НефАЗ 5299 — популярная модель городского автобуса от Нефтекамского Автобусного Завода

Автобус НефАЗ-52994. Фото Википедия

ПАО «НефАЗ» — автомобилестроительная компания, входящая в группу предприятий ПАО «КАМАЗ» и являющаяся крупнейшим российским производителем спецнадстроек на шасси автомобиля КАМАЗ. С декабря 2000 года завод выпускает также и автобусы. В модельной линейке предприятия представлен достаточно значительный выбор пассажирского транспорта, в основном, это модификации нескольких моделей. В данном обзоре представлены и рассмотрены наиболее востребованные городские автобусы.

НефАЗ-3299, 3299-10 и другие модификации

Автобус малого класса, который в перспективе можно использовать на малых коммерческих маршрутах вместо ПАЗов, ГАЗЕлей. Разработан в двух вариантах: городской и междугородный. После выпуска порядка 40 малых автобусов их производство было приостановлено.

Подробное описание, устройство

Автобус базируется на шасси КамАЗ-4307. На нем установлен 4-цилиндровый турбонаддувный дизель Cummins бразильской сборки мощностью 140 л.с., механическая 5-ступенчатая коробка передач ZF с тросовым приводом переключения и рулевое управление RBL (Германия). Наличие дисковых тормозов на всех колёсах. Подвеска рессорная.

Кузов длиной 7,5 м, в салон ведет только одна дверь для пассажиров (справа) и водительская (слева). Для входа в салон нужно подняться на две ступеньки.

Передняя и задняя часть кузова не имеют никаких открывающихся панелей, зато боковые панели кузова с двух сторон легко открываются. Под ними справа сзади расположено запасное колесо, справа впереди открывается доступ к воздушному фильтру, слева сзади – большой ящик для инструмента водителя (хотя для этого он очень велик), слева по центру открывается доступ к топливному баку.

Доступ к двигателю, а он расположен впереди, сверху возможен через люк, расположенный рядом с рабочим местом водителя. Его крышка снимается очень неудобно: необходимо отвернуть четыре обычных винта. Её надо снять и для того, чтобы получить доступ к масляному щупу. Доступ к двигателю сверху очень затруднён, при открытой крышке руку просунуть некуда, очень тесно. Снизу доступ гораздо лучше.

Вход на рабочее место водителя не совсем удобный. Дело в том, что на подножку нужно вставать левой ногой, а поручень для рук расположен только с правой стороны. Сиденье водителя жестко закреплено на полу и не имеет никакой амортизации. Рулевая колонка практически нерегулируемая. Обзорность комбинации приборов нормальная, ободом и спицами рулевого колеса ничего не перекрывается.

Педаль сцепления очень лёгкая, расположена удобно. Педаль подачи топлива расположена нормально, усилие нажатия подобрано оптимально.

Рычаг переключения передач расположен несколько неудачно. Первая передача включается перемещением рычага вправо и назад, усилие её включения довольно велико. А трогается автобус только с первой передачи, и поскольку он городской, водитель за смену переключает передачи примерно 2 тыс. раз.

Процесс трогания не вызывает затруднений, сцепление включается мягко, плавно, без рывков. Передачи (кроме первой!) переключаются легко (сцепление отрегулировано нормально).

Дисковые тормоза на этом автобусе просто прелесть. Почти нет характерного запаздывания при нажатии на педаль тормоза, замедление удобно контролировать, изменяя усилие нажатия на педаль тормоза. Начинаешь думать, что это гидро!, а не пневмопривод тормозов. Никаких попыток увода в сторону при торможении.

К рулевому управлению претензий нет. Передаточное отношение подобрано оптимально. На стоящем автобусе и при работе двигателя на холостом ходу усилие на руле небольшое, можно свободно, без напряжения, вращать руль от упора до упора. Чувствительность в околонулевой зоне приемлемая.

Существовало несколько модификаций базовой модели, например, вызывающиеся повышенный интерес 3299-10-01 и 3299-10-02 предназначены для выполнения междугородных поездок.

Основные сведения, характеристики

  • Класс. Малый.
  • Тип кузова. Кузов сварной конструкции из прямоугольных стальных труб, облицован оцинкованным стальным листом, детали передней и задней масок из стеклопластика.
  • Электрооборудование. Номинальное напряжение 24В, две аккумуляторные батареи 6СТ-190, мощность генератора 2 кВт.

Базовые характеристики

  • Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 7500х2500х3080.
  • Количество и габариты дверей. 1 складная двухстворчатая.
  • Общее количество мест, в том числе посадочных. 40, в том числе посадочных 23+1.
  • Тип сидений. Раздельные, полумягкие с поручнем.

Технические характеристики

  • Тип топлива. Дизель.
  • Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 5200 и 8000.
  • Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 3000/5000.
  • Минимальный радиус разворота, м. 8,5.
  • Рулевой механизм. Гидроусилитель интегрального типа, мод. С 300 (Германия).
  • Тормозная система. Рабочая – двухконтурная пневматическая, АВS. Стояночная – задние тормоза с приводом от пружинных энергоаккумуляторов. Запасная – функцию запасной выполняют контуры рабочей тормозной системы. Вспомогательная – моторный тормоз-замедлитель. Рабочие механизмы – дисковые на всех колесах.

Характеристики шасси

  • Марка. КамАЗ.
  • Колесная формула. 4х2.
  • Колесная база, мм. 3820.
  • Тип сцепления. Фрикционное, сухое, однодисковое, привод – гидравлический с пневмоусилителем .
  • Шины. Бескамерные, 215/75R17,5.
  • Антиблокировочная система тормозов (ABS). Присутствует.

Дополнительные характеристики

  • Вентиляция. Естественная, приточно-вытяжная через люки крыши и форточки боковых окон.
  • Система отопления. От системы охлаждения двигателя и независимого подогревателя.

Характеристики двигателя/силового агрегата

  • Модель. Cummins B3,9.
  • Тип. Дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.
  • Количество и расположение цилиндров. 4R.
  • Нормы экологической безопасности. Евро-2.
  • Рабочий объем, л. 3,9.
  • Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 100 (136) при 2700.
  • Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 502 при 1500.
  • Расположение двигателя. Переднее продольное.
  • КПП. ZF 5S 42, механическая, пятиступенчатая cинхронизированная.
  • Подвеска передней-задней оси. Зависимая, на малолистовых рессорах, со стабилизатором поперечной устойчивости.
  • Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 19.
  • Максимальная скорость, км/ч. 100.

Цены

Автобус стоит приличную сумму, однако, это низкая цена, по сравнению с конкурентами. Новый автомобиль обойдется приблизительно в 6 500 000 рублей.

Чтобы приобрести поддержанный автомобиль, придется выложить от 1 000 000 рублей. Это связано с мощностью и надежностью, плюс быстрая окупаемость.

Для того чтобы перевозить пассажиров из одного города в другой, используют модель НефАЗ-5299-01. Конструкторы приняли оригинальные решения при создании модификации. Впечатляет и красивый дизайн автомобиля. Гарантия автобуса – год (30 тыс. км пробега). Все автосервисы КАМАЗ по территории России модель и ремонтируют бесплатно, если требуется ремонт в гарантийный срок.

НефАЗ-4299-30-52

Среди премьер выставки COMTRANS`2019 низкопольный середнячок НЕФАЗ-4299 мог бы получить призовое место, как самый скромный дебютант. Он буквально затерялся в ряду 12-метровых сородичей. Интриги добавляло отсутствие шумихи и чёткого информационного контекста.

История создания, описание и устройство

«КАМАЗ» экспериментировал в среднем и малом классе не раз, но фортуна не благоволила его проектам. Пригородно-городской НЕФАЗ-3299, появившийся в 2003 году так и не пошёл в большую серию, даже несмотря на благожелательное отношение правительства Башкортостана, которое заказало для Уфы партию этих машин. Его конструкция не предполагала низкий уровень пола, так важный сегодня для участия в госзакупках.

Автобус НефАЗ-4299-30-52. Фото НефАЗ

Следующую попытку войти в класс мидибусов завод сделал в 2007 году, когда был представлен 7-метровый фургонбус VDL-НЕФАЗ-32997 Procity. Однако проект не пошёл далее опытного экземпляра из-за высокой стоимости.

Городской мини-электробус КАМАЗ-2257Э, представляющий собой Otokar Centro (Турция), был скорее концептом, но он хотя бы определил один из перспективных векторов развития. Воплощение нашлось в виде электробусов большого класса КАМАЗ-6282, а позже – НЕФАЗ-5299. Многообещающий русско-бразильский проект КАМАЗ-3297КМ с кузовом Marcopolo на 50 пассажиров в 2014 году не был откровением. На рынке уже тогда появилось много конкурентов с рамной конструкцией: ПАЗ-225620 Vector 3, ПАЗ-3203, Volgabus 429801 «Ритмикс», Hyundai County и китайские модели.

Инженеры, пытаясь создать «купированную» 9-метровую версию низкопольного городского автобуса путём переработки (укорачивания) фермы 12-метровой машины без принципиального изменения конструкции основных узлов и агрегатов, рискуют всегда наступить на старые грабли. Неподрессоренные массы (громоздкие колёса, массивная ходовая часть) и чересчур мощный двигатель сводят на нет преимущества автобуса средней вместимости. В Нефтекамске, понимая это, пошли иным путём и фактически разработали машину с новой агрегатной базой.

Предпосылкой к появлению новинки стало присоединение России в 2008 году к Конвенции ООН по правам инвалидов. В 2012 году, когда процессу придана юридическая сила в виде ратификации, был оформлен паспорт государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Один из ключевых участников программы – Минтранс России. Ему в 2011 году из 33 млн рублей федеральных было выделено 17 млн рублей. В подпрограмму 1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» входит не только транспорт (автобусы, трамваи, пассажирские поезда), но и вокзальная и дорожная инфраструктура. Это и можно считать стартом внедрения новых автобусов, электробусов и трамваев.

Городской полунизкопольный дизельный автобус НЕФАЗ-4299-30-52 как раз может стать отличным решением для маршрутов с невысоким пассажиропотоком (вместимость 72 человека). Тем более что автобус полностью соответствует программе «Доступная среда» пятому экологическому классу, оснащён автоматической КП, а заезд инвалидной коляски в отличие от высокопольных автобусов типа ПАЗ «Вектор 3» не требует сложных манипуляций с гидроподъёмником.

Салон автобуса НефАЗ-4299-30-52. Фото НефАЗ

Рабочее место водителя. По правую руку водителя планшет для отображения информации с камер, на потолке над головой нависает блок с Си-Би-радиостанцией, головным устройством мультимедийной системы, пульт управления климатической установки и тахограф. Справа от водителя размещён монитор, транслирующий изображение с 11 камер, которые размещены в салоне и по периметру кузова.

Полностью виртуальная цветная комбинация приборов заменена на паллиатив: центральный ЖК-дисплей с контрольными лампами и электрические циферблаты со стрелочными тахометром, спидометром, указателем температуры и топливного бака.

Панорамное ветровое стекло круто снисходит к правому борту, обеспечивая лучшую обзорность и безопасность при подъезде к карманам. Подобные решения уже широко используются, однако долго не находили понимания у отечественных автобусостроителей.

Новичок в полном соответствии. У 9-метрового «малыша» из Нефтекамска вполне зрелая конструкция: независимая пневматическая передняя подвеска ZF RL55EC, не крадущая высоту пола салона в передней части, дисковые тормозные механизмы на всех осях и силовой агрегат в заднем свесе.

Сборка кузова проводится по общепринятым канонам мирового автобусостроения: к элементам основания пола электродуговой приваривается скелет сборно-сварного каркаса. Затем к нему уже крепят узлы трансмиссии, пневмоприводы, монтируют внутреннюю и наружную облицовки и панели, а в кульминации вклеивают стеклопакеты. Внутренние полости труб каркаса обработаны антикоррозионным покрытием, а торцы труб заглушены полимерными пробками. Днище и полости арок обработаны антикоррозионной мастикой. Таким образом, расчётный ресурс должен составить не менее 10 лет.

Передняя дверь шириной 650 мм. вполне удобна для не слишком интенсивного пассажирообмена. Места для сидения в передней части салона жмутся прямо к перегородке кабины водителя – так стремились максимально эффективно использовать пространство. Расстояние между сиденьями позволяет устроиться вполне комфортно для непродолжительных городских поездок.

В базе автобуса размещён широкий дверной проём (1245 мм). Напротив обустроена вместительная накопительная площадка, предусмотрено место для инвалидной коляски и аппарель для заезда.

Задняя часть пассажирского салона уходит ступеньками вверх, так как ведущий мост КАМАЗ-4297 не портального типа. Зато традиционная конструкция более надёжно служит на плохих дорогах. Компоновка салона в задней части позволила разместить там 17 посадочных мест. Причём в задней части салона все места расположены по ходу движения.

Задняя часть салона автобуса НефАЗ-4299-30-52. Фото НефАЗ

Двигатель. Турбодизель Cummins ISBe4.5e5 185B – рядная 4,5-литровая «четвёрка» неприхотлив в обслуживании, достаточно долговечен. Настройка мощности 185 л.с. для компактного городского кажется достаточной, кабы не то, что достигается это уже на 2100–2300 оборотах коленвала. Максимальный крутящий момент 700 Н·м при этом держится в диапазоне 1200–1500 оборотов, когда развиваемая мощность лишь увеличивается со 120 до 149 л.с. Поэтому паритет 180 л.с. нужно искать в зелёной зоне тахометра при значении 1800–2000 оборотов.

Поскольку экологический класс пятый, то не обошлось без «бака с синей крышкой». Сосуд с AdBlue размещён справа тут же в заднем свесе возле огнетушителя.

С двигателем агрегатирована спокойная и популярная 6-ступенчатая автоматическая КП Allison T270R, которая специально разработана для пассажирского транспорта и активно используется разными производителями, встречается она и на автобусах Mercedes-Benz. Эта модель АКП рассчитана на двигатели мощностью до 240 л.с. (179 кВт) и максимальный крутящий момент до 900 Н·м.

Базовые характеристики

  • Габариты кузова, мм. (ДхШхВ).
  • Количество и габариты дверей. 2/650 и 1245.
  • Общее количество мест, в том числе посадочных. 72, в том числе посадочных 25.
  • Гарантия. 24 месяца или 150 тыс. км пробег.
  • Базовая комплектация включает: панорамное ветровое стекло, сплошное остекление дверей, электронный маршрутоуказатель, аппарель, конвекторное отопление, ECAS с функцией книлинг, EBS, ASR с курсовой устойчивостью ESP, запрет движения при открытых дверях.

Технические характеристики

  • Тип топлива. Дизель.
  • Емкость топливного бака, л. 210.
  • Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 8100 и 13000.
  • Рулевой механизм. С гидроусилителем.
  • Тормозная система. Пневматическая, ABS, ESR, ESP, дисковые на всех колесах.

Характеристики шасси

  • Марка. КамАЗ.
  • Колесная формула. 4х2.
  • Клиренс/дорожный просвет, мм. Не менее 170.
  • Шины. 285/70R19.5.
  • Антиблокировочная система тормозов (ABS). Присутствует.

Характеристики двигателя/силового агрегата

  • Модель. Cummins ISBе 4.5e5185B.
  • Тип. Дизельный.
  • Количество и расположение цилиндров. 4, рядное.
  • Нормы экологической безопасности. Евро-5.
  • Рабочий объем, л. 4,5.
  • Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 100 (136).
  • Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 700.
  • Расположение двигателя. Заднее.
  • КПП. Автоматическая Allison.
  • Подвеска передней-задней оси. Независимая, пневматическая-зависимая, пневматическая.
  • Максимальная скорость, км/ч. 80.

Видео

Ремонт

Главная причина дорогого ремонта автомобиля – это дорогие детали и незнание сервисного обслуживания, каким образом можно отремонтировать поломку. С маркой проблем практически не возникает. Большинство сервисных центров уже сталкивались с ремонтом агрегата, поэтому проблем возникать не должно.

Благодаря высокой степени унификации значительно снизилась стоимость сборки и упала цена на ремонт автомобиля. Так как большинство запчастей выпускает производитель КамАЗ, то запчасти можно приобретать у дилеров.

НефАЗ-5299, низкопольные 52994 и прочие городские модификации

НефАЗ-5299 — российский автобус большого класса производства Нефтекамского автомобильного завода. Выпускается в высокопольном (с 2000 года), частично-низкопольном (с 2004 года), полностью низкопольном (с 2011 года) вариантах городского, пригородного и междугородного автобуса с дизельным и газовым двигателями, а также в виде троллейбуса (с 2008 года) и электробуса (с 2012 года); претерпел три значительных рестайлинга дизайна (в 2005, 2013 и 2022 годах). Является одной из самых массовых моделей городского автобуса в современной России.

История создания

В начале 1990-х годов Камским автомобильным заводом была выдвинута идея о производстве и продаже автобусов на шасси КамАЗ. В 1993 году в Набережных Челнах на базе автозавода КамАЗ создано АО «КамАЗавтобуспром». Плодом работы данного предприятия стал опытный образец городского автобуса КАМАЗ-5262. Однако планы по выпуску данной модели были перечёркнуты пожаром на заводе двигателей КамАЗа, случившимся 14 апреля 1993 года. Тем не менее КамАЗ не прекращал поиски вариантов производства автобусов на собственном шасси.

Автобус НефАЗ-52994. Фото Википедия

В мае 1997 года автозавод подписал соглашение о сотрудничестве со словенской фирмой Avtomontaza. Подписанное соглашение предусматривало создание в Набережных Челнах производственных мощностей по выпуску автобусов КамАЗ-5297. В это же время создаётся ЗАО «Челнинский Автобусный Завод» (ЧелАЗ). Новый завод разработал, запатентовал и сертифицировал городской 6-дверный автобус ЧелАЗ-5281. В 1999 году ЧелАЗ планировал собрать 200 автобусов. Планируемая проектная мощность завода составляла 2000 автобусов в год. На этот объём производства ЧелАЗ должен был выйти к 2000 году. Однако экономический кризис, случившийся в 1998 году, не позволил этим проектам воплотится в жизнь.

Тем не менее, спустя несколько лет, проделанная работа стала основой для реализации нового проекта — выпуск и продажа автобусов НефАЗ-5299 на дочернем предприятии КамАЗа — Нефтекамском автозаводе. Семейством автобусов большого класса инженеры расположенного в Башкортостане Нефтекамского автозавода начали заниматься в августе 2000 года. Предприятие, начавшее свою работу в 1977 году с изготовления самосвалов, к тому времени уже имело опыт производства пассажирского автотранспорта: так называемые «вахтовки» — снабжённые сиденьями остеклённые кузова-фургоны, поставленные на рамы полноприводных грузовиков. А в конце 1990-х годов появился проект по сборке турецких автобусов «Мерседес» серии О325. Но уже тогда пришло понимание, что более перспективно обзавестись собственным семейством автобусов: недорогих, неприхотливых, ремонтопригодных — максимально приспособленных для эксплуатации в специфических российских условиях. В качестве базы для них было выбрано специальное автобусное шасси, разработанное в 1997 году на КамАЗе («КамАЗ-5297»). Непосредственно к изготовлению опытного образца автобуса «НефАЗ-5299» приступили 9 сентября 2000 года.

Модификации

Под маркой НефАЗ-5299 представлено целое семейство автобусов большой вместимости. Существуют городские, пригородные и междугородные модификации данных автобусов, с различным устройством пассажирского салона, высотой пола, типами двигателя, КПП и прочим.

МодификацияОбозначениеТипДеталиДвигательКоробка передач
НефАЗ-5299высокопольныйКамАЗ-740.11-240КамАЗ-141
НефАЗ 5299529900высокопольныйКамАЗ-740.11-240КамАЗ-141
НефАЗ-5299-10-015299A0высокопольныйКамАЗ-740.11-240КамАЗ-141
НефАЗ-5299-10-025299B0высокопольныйКамАЗ-740.30-260Praga 5P120 КамАЗ-142
НефАЗ-5299-10-045299K0высокопольныйCaterpillar-3116ZF 6S-85
НефАЗ-5299-10-055299L0высокопольныйCaterpillar-3116ZF 6S-85
НефАЗ-5299-10-065299M0высокопольныйCaterpillar-3116ZF 6S-85
НефАЗ-5299-10-085299U0высокопольныйКамАЗ-740.11-240КамАЗ-142
НефАЗ-5299-10-125299R0высокопольныйDAF РЕ 183CZF 6S-85
НефАЗ-5299-10-135299LFвысокопольныйCaterpillar-3116Voith DIWA D 851.3E
НефАЗ-5299-10-155299BGвысокопольныйКамАЗ-740.31-240КамАЗ-142
НефАЗ-5299-10-165299CPвысокопольныйКамАЗ-740.31-240КамАЗ-141
НефАЗ-5299-10-175299FMвысокопольныйКамАЗ-740.31-240КамАЗ-141
НефАЗ-5299-10-195299RSвысокопольныйDAF РЕ 183CZF 6S-85
НефАЗ-5299-10-255299UKвысокопольный
НефАЗ-5299-10-325299CSвысокопольныйCummins 6 ISВе 270 BZF 6R 1200BO
НефАЗ-5299-10-335299KSвысокопольныйКамАЗ-740.65-240ZF 6R 1200BO
НефАЗ-5299-11-215299GBпригородныйРаботает на газовом топливеКамАЗ-820.53-260КамАЗ-141
НефАЗ-5299-11-315299GSпригородныйРаботает на газовом топливеКамАЗ-820.61-260ZF 6R 1200BO
НефАЗ-5299-11-325299CCпригородныйCummins 6 ISВе 270 BZF 6S 1200BO
НефАЗ-5299-11-335299KCпригородныйКамАЗ-740.62-280ZF 6R 1200BO
НефАЗ-5299-17-325299CMмеждугороднийCummins 6 ISВе 270 BZF 6R 1200BO
НефАЗ-5299-17-335299KMмеждугороднийКамАЗ-740.62-280ZF 6R 1200BO
НефАЗ-5299-17-425299ZMмеждугороднийCumminsZF 6S 1200BO
НефАЗ-5299-20-045299MFвысокопольныйCaterpillar-3116Voith DIWA D 851.2
НефАЗ-5299-20-155299VFвысокопольныйКамАЗ-740.31-240Voith DIWA D 851.3E
НефАЗ-5299-20-215299GFвысокопольныйРаботает на газовом топливеКамАЗ-820.53-260Voith DIWA D 854.3E
НефАЗ-5299-20-225299CAвысокопольныйCummins ISBe 250.30Voith DIWA D 854.3E
НефАЗ-5299-20-235299NFвысокопольныйКамАЗ-740.31-240Voith DIWA D 851.2
НефАЗ-5299-20-245299MZвысокопольный
НефАЗ-5299-20-325299CSвысокопольныйCummins 6 ISВе 270 BVoith DIWA D 854.3E
НефАЗ-5299-20-335299KSвысокопольныйКамАЗ-740.65-240Voith DIWA D 854.3E
НефАЗ-5299-20-52высокопольныйCummins ISB6.7е5250BVoith DIWA D 854.3E
НефАЗ-5299-21-065299MBмеждугороднийCaterpillar-3116ZF
НефАЗ-5299-30-225299NCполунизкопольныйДоступная средаCummins ISBe 250.30Voith DIWA D 854.3E
НефАЗ-5299-30-315299GNполунизкопольныйРаботает на газовом топливе Доступная средаКамАЗ-820.61-260Voith DIWA D 854.3E
НефАЗ-5299-30-325299CNполунизкопольныйДоступная средаCummins 6 ISВе 270 BVoith DIWA D 854.3E
НефАЗ-5299-30-335299KNполунизкопольныйДоступная средаКамАЗ-740.65-240Voith DIWA D 854.3E
НефАЗ-5299-30-425299ZNполунизкопольныйДоступная средаCUMMINS 6ISBe4 270ВZF 6HP 504C Voith D 854.3Е
НефАЗ-5299-30-515299UNполунизкопольныйРаботает на газовом топливе Доступная средаMercedes-Benz M906Voith DIWA D 854.3E
НефАЗ-5299-30-525299JNполунизкопольныйДоступная средаCummins ISB6.7е5250BVoith DIWA D 854.3E
НефАЗ-5299-30-56полунизкопольныйРаботает на газовом топливе Доступная средаКАМАЗ 820.91-260Voith DIWA D 854.3E
НефАЗ-5299-37-325299CTмеждугороднийCummins 6 ISВе 270 BZF 6R 1200BO
НефАЗ-5299-37-335299KTмеждугороднийКамАЗ-740.62-280ZF 6R 1200BO
НефАЗ-5299-40-515299UPнизкопольныйРаботает на газовом топливе Доступная средаMercedes-Benz M906ZF 6R 1200BO
НефАЗ-5299-40-525299JPнизкопольныйДоступная средаCummins ISB6.7е5250BVoith D854.5E
НефАЗ-52994низкопольныйДоступная средаCummins ISBe 250.30 Cummins 6 ISВе 270 B (245 B)ZF Ecomat 2 5 HP 502 ZF Ecomat 2 6 HP 504 °C Voith DIWA D 854.3E
НефАЗ-52994-1052994CнизкопольныйДоступная средаКамАЗ-740.50-360ZF 6S 1600
НефАЗ-52994-40-4252994PнизкопольныйДоступная средаCUMMINS 6ISBe4 270ВZF 6HP 504C Voith D 854.3Е

5299-10-хх (высокопольный). Исторически первая модель завода, серийное производство которой было начато в 2000 году. Представляет собой классический заднемоторный, высокопольный городской автобус с каркасным цельнометаллическим кузовом и тремя дверьми. Конструкторы завода не пошли на поводу у доминировавшей в то время тенденции ради упрощения конструкции делать заднюю дверь зауженной, а то и вовсе одностворчатой — все дверные проемы получили одинаковую ширину 1200 мм. В моторный отсек НефАЗ-5299 был установлен КамАЗовский дизельный двигатель с КамАЗовской коробкой передач. Большая часть внешнего облика первых автобусов была аналогична автобусам МАЗ-104. С 2004 года выпускаются автобусы с обновлённым дизайном.

5299-30-хх (полунизкопольный). Базовая городская полунизкопольная модель завода, выпускающаяся с 2007 года. В автобус устанавливаются двигатели КАМАЗ или Cummins, а с 2010 года выпускаются газомоторные автобусы, работающие на метане. Устанавливаются АКПП Voith Diwa.

Автобусы оборудованы вместительным салоном с тремя двустворчатыми боковыми пассажирскими дверями. В салоне 115 мест для пассажиров, 25 из которых для сидения, возможно размещение инвалидной коляски, а средний дверной проём оборудуется пандусом. В салоне имеются три потолочных люка с электроприводом и пять форточек, оборудованы две накопительные площадки в средней и задней частях салона. Кабина водителя отделена от салона перегородкой с форточкой, по заказу в ней устанавливается дверь.

Автобус НефАЗ-5299-30-32 дизайна 2012 года. Фото Википедия

С 2010 года также выпускаются автобусы с обновлённым салоном от Набережночелнинской , аналогичными автобусам ЛиАЗ-5292; передняя дверь полностью отводится в салон. Базовый дизайн внешнего вида был незначительно изменен в 2012 году (линия окон), а более серьёзный рестайлинг проведён в 2013 году (передняя и задняя маски, салон) и в 2022 году (полностью изменён внешний вид кузова).

52994-хх (низкопольный). Полностью низкопольный городской автобус: вход во все три двери автобуса — без ступеней. Средняя дверь сдвинутая назад по сравнению с базовой моделью. Впервые автобус был представлен на Московской Международной выставке «Комтранс-2011». Модификация рассчитана на перевозку 96 пассажиров и оборудован 24 местами для сидения. В модели предусмотрены: выдвижная аппарель в проёме средней двери, площадка для инвалидной коляски с опорной панелью и 4 мягких сиденья для инвалидов. Автобус оснащён системой ECAS (электронное управление пневмоподвеской), навигационной системой ГЛОНАСС, а также устройством контроля режима труда и отдыха водителя. В салоне автобуса и кабине водителя установлены кондиционеры. С 2011 года автобусы НефАЗ-52994 поставляются в Санкт-Петербург.

5299-11-хх (пригородный).

5299-17-хх и 5299-37-хх (междугородние).

Справка. Из всех городских модификаций НефАЗ-5299 наибольший интерес вызывает автобус НефАЗ-52994, поэтому далее представлены именно его характеристики.

Базовые характеристики

  • Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 11990х2500х3185.
  • Высота потолка в салоне, мм. 2545.
  • Количество и габариты дверей. 3 двухстворчатые шириной 1200 мм., открываются внутрь.
  • Общее количество мест, в том числе посадочных. 96, в том числе посадочных 24+1.
  • Тип сидений. Раздельные полумягкие с поручнем.
  • Тип кузова. Каркасный, цельнометаллический, несущий, трехдверный, вагонного типа, с термоизоляцией.
  • Окна. Стеклопакеты; боковое из закаленного тонированного стекла, а ветровое и заднее – триплекс.

Технические характеристики

  • Тип топлива. Дизель.
  • Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 11350 или 11440 и 18000.
  • Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 6420/11580.

Характеристики шасси

  • Марка. КамАЗ.
  • Колесная формула. 4х2.
  • Колесная база, мм. 5840.
  • Клиренс/дорожный просвет, мм. 360.

Дополнительные характеристики

  • Вентиляция. Комбинированная, через форточки и люки крыши. Люки крыши – три , вентиляционные, которые открываются изнутри и снаружи.
  • Система отопления. Основная от автономного жидкостного подогревателя и аварийная с подключением жидкостной системы охлаждения двигателя к основной системе отопления.

Салон

Кабина отапливается благодаря автономному газовому подогревателю. Аварийная система действует следующим образом: жидкостная система, которая охлаждает двигатель, направляется в основную систему отапливания.

Открытие дверей в автобусе возможно только внутрь. Управлять дверьми можно с помощью электропневматических элементов. Машина оснащена задним, боковым (закаленное), а также ветровым стеклом (триплекс). Сидя внутри салона, и даже находясь вне его, можно открывать аварийно-вентиляционный люк. На переднем люке установлен дистанционный электропривод.

В салоне НефАЗ 5299 включена возможность использования радиооборудования (переговорные устройства, автомагнитолы).

В автобусе есть несколько полезных функций: аппарель и площадка для одного человека в инвалидной коляске, система ECAS (регулирует уровень пола), а также различные комплектации по перевозке людей ограниченной мобильности.

По желанию водителей, в модели могут быть встроены электронные маршрутоуказатели, системы навигаций и кондиционеры.

Сочлененные/гармошки VDL-НефАЗ-52995

Нефтекамским автомобильным заводом совместно с голландской корпорацией VDL были созданы автобусы туристического класса и городские низкопольные с различными вариантами длины шасси. Автобусы VDL Нефаз оснащены двигателями DAF, которые соответствуют экологическим стандартам Евро-3.

Автобусы VDL-Нефаз впервые появились на отечественных дорогах в 2007 году. Результатом совместной работы с голландской фирмой стали следующие модели автобусов: 52995, 52996, 52997 и 52998. Автобус VDL-НефАЗ-52995 представляет собой низкопольный сочлененный транспорт большого класса. Международным автобусом высокого класса является VDL-НефАЗ-52996. НефАЗ-52997, является частично низкопольным одиночным автобусом городского типа. НефАЗ-52998, который является городским частично низкопольным автобусом. Титул лучшего туристического автобуса завоевал VDL-Нефаз-52999 на выставке в московском автосалоне в 2006 году.

Шасси, детали интерьера и электрооборудование для автобусов VDL-НефАЗ поставляет голландская компания. Кузов же полностью изготавливается на Нефтекамском заводе. Автобусы оснащены дизельными двигателями DAF и автоматической коробкой передач Ecomat 2. Управление дверьми в автобусе – электропневматическое.

Несмотря на обширный перечень достоинств: экономный расход топлива, высокий уровень комфорта и великолепный внешний вид – в серийное производство автобусы так и не пошли. Но характеристики модели VDL-НефАЗ-52995 все же рассмотрим.

Базовые характеристики

  • Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 18495х2550х3230.
  • Количество и тип дверей. Три двухстворчатые.
  • Общее количество мест, в том числе посадочных. 146, в том числе посадочных 55+1.
  • Тип сидений. раздельные, полумягкие с поручнем.
  • Тип кузова. Вагонного типа, каркасный, закрытый, сочлененный.

Технические характеристики

  • Тип топлива. Дизель.
  • Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 16500 и 26500.
  • Тормоза. Дисковые.

Характеристики шасси

  • Ведущий мост. ZF.
  • Колесная формула. 6х2.
  • Колесная база, мм. 5800+7850.
  • Шины. 275/70 R22,5.

Дополнительные характеристики

  • Вентиляция. Через форточки, три АВЛ, 4 турбовентилятора.
  • Система отопления. Присутствует, конвекторная.

Характеристики двигателя/силового агрегата

  • Модель. DAF PR 228S1.
  • Тип. Дизельный.
  • Количество и расположение цилиндров. 6, рядное.
  • Рабочий объем, л. 9,2.
  • Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 169,9 (231).
  • Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 1275.
  • КПП. Voith 864,5.
  • Подвеска. Зависимая (ведущий мост) и независимая (передняя и задняя оси) пневматическая с электронным управлением, 2-4 упругими элементами с 2-4 гидравлическими телескопическими амортизаторами и с регуляторами положения кузова.

Технические характеристики

На машину устанавливают несколько видов ДВС. Это связано с различной модификацией и топливной системой.

Двигатель

Двигатель Cummins 6ISBe270B работает на дизельном топливе. Мощность агрегата – 270 лошадиных сил, объем – 6,7 литров. На 100 километров двигатель потребляет 24 литра топлива. Есть модификации автомобиля, двигатель которых работает на природном газе. Это один из наиболее чистых двигателей, с такой мощностью и силовыми характеристиками.

Мотор Yuchai YC6G260N-50, обладает 6-ю цилиндрами. Мощность двигателя – 247 лошадиных сил.

Подвеска

Передняя подвеска – зависимая и пневматическая. На переднюю подвеску установлены два амортизатора, которые также могут позволить регулировать положение кузова.

Задняя подвеска НефАЗ 5299 – зависима и пневматическая. На ней установлены четыре амортизатора, которые значительно смягчают езду, делая ее приятнее. Кузов регулируется двумя регуляторами.

Тормоза

В качестве тормозов установлена пневматическая система АБС «WABCO». Это германская фирма, которая отличается качеством. Механизм тормозной системы – разжимной, кулачковый тип.

Базовые технические характеристики модели

НефАЗ-5299 — это целая серия автобусов, выпускаемых для городских, пригородных и междугородних пассажирских перевозок. Для всех этих целей завод выпускает соответствующие модификации. Основой для производства базовой модели автобусов стали платформы КамАЗов серийного производства.

Городской автобус НeфАЗ-5299 с высоким уровнем пассивной и активной безопасности

Конструкторы решили использовать проверенные успешной эксплуатацией и множественными испытаниями шасси грузовых автомобилей КамАЗ, что позволяет преодолевать различные препятствия на дороге. Ходовая часть имеет высокие эксплуатационные характеристики, обладая большим запасом прочности. Всё оборудование автобуса соответствует международным техническим стандартам.

Данная модель используется для массовых пассажирских перевозок по городу, поэтому к автобусу предъявляются высокие требования по обеспечению безопасности и соответствию экологическим нормам. Модель отличается высоким уровнем пассивной и активной безопасности. Модификации, которые работают на метане, соответствуют стандартам экологической безопасности Евро 3, Евро 4 и Евро 5.

Технические характеристики базовой модели

КузовВагонной компоновки, несущий
Двери3 единицы
Дверной проём1.2 м
Колёса4х2
Потенциал кузова12 лет
Разворот (радиус)12 м
Максимальная скорость70 км/ч
Расход топлива24 литра на 100 километров
Общее количество мест101
Количество сидячих мест25+1
Длина11.8 м
Ширина2.5 м
Высота3 м
База5,96 м
Полная масса18 тонн
Высота потолка2,5 м
Тормозная системаРеостатная и пневматическая
Система вентиляцииЕстественная
ОтоплениеРадиаторное
ДвигательCummins 6ISBe270B
МостRABA или ZF
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]