбор элементов модернизации является практически неограниченным. Как вариант, можно оставить минимальное спартанское оснащение.