КамАЗ 43114: технические характеристики, объем заправочных емкостей, расход на 100 км

Грузовой автомобиль КамАЗ-43114, оснащенный системой полного привода, применяется в гражданской и военной сфере. Высокие характеристики стали причиной применения машины в ралли «Париж-Дакар» в качестве автомобиля технического сопровождения. Армейский грузовик используется для доставки личного состава и установки различного вооружения и оборудования. Гражданский вариант используется для постройки пожарных автомобилей и монтажа специальных надстроек.

Устройство

В основе автомобиля лежит рама, составленная из 2 лонжеронов и нескольких поперечин. Рама выпускается в едином варианте, имеющем базу 3340 мм. Задняя поперечина рамы оборудована буксировочным прибором и выводом для подключения тормозов прицепа к пневматической системе тягача.

Ведущие мосты унифицированы по конструкции, имеют проходную схему. Привод переднего моста не имеет возможности отключения. Подвески мостов рессорные, передний мост имеет дополнительные гидравлические амортизаторы. Рулевое управление оборудовано гидравлическим усилителем.

Над двигателем расположена полностью металлическая кабина, рассчитанная на водителя и 2 пассажиров. Сиденье водителя установлено на пружинном амортизаторе. Регулируется по углу наклона спинки, расстоянию от педалей и по весу водителя.

Бортовой вариант КамАЗ-43114-15 оснащается цельнометаллической платформой с возможностью установки тента и кабиной, имеющей позади сидений спальное место. Пол платформы имеет настил из досок, возможна установка откидных скамеек для размещения 30 человек. Шасси модели 43114 поставляется с кабиной без спального места, но по заказу ставится и длинная кабина. Силовой агрегат закрыт шумоизоляционными экранами, повысившими акустический комфорт в кабине.

Кабина КАМАЗа 65115

В 2010-м году эти машины получили полностью обновлённые рабочие места для водителей.

Например, спальные места убрали, зато использовали крышу и более высокие потолки. Добавили пластиковый бампер и фары прямоугольной форме. Крупнее и более современными стали зеркала заднего вида, колёсные арки.

Дефлекторы располагаются на каждой из сторон кабины. Имеется стеклоочиститель с тремя щётками минимум.

Используется стандартное водительское кресло, с боковой поддержкой. Есть комплекты с более дорогим и комфортным оборудованием, где водитель может настроить под себя практически всё. Рулевую колонку тоже можно регулировать, хотя для этого прикладывают дополнительные усилия.

Ступеньки и поручни обеспечивают удобный доступ в кабину, даже учитывая высокое место расположения. Внутри легко размещаются водители любого роста, панорамные зеркала обеспечат полный обзор.

Интересно! Технические характеристики КамАЗ-43118 в цифрах и модификации

Дополнительно есть ящик с инструментами.

Технические характеристики

Вездеход имеет грузоподъемность от 6100 до 8600 кг (в зависимости от надстройки). Бортовая платформа имеет длину 4,8 м и оснащена металлическими бортами высотой 500 мм. Машина оснащена 10-ступенчатой трансмиссией, состоящей из коробки передач с делителем и дополнительного раздаточного редуктора. Все передачи, кроме первой, оснащены синхронизаторами переключения. В раздаточном редукторе находится блокиратор межосевого дифференциала, имеющий электропневматический привод.

Максимальная скорость вездехода при движении по шоссе составляет 90 км/ч.

На вездеходе 43114 использованы барабанные тормозные механизмы со следующими параметрами:

  • пневматический привод;
  • диаметр барабана 400 мм;
  • ширина рабочей части колодки 140 мм.

КамАЗ-43114 по техническим характеристикам не уступает импортным грузовикам с полным приводом. Проходимость обеспечивается колесами, которые оснащены пневматическими шинами с камерой размером 390/95R20 или 425/85R21, оборудованными системой подачи воздуха. Большой размер шин позволил получить дорожный просвет 360 мм, достаточный для уверенного движения по бездорожью.

По заказу на машинах устанавливается лебедка, смонтированная перед кабиной. Лебедка оборудована червячной передачей и ленточным тормозным механизмом. Привод лебедки карданным валом от коробки отбора мощности, установленной на картере коробки передач. Намотанный на барабан трос имеет выдачу вперед до 76,5 м и назад — до 83,5 м. При использовании полиспаста тяговое усилие при выдаче троса вперед составляет до 10800 кгс, а назад — до 15400 кгс.

Двигатель

На вездеходе 43114 применяется 240-сильный дизельный двигатель модели 740-31-240 с пониженным потреблением горючего. Характеристики мотора повышены благодаря турбокомпрессору и радиатору, предназначенному для охлаждения сжатого компрессором воздуха. Система подачи топлива позволяет выполнять требования Евро-2. Мотор построен по V-образной схеме, имеет 8 цилиндров с рабочим объемом 10850 см³. Охлаждение мотора жидкостное, принудительное.

Заявленный заводом расход топлива КамАЗ-43114 составляет 36 л на 100 км пути. В условиях тяжелого бездорожья расход возрастает в 1,5-2 раза. Для снижения расхода топлива применяется автономный подогреватель, облегчающий пуск двигателя в зимнее время.

Размеры и весовые характеристики

Габариты и масса бортового варианта вездехода:

  • длина — 7730 мм;
  • высота — 3375 мм;
  • вес снаряженной машины — 9030 кг.

Запас топлива располагается в 2 баках, размещенных на лонжеронах рамы за кабиной. Объем бака составляет 170 или 210 л. При использовании баков малого размера устанавливается дополнительная емкость на 125 л жидкости.

Заправочные емкости вездехода:

  • система охлаждения вместе с контуром подогревателя — 36,6 л;
  • система смазки силового агрегата — 33 л;
  • бачок усилителя — 4,2 л;
  • картер переднего моста — 5,3 л;
  • картеры мостов задней тележки — 7,0 л;
  • коробка передач — 8,5 л;
  • раздаточный редуктор — 5,4 л;
  • бачок привода управления сцеплением — 0,28 л;
  • редуктор привода лебедки — 3,9 л.

Регламент ТО СТО двигателя КамАЗ


В начальный период эксплуатации проводятся:

— ежедневное обслуживание (ЕО);

— техническое обслуживание ТО-1000, выполняемое один раз после первых 500… 1000 км пробега;

— техническое обслуживание ТО-5500, выполняемое один раз в интервале 4500…5500 км пробега.

— первое техническое обслуживание (ТО-1) первый раз выполняется в интервале 10000…11000 км пробега;

— второе техническое обслуживание (ТО-2) выполняется в интервале 15500… 16500 км пробега.

Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации выполняется в указанных интервалах независимо от категорий условий эксплуатации.

В начальный период эксплуатации происходит приработка деталей двигателя, поэтому, при проведении технического обслуживания, профилактические, крепежные, смазочно-очистительные и регулировочные работы должны выполняться тщательно, что обеспечит надежность и экономичность работы двигателя, а также длительный срок его службы.

В основной период эксплуатации проводятся:

— ежедневное техническое обслуживание;

— первое техническое обслуживание (ТО-1), выполняемое в интервале 5000…6000 км пробега (данные приведены для первой категории условий эксплуатации);

— второе техническое обслуживание (ТО-2), выполняемое в интервале 14800…18100 км пробега;

— сезонное техническое обслуживание (СТО) выполняемое два раза в год — весной и осенью. Работы по подготовке к зимнему сезону входят в дополнительные осенние работы.

Величина пробега между очередными техническими обслуживаниями в основной период эксплуатации зависит от категории условий эксплуатации.

Каждый вид технического обслуживания в основной период эксплуатации имеет индивидуальный перечень операций, т. е. ни одна операция ТО-1 не входит ни в ТО-2, ни в СТО, в свою очередь, операции ТО-2 не входят в СТО. Допускается выполнять несколько видов технического обслуживания одновременно, например, ТО-1 и ТО-2, ТО-1 и СТО, ТО-2 и СТО или ТО-1, ТО-2 и СТО.

Ниже приведены перечни работ, необходимые для проведения технического обслуживания двигателей в начальный (таблица 4) и основной (таблица 5) периоды эксплуатации.

Дополнительные данные необходимые при техническом обслуживании приведены в приложениях Г и Д.

Периодичность смены масла и охлаждающей жидкости приведена в химмотологической карте (приложение Е).

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ

Таблица 4

Содержание работ Аналогичные работы ос- . новного периода эксплуатации
Номер по таблице 5 Вил ТО
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
Провести работы по ЕО согласно таблице 5 1-3 ЕО
Техническое обслуживание ТО-1000
Очистить двигатель от пыли и грязи.

Проверить:

— состояние и герметичность агрегатов и трубок системы питания топливом, смазочной системы, системы охлаждения; 3 ЕО
— герметичность магистралей слива и подвода масла к турбокомпрессорам 3 ЕО
Закрепить:

— элементы соединения воздушного тракта, обратив особое внимание на тракт от воздушного фильтра к двигателю;

1 ТО-2
— скобы крепления форсунок;
— выпускные коллекторы; 1 ТО-1
— турбокомпрессоры; 1 ТО-1
— корпуса турбины и компрессора. 1 ТО-1
Отрегулировать:

— тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения, предварительно проверив затяжку болтов крепления головок цилиндров и гаек стоек коромысел;

4 ТО-2
— натяжение приводных ремней. 3 ТО-2
Техническое обслуживание ТО-5500
Очистить двигатель от пыли и грязи
Сменить:
— масло в смазочной системе двигателя; 5 ТО-2
— фильтрующие элементы фильтра очистки масла; 6 ТО-2
— фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива. 7 ТО-2

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ

Таблица 5

Содержание работ Технические требования и способ проведения работ Приборы, инструмент, приспособления и материалы
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
Очистить двигатель от грязи и пыли
1 Довести до нормы уровень масла в масляном картере двигателя Уровень масла проверять через 4…5 мин. после останова двигателя, установив изделие на ровной горизонтальной площадке. Уровень должен быть около метки «В», что соответствует требуемому количеству масла в двигателе. Емкость для масла, ветошь
2 Довести до нормы уровень жидкости в системе охлаждения Проверка уровня производится на холодном двигателе . Уровень должен находиться между о и «МАХ» на боковой поверхности. Емкость для охлаждающей жидкости
3 Проверить: Состояние ремня привода генератора и водяного насоса.

Герметичность системы подвода и слива масла из турбокомпрессоров.

Соединения системы питания двигателя.

Ключ S=17×19, отвертка
Техническое обслуживание ТО-1
Очистить двигатель от грязи и пыли.
1 Проверить Работу турбокомпрессоров (на слух) при работающем двигателе. Крепление гаек турбокомпрессоров, болтов и гаек крепления коллекторов и патрубков системы впуска и выпуска. Емкость, ветошь Ключ S=10, 13, 17, 19.
2 Слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива Сливать отстой до появления чистого топлива, вывернув сливные пробки на два-три оборота. Ключ S=14, посуда для слива отстоя
Техническое обслуживание ТО-2
Очистить двигатель от грязи и пыли
1 Проверить герметичность систем впуска и выпуска двигателя Во избежание срыва и раздутия шлангов давление подаваемое во впускной тракт воздуха не должно превышать 20 кПа (0,2 кгс/см2). Места неплотностей определять по выходящему дыму. Если дым не выходит в течение 3 минут, то впускной тракт герметичен. Приспособление И 801.49.000
2 Смазать подшипники водяного насоса (только для двигателей с расположением вентилятора выше оси коленвала). Смазывать до появления свежего смазочного материала из контрольного отверстия. Солидолонагне-татель моделей 390-М, 142
3 Отрегулировать натяжение приводных ремней Регулировку натяжения приводных ремней проводить в соответствии с рекомендациями изложенными в разделе «Система охлаждения» Ключи S=13, 14, 17, прибор для проверки натяжения приводных ремней.
4 Отрегулировать тепловые зазоры механизма газораспределения, предварительно проверив затяжку болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел Величина зазора на холодном двигателе:

— для впускного клапана — 0,25 — 0,30 мм;

— для выпускного клапана — 0,35 — 0,40 мм.

Для 1, 2, 3 и 4 цилиндров передний клапан впускной, а для 5, 6, 7 и 8-го цилиндров — выпускной.

Регулировку зазоров следует производить на холодном двигателе или после остановки двигателя, не ранее, чем через 30 мин. При этом, подача топлива должна быть выключена. Тепловые зазоры регулируют одновременно в двух цилиндрах, следующих по порядку работы один за другим, во время тактов сжатия (рабочего хода) в этих цилиндрах. Клапаны регулируемых цилиндров в этот момент должны быть закрыты. При регулировке коленчатый вал устанавливается последовательно в положения 1…4, которые определяются его поворотом относительно положения начала впрыскивания топлива в первом цилиндре на угол, указанный ниже:

— положение коленчатого вала 1 — 2 — 3 — 4;

— угол поворота, град — 60-240-420-600;

— номера цилиндров регулируемых клапанов 1; 5, 4; 2, 6;3, 7; 8.

Приспособление И 801.14.000 для регулирования клапанов, набор щупов № 2, головки S=17, 19, ломик для проворачивания коленчатого вала, динамометрический ключ.

Схема нумерации цилиндров двигателя и ТНВД приведена на рисунке.

Рисунок. Схема нумерации двигателя и расположения секций топливного насоса высокого давления: 1 — двигатель; 2 — топливный насос высокого давления; 3 — маховик.

Последовательность операций при регулировке зазоров следующая:

-снять крышки головок цилиндров;

-проверить затяжку болтов крепления головок цилиндров;

-оттянуть фиксатор, смонтированный на картере маховика, повернуть его на 90° и установить в нижнее положение;

-снять крышку люка в нижней части картера сцепления (для проворота маховика ломиком);

-проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установить его в такое положение, при котором фиксатор под действием пружины войдет в зацепление с маховиком.

Двигатели 740.11-240, 740.14-300 (740.11-3902001 РЭ): При этом метки на торце корпуса автоматической муфты опережения впрыскивания топлива и фланце ведомой полумуфты привода ТНВД должны находиться в верхнем положении (рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателей мод. 740.11-240. 740.14-300).

Двигатели 740.13-260 (740.11-3902001РЭ): При этом указатель на корпусе ТНВД и установочная метка на фланце ведомой полумуфты привода ТНВД должны быть совмещены (рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателей мод. 740.13-260 без муфты опережения впрыскивания топлива).

Двигатели 740.30-260, 740.50-360, 740.51-320,

Указатель на корпусе ТНВД и метка на фланце полумуфты ведомой привода ТНВД должны совпадать (рисунок 49 в руководстве 740.30-3902001РЭ или рисунок 44 в руководстве 740.50-3902001РЭ).

Это положение коленчатого вала соответствует началу подачи топлива в 1-м цилиндре. При этом шпонка на полумуфте ведущей при закрытых клапанах первого цилиндра должна находиться как показано на рисунке 49 (в горизонтальной плоскости на стороне восьмого цилиндра).

Если риски не совпадают, необходимо, выведя фиксатор из зацепления с маховиком, провернуть коленчатый вал на один оборот. При этом, фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком.

Проворачивать коленчатый вал нужно ломиком, вставляя его в отверстия, расположенные по периферии маховика. Поворот маховика на угол, равный промежутку между двумя соседними отверстиями, соответствует повороту коленчатого вала на 30 град. Оттянуть фиксатор, преодолев усилие пружины, повернуть его на 90 град, и установить в верхнее положение;

повернуть коленчатый вал по ходу вращения на угол 60 град, установив его тем самым в положение I.

В этом положении клапаны регулируемых цилиндров (первого и пятого) закрыты (штанги указанных цилиндров должны легко проворачиваться от руки);

-проверить динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров;

-проверить щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов регулируемых цилиндров. Если они не укладываются в указанные выше пределы, их надо отрегулировать;

-для регулировки зазора необходимо ослабить контровочную гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор.

Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. Щуп толщиной 0,25 мм для впускного клапана и 0,35 мм для выпускного клапана должен проходить свободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного с усилием.

Дальнейшую регулировку зазоров в клапанном механизме следует производить попарно в цилиндрах:

— 4-м и 2-м (II положение );

— 6-м и 3-м (III положение );

— 7-м и 8-м (IV положение), поворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на 180 град.;

-пустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стуков в клапанном механизме не должно быть;

-установить крышку люка картера сцепления и крышки головок цилиндров.

5 Сменить масло в смазочной системе двигателя Для смены масла необходимо:

— прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70…90 °С, остановить его, слить масло из картера масляного, вывернув из картера сливную пробку. Сливая масло из двигателя нужно обратить внимание, нет ли в масле воды и металлических частиц. Наличие их указывает на необходимость ремонта двигателя. Заливать масло в картер двигателя надо в следующем порядке:

— открыть горловину, предварительно очистив ее от пыли и грязи;

— залить масло до о на указателе уровня масла;

— пустить двигатель и дать ему поработать 5 мин. на малой частоте вращения коленчатого вала для заполнения масляных полостей в двигателе;

— остановить двигатель и по истечении 4-5 мин, долить масло до о на указателе уровня масла. Между метками «Н» и «В» объем масла в картере составляет 4 л.

Доливать масло в картер двигателя после длительной стоянки нужно в последовательности операций, изложенных выше. При смене масла надо менять фильтрующие элементы фильтра очистки масла. Сорта масел, допускаемые к применению, приведены в химмотологической карте руководства (см. приложение Е).

Несвоевременная смена масла или фильтрующих элементов, применение нерекомендуемых сортов масел и фильтроэлементов, а также загрязненных масел приводит к разрушению вкладышей и аварии двигателя.

Ключ S=27, маслораздаточная колонка 367-М3, ветошь, воронка для слива масла.
6 Сменить фильтрующие элементы масляного фильтра Смену фильтрующих элементов очистки масла необходимо осуществлять в следующем порядке:

— вывернуть сливные пробки на обоих колпаках и слить масло в емкость;

— отвернуть колпаки ключом S=27 за бобышку;

— вынуть элементы из колпаков;

-промыть дизельным топливом внутреннюю полость колпаков;

-установить новые фильтроэлементы полнопоточный — в большой колпак (ближе к вентилятору), частично-поточный — в меньший (фильтроэлементы не взаимозаменяемые);

— залить в каждый колпак по 1 л чистого моторного масла;

-смазать резьбу на колпаках, уплотнительные кольца и прокладки моторным маслом;

-завернуть колпаки в корпус ключом моментом 49…58,8 Нм (5,0…6,0 кгс-м);

на работающем двигателе проверить нет ли течи масла в соединениях, при обнаружении течи произвести подтяжку или заменить уплотнительные элементы

Ветошь, накидные ключи S=19, 27
При обслуживании использовать фильтроэлементы:

7405.1012 040 (полнопоточный) й

7405.1017 040 (частично-поточный), изготавливаемые предприятиями, имеющими официальное заключение ОАО «КАМАЗ» на поставку в запасные части.

7 Сменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива Для смены фильтрующих элементов необходимо:

— вывернуть на два-три оборота сливные пробки и слить топливо из фильтров в посуду, затем ввернуть пробки;

— вывернуть болты крепления колпаков фильтра, снять колпаки и удалить загрязненные фильтрующие элементы;

-промыть колпаки дизельным топливом;

-установить в каждый колпак новый фильтрующий элемент с уплотнительными прокладками, установить колпаки с элементами и затянуть болты;

-прокачать систему топливопрокачивающим насосом;

-пустить двигатель и убедиться в герметичности фильтра.

Подтекание топлива устранить подтяжкой болтов крепления колпаков.

Накидные ключи S=14, 19
СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ (СТО)
Очистить двигатель от пыли и грязи
1 Проверить и в случае необходимости отрегулировать давление начала впрыскивания топлива форсунок. Регулируется на стенде путем установки регулировочных шайб под пружину при снятой гайке, распылителе, проставке и штанге. При увеличении общей толщины регулировочных шайб (повышение сжатия пружин) давление начала впрыскивания возрастает. Изменение толщины шайб на 0,05 мм приводит к изменению давления начала впрыскивания на 0,3…0,35 МПа (3…3,5 кгс/см2). Количество устанавливаемых шайб должно быть не более трех.

Давление начала впрыскивания — согласно требований таблицы 1.

Начало и конец впрыскивания топлива должны быть четкими. Распылитель не должен иметь подтеканий. Впрыскивание должно сопровождаться характерным резким звуком. Замена одной какой-либо детали (корпуса распылителя или иглы) не допускается, так как они составляют прецизионную пару.

Ключи S=14, S=17, S=19, стенд для проверки форсунок
2 Отрегулировать угол опережения впрыскивания топлива 2.1 Для проверки и регулировки угла опережения впрыскивания топлива по меткам, предварительно выключив подачу топлива и затормозив изделие, выполнить следующие операции:

Двигатели 740.11-240, 740.14-300 (740.11-3902001РЭ):

2.1.1 Провернуть коленчатый вал ломиком, вставленным в отверстие на маховике до совмещения меток рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателей мод. 740.11-240 и мод.740.14-300).

2.1.2 Провернуть коленчатый вал двигателя на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны маховика).

2.1.3 Установить фиксатор маховика в нижнее положение и проворачивать коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор не войдет в паз маховика. Если в этот момент метки на корпусе ТНВД и автоматической муфте совместились, то угол опережения впрыскивания установлен правильно; фиксатор затем перевести в верхнее положение.

2.1.4 Если метки не совместятся, необходимо:

— ослабить болты крепления ведомой полумуфты привода;

— повернуть муфту опережения впрыскивания топлива за фланец ведомой полумуфты привода в направлении, обратном ее вращению, до упора болтов в стенки пазов (рабочее направление вращения муфты правое, если смотреть со стороны привода);

— опустить фиксатор в нижнее положение и проворачивать коленчатый вал двигателя по ходу вращения до совмещения фиксатора с пазом маховика;

— медленно повернуть муфту опережения впрыскивания топлива за фланец ведомой полумуфты привода (только в направлении вращения) до совмещения меток на корпусе ТНВД и этой муфты, закрепить болты привода полумуфты. Установить фиксатор в верхнее положение.

Проверить, правильно ли установлен угол опережения впрыскивания

Двигатели 740.13-260 (740.11-3902001РЭ):

2.1.1 Провернуть коленчатый вал ломиком, вставленным в отверстие на маховике до совмещения указателя на корпусе ТНВД с установочной меткой фланца ведомой полумуфты ТНВД. (рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателя мод. 740.13-260).

2.1.2 Провернуть коленчатый вал на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны маховика).

Ключи S= 13, 17, гаечный кольцевой ключ S=19, монтажная лопатка, ломик для проворачивания коленчатого вала, ветошь.

2.1.3 Установить фиксатор маховика в нижнее положение и проворачивать коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор не войдет в паз маховика. Если в этот момент указатель на корпусе ТНВД и метка фланца ведомой полумуфты совместились, то угол опережения впрыскивания топлива установлен правильно, фиксатор перевести в верхнее положение.

2.1.4 Если указатель на корпусе ТНВД и установочная метка фланца ведомой полумуфты не совместились, необходимо:

-ослабить болты ведомой полумуфты привода ТНВД;

-повернуть фланец ведомой полумуфты до совмещения установочной риски на нем с указателем на корпусе ТНВД;

— затянуть болты ведомой полумуфты;

— фиксатор перевести в верхнее положение. Проверить, правильно ли установлен угол опережения впрыскивания топлива (как указано в п. 2.1.3).

Двигатели 740.30-260 (740.30-3902001РЭ) или 740.50-260 (740.50-3902001РЭ):

2.1.1 Провернуть коленчатый вал ломиком, вставленным в отверстие на маховике до совмещения указателя на корпусе ТНВД с установочной меткой (риской) фланца ведомой полумуфты (рисунок 49, 740.30-3902001РЭ или рисунок 44, 740.50-3902001РЭ).

2.1.2 Провернуть коленчатый вал двигателя на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны маховика).

2.1.3 Установить фиксатор маховика в нижнее положение и проворачивать коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор не войдет в паз маховика. Если в этот момент указатель на корпусе ТНВД и метка фланца ведомой полумуфты совместились, то угол опережения впрыскивания топлива установлен правильно, фиксатор затем перевести в верхнее положение.

2.1.4 Если указатель на корпусе ТНВД и установочная метка фланца ведомой полумуфты не совместились, необходимо:

-ослабить болты 13 (рисунок 49, 740.30-3902001РЭ) или болты 12 (рисунок 44, 740.50-3902001РЭ) ведомой полумуфты привода ТНВД, повернуть фланец ведомой полумуфты 3 до совмещения установочной риски на нем с указателем на корпусе ТНВД, затянуть болты ведомой полумуфты;

— фиксатор перевести в верхнее положение.

— проверить, правильно ли установлен угол опережения впрыскивания топлива (как указано в п. 2.1.3).

Для точной установки угла опережения впрыскивания топлива необходимо использовать моментоскоп.

2.2 Проверка и установка угла с помощью моментоскопа:

2.2.1 Прогреть двигатель.

2.2.2 Отсоединить трубку высокого давления восьмой секции ТНВД (рисунок Схема нумерации двигателя и расположения секций топливного насоса высокого давления).

2.2.3 На штуцер восьмой секции установить моментоскоп (рисунок Схема установки моментоскопа).

Рисунок. Схема установки моментоскопа: 1 — стеклянная трубка; 2 — переходная трубка; 3 — отрезок топливопровода высокого давления; 4 — накидная гайка.

2.2.4 Рычаг управления регулятором на крышке регулятора ТНВД перевести в среднее положение.

2.2.5 Заполнить стеклянную трубку моментоскопа топливом вращая коленчатый вал двигателя.

2.2.6 Проворачивая коленчатый вал, совместить установочную метку фланца ведомой полумуфты с указателем на корпусе ТНВД.

2.2.7 Повернуть коленчатый вал на пол-оборота против хода вращения, перевести фиксатор в нижнее положение и медленно поворачивать коленчатый вал по ходу вращения до момента начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Если в этот момент фиксатор войдет в паз маховика, то угол опережения впрыскивания топлива установлен правильно.

2.2.8 Если паз на маховике двигателя не дошел до фиксатора. Ослабить болты ведомой полумуфты и медленно поворачивать коленчатый вал по ходу вращения до западания фиксатора в паз маховика, затянуть болты, перевести фиксатор в верхнее положение и проверить точность установки угла опережения впрыскивания топлива (п. 2.2.7).

2.2.9 Если фиксатор вошел в паз на маховике, а движение топлива в трубке не началось, то ослабить болты ведомой полумуфты и медленно поворачивать кулачковый вал ТНВД за фланец ведомой полумуфты ходу вращения до момента начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Затянуть болты, перевести фиксатор в верхнее положение и проверить точность установки угла опережения впрыскивания топлива (п. 2.2.7).

2.3 Проверить затяжку болтов привода динамометрическим ключом. При необходимости момент затяжки довести до значений Мкр=63,7…73,6 Н.м (6,5…7,5 кгс.м).

3 Сменить фильтрующий элемент воздушного фильтра и предочиститель (при срабатывании индикатора засоренности воздушного фильтра обслуживание провести не дожидаясь СТО). Снять фильтрующий элемент, очистить бункер от пыли. Перед установкой элемента осмотреть уплотнительные прокладки, внутреннюю поверхность воздушного фильтра. Наличие пыли и грязи не допускается. Гайку крепления элемента затянуть моментом 7… 10 Н.м (0,7… 1,0 кгс.м).

При обслуживании использовать фильтрующие элементы 7405.1109560, изготавливаемые предприятиями, имеющими официальное заключение ОАО «КАМАЗ» на поставку в запасные части.

Ветошь
4 Проверить на стенде, устранить неисправности и провести техническое обслуживание ТНВД (выполняется один раз а два года). Двигатели 740.30-260, 740.50-360, 740.51-320

Отклонение начала подачи топлива секциями насоса высокого давления относительно восьмой секции насоса не должно превышать ±30′.

Порядок работы насоса: 8-4-5-7-3-6-2-1.

Порядок чередования подач секциями насоса, град.: 0-45-90-135-180-225-270-315.

Ход плунжера в восьмой секции из нижнего крайнего положения до геометрического нагнетания — (5,65±0,05) мм.

Давление, соответствующее началу открывания нагнетательных клапанов — 0,04.. .0,075 Мпа (0,3…0,75кгс.м)(для двиг. 740.50-360, 740.51-320)

Стенд

КИ-15711М-01

При положении рычага управления регулятором, соответствующем максимальному скоростному режиму, должны выполняться следующие условия:

— средняя цикловая подача топлива (ЦПТ) на пусковом режиме (частота вращения кулачкового вала (100±10) мин-1) должна быть 195…220 мм3/цикл;

— частота вращения автоматического выключения пусковой подачи топлива регулятором должна быть 280…330 мин;

— частота вращения начала действия регулятора должна быть 1140… 1160 мин-1 при давлениях масла на входе в корректор (0,25±0,05) МПа ((2,5+0,5) кгс/см2) и воздуха в корректоре 0,08…0,1 МПа (0,8… 1,0 кгс/см2);

— максимальная частота вращения автоматического выключения подачи топлива регулятором с номинального режима должна быть не более 1280 мин-1;

— средние ЦПТ, а также неравномерность подачи топлива по секциям ТНВД в зависимости от частоты вращения кулачкового вала и давления воздуха в корректоре по давлению наддувочного воздуха должны соответствовать представленным значениям в таблице 6 (при давлении масла на входе в корректор (0,25±0,05) МПа (2,5±0,5) кгс/см2 ).

Частота вращения кулачкового вала, соответствующая режиму минимального холостого хода — 300 мин-1.

Цикловая подача топлива на режиме минимального холостого хода — 15-20 мм3/цикл.

Частота вращения выключения подачи топлива регулятором при положении рычага управления регулятором, соответствующем минимальному скоростному режиму должна быть не более 470 мин-1.

Давление топлива на входе в топливный насос высокого давления на режимах от максимального крутящего момента до номинального должно быть — 0,13-0,19 МПа (1,3-1,9 кгс/см2).

Объемная подача топливоподкачивающего насоса при частоте рабочих циклов 1100… 1300 мин-1, разрежении на всасывании не менее 0,02 МПа (0,2 кгс/см2) и противодавлении не менее 0,125 МПа (1,25 кгс/см2) должна быть не менее 3 л/мин.

Разрежение на всасывании, создаваемое топливоподкачивающим насосом при полностью перекрытом сечении подводящего топливопровода, при частоте рабочих циклов 1100… 1300 мин-1, должно быть не менее 0,06 МПа (0,6 кгс/см2) для двиг. 740.30-260; 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) для двиг. 740.50-360, 740.51-320.

Максимальное давление, создаваемое топливоподкачивающим насосом при закрытом нагнетательном трубопроводе при частоте рабочих циклов 1100… 1300 мин-1, должно быть не менее: 0,5 МПа (5 кгс/см2) для двиг. 740.30-260; 0,55 МПа (5,5 кгс/см2) для двиг. 740.50-360, 740.51-320.

Перед установкой ТНВД на двигатель нужно провернуть коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока шпонка 11 вала ведомой шестерни (рисунок 49) не окажется в горизонтальном положении слева, если смотреть со стороны маховика, а фиксатор не войдет в паз на маховике. При этом следует совместить установочную метку на фланце ведомой полумуфты с указателем на корпусе ТНВД.

Двигатели 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300

Отклонение начала подачи топлива секциями насоса высокого давления относительно восьмой секции насоса не должно превышать ±0°30′.

Порядок работы насоса: 8-4-5-7-3-6-2-1

Порядок чередования подач секциями насоса, °: 0 — 45 — 90 — 135 — 180 — 225 — 270 — 315

Ход плунжера в восьмой секции из нижнего крайнего положения до геометрического начала нагнетания 5,65+0,1 мм.

Давление, соответствующее началу открывания нагнетательных клапанов 1,08-1,27 МПа (11-13 кгс/см2).

Средняя цикловая подача на пусковом режиме (частота вращения 100+10 мин-1) должна быть 195-220 мм3.

Цикловая подача на режиме минимального холостого хода 15-20 мм3.

Частота вращения кулачкового вала на режиме минимального холостого хода 300 мин-1.

Частота вращения кулачкового вала на режиме максимального крутящего момента 600-800 мин-1 для мод. 337-40 и мод. 337-42; 750-850 для мод. 337-80.01

Давление топлива на входе в топливный насос высокого давления на режимах от максимального крутящего момента до номинального должно быть 0,13-0,19 МПа (1,3-1,9 кгс/см2) для мод. 337-40 и мод. 337-42; и 0,15-0,19МПа (1,5-1,9 кгс/см2) для мод. 337-80.01.

Объемная подача топливоподкачивающего насоса при частоте рабочих циклов 1100-1300 мин-1, разряжении на всасывании не более 0,023 МПа (0,23 кгс/см2) и противодавлении 0,08-0,1 МПа (0,8-1,0 кг/см2) должна быть не менее 3,0 л/мин. для мод. 337-40, мод. 337-42 и 3,5 л/мин для 337-80.01.

Разряжение на всасывании, создаваемое топливо-подкачивающим насосом при полностью перекрытом сечении подводящего топливопровода при частоте рабочих циклов 1100-1300 об/мин, должно быть не менее 0,052 МПа (0,52 кгс/см2) для мод. 337-40 , мод. 337-42 и 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) для 337-80.01.

Максимальное давление, создаваемое ТПН при закрытом нагнетательном трубопроводе при частоте рабочих циклов 1100-1300 мин-1, должно быть не менее 0,4 МПа (4,0 кгс/см2) для мод. 337-40, мод. 337-42 и 0,6 МПа(6 кгс/см2) для мод. 337-80.01

Частота вращения кулачкового вала, соответствующая началу выключения пусковой подачи секциями насоса при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима, должна быть 280-330 об/мин.

Частота вращения кулачкового вала в момент начала действия регулятора должна быть 1140-1160 мин-1, для мод. 337-40, мод. 337-42 и 1345-1365 мин-1 для мод. 337-80.01.

Частота вращения кулачкового вала в момент выключения подачи топлива регулятором с номинального режима должна быть не более 1400 мин-1, для мод. 337-40, мод. 337-42 и 1555 мин-1 для мод. 337-80.01.

Частота вращения кулачкового вала в момент выключения подачи топлива регулятором с режима минимального холостого хода должна быть 370-470 мин-1.

Перед установкой ТНВД на двигатели мод. 740.11-240 и 740.14-300 нужно провернуть коленчатый вал до тех пор, пока шпонка вала ведущей полумуфты не окажется в нижнем положении, а фиксатор не войдет в углубление на маховике. Установить насос, совместив метки на корпусе насоса и муфте опережения впрыскивания топлива.

Перед установкой ТНВД на двигатель мод. 740.13-260 нужно провернуть коленчатый вал до тех пор, пока шпонка вала ведущей полумуфты не окажется в горизонтальном положении слева, если смотреть со стороны маховика, а фиксатор не войдет в углубление на маховике. Установить насос, совместив установочную метку на фланце ведомой полумуфты с указателем на корпусе ТНВД.

5 Сменить охлаждающую жидкость Воронка, посуда для слива, ветошь
6 Снять турбокомпрессоры для очистки (выполняется один раз в два года) Промыть внутреннюю полость корпуса компрессора, удалить отложения с поверхностей лопаток колеса компрессора. (Последовательность проведения работ см. раздел «Обслуживание системы газотурбинного наддува и охлаждения наддувочного воздуха»). Сменные головки S=17, 13, динамометрический ключ, посуда для мойки, ветошь.
7 Слить из ОНВ накопившийся конденсат Отвернуть коническую пробку, находящуюся в нижней части коллектора ОНВ. После слива конденсата, завернуть пробку обратно. Ключ-шестигранник S=5, посуда.

Средние цикловые подачи (ЦПТ) и неравномерность подачи топлива секциями ТНВД

Таблица 6

Модель ТНВД Частота вращения кулачкового вала, мин-1 Давление воздуха в корректоре, МПа Средняя ЦПТ секциями насоса, мм3/цикл Приращение средней ЦПТ по отношению к средней ЦПТ на номиналном режиме, мм3/цикл Неравномерность подачи топлива по секциям насоса, %, не более
337-40 1100±10 97-101 6
700±10 96-102 8
500±10 91-99 14
337-42 1100±10 106-110 6
700±10 110-116 8
500±10 89-98 14
337-80.01 1300±10 104-108 6
900±10 110-115 8
700±10 108-112 10
600±10 91-99 14
337-20 337-71 1100±10 0,08-0,1 104-108 12-16 6
700+10 0,08-0,1 8
500±10 0,08-0,1 106-116 14
500±10 0 75-85 16
337-20.03 1100±10 0,08-0,1 132-137 5-8 6
700±10 0,08-0,1 137-143 8
500±10 0,08-0,1 125-135 14
500±10 0 80-90 16
337-20.04 1100±10 0,08-0,1 147-152 7-10 6
700±10 0,08-0,1 155-160 8
500±10 0,08-0,1 140-150 14
500±10 0 80-90 16

Руководство по эксплуатации

Регулировка сцепления КамАЗ включает в себя этапы:

  • контроль и выставление свободного хода педали управления сцеплением;
  • регулировка хода муфты управления сцеплением;
  • проверка хода толкателя привода с пневмоусилителем.

Инструкция по эксплуатации рекомендует вести настройку сцепления следующим образом:

  1. Установить ход педали в пределах 6-12 мм. Замер производится по средней части площадки для ноги. Изменение хода выполняется при помощи вращения эксцентрика, регулирующего зазор между поршнем и штифтом поршня главного тормозного цилиндра. Настройка выполняется при отпущенной педали. Гайка эксцентрика после регулировки затягивается и фиксируется шплинтом.
  2. Проверить рабочий ход педали. При правильно установленном зазоре ход варьируется в пределах 185-195 мм.
  3. Ход муфты изменяется сдвигом рычага, установленного на вилке. Смещение производится при помощи гайки. Нормальный ход составляет 3,2-4 мм.
  4. Ход толкателя измеряется при полностью нажатой до пола педали. Величина хода должна составлять не менее 25 мм. На уменьшение хода оказывает влияние некорректный свободный ход педали, а также утечки жидкости или завоздушивание контура.

Электрическая схема вездехода имеет напряжение 24 В, в качестве отрицательного проводника применяется кузов автомобиля. Источниками питания являются две батареи емкостью по 190 А*ч и генератор, установленный на двигателе.

Обслуживание и ремонт

В данном разделе рассмотрим, как провести ремонт Камаз 43114.

Техническое обслуживание большегрузного автомобиля включает в себя следующие виды работ:

  • контрольно-диагностические;
  • крепежные;
  • монтажно-демонтажные;
  • электротехнические;
  • проверка отдельных узлов автомобиля.

Проведение технического обслуживания должно осуществляться на специальном оборудовании и стендах.

Ремонтные работы могут проходить как при полной, так или частичной разборки узла КамАЗа. При обычном ремонте можно производить замену любых деталей, кроме базовых. Базовыми деталями считаются наиболее дорогие части автомобиля, например корпус. При проведении ремонтных работ следует учесть несколько важных моментов:

  1. При проведении ремонта двигателя и его охлаждающего механизма или его деталей, перед разбором необходимо проверить агрегат на специальном электронном оборудовании. Это поможет собрать достоверную информацию о неисправности и выявить ее причину.
  2. Перед тем как приступить к диагностике двигателя следует тщательно его прочистить от загрязнений. Снимать или устанавливать двигатель стоит при помощи специального подъемного механизма на профессиональном стенде, иначе есть вероятность его повреждения.
  3. Собирать или разбирать детали автомобиля нужно только на специализированном для этого вида работ стенде, используя при этом специальное оборудование и инструменты.
  4. Собирать детали необходимо в обратном порядке их разборке. Поэтому при разборе необходимо записывать все совершенные действия и сколько времени на них было затрачено.
  5. Детали, которые были приварены друг к другу стоит разбирать, если без этого осуществить ремонт невозможно.
  6. Из блока следует удалить все скопившееся масло, если необходимо осуществить процесс затягивания болтов.
  7. Строго устанавливайте детали, которые идут в паре, их можно менять только в комплекте.
  8. Все детали автомобиля отделять друг от друга нужно аккуратно, используя при этом специальные инструменты, иначе можно повредить механизмы, и они станут непригодными для эксплуатации.

Для того, чтобы проверить технического состояние большегруза нужно придерживаться следующим правилам:

  1. После разборки части автомобиля необходимо все его детали очистить от пыли, ржавчины и грязи. Алюминиевые и цинковые части не стоит промывать в щелочных растворах.
  2. Для проведения диагностики деталей нужно тщательно их осмотреть с помощью магнитного микроскопа или лупы.
  3. Если детали имеют следующие характеристики, то их следует отремонтировать или заменить:
  • обгоревшие;
  • с существенными сколами;
  • детали с трещинами на рабочей поверхности;
  • детали,использующиеся для крепежа, которые имеют сколы в резбавой части;
  • винты и гайки, которые пришли в непригодный для использования вид;
  • шпилинтовочная проволка с ослабленным натяжением;
  • детали, сделанные из резины, которая потеряла свои эластичные свойства;
  • шланги, на которых образовались трещины;
  • деформированные латунные муфты или металлические трубки;
  • топливные баки, которые начали протекать.

Перед сборкой все детали должны быть подготовлены и отремонтированы или заменены. По технике безопасности не стоит проводить сложные ремонтные работы самостоятельно, для этого лучше обратиться в профессиональную мастерскую.

Отзывы владельцев и водителей КАМАЗ-65115

Согласно тем, кто владел транспортом или управлял им, главными можно назвать такие качества:

  1. Оптимальные потребительские характеристики для эксплуатации на территории России и стран СНГ.
  2. Ремонтопригодность.
  3. Надёжность.

Многим нравится большое количество обычных сервисных центров и предложений от дилеров, поэтому текущий ремонт и обслуживание производят в кратчайшие сроки, без серьёзных денежных затрат. Не возникает никаких проблем с расходными материалами.

Отмечают отдельно и простоту обновления технопарка. По сравнению с более новыми моделями эта гораздо проще при эксплуатации и ремонте, техническом обслуживании.

Большинство владельцев остаются довольными, хотя в сборке и качестве хватает мелких недочётов. Некоторые пишут о капризности и ненадёжности двигателя. Но много пользователей, которые проехали более двухсот тысяч километров, продолжают эксплуатацию.

У этой модели КАМАЗа есть множество сильных сторон, но в полной мере они проявляются только при правильном уходе, соблюдении всех требований во время эксплуатации. Отличное средство передвижения для тех, кто не упускает из виду ни одной детали.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]