Руководство по ремонту тракторов Минского завода. Нюансы проведения ремонтных работ
Трактора МТЗ являют собой лучшие образцы сельскохозяйственной техники, представленной на отечественном рынке. Они не только надёжные, многофункциональные, неприхотливые в уходе и обслуживании, но и достаточно экономичные, что особенно актуально в современных условиях. Но какой бы отказобезопасной не была техника, по мере эксплуатации происходит естественное изнашивание её отдельных узлов и агрегатов. В этой ситуации есть только одно решение — ремонт тракторов МТЗ, об особенностях проведения которого мы и поговорим.
Ремонт двигателя трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Дизельный двигатель в сборе (рис. 2.1.6) снимают с трактора для ремонта или замены при выявлении трещин в блоке цилиндров, подозрительных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном зазоре хотя бы в одном из сопряжений «шейка коленчатого вала — вкладыш».
Какой вид ремонта двигателя МТЗ произвести (капитальный или текущий) решают при обмере основных параметров: поршневых пальцев, поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей.
Вначале проверяют состояние шатунных подшипников и шеек коленвала.
С этой целью снимают поддон картера, маслопроводы, масляный насос (рис. 2.1.7), крышки шатунов, измеряют диаметр шатунных шеек коленчатого вала (см рис. 2.1.8).
Рис. 2.1.6. Двигатель трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в сборе: 1— поддон картера; 2 — коленчатый вал; 3 — шатун; 4 — маховик; 5 — распределительный вал; 6 — блок цилиндров; 7 — головка цилиндров; 8 — крышка головки цилиндров; 9 — колпак; 10 — клапан; 11 — пружина клапана; 12 — поршень; 13 — штанга; 14 — вентилятор
Диаметр шатунных шеек МТЗ-80, МТЗ-82 необходимо замерять в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной к продольной оси шатуна.
При превышении овальности шеек свыше допустимого или если диаметр их стал меньше нижнего допуска соответствующей размерной группы, то коленвал нужно снять (рис. 2.1.9, 2.1.10) и отдать на перешлифовку до следующего ремонтного размера.
Рис. 2.1.7. Как снять маслянный насос МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — нагнетательный трубопровод; 2 — масляный насос | Рис. 2.1.8. Как замерить диаметр шатунных шеек коленвала МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — микрометр; 2 — шатунная шейка коленчатого вала |
Рис. 2.1.9. Как снять коленвал МТЗ-80, МТЗ-82 | Рис. 2.1.10. Как снять заднюю опору коленвала МТЗ-80, МТЗ-82 1 — задняя опора; 2 — болты крепления задней опоры |
Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленвала двигателя Д-240
Обозначение размерной группы | Величина размера, мм |
Н1 | 68,16—68,17 |
Н2 | 67,91—67,92 |
Д1 | 67,66—67,67 |
Р1 | 67,41—67,42 |
Д2 | 67,16—67,17 |
Р2 | 66,91—66,92 |
ДЗ | 66,66—66,67 |
РЗ | 66,41—66,42 |
Фактически, кроме ремонтных размеров (P1, Р2, Р3), чередуещихся через 0,5 мм и установленных заводом-производителем двигателя, при незначительных износах шейки коленчатого вала оттачивают под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ), сменяемые с ремонтными размерами через 0,25 мм. Примерно также обрабатывают вкладыши ремонтных размеров под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ). Овальность шатунных шеек двигателя Д-240 должна быть не более 0,06 мм.
Если после промеров шатунных шеек выяснится, что все размеры находятся в пределах нормы, разборку двигателя продолжают (рис. 2.1.11—2.1.14) снятием головки цилиндров и извлечением поршней с шатунами в сборе.
Чтобы определить, стоит ли менять вкладыши шатунных подшипников, производят замер диаметра отверстия подшипника шатуна при затянутой его крышке в сборе с вкладышами (рис. 2.1.15).
Рис. 2.1.11. Как снять колпак крышки головки цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82 |
Рис. 2.1.12. Как снять крышку головки цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82 |
Рис. 2.1.13. Как снять вал коромысел в сборе и отсоединенить трубопроводы МТЗ-80, МТЗ-82 |
Рис. 2.1.14. Как снять головку цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82 |
Рис. 2.1.15. Как измерить диаметр отверстия подшипника шатуна МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — индикаторный нутромер; 2 — шатун в сборе с вкладышами |
Различие замеров диаметров шатунной шейки коленчатого вала и отверстия подшипника шатуна показывает реальный диаметральный зазор в шатунном подшипнике. Расчетный зазор в шатунных подшипниках находится в пределах 0,05—0,12 мм, допустимый зазор — не должен превышать 0,3 мм.
Если поверхность вкладышей находится в удовлетворительном состоянии, важной причиной замены может стать величина диаметрального зазора в подшипнике. При осмотре состояния вкладышей следует помнить, что поверхность антифрикционного слоя считается приемлемой, если на ней остутствуют задиры, нет изменений антифрикционного материала и нет посторонних включений
При осмотре состояния вкладышей следует помнить, что поверхность антифрикционного слоя считается приемлемой, если на ней остутствуют задиры, нет изменений антифрикционного материала и нет посторонних включений.
Далее головка цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82.
Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82
Ремонт дизеля трактора Беларус
Дизель в оборе (рис. 2.1.6) снимают с трактора и заменяют новым или отремонтированным при трещинах блока цилиндров, аварийных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном значении зазор а хотя бы в одном сопряжении шейка коленчатого вала — вкладыш.
Рис. 2.1.6. Дизель в сборе: 1— поддон картера; 2 — коленчатый вал; 3 — шатун; 4 — маховик; 5 — распределительный вал; 6 — блок цилиндров; 7 — головка цилиндров; 8 — крышка головки цилиндров; 9 — колпак; 10 — клапан; 11 — пружина клапана; 12 — поршень; 13 — штанга; 14 — вентилятор
Вид ремонта — капитальный или текущий — определяют при обмере основных деталей дизеля: поршневых пальцев, поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей.
В первую очередь проверяют состояние шатунных подшипников я шеек коленчатого вала.
Для этого снимают поддон картера, маслопроводы, масляный насос (рис. 2.1.7), крышки шатунов, измеряют диаметр шатунных шеек коленчатого вала (рис. 2.1.8).
Диаметр шатунных шеек замеряют в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной к продольной оси шатуна.
Если овальность шеек превышает допустимый размер или диаметр их меньше нижнего допуска соответствующей размерной группы, то коленчатый вал подлежит снятию (рис. 2.1.9, 2.1.10) и перешлифовке на следующий ремонтный размер.
Рис. 2.1.7. Снятие масляного насоса: 1 — нагнетательный трубопровод; 2 — масляный насос |
Рис. 2.1.8. Замер диаметра шатунных шеек коленчатого вала: 1 — микрометр; 2 — шатунная шейка коленчатого вала |
Рис. 2.1.9. Снятие коленчатого вала |
Рис. 2.1.10. Снятие задней опоры коленчатого вала: 1 — задняя опора; 2 — болты крепления задней опоры |
Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленчатого вала дизеля Д-240
Обозначение размерной группы | Величина размера, мм |
Н1 | 68,16—68,17 |
Н2 | 67,91—67,92 |
Д1 | 67,66—67,67 |
Р1 | 67,41—67,42 |
Д2 | 67,16—67,17 |
Р2 | 66,91—66,92 |
ДЗ | 66,66—66,67 |
РЗ | 66,41—66,42 |
На практике, кроме ремонтных размеров (P1, Р2, Р3), чередуемых через 0,5 мм и определенных заводом-изготовителем дизеля, при небольших износах шейки коленчатого вала перешлифовывают под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ), чередуемые с ремонтными размерами через 0,25 мм. Аналогичным образом растачивают вкладыши ремонтных размеров под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ). Овальность шатунных шеек дизеля Д-240 допускается не более 0,06 мм.
Если размеры шатунных шеек в пределах нормы, (разборку дизеля продолжают (рис. 2.1.11—2.1.14) снимают головку цилиндров и вынимают поршни с шатунами в сборе.
Чтобы решить, нужна ли замена вкладышей шатунных подшипников, замеряют диаметр отверстия подшипника шатуна при затянутой его крышке в сборе с вкладышами (рис. 2.1.15).
Рис. 2.1.11. Снятие колпака крышки головки цилиндров |
Рис. 2.1.12. Снятие крышки головки цилиндров |
Рис. 2.1.13. Снятие вала коромысел в сборе и отсоединение трубопроводов |
Рис. 2.1.14. Снятие головки цилиндров |
Рис. 2.1.15. Измерение диаметра отверстия подшипника шатуна: 1 — индикаторный нутромер; 2 — шатун в сборе с вкладышами |
Разность замеров диаметров шатунной шейки коленчатого вала и отверстия подшипника шатуна дает действительный диаметральный зазор в шатунном подшипнике. Номинальный зазор в шатунных подшипниках соответствует 0,05—0,12 мм, допустимый зазор — не более 0,3 мм.
В тех случаях, когда поверхность вкладышей находится в удовлетворительном состоянии, единственным критерием необходимости их замены служит величина диаметрального зазора в подшипнике. При оценке состояния вкладышей осмотром следует иметь в виду, что поверхность антифрикционного слоя считается удовлетворительной, если на ней нет задирав, выкрашиваний антифрикционного материала и вкраплений инородных материалов.
Ремонт в полевых условиях
Впрочем, транспортировка в ремонтные мастерские требуется далеко не всегда. Довольно часто поломка трактора бывает весьма незначительной, а её исправление вполне возможно в полевых условиях. Как показывает практика, полевой ремонт чаще всего касается следующего: замены прокладок на блоке головки, замены форсунок или их регулировки, настройки механизмов, отвечающих за работу газораспределения в двигателе, замены клапанов с их последующей притиркой, установки новых резиновых колец и уплотнителей. Кроме этого, оперативно может быть проведена замена топливонасоса и головки блока, неисправных температурных датчиков, гидравлических шлангов, распределителя и насоса гидравлического комплекса трактора, а также многого другого, не требующего серьёзного вмешательства в механизмы.
Неисправности и ремонт промежутки
Основной перечень неисправностей, приводящий к остановке работы трактора и последующей разборке и ремонту механизмов промежутки:
- Иногда пробуксовка накладок сцепления происходит при износе коренного сальника на первичном вале промежутки. Масло затекает между маховиком и ведомым подвижным диском.
- Отсутствует торможение первичного вала коробки передач. Переключение скоростей затруднено или выполняется со скрежетом. Отрегулировать или заменить тормозок сцепления.
- Самопроизвольное выключение скорости вращения независимого ВОМ
- Течь трансмиссионного масла из корпуса промежутки.
Общая работа узла зависит от состояния опорных подшипников ведущего силового и ведомого вала ВОМ. Вследствие увеличения люфта в опорах увеличиваются зазоры в зацеплении зубчатых блоков редуктора и шлицевых соединений, что приводит к повышенному износу деталей, появлению гула, биения при работе, и самопроизвольному выбиванию положения скорости ВОМ.
Для замены опорных подшипников, валов и шестерёнок промежутки необходим полный демонтаж узла с последующей разборкой и заменой изношенных деталей.
Замена сальников в промежутке
Для замены сальников на опорах валов в передней перегородке корпуса промежутки на силовом, ведомом вале ВОМ и оси привода насоса гидросистемы необходимо выполнить следующие действия:
- Снимаем капот.
- Отсоединяем кардан раздаточной коробки.
- Откручиваем гайки крепления агрегата с мотором.
- За передние колеса откатываем двигатель от промежутки.
- Снимаем механизм отводки с кронштейном.
- Меняем сальники.
- Собираем отводку.
- Скатываем трактор.
- Крепим промежутку.
- Устанавливаем капот.
В верхней передней опоре оси привода насоса меняется резиновое уплотнительное кольцо. Выкручивается фиксирующий болт из оси. Затем демонтируют втулку и меняют уплотнительное кольцо. В случае, если втулка и посадочное место разбито — вытачивают новую большего размера.
В средней передней опоре между силовым и приводным валом ВОМ меняется сальник, зажимаемый стаканом и втулкой.
Нижняя опора уплотняется сальником и закрывается чашевидной крышкой на четырёх болтах.
Герметичность сальников между сухим отсеком сцепления и смазываемой частью промежутки обеспечивает герметичность общей системы смазки трансмиссии трактора и изоляцию фрикционных дисков муфты от попадания масла, провоцирующего пробуксовку.
Ремонт привода и редуктора переключения скорости независимого ВОМ
К неполадкам работы узла относят выбивание включенного положения скорости вращения ВОМ. Одной из причин является неисправность пружинно-шарикового фиксатора вилки на оси переключения установленной в нижней крышке корпуса промежутки.
- Демонтируют крышку с приводом переключения
- Производят отсоединение вилки переключения и оси, получая доступ к пружинно-шариковому фиксатору
- Производят ревизию или замену частей фиксатора
- Собирают ось с вилкой в обратном порядке
Ремонт тормозка сцепления
Рабочий механизм тормозка состоит из подвижного и неподвижного дисков и системы тяг, соединенных с педалью. Поверхность дисков защищают фрикционные накладки, при сжатии которых останавливаются муфта и первичный вал агрегата.
Основные неисправности устройства возникают в случае неправильной регулировки рычагов или при преждевременном истирании кольцевых накладок. Рекомендуемая толщина фрикционных пластин — 5 мм, величина износа — не более 3 мм. Работу по восстановлению тормозка проводят одновременно со сменой сальника.
Чтобы добраться до дисков механизма, в дополнение к перечисленным работам нужно снять кронштейн отводки и среднюю верхнюю крышку на корпусе промежутки. Накладки в заводском исполнении соединены с поверхностью диска при помощи специального клея. Процедура ремонта в этом случае заключается в замене неподвижного и мобильного дисков на новые изделия в сборе.
Коррекцию длины штока проводят с помощью резьбовой муфты, расположенной на тяге устройства. Чуть ниже находится рабочая пружина, размер которой необходимо тоже регулировать (≤ 35 мм).
Техническое состояние механизмов промежутки влияет на работу всей трансмиссии трактора. В случае неполадок при эксплуатации КПП трактора и затруднительном включении передач в первую очередь причины нужно искать в механизмах описываемого узла.
Очерёдность ремонтных работ
Как правило, опытные механизаторы способны оценить техническое состояние МТЗ-82 по ряду внешних признаков: характеру функционирования силовой установки, цвету выхлопных выбросов, аспектам вращения коленвала, скорости работы гидроцилиндрового штока с подключённым к нему агрегатированным оборудованием, самовольному отключению КПП под действием нагрузок и прочего. Если же постановка «диагноза» вызывает определённые затруднения, используются особые измерительные и контрольные приборы, позволяющие максимально точно выявить имеющиеся проблемы. Непосредственно на тракторе, без демонтажа его деталей, происходит осмотр компонентов гидросистемы, а при необходимости и её регулировка.
Одновременно с этим проходит мониторинг состояния прочих смежных деталей и механизмов, определяется их износ, потребность в смазке и прочее. При обнаружении неисправностей их сразу же устраняют. В случае необходимости, неисправные детали, агрегаты и целые узлы демонтируют, устанавливая на их место новые и работоспособные аналоги.
По завершению ремонта и полной сборки трактора, запускают мотор, проводят обкатку транспортного средства и регулируют те механизмы, в которые было проведено вмешательство.