Опыт эксплуатации ГАЗ 3302 «Газель»
Горьковская полуторка стала идеальным вариантом для перевозок мелких партий груза. В прообраз машины до сих пор записывают «Форд Транзит», но так ли это на самом деле — сказать сложно. Зато ясно, что «Газель» здорово проигрывает тому же «Транзиту» в качестве. Первые машины были «сырыми» донельзя и сыпались буквально на глазах. Нам рассказывали, как один частник выложил за новую «Газель» $6000 и в последующие шесть (!) месяцев вложил в ее ремонт еще столько же! Чтобы выяснить, изменилась ли «Газель» за эти годы, мы отправились на транспортную фирму, где используют 7 машин выпуска 2000 — 2001 годов.
Кабина.
По своим внутренним размерам кабина водителей устраивает. Регулировки руля и сидений вполне надежны и позволяют довольно удобно устроиться на водительском месте. Но и нареканий хватает. Во-первых, это низкокачественный пластик приборной панели, который коробится от жары. Крышка перчаточного ящика, например, со временем теряет форму и выгибается дугой. Вторая головная боль — стеклоподъемники. Чтобы поднять/опустить стекло, рукоятку надо накручивать на несколько десятков оборотов. Если стеклоподъемником пользоваться по сто раз на дню (летом, например), механизм может развалиться через месяц! Новый же механизм на одну дверь может стоить до 500 рублей. Кнопка включения аварийной сигнализации, бывает, разваливается из-за стершихся усиков. Казалось бы — мелочь мелкая, поменять можно за пять минут. Как бы не так! Электроразъем проваливается под панель, и, чтобы его достать и приладить к нему кнопку, приходится разбирать чуть ли не половину приборной доски. Идем дальше. Зимой в салоне приходится заклеивать скотчем центральные дефлекторы вентиляции — в противном случае в кабину свободно проникает холодный воздух с улицы. Штатная печка слабовата, чтобы бороться с такими сквозняками. У самой печки тоже есть проблема — рвутся патрубки, подводящие жидкость к радиатору отопления. Также, по мнению водителей, кабине для лучшей вентиляции необходимы открывающиеся форточки и люк в крыше. Кроме этого, машине явно нужны более крупные зеркала заднего вида, бачок стеклоомывателя увеличенной емкости и более надежные внешние дверные ручки. Нынешние рукоятки часто отламываются, что называется, «под корень». Также желательна более темная и по возможности твердая обивка дверей, так как предлагаемая сейчас светлая ткань быстро грязнится и вытирается.
Двигатель.
На четырех эксплуатируемых машинах стоит бензиновый 2,5-литровый ЗМЗ-402, который на бензине АИ-80 выдает 90 л.с, а на 92-м бензине — 100 л.с. В городе груженая машина потребляет до 17 л «девяносто второго» на 100 км. При использовании 80-го бензина расход возрастает на 1 -1,5 л. На трех машинах стоит ульяновский УМЗ-421 объемом 2,9 л и мощностью 90 л.с. С ним груженая «Газель» «ест» в городе до 22 л «восьмидесятого» на 100 км. Оба двигателя имеют склонность к перегреву из-за слабой системы охлаждения. Чтобы хоть как-то бороться с этим, в транспортной фирме перешли на более эффективные трехрядные турецкие радиаторы. Кроме этого, примерно каждые 10 — 15 тыс. км приходится менять термостаты. Проблем добавляют недостаточно жесткие пластмассовые переходники на резиновых патрубках системы охлаждения. Если охлаждающая жидкость начнет подтекать в таких соединениях, подтяжкой хомутов проблему решить сложно — затягиваемый хомут просто сминает неармированный пластиковый переходник. Если перестараться и затянуть хомут от души, пластмасса запросто ломается. Вот и возникает перед водителем дилемма: не затянешь хомут — плохо, перетянешь — еще хуже. Очень много проблем доставил дешевый тосол. Его качество таково, что он начинает просто «проедать» блок цилиндров и головку блока! Также есть замечания к 151-му карбюратору, связанные с необходимостью постоянно его регулировать. Примерно на 30 тыс. км хватает подшипника ролика натяжителя ремня. Общий же ресурс мотора составляет около 100 тыс. км. Курам на смех!
Трансмиссия.
На 5-ступенчатой КПП бывают затруднения с включением 1 и 2 передачи, так что приходится прибегать к перегазовке. Сама коробка передач ходит примерно 50 тыс. км, после чего нужна переборка. (Кстати, когда «Газель» только начали выпускать, стоимость ее новой коробки передач доходила до $1500, при цене самой машины около $6000! Сейчас цена КПП упала до 12 000 рублей). У КПП также не самая лучшая шумоизоляция — агрегат отделен от салона лишь тонкой пластиковой панелькой. Редуктор заднего моста проблем пока не вызывает, но при замене вместо родного узла есть смысл поставить более качественный редуктор от «Соболя». Сцепления при грамотной езде хватит на 100 тыс. км.
Электрооборудование.
Здесь замечания высказываются по поводу слабой контактной группы блока предохранителей. Ломается реле зарядки аккумулятора, а среди новых «релюшек» в магазинах попадается много брака. Часто выходят из строя диодные мосты на генераторе. Из-за слабой проклейки разваливаются задние блоки фонарей новой, пятисекционной конструкции. Старые трехсекционные фонари понадежней.
Подвеска.
По заверениям ремонтников фирмы подвески машины хватает на 80 — 100 тыс. км пробега при условии езды с загрузкой 1,2 т. Если же возить полторы тонны, то подвески хватит на 60 — 70 тыс. км. Потом меняются шкворни, сайлент-блоки, наконечники рулевых тяг и ступичные подшипники. Просевшие рессоры можно «освежить», заменив коренные листы, если нет средств на замену всех пакетов рессор. Интересно, что на задний мост можно установить стабилизатор поперечной устойчивости, но завод ставит стабилизаторы но модели «Соболь» и «Баргузин», а «Газель» обходит вниманием. Хотя, казалось бы, «Газели» он более чем необходим: ведь полторы тонны груза в кузове раскачивают машину как лодку в шторм. В итоге на фирме стабилизаторы ставят своими силами, выкладывая за комплект около 2000 рублей. Из других проблем отмечены случаи, когда при езде по выбоинам отрывало кронштейны амортизаторов.
«Обувается» машина в 16-дюймовую резину и предлагают ее несколько производителей. На фирме хвалят кировскую и нижнекамскую резину. А вот продукция из Воронежа и Ярославля не выдерживает полной загрузки машины и колесный обод начинает резать корд покрышки. Также надо отдельно отметить место под запасное колесо. Расположено оно между рамой и кузовом, а вот само колесо упирается в две лапки и фиксируется третьей, которая крепится к задней поперечине рамы на болте. Совершенно «гениальная» система! То, что колесо могут «увести» средь бела дня, просто отогнув эту самую фиксирующую железку, конструкторы, похоже, не думали. Так что, как обычно, водители выкручиваются сами: кто-то примыкает колесо на цепь, кто-то придумывает более сложные конструкции.
Тормоза.
Спереди стоят вентилируемые диски, сзади — барабаны. При аккуратной езде передние колодки продержатся до 30 тыс. км, а задние до 50 — 60 тыс. км. Передних тормозных дисков хватает на пробег больше 100 тыс. км. Интересно, что изначально на машинах стоят ровные тормозные диски, а вот купленный в магазине новый диск может оказаться кривым.
Рулевое управление.
Главная проблема здесь одна — нет гидроусилителя руля, который намного облегчал бы и без того суровые будни водителя. Наконечников рулевых тяг, как уже отмечалось, хватает на 80 -100 тыс. км при загрузке 1,2 т. Крестовины рулевого вала «живут» 30 — 40 тыс. км.
Итог.
«Нищая машина для нищей страны» — эта фраза наиболее точно определяет суть «Газели». Завод так и не спешит доводить машину до ума. А зачем? Ее и так покупают в таких количествах, что иномарки и рядом не стоят. За низкую цену и примитивную конструкцию этой машине прощают все. Вопрос в том, далеко ли «уедет» «ГАЗ» при таком подходе к клиентам?
Благодарим Владимира АМОСОВА за помощь в подготовке материала
Новая «Газель» или иномарка с пробегом: что выгоднее?
Строящие свой бизнес перевозчики нередко задаются вопросом: «Что выгоднее – новая «ГАЗель NEXT» или иномарка с пробегом? Ответ на него не так очевиден, как может показаться на первый взгляд.
Александр Трохачев
Давайте рассмотрим плюсы и минусы обоих решений со всех сторон, опираясь на рыночные реалии и опыт представителей данной профессии. Здесь важно сохранять холодный ум, не оказаться в плену стереотипов и необоснованных иллюзий.
Начнем с того, что цена новой «Газели» и подержанной иномарки не всегда одинакова – «Газель», как правило, дороже. Если зарубежный автомобиль с пробегом свежий, возрастом не более трех лет, в денежном эквиваленте он может оказаться сопоставим с нашим грузовичком. Только и более дешевая бэушка не факт, что выгоднее для частного бизнеса. Цена покупки – возможно, окажется привлекательнее. А сколько нужно потратить на замену АКБ, новый комплект шин, проведение регламентного ТО, инструментальную диагностику и устранение мелких (пока) неисправностей – кто считал? Все это может понадобиться вскоре после покупки подержанного авто.
1:0 в пользу новой «ГАЗели»
Важен и такой аспект, как способ покупки: за собственные или заемные средства? Идеальный вариант – покупка за свои деньги (если они имеются). Кредит на подержанный автомобиль выдадут только под грабительский процент. Если брать потребительский кредит, то здесь условия ещё хуже. Занимать у знакомых? Ну такое: неизвестно, как скоро отобьются вложения и отобьются ли вообще. При этом на новую машину всегда действуют кредитные спецпрограммы, которые субсидируются производителем и получить такой кредит под залог самого автомобиля проще.
2:0 в пользу новой «ГАЗели»
Времена, когда отечественные «полуторки» катастрофически проигрывали по качеству материалов и сборки иномаркам, канули в прошлое. Сегодня нижегородский малотоннажник состоит из массы импортных комплектующих, начиная с элементов бортового электрооборудования и заканчивая двигателем. Это означает, что по надежности этих узлов отечественный автомобиль не уступит импортному. По крайней мере, в это хочется верить. Да и зарубежные LCV уже много лет, как правило, не европейского, а российского производства. Проще говоря, при разности брендов и рыночной стоимости машины эти очень схожи. Но не будем торопиться с выводами.
Практика показывает, что при интенсивной эксплуатации в качестве развозного грузовичка или маршрутного такси отечественная техника особой выносливостью не отличается. В этом смысле даже собранные в России Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter и FIAT Ducato выглядят предпочтительнее. С другой стороны, современная «Газель NEXT» (а с недавних пор и «Газель NN») обеспечены заводской гарантией сроком три года или пробегом до 200 тыс. км. Это солидный запас спокойствия на случай поломки, отказа, выхода из строя определенных узлов и агрегатов. Подержанная иномарка возрастом старше трех лет такой «подушки» лишена. Случись что – ремонтироваться придется за свой счет.
3:0 в пользу новой «ГАЗели»
У иномарки с пробегом, как правило, протектор в изношенном состоянии, а значит, у новой «Газели» есть преимущество по пробегу на заводском комплекте. Носитель оленя на эмблеме без пробега еще не подвергался воздействию дорожной соли и химреагентов, влаги, песка и камней, следовательно, ржаветь начнет не скоро. У подержанной иномарки проблемы с «рыжей чумой» наверняка уже есть. Удаление ржавчины и профилактика с антикором потребуют дополнительных затрат, тогда как новой «полуторке» такая мера может понадобиться не скоро. Правда, отклики владельцев «Газелей» свидетельствуют о том, даже современный антикор не спасает металл от коррозии. Тут ничья. Но общий счёт пока:
4:1 в пользу новой «ГАЗели»
«Газель», независимо от того, «Бизнес» это или «Некст», быстрее теряет товарную стоимость, чем иномарка. И если автомобиль покупается на период эксплуатации три-пять лет, то с точки зрения минимизации потерь бэушная иномарка, пожалуй, привлекательнее. Перевозчики говорят о том, что «Газель» годится тем, кто может и привык чинить технику своими руками. Иномарки того же класса ломаются реже, порой не так критично, да и срок их службы больше. По крайней мере, крепкий «иностранец» не будет сыпаться и после пробега в 200-300 тыс. км, чего (по отзывам на форумах) о «Газели» не скажешь. Особенно много нареканий на ходовую часть, которая при езде по нашим «направлениям» требует периодической регулировки сход-развал. Но при этом запчасти подвески для подержанной иномарки будут в два-три раза дороже газелевских. Опять ничья, а общий счёт:
5:2 в пользу новой «ГАЗели»
Какой бы ни была марка малотоннажного автомобиля, ремонтировать его рано или поздно придется. Стоимость расходников и запчастей для «Газели», как правило, ниже стоимости аналогов на иномарки в полтора-два раза. Оригинальные детали ГАЗ можно приобрести буквально на каждом шагу, тогда как к иномаркам – только в специализированных оффлайн-магазинах, дилерских центрах или интернете. Техобслуживание отечественного грузовичка втрое дешевле импортного одноклассника, запчасти долго ждать не приходится, и починить его можно чуть ли не на коленке. А вот стоимость ТО у иномарки с пробегом в неофициальном сервисе практически один-в-один как у нового «Некста».
6:2 пользу новой «ГАЗели»
По опыту, «Газель» окупается быстрее, в идеале до полутора лет, а дальше приносит прибыль. Окупаемость иномарки не менее двух лет, и это нужно учитывать. Через три года эксплуатации новая «Газель» теряет около 22% стоимости, тогда как подержанная иномарка – до 25%, хотя, по большому счету, все индивидуально. Плюс «ГАЗель» более ликвидно: ухоженный экземпляр даже проехавший несколько сотен тысяч км можно быстро продать, а вот иномарка с большим пробегом может «зависнуть».
7:2 пользу новой «ГАЗели»
Бывалые перевозчики уверяют, что расход топлива на иномарках меньше, хотя по большей части это клише. Современные «Газели» с импортными моторами тоже не отличаются избыточной прожорливостью, к тому же всегда есть возможность перевести машину на природный газ. Если вести речь о пассажирских перевозках, то нужно учитывать фактор ездового комфорта: на иномарках он выше. В ряде столичных транспортных компаний претендентов для постановки на маршрут с «Газелями» в качестве подрядчиков даже не рассматривают, но в регионах все наоборот. Так что здесь ничья. И общий счёт:
8:3 пользу новой «ГАЗели»
В то же время не будем забывать, что подбор того же фургона с пробегом – задача непростая, сопряженная с известной долей риска. Пробить покупаемую иномарку по базам угона, технического обслуживания и проверить ЛКМ-тонометром на предмет перекраса после ДТП мало. Подержанная машина может оказаться под арестом из-за долгов прежнего владельца, причем на момент покупки все могло быть чисто. А еще нужно убедиться в том, что автомобиль исправен и в ближайшей перспективе не потребует дополнительных расходов на ремонт. И здесь марка и модель принципиального значения не имеют, будь то Citroen Jumper, FIAT Ducato, Peugeot Partner, Volkswagen LT или их аналоги.
9:3 в пользу новой «ГАЗели»
Знатоки уверяют, что ресурс отечественного LCV составляет 200-250 тыс. км, тогда как у импортных аналогов он на 50-100 тыс. км больше. Именно поэтому при выборе подержанного «коммерсанта» важно убедиться, что он не находится в состоянии загнанной лошади. Конечно, водительская поговорка «хороший стук сам наружу вылезет» имеет право на жизнь, но полагаться на авось нельзя. Разумнее привлечь эксперта и попробовать определить реальный износ двигателя, состояние КПП, ТНВД, электропроводки и подвески. Неплохо провести тщательный осмотр радиатора, кондиционера, свечей зажигания и т.п. – все это даст представление о реальном состоянии авто, а не только по пробегу на одометре. Покупатель новой машины избавлен от этого «геморроя».
Итог разгромный — 10:3 в пользу новой «ГАЗели»
И да, мы не рекламируем продукцию горьковского автозавода — просто она самая доступная в классе как по цене, так и обслуживанию. Это подтверждается и продажами, где «ГАЗель» с огромным отрывом опережает конкурентов. В принципе любой новый автомобиль собранный из нормальных деталей априори лучше подержанного — об этом говорил еще старина Генри Форд.
Вообще тема, вынесенная в заголовок, делит транспортное сообщество на два непримиримых лагеря. Сторонники «Газелей» готовы с пеной у рта доказывать ее преимущества, а поклонникам иномарок они не указ: у них свой взгляд на вещи. Если все-таки взвесить все за и против, то ответ получится такой. При небольших суточных пробегах, своевременном ТО и аккуратной эксплуатации на сроке до трех лет новая «Газель» выглядит предпочтительнее старой иномарки. Правда, после этого ее рекомендуется продавать, поскольку расходы на ремонт увеличиваются, а простои из-за поломок становятся чаще. Как известно, время – деньги, и никакие простои из-за недорого ремонта с дешевыми запчастями себя не оправдывают.
Иномарка с пробегом привлекательнее в том случае, когда она достается вам технически исправной и юридически чистой, с перспективой выгодной реализации на вторичном рынке. Количество отказов на б/у иномарках меньше, экономичность лучше, ходимость деталей выше.
Кстати, в свое время аналитики агентства «Автостат» выяснили, какие легкие коммерческие автомобили зарубежных брендов наиболее выгодны в российских условиях эксплуатации. Исследованию подверглись шесть наиболее популярных моделей, которые заняты на перевозках в Московском и Северо-Западном регионах. В расчет брали расходы в течение трех лет при годовом пробеге в 40 тыс. км. Учитывались расходы на топливо, регламентное ТО, страховку, транспортный налог и остаточная стоимость на вторичном рынке. Так вот, наименее затратным по стоимости владения признан Ford Transit с ценой километра пробега в 14 руб. На втором месте Mercedes-Benz Sprinter Classic (15 руб./км), на третьем – Citroen Jumper (15,9 руб./км). «Газель NEXT» в исследовании участия не принимали, но по оценкам специалистов «Группы ГАЗ», ее общая стоимость владения на 20-30% ниже, чем у европейских аналогов.
Конечно, многое зависит от того, каков характер перевозок. Например, нет разницы, на чем возить стройматериалы со склада или из магазина заказчикам. На пассажирских перевозках, наоборот: иномарка зачастую привлекательнее. А вообще выгода от использования того или другого автомобиля во многом зависит от прокладки между рулем и сиденьем. При адекватном отношении к технике служить она будет долго, регулярно привозя прибыль. Так что взвесьте все «за» и «против» и смело принимайте решение – какие-то аргументы обязательно перевесят!
Редакция рекомендует:
Почему залегают поршневые кольца и как это предотвратить
Сотрудник ГИБДД обыскал мою машину: имел ли он на это право?
Россияне могут остаться без иномарок: западные автоконцерны остановили поставки машин в нашу страну
Во Франции задержан корабль, который вез автомобили в Россию
В России закрылась половина автозаводов
- LCV
- ГАЗель Next
Обсуждение Отменить
От автора
Готовя статьи о моделях ГАЗ, в который раз убеждаюсь: качество автомобилей зависит от настроения смены на конвейере в Нижнем Новгороде. Есть нормальные, вполне рабочие отзывы, есть ярко негативные. Есть и откровенно проплаченные отзывы по машинам ГАЗ. Например, недавно встретил фразу: «стоячим пассажирам очень комфортно в ГАЗ 3302 Газель». Вопрос: откуда они там возьмутся? В нетентованный кузов водитель посадит?
Таких ляпов достаточно, но (отмечу не без удовольствия) большинство отзывов – живые. Советую не читать отзывов написанных с откровенными орфографическими ошибками (для придания правдоподобности) филологами разных факультетов – не самые лучшие варианты, к которым стоит прислушиваться. А вот отзывы, написанные экспрессивно, с пониманием вопроса – вот это ценная информация.
Преимущества автомобиля
Большинство автолюбителей знает, что ГАЗ-3302 (ГАЗель) — это одна из самых неприхотливых машин на российском рынке. Для ее обслуживания требуется минимум затрат, но все же не стоит думать, что за этим автомобилем совершенно не нужен никакой уход. Практика показала, что большая часть тех, кто жалуется на проблемы с машиной, просто небрежно обращались с ней.
На самом деле, ГАЗ-3302 — это прекрасное сочетание не самой высокой цены и прекрасных потребительских качеств, которыми многие модели производителей-конкурентов похвастаться не смогут. У этой машины прекрасная подвеска, которую без труда можно доработать. ГАЗель — это невероятно универсальный и маневренный автомобиль, который способен проехать по большинству видов дорожных покрытий. Даже грязь не остановит ГАЗ-3302. Фото ниже способно это доказать.
Комплектация, цены, лотерея
ГАЗ 3302 – самая первая модель ГАЗели, которая и дала старт новому семейству 20 лет назад. Машина – однозначно популярная, ведь «газельки» используют все. ГАЗ 3302 изначально – бортовой малотоннажный автомобиль, способный эффективно перевозить 1,5 т груза, выпускается до сегодняшнего дня в семействах ГАЗель-бизнес и ГАЗель- NEXT. Завод предлагает 20 основных модификаций. Дополнительными комплектациями являются ГАЗ 3302 фургон (будки ставятся на заказ на чистое шасси). Для версии фермер на базе этого же грузовика устанавливается кабина на два ряда сидений.
Предлагаются 3 типа двигателя: отечественный бензиновый УМЗ-42146 (евро-4), дизель Камминиз (евро 4, дизельный, с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха, 2,8 л, 120 «коней» ), и мотор УМЗ-421467 «газ+бензин», с возможностью выбора газового оборудования (LPG-пропан/CNG-метан). Стандартная версия (с обычным кузовом) и удлиненная. Стандартной можно выбрать любой привод, удлиненные – только заднеприводные. Цена нового ГАЗ 3302 в базовых комплектациях 580-776 тыс. руб.
Что говорят потребители о новых машинах? Не ругают сильно. Болячки есть, но машина едет, и копейку хозяину привозит – за тем и брали. Цена – приятная. Если до 10000 км не посыпалась, значит повезло! Вообще (уже раньше много писалось на эту тему), купить ГАЗель – это как лотерея: или купишь конструктор, или относительно нормальную машину (простите за сарказм, но, наверное, Господь их распределяет в зависимости от степени «загрешенности» души). Но откровенный брак ГАЗ по линии 3302 в продажу не выпускает. Если и есть случаи, то они единичные.
Для машин старше 10 лет: владельцы часто жалуются на недостаток мощности (мало 406 двигатель выдает) и карбюраторы. Также страдают показатели расхода топлива: вместо обещанных 11-12 л/100км «ветераны» потребляют от 15-16 л на сотню, отдельные владельцы ГАЗ 3302 умудряются довести расход до 20 л/100км. На новые ГАЗели, особенно с двигателями Камминз, жалоб ни так и много, в большинстве случаев потребители удовлетворены качеством и реальными параметрами двигателей.
На старых версиях ГАЗ 3302 отсутствует гидроусилитель – это их основной недостаток. На новых присутствует, но он вызывает ряд нареканий: у некоторых владельцев, несмотря на заверения завода, что протечки устранены, история повторяется из года в год. Испытательный срок для ГИРа – 5-10 тыс. км. Если до этого момента не сломается – все будет хорошо, повезло с комплектующими и со сборкой. Если ГИР потек, то складывается впечатление (в каждой такой истории), что водитель наказан ремонтом ГИРа до конца срока владения этим конкретным автомобилем.
У многих владельцев машин старше 5-7 лет вызывает нарекания качество КПП. Ситуация как и с ГИРом: владелец, накликавший себе ремонт КПП единожды, покаран им навсегда. Есть описанные случаи не только ремонта, но и постоянной замены целой КПП, которые не дают никакого экономически оправданного результата. В отзывах о машинах с 2011 г. в. такие жалобы практически не встречаются.
Стоимость нового и б/у ГАЗ-3302
В зависимости от версии стоимость ГАЗ-3302 различается. Стандартная модификация в базовой версии обойдется в 580000 рублей. С дополнительными настройками цена может возрасти до 780000 рублей. Модификации с силовой установкой Chrysler стоят дороже на 30000-50000 рублей.
Б/у варианты ГАЗ-3302 предлагаются в большом ассортименте. Средняя стоимость моделей 1999-го года выпуска составляет 100000 рублей, 2007-го года – 230000 рублей.
Аренда автомобиля обойдется в 1100-1200 рублей за час.
Запчасти и сервис
Сначала про запчасти. Все устраивает владельцев в плане цены, но качество – часто подкачивает. Популярность модели сыграла с ней стандартную для маркетинга шутку: все кому не лень производят запчасти на ГАЗель. Тут у каждого свои методы: набирать запчасти ведрами подешевле, либо найти нормального поставщика чуть дороже. Большинство владельцев устраивают оба варианта.
Гарантийное обслуживание не устраивает практически всех. Завод постоянно декларирует о работе и достижениях в плане сервиса, потребители настойчиво публикуют отзывы, что сервис – только название. Владельцев ГАЗелей (и не только) не устраивает в большей степени халатное отношение сервисников к своим обязанностям: заменить то деталюху заменят, но так, что лучше самому сделать. Гарантийные машины у нас обслуживают неохотно – на них не заработаешь, вот и халтурят.
Кузов
Борта кузова ГАЗ 3302 – слабое место. На первых машинах (которые еще в эксплуатации) они уже не раз поменяны. На машинах даже десятилетней давности – металл не раз подварен, тает как сахар в кипятке. На последних образцах (ГАЗ о проблеме знает) борта дополнительно грунтуют. Насколько это спасает — непонятно. Жалоба в отзывах – одна из самых распространенных.
Вплотную к вопросам коррозионной защиты завод подошел 3 года назад. Сегодня, как сообщает официальный сайт группы ГАЗ, 47 деталей основания кузова получают оцинковку с двух сторон, применяются фосфатирование поверхностей, катофорезное грунтование.
Стиль вождения
На срок службы автомобиля ГАЗ-3302 (ГАЗель) существенно влияет и стиль вождения конкретного шофера. Если управлять машиной небрежно, то погубить ее можно гораздо быстрее, чем это сделали бы знаменитые «качественные» российские дороги. Из-за этого следует отнестись к подбору водителей в свою компанию с большой тщательностью, потому что их навыки и аккуратность обращения с техникой — это залог успеха любого бизнеса.
Факты о ГАЗ 3302 от владельцев
• Двери любой старой ГАЗели открываются отверткой. • В старых машинах недостаточно комфортные сидения, даже для поездок по области. • На автомобиле от 10 лет желательно менять всю электропроводку и освещение: платы окисляются (иногда и раньше), провода просто рассыпаются в труху. • Многие нарекают и на слабую раму в машинах 5-ти лет отроду. • В машинах до 2007 г слабая печка. • Жалобы на радиатор в отзывах о ГАЗ 3302 попались только один раз.
• Во многих откликах намеки на загадочное исчезновение технических жидкостей даже при всех затянутых гайках и хомутах – мистика, да и только! • Удача в покупке ГАЗели – великое дело! Есть отзывы, в которых хозяева опасались, что машина не выходит и 50 тыс., а сейчас их пробег уже за 300 тыс. перевалил – и не нахвалят машину! • С 2011 г. отзывы о машине намного теплее, чем о более ранних версиях: завод-изготовитель учитывает многие предыдущие недостатки. Машины 2002-2007 г.в. вызывают самую острую критику.
Внесение изменений в конструкцию кузова
Некоторые владельцы ГАЗ-3302 устанавливают на свой автомобиль очень высокую будку (порядка четырех метров высотой). При этом владелец не учитывает, что на раму автомобиля будет оказываться еще большая нагрузка. К тому же центр тяжести автомобиля смещается, а это значит, что в поворотах ГАЗель станет существенно крениться, да и аэродинамика изменится не в самую лучшую сторону. Такие модернизации кузова должен проводить лишь завод-изготовитель. А вообще, каждый водитель должен знать, что вносить в конструкцию изменения — нарушение технического регламента, то есть пройти техосмотр законным путем вряд ли получится.
Переоборудуй меня!
Основными изменениями, которые хозяева вносят в конструкцию, являются наращивание тента и усиление рессор. Все для того – чтобы больше возить. Эти мероприятия позволяют увеличить окупаемость машины в разы, но полностью гробят движок и ходовую. Отсюда – масса ремонта. Большинство водителей при этом отказываются принимать данный факт: должен ездить и все! А потом удивляются, почему хрустят и крошатся коренные подшипники в задней части.
Есть истории о том, как ГАЗели перевозили по 3 т груза. Машины эти окупаются очень быстро, правда больше года хозяева ее почему-то не держат и отправляют «в люди» при первой возможности. Хотя при нормальной эксплуатации и своевременном ТО – лучшее авто в своем классе.
В старых машинах также доводке подвергаются печка и салон: старый отопитель ГАЗ 3302 слабый и в морозы в машине холодно. С новой кабиной, после рестайлинга 2000 г., машина стала теплее.
Перегруз ГАЗели
Первое, с чем непременно столкнется любая ГАЗель, попав в гараж чуть ли не каждого русского бизнесмена — это каждодневный перегруз автомобиля. Из бедного ГАЗ-3302 предприимчивые люди стараются выжать буквально все соки, забывая, что его рама была рассчитана инженерами только на полторы тонны грузоподъемности (конечно же, небольшой запас есть).
Кстати, грузоподъемность ГАЗели-фургона еще меньше, так как цельнометаллический кузов также имеет не самую малую массу. Многие предприниматели не обращают на это внимания, начиная грузить свой автомобиль по максимуму, после чего появляется множество жалоб о проблемах с автомобилем. Кроме рамы страдает и трансмиссия, и двигатель.
ГАЗ-3302 без особых трудностей справится с перегрузом не более пятисот килограмм, и то если такое случится раз или два. А вот если перегружать автомобиль постоянно, то начнутся проблемы.
Сначала начнут «сдавать» рессоры ГАЗели. Конечно же, можно произвести их укрепление, но это также палка о двух концах: рессоры, несомненно, станут держать гораздо большую нагрузку, но автомобиль существенно потеряет в плавности хода. К тому же даже самые маленькие неровности на дороге приведут к сильнейшим скачкам автомобиля. Если ко всему прочему ГАЗ-3302 еще и будет перегруженным ездить по плохим дорогам, то может не выдержать рама машины. А это уже может закончиться не только потерей времени и денег на ремонт.
Был металл — и нет металла: покупаем ГАЗель 2705 за 200 тысяч
Сегодняшний герой это не престарелый “премиум за пятьсот” и далеко не массовый бюджетник. Тем не менее, эту машину знает каждый, поэтому мы не могли обойти стороной этот бестселлер всех времен и народов.
П оявившись в далеком 1994 году, ГАЗель спасла завод в Нижнем Новгороде. Не трудно догадаться, что стало бы с ГАЗом, не появись в его линейке этот коммерческий автомобиль. И пусть качество машин первых годов выпуска вошло в анекдоты, в деловом сообществе его оценили быстро. Ведь до появления конкурентов со схожей ценой оставалось еще 10 лет, а предпринимательский бум уже требовал недорогого малотоннажного грузовика.
Чуть позже появились цельнометаллические грузовые и пассажирские версии, а само слово “газелька” со временем стало нарицательным. Часто “газелькой” называют любой маршрутный микроавтобус, будь то Мерседес, Форд или Ивеко.
Сейчас на вторичном рынке ее можно купить за копейки. И этому есть объяснения. Посмотрим на них?
Газель: история создания и слабые места грузовика
Самый популярный в России грузовик называется “Газель”, они буквально заполонили дороги. А для тех, кто непосредственно связан с малотоннажными грузоперевозками — это целый мир.
Появление семейства грузовичков и микроавтобусов марки “Газель” стало самым значительным событием в истории отечественного автомобилестроения постсоветского периода. Машины этой марки распространились с поразительной быстротой. Появилась новая формация водителей, которую иногда зовут “газелятниками”. Некоторые из них раньше управляли “настоящими” грузовиками. Другие до этого грузовика не водили ничего крупнее “Жигулей”, есть и молодежь, для которой “Газель” — первая в жизни машина.
А сам грузовик, при всех своих достоинствах, принесших ему огромную популярность, является типичным изделием российского автопрома эпохи рыночных реформ, и уже поэтому имела конструктивные недоработки. Были претензии и к качеству изготовления. Тема технических неисправностей газелей и мучений с их устранением неисчерпаема и, как показал опыт подготовки этой статьи, любима “газелятниками”. Но прежде нужно вспомнить предысторию и обстоятельства рождения этого семейства.
Нехватка малотоннажных грузовиков в СССР остро ощущалась еще на рубеже 50-х и 60-х годов. Уже тогда у ГАЗа был проект полуторатонного грузовика ГАЗ-56 с мотором от “Волги” ГАЗ-21. Но руководство страны сделало ставку на УАЗы, в частности, на УАЗ-451, неполноприводную версию “буханки” или “головастика”. Эти машины долго работали в СССР и честно исполняли свои обязанности. Но, во-первых, объем их выпуска был все же недостаточен, а во-вторых, с годами росла потребность в автомобиле, который по размерам и грузоподъемности занял бы место между УАЗом и ГАЗ-52.
В 80-е годы эту дырку в типаже пытались заткнуть, наладив импорт в СССР грузовиков и фургонов “Авиа”, чехословацкой лицензионной версии французских автомобилей “Савием” и “Рено”. Тогда же были предприняты две попытки создать отечественный автомобиль того же класса. Первой стал “проект 3772” Ульяновского завода для так и не построенного в азербайджанском Кировобаде предприятия. Вторая машина, БАЗ-3778, как видно из индекса, должна была выпускаться Брянским автозаводом, прославившимся ракетными тягачами. В ее разработке участвовало английское кузовное ателье IAD. Отметим, что в обоих случаях немалую работу выполняли специалисты НАМИ, да и без участия Горьковского автозавода дело не обошлось. Тем более что в те времена все работали на государство.
Экономические потрясения рубежа 80-х и 90-х годов похоронили оба проекта. Сегодня злые языки порой говорят, что их похоронила “Газель”, но истина заключается в том, что ни тот, ни другой завод оказались не способны закрыть образовавшуюся на рынке брешь. А у ГАЗа в те годы упал объем выпуска традиционных среднетоннажников.
Использовав опыт, накопленный при участии в разработке и испытаниях ульяновско-кировобадской и брянской машин, горьковские конструкторы в очень короткие сроки создали свой альтернативный проект. Несмотря ни на что, настоящего опыта производства и эксплуатации подобного автомобиля в России не было: рождалось даже не семейство оригинальных машин, а новый класс. По мнению профессиональных конструкторов, много лет работавших на наших автозаводах, именно спешка стала одной из причин того, что “Газель” появилась на свет с множеством недоработок. Но какая была альтернатива — тратить годы на испытания и доводку? Так можно и вовсе не запустить новинку на конвейер, а машина требовалась уже вчера. ГАЗ пошел на главный компромисс, решив устранять недостатки в процессе производства, и не проиграл.
Слабые места Газелей
Для владельца легковой машины один из самых важных вопросов — как быстро проржавеет насквозь кузов. Казалось бы, у грузовика с этим проще: при рамной конструкции он может работать даже с гнилой в труху кабиной. И все же долговечность кабины интересный показатель для тех, кто по-честному проходит техосмотр или кого волнует, как быстро их автомобиль потеряет свою стоимость. Можно ли кабину бортовой “Газели” и кузов “вагонника” назвать долговечным изделием? Каково качество заводской окраски и антикоррозионной обработки?
Почему у многих машин дырявые двери, пороги, колесные арки, крышки капота? Как на скорость распространения коррозии влияют конструктивные особенности: наличие скрытых полостей, дренаж, вентиляция? Почему бывает, что деревянный настил на днище бортовой платформы служит дольше, чем стальные борта? И, наконец, что изменилось с появлением на ГАЗе новой окрасочной линии? Все эти вопросы, казалось бы, имеющие очевидные ответы, далеко не так просты, как кажутся, и заслуживают отдельного разговора.
Кроме ржавчины, у автомобильного кузова и грузовой кабины есть еще один враг — усталостные разрушения. После нескольких лет интенсивной эксплуатации на кабине “Газели” появляются характерные трещины. Кузов фургона и микроавтобуса тоже теряет жесткость, например, нарушается геометрия проема задней двустворчатой двери. Лопаются и поперечины рамы. Подлежит ли такая машина восстановлению, и в каком случае ей верный путь на списание — тоже особый разговор.
Горьковский автозавод всегда максимально унифицировал двигатели, а если получалось, то и другие системы у своих грузовых и легковых моделей. В каталогах прошлых лет печатали целые таблицы взаимозаменяемости запчастей грузовых “газонов” с “Победой”, ЗИМом, “Волгами” и “Чайками”. Малотоннажник создавали, ориентируясь на агрегаты “Волги”. Ее древний двигатель, ныне именуемый ЗМЗ-402, стал одним из тех компромиссов, что дали жизнь полуторке. В 1994 г., представляя публике первые “Газели”, заводчане говорили, что основным мотором для нее станет ЗМЗ-406Ю, который тогда еще не выпускался в нужных количествах, а “402” применяется “временно”. Эта ориентация на “светлое будущее” и породила уже упоминавшуюся проблему перегрева.
Как рассказывали разработчики, систему охлаждения “Газели” проектировали под более теплонапряженный ЗМЗ-406. При этом предполагалось, что с охлаждением 402-го проблем возникнуть не может. Но у нового мотора была меньше лобовая площадь, и широкий старый двигатель загородил радиатор сзади, в то время как спереди стоял характерный для первых выпусков сплошной бампер — вентиляционные окна на нем появились уже позднее. И радиатору просто нечему было отдать накопленное тепло. Сделав те самые отверстия в бампере, усовершенствовав вентилятор и улучшив циркуляцию охлаждающей жидкости, завод сумел справиться с перегревом. Но оставалась проблема качества двигателя.
Это в Советском Союзе Заволжский завод выпускал моторы ГАЗ-24, которые при должном уходе выхаживали от 180 до 250 тыс. км без капремонта. К моменту выпуска первой “Газели” страна проваливалась в новые экономические отношения. И как свидетельствуют ремонтники, считалось удачей, если мотор “Волги”, выпущенный после 1991 г., прошел без переборки хотя бы 100 тысяч. У “Газели” условия работы того же двигателя намного тяжелее. Когда ЗМЗ запустил в серию современный, а потому довольно сложный ЗМЗ-406, первые его партии стали индикатором всех конструкторских и технологических недоработок. Естественно, это больно ударило по карману владельцев автомобилей, ведь запчасти к 406-му мотору намного дороже, чем к 402-му. Со временем, конечно, оказалось, что и ЗМЗ-406 не такой уж страшный.
Коробка передач, редуктор зад него моста, приборы электрооборудования также у одних машин работают долго и честно, а у других служат источником головной боли. Подобрать б/у грузовик
Обзор ГАЗель Next 2022 года выпуска
Напоследок еще раз подчеркнем, что качество изготовления и конструкторской проработки “Газели” не является чем-то из ряда вон выходящим. Это вполне привычный уровень. Причем, еще не худший вариант: у зиловского “Бычка” целый букет гораздо менее приятных врожденных пороков. И несмотря ни на что, “Газели” раскупаются, как горячие пирожки. Ведь недорогой грузовик или микроавтобус еще и очень выгоден. Его задача — заработать денег, накормить хозяина и водителя, побыстрее окупить себя и расходы на свою эксплуатацию. И “Газели” честно кормят если не миллионы, то сотни и сотни тысяч людей.
голоса
Рейтинг статьи