Успешный и своевременный старт модели; сфера её применения
О создании вовсе не характерной для продукции – собственной модели среднетоннажного грузовика – на предприятии задумались в начале двухтысячных, вдохновившись примером коллег с Минского автозавода. В 2000 году на «МАЗ»е была запущена в серию быстро завоевавшая популярность модель низкорамного бескапотного грузовика МАЗ-4370 «Зубрёнок», грузоподъёмностью в 5 тонн.
К этому времени на рынке СНГ возник устойчивый спрос на грузовые автомобили данного класса. А удовлетворялся он преимущественно подержанными грузовиками японских и европейских автоконцернов.
Поскольку наши предприятия, «отвечавшие» в советские времена за выпуск грузовых машин средней грузоподъёмности, – ЗИЛ и ГАЗ – не предлагали ничего «идущего в ногу со временем». Семейства ГАЗ-3307, ЗИЛ-4331 и их модификации безнадёжно устарели и уже не выдерживали конкуренции в новых экономических условиях. А «Газели», «Валдаи» и «Бычки», при всех их прочих достоинствах, обладали меньшей грузоподъёмностью.
На представительной VIII Международной специализированной выставке «Коммерческий автотранспорт-2007», проходившей в апреле/мае 2007 года в столичном МВК «Крокус-Экспо», новый КамАЗ-4308 получил звание «Лучшего грузовика отечественной разработки». А также добился второго места в номинации «За успехи в освоении отечественного рынка». Причём «камазёнок» был представлен в «Крокусе» не только как обычный грузовик, но и в ряде разнообразных модификаций. В частности, авто-эвакуатора с кран-манипуляторным устройством, двухъярусного эвакуатора и изотермического автофургона с гидробортом.
При разработке первого в Набережных Челнах среднетоннажника специалисты КамАЗа постарались максимально унифицировать большинство агрегатов и узлов с уже производимыми . Делалось это из соображений сокращения издержек при производстве.
В итоге получился настоящий «КамАЗ-бэби», с легко узнаваемой кабиной, которой уже «Бог знает, сколько лет…» «КамАЗ» и в уменьшенном варианте так и остался «КамАЗ»ом. Однако внешний вид для коммерческого грузовика – это малосущественный фактор, главное другое – его способность приносить прибыль. Реальный опыт эксплуатации убедительно доказал, что с этой способностью у «камазёнка» всё в порядке.
Некоторые особенности КамАЗ-4308
Среди несомненных достоинств КамАЗовского среднетоннажника –
- Высокая грузоподъёмность (5,5 тонн);
- Низкая погрузочная высота (от 1255 до 885 мм);
- Экономный расход топлива (14 л/100 км);
- Маневренность в современных городских условиях;
- Возможность эффективной работы в составе автопоезда;
- Возможность установки различных типов спецоборудования и надстроек, позволяющих расширить сферу использования автомобиля;
- Относительно недорогая цена; доступность и дешевизна расходников и запчастей, а значит – невысокая стоимость владения машиной.
Последний пункт стал самым весомым аргументом в конкурентной борьбе с грузовиками импортного производства. Ведь мало кто будет спорить с тем фактом, что новая машина лучше подержанной, к тому же если её обслуживание и ремонт в будущем будут ощутимо дешевле.
Технические характеристики автомобиля КамАЗ-4308
Габаритные и массовые параметры
- Длина – 7,4 (8,45) метров; Ширина – 2,55 м; Высота (по кабине) – 2,26 метра; (по фургону) – от 3,4 до 3,73 метров;
- Колёсная база: 4,1 (4,7) метров;
- Внутренние размеры грузовой платформы: 5,162м х 2,470м (или 6,12м х 2,470 м);
- Высота бортов: 0,73 м.
- Грузоподъемность – 5,5 тонн;
- Снаряженная масса – 5,850 тонн;
- Полная масса – 11,5 тонн;
- Максимальная масса прицепа – 8 тонн;
- Допустимая масса автопоезда – 19,5 тонн;
- Максимальная нагрузка на заднюю ось – 7,2 тонны;
- Максимальная нагрузка на переднюю ось – 4,3 тонны;
- Внешний радиус поворота – 8,500 м;
- Угол преодолеваемого подъема – 25%;
Предельная скорость автомобиля с полной нагрузкой определена производителем на уровне 105 км/час. Топливный бак имеется в двух вариантах: на 170 или 210 литров.
Двигатель КамАЗ-4308
В арсенале Камского автозавода не было дизельного двигателя, подходящего для компактного грузовика. Было решено не «изобретать велосипед», а обратиться к опыту зарубежных коллег.
Поскольку разрабатывать собственный дизель с чистого листа – означало бы затянуть выпуск на несколько лет. Хотя намерения такие имелись, и был даже предпринят поиск могущих пригодиться разработок, по техническим вузам ряда городов.
В итоге выход нашли в сотрудничестве с крупнейшим в мире производителем дизельных моторов – американской . Вначале это были поставки готовых двигателей, затем их запчастей с китайских и бразильских предприятий корпорации. А потом и организация совместного производства «Камминз/Кама» в Татарстане.
С 2009 года здесь действует полноценное производство, где локализовано изготовление всех основных узлов и деталей. Наиболее сложный узел двигателя – блок цилиндров –производится на российском литейном производстве «КамАЗ–Металлургия».
Некоторые отдельные детали двигателей для КамАЗ-4308 пока, правда, так и поставляются в Россию с китайских и бразильских . В частности, – топливная система «КоммонРэйл». Однако в ближайшие годы абсолютно все комплектующие для дизеля будут делать в России.
Сборка двигателей «Камминз» в Татарстане ведётся на высокотехнологичных автоматических линиях, с минимальным использованием ручного труда. Проектная мощность предприятия рассчитана на производство 25 тысяч дизельных агрегатов в год, что не только многократно покрывает потребности «КамАз»а, но и даёт возможность поставлять двигатели другим потребителям. В частности, дизели серии Cummins ISBe применяются не только на грузовиках, но и на комбайнах, на автобусах.
Вначале автомобили КамАЗ-4308 оснащали четырёхцилиндровым турбированным дизелем «Камминз» данной серии, который имел объём 4,5 литра и выдавал 140 лошадиных сил номинальной мощности; относился к экологическому классу Евро-2. В настоящее время «камазёнок» комплектуют 6-ти цилиндровым дизельным мотором Cummins ISB6.7e4 245 (Евро-4), максимальная мощность которого доведена до 245 лошадиных сил. Это не только более мощный двигатель. Он характеризуется превосходной экономичностью, пониженным уровнем шума и вибрации, стабильно хорошей тягой.
По данным официального сайта Камского автозавода, технические параметры штатного двигателя автомобиля КамАЗ-4308 – Cummins ISB6.7e4 245, таковы:
- Тип двигателя: дизельный с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха;
- Рабочий объём: 6,7 литров; Количество цилиндров – 6; рядного расположения;
- Максимальная полезная мощность, при частоте вращения коленчатого вала 2500 об/мин: 178 кВт (242 л.с.);
- Степень сжатия: 17,3;
- Максимальный полезный крутящий момент, при частоте вращения коленвала 1200-1700 об/мин: 925 Нм (94 кгсм).
Двигатель «Камминз» очень долговечный и хорошо соответствует современным запросам в отношении полезной нагрузки и максимальной производительности – за счёт того, что он компактный, лёгкий и имеет высокую удельную мощность. Такие характеристики двигателя снижают до минимума расходы на его техническое обслуживание, по сравнению с другими дизельными моторами.
Кроме того, двигатель Cummins ISB6.7e4 245 работает настолько ровно и малошумно, что ранее это считалось вообще невозможным для дизелей такого класса.
Трансмиссия, мосты и тормоза КамАЗ-4308
КамАЗовский среднетоннажник комплектуется коробкой передач от своих «старших братьев», типа КамАЗ-141, с передаточными значениями 0,72-5,62. Это надёжная и проверенная разработка Камского автозавода. Поскольку разрабатывали её для агрегатов большей мощности, то она имеет очень большой запас прочности.
Для лучшего взаимодействия этой КПП с современным двигателем в конструкции трансмиссии было использовано диафрагменное однодисковое сцепление оттяжной конструкции венгерской , работающее в сухой среде. Привод сцепления – гидравлический с пневмоусилителем.
Также есть возможность приобрести КамАЗ-4308, оснащённый шестиступенчатой механической автоматизированной коробкой передач известной – модель ZF 6S1000. КамАЗ-4308 оснащается современным ведущим мостом с гипоидным редуктором.
В его устройстве присутствует блокировка межосевых дифференциалов, повышающая маневренные и проходимые возможности машины.
Особенностью ходовой части является использование переднего моста от «крупнотоннажника» КамАЗ-5320, в котором были уменьшены ступицы, подшипники, а также цапфы поворотных кулаков. Тормоза на «камазёнке» импортные, «Haldeх» или «Wabco», дисковые – и передние, и задние, взаимозаменяемые.
Подвеска КамАЗ-4308
Подвеска среднетоннажного КамАЗа соответствует современным международным стандартам. В состав рессор входят параболические малолистовые конструкции с увеличенной длиной (2 метра). В задней части автомобиля монтируется трехлистовая конструкция, в передней – двухлистовая.
Такая конструкция подвески облегчает задачи по ремонту и обслуживанию автомобиля. Подвеска также имеет электронное управление и обеспечивает подходящую для погрузки (разгрузки) высоту кузова.
Рессоры закреплены через специальные резиновые втулки, и это устраняет излишние шумы при движении машины. Благодаря прогрессивной конструкции подвески, достигается также отличная плавность хода грузовика.
Автомобиль выпускается в двух исполнениях колёсной базы разной длины; есть возможность оснащения задней части кузова пневматической подвеской, что позволяет делать и без того невысокую погрузочную высоту ещё ниже, делая эксплуатацию грузовика ещё более удобной.
Тормозная система имеет пневматическое регулирование и дисковые тормоза всех колёс. Колёса автомобиля обуты в бескамерную резину размерностью 245/70R19,5. Ввиду отсутствия на отечественном рынке шин данной размерности, пока их закупают за рубежом.
В целом, КамАЗ-4308 очень удобен в эксплуатации, особенно в черте города. Он способен «взять на борт» до 6 тонн груза. Использование большого количества проверенных импортных комплектующих повышает надёжность, а современный дизельный мотор обеспечивают более чем приемлемую экономичность.
Модификации и применяемость
Код ДЗЧ | Применяемость | л.с. |
740.1000400 | КАМАЗ-5320,55102 | 210 |
740.11-1000400 | КАМАЗ-55111,53215 | 240 |
740.13-1000400 | КАМАЗ-65115 | 260 |
740.31-1000400 | КАМАЗ-53229 | 240 |
740.37-1000400 | КАМАЗ-5460 | 400 |
740.50-1000400 | КАМАЗ-65115 | 360 |
740.50-1000400-02 | КАМАЗ-65201 | 360 |
740.51-1000400 | КАМАЗ-6520 | 320 |
740.63-1000400 | КАМАЗ-6460 | 400 |
7403.1000400 | КАМАЗ-54112,53212 | 260 |
820.60-1000400 | КАМАЗ-65115,65116 | 260 |
820.62-1000400 | КАМАЗ-65116 | 300 |
820.63-1000400 | КАМАЗ-6520 | 320 |
740.31-1000400-01 | КАМАЗ-43253 | 240 |
740.37-1000400-01 | КАМАЗ-5460 | 400 |
740.35-1000400-03 | КАМАЗ-6560 | 400 |
740.63-1000400-03 | КАМАЗ-6560 | 400 |
740.31-1000400-04 | КАМАЗ-53229,55111 | 240 |
740.30-1000400-05 | КАМАЗ- 65115, 65116 | 260 |
740.37-1000400-05 | КАМАЗ-65224 | 400 |
740.30-1000400-08 | КАМАЗ-53605 | 260 |
740.31-1000400-08 | КАМАЗ-53215 | 240 |
740.31-1000400-09 | КАМАЗ-53215,53229 | 240 |
740.31-1000400-10 | КАМАЗ- 53229, 53605, 55111 | 240 |
740.37-1000400-12 | КАМАЗ-6560 | 400 |
820.52-1000400-12 | КАМАЗ-43118, 53215 | 260 |
740.622-1000400-15 | КАМАЗ-65115 | 280 |
740.30-1000400-17 | КАМАЗ-53605 | 260 |
740.31-1000400-18 | КАМАЗ-43253 | 240 |
740.1000400-20 | КАМАЗ-5320,55102,53213 | 220 |
740.50-1000400-20 | КАМАЗ-6520 | 360 |
740.51-1000400-20 | КАМАЗ-6520 | 320 |
820.62-1000400-20 | КАМАЗ-65117 | 300 |
740.13-1000400-21 | КАМАЗ-65115 | 260 |
740.50-1000400-21 | КАМАЗ-6520 | 360 |
740.51-1000400-21 | КАМАЗ-6520 | 320 |
740.13-1000400-22 | КАМАЗ-65115 | 260 |
740.50-1000400-22 | КАМАЗ-6460, 6520 | 360 |
740.51-1000400-22 | КАМАЗ-6520 | 320 |
7403.1000400-23 | КАМАЗ-53212,54112 | 260 |
740.51-1000400-23 | КАМАЗ-6520 | 320 |
820.60-1000400-24 | КАМАЗ-65115 | 260 |
820.62-1000400-24 | КАМАЗ-65116 | 300 |
740.51-1000400-25 | КАМАЗ-6520 | 320 |
740.61-1000400-25 | КАМАЗ-6520 | 320 |
740.62-1000400-25 | КАМАЗ-6540 | 280 |
740.50-1000400-26 | КАМАЗ-6520 | 360 |
740.51-1000400-26 | КАМАЗ-6520 | 320 |
740.63-1000400-27 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.50-1000400-28 | КАМАЗ-6460 | 360 |
740.51-1000400-28 | КАМАЗ-6520 | 320 |
740.63-1000400-28 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.51-1000400-29 | КАМАЗ-6520 | 320 |
740.63-1000400-29 | КАМАЗ-6522 | 400 |
740.31-1000400-30 | КАМАЗ-43253 | 240 |
740.35-1000400-30 | КАМАЗ-6560 | 400 |
740.31-1000400-31 | КАМАЗ-54115 | 240 |
740.63-1000400-31 | КАМАЗ-6522 | 400 |
740.30-1000400-34 | КАМАЗ-53605 | 260 |
740.50-1000400-36 | КАМАЗ-6460 | 360 |
740.31-1000400-40 | КАМАЗ-53215 | 240 |
740.31-1000400-41 | КАМАЗ-53215, 43253 | 240 |
740.50-1000400-45 | КАМАЗ-6460 | 360 |
740.30-1000400-49 | КАМАЗ-6540 | 260 |
740.31-1000400-52 | КАМАЗ-43253, 53229, 54115 | 240 |
740.31-1000400-53 | КАМАЗ-53215, 53229 | 240 |
820.62-1000400-55 | КАМАЗ-65117 | 300 |
740.50-1000400-62 | КАМАЗ-65201 | 360 |
740.51-1000400-70 | КАМАЗ-6520 | 320 |
7403.1000400-70 | КАМАЗ-5320,53229 | 260 |
7403.1000400-71 | КАМАЗ-53229,53212 | 260 |
740.30-1000400-71 | КАМАЗ-65115,65116 | 260 |
740.50-1000400-71 | КАМАЗ-6460 | 360 |
740.63-1000400-73 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.30-1000400-74 | КАМАЗ-65115, 65116, 65117 | 260 |
740.63-1000400-74 | КАМАЗ-6460 | 400 |
740.30-1000400-76 | КАМАЗ-65115, 65116 | 260 |
740.30-1000400-79 | КАМАЗ-65115 | 260 |
740.31-1000400-79 | КАМАЗ-53215 | 240 |
740.63-1000400-83 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.30-1000400-84 | КАМАЗ-65112 | 260 |
740.63-1000400-84 | КАМАЗ-65222 | 400 |
740.30-1000400-85 | КАМАЗ-65115 | 260 |
740.63-1000400-85 | КАМАЗ-6522 | 400 |
740.50-1000400-88 | КАМАЗ-6460 | 360 |
740.62-1000400-89 | КАМАЗ-65115 | 280 |
740.31-1000400-90 | КАМАЗ-53215 | 240 |
740.50-1000400-90 | КАМАЗ-6520 | 360 |
740.62-1000400-90 | КАМАЗ-6540, 65115, 65116 | 280 |
740.50-1000400-91 | КАМАЗ-6460, 6520, 65201 | 360 |
740.51-1000400-91 | КАМАЗ-6520 | 320 |
740.60-1000400-91 | КАМАЗ-6520 | 360 |
740.61-1000400-91 | КАМАЗ-6520 | 320 |
740.30-1000400-92 | КАМАЗ-65117 | 260 |
740.60-1000400-92 | КАМАЗ-65201,6520 | 360 |
740.30-1000400-95 | КАМАЗ-65115 | 260 |
740.62-1000400-96 | КАМАЗ-53605 | 280 |
740.62-1000400-98 | КАМАЗ-6540 | 280 |
740.62-1000400-99 | КАМАЗ-65115 | 280 |
740.13-1000401 | КАМАЗ-53215 | 260 |
740.37-1000401 | КАМАЗ-65225 | 400 |
740.632-1000401 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.735-1000401-01 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.705-1000401-02 | КАМАЗ-65115, 65116 | 300 |
740.705-1000401-03 | КАМАЗ-65115 | 300 |
740.735-1000401-03 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.50-1000401-04 | КАМАЗ-65221 | 360 |
740.735-1000401-04 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.735-1000401-05 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.705-1000401-06 | КАМАЗ-43118,65111 | 300 |
7403.1000401-10 | КАМАЗ-55111 | 260 |
740.632-1000401-10 | КАМАЗ-65201 | 400 |
740.735-1000401-10 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.13-1000401-11 | КАМАЗ-53215 | 260 |
740.37-1000401-11 | КАМАЗ-65225 | 400 |
740.735-1000401-13 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.51-1000401-20 | КАМАЗ-6522 | 320 |
740.13-1000401-21 | КАМАЗ-53215 | 260 |
740.51-1000401-21 | КАМАЗ-6522 | 320 |
740.51-1000401-22 | КАМАЗ-6522 | 320 |
740.31-1000401-23 | КАМАЗ-53229 | 240 |
740.31-1000401-24 | КАМАЗ-55111 | 240 |
740.51-1000401-24 | КАМАЗ-6522 | 320 |
740.51-1000401-25 | КАМАЗ-6522 | 320 |
740.31-1000401-41 | комплект для з/ч | 240 |
740.13-1000401-42 | КАМАЗ-54115 | 260 |
740.13-1000401-43 | КАМАЗ-53215 | 260 |
740.632-1000401-50 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.632-1000401-51 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.735-1000401-70 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.51-1000401-81 | КАМАЗ-6522 | 320 |
740.37-1000401-90 | КАМАЗ-65225 | 400 |
740.63-1000401-90 | КАМАЗ-65225 | 400 |
740.37-1000401-91 | КАМАЗ-65225 | 400 |
740.50-1000401-91 | КАМАЗ-6522,65225 | 360 |
740.61-1000401-91 | КАМАЗ-6522 | 320 |
740.50-1000401-92 | КАМАЗ-6520 | 360 |
740.37-1000401-94 | КАМАЗ-65225 | 400 |
7403.1000402 | КАМАЗ-5325,5425,5415,5315 | 260 |
740.55-1000402 | КАМАЗ-43118 | 300 |
740.602-1000402 | КАМАЗ-63501 | 360 |
740.662-1000402 | КАМАЗ-65111 | 300 |
820.60-1000402 | КАМАЗ-43114 | 260 |
820.62-1000402 | КАМАЗ-43118 | 300 |
740.31-1000402-01 | КАМАЗ-43118,4326 | 240 |
740.51-1000402-01 | КАМАЗ-63502 | 320 |
740.31-1000402-03 | КАМАЗ-43118 | 240 |
740.31-1000402-06 | КАМАЗ-43114,43118 | 240 |
740.31-1000402-07 | комплект для з/ч | 240 |
740.30-1000402-09 | КАМАЗ-43118 | 260 |
740.622-1000402-10 | КАМАЗ-65111 | 280 |
740.51-1000402-11 | КАМАЗ-63501 | 320 |
740.31-1000402-12 | КАМАЗ-43118 | 240 |
740.31-1000402-17 | КАМАЗ-4326 | 240 |
740.632-1000402-20 | КАМАЗ-65222 | 400 |
740.55-1000402-21 | КАМАЗ-43118 | 300 |
740.30-1000402-24 | КАМАЗ-43118 | 260 |
820.60-1000402-24 | КАМАЗ-43114 | 260 |
820.62-1000402-24 | КАМАЗ-43118 | 260 |
740.30-1000402-26 | КАМАЗ-43118 | 260 |
740.30-1000402-27 | КАМАЗ-43118 | 260 |
740.31-1000402-31 | комплект для з/ч | 240 |
740.31-1000402-35 | КАМАЗ-43114 | 240 |
740.31-1000402-38 | КАМАЗ-43114 | 240 |
740.31-1000402-39 | КАМАЗ-43114 | 240 |
740.31-1000402-44 | КАМАЗ-53228 | 240 |
740.31-1000402-52 | КАМАЗ-4326,43118 | 240 |
740.31-1000402-53 | КАМАЗ-43118,4326,53228 | 240 |
740.30-1000402-54 | КАМАЗ-43118 | 260 |
740.30-1000402-70 | КАМАЗ-43114, 44108, 65111 | 260 |
740.30-1000402-71 | КАМАЗ-43118,44108,6426 | 260 |
740.31-1000402-71 | КАМАЗ-43118 | 240 |
740.30-1000402-80 | КАМАЗ-43118 | 260 |
740.30-1000402-81 | КАМАЗ-43118 | 260 |
740.30-1000402-90 | КАМАЗ-65111 | 260 |
740.62-1000402-90 | КАМАЗ-43118 | 280 |
740.30-1000402-92 | КАМАЗ-65111 | 260 |
740.30-1000402-93 | КАМАЗ-65111 | 260 |
740.39-1000404 | двигатель для ЭСУ | 380 |
740.73-1000404 | КАМАЗ-6460 | 400 |
740.73-1000404-20 | КАМАЗ-6520 | 400 |
740.73-1000405 | КАМАЗ-65201 | 400 |
740.62-1000405-90 | КАМАЗ-65115 | 280 |
740.61-1000405-91 | КАМАЗ-6520 | 320 |
740.11-1000406-02 | комплект для з/ч | 240 |
740.62-1000406-02 | КАМАЗ-5297 | 280 |
820.91-1000406-02 | КАМАЗ-5297 | 260 |
740.11-1000406-07 | КАМАЗ-5297 | 240 |
740.65-1000406-20 | КАМАЗ-5297 | 240 |
820.61-1000406-25 | КАМАЗ-5297 | 260 |
820.61-1000406-30 | КАМАЗ-5297 | 260 |
740.11-1000406-72 | КАМАЗ-55111,53215 | 240 |
740.14-1000408 | комплект для сбыта | 300 |
740.11-1000409-31 | КАМАЗ-43501 | 240 |
740.1000410 | КАМАЗ-54112,5410 | 210 |
740.11-1000410 | комлект для з/ч | 240 |
740.11-1000410-04 | КАМАЗ-55111 | 240 |
740.13-1000410-12 | комплект для з/ч | 260 |
740.11-1000410-13 | комплект для з/ч | 240 |
740.1000410-20 | КАМАЗ-54112,5410 | 220 |
740.13-1000410-21 | КАМАЗ-43118,65111 | 260 |
740.13-1000410-22 | КАМАЗ-43114,43118 | 260 |
740.13-1000410-50 | КАМАЗ-43118,43114,65111 | 260 |
740.1000411 | КАМАЗ-5511 | 210 |
740.11-1000411-01 | КАМАЗ-55111 | 240 |
740.11-1000411-06 | КАМАЗ-43118, 4326, 4306 | 240 |
740.11-1000411-07 | КАМАЗ-53228 | 240 |
740.13-1000411-21 | КАМАЗ-43118 | 260 |
740.13-1000411-22 | КАМАЗ-65111 | 260 |
740.11-1000411-72 | КАМАЗ-4925 | 240 |
740.1000412 | КАМАЗ-4310 | 210 |
740.30-1000412 | КАМАЗ-5350 | 260 |
740.31-1000412 | КАМАЗ-4350,43501 | 240 |
740.602-1000412 | КАМАЗ-63501 | 360 |
740.632-1000412 | КАМАЗ-65224 | 400 |
740.652-1000412 | КАМАЗ-43502 | 260 |
740.30-1000412-01 | КАМАЗ-43502 | 260 |
740.50-1000412-02 | КАМАЗ-6350,63501,6450 | 360 |
7403.1000412-03 | КАМАЗ-43114 | 260 |
740.50-1000412-03 | КАМАЗ-6350 | 360 |
740.30-1000412-04 | КАМАЗ-5350 | 260 |
740.30-1000412-08 | КАМАЗ-5350 | 260 |
740.50-1000412-08 | КАМАЗ-63501 | 360 |
740.632-1000412-10 | КАМАЗ-6522 | 400 |
740.632-1000412-11 | КАМАЗ-6522 | 400 |
740.50-1000412-16 | КАМАЗ-63502 | 360 |
740.1000412-20 | КАМАЗ-43101 | 220 |
740.632-1000412-20 | КАМАЗ-6560 | 400 |
740.50-1000412-24 | КАМАЗ-63501 | 360 |
740.11-1000412-31 | КАМАЗ-43114,4326 | 240 |
740.11-1000412-58 | КАМАЗ-43114 | 240 |
7403.1000412-60 | КАМАЗ-43114 | 260 |
7403.1000412-70 | КАМАЗ-43114 | 260 |
7403.1000412-90 | КАМАЗ-43118 | 260 |
740.11-1000413-20 | КАМАЗ-55111,43253 | 240 |
740.11-1000413-21 | комплект для з/ч | 240 |
7403.1000413-50 | КАМАЗ-43115 | 260 |
740.31-1000470-01 | КАМАЗ-53229 | 240 |
740.1000500 | КАМАЗ-5320,55102 | 210 |
740.1000500-20 | КАМАЗ-5320,55102,53213 | 220 |
740.1000510 | КАМАЗ-54112,5410 | 210 |
740.1000510-20 | КАМАЗ-54112,5410 | 220 |
740.1000512-20 | КАМАЗ-43101 | 220 |
Кабина КамАЗ-4308
КамАЗ-4308 комплектуется всем до боли знакомой кабиной от традиционных, более грузоподъёмных моделей Камского автозавода. Изменения внесены в решётку радиатора и боковые накладки. Эти мелкие, в буквальном смысле, «пластиковые улучшения» призваны придать старинной кабине более современный и «продвинутый» вид.
Также на заводе, для более эффективной борьбы с коррозией, впервые использовали новый способ грунтования и нанесения краски (катафеозное покрытие). Для перевозки грузов по городу и области подойдёт кабина без спального места, для работы на межгороде имеется вариант со «спальником».
Кабина оборудована импортными водительскими сидения с пневмоподвеской . В совокупности с кабиной на эллиптических рессорах, это создаёт для водителя достойный уровень комфорта, не уступающий европейским и японским «одноклассникам».
Пластиковая приборная панель пришла на смену железной. Внутренние ручки и замки дверей унифицированы с моделями ВАЗ. Интерьер кабины не назовёшь современным, но работать в ней удобно.
«Родные братья» КамАЗ-78504
Кроме КамАЗ-78504, в проекте «Платформа-О» заявлены такие машины, как: специальное колёсное шасси грузоподъёмностью 85 тонн, с колёсной формулой 16×16 – КамАЗ-7850; специальное колёсное шасси грузоподъёмностью 60 тонн, с колёсной формулой 12×12 –КамАЗ-78509; седельный тягач для полуприцепа массой 90 тонн (КамАЗ-78504 колёсной формулы 8×8, о котором мы и говорим); балластный тягач колёсной формулы 8×8 для прицепа массой 75 тонн (самолётов на аэродромах – 400 т) – КамАЗ-78508. Итого, в семействе четыре модели.
Стойка гидропневмоподвески Ковровского электромеханического завода
Отзывы водителей и владельцев КамАЗ-4308
В условиях реальной интенсивной эксплуатации грузовик КамАЗ-4308 показал себя достойно, и отзывы о его возможностях, в большинстве своём, положительные. Рентабельность у машины высокая, срок окупаемости небольшой.
Современный дизель с электронной топливной системой «CommonRail» обеспечивает небольшое потребление горючего, в пределах 14-18 литров на 100 километров в смешанном типе. Грузовик, у которого расход топлива не больше, чем у джипа, – настоящая находка в современных экономических условиях.
Интерьер в кабине не очень красив, но сделан добротно, зазоров и скрипов не наблюдается. Шумоизоляция в норме, двигатель не досаждает вибрацией и излишним шумом. Скорости переключаются легко, бесшумно, запас мощности у движка хороший, «прёт неплохо, при желании можно и погонять». Тормоза работают просто безупречно.
Водители и владельцы с удовольствием отмечают надежность, выносливость и неприхотливость машины: «пробег более 300 000 км; ездили на нём и днём и ночью, ходил по рукам, перегружался, но остался цел». И это без глобальных и даже сколько-нибудь серьёзных поломок!
Типичные недостатки, о которых говорят почти все:
При серьёзной весовой нагрузке передние двухлистовые рессоры проседают, «ложатся» на отбойники, а то и ломаются. Поэтому многие уже после нескольких рейсов меняют 2-х листовые рессоры на 3-х листовые, и проблема решается.
По мнению некоторых водителей, педали (газ, тормоз, сцепление) расположены «лесенкой», что не очень удобно. Нередки претензии к интерьеру салона: «за такие деньги можно было бы сделать и покрасивее». Металл, несмотря на заявленную производителем антикоррозийную обработку, всё же «ржавеет понемногу».
Однако в целом КамАЗ-4308 показал себя с наилучшей стороны: быстро окупается и стабильно приносит прибыль; работает без серьёзных поломок, а мелкие устраняются достаточно быстро, просто и недорого.
Машины с электромеханическими трансмиссиями
С самого старта работ нашими специалистами было выбрано совершенно иная концепция конструирования машин, нежели в Минске. Решено было делать грузовики без сцепления, коробки переключения передач и раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов.
Вместо всего этого – дизель-электрические приводы с электромоторами, встроенными в ступицы колёс. Подобной схемой предоставляется возможность колёсам вращаться с разной скоростью и даже в разных направлениях. Данные способности значительно увеличивают показатели проходимости и маневренности тяжёлого тягача.
Интересно, что опыт получился действительно уникальным: никто и нигде в мире счего-либо подобного не делал. А на КамАЗе смогли все проблемы одолеть. Хотя и задержавшись в сроках: не в 2015, как это предполагалось первоначально, а в 2022 году. В результате, продемонстрированному на «Армии-2018» огромному восьмиосному КамАЗу-7850 для быстрого и полного разворота оказалось достаточно площадки размером всего лишь 20 на 20 метров. Он просто переползал по ней, словно гигантский краб.
Другие характеристики нового российского тягача, озвученные его создателями и производителями, тоже оказались лучшими, чем у белорусов. В частности: наибольшая скорость – 60 км/час против 40 км/час, максимальная глубина преодолеваемого брода — 1,5 метра против 1,1 метров, максимальный угол преодолеваемого подъёма – 20 градусов против 10-ти градусов.
Для мобильных ракетных комплексов стратегического назначения, которые работают, естественно, в местах безлюдных, зачастую бездорожных и плохо освоенных, это достаточно немаловажно.
Цена КамАЗ-4308, нового и б/у
Стоимость нового автомобиля на шасси КамАЗ-4308 начинается с отметки 2,5 миллиона рублей (за базовую бортовую версию, без стоимости тента). Во многих регионах уже сложился неплохой рынок подержанных грузовиков данной марки.
Цена на них составляет, в зависимости от года выпуска и технического состояния, от 600 тысяч до 1 миллиона 500 тысяч рублей (в том числе изотермические фургоны, рефрижераторы). За КамАЗ-4308 с удлинённым шасси и краном-манипулятором просят на несколько сотен тысяч больше.
Силовая установка
По замыслу Минобороны, тяжёлый тягач должен был развивать скорость не мене 60 км/ч при буксировке неактивного полуприцепа массой в 90 тонн. Это было достигнуто, благодаря использованию в составе дизель-генераторной установки немецкого дизельного мотора Liebherr D9508, форсированного до мощности 605 кВт (822,6 л.с.) и крутящего момента 3850 Нм. Доработка двигателя тягача производилась на основе уже имевшегося опыта создания раллийной версии D9508 мощностью 920 лошадиных сил.
Liebherr D9508 – это восьмицилиндровый V-образный дизель рабочим объемом 16,2 литров. Диаметр цилиндра – 128 мм, ход поршня – 157 мм. Размеры мотора: 1 692 / 1 112 / 1 350 мм. Сухая масса – 1 600 килограммов.
Дизельный двигатель приводит во вращение 3-х фазный тяговый генератор ВИГ-6ОО мощностью 6ОО кВт. Это продукция Сафоновского электромашиностроительного завода (город Сафроново, Смоленская область).
Все компоненты комплекта тягового электрооборудования для КамАЗ-78504 были поставлены известными производителями, которые имеют серьёзный опыт в своей области.
Двигатель, вид снизу
Полупроводниковые тяговые инверторы, полупроводниковый преобразователь собственных нужд и кабельная сеть были изготовлены на московском . Изготовителем 5-ти фазных вентильно-индукторных ТЭД – тяговых электродвигателей ВИД-60А1 – стал сарапульский электрогенераторный завод (Удмуртская республика). ООО «Эмтех» (Казань) произвело монтаж и отладку всех компонентов КТЭО (комплекта тягового электрооборудования) в ходе сборки шасси в Набережных Челнах.
Пробеги, сделанные в рамках испытаний, подтвердили, что тяжёлый седельный тягач КамАЗ-78504 соответствует требованиям заказчика. Двигаясь по шоссе с полуприцепом массой 90 т, он развил скорость не 60, а все 70 км/час, и преодолел с тем же полуприцепом подъём крутизной в 18 градусов.
По маневренности КамАЗ-78504 показал себя значительно лучше аналогов, благодаря возможностям вводно-распределительного устройства. Внешний габаритный радиус поворота у этой машины – не более 10,1 м. При этом электродистанционной системой управления и гидроприводами обеспечивается превосходная точность управления, а алгоритмы боевой информационно-управляющей системы работают так, что при увеличении скорости усилие на руле возрастает как в самолёте.
На испытаниях тягач продемонстрировал великолепную для своей массы и габаритов проходимость при движении по грязи или песку (снежной целине). Это достигается за счёт гибкости его электромеханотроники, непрерывно осуществляющей индивидуальную регулировку тяги на каждом колесе, в зависимости от его сцепления с грунтом. Для механической трансмиссии подобное является недостижимым.
На бездорожье, чтобы предотвращать срывы грунта на поверхностях со слабой несущей способностью, тяжёлый тягач КамАЗ-78504 может в автоматическом режиме поддерживать «ползучую» скоростью в 1 км/ч.
В целях улучшения проходимости, существует функция увеличения клиренса до 700 мм и снижение сопротивления движению при поворотах. Благодаря вводно-распределительному устройству, все колёса поворачивающего автомобиля КамАЗ-78504 могут идти по одной колее.