КАМАЗ выводит на рынок малотоннажный автомобиль «Компас»


Успешный и своевременный старт модели; сфера её применения

О создании вовсе не характерной для продукции – собственной модели среднетоннажного грузовика – на предприятии задумались в начале двухтысячных, вдохновившись примером коллег с Минского автозавода. В 2000 году на «МАЗ»е была запущена в серию быстро завоевавшая популярность модель низкорамного бескапотного грузовика МАЗ-4370 «Зубрёнок», грузоподъёмностью в 5 тонн.

К этому времени на рынке СНГ возник устойчивый спрос на грузовые автомобили данного класса. А удовлетворялся он преимущественно подержанными грузовиками японских и европейских автоконцернов.

Поскольку наши предприятия, «отвечавшие» в советские времена за выпуск грузовых машин средней грузоподъёмности, – ЗИЛ и ГАЗ – не предлагали ничего «идущего в ногу со временем». Семейства ГАЗ-3307, ЗИЛ-4331 и их модификации безнадёжно устарели и уже не выдерживали конкуренции в новых экономических условиях. А «Газели», «Валдаи» и «Бычки», при всех их прочих достоинствах, обладали меньшей грузоподъёмностью.

На представительной VIII Международной специализированной выставке «Коммерческий автотранспорт-2007», проходившей в апреле/мае 2007 года в столичном МВК «Крокус-Экспо», новый КамАЗ-4308 получил звание «Лучшего грузовика отечественной разработки». А также добился второго места в номинации «За успехи в освоении отечественного рынка». Причём «камазёнок» был представлен в «Крокусе» не только как обычный грузовик, но и в ряде разнообразных модификаций. В частности, авто-эвакуатора с кран-манипуляторным устройством, двухъярусного эвакуатора и изотермического автофургона с гидробортом.

При разработке первого в Набережных Челнах среднетоннажника специалисты КамАЗа постарались максимально унифицировать большинство агрегатов и узлов с уже производимыми . Делалось это из соображений сокращения издержек при производстве.

В итоге получился настоящий «КамАЗ-бэби», с легко узнаваемой кабиной, которой уже «Бог знает, сколько лет…» «КамАЗ» и в уменьшенном варианте так и остался «КамАЗ»ом. Однако внешний вид для коммерческого грузовика – это малосущественный фактор, главное другое – его способность приносить прибыль. Реальный опыт эксплуатации убедительно доказал, что с этой способностью у «камазёнка» всё в порядке.

Некоторые особенности КамАЗ-4308

Среди несомненных достоинств КамАЗовского среднетоннажника –

  • Высокая грузоподъёмность (5,5 тонн);
  • Низкая погрузочная высота (от 1255 до 885 мм);
  • Экономный расход топлива (14 л/100 км);
  • Маневренность в современных городских условиях;
  • Возможность эффективной работы в составе автопоезда;
  • Возможность установки различных типов спецоборудования и надстроек, позволяющих расширить сферу использования автомобиля;
  • Относительно недорогая цена; доступность и дешевизна расходников и запчастей, а значит – невысокая стоимость владения машиной.

Последний пункт стал самым весомым аргументом в конкурентной борьбе с грузовиками импортного производства. Ведь мало кто будет спорить с тем фактом, что новая машина лучше подержанной, к тому же если её обслуживание и ремонт в будущем будут ощутимо дешевле.

Технические характеристики автомобиля КамАЗ-4308

Габаритные и массовые параметры

  • Длина – 7,4 (8,45) метров; Ширина – 2,55 м; Высота (по кабине) – 2,26 метра; (по фургону) – от 3,4 до 3,73 метров;
  • Колёсная база: 4,1 (4,7) метров;
  • Внутренние размеры грузовой платформы: 5,162м х 2,470м (или 6,12м х 2,470 м);
  • Высота бортов: 0,73 м.
  • Грузоподъемность – 5,5 тонн;
  • Снаряженная масса – 5,850 тонн;
  • Полная масса – 11,5 тонн;
  • Максимальная масса прицепа – 8 тонн;
  • Допустимая масса автопоезда – 19,5 тонн;
  • Максимальная нагрузка на заднюю ось – 7,2 тонны;
  • Максимальная нагрузка на переднюю ось – 4,3 тонны;
  • Внешний радиус поворота – 8,500 м;
  • Угол преодолеваемого подъема – 25%;

Предельная скорость автомобиля с полной нагрузкой определена производителем на уровне 105 км/час. Топливный бак имеется в двух вариантах: на 170 или 210 литров.

Двигатель КамАЗ-4308

В арсенале Камского автозавода не было дизельного двигателя, подходящего для компактного грузовика. Было решено не «изобретать велосипед», а обратиться к опыту зарубежных коллег.

Поскольку разрабатывать собственный дизель с чистого листа – означало бы затянуть выпуск на несколько лет. Хотя намерения такие имелись, и был даже предпринят поиск могущих пригодиться разработок, по техническим вузам ряда городов.

В итоге выход нашли в сотрудничестве с крупнейшим в мире производителем дизельных моторов – американской . Вначале это были поставки готовых двигателей, затем их запчастей с китайских и бразильских предприятий корпорации. А потом и организация совместного производства «Камминз/Кама» в Татарстане.

С 2009 года здесь действует полноценное производство, где локализовано изготовление всех основных узлов и деталей. Наиболее сложный узел двигателя – блок цилиндров –производится на российском литейном производстве «КамАЗ–Металлургия».

Некоторые отдельные детали двигателей для КамАЗ-4308 пока, правда, так и поставляются в Россию с китайских и бразильских . В частности, – топливная система «КоммонРэйл». Однако в ближайшие годы абсолютно все комплектующие для дизеля будут делать в России.

Сборка двигателей «Камминз» в Татарстане ведётся на высокотехнологичных автоматических линиях, с минимальным использованием ручного труда. Проектная мощность предприятия рассчитана на производство 25 тысяч дизельных агрегатов в год, что не только многократно покрывает потребности «КамАз»а, но и даёт возможность поставлять двигатели другим потребителям. В частности, дизели серии Cummins ISBe применяются не только на грузовиках, но и на комбайнах, на автобусах.

Вначале автомобили КамАЗ-4308 оснащали четырёхцилиндровым турбированным дизелем «Камминз» данной серии, который имел объём 4,5 литра и выдавал 140 лошадиных сил номинальной мощности; относился к экологическому классу Евро-2. В настоящее время «камазёнок» комплектуют 6-ти цилиндровым дизельным мотором Cummins ISB6.7e4 245 (Евро-4), максимальная мощность которого доведена до 245 лошадиных сил. Это не только более мощный двигатель. Он характеризуется превосходной экономичностью, пониженным уровнем шума и вибрации, стабильно хорошей тягой.

По данным официального сайта Камского автозавода, технические параметры штатного двигателя автомобиля КамАЗ-4308 – Cummins ISB6.7e4 245, таковы:

  • Тип двигателя: дизельный с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха;
  • Рабочий объём: 6,7 литров; Количество цилиндров – 6; рядного расположения;
  • Максимальная полезная мощность, при частоте вращения коленчатого вала 2500 об/мин: 178 кВт (242 л.с.);
  • Степень сжатия: 17,3;
  • Максимальный полезный крутящий момент, при частоте вращения коленвала 1200-1700 об/мин: 925 Нм (94 кгсм).

Двигатель «Камминз» очень долговечный и хорошо соответствует современным запросам в отношении полезной нагрузки и максимальной производительности – за счёт того, что он компактный, лёгкий и имеет высокую удельную мощность. Такие характеристики двигателя снижают до минимума расходы на его техническое обслуживание, по сравнению с другими дизельными моторами.

Кроме того, двигатель Cummins ISB6.7e4 245 работает настолько ровно и малошумно, что ранее это считалось вообще невозможным для дизелей такого класса.

Трансмиссия, мосты и тормоза КамАЗ-4308

КамАЗовский среднетоннажник комплектуется коробкой передач от своих «старших братьев», типа КамАЗ-141, с передаточными значениями 0,72-5,62. Это надёжная и проверенная разработка Камского автозавода. Поскольку разрабатывали её для агрегатов большей мощности, то она имеет очень большой запас прочности.

Для лучшего взаимодействия этой КПП с современным двигателем в конструкции трансмиссии было использовано диафрагменное однодисковое сцепление оттяжной конструкции венгерской , работающее в сухой среде. Привод сцепления – гидравлический с пневмоусилителем.

Также есть возможность приобрести КамАЗ-4308, оснащённый шестиступенчатой механической автоматизированной коробкой передач известной – модель ZF 6S1000. КамАЗ-4308 оснащается современным ведущим мостом с гипоидным редуктором.

В его устройстве присутствует блокировка межосевых дифференциалов, повышающая маневренные и проходимые возможности машины.

Особенностью ходовой части является использование переднего моста от «крупнотоннажника» КамАЗ-5320, в котором были уменьшены ступицы, подшипники, а также цапфы поворотных кулаков. Тормоза на «камазёнке» импортные, «Haldeх» или «Wabco», дисковые – и передние, и задние, взаимозаменяемые.

Подвеска КамАЗ-4308

Подвеска среднетоннажного КамАЗа соответствует современным международным стандартам. В состав рессор входят параболические малолистовые конструкции с увеличенной длиной (2 метра). В задней части автомобиля монтируется трехлистовая конструкция, в передней – двухлистовая.

Такая конструкция подвески облегчает задачи по ремонту и обслуживанию автомобиля. Подвеска также имеет электронное управление и обеспечивает подходящую для погрузки (разгрузки) высоту кузова.

Рессоры закреплены через специальные резиновые втулки, и это устраняет излишние шумы при движении машины. Благодаря прогрессивной конструкции подвески, достигается также отличная плавность хода грузовика.

Автомобиль выпускается в двух исполнениях колёсной базы разной длины; есть возможность оснащения задней части кузова пневматической подвеской, что позволяет делать и без того невысокую погрузочную высоту ещё ниже, делая эксплуатацию грузовика ещё более удобной.

Тормозная система имеет пневматическое регулирование и дисковые тормоза всех колёс. Колёса автомобиля обуты в бескамерную резину размерностью 245/70R19,5. Ввиду отсутствия на отечественном рынке шин данной размерности, пока их закупают за рубежом.

В целом, КамАЗ-4308 очень удобен в эксплуатации, особенно в черте города. Он способен «взять на борт» до 6 тонн груза. Использование большого количества проверенных импортных комплектующих повышает надёжность, а современный дизельный мотор обеспечивают более чем приемлемую экономичность.

Модификации и применяемость

Код ДЗЧПрименяемостьл.с.
740.1000400КАМАЗ-5320,55102210
740.11-1000400КАМАЗ-55111,53215240
740.13-1000400КАМАЗ-65115260
740.31-1000400КАМАЗ-53229240
740.37-1000400КАМАЗ-5460400
740.50-1000400КАМАЗ-65115360
740.50-1000400-02КАМАЗ-65201360
740.51-1000400КАМАЗ-6520320
740.63-1000400КАМАЗ-6460400
7403.1000400КАМАЗ-54112,53212260
820.60-1000400КАМАЗ-65115,65116260
820.62-1000400КАМАЗ-65116300
820.63-1000400КАМАЗ-6520320
740.31-1000400-01КАМАЗ-43253240
740.37-1000400-01КАМАЗ-5460400
740.35-1000400-03КАМАЗ-6560400
740.63-1000400-03КАМАЗ-6560400
740.31-1000400-04КАМАЗ-53229,55111240
740.30-1000400-05КАМАЗ- 65115, 65116260
740.37-1000400-05КАМАЗ-65224400
740.30-1000400-08КАМАЗ-53605260
740.31-1000400-08КАМАЗ-53215240
740.31-1000400-09КАМАЗ-53215,53229240
740.31-1000400-10КАМАЗ- 53229, 53605, 55111240
740.37-1000400-12КАМАЗ-6560400
820.52-1000400-12КАМАЗ-43118, 53215260
740.622-1000400-15КАМАЗ-65115280
740.30-1000400-17КАМАЗ-53605260
740.31-1000400-18КАМАЗ-43253240
740.1000400-20КАМАЗ-5320,55102,53213220
740.50-1000400-20КАМАЗ-6520360
740.51-1000400-20КАМАЗ-6520320
820.62-1000400-20КАМАЗ-65117300
740.13-1000400-21КАМАЗ-65115260
740.50-1000400-21КАМАЗ-6520360
740.51-1000400-21КАМАЗ-6520320
740.13-1000400-22КАМАЗ-65115260
740.50-1000400-22КАМАЗ-6460, 6520360
740.51-1000400-22КАМАЗ-6520320
7403.1000400-23КАМАЗ-53212,54112260
740.51-1000400-23КАМАЗ-6520320
820.60-1000400-24КАМАЗ-65115260
820.62-1000400-24КАМАЗ-65116300
740.51-1000400-25КАМАЗ-6520320
740.61-1000400-25КАМАЗ-6520320
740.62-1000400-25КАМАЗ-6540280
740.50-1000400-26КАМАЗ-6520360
740.51-1000400-26КАМАЗ-6520320
740.63-1000400-27КАМАЗ-6520400
740.50-1000400-28КАМАЗ-6460360
740.51-1000400-28КАМАЗ-6520320
740.63-1000400-28КАМАЗ-6520400
740.51-1000400-29КАМАЗ-6520320
740.63-1000400-29КАМАЗ-6522400
740.31-1000400-30КАМАЗ-43253240
740.35-1000400-30КАМАЗ-6560400
740.31-1000400-31КАМАЗ-54115240
740.63-1000400-31КАМАЗ-6522400
740.30-1000400-34КАМАЗ-53605260
740.50-1000400-36КАМАЗ-6460360
740.31-1000400-40КАМАЗ-53215240
740.31-1000400-41КАМАЗ-53215, 43253240
740.50-1000400-45КАМАЗ-6460360
740.30-1000400-49КАМАЗ-6540260
740.31-1000400-52КАМАЗ-43253, 53229, 54115240
740.31-1000400-53КАМАЗ-53215, 53229240
820.62-1000400-55КАМАЗ-65117300
740.50-1000400-62КАМАЗ-65201360
740.51-1000400-70КАМАЗ-6520320
7403.1000400-70КАМАЗ-5320,53229260
7403.1000400-71КАМАЗ-53229,53212260
740.30-1000400-71КАМАЗ-65115,65116260
740.50-1000400-71КАМАЗ-6460360
740.63-1000400-73КАМАЗ-6520400
740.30-1000400-74КАМАЗ-65115, 65116, 65117260
740.63-1000400-74КАМАЗ-6460400
740.30-1000400-76КАМАЗ-65115, 65116260
740.30-1000400-79КАМАЗ-65115260
740.31-1000400-79КАМАЗ-53215240
740.63-1000400-83КАМАЗ-6520400
740.30-1000400-84КАМАЗ-65112260
740.63-1000400-84КАМАЗ-65222400
740.30-1000400-85КАМАЗ-65115260
740.63-1000400-85КАМАЗ-6522400
740.50-1000400-88КАМАЗ-6460360
740.62-1000400-89КАМАЗ-65115280
740.31-1000400-90КАМАЗ-53215240
740.50-1000400-90КАМАЗ-6520360
740.62-1000400-90КАМАЗ-6540, 65115, 65116280
740.50-1000400-91КАМАЗ-6460, 6520, 65201360
740.51-1000400-91КАМАЗ-6520320
740.60-1000400-91КАМАЗ-6520360
740.61-1000400-91КАМАЗ-6520320
740.30-1000400-92КАМАЗ-65117260
740.60-1000400-92КАМАЗ-65201,6520360
740.30-1000400-95КАМАЗ-65115260
740.62-1000400-96КАМАЗ-53605280
740.62-1000400-98КАМАЗ-6540280
740.62-1000400-99КАМАЗ-65115280
740.13-1000401КАМАЗ-53215260
740.37-1000401КАМАЗ-65225400
740.632-1000401КАМАЗ-6520400
740.735-1000401-01КАМАЗ-6520400
740.705-1000401-02КАМАЗ-65115, 65116300
740.705-1000401-03КАМАЗ-65115300
740.735-1000401-03КАМАЗ-6520400
740.50-1000401-04КАМАЗ-65221360
740.735-1000401-04КАМАЗ-6520400
740.735-1000401-05КАМАЗ-6520400
740.705-1000401-06КАМАЗ-43118,65111300
7403.1000401-10КАМАЗ-55111260
740.632-1000401-10КАМАЗ-65201400
740.735-1000401-10КАМАЗ-6520400
740.13-1000401-11КАМАЗ-53215260
740.37-1000401-11КАМАЗ-65225400
740.735-1000401-13КАМАЗ-6520400
740.51-1000401-20КАМАЗ-6522320
740.13-1000401-21КАМАЗ-53215260
740.51-1000401-21КАМАЗ-6522320
740.51-1000401-22КАМАЗ-6522320
740.31-1000401-23КАМАЗ-53229240
740.31-1000401-24КАМАЗ-55111240
740.51-1000401-24КАМАЗ-6522320
740.51-1000401-25КАМАЗ-6522320
740.31-1000401-41комплект для з/ч240
740.13-1000401-42КАМАЗ-54115260
740.13-1000401-43КАМАЗ-53215260
740.632-1000401-50КАМАЗ-6520400
740.632-1000401-51КАМАЗ-6520400
740.735-1000401-70КАМАЗ-6520400
740.51-1000401-81КАМАЗ-6522320
740.37-1000401-90КАМАЗ-65225400
740.63-1000401-90КАМАЗ-65225400
740.37-1000401-91КАМАЗ-65225400
740.50-1000401-91КАМАЗ-6522,65225360
740.61-1000401-91КАМАЗ-6522320
740.50-1000401-92КАМАЗ-6520360
740.37-1000401-94КАМАЗ-65225400
7403.1000402КАМАЗ-5325,5425,5415,5315260
740.55-1000402КАМАЗ-43118300
740.602-1000402КАМАЗ-63501360
740.662-1000402КАМАЗ-65111300
820.60-1000402КАМАЗ-43114260
820.62-1000402КАМАЗ-43118300
740.31-1000402-01КАМАЗ-43118,4326240
740.51-1000402-01КАМАЗ-63502320
740.31-1000402-03КАМАЗ-43118240
740.31-1000402-06КАМАЗ-43114,43118240
740.31-1000402-07комплект для з/ч240
740.30-1000402-09КАМАЗ-43118260
740.622-1000402-10КАМАЗ-65111280
740.51-1000402-11КАМАЗ-63501320
740.31-1000402-12КАМАЗ-43118240
740.31-1000402-17КАМАЗ-4326240
740.632-1000402-20КАМАЗ-65222400
740.55-1000402-21КАМАЗ-43118300
740.30-1000402-24КАМАЗ-43118260
820.60-1000402-24КАМАЗ-43114260
820.62-1000402-24КАМАЗ-43118260
740.30-1000402-26КАМАЗ-43118260
740.30-1000402-27КАМАЗ-43118260
740.31-1000402-31комплект для з/ч240
740.31-1000402-35КАМАЗ-43114240
740.31-1000402-38КАМАЗ-43114240
740.31-1000402-39КАМАЗ-43114240
740.31-1000402-44КАМАЗ-53228240
740.31-1000402-52КАМАЗ-4326,43118240
740.31-1000402-53КАМАЗ-43118,4326,53228240
740.30-1000402-54КАМАЗ-43118260
740.30-1000402-70КАМАЗ-43114, 44108, 65111260
740.30-1000402-71КАМАЗ-43118,44108,6426260
740.31-1000402-71КАМАЗ-43118240
740.30-1000402-80КАМАЗ-43118260
740.30-1000402-81КАМАЗ-43118260
740.30-1000402-90КАМАЗ-65111260
740.62-1000402-90КАМАЗ-43118280
740.30-1000402-92КАМАЗ-65111260
740.30-1000402-93КАМАЗ-65111260
740.39-1000404двигатель для ЭСУ380
740.73-1000404КАМАЗ-6460400
740.73-1000404-20КАМАЗ-6520400
740.73-1000405КАМАЗ-65201400
740.62-1000405-90КАМАЗ-65115280
740.61-1000405-91КАМАЗ-6520320
740.11-1000406-02комплект для з/ч240
740.62-1000406-02КАМАЗ-5297280
820.91-1000406-02КАМАЗ-5297260
740.11-1000406-07КАМАЗ-5297240
740.65-1000406-20КАМАЗ-5297240
820.61-1000406-25КАМАЗ-5297260
820.61-1000406-30КАМАЗ-5297260
740.11-1000406-72КАМАЗ-55111,53215240
740.14-1000408комплект для сбыта300
740.11-1000409-31КАМАЗ-43501240
740.1000410КАМАЗ-54112,5410210
740.11-1000410комлект для з/ч240
740.11-1000410-04КАМАЗ-55111240
740.13-1000410-12комплект для з/ч260
740.11-1000410-13комплект для з/ч240
740.1000410-20КАМАЗ-54112,5410220
740.13-1000410-21КАМАЗ-43118,65111260
740.13-1000410-22КАМАЗ-43114,43118260
740.13-1000410-50КАМАЗ-43118,43114,65111260
740.1000411КАМАЗ-5511210
740.11-1000411-01КАМАЗ-55111240
740.11-1000411-06КАМАЗ-43118, 4326, 4306240
740.11-1000411-07КАМАЗ-53228240
740.13-1000411-21КАМАЗ-43118260
740.13-1000411-22КАМАЗ-65111260
740.11-1000411-72КАМАЗ-4925240
740.1000412КАМАЗ-4310210
740.30-1000412КАМАЗ-5350260
740.31-1000412КАМАЗ-4350,43501240
740.602-1000412КАМАЗ-63501360
740.632-1000412КАМАЗ-65224400
740.652-1000412КАМАЗ-43502260
740.30-1000412-01КАМАЗ-43502260
740.50-1000412-02КАМАЗ-6350,63501,6450360
7403.1000412-03КАМАЗ-43114260
740.50-1000412-03КАМАЗ-6350360
740.30-1000412-04КАМАЗ-5350260
740.30-1000412-08КАМАЗ-5350260
740.50-1000412-08КАМАЗ-63501360
740.632-1000412-10КАМАЗ-6522400
740.632-1000412-11КАМАЗ-6522400
740.50-1000412-16КАМАЗ-63502360
740.1000412-20КАМАЗ-43101220
740.632-1000412-20КАМАЗ-6560400
740.50-1000412-24КАМАЗ-63501360
740.11-1000412-31КАМАЗ-43114,4326240
740.11-1000412-58КАМАЗ-43114240
7403.1000412-60КАМАЗ-43114260
7403.1000412-70КАМАЗ-43114260
7403.1000412-90КАМАЗ-43118260
740.11-1000413-20КАМАЗ-55111,43253240
740.11-1000413-21комплект для з/ч240
7403.1000413-50КАМАЗ-43115260
740.31-1000470-01КАМАЗ-53229240
740.1000500КАМАЗ-5320,55102210
740.1000500-20КАМАЗ-5320,55102,53213220
740.1000510КАМАЗ-54112,5410210
740.1000510-20КАМАЗ-54112,5410220
740.1000512-20КАМАЗ-43101220

Кабина КамАЗ-4308

КамАЗ-4308 комплектуется всем до боли знакомой кабиной от традиционных, более грузоподъёмных моделей Камского автозавода. Изменения внесены в решётку радиатора и боковые накладки. Эти мелкие, в буквальном смысле, «пластиковые улучшения» призваны придать старинной кабине более современный и «продвинутый» вид.

Также на заводе, для более эффективной борьбы с коррозией, впервые использовали новый способ грунтования и нанесения краски (катафеозное покрытие). Для перевозки грузов по городу и области подойдёт кабина без спального места, для работы на межгороде имеется вариант со «спальником».

Кабина оборудована импортными водительскими сидения с пневмоподвеской . В совокупности с кабиной на эллиптических рессорах, это создаёт для водителя достойный уровень комфорта, не уступающий европейским и японским «одноклассникам».

Пластиковая приборная панель пришла на смену железной. Внутренние ручки и замки дверей унифицированы с моделями ВАЗ. Интерьер кабины не назовёшь современным, но работать в ней удобно.

«Родные братья» КамАЗ-78504

Кроме КамАЗ-78504, в проекте «Платформа-О» заявлены такие машины, как: специальное колёсное шасси грузоподъёмностью 85 тонн, с колёсной формулой 16×16 – КамАЗ-7850; специальное колёсное шасси грузоподъёмностью 60 тонн, с колёсной формулой 12×12 –КамАЗ-78509; седельный тягач для полуприцепа массой 90 тонн (КамАЗ-78504 колёсной формулы 8×8, о котором мы и говорим); балластный тягач колёсной формулы 8×8 для прицепа массой 75 тонн (самолётов на аэродромах – 400 т) – КамАЗ-78508. Итого, в семействе четыре модели.

Стойка гидропневмоподвески Ковровского электромеханического завода

Отзывы водителей и владельцев КамАЗ-4308

В условиях реальной интенсивной эксплуатации грузовик КамАЗ-4308 показал себя достойно, и отзывы о его возможностях, в большинстве своём, положительные. Рентабельность у машины высокая, срок окупаемости небольшой.

Современный дизель с электронной топливной системой «CommonRail» обеспечивает небольшое потребление горючего, в пределах 14-18 литров на 100 километров в смешанном типе. Грузовик, у которого расход топлива не больше, чем у джипа, – настоящая находка в современных экономических условиях.

Интерьер в кабине не очень красив, но сделан добротно, зазоров и скрипов не наблюдается. Шумоизоляция в норме, двигатель не досаждает вибрацией и излишним шумом. Скорости переключаются легко, бесшумно, запас мощности у движка хороший, «прёт неплохо, при желании можно и погонять». Тормоза работают просто безупречно.

Водители и владельцы с удовольствием отмечают надежность, выносливость и неприхотливость машины: «пробег более 300 000 км; ездили на нём и днём и ночью, ходил по рукам, перегружался, но остался цел». И это без глобальных и даже сколько-нибудь серьёзных поломок!

Типичные недостатки, о которых говорят почти все:

При серьёзной весовой нагрузке передние двухлистовые рессоры проседают, «ложатся» на отбойники, а то и ломаются. Поэтому многие уже после нескольких рейсов меняют 2-х листовые рессоры на 3-х листовые, и проблема решается.

По мнению некоторых водителей, педали (газ, тормоз, сцепление) расположены «лесенкой», что не очень удобно. Нередки претензии к интерьеру салона: «за такие деньги можно было бы сделать и покрасивее». Металл, несмотря на заявленную производителем антикоррозийную обработку, всё же «ржавеет понемногу».

Однако в целом КамАЗ-4308 показал себя с наилучшей стороны: быстро окупается и стабильно приносит прибыль; работает без серьёзных поломок, а мелкие устраняются достаточно быстро, просто и недорого.

Машины с электромеханическими трансмиссиями

С самого старта работ нашими специалистами было выбрано совершенно иная концепция конструирования машин, нежели в Минске. Решено было делать грузовики без сцепления, коробки переключения передач и раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов.

Вместо всего этого – дизель-электрические приводы с электромоторами, встроенными в ступицы колёс. Подобной схемой предоставляется возможность колёсам вращаться с разной скоростью и даже в разных направлениях. Данные способности значительно увеличивают показатели проходимости и маневренности тяжёлого тягача.

Интересно, что опыт получился действительно уникальным: никто и нигде в мире счего-либо подобного не делал. А на КамАЗе смогли все проблемы одолеть. Хотя и задержавшись в сроках: не в 2015, как это предполагалось первоначально, а в 2022 году. В результате, продемонстрированному на «Армии-2018» огромному восьмиосному КамАЗу-7850 для быстрого и полного разворота оказалось достаточно площадки размером всего лишь 20 на 20 метров. Он просто переползал по ней, словно гигантский краб.

Другие характеристики нового российского тягача, озвученные его создателями и производителями, тоже оказались лучшими, чем у белорусов. В частности: наибольшая скорость – 60 км/час против 40 км/час, максимальная глубина преодолеваемого брода — 1,5 метра против 1,1 метров, максимальный угол преодолеваемого подъёма – 20 градусов против 10-ти градусов.

Для мобильных ракетных комплексов стратегического назначения, которые работают, естественно, в местах безлюдных, зачастую бездорожных и плохо освоенных, это достаточно немаловажно.

Цена КамАЗ-4308, нового и б/у

Стоимость нового автомобиля на шасси КамАЗ-4308 начинается с отметки 2,5 миллиона рублей (за базовую бортовую версию, без стоимости тента). Во многих регионах уже сложился неплохой рынок подержанных грузовиков данной марки.

Цена на них составляет, в зависимости от года выпуска и технического состояния, от 600 тысяч до 1 миллиона 500 тысяч рублей (в том числе изотермические фургоны, рефрижераторы). За КамАЗ-4308 с удлинённым шасси и краном-манипулятором просят на несколько сотен тысяч больше.

Силовая установка

По замыслу Минобороны, тяжёлый тягач должен был развивать скорость не мене 60 км/ч при буксировке неактивного полуприцепа массой в 90 тонн. Это было достигнуто, благодаря использованию в составе дизель-генераторной установки немецкого дизельного мотора Liebherr D9508, форсированного до мощности 605 кВт (822,6 л.с.) и крутящего момента 3850 Нм. Доработка двигателя тягача производилась на основе уже имевшегося опыта создания раллийной версии D9508 мощностью 920 лошадиных сил.

Liebherr D9508 – это восьмицилиндровый V-образный дизель рабочим объемом 16,2 литров. Диаметр цилиндра – 128 мм, ход поршня – 157 мм. Размеры мотора: 1 692 / 1 112 / 1 350 мм. Сухая масса – 1 600 килограммов.

Дизельный двигатель приводит во вращение 3-х фазный тяговый генератор ВИГ-6ОО мощностью 6ОО кВт. Это продукция Сафоновского электромашиностроительного завода (город Сафроново, Смоленская область).

Все компоненты комплекта тягового электрооборудования для КамАЗ-78504 были поставлены известными производителями, которые имеют серьёзный опыт в своей области.

Двигатель, вид снизу

Полупроводниковые тяговые инверторы, полупроводниковый преобразователь собственных нужд и кабельная сеть были изготовлены на московском . Изготовителем 5-ти фазных вентильно-индукторных ТЭД – тяговых электродвигателей ВИД-60А1 – стал сарапульский электрогенераторный завод (Удмуртская республика). ООО «Эмтех» (Казань) произвело монтаж и отладку всех компонентов КТЭО (комплекта тягового электрооборудования) в ходе сборки шасси в Набережных Челнах.

Пробеги, сделанные в рамках испытаний, подтвердили, что тяжёлый седельный тягач КамАЗ-78504 соответствует требованиям заказчика. Двигаясь по шоссе с полуприцепом массой 90 т, он развил скорость не 60, а все 70 км/час, и преодолел с тем же полуприцепом подъём крутизной в 18 градусов.

По маневренности КамАЗ-78504 показал себя значительно лучше аналогов, благодаря возможностям вводно-распределительного устройства. Внешний габаритный радиус поворота у этой машины – не более 10,1 м. При этом электродистанционной системой управления и гидроприводами обеспечивается превосходная точность управления, а алгоритмы боевой информационно-управляющей системы работают так, что при увеличении скорости усилие на руле возрастает как в самолёте.

На испытаниях тягач продемонстрировал великолепную для своей массы и габаритов проходимость при движении по грязи или песку (снежной целине). Это достигается за счёт гибкости его электромеханотроники, непрерывно осуществляющей индивидуальную регулировку тяги на каждом колесе, в зависимости от его сцепления с грунтом. Для механической трансмиссии подобное является недостижимым.

На бездорожье, чтобы предотвращать срывы грунта на поверхностях со слабой несущей способностью, тяжёлый тягач КамАЗ-78504 может в автоматическом режиме поддерживать «ползучую» скоростью в 1 км/ч.

В целях улучшения проходимости, существует функция увеличения клиренса до 700 мм и снижение сопротивления движению при поворотах. Благодаря вводно-распределительному устройству, все колёса поворачивающего автомобиля КамАЗ-78504 могут идти по одной колее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]