Стальной объемный кузов, поставленный на шасси легендарного армейского грузовика ГАЗ-66, позволил получить живучий и универсальный автосамосвал под названием ГАЗ-САЗ-3511. Именно эти автомобили, выпускаемые в конце прошлого века, стали предшественниками многих современных самосвалов.
Самосвал ГАЗ-САЗ-3511 на базе ГАЗ-66
Всего пару лет (с 1992 по 1994 годы) делали этот полноприводный автосамосвал с разгрузкой на три стороны. За столь недолгое время увидело свет более 17 тысяч машин, которые до сих пор нередко встречаются на сельских и городских дорогах. Разработка (которой руководил конструктор Корнилов) и сборка изделия осуществлялись на Саранском самосвальном заводе.
Шасси ГАЗ-66-31 стало базовым для данного агрегата. Оно являлось одной из модификаций ГАЗ-66 – бескапотного грузовика, ставшего символом советской эпохи. Ни одна воинская часть не обходилась без этих «вездеходов» — крепких, неприхотливых и удивительно выносливых.
Грузовик этот получил восьмицилиндровый мотор с V-образным размещением цилиндров. А то, что кабина поднялась над мотором, позволило сделать агрегат максимально компактным, а также увеличить площадь цельнометаллического кузова. Еще одна полезная особенность – полный привод. И управление рулем водителю облегчили, сделав усилитель на гидравлике.
Назначение
Этот самосвал ГАЗ-66 может перевозить всевозможные сельскохозяйственные и строительные грузы по дорогам, имеющим любое покрытие. Благодаря универсальности и высокой проходимости он способен легко двигаться даже по бездорожью. Рессоры, дающие плавность хода, позволяют транспортировать и хрупкий груз.
В своё время эти самосвалы имелись в автопарке практически каждого сельхозпредприятия. В принципе, они и создавались именно для сельскохозяйственных нужд, исправно перевозя зерно, сено, удобрения и прочие необходимые в колхозах вещи.
Плюсы и минусы
Преимущества самосвала на базе ГАЗ-66:
- Долговечный мотор – его ресурс примерно 150 тысяч километров до первого капремонта.
- Достаточно высокая проходимость, даже при отсутствии приличного дорожного покрытия.
- Компактность и хорошо сбалансированный центр тяжести – на обе оси нагрузка примерно одинакова.
Недостатки:
- Кабина не может похвастаться ни просторностью, ни комфортностью.
- Мотор самосвала не очень пригоден для ремонта.
- Изогнутый рычаг переключения передач размещен справа и сзади от водительского места, что вызывает определенное неудобство при его использовании. Такая конструкция обусловлена откидывающейся кабиной.
- Так как на заднем мосту стоят одинарные рессоры, а дифференциал снабжен блокировкой, то перегрузка может оказаться губительной для машины.
- Унификация с деталями остальных машин семейства ГАЗ невысокая.
- Не очень большая грузоподъемность.
Фото самосвала на базе ГАЗ-66
Двигатель
В силовом двигателе ГАЗ-66 стоял дизельный агрегат ЗМЗ 6606, который имел 8 цилиндров и жидкое охлаждение. Во многом он был схож со старыми двигателями, но у него были отличия: объем двигателя 4.25 л., мощность 115 лошадиных сил. В начале 90-х годов устанавливался мотор мощностью 85 лошадиных сил, у которого был крутящий момент 235 Нм. Данный агрегат получил имя 6641. После этого Горьковский автозавод поставил на линейку выпуска дизельный агрегат ГАЗ 5441, который имел турбо надув. Двигатель имел лучшие характеристики, а также мощность 116 лошадиных сил.
Внешний вид двигателя ГАЗ 66
Устройство
Непосредственно к самосвалу относится описанный чуть ниже кузов, остальные узлы – унифицированные для всех автомобилей ГАЗ-66. Но есть и отличия:
Коробка отбора мощности для самосвала производилась и комплектовалась на Саранском заводе. Для остальных модификаций ее делали в Горьком.
У ГАЗ-66 присутствовал централизованный механизм, подкачивающий шины. Самосвал был его лишен. Шины задних колес у самосвала стали не односкатными, а двускатными.
Кузов
Сделанный полностью из металла, кузов может откидываться на три стороны (влево, вправо и назад). Он имеет высоту 0,62 метра, но можно ее удвоить, поставив дополнительные деревянные борта. Поднятие кузова происходит с помощью гидравлики – для этого служит масляный насос типа НШ32У-ЗЛ. Бачок гидравлической системы расположен с правой стороны.
Двигатель
На машине стоит дизельный мотор модели ЗМЗ-66-06 на 115 лошадиных сил (сделанный Заволжским моторным заводом). Заметим, что его сконструировали специально для ГАЗ-66. Он использует для работы бензин, содержит восемь цилиндров и двухкамерный карбюратор К-126Б. Система вентиляции картера у него закрытого типа, охлаждение – жидкостное, а фильтрация масла идет прямым потоком.
Использование легких сплавов из алюминия для основных деталей сделало мотор устойчивым к износу. А для облегчения его запуска в морозы имеется специальный предпусковой подогреватель модели ПЖБ-12.
Трансмиссия
Коробка передач (механическая) с четырьмя ступенями имеет на четвертой и третьей ступени синхронизацию. Главная одинарная передача – гипоидного типа, сцепление – сухое, фрикционное, с одним диском. Оно всё время замкнуто. На ведомом диске стоит демпферный механизм.
Также имеется раздатка (раздаточная коробка) с двумя ступенями. Раздатка эта состоит из ведущего и промежуточного валов, управляющего механизма, а также валов приводов переднего и заднего моста. Колеса у этих приводов зубчатые. С ее помощью можно понижать передачу, а также отключать передний мост.
Габаритные размеры самосвала ГАЗ-66
Ходовая часть
Полноприводная конструкция предполагает наличие двух ведущих мостов. У них абсолютно идентичные дифференциалы и основные передачи (отличаются только маркировкой). Они стоят в отдельном картере, вставленном в специальное отверстие в мостовой балке. Кулачковые дифференциалы имеют по двадцать четыре радиальных сухаря.
Как передняя, так и задняя подвески оснащены продольными рессорами формы половины эллипса. Концы этих рессор закреплены между прокладками из резины. Также имеются амортизаторы двухстороннего типа, управляемые гидравлическим способом.
Рабочие и стояночные тормоза – барабанные. Рабочая система торможения раздельного типа оснащена вакуумным усилителем. Для ее включения используется гидравлический привод. Стояночная тормозная система (трансмиссионная) действует на все колеса.
Рулевое управление
Нижняя и верхняя части вала руля соединены шарнирно между собой, также на шарнирах вал крепится к кабине. Рулевой механизм работает при зацеплении ролика и глобоидного червяка. Имеется гидравлический усилитель рулевого управления. Его клапан которого находится спереди на продольной тяге, а насос с ременным приводом – на двигателе.
Кабина
Кабина, находящаяся над мотором, целиком сделана из металла, рассчитана на два места. В ней предусмотрена система отопления, а также имеется омыватель стекол. В комплекте к автомобилю идет брезентовая койка-гамак, которую можно повесить в кабине с помощью четырех крючков.
Модификация
Горьковским заводом были выпущены такие разновидности машины:
- ГАЗ-66-1 – без системы подкачки колес.
- ГАЗ-66-А – присутствует лебедка.
- ГАЗ-66-Б – главное стекло откидывается. Рулевая колонка – телескопическая. Крыша складывалась. Авиадесантная модель.
Так выглядит ГАЗ 66-Б
- ГАЗ-66 – Д. в шасси установлена коробка отбора мощности.
- ГАЗ-66 П. установлен тягач.
- ГАЗ-66 Э. установлен экран с электрооборудованием.
- ГАЗ-6601 – установлена система регулировки давления в колесах.
- ГАЗ-6605 – присутствует лебедка и экран.
- ГАЗ-6611 – ГАЗ-6614 – общие улучшения машины.
Внешний вид улучшенной модификации ГАЗ 6611
За границу выпускались такие модели машины:
- ГАЗ-6651;
- ГАЗ-6652;
- ГАЗ-6681;
- ГАЗ-6691.
Советуем посмотреть: технический анализ ГАЗ-66
Были иные варианты машины:
- АП 2, АС 66 – машина для медицины.
- ДДА 2 – душевая кабина для дезинфекции.
- ГЗСА 731 – фургон – хлебный, почта, медицинские препараты.
- Машина для командования штаба.
- МЗ 66 – заправщик масла.
Технические характеристики
Технические характеристики самосвала ГАЗ-САЗ-3511 на базе автомобиля ГАЗ-66:
Характеристики | Ед. измерения | Показатели |
Тип двигателя | ЗМЗ-66-06 | |
Скорость передвижения (максимум) | 90 | км/час |
Грузоподъемность (без добавочных бортов) | 3,1 | т |
Грузоподъемность (с добавочными бортами) | 2,9 | т |
Мощность двигателя | 88,3 | кВт |
Частота вращения (номинальная) | 3200 | об/мин |
Крутящий момент (максимум) | 284,4 | Нм |
Число цилиндров двигателя | 8 | шт. |
Объем цилиндра | 9,2 | см |
Ход поршня | 8 | см |
Рабочий объем | 4,25 | л |
Объем бака для горючего | 210 | л |
Потребление горючего на 100 км | от 20 до 24 | л |
Колесная формула | 4х4 | |
Радиус поворота (максимум) | 9,5 | м |
Ширина передней колеи | 1,8 | м |
Ширина задней колеи | 1,75 | м |
Колесная база | 3,3 | м |
Просвет | 0,315 | м |
Вес (полный) | 7,25 | т |
Вес (снаряженный) | 4,2 | т |
Ширина (по задним шинам) | 2,46 | м |
Высота по кабине | 2,49 | м |
Длина (полная) | 6,235 | м |
Тип кузова | с тремя прямыми откидными бортами | |
Объем кузова (без добавочных бортов) | 5 | м3 |
Объем кузова (с добавочными бортами) | 10 | м3 |
Площадь основания кузова | 8 | м2 |
Высота кузова | 0,62 | м |
Высота кузова с добавочными бортами | 1,25 | м |
Длина кузова внутри | 3,52 | м |
Ширина кузова внутри | 2,28 | м |
Угол опрокидывания кузова назад | 50 | ° |
Угол опрокидывания кузова вбок | 45 | ° |
На видео самосвал на базе шасси ГАЗ-66:
Отделом стандартизации института НАМИ первоначальный индекс «3532» за этой машиной закреплен не был, и поэтому в производство самосвал пошел под новым обозначением ГАЗ-САЗ-3511. В утвержденном 26 октября 1992 года решении о постановке на производство автосамосвала ГАЗ-САЗ-3511 за номером РТМ 37.154.009-92 было записано о начале выпуска этой машины одновременно как на самом Саранском заводе автосамосвалов, так и на Киргизском автосборочном заводе в Бишкеке. Ранее, до распада СССР, это предприятие было известно как Фрунзенский автосборочный завод. С конца 1960-ых годов там велся дублирующий выпуск саранских самосвалов, причем практически в тех же самых объемах. Самосвальные «шишиги» из Бишкека назывались ГАЗ-КАЗ-3511. Внешне они были как очень похожи на саранские машины, однако были и некоторые отличия: 1. На бортовых бортах платформ из Саранска стояло по четыре петли на борт, а у киргизских машин — по три, к тому же несколько отличалась конструкция петель. 2. Средняя продольная обвязка бортов в Саранске изготавливалась из корытообразного профиля, а во Фрунзе продольная обвязка делалась из уголка. 3. Скобы крепления тента на бортах ГАЗ-КАЗ-3511 были расположены в нижней части бортов, а на САЗе они приваривались между верхней и средней продольными обвязками. Кроме того, киргизские и саранские скобы конструктивно отличались между собой. 4. Панель переднего борта саранской платформы изготавливалась из плоского листа. На киргизских автомобилях она была из зигованного профиля, как и панель бокового борта. 5. Конструкция верхних петель навески заднего борта из Фрунзе по конструкции отличалась от того, что делали в Саранске. 6. Задние угловые стойки в Саранске изготавливались на штампе и представляли собой швеллер переменного сечения. На КАЗе стойки изготавливались из равнополочного швеллера с усилением нижней части уголком. 7. У киргизских самосвалов задний узел опрокидывания платформы коренным образом отличался от саранской конструкции — он представлял собой трубчатую балку, приваренную к основанию платформы и имевшую на концах поворотные кронштейны с осями, которые входили в вилки, закрепленные на задней опорной балке надрамного устройства. И в Мордовии, и в Киргизии производство самосвалов модели «3511» было свернуто в 1994 году в связи с прекращением поставок базовых шасси ГАЗ-66-31. Общий объем выпуска ГАЗ-САЗ-3511 и ГАЗ-КАЗ-3511 составил: