КАМАЗ поставил в Москву партию низкопольных автобусов «НЕФАЗ»


Теория малых дел

«КАМАЗ» экспериментировал в среднем и малом классе не раз, но фортуна не благоволила его проектам. Пригородно-городской НЕФАЗ-3299, появившийся в 2003 году так и не пошёл в большую серию, даже несмотря на благожелательное отношение правительства Башкортостана, которое заказало для Уфы партию этих машин. Его конструкция не предполагала низкий уровень пола, так важный сегодня для участия в госзакупках.

Следующую попытку войти в класс мидибусов завод сделал в 2007 году, когда был представлен 7-метровый фургонбус VDL-НЕФАЗ-32997 Procity. Однако проект не пошёл далее опытного экземпляра из-за высокой стоимости.

Оснащение

Вне зависимости от конкретной модификации, машины оснащены гидроусилителем рулевого управления, что делает процесс вождения значительно комфортнее. Имеется система громкой связи, по которой водитель может объявлять остановки и другую информацию для пассажиров.

Место водителя от салона отделяется перегородкой. Благодаря ей водителя во время работы ничего не отвлекает.

Рабочее место водителя

Оборудование в кабине как у более новых больших НЕФАЗов 5299-й модели, что уже работают в Москве. По правую руку водителя планшет для отображения информации с камер, на потолке над головой нависает блок с Си-Би-радиостанцией, головным устройством мультимедийной системы, пульт управления климатической установки и тахограф. Справа от водителя размещён монитор, транслирующий изображение с 11 камер, которые размещены в салоне и по периметру кузова. Здесь чувствуешь себя уже пилотом бизнес-джета, не много ли зрительной информации?

Рабочее место водителя в городском автобусе во многом аналогично 12-метровому НЕФАЗ-5299. Справа монитор для отображения информации с 11 камер

В панели приборов скомбинированы аналоговые и цифровые решения


На левом приливе окна водителя в панель регулировок микроклимата кабины вмонтированы штекеры для 12-вольтовой гарнируты и USB-гнездо на 5 В с силой тока 2 А

Главные отличия от московских НЕФАЗ-5299 начинаются в деталях. Полностью виртуальная цветная комбинация приборов заменена на паллиатив: центральный ЖК-дисплей с контрольными лампами и электрические циферблаты со стрелочными тахометром, спидометром, указателем температуры и топливного бака.

Панорамное ветровое стекло круто снисходит к правому борту, обеспечивая лучшую обзорность и безопасность при подъезде к карманам. Подобные решения уже широко используются, однако долго не находили понимания у отечественных автобусостроителей. Такое ассиметричное решение фронтальной части является самой заметной и выдающейся деталью НЕФАЗа.

Рабочее место изолировано от салона перегородкой


На потолке над водителем нависают гроздья приборов: Си-Би-радиостанция, головное устройство мультимедийной системы, пульт управления климатической установкой и тахограф

История создания

Это полностью отечественный проект, который был запущен в сборку и производство лишь в 2000-м году. НефАЗ-5299 – это один из наиболее популярных пассажирских автобусов, которые используются в качестве общественного транспорта во многих городах.

Сейчас на Нефтекамском автомобильном заводе каждый год собирают более 1000 единиц этих моделей. Данная техника успешно используется автопарками по всей стране.

Новичок в полном соответствии

В 2022 году у 9-метрового «малыша» из Нефтекамска вполне зрелая конструкция: независимая пневматическая передняя подвеска ZF RL55EC, не крадущая высоту пола салона в передней части, дисковые тормозные механизмы на всех осях и силовой агрегат в заднем свесе.

Сборка кузова проводится по общепринятым канонам мирового автобусостроения: к элементам основания пола электродуговой приваривается скелет сборно-сварного каркаса. Затем к нему уже крепят узлы трансмиссии, пневмоприводы, монтируют внутреннюю и наружную облицовки и панели, а в кульминации вклеивают стеклопакеты. Внутренние полости труб каркаса обработаны антикорозийным покрытием, а торцы труб заглушены полимерными пробками. Днище и полости арок обработаны антикоррозионной мастикой. Таким образом рассчётный ресурс должен составить не менее 10 лет. Тут очень пригодился опыт сотрудничества с VDL и Mercedes-Benz. Снаряжённая масса вполне соответствует современным аналогам длиной 9 метров – 8,1 т.

Панорамное ветровое стекло в угоду моде ниспадает вправо, помогая сохранить контроль проблемной зоны

Оформление стайлинга задней части в последнее время отдано заботам дизайнеров

Передняя дверь шириной 650 мм вполне удобна для не слишком интенсивного пассажирообмена. Места для сидения в передней части салона жмутся прямо к перегородке кабины водителя – так стремились максимально эффективно использовать пространство, получилось, в принципе, неплохо. Расстояние между сиденьями позволяет устроиться вполне комфортно для непродолжительных городских поездок.

В базе автобуса размещён широкий дверной проём (1245 мм). Напротив обустроена вместительная накопительная площадка, предусмотрено место для инвалидной коляски и аппарель для заезда.

Задняя часть пассажирского салона уходит ступеньками вверх, так как ведущий мост КАМАЗ-4297 не портального типа. Зато традиционная конструкция более надёжно служит на плохих дорогах. Компоновка салона в задней части позволила разместить там 17 посадочных мест. Причём в задней части салона все места расположены по ходу движения. Теперь взглянем на силовой агрегат компактного городского автобуса.

Планировка городского салона с уходящей вверх галёркой обусловлена конструкцией ведущего моста

Сиденья для пассажиров за спиной водителя расположены каскадом


Салон оборудован воздуховодами системы кондиционирования, блинкерным табло с бегущей строкой и видеокамерой

Большая политика и битва за миллионы

Предпосылкой к появлению новинки стало присоединение России в 2008 году к Конвенции ООН по правам инвалидов. В 2012 году, когда процессу придана юридическая сила в виде ратификации, был оформлен паспорт государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». За ходом выполнения следят 12 министерств, 3 агентства, 2 фонда и служба государственной статистики.

Один из ключевых участников программы – Минтранс России. Ему в 2011 году из 33 млн рублей федеральных было выделено 17 млн рублей. В подпрограмму 1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» входит не только транспорт (автобусы, трамваи, пассажирские поезда), но и вокзальная и дорожная инфраструктура. Это и можно считать стартом внедрения новых автобусов, электробусов и трамваев.


Откидной пандус для заезда инвалидных колясок

Городской полунизкопольный дизельный автобус НЕФАЗ-4299-30-52 как раз может стать отличным решением для маршрутов с невысоким пассажиропотоком (вместимость 72 человека). Тем более что автобус полностью соответствует программе «Доступная среда» пятому экологическому классу, оснащён автоматической КП, а заезд инвалидной коляски в отличие от высокопольных автобусов типа ПАЗ «Вектор 3» не требует сложных манипуляций с гидроподъёмником.

О качестве жизни в регионах можно судить по парку городских автобусов. На развитие городского транспорта особенно в глубинке деньги выделяют по остаточному принципу. И на местах муниципалитет определяет, куда потратить предоставленные средства. Если дело касается автобусов «Доступной среды», то вкладываются в закупку полноразмерных микроавтобусов типа «ГАЗели» или «Спринтеров» или обязывают иметь на линии машины, адаптированные под эту программу. Мэры, депутаты, городские собрания понимают, что такие машины после эксплуатации имеют высокую ликвидность на вторичном рынке, тогда как за городской низкопольный мидибус местный пассажироперевозчик через 10 лет выручит лишь скромную сумму за утилизацию. Никто в мэрии не захочет обижать земляка из ИП, на своём горбу вытаскивающем убыточные маршруты и хорошо знающему разницу между 1,5 млн рублей за «пазик» и 3 млн за «низкопольник».

Отдельное место справа от средней двери – самое удобное место для инвалида

Обширная средняя накопительная площадка для формулы дверей

Выбор индивидуальных предпринимателей понять нетрудно, поскольку рессорная подвеска проста и неприхотлива, а рукастые водители на местных автобазах такие шасси легко чинят буквально в обеденный перерыв. К тому же не в каждом райцентре сохранились автоколонны со специализированным городским автобусным парком, рассчитанным на массовые перевозки. Вот и колесят по ухабистым маршрутам 100-, 300-тысячных городов сельские «пазики», служебные Hyundai County и офисные фургонбусы Ford Transit, Peugeot, Mercedes-Benz и иже с ними.

Именно поэтому автобусы средней и малой вместимости, трудящиеся на городских маршрутах, в большинстве российских городов неискоренимы переднемоторные высопольники, а в некоторых областных центрах они ещё недавно составляли до трети автопарка! В теории в нормальном российском городе с населением под 100 тысяч на маршрутах не должно быть ни фургонбусов, ни рамных автобусов на шасси коммерческих грузовиков с рессорной подвеской. И в век интернета не может быть индивидуального обилечивания кондуктором каждого пассажира. Москве удалось избавиться от рудиментов развивающейся экономики на пассажирских трассах и ввести бестурникетное обслуживание в автобусе через валидатор. ПАО «КАМАЗ» придётся сильно потрудиться на этом непаханном поле. По крайней мере контрактный ресурс у новинки очень богатый.

В качестве своих обязательств концерн пророчит своему детищу высокую рентабельность: очередное предложение компании обещает умеренную стоимость техобслуживания и большой срок эксплуатации. Гарантия – 24 месяца или 150 000 км пробега.


Передняя подвеска ZF RL55EC


Головное светотехническое оборудование выделено в два блока, а не в один, как у больших автобусов НЕФАЗ-5299


Задний ведущий мост модели КАМАЗ-4297

Дуэт с немецкими и американскими корнями

Локализованный на производстве в Набережных Челнах турбодизель Cummins ISBe4.5e5 185B – рядная 4,5-литровая «четвёрка» хорошо знакома и широко распространёна. Этот двигатель неприхотлив в обслуживании, достаточно долговечен и уже прижился на отечественных автомобилях. Настройка мощности 185 л.с. для компактного городского кажется достаточной, кабы не то, что достигается это уже на 2100–2300 оборотах коленвала. Максимальный крутящий момент 700 Н·м при этом держится в диапазоне 1200–1500 оборотов, когда развиваемая мощность лишь увеличивается со 120 до 149 л.с. Поэтому паритет 180 л.с. нужно искать в зелёной зоне тахометра при значении 1800–2000 оборотов.

В моторном отсеке компактно собраны турбодизель Cummins ISBe4.5, система охлаждения, все пневморесиверы и бак AdBlue

Поскольку экологический класс пятый, то не обошлось без «бака с синей крышкой». Сосуд с AdBlue размещён справа тут же в заднем свесе возле огнетушителя.

С двигателем агрегатирована спокойная и популярная 6-ступенчатая автоматическая КП Allison T270R, которая специально разработана для пассажирского транспорта и активно используется разными производителями, встречается она и на автобусах Mercedes-Benz. Эта модель АКП рассчитана на двигатели мощностью до 240 л.с. (179 кВт) и максимальный крутящий момент до 900 Н·м.
Техническая характеристика автобуса НЕФАЗ-4299-30-52

Колёсная формула4х2
Полная масса, кг13 000
Снаряжённая масса, кг8100
Мест для сидения25 + 1 место для инвалидных колясок
Пассажировместимость72
Коробка передач
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с. (кВт)
  • максимальный крутящий момент, Н·м
Cummins ISBe4.5 e5 185B, турбодизель, I-4, Euro 5 4460 184,9 (136) при 2100–2300 мин-1 700 при 1200–1500 мин-1
Коробка передач
  • количество ступеней вперёд/ назад
Allison T270R, автоматическая 6/ 1
Передняя осьZF RL55EC
Ведущий мостКАМАЗ-4297
Передаточное отношение главной пары4,78
Подвеска спередиНезависимая, пневматическая
Подвеска сзадиЗависимая, пневматическая
Размер шин285/70 R19,5
Тормозная системаПневматическая, ABS, ESR, ESP
Колёсные тормозные механизмыДисковые на всех колёсах
Вместимость топливного бака, л210
Максимальная скорость, км/ч80

Технические данные

Знакомство с технической частью автобуса НефАЗ-5299 поможет оценить все достоинства этой модели. В качестве базовой платформы использовали грузовики КамАЗ. Это надежные грузовые платформы, которые помогут автобусу легко преодолеть самые разные препятствия на пути, они проверены временем и массой испытаний разной степени сложности. Каждая деталь в ходовой этих машин имеет огромный ресурс и высокие запасы прочности, что самым лучшим образом отражается на долговечности и эксплуатации машины.

Все оборудование, предназначенное для управления и контроля, максимально соответствует требованиям международных стандартов, предъявляемым к подобной технике. Эта серия автобусов отличается высокими показателями безопасности. Здесь имеются устройства и системы как пассивной, так и активной безопасности.

Салон

Автомобиль рассчитан на 25 сидячих мест. Что касается общих данных о вместительности отечественного автобуса НефАЗ-5299, технические характеристики позволяют перевозить не более 84 человек. Системы вентиляции в салоне как таковой нет. Она здесь естественного типа и организована посредством большого количества форточек и люков на крыше.

Система отопления салона – автономная, на базе газовой печки. Тепло распределяется в салоне максимально равномерно. Элементы системы отопления расположены по всему внутреннему периметру машины.

Ходовая часть отечественного автобуса

На машины всех модификаций устанавливаются стальные колесные диски. Покрышки — бескамерного типа. Тормозная система – двухконтурная, с пневматическим приводом. Для того чтобы управление автобусом было как можно комфортней, а также для лучшего контроля за ситуацией на НефАЗе имеется ABS. Она есть во всех моделях, вне зависимости от комплектации. Кузов машины изготовлен полностью из металла. Компоновка — вагонного типа. Кузов здесь является несущей конструкцией автобуса. Внутри имеются прочные металлические усилители, которые защищают автобус от различных деформаций. Для удобства пассажиров имеется три двери. Каждая из них — двухстворчатая.

Двери открываются посредством пневматического привода.

О ремонте и обслуживании

Производить техническое обслуживание и ремонт НефАЗ-5299 не составляет особого труда. Машина разрабатывалась на базе узлов и механизмов грузовиков КамАЗ. У механиков есть огромный опыт по ремонту грузовиков, и они без труда смогут справиться с этим автобусом. Запчасти (НефАЗ-5299) максимально унифицированы с деталями и узлами грузовиков КамАЗ, поэтому можно без труда найти все, что угодно, и даже то, что является редкостью. Любые запасные узлы и детали можно купить у официальных дилеров. Что касается долговечности автобуса, то при хорошем вождении, а также своевременном техническом обслуживании эти машины способны служить несколько лет до самых первых ремонтов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]