Особенности и технические характеристики автомобиля ЗИЛ-431410

ЗИЛ 431410 – уникальный бортовой автомобиль, который на протяжении более чем 40 лет выпускался Московским автомобильным заводом им. Лихачёва. Его отличает повышенная проходимость, поэтому основным предназначением при создании машины была езда по труднопроходимой местности и на бездорожье.

В настоящее время существует множество различных модификаций грузовой техники, разработанных на базе универсального шасси. Среди таких модифицированных автомобилей в обычной, гражданской жизни встречается и пожарная машина (также как и на базе МЗКТ-500200).

Сфера применения

Грузовик-тягач ЗИЛ 431410, обладающий колесной формулой 4*2, изначально находился в разработке как универсальный гражданский и военный транспорт. На него устанавливались различные типы грузовых отсеков, в том числе:

  • КУНГИ;
  • отсеки для перевозки личного состава;
  • самосвальные кузова для грузов любых типов;
  • цистерны для воды или других жидкостей и сжиженных газов;
  • оборудование для коммунальных работ, превращавшее ЗИЛ в прототип комбинированной дорожной машины.


На военные ЗИЛ-431410, отличавшиеся кабиной, окрашенной в «защитный» цвет хаки, монтировались некоторые виды вооружения. На его базе изготавливались машины с особыми техническими характеристиками, специального назначения для военных нужд, к примеру, транспорт аэродромного обслуживания.


Военная ЗИЛ-431410

Автомобиль ЗИЛ-431410 выпускался в различных типах климатического исполнения — для субтропиков и умеренного климата и для Крайнего Севера.

Модификации ЗИЛ 431410


ЗИЛ 431410 Кунг

Представленная модель грузовой техники получился до такой степени удачным, что на основе его технических характеристик было произведено немало всевозможных модификаций. Наиболее популярныой из них является ЗИЛ 431410 КУНГ. Аббревиатурное название в полном виде звучит как «кузов унифицированный нулевого габаритного размера».

Каркас данного образца автомобиля изготовлен из швеллеров и уголков разного размера, который поверху обшиты цельными листами высокопрочного металла. Тем не менее весит эта техника не более тонны.

Изнутри фургон-кузов КУНГа ЗИЛ 131 обшит пенопластом или же подобной теплоизоляцией, покрытой антисептической фанерой, улучшающей технические особенности всего грузовика в целом. Все существующие грузовые автомобили данной модификации вне зависимости от цели использования имеют:

  • системы вентиляции и освещения;
  • устройство отопителя;
  • многообразные ботовые устройства.

Отличительная черта КУНГа 431410 заключается в наличии в кузове автомобиля уникальной установки фильтрации воздуха ФВУА-1ООН-12, которая позволяет осуществлять забор воздуха повсеместно и делать его максимально очищенным и безвредным для окружающей среды.

Так образовывался переизбыток давления, который и позволял делать пространство внутри фургона абсолютно безопасным.

Устройство отопителя полностью независимо от других составляющих механизма автомобиля. Тепло выделяется за счёт расхода топлива, а именно его сгорания.

Так на 100 км дизельного топлива потребуется около 40 литров. Это чуть больше, чем у МАЗ-5337. Помимо этого на основе технических данных рассматриваемой модели техники имеются и другие модификации, отличающиеся лучшими показателями:

  • АРС 14 ЗИЛ 131 – авторазливочная станция, водовоз;
  • ЗИЛ 131 В – седельная тяготильная машина;
  • АТЗ З – топливозаправочный автомобиль;
  • МЗ 131 – маслозаправочный автомобиль;
  • ЗИЛ 131 МТО АТ – мастерская для технического обслуживания техники;
  • АЦ 40 – пожарная машина.


ЗИЛ 131 водовоз

Технические параметры

Основные технические характеристики ЗИЛ-431410:


Габаритные размеры ЗИЛ-431410

  • длина между центрами передних и задних колес — 3800 мм;
  • полная длина — 6675 мм;
  • максимальная ширина (равная ширине кузова) — 2500 мм;
  • высота — 2400 мм;
  • грузоподъемность — 6 т;
  • полная масса — 10,4 т;
  • максимальная скорость — 90 км/ч;
  • предельный угол подъема — 31 градус;
  • минимальная зона разворота — 8,9 м.

Характеристики двигателя

Технические характеристики двигателя ЗИЛ-431410 следующие:


Схема системы охлаждения двигателя ЗиЛ-508.10

  • тип мотора — бензиновый карбюраторный (поздние версии — с электронной системой впрыска);
  • число цилиндров — 8;
  • расположение — классическое для советского машиностроения V-образное, взаимный угол — 90 градусов;
  • количество клапанов — 16;
  • охлаждение — жидкостное;
  • рабочий объем — 6 л;
  • максимальная мощность — 150 л. с.;
  • обороты, на которых развивается предел мощности — 3200 об./мин;
  • максимальный крутящий момент — 401,8 Нм, достигается при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин;
  • применяемый бензин — неэтилированный, с октановым числом 76.

Двигатель комплектуется экономайзером. Поздние версии мотора, производившиеся с конца 80-х годов, получили усовершенствованный воздушный фильтр ВМ-21 с бумажным и керамическим фильтрующими элементами.


Воздушный фильтр ВМ-21 — устройство

Основной способ смазки — разбрызгиванием и под давлением.

В ограниченных масштабах (на правах действующих прототипов) производились ЗИЛы с дизельными двигателями, но в серийное производство их не запустили.

Грузовик-тягач ЗИЛ-431410 имеет бензобак объемом 170 л. При этом топливо расходуется в режиме 32 л/100 км при скорости движения 80 км/ч, 26 л/100 км — при скорости 60 км/ч. Данная скорость — «крейсерская».

Выпускались модификации со встроенным газобаллонным оборудованием.

Литература

  • Краткий автомобильный справочник НИИАТ. — М.: Транспорт, 1967, 1972, 1979, 1982, 1985, 1995.
  • Боровский Б., Попов М., Пронштейн М. Справочная книга автомобилиста. — Л.: Лениздат, 1967, 1973.
  • Боровский Б. Е., Попов М. Д. Водителю 2 и 1 класса. — Л.: Лениздат, 1971.
  • Анохин В. И. Отечественные автомобили. — М.: Машиностроение, 1964, 1968.
  • Автомобиль ЗИЛ-130-66 и его модификации. Модель 1966 г. Инструкция по эксплуатации / Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачёва — М., 1966.
  • Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации. Модель 1968 г. Инструкция по эксплуатации. — М.: Машиностроение, 1968.
  • Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации. Модель 1972 г. Инструкция по эксплуатации. — М.: Машиностроение, 1973.
  • Автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ-138 и их модификации. Руководство по эксплуатации / Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачёва — М.: Машиностроение, 1985.
  • Грузовые автомобили ЗИЛ. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Ч. 1, 2. Автоэкспорт. — М.: Внешторгиздат, 1982.
  • Автомобили ЗИЛ-157К, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Руководство по войсковому ремонту. — М.: Военное издательство, 1986.
  • Детали грузовых двухосных автомобилей ЗИЛ-130. Каталог-справочник. — М. Машиностроение, 1973.
  • ЗИЛ-130, 431410, 131. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. — М.: Издательский дом «Третий Рим», 2004.
  • Шасси автомобиля ЗИЛ-130 / Под ред. А. М. Кригера. — М.: Машиностроение, 1973.
  • Автомобильный двигатель ЗИЛ-130 / Под ред. А. М. Кригера. — М.: Машиностроение, 1973.
  • Зубарев А. А. Регулировка автомобиля ЗИЛ-130. — М.: Транспорт, 1964, 1969.
  • Зарубин А. Г., Зубарев А. А., Семенков П. Л., Хмелинин Б. Ф. Автомобили ЗИЛ. — М.: Транспорт, 1971.
  • Конструктивные изменения автомобилей ЗИЛ. Дополнение к инструкциям. Выпуски 26, 27, 28. — М., 1971.
  • Рабинович Л. Ш., Ковалёв А. И., Адаменко С. А. Каталог изделий основного и опытного производства / Под ред. А. С. Мелик-Саркисьянца. — Мытищинский машиностроительный завод, 1984.
  • НИИНавтопром. Автомобильный каталог. Ч.1. Автомобили грузовые. — М., 1981.
  • Технические средства служб тыла: Справочник. — М.: Воениздат, 1979.
  • Руководство по эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжатом природном газе. РД-200-РСФСР-12-0185-83 / Министерство автомобильного транспорта РСФСР.
  • Кленников Е. В., Мартиров О. А., Крылов М. Ф. Газобаллонные автомобили: техническая эксплуатация. — М.: Транспорт, 1986.
  • Е. Г. Григорьев, Б. Д. Колубаев, В. И. Ерохов. Газобаллонные автомобили. — М.: Машиностроение, 1989.
  • ГОСТ 5.979-71 Автомобиль-тягач грузовой ЗИЛ-130 и его модификации. Требования к качеству аттестационной продукции: стандарт / Гос. ком. стандартов Совета Министров СССР. — Офиц. изд. — Введ. с 01.07.71. — М.: Издательство стандартов, 1971.
  • Кочнев Е. Автомобили Советской Армии 1946—1991.
  • ЗИЛ-130 с «шестёркой» // За рулём. — 1976. — № 11. — С. 17.
  • Разинчев Н. Пять за шестерых // За рулём. — 1977. — № 6. — С. 4-5.
  • Певцов В. Б. Как создавался ЗИЛ-130.
  • Колеватов А. Сто тридцатый // Автомобильный моделизм. — 2002. — № 6. — С. 2-8.
  • ЗИЛ-130 — полвека в истории // Грузовик-пресс. — 2006. — № 12.
  • Сто тридцатый — самый массовый грузовик эпохи застоя // Автотрак. — 2003. — № 3.

Параметры трансмиссии

Технические характеристики трансмиссии:

  • Коробка передач, которой снабжен ЗИЛ-431410 — механическая, на стандартные 5 ступеней вперед и 1 назад. Все ступени, кроме первой, снабжены синхронизаторами.
  • Сцепление — однодисковое, фрикционное, с механическим приводом выключения. Ведущий мост — задний, карданных валов 2.
  • Конструкция главной передачи в разных модификациях отличается — она либо одинарная, гипоидной конструкции, либо двойная, с прямозубой и косозубой парой.

Тормозная система

Грузовики ЗИЛ-431410 выпускались в двух вариантах: с одноконтурной и с 1986 года с многоконтурной тормозной системой. Разницы в индексации машин не было. Одну модификацию от другой можно отличить по приборному щитку в водительской кабине — у версии с многоконтурными тормозами он усовершенствованный (выведен ряд дополнительных датчиков и сигнализаторов). Технические характеристики многоконтурной схемы в целом подобны более простой версии.

Основные тормоза — барабанные, стояночный тормоз — с пневмоприводом. В состав тормозных систем обоих типов входят пружинные энергоаккумуляторы и противоконденсатный предохранитель на спирту. Суппорт задних тормозов — усиленный.

Руководство по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации устанавливает следующую периодичность технического обслуживания:

  • каждые 4000 км производить работы в соответствии с регламентом ТО-1;
  • через каждые 16000 км выполнять набор работ ТО-2.

Допускается отклонение при обслуживании на 500-1000 км. Также предусматривается проведение сезонного обслуживания (осенью и весной), которое заключается в замене технологических жидкостей. Перед подготовкой к зимней эксплуатации следует слить отстой из топливных баков и отключить масляный радиатор из контура смазки двигателя. Если система охлаждения заправлена водой, то ее меняют на жидкость типа Тосол 40 или 65, которая имеет срок службы 2 года.

Периодичность обслуживания навесных агрегатов (с переборкой и заменой изношенных деталей):

  • насос подачи жидкости к гидравлическому усилителю — 90 тыс. км;
  • стартер и компрессор пневматической системы — 100 тыс. км;
  • генератор — 150 тыс. км.

При эксплуатации грузовика в тяжелых условиях при температуре ниже -30°С следует придерживаться правил:

  • использовать моторное и трансмиссионное масло, пригодное для применения в условиях Крайнего Севера;
  • заливать в систему охлаждения незамерзающую жидкость;
  • перед началом движения прогревать двигатель и агрегаты от внешних источников тепла;
  • до полного прогрева трансмиссии двигаться со скоростью 5-8 км/ч;
  • при разгонах исключить рывки и резкие переключения скоростей;
  • закрыть радиатор и аккумуляторный короб теплоизоляционным чехлом;
  • на время ночной стоянки уносить батарею в теплое помещение;
  • для удержания грузовика на стоянке применять противооткатные упоры;
  • после поездки сливать конденсат из ресиверов тормозной системы.

Система электрооборудования


Стартер CT130A3 автомобиля ЗИЛ-431410

В состав электросистемы ЗИЛ-431410 стандартно входит стартер, генератор и аккумулятор. Рабочее напряжение аккумуляторной батареи — 12, а не 24 В, как на других грузовиках.

Система лобового освещения состоит из двух ходовых фар (в каждой — по 2 нити накаливания, для дальнего и ближнего света), двух поворотников и двух подфарников, расширяющих конус освещения.

Система электрооборудования претерпевала с течением времени наибольшие изменения, чем другие подсистемы этого грузовика. Появлялись новые электронные компоненты, например, система регулирования впрыска, электронная подсистема управления экономайзером, электронный ограничитель максимальной частоты оборотов и т. п.

Устройство кабины

Кабина ЗИЛ-431410 — цельнометаллическая, трехместная. По всем конструктивным характеристикам совпадает с кабиной от ЗИЛ-130.

Сиденье водителя — регулируемое в трех позициях. Сдвоенные сиденья для пассажиров — нерегулируемые.


Салон ЗИЛ-431410

В стандартную комплектацию входит печка, омыватель лобового стекла и стеклоочиститель с двумя дворниками каркасного типа. Руль имеет гидроусилитель.

Посадка водителя — высокая. Кресло отличается высоким (для грузовика) уровнем комфорта.

В отделке кабины отсутствуют пластик и иные, кроме металла, материалы. Приборы — аналоговые, «стрелочного» типа. Окошки большинства приборов, кроме спидометра, маленькие.

Подушки безопасности отсутствуют. В правой части кабины смонтирована горизонтальная металлическая ручка для пассажиров. Между ручкой и рулевым колесом находится «перчаточный ящик».

В ранних модификациях данного грузовика присутствовал технический вентиляционный люк на крыше. Позднее его сочли малоэффективным и убрали, но штамповка на крыше сохранилась.

Видео по теме: Авто-драйв ЗИЛ-130

Публикации по теме


Общее описание и технические характеристики ЗИЛ 130


Инструкция для самостоятельной регулировки клапанов ЗИЛ 130


Технические и качественные характеристики автомобиля ЗИЛ-5301

Аналоги данного грузовика

На вторичном рынке есть большое количество предложений по грузовому транспорту. Если перевозчику необходимо приобрести многофункциональный грузовик по умеренной цене, то он может остановить свой выбор сразу на нескольких моделях. Аналогичными комплектации 431410 считаются модели ЗИЛ 130, а также ГАЗ 53А. На фото можно увидеть сходства данных модификаций. Они имеют приблизительно одинаковые габариты, но рассчитаны на разную грузоподъемность и характеризуются уникальными особенностями.

Обязательно почитайте: ЗИЛ 157 с консервации в военных частях

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]