Минитрактор КМЗ-012 был представлен на рынке в 2002 году. Техника полностью соответствовала всем техническим требованиям тех времен, что позволило минитрактору создать весьма сильную конкуренцию многим аналогам. Серийное производство минитрактора осуществилось Курганским машиностроительным заводом. Следует отметить, что ранее данный производитель не выпускал подобную технику, и модель КМЗ-012 стала дебютной. На то время продукт был практически неизвестным, однако в большом спросе немаловажную роль сыграла весьма доступная стоимость, поскольку шведские и китайские машины стоили гораздо дороже. При таком ценнике производитель наделил свою модель довольно высокой надежностью, что также отразилось на ее популярности на отечественном рынке. Через некоторое время техника стала востребованной в Польше, Румынии и многих странах СНГ.
Минитрактор КМЗ-012 представляет собой 0.2 тяговый класс спецтехники универсального предназначения. Также модель может оснащаться множеством различных видов навесного оборудования, что делает минитрактор отличным помощником при работе на небольшом частном и сельском хозяйстве.
- 5.1 Надежность
Назначение
Несмотря на свою компактность, модель КМЗ-012 имеет весьма широкие функциональные возможности. Благодаря этому модель зачастую применяется для выполнения большого спектра различных задач, как в сельском хозяйстве (в том числе огороды и частные участки), так и в коммунальной сфере деятельности.
За счет внушительного набора дополнительных навесных приспособлений, эта машина может весьма эффективно обрабатывать земельный участок площадью до 5 гектар. Помимо этого минитрактором зачастую пользуются на фермерских хозяйствах и парниково-оранжерейных комплексах. Мощность используемого силового агрегат составляет всего 12 лошадиных сил, однако и при таком показателе трактор может применяться для буксировки полуприцепов, рассчитанных на грузоподъемность от 500 килограмм и выше.
История появления мини-трактора
Курганское предприятие «Курганмашзавод» ранее было известно, выпуском военной технику БМП, которая поставлялась в 23 страны мира. Конверсия военного производства затронула предприятие, как и всю военную отрасль в 80-е годы прошлого столетия. до того, как предприятие начало производить трактор КМЗ-012, в 50-60-е годы прошлого столетия завод имел опыт выпуска крановой техники.
Учитывая новые экономические реалии, завод вынужден был вернуться к производству техники, и в 2002 году, после длительных экономических расчетов с конвейера сошёл первый отечественный мини-трактор, производства России. Через 3 года, новый миниатюрный трактор станет обладателем престижной премии России «100 лучших товаров страны в 2005 году».
МТЗ-012 с дополнительным оборудованием
Навесное оборудование
Дополнительное навесное оборудование, применяемое с данным минитрактором, насчитывает множество разнообразных агрегатов, позволяющих выполнить те или иные виды работ. В основном модель оснащали такими приспособлениями, как:
- Однокорпусные и двухкорпусные плуги.
- Культиваторы.
- Окучники.
- Различные бороны.
- Грабли.
Кроме этих агрегатов, техника также оснащается:
- Картофелекопалками.
- Картофелесажалками.
- Ротационными косилками.
- Различными сеялками.
- Отвалами.
- Обрабатывающим оборудованием.
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- Конструкционная длина минитрактора – 1970 миллиметров.
- Полная ширина по корпусу – 960 миллиметров.
- Высота без крыши – 1970 миллиметров.
- Высота с крышей – 2040 миллиметров.
- Конструкционная длина минитрактора (с установленным навесным агрегатом) – 2310 миллиметров.
- Полная ширина по корпусу (с установленным навесным агрегатом) – 960 миллиметров.
- Полная высота (с установленным навесным агрегатом) – 2040 миллиметров.
- Агротехнический просвет – 300 миллиметров.
- Наименьшая ширина колеи передних колес – 700 миллиметров.
- Наименьшая ширина колеи задних колес – 700 миллиметров.
- Наибольшая ширина колеи передних колес – 900 миллиметров.
- Наибольшая ширина колеи задних колес – 900 миллиметров.
Характеристики двигателя:
- Марка устанавливаемого двигателя – СК-12.
- Тип устанавливаемого двигателя – дизельный, рядный.
- Количество цилиндров – 2 цилиндра.
- Максимальная мощность – 12 лошадиных сил/8.8 киловатт.
- Номинальная частота вращения коленчатого вала – 3050 оборотов в минуту.
- Предельная частота вращения коленчатого вала – 3100 оборотов в минуту.
- Тип системы охлаждения – жидкостная.
- Тип системы впрыска – карбюраторная.
- Марка устанавливаемого двигателя – В2Ч-07.
- Тип устанавливаемого двигателя – дизельный, V-образный.
- Количество цилиндров – 2 цилиндра.
- Максимальная мощность – 12 лошадиных сил/8.8 киловатт.
- Номинальная частота вращения коленчатого вала – 2700 оборотов в минуту.
- Предельная частота вращения коленчатого вала – 3050 оборотов в минуту.
- Тип системы охлаждения – жидкостная.
- Тип системы впрыска – карбюраторная.
- Марка устанавливаемого двигателя – VANGUARD OHV 294447.
- Тип устанавливаемого двигателя – дизельный, V-образный.
- Количество цилиндров – 2 цилиндра.
- Максимальная мощность – 14.5 лошадиных сил/10.66 киловатт.
- Номинальная частота вращения коленчатого вала – 2850 оборотов в минуту.
- Предельная частота вращения коленчатого вала – 3050 оборотов в минуту.
- Тип системы охлаждения – жидкостная.
- Тип системы впрыска – карбюраторная.
- Марка устанавливаемого двигателя – HATZMOTORS-1D81Z.
- Тип устанавливаемого двигателя – дизельный, рядный.
- Количество цилиндров – 1 цилиндр.
- Максимальная мощность – 14.3 лошадиных сил/10.5 киловатт.
- Номинальная частота вращения коленчатого вала – 2900 оборотов в минуту.
- Предельная частота вращения коленчатого вала – 3050 оборотов в минуту.
- Тип системы охлаждения – жидкостная.
- Тип системы впрыска – карбюраторная.
Характеристики трансмиссии:
- Тип устанавливаемой коробки переключения передач – шестеренчатая, механическая.
- Тип привода – карданный привод.
- Блокировка дифференциала – механическая.
- Количество передних передач – 4.
- Количество задних передач – 2.
- Тип сцепления – сухое, фрикционное однодисковое постоянно замкнутого положения.
Характеристики вала отбора мощности:
- Количество скоростей вала отбора мощности – 1.
- Контроль – механический.
- Наименьшая частота вращения ВОМ – 540 оборотов в минуту.
- Мощность ВОМ (заднего) – 7.5 лошадиных сил/5.5 киловатт.
- Мощность ВОМ (фронтального) – 7.66 лошадиных сил/5.6 киловатт.
Эксплуатационные характеристики:
- Конструкционный вес модели – 697 килограмм.
- Снаряженный вес модели – 745 килограмм.
- Тип тормозов – дисковые.
- Вместимость топливного резервуара – 20 литров.
- Наименьшая скорость движения вперед – 2 километра в час.
- Наибольшая скорость движения вперед – 15.18 километров в час.
- Наименьшая скорость движения назад – 1.2 километр в час.
- Наибольшая скорость движения назад – 4.49 километров в час.
- Наименьшее потребление топлива за один моточас (СК-12) – 2.2 литра.
- Наибольшее потребление топлива за один моточас (СК-12) – 2.9 литра.
- Наименьшее потребление топлива за один моточас (В2Ч-07) – 1.8 литра.
- Наибольшее потребление топлива за один моточас (В2Ч-07) – 2.3 литра.
- Наименьшее потребление топлива за один моточас (VANGUARD OHV 294447) – 3.1 литра.
- Наибольшее потребление топлива за один моточас (VANGUARD OHV 294447) – 4 литра.
- Наименьшее потребление топлива за один моточас (HATZMOTORS-1D81Z) – 1.9 литра.
- Наибольшее потребление топлива за один моточас (HATZMOTORS-1D81Z) – 2.7 литра.
- Тяговая категория техники – 0.2.
- Номинальное тяговое усилие – 2.1 килоньютона/214.14 килограмм.
- Наибольшая глубина преодолеваемого брода – 380 миллиметров.
Особенности устройства
С того момента, как минитрактор КМЗ-012 был представлен производитель посчитал не вносить какие-либо изменения и доработки в конструкцию. В ходовой части также присутствует мост передних колес, имеющий вид качающейся балки. Также данный элемент обладает жесткой подвеской. Трактор использует колесную формулу четыре на два и колею с изменяемой шириной, что особо удобно при эксплуатации в ограниченном рабочем пространстве. Модель может быть укомплектована двумя видами навесных механизмов, первое из которых предоставляет возможность смещать рабочий агрегат вправо максимум на 100 миллиметров. Возможности второго же механизма позволяют производить смещение используемого агрегата в обе стороны относительно силового агрегата.
За торможение техники отвечают колесные тормоза дискового типа, которые располагаются в корпусе одноступенчатого редуктора. Неплохие тяговые характеристики реализовывает шестеренная механическая коробка передач, включающая в себя 4 передачи для переднего хода и 2 передачи для заднего. Трансмиссия оснащена сухим однодисковым фрикционным сцеплением, которое постоянно находится в непрерывном контакте. КПП рассчитана на тяговые характеристики, соответственно максимальная скорость передвижения вперед составляет 15.18 километров в час, а назад 4.49 километров в час. Хотя и этот показатель для данного сегмента является вполне хорошим.
Гидравлическая система минитрактора КМЗ-012 функционирует за счет привода от двигателя и имеет два вала отбора мощности зависимого типа и гидравлический распределитель золотникового типа.
Техника может комплектоваться солнцезащитным козырьком или же легкой кабиной. В стандартной комплектации минитрактор оснащается мягким водительским сидением и регулируемой рулевой колонкой.
Кроме широких функциональных возможностей и универсальности, данная модель обладает также и еще одним существенным преимуществом, которым является высокая ремонтопригодность и простота в техническом обслуживании. Аналогичные модели зачастую вызывают некоторые затруднения при устранении тех или иных неполадок, когда эта же машина очень понятна и проста. Топливный резервуар, а также и аккумуляторная батарея располагаются под водительским сидением, которое может откидываться.
Другими же немаловажными особенностями, характеризующими минитрактор являются:
- Отличная маневренность при эксплуатации на площадках с малым рабочим пространством.
- Широкий ассортимент дополнительного навесного оборудования, устанавливаемого как спереди, так и сзади.
- Используемый силовой агрегат имеет не только повышенную надежность, но также и экономичность.
- Несмотря на весьма простое исполнение, техника имеет высокий уровень безопасности и комфортности.
Надежность
Минитрактор КМЗ-012 может использоваться практически при любых погодных условиях. И это объясняется не наличием солнцезащитного козырька или съемной кабины, а силовым агрегатом, который имеет повышенную устойчивость к различным воздействиям окружающей среды. Данный показатель свойствен для всех предлагаемых двигателей.
Особенности ремонта
Ключевые элементы минитрактора изготавливаются из высокопрочных материалов, что гарантирует длительный срок службы. ПО сравнению с иностранными аналогами техника имеет довольно простую конструкцию, благодаря чему производить ремонтные работы не только просто, но также и весьма удобно. Основные узлы расположены под капотом, аккумуляторная батарея и топливный резервуар под откидывающим водительским сидением.
Минитрактор КМЗ 012 — в хозяйстве пригодится
В 2002 году Курганский машиностроительный завод с намерением всерьез и надолго обосноваться на рынке малогабаритной колесной спецтехники представил на рынке свое детище: минитрактором — КМЗ 012.
Длиной всего 1,972 м. и шириной 96 см., КМЗ 012 разрабатывался как универсальный помощник в сельском и коммунальном хозяйстве и должен был составить достойную конкуренцию лидерам сегмента — шведам и итальянцам.
Цена на зарубежные аналоги была слишком высока для многих отечественных фермеров, поэтому курганские инженеры справедливо полагали, что более бюджетный продукт будет соответственно и более востребованным. Для сравнения образцы производства «Husqvarna» и «S.E.P» на тот момент стоили порядка 3 500 долл. — 11 000 долл.
, в то время как заявленная стоимость минитрактора КМЗ 012 к моменту появления на рынке составляла немногим больше 2 100 — 2 200 долл.
Еще один потенциальный конкурент — Китай. Китайская техника была сопоставима по стоимости, но никак не по качеству: нередко спустя пару тысяч моточасов шеньянские трактора буквально рассыпаются. Кроме того, в пользу КМЗ сыграло и его территориальное расположение. Все-таки заказывать запчасти и навесное оборудование из Поднебесной не такое уж дешевое и быстрое удовольствие.
Таким образом, минитрактор КМЗ 012 стал одним из самых ожидаемых релизов 2002 года. И не зря. Продукция Курганского завода оказалась широко востребована не только в России и странах СНГ, но также в Румынии и Польше, где стоимость аналогичных минитракторов доходит до 9 000 долл.
Технические характеристики минитрактора
Первоначально КМЗ 012 оборудовался четырехтактным двухцилиндровым рядным карбюратором «СК-12» выпуска казахстанского Завода силовых агрегатов, мощностью 12 лошадиных сил, воздушной системой охлаждения, топливным насосом диафрагменного типа и максимальным крутящим моментов в 24 Нм при скорости вращения коленвала 3000-3100 об/мин.
Позднее появилась версия минитрактора КМЗ 012 -Ч, в которой вместо карбюраторного «СК» стоял аналогичный по мощности дизельный четырехтактный В2Ч — 07 (индекс 8,2/7,8Э) производства Челябинского тракторного . Дизель так же имел два цилиндра, однако они уже имели не рядное, а V-образное расположение по отношению друг к другу. По отзывам пользователей, дизельное исполнение минитрактора оказалось более удачным, чем карбюраторное.
Однако и на этом завод не остановился, поэтому в настоящий момент есть еще две модификации трактора: КМЗ 012-Б с карбюратором и КМЗ 012-Н с дизелем.
На 012-Б установлен американский 14,8 сильный бензиновый «Vanguard OHV-294447», а на 012-Н четырехтактный, 14,3 сильный дизель воздушного охлаждения HATZMOTORS -1d81z.
За исключением двигателя остальные технические характеристики минитрактора КМЗ 012 остались неизменными с 2002 года. Тормоза у КМЗ 012 — колесные, дисковые, расположенные в корпусе одноступенчатого редуктора. Трансмиссия — механическая, с сухим фрикционным однодисковым сцеплением, 4-х скоростной (+ 2 скорости заднего хода) шестеренной коробкой переключения передач и двухступенчатой (конической и цилиндрической) главной передачей. Трактор развивает транспортную скорость в 15,18 км/ч и рабочую — 6,82 км/ч при средней скорости заднего хода 3,38-4,49 км/ч.
Минитрактор КМЗ 012 оборудован гидравлической системойс приводом от двигателя, одним силовым цилиндром и золотниковым распределителем, а также двумя зависимыми валами отбора мощности. Передний ВОМ способен передавать до 7,66 л.с., задний до 7,5 л.с. При желании передний вал можно снять.
Ходовая часть трактора имеет жесткую подвеску и передний мост в виде качающейся балки. Формула колесной базы 4х2, ширина колеи варьируется в двух позициях: 70 и 90 см. соответственно. Дорожный просвет — 30 см.
, что позволяет трактору вплотную подъезжать к бордюрам и эффективно обслуживать придорожное пространство. Навесных устройств у трактора не одно, а целых два: с одной стороны рычажно-шарнирное со сцепным брусом и тяговой вилкой, с другой — прицепной брус.
Первое навесное устройство способно смещать орудие на 5-10 см. только вправо, второе — двигается в обе стороны относительно корпуса минитрактора.
Отзывы владельцев
- Проработал на минитракторе КМЗ-012 более 3 лет. Машина была куплена в 2006 году. Первое время трактор очень радовал в плане всего, но через год активной эксплуатации начались некоторые проблемы с трансмиссией. После капитального ремонта минитрактор заработал как новый и до момента продажи вообще не подводил. Разве что случались не существенные поломки, которые устранялись буквально за считанные минуты. Причиной продажи стала нехватка мощности, поскольку основной объем работы перешел на земельный участок большей площади.
- Приобрел данную модель в 2012 году для работы на огороде. Выбор был сделан в пользу именно этого минитрактора в связи с наличием многих запасных частей и оборудования, предоставленными соседом из-за его переезда. В целом техника неплохая.
Обслуживание и ремонт
Перед тем как начать пользоваться минитрактором в рекомендациях по его эксплуатации сказано, что нужно провести его обкатку. Это важный момент в техническом обслуживании, так как обкатка позволяет прогреться всем элементам.
Двигатель должен функционировать без сбоев. Обязательно необходимо проверить моторное масло на протечку. Масло подлежит замене согласно графику, который представлен в руководстве по эксплуатации.
При первой обкатке после покупки необходимо использовать двигатель только на маленьких оборотах. Это должно длится в течение 70 часов. После завершения обкатки можно пользоваться устройством при полной нагрузке на двигатель. Во время обкатки следует тщательно проверить прочность креплений деталей минитрактора.
Техническое обслуживание перед консервацией
Перед тем как законсервировать минитрактор необходимо провести следующее ТО:
- перед тем как начать использовать устройство необходимо тщательно проверить все детали и крепления;
- моторное масло нужно менять каждые 50 км пробега;
- перед заменой масла двигатель нужно хорошо прогреть;
- масло в трансмиссии меняется ежегодно;
- помещение, где будет стоять трактор в период консервации, должно быть сухим;
- желательно поместить минитрактор в специальный чехол для хранения;
- перед проведение процедуры консервации необходимо хорошо промыть агрегат;
- обязательно необходимо предварительно слить масло.
Правила эксплуатации
В руководстве пользователя сказано, что для того, чтобы избежать поломки некоторых деталей, нельзя совершать следующие действия:
- подвергать технику чрезмерной нагрузке;
- использовать ТС не по назначению;
- заглушать двигатель при его высоких оборотах;
- заливать неправильный тип масла;
- не проводить ТО;
- возить пассажиров.
Официальное руководство по безопасности и эксплуатации КМЗ-012 можно скачать на официальном сайте производителя.
Причины неисправностей и пути их устранения
Самые распространенные проблемы и поломки КМЗ-012:
- снижение мощности двигателя;
- значительный рост расхода бензина;
- черный дым при запуске двигателя;
- мотор испытывает сильный перегрев;
- при запуске появляется какой-то шум;
- протекает масло;
- сбой в работе системы управления.
Рассмотрим причины и решения наиболее частых поломок.
Через муфту сцепления проходит недостаточно сильный крутящий момент:
- съехала педаль (необходимо ее отрегулировать);
- диски серьезно износились (их нужно заменить, это можно сделать самостоятельно);
- диски и крепления заедают (необходимо проверить крепления и при необходимости смазать их).
Недоступно управление навесным оборудованием:
- недостаточное количество масла (необходимо долить);
- насос системы подъема выключен (его необходимо включить);
- предохранитель гидросистемы не работает (заменить или отремонтировать).
Минитрактор плохо осуществляет торможение:
- педаль находится не в правильном положении (провести ее регулировку);
- износилась колодка (ее необходимо поменять).
КПП сильно нагревается:
- зазор подшипников или шестеренок стал слишком маленьким (отрегулировать детали);
- мало масло (долить).