Выберите транспорт для ремонтаРемонт трактора МТЗ-82

Руководство по ремонту тракторов Минского завода. Нюансы проведения ремонтных работ

Трактора МТЗ являют собой лучшие образцы сельскохозяйственной техники, представленной на отечественном рынке. Они не только надёжные, многофункциональные, неприхотливые в уходе и обслуживании, но и достаточно экономичные, что особенно актуально в современных условиях. Но какой бы отказобезопасной не была техника, по мере эксплуатации происходит естественное изнашивание её отдельных узлов и агрегатов. В этой ситуации есть только одно решение — ремонт тракторов МТЗ, об особенностях проведения которого мы и поговорим.

Ремонт двигателя трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Дизельный двигатель в сборе (рис. 2.1.6) снимают с трактора для ремонта или замены при выявлении трещин в блоке цилиндров, подозрительных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном зазоре хотя бы в одном из сопряжений «шейка коленчатого вала — вкладыш».

Какой вид ремонта двигателя МТЗ произвести (капитальный или текущий) решают при обмере основных параметров: поршневых пальцев, поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей.

Вначале проверяют состояние шатунных подшипников и шеек коленвала.

С этой целью снимают поддон картера, маслопроводы, масляный насос (рис. 2.1.7), крышки шатунов, измеряют диаметр шатунных шеек коленчатого вала (см рис. 2.1.8).

Рис. 2.1.6. Двигатель трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в сборе: 1— поддон картера; 2 — коленчатый вал; 3 — шатун; 4 — маховик; 5 — распределительный вал; 6 — блок цилиндров; 7 — головка цилиндров; 8 — крышка головки цилиндров; 9 — колпак; 10 — клапан; 11 — пружина клапана; 12 — поршень; 13 — штанга; 14 — вентилятор

Диаметр шатунных шеек МТЗ-80, МТЗ-82 необходимо замерять в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной к продольной оси шатуна.

При превышении овальности шеек свыше допустимого или если диаметр их стал меньше нижнего допуска соответствующей размерной группы, то коленвал нужно снять (рис. 2.1.9, 2.1.10) и отдать на перешлифовку до следующего ремонтного размера.

Рис. 2.1.7. Как снять маслянный насос МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — нагнетательный трубопровод; 2 — масляный насос Рис. 2.1.8. Как замерить диаметр шатунных шеек коленвала МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — микрометр; 2 — шатунная шейка коленчатого вала
Рис. 2.1.9. Как снять коленвал МТЗ-80, МТЗ-82 Рис. 2.1.10. Как снять заднюю опору коленвала МТЗ-80, МТЗ-82 1 — задняя опора; 2 — болты крепления задней опоры

Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленвала двигателя Д-240

Обозначение размерной группыВеличина размера, мм
Н168,16—68,17
Н267,91—67,92
Д167,66—67,67
Р167,41—67,42
Д267,16—67,17
Р266,91—66,92
ДЗ66,66—66,67
РЗ66,41—66,42

Фактически, кроме ремонтных размеров (P1, Р2, Р3), чередуещихся через 0,5 мм и установленных заводом-производителем двигателя, при незначительных износах шейки коленчатого вала оттачивают под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ), сменяемые с ремонтными размерами через 0,25 мм. Примерно также обрабатывают вкладыши ремонтных размеров под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ). Овальность шатунных шеек двигателя Д-240 должна быть не более 0,06 мм.

Если после промеров шатунных шеек выяснится, что все размеры находятся в пределах нормы, разборку двигателя продолжают (рис. 2.1.11—2.1.14) снятием головки цилиндров и извлечением поршней с шатунами в сборе.

Чтобы определить, стоит ли менять вкладыши шатунных подшипников, производят замер диаметра отверстия подшипника шатуна при затянутой его крышке в сборе с вкладышами (рис. 2.1.15).

Рис. 2.1.11. Как снять колпак крышки головки цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.1.12. Как снять крышку головки цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.1.13. Как снять вал коромысел в сборе и отсоединенить трубопроводы МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.1.14. Как снять головку цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.1.15. Как измерить диаметр отверстия подшипника шатуна МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — индикаторный нутромер; 2 — шатун в сборе с вкладышами

Различие замеров диаметров шатунной шейки коленчатого вала и отверстия подшипника шатуна показывает реальный диаметральный зазор в шатунном подшипнике. Расчетный зазор в шатунных подшипниках находится в пределах 0,05—0,12 мм, допустимый зазор — не должен превышать 0,3 мм.

Если поверхность вкладышей находится в удовлетворительном состоянии, важной причиной замены может стать величина диаметрального зазора в подшипнике. При осмотре состояния вкладышей следует помнить, что поверхность антифрикционного слоя считается приемлемой, если на ней остутствуют задиры, нет изменений антифрикционного материала и нет посторонних включений

При осмотре состояния вкладышей следует помнить, что поверхность антифрикционного слоя считается приемлемой, если на ней остутствуют задиры, нет изменений антифрикционного материала и нет посторонних включений.

Далее головка цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82.

Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

Ремонт дизеля трактора Беларус

Дизель в оборе (рис. 2.1.6) снимают с трактора и заменяют новым или отремонтированным при трещинах блока цилиндров, аварийных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном значении зазор а хотя бы в одном сопряжении шейка коленчатого вала — вкладыш.

Рис. 2.1.6. Дизель в сборе: 1— поддон картера; 2 — коленчатый вал; 3 — шатун; 4 — маховик; 5 — распределительный вал; 6 — блок цилиндров; 7 — головка цилиндров; 8 — крышка головки цилиндров; 9 — колпак; 10 — клапан; 11 — пружина клапана; 12 — поршень; 13 — штанга; 14 — вентилятор

Вид ремонта — капитальный или текущий — определяют при обмере основных деталей дизеля: поршневых пальцев, поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей.

В первую очередь проверяют состояние шатунных подшипников я шеек коленчатого вала.

Для этого снимают поддон картера, маслопроводы, масляный насос (рис. 2.1.7), крышки шатунов, измеряют диаметр шатунных шеек коленчатого вала (рис. 2.1.8).

Диаметр шатунных шеек замеряют в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной к продольной оси шатуна.

Если овальность шеек превышает допустимый размер или диаметр их меньше нижнего допуска соответствующей размерной группы, то коленчатый вал подлежит снятию (рис. 2.1.9, 2.1.10) и перешлифовке на следующий ремонтный размер.

Рис. 2.1.7. Снятие масляного насоса: 1 — нагнетательный трубопровод; 2 — масляный насос
Рис. 2.1.8. Замер диаметра шатунных шеек коленчатого вала: 1 — микрометр; 2 — шатунная шейка коленчатого вала
Рис. 2.1.9. Снятие коленчатого вала
Рис. 2.1.10. Снятие задней опоры коленчатого вала: 1 — задняя опора; 2 — болты крепления задней опоры

Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленчатого вала дизеля Д-240

Обозначение размерной группы Величина размера, мм
Н1 68,16—68,17
Н2 67,91—67,92
Д1 67,66—67,67
Р1 67,41—67,42
Д2 67,16—67,17
Р2 66,91—66,92
ДЗ 66,66—66,67
РЗ 66,41—66,42

На практике, кроме ремонтных размеров (P1, Р2, Р3), чередуемых через 0,5 мм и определенных заводом-изготовителем дизеля, при небольших износах шейки коленчатого вала перешлифовывают под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ), чередуемые с ремонтными размерами через 0,25 мм. Аналогичным образом растачивают вкладыши ремонтных размеров под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ). Овальность шатунных шеек дизеля Д-240 допускается не более 0,06 мм.

Если размеры шатунных шеек в пределах нормы, (разборку дизеля продолжают (рис. 2.1.11—2.1.14) снимают головку цилиндров и вынимают поршни с шатунами в сборе.

Чтобы решить, нужна ли замена вкладышей шатунных подшипников, замеряют диаметр отверстия подшипника шатуна при затянутой его крышке в сборе с вкладышами (рис. 2.1.15).

Рис. 2.1.11. Снятие колпака крышки головки цилиндров
Рис. 2.1.12. Снятие крышки головки цилиндров
Рис. 2.1.13. Снятие вала коромысел в сборе и отсоединение трубопроводов
Рис. 2.1.14. Снятие головки цилиндров
Рис. 2.1.15. Измерение диаметра отверстия подшипника шатуна: 1 — индикаторный нутромер; 2 — шатун в сборе с вкладышами

Разность замеров диаметров шатунной шейки коленчатого вала и отверстия подшипника шатуна дает действительный диаметральный зазор в шатунном подшипнике. Номинальный зазор в шатунных подшипниках соответствует 0,05—0,12 мм, допустимый зазор — не более 0,3 мм.

В тех случаях, когда поверхность вкладышей находится в удовлетворительном состоянии, единственным критерием необходимости их замены служит величина диаметрального зазора в подшипнике. При оценке состояния вкладышей осмотром следует иметь в виду, что поверхность антифрикционного слоя считается удовлетворительной, если на ней нет задирав, выкрашиваний антифрикционного материала и вкраплений инородных материалов.

Ремонт в полевых условиях


Впрочем, транспортировка в ремонтные мастерские требуется далеко не всегда. Довольно часто поломка трактора бывает весьма незначительной, а её исправление вполне возможно в полевых условиях. Как показывает практика, полевой ремонт чаще всего касается следующего: замены прокладок на блоке головки, замены форсунок или их регулировки, настройки механизмов, отвечающих за работу газораспределения в двигателе, замены клапанов с их последующей притиркой, установки новых резиновых колец и уплотнителей. Кроме этого, оперативно может быть проведена замена топливонасоса и головки блока, неисправных температурных датчиков, гидравлических шлангов, распределителя и насоса гидравлического комплекса трактора, а также многого другого, не требующего серьёзного вмешательства в механизмы.

Неисправности и ремонт промежутки

Основной перечень неисправностей, приводящий к остановке работы трактора и последующей разборке и ремонту механизмов промежутки:

  1. Иногда пробуксовка накладок сцепления происходит при износе коренного сальника на первичном вале промежутки. Масло затекает между маховиком и ведомым подвижным диском.
  2. Отсутствует торможение первичного вала коробки передач. Переключение скоростей затруднено или выполняется со скрежетом. Отрегулировать или заменить тормозок сцепления.
  3. Самопроизвольное выключение скорости вращения независимого ВОМ
  4. Течь трансмиссионного масла из корпуса промежутки.

Общая работа узла зависит от состояния опорных подшипников ведущего силового и ведомого вала ВОМ. Вследствие увеличения люфта в опорах увеличиваются зазоры в зацеплении зубчатых блоков редуктора и шлицевых соединений, что приводит к повышенному износу деталей, появлению гула, биения при работе, и самопроизвольному выбиванию положения скорости ВОМ.

Для замены опорных подшипников, валов и шестерёнок промежутки необходим полный демонтаж узла с последующей разборкой и заменой изношенных деталей.

Замена сальников в промежутке

Для замены сальников на опорах валов в передней перегородке корпуса промежутки на силовом, ведомом вале ВОМ и оси привода насоса гидросистемы необходимо выполнить следующие действия:

  1. Снимаем капот.
  2. Отсоединяем кардан раздаточной коробки.
  3. Откручиваем гайки крепления агрегата с мотором.
  4. За передние колеса откатываем двигатель от промежутки.
  5. Снимаем механизм отводки с кронштейном.
  6. Меняем сальники.
  7. Собираем отводку.
  8. Скатываем трактор.
  9. Крепим промежутку.
  10. Устанавливаем капот.

В верхней передней опоре оси привода насоса меняется резиновое уплотнительное кольцо. Выкручивается фиксирующий болт из оси. Затем демонтируют втулку и меняют уплотнительное кольцо. В случае, если втулка и посадочное место разбито — вытачивают новую большего размера.

В средней передней опоре между силовым и приводным валом ВОМ меняется сальник, зажимаемый стаканом и втулкой.

Нижняя опора уплотняется сальником и закрывается чашевидной крышкой на четырёх болтах.

Герметичность сальников между сухим отсеком сцепления и смазываемой частью промежутки обеспечивает герметичность общей системы смазки трансмиссии трактора и изоляцию фрикционных дисков муфты от попадания масла, провоцирующего пробуксовку.

Ремонт привода и редуктора переключения скорости независимого ВОМ

К неполадкам работы узла относят выбивание включенного положения скорости вращения ВОМ. Одной из причин является неисправность пружинно-шарикового фиксатора вилки на оси переключения установленной в нижней крышке корпуса промежутки.

  • Демонтируют крышку с приводом переключения
  • Производят отсоединение вилки переключения и оси, получая доступ к пружинно-шариковому фиксатору
  • Производят ревизию или замену частей фиксатора
  • Собирают ось с вилкой в обратном порядке

Ремонт тормозка сцепления

Рабочий механизм тормозка состоит из подвижного и неподвижного дисков и системы тяг, соединенных с педалью. Поверхность дисков защищают фрикционные накладки, при сжатии которых останавливаются муфта и первичный вал агрегата.

Основные неисправности устройства возникают в случае неправильной регулировки рычагов или при преждевременном истирании кольцевых накладок. Рекомендуемая толщина фрикционных пластин — 5 мм, величина износа — не более 3 мм. Работу по восстановлению тормозка проводят одновременно со сменой сальника.

Чтобы добраться до дисков механизма, в дополнение к перечисленным работам нужно снять кронштейн отводки и среднюю верхнюю крышку на корпусе промежутки. Накладки в заводском исполнении соединены с поверхностью диска при помощи специального клея. Процедура ремонта в этом случае заключается в замене неподвижного и мобильного дисков на новые изделия в сборе.

Коррекцию длины штока проводят с помощью резьбовой муфты, расположенной на тяге устройства. Чуть ниже находится рабочая пружина, размер которой необходимо тоже регулировать (≤ 35 мм).

Техническое состояние механизмов промежутки влияет на работу всей трансмиссии трактора. В случае неполадок при эксплуатации КПП трактора и затруднительном включении передач в первую очередь причины нужно искать в механизмах описываемого узла.

Очерёдность ремонтных работ


Как правило, опытные механизаторы способны оценить техническое состояние МТЗ-82 по ряду внешних признаков: характеру функционирования силовой установки, цвету выхлопных выбросов, аспектам вращения коленвала, скорости работы гидроцилиндрового штока с подключённым к нему агрегатированным оборудованием, самовольному отключению КПП под действием нагрузок и прочего. Если же постановка «диагноза» вызывает определённые затруднения, используются особые измерительные и контрольные приборы, позволяющие максимально точно выявить имеющиеся проблемы. Непосредственно на тракторе, без демонтажа его деталей, происходит осмотр компонентов гидросистемы, а при необходимости и её регулировка.

Одновременно с этим проходит мониторинг состояния прочих смежных деталей и механизмов, определяется их износ, потребность в смазке и прочее. При обнаружении неисправностей их сразу же устраняют. В случае необходимости, неисправные детали, агрегаты и целые узлы демонтируют, устанавливая на их место новые и работоспособные аналоги.

По завершению ремонта и полной сборки трактора, запускают мотор, проводят обкатку транспортного средства и регулируют те механизмы, в которые было проведено вмешательство.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]