ЗИЛ-5301: фото, технические характеристики, отзывы

ЗИЛ-5301 – грузовик малотоннажного класса, выпускаемый с 1995 по 2014 год. В народе эту модель прозвали «Бычок» за характерную форму кузова. Автомобиль появился впервые в 1991 году, в качестве предсерийного образца. Производство началось в 1995 году. Сборка осуществлялась в Москве и Саратовской области. Длина кузова автомобиля составляет 6,2 метра, а ширина 2,3 метра, что соответствует среднетоннажной категории. К похожим моделям можно отнести Mercedes-Benz Vario, это немецкая модель стоила значительно дороже. Существует множество модификаций ЗИЛ-5301, в том числе реанимобиль, пожарная машина, грузопассажирский фургон, бортовой фургон, шасси и т. д. В 2014 году производство ЗИЛ-5301 окончательно завершилось.

ЗИЛ-5301 отзывы владельцев

  • Максим, Свердловск. Мне автомобиль нравится. Модель 1997 года выпуска. Безусловно, она требует регулярного ухода, как и любой другой грузовик постсоветского периода. Я утеплил кабину, чтобы не замерзать в зимнюю пору. У грузовика довольно слабые тормоза, их приходиться перебирать в случае поломки – на этот случай есть запчасти на разборке. Новые детали никогда не покупал. Помимо тормозов, часто ломаются пальцы амортизаторов. Да и вообще, качественные детали найти очень сложно (я говорю про Б/у рынок). Самое надежное в этом грузовике – это двигатель. В нем я поменял только ТНВД, на нем как раз экономить не стоит. Еще я советую не перегружать машину, чтобы дольше прослужили мосты, коробка и полуоси. Ведь это не пятитонник. Я, например, стараюсь не превышать 70 км/час. Мотаюсь в Москву, Ульяновск, Уфу и другие крупные города. Автомобиль ни разу не подводил по-крупному. Естественно, перед дальним выездом надо выполнить ТО. Это настоящий русский грузовик с высокой грузоподъемностью. На нем не надо гнать, ведь ему далеко до Феррари. Кстати, еще отмечу необходимость регулярно шприцовки мостов. Что касается расходников, я заливаю полусинтетическое масло – проверено временем, на холодную заводится без проблем. Мой бычок по сравнению с китайцами просто прекрасен. Оригинальный дизель мощностью 136 сил потребляет 15 литров на 100 км. Я покупал ЗИЛ-5301 за 150 тысяч рублей.
  • Алексей, Томск. ЗИЛ-5301 – эдакий конструктор для взрослых. Это просто уникальная машина, которую стоит рассмотреть более подробно. Раньше у меня был Спринтер-208, на котором я проработал два года. При погрузке 1700 кг этот немец уже беспомощно падал на отбойники. Короче, эта машинка чисто для того, чтобы «покататься». Вот я и подумал заменить Мерс на более серьезный грузовик – ЗИЛ-5301 1997 года выпуска, с не убиваемым дизельным двигателем от «Белоруса». Двигатель с турбиной обеспечивает максимальную скорость до 140 км/час, а грузоподъемность составляет 3500 кг. В некоторых случаях можно «забомбить» и 5-6 тон. Это гораздо больше, чем какая-нибудь полуторка типа Газели. У меня версия со спальным местом. Удлиненная кабина – двухэтажная, очень вместительная. Бычка я покупал в Москве за 570 долларов. Расход топлива не больше 15 литров на 100 км.
  • Дмитрий, Ульяновск. У меня ЗИЛ-5301 2005 года выпуска. В целом, достаточно надежный российский грузовик с универсальными возможностями. У меня версия с удлиненной рамой. Автомобиль недорогой в обслуживании, мощный и комфортный. Подвеска вообще не пробивается, независима от качества дорог. Можно колесить по бездорожью – например, по пересеченной местности и гравию. В груженном состоянии машина едет более мягко и не «прыгает». Я несколько раз перегревал двигатель – на высоких оборотах. Из запчастей ничего особо не менял. После 60 тысяч км поменял радиатор. У меня была работа, которая требовала перевозить до 4 тонн груза, что довольно много для ЗИЛ-5301. Из-за этого возникали мелкие поломки в ходовой части. Более того, иногда от перегрузов не выдерживало сцепление. Автомобиль оснащен белорусским дизелем объемом 4,7 литра, мощность 135 лошадиных сил. Расход топлива на 100 км составляет 15-16 литров. Коробка передач – механическая пятискоростная.
  • Сергей, Брянск. Я владелец ЗИЛ-5301 2002 года выпуска, работаю на нем до сих пор. Прочная и выносливая рабочая лошадка, способная выехать из любых передряг. У меня модификация с дизелем на 135 сил, с механикой. Машина потребляет максимум 17 литров на 100 км. Проехал уже 140 тысяч километров, за это время я менял сцепление всего семь раз, но только один диск. Еще поменял кожух коробки передач и две корзины. Кроме того, в течение 140 тысяч замене подверглись головки двигателя (2 шт.), турбины (2 шт.), поршневые, (2 шт. вместе с гильзами), вкладыши коленчатого вала и распредвал с толкателями, гидроусилитель (один раз), тормозные цилиндры на всех колесах (1 раз), суппорта (2 шт., они заклинивали колесо и обрывались во время езды). Один раз лопнуло ветровое стекло. Короче, поломок было достаточно. После кропотливых ремонтов старался ездить более аккуратно, но все равно машина ломалась. В общем, ЗИЛ 5301- конструктор для взрослых, иначе не сказать.
  • Константин, Приозерск. Я работал на ЗИЛ-5301 с 2003 по 2009 год. Из достоинств отмечу грузоподъемность, неприхотливость в обслуживании, большую и просторную кабину и тяговитый дизель белорусского производства. Из минусов – машина быстро ржавеет, на дверных порогах часто появляется коррозия, а некоторые запчасти не радуют качеством. Машина среднетоннажного класса, ее грузоподъемность чуть больше, чем у ГАЗели. А вот в качестве изготовления ЗИЛ значительно хуже ГАЗели. Железо и кузов очень слабые, уже через пару лет появляется ржавчина. А что касается сквозной коррозии, она появляется уже через пять лет, если эксплуатировать ежедневно. К сожалению, завод не уделял внимания качеству, а ведь этот грузовик вполне мог соперничать с иностранными машинами. Кабина ржавеет не по годам, а по месяцам, так сказать. Можно сделать вывод, что в течение первых пяти лет автомобиль более-менее надежен, а потом уже начинает сыпаться по-крупному, лишь бы успевай ремонтировать. Поэтому я его и продал. В городе грузовик расходовал 15-16 л/100 км. Двигатель мощностью 135 сил с механической коробкой передач.
  • Игорь, Московская область. Грузоподъемный и тяговитый грузовик, уверенно преодолевающий дорожные неровности, причем в груженном состоянии. Машина уверенно едет в гору и не сбавляет скорость. Модель 2008 года выпуска, в эксплуатации четыре года. Покупал за 350 тысяч рублей. Для автомобиля такого уровня очень небольшая ценя, хотя это неудивительно. Двигатель хоть и тракторный, но очень тяговитый и практически бесшумной, если сильно не давить на газ. Грузоподъемность около 5 тонн. Можно грузить что угодно и не напрягаться по этому поводу. Из минусов отмечу огромную кабину, которую тяжело прогреть из-за слабого отопителя. Зимой приходилось замерзать. На компрессоре есть клапан, который надо промыать каждые полторы тысячи километров. Иначе клапан будет работать с непредсказуемыми последствиями, так сказать. Сиденья неудобные, после езды по неровным дорогам хочется поскорее домой усесться на мягкий диван. Я купил этот автомобиль из-за недостатка средств на какой-нибудь Форд или другую иномарку. Мне нужен был автомобиль для работы в строительной сфере, в торговле стройматериалами и т. д. С этими задачами ЗИЛ справлялся и помогал зарабатывать неплохие деньги. Главное, только его не перегружать. В городе машина съедала по 16-17 литров на 100 км. Двигатель – дизельный, на 135 сил.
  • Илья, Краснодарский край. Автомобиль для малого бизнеса, в этой сфере он просто незаменим. Несмотря на посредственную надежность, машина стоит потраченных денег. Грузовик вполне экономичный и грузоподъемный, в городе потребляет около 13-14 литров на сотни. Дизельный 135-сильный мотор тянет в широком диапазоне оборотов, на то он и дизель. Грузоподъемность в пределах 3 тонн – у меня такая модификация. У газели в два раза меньше, делайте выводы. Грузовик легкий в управлении благодаря тому, что в машине установлен гидропривод сцепление и тормоза с воздушным давлением. Максимальная скорость 90 км/час, что вполне неплохо для малого бизнеса, который не требует преодолевать большие расстояния. В общем, ЗИЛ-5301 позволяет перевезти грузы с наименьшими финансовыми потерями. У меня была модель 2009 года выпуска, с механической 5-ступенчатой коробкой. На трассе расход топлива в районе 10 литров.
  • Александр, Липецкая область. ЗИЛ-5301 – грузовик с большой и просторной кабиной, проходимый и с грузоподъемностью 3-4 тонны. Что касается недостатков, их так быстро не перечислить. Машина 1997 года выпуска, покупал в новом состоянии. К тракторному двигателю пришлось привыкать – очень шумный и с вибрациями, особенно на холостом ходу. Качество изготовления мотора оставляет желать лучшего. Постоянно возникали мелкие поломки. Кузов – отдельная история. Коррозия появляется очень быстро, причем по всему периметру кузова. Эту заводскую болезнь никак не побороть. Ходовая часть очень слабая для грузовика грузоподъемностью 3 тонны. Если загрузить на полную, то сильно проседала задняя часть. Некоторые умельцы ставят дополнительного листа для рессор, но я не пробовал. Автомобиль очень любит ремонт, но все запчасти есть в наличии. Машина потребляет 12-16 литров в зависимости от темпа езды. При постоянных перегазовках получиться 16 литров, на трассе можно уложиться в 11 л.

Описание

ЗИЛ-5301 «Бычок» — это малотоннажный российский автомобиль, который серийно производился на Заводе имени Лихачева в период с 1995 по 2014 гг. Первые прототипы «Бычка» появились еще в 1991-м. Эта модель стала маленькой копией 4331-го ЗИЛа и предназначалась для мелких городских и межобластных перевозок. Этот грузовик – трехтонник и является отечественным аналогом автомобилей «Мерседес Т2» и «Варио». Кстати, последние три года эта машина выпускалась на заводе автозапчастей в Петровске (Саратовская область).

Экономичность

Отечественный дизельный двигатель расходует 16 литров топлива – это по паспортным данным. Но как говорят владельцы, реальная цифра другая. В городе машина тратит порядка 20 литров дизеля.

По трассе – 18. Наиболее экономичный режим достигается при скорости 60-70 километров в час. Максимальная же скорость «Бычка» составляет 95 километров в час.

Внешность

Грузовик имеет дизайн, действительно напоминающий бычка – скромные квадратные фары и вытянутый вперед кузов. Как выглядит ЗИЛ-5301? Фото грузовика читатель может увидеть в нашей статье.

Бампер на ЗИЛе был металлическим. По центру – проушина для буксировки. Бампер надежный, но со временем на нем облазила краска. Зеркала такие же, как и на остальных ЗИЛах. Они очень крупные. Но это большой плюс – говорят водители. Видно в них каждую мелочь. Но со временем крепления разбалтываются. В результате на скорости и кочках искажается картинка (оттого, что зеркало вибрирует). Сама кабина очень широкая, а потому здесь используется целых три щетки стеклоочистителя. Над кабиной могут стоять три габаритных огня. Спойлеров и спальников для этой модели завод не предусматривал. Все, что продается на вторичном рынке – это результат доработки самих владельцев-перевозчиков. Кабину самостоятельно варили и смещали грузовой кузов назад.

ЗИЛ-5301 – это универсальный грузовик. На его базе создавались тентованные экземпляры, бортовые, цельнометаллические фургоны и рефрижераторы. Также на базе данного ЗИЛа создавались автобусы, пожарные машины и коммунальная техника.

Что говорят про ЗИЛ-5301 отзывы? Владельцы в один голос твердят, что кабина на ЗИЛе гниет (а на капоте быстро облазит краска). Это слабое место «Бычка». Наверное, нет ни одной модели сейчас, где бы она не подвергалась сварочным работам. А вот рама на «Бычке» довольно крепкая и не ржавеет, как кабина.

Ходовая часть

Автомобиль имеет классическую, рессорную схему подвески. Она полностью зависимая. Спереди балка, сзади – неразрезной мост, дополненный стабилизатором устойчивости. Рулевой механизм – шестерня-редуктор с гидроусилителем. Со временем ГУР начинает гудеть.

Но больше всего проблем по ходовой вызывают тормоза. Они здесь пневмогидравлические. Схема сложная и не отличается высокой надежностью. Владельцам приходилось регулярно контролировать уровень жидкости, поскольку часто лопались защитные чехлы на тормозных суппортах и рвался сам бачок. В результате водитель мог остаться просто без тормозов.

Как ведет себя машина на дороге? Как и любой другой грузовик, без нагрузки машина очень жесткая на кочках. Чтобы подвеска стала мягче, в кузов нужно загрузить не менее полутора тонн. Кренится «Бычок» не так сильно, как его старшие собратья. Но гонять на нем все же не стоит. Машина сама по себе очень тяжелая (весит около четырех тонн).

Основные плюсы и минусы

В чем достоинство данного грузового автомобиля? ЗИЛ «Бычок» является одним из немногих автомобилей, который при таких компактных размерах перевозит грузы тоннажем почти как «ГАЗон». Но не всегда это востребовано, поэтому универсальной назвать машину нельзя.

По силовой части машина надежная. Мотор в меру экономичный. Машина тяговитая, но не скоростная. В обслуживании «Бычок» простой и ремонтопригодный. Но ввиду развала завода наблюдаются проблемы с поиском запчастей. К тому же, машина менее ликвидна, нежели «ГАЗель» или «ГАЗон».

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, какие имеет ЗИЛ-5301 характеристики и особенности. Машина имеет простой и надежный двигатель, мощную раму и выносливую коробку. Но грузовик не лишен недостатков. Это постоянно ржавеющая кабина, шумный и некомфортный салон, а также проблемная тормозная система. Стоит ли его покупать для работы? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Машину уже сняли с производства, и найти запчасти для нее труднее, чем на тот же «Валдай». А ведь последний располагает не менее вместительным кузовом и надежным мотором.

Грузовой отсек

В основном, «Бычок» шел с цельнометаллическим промтоварным фургоном. На заводе выпускались версии с двух-, трех- и четырехсекционными фургонами. Полезный объем кузова составляет от 10,5 до 20,5 куб. м. Абсолютно все версии грузовиков имели низкую погрузочную высоту – 76 сантиметров. Однако фургоны тоже были подвержены коррозии. Ввиду этого некоторые перевозчики ставили кузовы с иномарок (например, «Мерседес Варио»). Они были намного легче и не ржавели так быстро. Тентованные конструкции тоже присутствовали. Но сам кузов очень низкий, поэтому многие владельцы наращивали его.

Борта не гниют, как на ГАЗелях, что является несомненным плюсом. Но верхней загрузки с завода не предусмотрено.

Модификации Бычка

Первоначально планировалось сосредоточиться на выпуске шасси, на котором можно будет собирать различные конфигурации под заказ. Действительно, полный перечень модификаций «Бычка» исчисляется десятками. Были выпущены бортовой грузовик, цельнометаллический фургон, варианты с двойной кабиной и даже автобус, выпущенный ограниченной серией.

Среди основных вариантов надо выделить:

  • 5301АО – базовая версия модели;
  • 5301ДО – удлинённый вариант базовой модели;
  • 5301БО – шасси для спецоборудования, надстроек, инкассаторских и пожарных кузовов;
  • 5301ЕО – удлинённый вариант для специальных кузовов и оборудования;
  • 5301ГО и 5301ПО – изотермические фургоны;
  • 5301ИО – удлинённый изотермический фургон;
  • 5301ЮО – с удлинённой кабиной, где расположено два спальных места.

Наибольшее распространение получили фургоны для перевозки товаров и различных грузов. Для их отделки используются разные материалы: оцинкованная сталь, ламинированная фанера, сэндвич-панели, пенопласт или пенополиуретан (в рефрижераторах). Были выпущены специализированные фургоны для перевозки хлеба, охлажденных и замороженных продуктов, промтоваров. Также неплохим спросом пользовались бортовые варианты и шасси под автоэвакуаторы и краны-манипуляторы.

Следует отметить амбициозный план по экспорту модернизированных «Бычков» в страны Восточной Европы. Предполагалось доработать базовую модель, в частности, обновить наружный и внутренний дизайн, оснастить мотором Cummins, заменить КПП и тормоза. Также планировалось увеличить грузоподъемность модели до 4,5 тонн. Однако проект так и не был претворен в жизнь.

Кабина

Она создавалась на базе грузовика ЗИЛ-4331. Поэтому не удивительно, что дизайн «Бычка» внутри имеет много схожих деталей с 4331-м. Машина получила большой двухспицевый руль без регулировок, а также плоскую переднюю панель. Здесь нет ни акустики, ни электрических стеклоподъемников. Вообще, здесь минимум электроники. С одной стороны, это надежно (ведь ломаться, по сути, нечему), но с другой – салон отнюдь не комфортный. Так как эту машину часто брали для межобластных перевозок, владельцы мастерили закабинный спальник. Также на этих ЗИЛах можно увидеть нештатные сиденья. Обычно их ставили с грузовых «Мерседесов» (как на фото ниже).

Заводские сиденья имели плоскую форму и ограниченный диапазон регулировок. С ними у водителей быстро уставала спина. Также владельцы часто устанавливали своими силами аудиосистему и вентилятор, который спасал от жары летом. Кстати, сама кабина довольно просторная. Версии для коммунальных служб были рассчитаны на шесть пассажирских мест.

Среди «детских болезней» по салону «Бычка» стоит отметить слабую шумоизоляцию. Звуки с улицы отчетливо доносились в кабину. Также владельцы говорят, что на ЗИЛе слабая теплоизоляция. Кабина очень быстро остывает, из-за чего приходилось часто пользоваться печкой. А дополнительный отопитель (ржевский), что устанавливался опционально, быстро приходил в негодность. Более надежное решение – установка автономного отопителя. Это может быть зарубежный «Вебасто» или отечественный «Планар». Но и тот и другой стоят больших денег. Поэтому ставили автономный отопитель лишь те, кто часто ездил на дальние расстояния. Еще один минус кабины, судя по отзывам, заключается в том, что она сильно раскаляется от солнца, а люк, что есть на крыше, вовсе не спасает.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]