Для современного огородника есть масса необходимых в хозяйстве технических средств. Одним из таких наиболее важных помощников считается устройство под названием мотоблок. Многие уже просто не представляют привычной жизни без данного средства для возделывания огородов.
Мотоблок — вещь полезная и в самостоятельном исполнении, но чаще всего его применяют в комплекте с прицепом.
Предлагаемые торговыми точками варианты прицепов к мотоблоку имеют очень высокую стоимость и при этом не всегда соответствуют желаемому. Это обстоятельство заставляет мастеров на все руки делать самостоятельно прицепы необходимой комплектации.
На многочисленных фото прицепов для мотоблока, сделанных своими руками можно заметить, насколько разнообразными могут быть модели.
Для того, чтобы собрать тот или иной агрегат для своего мотоблока потребуется многое знать и уметь.
В нашей статье мы поговорим именно о тех критериях, которые важны при работе над прицепом.
Описание
В этой статье представляем обзоры прицепов и адаптеров к мотоблоку от КаДвиОКА, а также варианты переоборудование мотоблока ОКА в минитрактор. Любое навесное оборудование, включая прицеп и адаптер, предназначено для облегчения проведения сельскохозяйственных работ владельцу мотоблока.
Согласитесь — можно вручную управлять мотоблоком, затрачивая энергию на собственное передвижение, удерживание мотоблока в нужном положении и управляя его движением. А можно еще более упростить сельскохозяйственные работы, присоединив к мотоблоку насадку, называемую адаптером, которая позволит уже управлять агрегатом сидя, затрачивая усилия лишь на переключение рычагов и педалей. Работа пойдёт быстрее и производительнее.
Какие бывают прицепы и в чем различия
Как уже было сказано, вариантов сборки прицепов для мотоблока в современности очень много. Именно поэтому после принятия решения о начале работ, предварительно решите, каким именно будет ваш прицеп.
Определиться среди множества возможных видов можно только изучив конструктивные особенности каждого отдельного вида. На видео по изготовлению прицепа для мотоблока своими руками вы увидите разные модели.
Вот наиболее распространенные вариации прицепов к мотоблокам, которые создаются своими руками:
Полностью цельные. Они предусматривают неразборный тип кузова. Такой вариант считается наиболее надежным при перевозке сыпучего груза. Все соединения и швы надежно свариваются при сборке бортов. Для того, чтобы удобнее было разгружать такой прицеп, на нем делают откидной бортик сзади.
Конструкции трансформирующиеся примечательны за счет того, что они могут создавать дополнительную площадь горизонтального вида. Бортики откидные и тем самым при отвороте нескольких или всех бортов получается большего размера плоское дно.Самым удобным для выгрузки любого сыпучего груза считается самосвальный тип.
При помощи механизма кузов поднимается на такую высоту, чтобы все сыпучие части полностью выгружались из прицепа. Прицеп-самосвал для мотоблока своими руками выбирается чаще других видов.
Обзор мотоблочных адаптеров, агрегатируемых с Окой
Конструкция мотоблочного адаптера очень простая:
- дышло (удлиненное или укороченное);
- колесная пара;
- сиденье;
- двойная сцепка.
Существует несколько разновидностей этих насадок:
- Передний адаптер для мотоблока Ока.
- Задний мотоблочный адаптер.
Управление мотоблоком может осуществляться посредством педалей или рычагов.
К мотоблоку Ока агрегатируются следующие марки адаптеров:
- АМПК-500 (от КаДви).
- Forza (передний).
- Модуль ЕМК и другие.
Рассмотрим более полно каждую конструкцию.
Универсальный адаптер АМПК-500
Производителем данного прицепного оборудования является родной КаДви, выпускающий мотоблоки Ока. В сцепке с тяжелым мотоблоком АМПК-500 превращается в полноприводное устройство с прицепом, грузоподъемность которого составляет около 500 кг. Крутящий момент передается на привод адаптера посредством имеющегося на мотоблоке ВОМ.
Адаптер полноприводной АMПК-500
Получившийся минитрактор обладает большим тяговым усилием, чем отдельно взятый мотоблок той же марки. Универсальность модели АМПК-500 заключается в том, что адаптер может использоваться как с кузовом, так и без него, присоединяя такое функциональное оборудование, как плуг, окучник, всевозможные сажалки и копалки.
Характеристики АМПК-500:
Длина | 2550 мм |
Высота с учетом колес | 1350 мм |
Ширина | 1070 мм |
Стоимость такой функциональной навески начинается от 33 тысяч рублей.
Передний адаптер Forza к мотоблоку Ока
Этот навесной агрегат является детищем бренда Forza, агрегатируется с различными мотоблоками, в том числе и с Окой. Креплениеадаптера производится к передней части мотоблока, превращая его в минитрактор.
Передний адаптер Forza
Конструкция полностью разборная, для управления служит рулевое колесо автомобильного типа. Для удобства оператора, навеска снабжена фарой, позволяющей работать и в вечернее время. Масса разборного переднего адаптера составляет 65 кг.
Обзор прицепов к мотоблокам Нева
На официальном сайте производителя мотоблоков Нева () представлено несколько моделей прицепов, которые рекомендованы к применению совместно с их мотоблоками.
Тележка одноосная прицепная к адаптеру АПМ
Это простая тележка с одной осью и кузовом сверху. Она просто в своей конструкции, но в то же время в ней нет ничего лишнего. Она прочна, надёжна и практична.
Тележка одноосная прицепная к адаптеру АПМ
Тележка предназначена для использования совместно с адаптером мотоблока Нева.
Тележка используется для перевозки любых грузов, весом до 250 кг. Плюс этот прицеп оборудован пневматическими шинами. Они значительно уменьшают вибрацию и тряску при передвижении по кочкам и неровностям.
- Дорожный просвет одноосного прицепа составляет 180 мм, а колея 870 мм.
- Габаритные размеры этой модели тележки: длина составляет 150 см, ширина – 72 см, высота – 96 см.
- Вес этой модели составляет 56 кг.
Эта тележка поставляется в разобранном состоянии с подробной инструкцией по сборке и дальнейшей эксплуатации.
Сборка проста и интуитивно понятна. Обычно на это уходит около 10 минут.
Подробнее в инструкции по эксплуатации
При необходимости перевезти тележку можно разобрать её и компактно сложить для транспортировки.
Тележка двухосная прицепная к адаптеру АПМ
Конструкция этой тележки представляет собой раму и две прикреплённые оси.
Тележка двухосная прицепная к адаптеру АПМ
Отличием от предыдущей модели является то, что она не предназначена для перевозки сыпучих грузов.
В ней нет дна, однако это можно исправить при помощи листа металла или фанеры соответствующего размера. При этом длину листа можно менять при необходимости.
Однако максимальная грузоподъёмность в два раза больше чем у одноосного варианта и составляет 500 кг.
- Дорожный просвет двухосной тележки составляет 18 см, а колея 99 см.
- Двухосная тележка отличается большой манёвренностью, а так же наличием пневматических шин.
- Максимальная скорость передвижения — 12 км/ч.
- Габаритные размеры: длина регулируется от 190 см до 250 см, ширина – 41,5 см, а высота 110 см
Тележка с европаллетой Тележка с европаллетой и бортами
Схема сборки и инструкция по эксплуатации
Адаптер АПМ
Модели АПМ работают только при дополнительном оборудовании адаптером.
Это ось, на которой установлено сиденье и задний фаркоп для дальнейшей установки прицепа. Это оборудование используется не только с прицепом, но и со многим другим навесным оборудованием.
Тележка прицепная ТПМ
Эта тележка является усовершенствованной моделью одноосного варианта. Она может использоваться без адаптера, потому что впереди установлено сиденье.
Его высота при агрегации идеально совпадает с мотоблоком Нева.
Тележка прицепная предназначена для использования в строительстве, сельском или дачном хозяйстве, где есть необходимость в перевозке грузов любых типов.
- Максимальная грузоподъёмность ТПМ составляет 150 кг. А вес самой конструкции – 100 кг.
- Рекомендованная скорость передвижения составляет 10 км/ч.
- Габаритные размеры составляют 270 см в длину, 125 см в ширину и 120 см в высоту.
- Дорожный просвет составляет 30 см, а колея – 1 м.
Сзади на тележке предусмотрено откидная сторона, которая облегчает процесс погрузки-разгрузки.
Инструкция по эксплуатации
Тележка прицепная ТПМ-М
Буква М в названии говорит о том, что это тележка прицепная ТПМ М только модернизированная.
Инженеры уменьшили размеры тележки, но при этом эксплуатационные свойства остались такими же.
Размеры этой модели составляют 222 см в длину, 112,5 см в ширину, 120 см в высоту. Вес усовершенствованной модели так же меньше. Теперь он составляет 85 кг.
Тележка прицепная (ВРМЗ)
Это единственная модель, которую производит не «Красный Октябрь». Исходя из названия понятно, что она изготавливается на волжском .
По своей конструкции это усовершенствованная модель ТПМ.
Главной характеристикой тележки должна быть грузоподъёмность. В данном случае она составляет 400 кг! А это почти в три раза больше, чем у ТПМ.
Поэтому она пользуется большой популярностью среди строительных компаний или владельцев больших амбаров и складов, где необходимо перевозить большие грузы и ездить дважды нерентабельно.
Тем более что для использования прицепа производства ВРМЗ нет необходимости приобретать адаптер. Она подсоединяется непосредственно к валу редуктора. И управляется сидя на борту тележки.
Расстояние от дороги до дна прицепа составляет 30 см.
Размер колеи – 117 см. Несмотря на повышенную грузоподъёмность её вес всего 95 кг.
Для удобной и безопасной эксплуатации на раме установлен ручной тормоз, благодаря которому можно быстро остановить движение.
Как и все остальные прицепы, эта модель поставляется в разобранном виде с инструкцией по сборке и эксплуатации.
Прицепные тележки для мотоблока Ока
Прицепная тележка представляет собою дышло, на котором закреплены:
- колесная пара;
- прицеп (кузов);
- сиденье;
- сцепной механизм.
Используется прицеп для транспортировки различных грузов (сыпучих, штучных и т. д.). Прицепы могут быть, как с ручной выгрузкой, так и оснащенные функцией самосвала. Грузоподъемность может варьироваться от 200 до 1500 кг. Для мотоблока Ока наиболее приемлемым вариантом являются прицепные тележки грузоподъемностью до 500 кг.
Рассмотрим подробнее некоторые модели прицепов заводского изготовления:
- ПМГ 300-1.
- ТМ-360.
- ТМ-500.
Прицеп заводской ПМГ 300-1
Это одноосное приспособление грузоподъемностью до 350 кг. Производителем этого прицепного оборудования является Калужский завод “КаДви”, выпускающий и мотоблоки Ока.
Прицеп заводской ПМГ 300-1
Характеристики прицепа ПМГ-300-1:
Размер кузова: | 1200 мм/920 мм/1050 мм. |
Масса: | 95 кг. |
Габаритные размеры: | 2800 мм/1300 мм/1050 мм. |
Транспортная колея: | 1178 мм. |
Грузоподьемность: | 250-300 кг. |
Переоборудование мотоблока в мини-трактор
Чтобы выполнить переделку мотоблока в мини-трактор, потребуется не просто умение и время. Нужен будет мощный, тяжелый агрегат, который выдержит нагрузку на переднюю ось, а также сможет вытянуть груз, которым наполнится прицеп при транспортировке.
Мотоблок Ока МБ-1Д1М10
Мини-трактор на основе мотоблока Ока
Для переоборудования в мини-трактор подойдет модель мотоблока «Ока» МБ-1Д1М1. Эта модификация из всех, представленных в линии МБ1, наиболее тяжелая, а мощность двигателя у нее больше остальных — 8 лошадиных сил.
Отзывы владельцев мотоблоков, опубликованные на интернет-форумах для фермеров, показывают, что для усовершенствования и переоборудования машины в трактор подходят и другие модификации МБ-1, например, 1Д1М13 или 1Д1М14.
Пример самодельного мини-трактора:
Детали и запчасти
Для самостоятельного изготовления минитрактора потребуется большое количество деталей. Примерный список:
- металлические листы, уголки, трубы;
- крепежные элементы (болты, гайки и т.д.);
- аппарат для сваривания металлических конструкций;
- защитная одежда;
- сиденье для водителя;
- колеса транспортные.
Вы можете ознакомиться с примером самодельного мини-трактора, посмотрев видео-обзор.
Самодельный мини-трактор
Комплекты для переделки мотоблока в мини-трактор
На рынке мототехники работает множество компаний, как крупных, так и мелких, которые реализуют готовые пакеты запчастей и деталей для создания из мотоблока настоящего универсального минитрактора.
Для упрощения задачи при наличии свободных денежных средств можно воспользоваться уже готовым пакетом переделки мотоблока в минитрактор.
Чтобы ознакомиться из примером готового комплекта запчастей и деталей для переделки мотоблока в полноценный минитрактор, предлагаем посмотреть видео-обзор.
Обзор комплекта для переоборудования (переделки) мотоблока в мини-трактор
Производители подобных решений есть в России, Украине, Белоруссии. Вот лишь некоторые компании, занимающиеся изготовлением наборов для переделывания мотоблоков и культиваторов в небольшой трактор:
- Компания Агромарка, Харьков (стоимость набора запчастей — от 7 тыс. грн);
- ООО «Булат», Харьков (от 6, 5 тыс грн в зависимости от комплектации набора);
- ЧП Техно Гарант, Киев (от 9 тыс. грн);
- , Краснодар (от 56 тыс рублей);
- ООО «Кэтман Групп», Минск (от 1700 белорусских рублей).
Переделка мотоблока Ока в минитрактор
Владельцы тяжелых мотоблоков Ока частенько прибегают к усовершенствованию своей техники, переоборудовав свой мотоблок в мини-трактор. Для такой переделки лучше брать самые тяжелые модели, такие как мотоблок «Ока» МБ-1Д1М1, производительность двигателя составляет 8 л. с.
Менее мощные мотоблоки “Ока” МБ-1Д1М13 и МБ-1Д1М14 (производительность 6 и 7 л. с.) также могут быть подвержены переделке.
Подготовка к переоборудованию мотоблока
Решившись сделать самодельный трактор из мотоблока Ока, вам необходимо позаботиться о наличии следующих инструментов и материалов:
- сварной аппарат;
- ключи;
- дрель;
- болгарка;
- молоток;
- крепежи;
- пара колес;
- водительское кресло;
- листы металла;
- трубы, уголки и т. д.
Предлагаем ознакомиться со схемами и чертежами переоборудования мотоблока в трактор:
Переделка мотоблока Ока в трактор может быть выполнена с использованием уже готовых комплектов запчастей, выпускаемых отечественными заводами. Комплектация такого набора примерно следующая:
- инструкция по сборке минитрактора;
- прочная рама (основа);
- рулевая колонка;
- колесная пара;
- защитные крылья для колес;
- защита для водителя;
- сиденье с креплением;
- тормозная система (барабан с диском, цилиндр, бачек для жидкости);
- задний подъемник;
- комплект для установки фрез;
- рычаги управления.
Особенности создания прицепа
Мотоблочный прицеп — это довольно-таки сложная система при самостоятельном процессе сборки. Именно по этой причине требуется предварительная подготовка к процессу.
Вот, какие шаги обязательно должны присутствовать в алгоритме создания такого важного помощника:- В первую очередь следует подумать о составлении точного и полноценного плана, схемы.
- Далее подготовьте все необходимые материалы для деталей, о которых мы поговорим немного позже.
- Организуйте для сборки рабочее место, на котором вам ничего не будет мешать. У вас должен быть быстрый доступ ко всем инструментам.
- Далее предварительно сделанный чертеж переносится на детали. Их вырезают и выпиливают, сваривают и проводят остальные работы по подготовке.
- Следующий шаг сборка и подгонка всех компонентов выбранного прицепа.
- Поверхностные работы по покраске и лакированию.
Отзывы владельцев
Руслан, 42 года:
Здравствуйте. Купил мотоблок Ока 4 года назад, через полгода после покупки раскошелился и на прицеп. Взял модель того же завода, ПМГ-300-1. Очень удобный агрегат, легко монтируется, демонтируется. Устойчивый с самовыбросом.
Евгений, 29 лет:
Я решил сделать переломку мотоблока в трактор, моя Ока отпахала 3 года, пришло время модернизироваться. Сначала думал самостоятельно сделать все детали, но просмотрел чертежи (которые не всегда соответствуют описаниям работы в инете), оценил стоимость материалов, электроэнергии и решил, что заводская конструкция выйдет не дороже. Решил отдать предпочтение отечественному производителю, остановившись на Харьковской Агромарке. Покупка стоила чуть более 7500 грн. Инструкция более чем доступна к пониманию, есть гарантия (что и требовалось) тракторок получился славный, полноприводный, выносливый, проходимость и тяговые характеристики на высоте.