На дорогах России «тяжеловес»!Самосвала Yarovit Gloros A3501D

В период перехода к рыночной экономике все отечественное автомобилестроение сильно изменилось. Объемы производства у большинства предприятий уменьшились, а отдельные заводы прекратили свое существование; оказачись маловостребованными некоторые прежде массовые виды автотранспортных средств. Однако в то же время получили развитие новые, необходимые в современных условиях семейства, были созданы новые типы АТС, появились и новые предприятия-изготовители автомобильной техники. Одно из них — петербургская , создавшая и представившая на МИМС—2004 семейство тяжелых грузовых автомобилей.
Специализация фирмы — АТС высокой грузоподъемности для тяжелых дорожных и климатических условий эксплуатации, занимающие, по существу, промежуточное положение между магистральными тягачами и карьерными самосвалами. Все ее модели (торговая марка — «Яровит») строятся по модульному принципу. Модельный ряд состоит из трех семейств: с кабиной над двигателем («Глорос»), капотной компоновки («Догмус») и с кабиной перед двигателем («Ордекс»). Основные колесные формулы — 6 х 6, 8 х 8, 10 х 8, но предусмотрены и упрощенные варианты (6 х 4, 8 х 6, 8 x 4, 10 x 6) с различным расположением ведущих и ведомых осей.

Производство автомобилей начато с семейства с кабиной над двигателем, предназначенного для применения в различных отраслях промышленности, на дорогах общего использования, технологических дорогах и в условиях бездорожья. В качестве модулей для «Гло-росов» выступают агрегаты и узлы производства ведущих в своих областях мировых фирм.

В частности, силовые агрегаты автомобилей — дизели «Дойц» (V-образные шестицилиндровые, рабочим объемом 11,9 и 15,9 л, мощностью 330 и 440 кВт, или 449 и 598 л. с.), «Камминз» (рядные шестицилин-дровыс, 11-литровые, мощностью 250—317 кВт, или 340—430 л. с.), «Катерпиллер» (рядный шестицилиндровый, 12-литровый, мощностью 246—271 кВт, или 335—505 л. с.). В комплектацию любого из них может входить предпусковой подогреватель «Термо 90S » .

Автомобили в зависимости от назначения оснащают коробками передач , «Алли-сон». «Итон». Так, для АТС, работающих с большими нагрузками на малых скоростях, предназначены механические 16-ступенчатые коробки «ZF-Фридрихшафен» (максимальный крутящий момент — 2,2—1,1 кН • м). Среди восьми предлагаемых ею моделей и модификаций коробок есть варианты со встроенным гидравлическим тормозом-замедлителем (ретардером), позволяющим разгрузить тормозную систему автомобилей и автопоездов при эксплуатации на горных дорогах, и гидравлическими муфтами, обеспечивающими высокую плавность переключения без существенного (по сравнению с ГМП) снижения КПД. Для условий эксплуатации, требующих частого переключения передач с минимальным временем разрыва потока мощности, используются шестиступенчатые автоматические коробки передач «Аллисон HD4560» (максимальный крутящий момент —2.1 кН • м) с коробками отбора мощности, ретардером или без них (всего — четыре модификации).

Раздаточные коробки на автомобилях семейства «Глорос» — либо ЗАО «Яровит моторс». Все они механические двухступенчатые, рассчитанные на передачу крутящего момента 25 кН • м (мод. ZF—VG2000) и 30 кН • м (ZF-VG2700 и «Яровит»). Причем коробка собственного производства оказалась значительно легче импортного аналога (380 кг против 450).

Модификации и комплектации автомобилей семейства будут оснащать ведущими и ведомыми мостами и «Экселтек», применяющимися также на тяжелой технике «ДАФ», «Вольво», «Сису», «Джинаф» и др. Например, у «Яровит» закупает неведущую, управляемую ось, ведущие управляемый и проходной управляемый мосты, рассчитанные на нагрузку 10 т; ведущие неуправляемые мосты, а также ведущие тележки из двух (тандем) и трех (трайдем) мостов, каждый из которых способен нести нагрузку 13 или 16 т (в зависимости от модификации). Передаточные числа ведущих мостов — 4,65, 5,56 или 6,36.

поставляет «Яровиту» неведущие управляемые оси, рассчитанные па нагрузку 11,6 и 10 т, ведущий управляемый мост — на 10, управляемый тандем — на 20, неуправляемые тандемы — на 26 и 32, трайдем — на 55 т. Их передаточные числа — 4,63, 5,05 или 5,6.

Несущая система автомобилей «Глорос» — рама, которая состоит из лонжеронов, изготовляемых фран-цузским подразделением из хладостойкой стали «Домекс» (разработка фирмы SSAB), поперечин и усилителей, собираемых с помощью высокопрочных фланцевых само контрящихся болтов (класс прочности 10.9).

Подвеска автомобилей — традиционной конструкции: рессорная, с телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Рессоры — малолистовые, поставляются и др.; амортизаторы — «Грип» и «Монро» (служат одновременно ограничителями хода отбоя на задних мостах).

Рулевое управление «Глоросов» — довольно сложная, но надежная гидравлическая система, представляющая собой два изолированных контура и сохраняющая управляемость АТС при выходе из строя как отдельных ее элементов (насосы, клапаны и цилиндры дублируются), так и разгерметизации одного из контуров. Работоспособной система остается также при внезапной остановке двигателя и буксировке шасси с выключенным двигателем, так как насосы приводятся не только от двигателя, но и от колес шасси, Рулевые механизмы для комплектации «Глоросов» поставляет отделение «Ленксистем» .

Для торможения автомобили семейства помимо рабочей имеют дополнительную и аварийно-стояночную системы.

Рабочие тормоза — двухконтурные пневматические. Тормозные механизмы — барабанные с автоматической регулировкой зазоров, их конструкция такова, что исключает попадание на рабочие поверхности воды и пыли. В пневмосистеме предусмотрены фильтры грубой и тонкой очистки и осушитель воздуха, обеспечивающие надежность работы тормозов при отрицательных температурах и долговечность системы. Все автомобили комплектуют АБС с функцией ограничения максимальной скорости (контроллер АБС связан с системой управления двигателем).
Показатель Автомобили «Яровит Глорос»
Тип б х б 8 x 8 10 x 8 8 x 6 шасси шасси шасси самосвал Масса автомобиля, т: полная* 35/41 44/50 59/68 50 снаряженная 10,3 12,4 14,4 17,2 Грузоподъемность*, т 24,7/30,7 31,6/37,6 44,6/53,0 32,7 Допустимая полная масса автопоезда, т 62 72 200 — Габаритные размеры, мм: длина 6950 8200 9560 9000 ширина 2550 2550 2550 2550 высота 3200 3200 3200 3300 База, мм 3400+1400 1700+2980+1400+1400 1700+2980+1400 1700+3100+1400 Монтажная длина рамы (длина кузова), мм 4,5-5,0 5,75-6,25 7,56 6,0 Погрузочная (монтажная) высота, мм 1250 1250 1250 1550 Объем кузова, м3 — — — 21 Двигатель: мощность, кВт (л. с.) 300(408)/317(425) 400(544) 300(408)/317(425) крутящий момент, Н • м 1960/2100 2350 1960/2100 Коробка передач: число ступеней 16 16 16 16 диапазон передаточных чисел 13,8-0,84 13,8-0,84 13,8-0,84 13,8-0,84 Раздаточная коробка: число ступеней 2 2 2 2 передаточные числа 1,522 и O,826; 1,536 и 0,89 или 1,536 и 0,89 Ведущие мосты: грузоподъемность (задних), т 13/16 13/16 13/16 16 передаточные числа 4,65 4,65/5,56 5,56/6,36 5,56 Шины: передних осей 385/65R22.5(160J)/12.00R24(160K) I2.00R24 12.00R24 задней тележки 315/80R22.5(156K)/12.00R24(160K) I2.00R24 12.00R24 Максимальная скорость, км/ч0 Запас топлива, л 400 400 400 400 или 500 •При ограничении максимальной скорости (60 км/ч) грузоподъемность и полная масса шасси 6×6 и 8×8 т могут быть увеличены соответственно на 3 и 4 т. Дополнительная тормозная система — моторный тормоз с пневматическим приводом; аварийное и стояночное торможение — за счет пружинных энергоаккумуляторов.

Для семейства разработано четыре типоразмера двухместных кабин, отличающихся высотой и длиной. При этом в низкой короткой, предназначенной, главным образом, для строительной техники, предусмотрено одно складное спальное место, в низкой удлиненной — повышенной комфортности — одно (стационарное) спальное место; в высокой короткой и удлиненной, которой оснащают автомобили для перевозок тяжелых крупногабаритных грузов на большие расстояния, два спальных места.

Все кабины — каркасно-панельные: на сварной металлический каркас наклеены стеклопластиковые внешние и внутренние панели, а пространство между ними заполнено вспененным полиуретаном. Такая конструкция обеспечивает комфортные условия для работы водителя и в жарком, и в холодном климате.

Аналогично выполнено и основание кабины, что позволило эффективно изолировать ее внутреннее пространство от шумового и теплового воздействия.

Все варианты исполнения кабин имеют подвеску, состоящую из четырех пружин со встроенными амортизаторами, но по заказу подвеска кабины может быть заменена на пневматическую.

Благодаря большой площади остекления водитель имеет хороший обзор, а двойные стеклопакеты (вариант «северная комплектация») позволяют сохранить его при самых низких температурах окружающей среды. Учитывая большие размеры ветрового стекла конструкторы предусмотрели возможность его замены, по желанию потребителя, на составное, из двух частей.

Система отопления и вентиляции кабины включает, помимо основного отопителя, независимый воздушный малошумный отопитель «Эйр Топ-2000» и систему кондиционирования воздуха.

На приборной панели особое место уделено переключателям и индикаторам включения блокировок дифференциалов. Причем при блокировании дифференциалов передних мостов включается специальный сигнализатор, предупреждающий о снижении управляемости АТС. Предусмотрен на панели и электронный дисплей, куда выводится информация со штатного тахографа, который может быть заменен на цифровой (в странах ЕС обязателен с 08.2004 г.), для чего система измерения скорости имеет соответствующие выводы.

Как видим, автомобили «Яровит» спроектированы из весьма надежных и дорогих компонентов, поэтому, естественно, не могут быть дешевыми. Однако к конкуренции с продукцией других изготовителей фирма готова: качественный уровень автомобилей новых семейств будет совершенно иным, чем у близких по назначению отечественных АТС, а цена — значительно ниже, чем у зарубежных аналогов. Более того, она непременно будет снижаться. В первую очередь за счет освоения сборки ряда необходимых узлов на территории России (совместно с фирмами-разработчиками этих компонентов).

Жив, курилка!

История кабины грузовиков «ТОНАР» весьма тривиальна. Изначально на грузовиках «Тонар» использовались китайские кабины «Шаньси» по лицензии MAN F2000, поскольку проектировать и тем более изготовлять самостоятельно такой сложный и сертифицируемый компонент, как кабина, дорого и невыгодно при годовой потребности в сотню штук. Естественно, их и закупали у китайских лицензиатов.

Новые кабины Hubei Qixing Truck & Cabin Manufacturing Co., Ltd поставляет китайский партнёр. Но просто удивляет обилие пепельниц! Тут вспомнился анекдот о китайском качестве: признаком необходимости замены автомобиля является заполнение пепельницы (в 1920-х этот анекдот ходил про Ford T, а с 1960-х был актуален для японских малолитражек и британских легковушек).

Но при таком обилии пепельниц и решении Госдумы РФ о запрете курения на рабочем месте этому самосвалу уготована долгая жизнь! Я, например, не курю…

По дорогам и без них

С первых метров движения стало понятно – на ходу машина воспринимается гораздо лучше, чем в статике. Двадцатипятитонный монстр довольно чутко реагирует на движения руля несмотря на длинную базу, КП балует чёткими переключениями. А вот и холмик из щебня, за которым глубокая весенняя колея. Уп-с! Всё наше колёсное хозяйство сейчас задействовано и находится в самых разных позах и уровнях, но самосвал стабильно прёт! Потом был ещё ряд экспериментов с равниной, грунтом, пересечённой местностью, несколько лихих кругов по площадке и манёвры задним ходом. Я остался доволен. От китаефобии и места не осталось! Подруливающие оси на поперечных перекосах компенсируют напористость ведущей задней тандемной тележки. Кстати, чем мягче грунт, тем выше эффект от подруливания. Но к этим манёврам стоит привыкнуть.

Радиус поворота, конечно, велик по отношению к стандартному грузовику близких габаритов, но не настолько, чтобы с опаской озираться на сколь-нибудь узкую площадку. Нужно уметь использовать её с выгодой для себя. В остальном машина словно рождена для масштабных евроремонтов. Может, в этом и заключался неуспех аналогичных неуклюжих внедорожных «Яровит Глорос», которых конструкторы разрабатывали для тяжёлых случаев, а менеджеры пускали едва ли не на сбор урожаев? В удачной машине не должно быть противоречий!

Первенец новой модели вернулся на завод после испытаний в Кемеровской области

Порожнему «Тонару» не свойственно козление, и его проходимость на глазок пригодна лишь к универсально-дорожному движению (т. е. удовлетворительна на грейдере). Всегда нужно учитывать торможение пассивных управляемых 2-й и 3-й осей. В совокупности это и задаёт условия эксплуатации – технологические обустроенные дороги с твёрдым покрытием, пригодные для движения тяжёлых и карьерных самосвалов с пониженным коэффициентом сцепной массы, доходящим до 0,4.

«Комментарии» для органов власти…

В соответствии с п.1.2. Приложения № 4 к Техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720 в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.09.2010 г. № 706 и от 06.10.2011 г. № 824):«При измерении ширины не учитываются следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве:» … «устройства крепления тента и элементы их защиты».

Кузов рассчитан на плотность перевозимого материала 0,9–1,3 т/м3, но не рассчитан для первичной разработки глиняных и песчаных карьеров. С учётом футеровки самосвала и шасси это является удачным соотношением для карьеров и перерабатывающих комплексов, работающих на дальнем плече, где проходимость не является решающим фактором.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]