Сфера применения, модификации и особенности конструкции
Самосвал, седельный тягач и шасси для спецтехники марки Урал-6370 предназначены для перевозки грузов, буксирования прицепов и полуприцепов по любым видам дорог и пересечённой местности, при температуре окружающего воздуха от -45 °С до +40 °С. Они адаптированы для самых суровых климатических условий и интенсивной эксплуатации; рассчитаны на круглогодичное безгаражное хранение. На все автомобили семейства Урал-6370 заводом-изготовителем предоставляется гарантия 2 года или 100 тысяч километров. Интервал между плановыми ТО составляет 20 тысяч километров.
Как и классические Уралы, новые бескапотные грузовики из Миасса адресованы, в первую очередь, нефтяникам и газовикам; специалистам по добыче других полезных ископаемых; военным и спасателям; строителям новых дорог, трубопроводов, скважин, линий электропередач и прочих объектов в труднодоступных местностях. Урал-6370 демонстрирует превосходную проходимость везде, где нет прямой плоскости для движения, где затруднён проезд обычного автотранспорта. Применим он также в качестве карьерного самосвала, на открытых разработках полезных ископаемых.
Варианты исполнения данной модели, выделенные в специальные модификации с отдельными заводскими индексами:
- Урал-6370-1121 – самосвал с грузоподъёмностью 19,5 тонн;
- Урал-63704-0151 – седельный тягач для буксирования полуприцепов, с max нагрузкой на седельно-сцепное устройство 22 тонны;
- Урал-6370-1151 – универсальное шасси для установки надстроек и спецтехники, со стандартной колёсной базой;
- Урал-63701-1951 – универсальное шасси для установки надстроек и спецтехники, со удлинённой колёсной базой.
Урал-6370 обладает повышенным эксплуатационным ресурсом, поскольку данная модель оборудована современными импортными и лицензионными комплектующими, соответствующими актуальным мировым стандартам качества:
- дизельный двигатель ЯМЗ-652 выпускается ярославским предприятием по лицензии ;
- 16-ти ступенчатая коробка переключения передач ZF-16S2220TD с синхронизаторами на всех передачах, от ;
- сцепление «Сахс», марки «Sachs MFZ-430»;
- ведущие мосты «Раба Макс»;
- фильтры грубой очистки топлива «ПреЛайн-420»;
- модульная светотехника «Хелла», обладающая повышенной ударопрочностью,
- трёхконтурная пневматическая рабочая тормозная система с АБС.
- седельно-сцепное устройство «САФ Холланд».
Самосвалы Урал-6370 могут быть оборудованы тремя видами самосвальных грузовых платформ: ковшового типа без заднего борта; ковшового типа с задним бортом; прямого прямоугольного типа с задним бортом. Ёмкость данных грузовых платформ составляет 12, 14 и 16 кубических метров. Угол подъёма самосвальной грузовой платформы составляет 50 градусов. Все грузовые платформы Урал-6370 снабжены системой подогрева выхлопными газами снизу.
Система охлаждения
- система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя, рассчитана на всесезонное применение низкозамерзающих жидкостей.
- водяной насос – центробежного типа, с встроенным термостатом, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,727:1
- термостат – один, с твердым наполнителем и температурой начала открытия 82±2°С
- вентилятор с муфтой включения – вентилятор Behr 720 с крыльчаткой из пластика и встроенной вискомуфтой Behr ER175 с управлением от электронной системы управления двигателя Behr GMBH (Германия).
Технические характеристики Урал-6370 в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 7,740 м (стандарт), 7,965 м (удлинённый вариант); ширина – 2,550 (по бамперу); 3,092 (по боковым зеркалам заднего вида); высота – 3,358 м.
- Внешний габаритный радиус поворота – не более 13 м (стандарт), 15,5 (удлинённая база).
- Грузоподъёмность самосвала – 19,5 тонн.
- Максимальная масса груза, размещаемого на шасси: 23,010 тонны (стандартная база) и 22,460 тонны (удлинённая база); максимальная масса полуприцепа для седельного тягача, приходящаяся на седельно-сцепное устройство – 22 тонны.
- Масса снаряжённого автомобиля: самосвал, шасси – 10…10,5 тонн; седельный тягач – 12 тонн.
- Максимальная полная масса автомобиля, в любой из модификаций – до 34,5 тонн.
- Распределение полной массы: самосвал – на передний мост: 8,485 т; на заднюю тележку: 25,950 т; шасси и седельный тягач – на передний мост: 7,5 т; на заднюю тележку: 26 т.
- Максимальная полная масса буксируемого прицепа (полуприцепа): 42,5 т – шасси и самосвал; 64,675 т – седельный тягач.
- Полная масса автопоезда – 76 тонн.
- Максимальная скорость – 80 км/ч.
- Ёмкость топливного бака – 500 литров.
- Расход дизтоплива – от 52 литров на 100 километров.
Двигатель Урал-6370
ЯМЗ-652 – рядный, дизельный двигатель, с турбонаддувом, четырёхтактный, с воспламенением от сжатия, шестицилиндровый, выпускается на Ярославском моторном заводе с 2007-го года. В его основе – дизель грузовиков «Рено». ЯМЗ-652 многократно выставлялся на различных мероприятиях, как одно из свидетельств современности, технологичности и инновационности производства на ЯМЗ. По выбросам вредных веществ данный силовой агрегат соответствует четвёртому экологическому классу для внедорожной техники повышенной проходимости – Правилам ООН № 96-02, № 24-03.
Двигатель ЯМЗ-652 оснащён жидкостной системой охлаждения, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на транспортном средстве (без системы EGR). Картер и сам силовой агрегат надёжно защищены снизу стальным поддоном.
- Рабочий объём – 11.12 литров.
- Номинальная мощность: 303 кВт, или 412 лошадиных сил.
- Номинальная частота вращения – 1900 об/мин.
- Максимальный крутящий момент – 1870 Н.м, или 191 кгс.м.
- Габаритные размеры (Длина х Ширина х Высота)– 1286 х 955 х 1136 мм
- Масса двигателя – 970 кг.
- Масса двигателя вместе со сцеплением – 1338 кг.
Автомобили семейства Урал-6370 хорошо зарекомендовали себя в условиях интенсивной эксплуатации во многом благодаря солидному запасу крутящего момента двигателя ЯМЗ-652. Горизонтальное расположение фильтра в двухступенчатой системе очистки воздуха облегчает его замену.
Учитывая, что автомашины Урал-6370 используется, в первую очередь и чаще всего, в районах с низкими температурами, немалое значение имеет установка мощного жидкостного предпускового подогревателя «Тепло-Стар». Он обеспечивает предпусковой подогрев мотора в случаях длительных стоянок. А в условиях экстремально низких температур подогреватель автоматического действия может работать также и одновременно с двигателем ЯМЗ-652.
Система питания двигателя воздухом
Предназначена для снабжения снабжения воздухом двигателя внутреннего сгорания, а также во избежание попадания в цилиндро-поршневую группу двигателя пыли, воды, грязи и т.д., выполняет функцию очистки поступающего в двигатель воздуха, путем применения воздушных фильтров, предочистителей, мультициклонов и т.д.
1 – воздушный фильтр 2 – воздухозаборная труба 3 – воздуховод к турбокомпрессору 4 – воздуховод к двигателю 5 – воздуховод к охладителю наддувочного воздуха 6 – соединительные шланги 7 – охладитель наддувочного воздуха
Технические характеристики
- номинальный расход воздуха Q=1660 м3/час
- сопротивление фильтра воздушного при номинальном расходе воздуха не более 2,7 кПа
- средний коэффициент пропуска пыли не более 0,2%
- продолжительность работы фильтра воздушного при запыленности воздуха 1,0 г/м3 до достижения предельного сопротивления 6,8 кПа – не менее 8,5 час
- периодичность обслуживания согласно загоранию на панели приборов водителя лампы сигнализатора предельной засоренности воздушного фильтра
Трансмиссия и мосты Урал-6370
Трансмиссия собирается из комплектующих европейского производства. Сцепление – «Sachs MFZ-430»: фрикционное, сухое, однодисковое, с диафрагменной пружиной, привод гидравлический с пневматическим усилением.
Коробка переключения передач – одна из лучших на данный момент для тяжёлых грузовиков такого класса. Модели ZF-16S2220TD – это механическая 16-ступенчатая КПП, с синхронизаторами на всех передачах, обеспечивающая исключительно высокий уровень управляемости автомашины во всём диапазоне скоростей. Грузовик «Урал-6370» оснащён также раздаточной коробкой ZF-VG2000. Раздатка механическая, двухступенчатая, с цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом. Передаточные числа: низшая – 1,536; высшая – 0,89.
Карданная передача – фланцы карданных валов с торцевыми шлицами. Передний мост –ведущий, с управляемыми колёсами, с разнесенной главной передачей. Задние мосты – ведущие, с разнесённой главной передачей, с блокировкой межколёсных дифференциалов, с блокируемым межосевым дифференциалом на среднем мосту. Управление блокировками дифференциалов – пневматическое. Передаточное число главной передачи – 6,135. Мосты на Урал-6370 венгерского производства, «Раба Макс».
Основные характеристики и комплектация
Трансмиссия | |
Сцепление | Сухое однодисковое диафрагменное сцепление вытяжного типа |
Раздаточная коробка | Механическая, двухступенчатая с блокируемым межосевым дифференциалом с пневмовключением производства (высшая передача 1,04; низшая передача 2,15) |
Карданная передача | Открытого типа с шарнирами на игольчатых подшипниках |
Ходовая часть | |
Ведущие мосты | Проходного типа с верхним расположением главной передачи, передаточное отношение 7,49 (шестерня на 49 зубьев), усиленный корпус редуктора (15 отверстий). Средний и задний мосты с блокируемым межколесным дифференциалом с пневмовключением. |
Подвеска | Передняя: На двух полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами Задняя: Балансирная с реактивными штангами |
Шины | 425/85 R21 , пневматические, с регулированием давления и центральной системой подкачки из кабины водителя |
Тормозная система | |
Рабочая тормозная система | Пневматическая |
Вспомогательная тормозная система | Тормоз-замедлитель моторного типа, компрессионный |
Рулевое управление | |
Тип | С гидравлическим усилителем двухстороннего действия |
Электрооборудование | |
Напряжение, В | 24 |
Аккумуляторы | 2х12В (190 А/час) |
Генератор, В/Вт | 28 / 2 000 |
Показатели проходимости | |
Внешний габаритный радиус разворота по буферу, м (не более) | 11,4 |
Дорожный просвет, мм | 400 |
Преодолеваемый подъем, % | 60 |
Комплектация | |
| |
Кабина | |
Тип | Цельнометаллическая, двухместная со спальным местом либо без него. Оборудована системой вентиляции, система отопления жидкостная от двигателя автомобиля. |
Новые модели автомобилей Урал оснащаются подрессоренными сиденьями GRAMMER. Подрессоренные сиденья эффективно гасят вибрацию и имеют широкий диапазон регулировок, что позволяет настроить их максимально удобно. Сиденья оснащены трехточечным ремнем безопасности. Он сочетает в себе плечевой и поясной ремни, но при этом представляет из себя единственный отрезок ремня, по которому перемещается пряжка, что обеспечивает удобство пристегивания или отстегивания. При аварии усилие торможения распределяется по значительной поверхности груди, плеч и бедренного пояса, что значительно облегчает перенесение соударения. Трехточечные ремни дополнительно предотвращают проскальзывание туловища под лямкой ремня, что делает их более эффективными. |
Спальное место в кабине водителя выполнено в виде откидной полки. Фиксация в поднятом положении осуществляется при помощи текстильных лент. Свободное пространство под спальным местом, можно использовать для хранения личных вещей либо принадлежностей необходимых в дороге. На боковых панелях кабины размещены кармы для бумаг и мелких принадлежностей и держатели для бутылок с водой. Внутреннее освещение кабины осуществляется от светодиодных плафонов, обеспечивающих достаточное освещение в темное время суток.
Дополнительный комфорт при движении создает подвеска кабины состоящая из четырех амортизирующих элементов. Такой тип подвески кабины обеспечивает наибольшую плавность и эффективное гашение колебаний при движении по бездорожью. | |
Для сохранения комфортных условий при эксплуатации в условиях отрицательных температур, кабина автомобиля в базовой комплектации утеплена со стороны моторного отсека и проклеена изнутри теплосберегающим материалом. | |
Отопление осуществляется от системы охлаждения ДВС, во время стоянки с неработающим двигателем, обогрев салона осуществляется так же от системы охлаждения двигателя, где нагрев охлаждающей жидкости осуществляется предпусковым подогревателем. Предпусковой подогреватель гарантирует запуск мотора автомобиля при низкой температуре (до -45°C), продлевает ресурс двигателя, т.к. позволяет исключить холодный запуск двигателя автомобиля. Также подогреватель обеспечивает обогрев салона автомобиля при не работающем двигателе. ПЖД может работать совместно с двигателем автомобиля, что повышает эффективность системы отопления транспортного средства. | |
Обзор дороги в темное время суток обеспечивают фары головного света. Отличительной особенностью элементов освещения дороги Урал-М является прозрачный элемент фар, изготовленный из стекла. Стекло в отличие от пластика не мутнеет со временем и не зашаркивается, что влияет на качество освещения. | |
Помимо прочего в автомобилях Урал-М устанавливается новый щиток приборов с комбинацией контрольных индикаторов и монохромным жидкокристаллическим дисплеем, отображающим информацию диагностических систем автомобиля, обеспечивающих контроль и своевременное выявление неисправностей. Также грузовые автомобили Урал-М оснащены счетчиком моточасов. |
Рама, подвеска и ходовая часть
На всех модификациях Урал-6370 установлена оригинальная рама с лонжеронами из легированной стали переменной высоты. Рама переменного сечения, по ширине спереди – 95 см, сзади – 77,4 см. Профиль лонжерона переменной высоты, размеры сечения задней части – 300 х 80 х 10 мм, передней части – 210 х 80 х 10 мм.
Конструкция передней подвески. Зависимая, на двух продольных мало листовых параболических (либо многолистовых) полуэллиптических рессорах, функционирующих совместно с двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия; со стабилизатором поперечной устойчивости торсионного типа.
Конструкция задней подвески. Зависимая, балансирная, с реактивными штангами, на двухпродольных полуэллиптических рессорах, со стабилизатором поперечной устойчивости торсионного типа, смонтированным на заднем мосту.
Колёса Урал-6370 – «11,25-20», стальные, дисковые, с разборными трёхкомпонентными ободами, с коническими посадочными полками 5°; с центрированием по центральному отверстию диска. Шины 16.00R20 172F, модель Бел-95 («БелШина», г. Бобруйск), пневматические, радиальные, регулируемого давления, с рисунком протектора повышенной проходимости. Держатель запасного колеса – вертикального расположения, с подвижным откидным кронштейном и балкой крепления колеса. Подъём и опускание запасного колеса осуществляется гидроцилиндром.
Рулевое и тормозное управление
Рулевой механизм грузовика – интегрального типа. Насос усилительного механизма –
со встроенным клапаном расхода и давления. Рабочая передача: винт — шариковая гайка — рейка — сектор. Рейка служит поршнем усилительного механизма.
Рабочая тормозная система грузовика – с трёхконтурным пневматическим тормозным приводом, автоблокировочной системой и блоком подготовки воздуха. Аварийная тормозная система – один из контуров системы рабочей. Стояночная рабочая система – с четырьмя пружинными энергоаккумуляторами, действующими на тормозные колодки колёс заднего и среднего мостов. Вспомогательная тормозная система: тормоз компрессионного типа установлен в системе выпуска газов.
Телега
Так часто слесари-ремонтники грубо обзывают ходовую часть. Посмотрим, что приготовил нам на сей раз автомобильный завод из Миасса. Общий мотив таков: всё как и было, но стало лучше. Подвеска традиционная для этого класса машин: продольные полуэллиптические рессоры и балансиры. Малолистовые рессоры на миасских грузовиках пока не предусмотрены из-за низкого ресурса в тяжёлых условиях эксплуатации. Грузоподъёмность переднего моста – 6500 кг, нагрузка на задние оси рассчитана по 8 т на ось. В базовой комплектации имеется блокировка межколёсных дифференциалов среднего и заднего мостов.
Предусмотрено три варианта колёсной базы под разные надстройки, расстояние между осями задней тележки – 1400 мм. Рама теперь, как и у многих других производителей, усилена вставкой «лонжерон в лонжероне» от заднего крепления передних рессор и почти до конца рамы. Аппаратура новой, полностью пневматической тормозной системы Wabco, внутри рамы я обнаружил блок подготовки воздуха с фильтром-осушителем, что давно стало нормой для европейских грузовиков. Тормозные механизмы всех колёс остаются по-прежнему барабанными, но для внедорожной техники это норма.
Кабина крепится при помощи пружинной подвески в четырёх точках, спереди пружины и амортизаторы разнесены. В общем, как я уже говорил, то, к чему ранее не было претензий, продолжает оставаться на своих местах, но на смену устаревающим решениям постепенно приходят новые узлы и агрегаты, нередко импортные или лицензионные, так как, увы, пока наш автопром не всегда готов обеспечить достойной альтернативой, но на примере этого автомобиля начинаешь верить в то, что и этот лёд наконец тронулся.
Кабина грузовика Урал-6370
Урал-6370 оснащён двухместной кабиной бескапотного исполнения, окидываемой вперёд, оснащённой полноценным спальным местом. По сравнению с классическими «Уралами», в этой кабине уровень комфорта, отделка интерьера и параметры рабочего места (обзорность и шумоизоляция) подняты на небывалую высоту. Опрокидывание кабины, для того чтобы добраться до двигателя – гидравлическое, с возможностью дублирования гидропривода электроприводом.
Кабина эта не оригинальная: конструкторы «УралАЗ»а использовали проверенную, добротную, превосходно зарекомендовавшую себя кабину грузовиков . Пружинная подвеска с гидравлическими амортизаторами обеспечивает водителю достойный уровень комфорта. Водительское место на пневмоподвеске укомплектовано современным сиденьем «Пилот».
Рулевая колонка в кабине Урал-6370 регулируется по наклону и высоте. Рулевое управление снабжено гидроусилителем. Электроуправление зеркал боковых заднего вида значительно облегчает их регулировку, для зеркал, в качестве дополнительной опции, предусмотрен также и электрообогрев. Обивка моторного отсека выполнена из практичного в непосредственной эксплуатации материала.
Блестя кабиной заграничной…
Главное, о чём не следует забывать при общении с автомобилем, – что это настоящий вездеход 6х6! Именно этому подчинён весь конструктив. Значит, здесь неуместно роптать, залезая в очень высоко расположенную кабину с солидным моторным тоннелем и невысоким потолком, иначе не выдержать допустимые четыре метра габаритной высоты.
Зато увеличено спальное место, есть шторки, а зона «спальника» в новой модификации лишилась никому не нужного остекления – так будет и теплее, и надёжнее. Сиденья водителя и пассажира, изготовленные по лицензии Grammer, с пружинной подвеской и регулировкой по весу оказались удобными, потом не сразу, но я нашёл грубоватый рычаг запора рулевой колонки и отрегулировал узел по вылету и углу наклона, после чего гордо восседал на водительском месте, довольствуясь отличным обзором и изучая алгоритм переключения передач с методикой работы полноприводной трансмиссии.
Обновлённая цельная комбинация приборов с дисплеем бортового компьютера отечественного производства теперь вместо панели приборов с отдельными съёмными допотопными приборами, недавно такую же новую «приборку» я встретил на новеньком КАМАЗе, но разве унификация была отечественным грузовикам когда-нибудь во вред? По-моему, только на пользу. Центральная консоль напоминает комод и переходит по наследству уже много лет, зато сделанная по модульному принципу без проблем позволяет группировать клавиши и иные приборы и органы управления, связанные со всевозможным дополнительным оборудованием и управлением надстройкой.
Кстати, в кабине всего один напольный рычаг, причём без флажков и тумблеров. Для 9-ступенчатой КП ZF (а здесь установлена именно она) этого достаточно, а управление блокировками и централизованной подкачкой шин электропневматическое, при помощи кнопок.
По давней советской традиции на панели множество инструктирующих водителя наклеек, чтобы не листать толстые талмуды «Руководства по эксплуатации», и милая сердцу двухштыревая розетка для переносной лампы эпохи первого полёта человека в космос. Мне почему-то вспомнилось, как однажды оказавшись в гостях у преуспевающего фермера, я вошёл в его простой и добротный сельский дом в российской глубинке и удивлялся неповторимому сочетанию повседневных предметов чуть ли не древнерусского быта, мирно соседствовавших с самой современной и хорошо подобранной бытовой техникой. Так и в «Урале-М», и не только в кабине.
Отзывы о Урал-6370
Отзывов о новых безкапотных «Уралах» пока ещё очень мало: серийное производство стартовало всего несколько лет назад, автомашин выпущено пока ещё немного, опыт их эксплуатации ещё не накоплен. По первым впечатлениям водителей, новая «ивековская» кабина, безусловно, очень хорошо, только вот заднее окно в ней «ни к чему». Оно только снижает уровень теплоизоляции кабины, и как раз там, где расположено спальное место. Что в условиях Крайнего Севера или Сибири – далеко не самый последний фактор.
Конструкторами самосвала была предусмотрена установка электропривода для удобства опрокидывания кабины, она имелась на опытных и демонстрационных автомобилях. Но серийные машины в продаже оборудованы только гидравлическим приводом.
Нарекания вызывает качество сборки грузовиков Урал-6370 на «УралАЗ»е. У некоторых машин подтекают мосты (особенно средний), лопается заднее крепление двигателя, был случай поломки рулевых тяг прямо на ходу: наконечники вылетели из поперечной (пришлось приварить). К запасу мощности и проходимости Урал-6370 никаких претензий нет.