Как в СССР научились делать лучшие в мире тягачи и грузовики: история развития КамАЗа


Рождение легенды

В 1960-е годы в Советском Союзе ощущалась острая нехватка грузовиков, способных нести груз весом более 8 тонн. При этом разработка автомобилей подобного класса уже велась, но в стране не было производства подходящей мощности. В 1969 году правительство приняло решение о строительстве нового завода. Регионы соперничали за право принять стройку, ведь это означало гигантский приток в область средств и ресурсов на долгие годы. В результате были выбраны Набережные Челны, на тот момент небольшой городок в Республике Татарстан. На выбор города повлияло его расположение в центре европейской части СССР, близость железнодорожных и речных путей. Важным условием стало наличие рядом с городом уже строящейся Нижнекамской ГЭС.

Предприятие стало градообразующим. За первые пять лет строительства население Набережных Челнов выросло в шесть раз: с 37 тысяч до 231 тысячи жителей. На ударную комсомольскую стройку съезжались со всего Союза. Кроме самого завода строилось жилье, коммуникации, инфраструктура, больницы, школы и многое другое.

Это была поистине грандиозная стройка. Более 2000 подрядчиков по всей стране выполняли заказы для строительства завода КАМАЗ. 700 зарубежных компаний предоставили свое оборудование и технологии. Мощности предприятия закладывались из расчета на выпуск 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч двигателей в год. В 1973 году была закончена первая очередь строительства корпусов завода-гиганта.

Об истории создания Зил-170

Техническое задание на проектирование опытного ЗиЛ-170 подразумевало создание девяти модификаций большегрузных автомобилей с колёсной формулой 6х4 для работы в составе автопоездов весом до 26,5 тонн и шести полноприводных машин.

В это проектируемое семейство автомобилей в итоге вошли: трёхосный грузовик ЗиЛ-170, длиннобазный трёхосный грузовик ЗИЛ-170А, короткобазное трёхосное шасси под самосвал ЗИЛ-170С, трёхосный седельный тягач ЗИЛ-170Т, для работы с полуприцепами массой до двадцати тонн. Первым из вышеперечисленных автомобилей, в 1968 году, был изготовлен один опытный образец трёхосного седельного тягача ЗИЛ-170Т. Остальные опытные грузовики завод имени Лихачёва выпустил в следующем, 1969 году.

В мае 1969 года первый опытный образец автомобиля ЗиЛ-170 (седельный тягач ЗиЛ-170Т) прошёл ходовые испытания на участке автотрассы Углич–Рыбинск. По итогам пробега сделали вывод, что 180-сильной мощности ярославского дизеля ЯМЗ-6Э641 для автомобиля такого класса получается недостаточно. Установка же восьмицилиндрового 240-сильного ЯМЗ-238 увеличивала бы моторный отсек и потребовала бы полной перепланировки кабины. Но потом в Ярославле был разработан ЯМЗ-740 (он же будущий КамАЗ-740), и всё стало на свои места.

«Принимай, Родина, первый КАМАЗ!»

С таким лозунгом на борту первый серийный грузовик под маркой Камского автомобильного завода с модельным номером 5320 сошел с конвейера 16 февраля 1976 года. В городе стоял счетчик, который отсчитывал время до выпуска КАМАЗа. Это был настоящий праздник для Набережных Челнов и для всей страны. Сегодня тот первый автомобиль хранится в музее завода.

КАМАЗ-5320 с минимальными изменениями выпускался до 2001 года, и до сих пор его можно встретить на дорогах России и соседних стран. Кабина КАМАЗ-5320 сегодня может показаться спартанской, но тогда она считалась одной из самых комфортных и безопасных в своем классе. Неприхотливость в обслуживании и доступный ремонт стали визитной карточкой КАМАЗа. К концу 80-х годов страну покрыла сеть фирменных автоцентров, проводивших техобслуживание и поставлявших запчасти для грузовиков.

Спустя чуть более десять лет с момента производства первого автомобиля предприятие в 1988 году отметило юбилей − выпуск миллионного грузовика. По подсчетам специалистов за первые десять лет работы КАМАЗ полностью оправдал все вложенные в него средства.

В том же 1988 году на заводе была создана гоночная команда «КАМАЗ-мастер», которая взяла на себя миссию проверять надежность грузовиков на международных ралли внедорожников. С тех пор экипажи команды на модернизированных «КАМАЗах» 16 раз становились победителями самого престижного в мире ралли «Дакар», а также три раза первенствовали в Кубке мира по внедорожным ралли.

Несмотря на непростую ситуацию в 90-е годы, когда заводы бывшего СССР закрывались один за другим, КАМАЗ оставался в строю и выпускал новые модели грузовиков. В 2000-е годы предприятие вышло на мировой уровень, создало совместные производства с партнерами из США, Германии, Индии и других стран. Экспорт техники в 2007 году достиг максимального на тот момент значения − 13 444 единицы в год.

КАМАЗ — история становления крупного российского автопроизводителя

КАМАЗ — отечественный производитель грузовой техники и силовых агрегатов, действующий с 1976 года. Предприятие занимается производством: автобусов, электробусов, водоробусов, тракторов, комбайнов, электростанций и комплектующих к ним. Основная производственная площадка расположена в Набережных Челнах. Главной целью создания нового завода стало восстановление экономики СССР, которая остро нуждалась в грузовой технике. Нужно было освоить сборку автомобилей с грузоподъемностью 8 – 20 тонн и оснастить их дизельными моторами. Предприятия, которые существовали в 1960 годах, данную потребность обеспечить в нужном объеме не могли.


Фото: «CAR.RU»

В 1969 году было принято решение приступить к строительству завода в Татарской республике. Для этой цели выбрали почти идеальное местоположение, которое обеспечивало открытый доступ к крупным дорогам и ж/д-путям. По первоначальному плану, завод должен был выпускать до 150 000 автомобилей ежегодно.

В декабре того же года развернули строительные работы. Через 2 года удалось отстроить первые здания на площадке. Общая площадь территории превышала 3000 кв.м. Готовые цеха быстро оснастили необходимым для выпуска транспортных средств оборудованием. Уже в то время большая часть систем была автоматизирована для удобства сборки комплектующих. Известно, что технику для производственной площадки поставляли из стран Европы и США. Чтобы привлечь сотрудников, начали отстраивать первые дома для их проживания.


Грузоподъемность готовой техники составляла 10 – 20 тонн — в зависимости от модификации

Завершили строительство в 1975 году. За год до этого на экспериментальной площадке собрали первый силовой агрегат, работающий на дизельном топливе. Первый автомобиль выехал из цеха в феврале 1976 года. Речь идет о КамАЗ-5320 — трехосном грузовике, который был построен на базе ЗИЛ-170. Грузоподъемность готовой техники составляла 10 – 20 тонн — в зависимости от модификации. В оснащении предусматривался силовой агрегат, мощностью 210 л.с., который мог разгонять машину до максимальных 90 км/час. Первый построенный экземпляр сохранился, и сейчас находится в музее марки.


Огромная прибыль отмечалась в 1980 годах. Всего за 10 лет работы удалось окупить все расходы, которые ушли на строительство завода

В конце 1976 года был издан приказ об организации серийной сборки транспортных средств. Планировалось построить 15 000 единиц техники за год, но предприятие сумело справиться с заказом раньше срока. В результате план был превышен на 7000 единиц.

Летом 1979 года на конвейере собрали 100 000 грузовиков — это был рекорд. В 1987 году на предприятии наладили выпуск модели ВАЗ-1111 “Ока”. Выпускалась данная модель до 1994 года.

Огромная прибыль отмечалась в 1980 годах. Всего за 10 лет работы удалось окупить все расходы, которые ушли на строительство завода. Автомобили КамАЗ пользовались спросом, так как перевозили большую часть грузов по стране. Количество людей, проживающих в жилом комплексе завода, выросло до 400 000. В 1983 году произошло неприятное событие — пожар, который охватил почти всю территорию. Несмотря на нанесенный ущерб, завод приступил к работе уже в следующем году.


Основную долю на производстве занимают тягачи и самосвалы

В современности КамАЗ занимается выпуском различной техники. В 2010 году в партнерстве с FIAT началась сборка дорожной техники. За год удавалось собирать более 3000 тракторов и с/х-машин. В 2011 году построили 45 000 единиц. Основную долю на производстве занимают тягачи и самосвалы.

Итог. КАМАЗ — отечественное предприятие, которое было основано в 1960 годах. Техника марки пользовалась спросом в СССР и продолжает продаваться в современной России.

Не только грузовики

КАМАЗ известен не только выпуском грузовой техники под собственным брендом. С 2000 года на Нефтекамском автозаводе, дочернем предприятии КАМАЗа, производятся городские автобусы «НЕФАЗ», которые сегодня можно увидеть во многих городах России.

В настоящее время КАМАЗ производит электробусы, разработанные совместно с российскими инженерами из Drive Electro. Электробусы превосходят традиционный общественный транспорт по показателям шума, экологичности и экономичности. Сегодня по Москве курсирует 30 электробусов производства КАМАЗа, и в ближайшее время ожидается поставка нового экотранспорта и зарядных станций.

Другой перспективный проект, который начали тестировать в 2015 году, – разработка беспилотного автомобиля. Уже в 2016 году КАМАЗ совместно с научным институтом НАМИ презентовал концепцию проекта «Шатл», небольших беспилотных автобусов для города. Первые беспилотники в рамках проекта прошли тестирование на ограниченных территориях: площадках вузов, наукоградов, выставочных комплексов. Тем временем правительство занимается урегулированием законодательства о беспилотных транспортных средствах.

КАМАЗ- великое дитя застоя

Многие уверены: такое было возможно только в СССР — за каких то шесть лет, практически на пустом месте, был создан гигант автомобильной индустрии. Даже конгресс США признавал, что решить такую задачу рыночными методами невозможно. Действительно — невозможно, но пример Советского Союза здесь не единственный. Примерно такими же мобилизационными методами при активнейшем участии государства создавались крупнейшие японские и корейские корпорации — Mitsubishi, Mitsui, Daewoo и др. Многие из них здравствуют по сей день, но уже в качестве частных транснациональных компаний.

К моменту решения ЦК КПСС насчет строительства автозавода Набережные Челны были заштатным провинциальным городком с 27 тыс жителей и минимумом промышленности. Зато городок был очень удачно расположен — в самом центре страны на пересечении двух водных артерий — Камы и Волги, вблизи крупных железных дорог, позволявших обеспечить будущий завод необходимыми стройматериалами, сырьем и комплектующими.

Строительство КАМАЗа по сути было повторением истории советской индустриализации, только без перегибов и репрессий. Государственный капитал, мобилизация рабочей силы (население города росло на 30-40 тыс человек в год), использование передового зарубежного опыта. В итоге СССР получил завод способный выпускать десятки тысяч автомобилей в год.

Причем здесь Америка?

Американцы тогда получили повод позлорадствовать: советский завод построили США! Не совсем так. В оснащении КАМАЗа участвовали более 700 иностранных компаний, европейских, американских, канадских и японских. А еще 2 тыс советских предприятий. Кстати, это хорошая иллюстрация масштабов проекта; для сравнения, в проекте по созданию советского «шаттла» «Буран» участвовало 3 тыс. предприятий. Еще один интересный момент: для привлечения западных компаний СССР использовал кредиты, полученные в США. Вот так акулы капитализма в очередной раз поучаствовали в грандиозной социалистической стройке.

Все грандиозные проекты СССР быстро обрастали всевозможными мифами. Например, якобы трубы большого диаметра в 1970-х годах нужны были СССР не для газо- и нефтепроводов, а для производства ракет, сам газопровод в Европу строился для того, чтобы в случае войны обеспечить топливом армады советских танков. Вот и КАМАЗ, если верить слухам, всего за три месяца может перейти с выпуска грузовиков на выпуск танков.

Жизнь после смерти

К5 − самая ожидаемая новинка года

К своему 50-летию КАМАЗ готовит уникальный подарок – запуск в серийное производство первого тягача КАМАЗ-54901 из нового семейства K5. Автомобили поколения K5 знаменуют собой выход предприятия в премиум-сегмент. Первый предсерийный тягач уже проходит обкатку и испытания.

Новая модель отличается усовершенствованной эргономикой, современными узлами и агрегатами. Особенное внимание уделено кабине, которая выполнена по всем последним стандартам безопасности и комфорта. Семейство K5 будет оснащаться рядным 6-цилиндровым двигателем Р6 с мощностью от 380 до 550 л.с. и ресурсом 1,5 млн км, что соответствует лучшим мировым аналогам этого класса.

Модернизация производства, создание нового модельного ряда, выход на мировые рынки – все это было бы невозможно без инвестиций. В 2022 году в рамках совместного инвестиционного проекта Госкорпорация Ростех выделила КАМАЗу 5,5 млрд рублей.

К полувековому юбилею КАМАЗ приходит крупнейшим российским производителем тяжелых грузовых машин, который соответствует всем современным трендам. Это и цифровизация производства, и развитие экотранспорта, и разработка беспилотников. КАМАЗ возвращает себе статус градообразующего предприятия, все активнее влияя на социальную сферу Набережных Челнов. Изменения последних лет на КАМАЗе заложили мощную базу для дальнейшего успешного развития предприятия.

Особенности грузовика ЗиЛ-170

Автомобиль ЗиЛ-170 в значительной степени отличался от уже выпускавшихся в Советском Союзе грузовых машин с дизельными двигателями (имеются в виду КрАЗы Кременчугского и МАЗы Минского автозаводов). Отличался как по конструкции, так и по компоновке основных узлов и агрегатов.

  • Новый дизельный V-образный силовой агрегат;
  • оригинальное сцепление – двухдисковое с промежуточной плитой, с пневмогидроусилением и дистанционным управлением,
  • пятиступенчатая синхронизированная коробка переключения передач с передним делителем, который превращал её в десятиступенчатую,
  • раздельный привод пневматических тормозов на передний и задние мосты,
  • ведущие задний и средний мосты с межосевым блокируемым дифференциалом,
  • рулевое управление с современным гидроусилением,
  • усовершенствованные рессоры,
  • карданная передача, проработанная в целях увеличения долговечности службы,
  • реактивные штанги с инновационным комплексным уплотнением,
  • бездисковые, спицевые колёса с шинами новой модели,
  • новая цельнометаллическая грузовая платформа,
  • просторная, удобная и комфортная (на тот момент) кабина, с возможностью устройства полноценного спального места,
  • возможность работы в составе автопоезда.

Это были особенности качественно нового грузовика, которые позволяли сделать огромный шаг вперёд в производстве советских массовых грузовых автомобилей.

Вообще, впервые в истории отечественной автомобильной промышленности на грузовике применили делитель в коробке переключения передач, увеличивающий число ступеней с пяти до десяти.

Были и другие оригинальные технические решения. К примеру, «накладные» двери кабины, не входящие заподлицо в дверной проём. Это удешевило производство штампованных деталей. Двери «фланцевого типа») стыковались с кабиной внахлёст, что позволяло меньше заботиться о зазорах между дверью и кабиной и обеспечивало непродуваемость кабины.

Колесная формула 6×4 для нового грузовика была выбрана не случайно. Непрерывный рост грузоподъёмности серийных (например, грузоподъёмность ЗиЛ‑130 со временем выросла с четырёх до шести тонн), приводил к такому же постоянному росту нагрузки на оси автомобилей. Это негативно сказывалось на состоянии и без того неидеальных советских дорог. А у перспективного грузовика ЗиЛ-170 грузоподъёмностью 8 тонн расчётная нагрузка на оси не превышала шести тонн. Решено было уменьшить нагрузку на дорожное полотно, сделав автомобиль трёхосным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]