Система смазки трактора МТЗ-82 (МТЗ-80) – Трактор МТЗ-82 (МТЗ-80)

На двигателе Д-240 трактора МТЗ-80, применена комбинированная одноконтурная система смазки. Насос 2 (рис. 1) засасывает масло через маслозаборник 1 и нагнетает в полнопоточную активно-реактивную (бессопловую) центрифугу 4. Дальше масло через радиатор 5 или минуя его поступает в магистраль блок-картера к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала. От коренных подшипников по сверлениям в щеках оно подводится к шатунным. От шейки распределительного вала масло пульсирующим потоком поступает во внутреннюю полость оси коромысел, а через отверстия в ней – к втулкам коромысел. По имеющимся в коромыслах каналах масло поступает к сферическим поверхностям штанг толкателей.

Рис.1. Взаимодействие устройств системы смазки Д-240 1 – маслозаборник; 2 – насос; 3 – предохранительный клапан; 4 – центифуга; 5 – радиатор; 6 – указатель манометра; 7 – сливной клапан; 8 – клапан-термостат радиатора; К и Ш – коренные и шатунные подшипники; Р – опоры распределительного вала; ПН и ПШ – шестерни привода топливного насоса и промежуточная: ВК – втулки коромысел

Гильзы цилиндров, поршни, толкатели, кулачки распределительного вала, зубья шестерен и другие детали двигателя Д-240 трактора МТЗ-80 смазываются маслом, вытекающим из зазоров подшипников.

Масляный насос (рис. ниже) одноступенчатый, шестеренного типа, установлен на крышке первого коренного подшипника коленчатого вала и приводится во вращение от коленчатого вала дизеля. Основные части насоса: корпус 2, крышка 5, шестерня 6 привода и ведущая шестерня 9, укрепленные на валу , и ведомая шестерня 4, расположенная на пальце 3.

При вращении шестерен 9 и 4 в зоне всасывания создается разрежение, благодаря которому масло через маслозаборник поступает в насос. Попадая между зубьями шестерен, масло нагнетается в магистраль, а из нее подается к трущимся деталям.

Глубина расточек под шестерни в корпусе, ширина шестерен и их расположение выполняются с большой точностью. Для герметичности внутренней полости масляного насоса привалочные плоскости корпуса и крышки шлифуют. Чтобы создать соосность подшипников, крышка соединяется с корпусом при помощи двух контрольных штифтов, отверстия для которых обрабатываются совместно. Поэтому перестановка крышки с одного насоса на другой недопустима. Подача насоса 36 л/мин при частоте вращения 2320 об/мин и развиваемом насосом давлении 0,70…0,75 МПа (7,0…7,5 кгс/см2).

Масляный фильтр (рис. ниже) предназначен для очистки масла, циркулирующего в смазочной системе. На дизеле установлен центробежный фильтр с бессопловым гидравлическим приводом.

В корпус 79 центрифуги ввернута ось 15, на которой вращается ротор, состоящий из остова 8, внутреннего стакана 77, нижней крышки 12 и верхней крышки 13. Крышка 12 крепится на остове 8 гайкой и уплотняется резиновым кольцом 14. Шайба 2 и гайка 4, установленные на верхнем резьбовом конце оси 15, ограничивают осевое перемещение ротора. Сверху ротор закрыт колпаком 7, который закреплен гайкой 3 с шайбой 2. Внутри оси проходит маслоотводящая трубка.

От масляного насоса масло по каналу в блоке цилиндров, а затем по кольцевому каналу и отверстиям в оси ротора поступает в насадок 10, который закреплен на оси штифтом. Через щели в насадке масло подается в тангенциальном направлении, приобретает вращательное движение и через отверстия в остове ротора попадает во внутренний стакан 77. Отражательный буртик крышки ротора направляет масло вверх. Под действием центробежных сил продукты сгорания и разложения масла и износа деталей отлагаются на внутренних стенках ротора. Очищенное масло с большой скоростью через тангенциальное отверстие в верхней части выбрасывается во внутреннею проточку корпуса ротора в зоне выходных радиальных отверстий (7) оси ротора. При этом возникает реактивная сила, которая вращает ротор. Затем масло через отверстия в оси ротора и трубку (9) поступает в главную масляную магистраль.

Редукционный (нерегулируемый) клапан

17 служит для перепуска холодного масла в магистраль, минуя масляный радиатор. Усилие пружины клапана меньше сопротивления радиатора потоку холодного масла, поэтому, если оно холодное, клапан открывается, и масло поступает в магистраль.

Масляный радиатор

предназначен для охлаждения масла, температура которого может значительно увеличиваться при длительной работе дизеля с полной нагрузкой, особенно в условиях высоких температур окружающей среды. Проходя по многочисленным трубкам радиатора, масло охлаждается встречным потоком воздуха на 10-15°С и поступает в дизель.

Комплектующие детали и компоненты масляного радиатора двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80

  • 0 – 70-1405100 Маслопровод в сборе
  • 1 – 70-1405089 Штуцер
  • 2 – А40/50-4616339 Шайба
  • 3 – 70-1405120 Маслопровод
  • 4 – ХС-21-П29 Хомутик
  • 5 – 70-1405013 Шланг
  • 6 – 70-3407146 Планка
  • 7 – 70-3506027 Втулка
  • 8 – 70-3407144 Планка
  • 9 – Болт М8-6gх35.88.35.019 ГОСТ 7796-70
  • 10 – Шайба 8Н ГОСТ 6402-70
  • 11 – 70-1405109 Маслопровод
  • 12 – Болт М8-6gх45.88.35.019 ГОСТ 7796-70
  • 13 – Шайба 8 ГОСТ 11371-78
  • 14 – Гайка М8.6Н.019 ГОСТ 5915-70
  • 15 – 70-1405117 Маслопровод
  • 16 – 70-1405011 Трубка
  • 17 – 70-1405112 Хомутик
  • 18 – 70-1405230 Фильтр
  • 19 – 70У-1405010 Радиатор
  • 20 – 70-1405110 Маслопровод
  • 21 – 40-4607038-А Шайба
  • 22 – 40-4607032 Болт
  • 23 – 70-1405120 Маслопровод

Система смазки двигателя Д 240 – центрифуга, масляный насос и обслуживание

» Двигатель Д-240 » Система смазки двигателя Д 240 – центрифуга, масляный насос и обслуживание

На двигателе Д-240 реализована комбинированная система смазки. Исходя из условий работы деталей, масло поступает к трущимся поверхностям (шатунные и коренные шейки коленвала, опорные шейки распредвала, втулки шестерни топливного насоса и промежуточной шестерни) под давлением, но пульсирующим потоком (механизм клапанов) или путем разбрызгивания. В систему смазки двигателя входят: полнопоточный центробежный масляный фильтр (центрифуга), масляный насос с маслоприемником и масляный радиатор. Также к системе смазки относятся соединительная арматура, маслопроводы, предохранительные клапаны, контрольные приборы и другие. Часть компонентов дизеля (пускач, помпа, топливный насос) имеют собственную автономную схему смазки. Для смазки двигателя трактора МТЗ-82 применяется моторное масло: зимой — марки М8Г2, летом — М10Г2. Масло необходимо менять каждые 480 часов работы двигателя.

Схема системы смазки:1 — масляный радиатор; 2 — главная масляная магистраль; 3 — указатель давления масла; 4 — сетка; 5 — центрифуга; 6 — масляный насос; 7 — редукционный клапан; 8 — сливной клапан; 9 — предохранительный клапан; 10 — упорные кольца; 11 — патрубок; 12 — маслоприемник; 13 — масляный радиатор.

Масляный насос Д-240

Одноступенчатый, шестеренчатого типа, устанавливается на крышке первого коренного подшипника коленвала и вращается от коленчатого вала двигателя. Насос состоит из крышки, корпуса, ведущей и приводной шестерен, установленные на валу, а также из ведомой шестерни, находящейся на пальце.

Во время вращения шестерен в области всасывания образуется разряжение, способствующее поступлению масла в маслозаборник насоса. Попадая в зубья шестерен, масло подается в магистраль, а оттуда поступает к трущимся узлам.

Глубина расточек для шестерен в корпусе, их ширина и размещение выполняются с высокой точностью. Для создания герметичности во внутренней полости масляного насоса — привалочные плоскости крышки и корпуса тщательно шлифуются. Не допускается перестановка крышки с одного насоса на другой. Подача масла насосом составляет 36 литров в минуту на оборотах 2320 об/мин и образуемом давлении 0,70-0,75 МПа (7,0-7,5 кгс/см²).

Масляный насос: 1 — маслозаборник; 2 — корпус насоса; 3 — палец ведомой шестерни; 4 — ведомая шестерня; 5 — крышка корпуса; 6 — шестерня привода насоса; 7 — штифт; 8 — вал насоса; 9 — ведущая шестерня; 10 — патрубок.

Масляный фильтр

Центрифуга двигателя Д-240 предназначена для очистки циркулирующего масла в системе смазки. На двигателе устанавливается центробежный фильтр оснащенный бессопловым гидравлическим приводом.

В корпусе фильтра имеется ось на которой вращается ротор. Крышка крепится к остову гайкой и уплотняется резиновым кольцом. Ротор удерживается от осевых перемещений шайбой и гайкой, размещающиеся на верхнем конце оси с резьбой. Сверху ротор закрывается колпаком фиксируемый гайкой с шайбой. Во внутренней полости оси размещена маслоотводящая трубка. Под влиянием центробежных сил мелкие частицы, продукты износа деталей и разложения масла остаются на внутренних стенках ротора. Прошедшее очистку масло с высокой скоростью вбрасывается через тангенциальное отверстие во внутреннюю проточку корпуса ротора в области входных отверстий роторной оси. В следствии чего образуется реактивная сила вращающая ротор. Далее масло сквозь отверстия в оси ротора и трубку подается в главную масляную магистраль.

Предохранительный клапан контролирует перед ротором давление 0,65-0,70 МПа (6,5-7,0 кгс/см²). В том случае, если давление масла на входе в ротор превышает данное значение, то оно сливается через клапан в поддон.

Давление сливного клапана отрегулировано на значение 0,20-0,30 МПа (2-3 кгс/см²) и поддерживает требуемое давление в главной масляной магистрали.

Центрифуга (масляный фильтр): 1 — корпус фильтра; 2 — трубки; 3 — ось ротора; 4 — крышка ротора; 5 — стакан; 6 — насадок; 7 — корпус ротора; 8 — стакан ротора; 9 — упорное кольцо; 10 — специальная гайка; 11 — шайба; 12 — гайка; 13 — колпак фильтра; 14 — гайка; 15 — прокладка колпака; 16 — уплотнительное кольцо; 17 — предохранительный клапан; 18 — штуцер для подсоединения манометра; 19 — маслопровод к радиатору; 20 — редукционный клапан; 21 — сливной клапан; 22 — пробка; 23 — регулировочная пробка.

Редукционный клапан (нерегулируемый) необходим для перегона холодного масла в магистраль в обход масляного радиатора.

Масляный радиатор служит для охлаждения моторного масла, температура которого может увеличиться при продолжительной эксплуатации двигателя с максимальной нагрузкой, особенно при высокой температуре окружающей среды. Проходя сквозь большое количество медных трубок радиатора, масло охлаждается потоком воздуха от вентилятора на 10-15º C и подается в двигатель.

Техническое обслуживание системы смазки двигателя Д-240

Перед каждым запуском двигателя необходимо проверять уровень масла в картере. В двигатель следует заливать только рекомендованное производителем моторное масло. Для заливки масло применяйте специальную емкость оснащенную фильтрующим элементом. Масло рекомендуется заливать не выше верхней метки. Запрещается пуск дизеля при уровне масла ниже контрольной метки на щупе. Повышенный уровень масла в двигателе приведет к значительному забросу масла на зеркала цилиндров, ухудшению работы поршневой группы и интенсивному дымлению дизеля. При малом содержании масла ухудшается смазка деталей.

Масло рекомендуется менять после каждых 480 часов работы двигателя, так как со временем оно теряет смазочные свойства. Масло сливается из картера на прогретом двигателе. Перед заливкой масла необходимо очистить ротор центрифуги.

Обслуживание системы смазки двигателя Д-240 также заключается в регулярном наблюдении за давлением масла. Давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала должно составлять 0,2-0,3 МПа (2,0-3,0 кгс/см²), на минимальных оборотах — не меньше 0,8 МПа (0,8 кгс/см²). Повышенное или пониженное давление сигнализирует о неисправности в системе смазки. Резкое падение давления может случится из-за утечки масла из маслопроводов, некорректной работы манометра, предохранительного или сливного клапана и повреждении масляного насоса.

Ротор центрифуги необходимо очищать каждые 480 часов эксплуатации. Для этого необходимо разобрать масляный фильтр и при помощи скребка очистить ротор от образовавшегося отложения. Перед монтажом ротора следует смазать маслом уплотняющее резиновое кольцо.

04.10.2020

Принцип действия смазочного комплекса

Принцип функционирования прост и эффективен одновременно – насос всасывает масло из маслосборника и нагнетает его в центрифугу, откуда оно поступает в блок-картерную магистраль к подшипникам распред- и коленвала и продолжает свой путь к подшипникам шатунным, продвигаясь от шейки распредвала к оси коромысел, а затем и их втулкам, после чего, посредством особых каналов заполняет сферические поверхности в штангах толкателей.

Встроенный предохранительный клапан отвечает за регулировку давления, которое на входе в фильтр не должно превышать 0,7 МПа. За счёт клапана-термостата холодное масло минуя радиатор поступает в магистраль, что ускоряет процесс прогрева не только масла, но и двигателя. Клапан сливного типа ограничивает действующее в главной магистрали рабочее давление. Общий же контроль давления масла в системе осуществляется посредством манометра.

Система смазки трактора МТЗ-82 (МТЗ-80)

В двигателе трактора МТЗ-82 (МТЗ-80) применяется комбинированная система смазки: одна часть деталей смазывается под давлением, другая — разбрызгива­нием масла.Блок цилиндров двигателя имеет продольный масляный канал, от которого по поперечным каналам масло подводится к каждому коренному подшипнику и ко всем опорным шейкам распределитель­ного вала.Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулка промежуточной шестерни и шестерня привода топливного насоса, а также клапанный механизм смазываются под давлением от шес­теренчатого масляного насоса.Гильзы, поршни, поршневые пальцы, кулачки распределительно­го вала, привод насоса смазываются разбрызгиванием.

Рис. 20. Центробежный масляный фильтр:1 — ось ротора; 2 — корпус центробежного фильтра; 3 — насадок; 4 — винт стопорный; 5 — трубка; 5 — корпус ротора; 7 — стакан внутренний; 8 — крышка корпуса ротора; 9 — стакая ротора; 10 — гайка специальная; 11 — кольцо уплотинтельное; 12 — шайба упорная; 13 —гайка; 14 — колпак центробежного фильтра; 15 — кольцо; 16 — гайка колпачковая; 17 — шайба; 18 — клапан предохранительный; 19 — клапан сливной: 20 — клапан радиаторный (редукцион­ный); 21 — винт; 22 — тангеициональные отверстия; 23 — радиальные отверстия.Общие указания по смазкеВ зависимости от температуры окружающего воздуха приме­няйте масла различной вязкости согласно данному руководству. Применяемые масла по физико-химическим свойствам должны соответствовать указанным в таблице «Масла и смазки, применяе­мые для тракторов «Беларусь».Уровень масла при заправке картера двигателя следует прове­рять маслоизмерительным стержнем. В заправленном неработаю­щем двигателе уровень масла должен быть на высоте верхней мет­ки «П» (полный) на маслоизмерительном стержне.После заливки масла в картер рекомендуется запустить двига­тель на 2—3 минуты для заполнения системы маслом. Затем оста­новите двигатель, дайте маслу стечь и снова проверьте уровень мас­ла; при необходимости добавьте масло до о.Не допускается работа двигателя с уровнем масла в картере ниже метки «О» на маслоизмерительном стержне.Смену масла в картере производите через каждые 240 (для ма­сел М8В и М10В) или 480 (для масел М8Г и М10Г) часов работы двигателя, для чего:1. Слейте все масло из картера двигателя сразу после остановки двигателя.2. Очистите ротор центробежного фильтра, руководствуясь ука­заниями, изложенными ниже.3. Заправьте картер чистым маслом.4. После смены и промывки фильтра проверьте на работающем двигателе все наружные соединения системы смазки и при обнару­жении течи устраните ее. Удлинять срок смены масла не разре­шается.Во время работы двигателя с номинальным числом оборотоз давление масла должно быть в пределах 2—3 кгс/см2. Если пус­кают непрогретый двигатель, давление масла может быть выше — до 6 кгс/см2. При минимальном числе оборотов холостого хода до­пускается понижение давления масла до 0,5 кгс/см2 на прогретом двигателе. В том случае, если давление масла при номинальном числе оборотов ниже 1 кгс/см2, двигатель надо остановить для вы­яснения и устранения причин понижения давления масла.Если давление масла выше или ниже указанных пределов, в пер­вую очередь осмотрите сливной и предохранительный клапаны центробежного фильтра. При наличии на поверхности клапана за-диров зачистите их и промойте гнездо и клапан. Если и после этого давление масла в системе смазки останется пониженным, увеличь­те затяжку пружины сливного клапана 19 (рис. 20). Понижение давления масла в двигателе может быть также из-за увеличения зазоров в коренных и шатунных подшипниках.Очистка центробежного масляного фильтраОчистку ротора масляного центробежного фильтра производите через каждые 120 (при использовании масел М8В и М10В) или 240 часов работы (при использовании масел М8Г и М10Г).При уходе за центрифугой ротор в сборе с оси не снимается. Полную разборку ротора производят только в случае необходимо­сти замены деталей.Очистку ротора производите в такой последовательности:1. Снимите колпак 14 (рис. 20), отвернув колпачковую гайку 16.2. Между днищем ротора и чашкой корпуса 2 центрифуги за­ложите отвертку (ключ, стержень малого диаметра и т. п.) и за­стопорите ротор от проворачивания. Ключом 3 = 36 мм, отворачи­вая гайку 10 крепления стакана ротора, спрессуйте стакан рото­ра 9.3. Снимите слой отложений с внутренних стенок стакана ротора с помощью деревянного скребка.4. При необходимости прочистите сопловые отверстия в корпу­се ротора.5. Соберите узел в обратном порядке.Перед установкой стакана ротора 9 смажьте дизельным маслом или солидолом уплотнительное кольцо 11 на днище корпуса ротора. При установке стакана следите, чтобы уплотнительное кольцо не выпало из канавки в корпусе ротора и не произошло его срезание. Гайку крепления стакана 10 заворачивайте легким усилием до пол­ной посадки стакана на корпус ротора.После сборки ротора проверьте его вращение рукой. При этом ротор должен легко вращаться, без рывков, заеданий и биений. Проверьте состояние уплотнения колпака и установите колпак центробежного фильтра.Работу центробежного фильтра проверяйте следующим образом: после остановки двигателя в течение 30—60 секунд под кол­паком центрифуги должен быть слышен легкий шум от вращения ротора. При отсутствии шума разберите ротор в указанном выше порядке, при этом обратите внимание на то, чтобы не было забоин на установочных поверхностях корпуса центрифуги и колпака, ко­торые могут привести к перекосу оси и заклиниванию ротора. Если видимых дефектов не обнаружено, необходимо произвести полную разборку ротора, для чего:1. Отверните гайку 13, снимите шайбу 12.2. Приподнимите ротор на оси и ключом S=27 мм выверните ось с ротором в сборе из корпуса центрифуги.3. Выверните три винта 21 и выньте из корпуса ротора ось в сборе с насадком.4. Прочистите и продуйте щелевые отверстия в насадке 3, про­верьте надежность стопорения насадка.Сборку центрифуги производите в обратном порядке.Если принятые меры не обеспечивают нормальной работы цен­трифуги, снимите ее с двигателя, проверьте, нет ли заедания кла­панов и правильность их регулировки.Ориентировочно регулировку клапанов центрифуги можно счи­тать правильной, если утопание регулировочных пробок предох­ранительного и сливного клапанов от торца корпуса составляет 15—20 мм.Промывка сапуна двигателяНабивку сапуна промывайте дизельным топливом через каж­дые 960 часов работы двигателя. Несвоевременная промывка мо­жет привести к загрязнению набивки, это вызывает повышенное давление в картере и течь масла через уплотнения в двигателе.Используемые источники:

  • https://studwood.ru/1648676/tehnika/sistema_smazki_dvigatelya
  • https://tractor-mtz82.ru/dvigatel_d-240/sistema_smazki_dvigatelya_d_240_-_centrifuga_maslyanyj_nasos_i_obsluzhivanie.html
  • https://traktor-mtz82.ru/dvigatel-traktora-mtz-82-80/23-sistema-smazki…
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]