Погрузчик, штабелер и ричтрак: особенности, различия и где применяются

  • Штабелер: определение и происхождение
  • Ричтрак: определение и происхождение
  • Конструктивные различия
  • Отличия в высоте подъема
  • Виды ричтраков и штабелеров по типу рабочего места
  • Требования к свободному для работы пространству
  • Сложность управления и обслуживания
  • Производительность и точность работы
  • Стоимость и итоги сравнения

Цели использования ричтраков и самоходных штабелеров очень похожи. Оба вида складской техники предназначены для перевозки и укладки на стеллажи палетированных товаров в условиях ограниченного пространства. Однако штабелеры и ричтраки отличаются друга от друга по следующим пунктам:

  1. конструкцией;
  2. высотой подъема (не всегда);
  3. требованием к свободному для работы месту;
  4. сложностью управления и обслуживания;
  5. производительностью и точностью работы;
  6. стоимостью.

Штабелер: определение и происхождение

Самоходный электроштабелер – это тележка на электрическом ходу, оснащенная мачтой и грузоподъемными вилами. В отличие от вилочного погрузчика, он слабо приспособлен для транспортировки грузов, поскольку его основная задача – это укладка палетированных товаров друг на друга или на стеллажные полки. Благодаря компактности, он хорошо приспособлен для работы в проходах между стеллажами или штабелями.

Историческая справка:

Первые складской штабелер появился в далеком 1926 году. Он был разработан французской компанией Fenwick, которая называла его «тележкой с подъемной платформой» (Изображение 1). Он предназначался для погрузки товаров на грузовые автомобили, поезда и размещения грузов на складских стеллажах.

Изображение 1: Первый складской штабелер, выпущенный французской компанией Fenwick

Маневрирование в узких проходах

Самый трудный маневр при управлении ричтраком выполняется при сборе товара со стеллажа. Для этого нужно:

  1. заехать в проход с полностью втянутым грузоподъемником;
  2. развернуться на 90 градусов так, чтобы вилы оказались в правильном положении напротив нужной секции стеллажа;
  3. поднять вилы до требуемого уровня, а затем выдвинуть их наружу так, чтобы они вошли в поддон.
  4. приподнять груз и извлечь из стеллажа, втягивая вилы назад к ричтраку;
  5. опустить груз и повернуть назад на 90 градусов, чтобы выехать из прохода.

Опытные операторы сразу подхватывают поддоны полностью выдвинутыми вилами, однако это требует многих лет практики.

Ричтрак: определение и происхождение

С технической точки зрения, ричтрак – это штабелер с выдвижным грузоподъемником. Выдвигаться может или сама мачта, или вилочный захват. Этот вид складской техники специально создан для работы в узких проходах (NA – narrow aisle) шириной от 1,6 м, и рекомендуется для складов с высотой хранения товаров до 12 м. Применение ричтраков дает возможность увеличить плотность хранения товаров на одну треть или более (в зависимости от высоты и типа стеллажных систем).

Интересно знать: Слово «рич» (от англ. reach – дотягиваться) в названии машины говорить о ее способности «тянуться» за пределы колесной базы.

Историческая справка:

К изобретению ричтраков привела необходимость увеличить плотность хранения товаров, поскольку в 50-х годах прошлого века в США возник острый дефицит складских площадей. Первый массовый ричтрак был разработан в 1951 году корпорацией Raymond и появился на североамериканском рынке складской техники в 1954 году. Он был создан на базе штабелера с широко разнесенными опорными консолями и оснащен запатентованным пантографным механизмом, служащим для выдвижения грузоподъемника (Изображение 2).

Изображение 2: Первый ричткак корпорации Raymond (слева) и его современный потомок (справа)

Итоги сравнения и выводы под задачи

На практике активно используют оба вида складской техники. На небольших складах с малым объемом работы можно купить штабелер, а если приемка и отгрузка товара идет активно, а сами паллеты находятся на большой высоте, то без ричтрака не обойтись. Цена на них будет отличаться в 1,5-2 раза, но за счет большей производительности эта разница нивелируется довольно быстро. Подобрать подходящую технику для работы на складе, подъема грузов, такелажных работ можно в нашей компании, связавшись по телефону 8 либо отправив заявку на адрес

Конструктивные различия

Ключевое различие лежит в устройстве грузоподъемного механизма. У штабелеров мачта стационарная и каретка с вилами может двигаться по ней только вверх или вниз (Изображение 3). Поэтому для перемещения груза по горизонтали всегда необходимо передвижение по полу.

Изображение 3 – Степень свободы вил штабелера ограничена передвижением по вертикали

Главная конструктивная особенность ричтрака – выдвижная мачта, помогающая стабилизировать нагрузку и обеспечивающий большую маневренность в тесном пространстве.

В отличие от штабелера, мачта стоящего ричтрака способна выдвигаться.

Изображение 4: Ричтрак с выдвижной мачтой

Формула 12: как управлять ричтраком

С тех пор, как большие гонки покинул Михаэль Шумахер, вопросы скорости и управления передовой техникой исчезли из повестки дня. Ну, в самом деле! Сначала уменьшаем объём двигателей болидов, садим пилотов на диету, обсуждаем, стоит ли выходить девушкам с флагами на решётку старта, а потом спрашиваем: «А где зрители?». Кончились! Все уехали смотреть, как управлять ричтраком.

Финны начинают и выигрывают

Почему финские пилоты лучшие в мире, если считать, что немцы сидят в жюри? Кими Райкконен, который в перерывах между гулянками умудрился отхватить звание чемпиона мира, а потом дважды Героя Социалистического Труда вице–чемпиона, а потом трижды бронзового призёра как–то заявил:

Я где-то вычитал, что мне удаётся ездить лишь благодаря везению, сопутствующему пьянице.

Какой глубокий смысл сокрыт в этой фразе. Нет, мы не пропагандируем образ жизни Кими, но образ тех машин, которые он пилотировал, мы от души пропагандируем. Только представьте, насколько умной должна быть техника, чтобы привезти Кими Райкконена не только на пит–стоп и к финишу, но и к чемпионству!


Статья о правилах управления складской техникой не умаляет важности остального транспорта, но показывает, насколько наша жизнь приблизилась к идеалу, когда в ней появились погрузчики.

Давайте подумаем, сколько мировых автоконцернов у нас на слуху:

  • Mercedes (Германия).
  • BMW (Германия).
  • Toyota Motor (Япония).
  • General Motors (США).
  • Renault–Nissan–Mitsubishi Alliance (Незнамо что, прости Господи!).

Финны где? Есть только одно объяснение — вся нация мобилизована на усовершенствование и производство ричтраков, а иначе, откуда такой успех?

Ричтрак, он же погрузчик, он же штабелёр

Поскольку в Финляндии, в отличие от южного соседа, запасов полезных ископаемых в обрез, а потребностей у населения, наоборот, вагон, складскую технику конструируют многофункциональной. Если вы решили купить ричтрак, то получите не просто погрузчик на колёсах, а аппарат с бездной возможностей, в числе которых:

  • Погрузка и разгрузка.
  • Перемещение по складу.
  • Подъём и спуск грузов с высоких стеллажей.
  • Движение по узким проходам.

Разумеется, в бочку мёда прокралась вражеская ложка дёгтя. Есть одна существенная недоработка — кофе ричтрак не готовит и в постель ароматный напиток не приносит, в остальном придраться не к чему.

Вопрос скептика: есть рохля, зачем платить за ричтрак?

Принимая решение купить ричтрак, цена может сказать владельцу склада решительное нет. И это правильно, если в вашем распоряжении площадь хранения в 200 м2, на которых можно управиться своими силами. На двух и более тысячах м2 применима другая стратегия: отбросить в сторону предрассудки и верить, что всё образуется само собой.

Такая хитрая схема, согласно теории вероятности, подходит менее чем для 1% случаев, для остальных 99% остаётся один путь — модернизировать склад и всё–таки купить ричтрак бу или новый — это уже как получится.

Давим на газ!

Складская техника ни анфас, ни в профиль не похожа на болиды Формулы–1. Но всё же давайте сравним возможности:

Сравнение Болид F1 Ричтрак
Кого возит? Суперпилотов с зп от 1 млн $. Всех, кто способен отличить панель управления от кролика.
Что выполняет? Ничего. Упорядочивает грузы, чтобы склад не превращался в свалку.
Как работа отражается на экономии? Вы с Луны упали? Здесь обратная задача — запускать деньги в трубу. Даже если за рулём окажется кролик, экономия составит не менее 40%.

Может болид F1 перевезти хотя бы 500 кг? Нет, конечно! Пилота Дженсона Баттона в его лучшие годы измордовали, чтобы он похудел на 2,5 кг. Нет, не на том транспортном средстве ездил чемпион мира! Самый обычный ричтрак поднимает от 1 000 кг до 2 500 кг без апелляций к Берни Экклстоуну и прочим старцам, у которых ещё в XX веке крыша поехала.

Переходим к управлению (что–то мы отвлеклись)

Так вот, никто из корифеев теоретической физики не изучал вождение ричтраков задним ходом. А финны изучили и поняли, что на складе недостаточно двигаться с нагрузкой только вперёд, необходимо ещё обеспечить манёвренность и возможность выполнять работу задним ходом.

Проблема заключается в том, что главная операция — не кататься туда–сюда–обратно, а всякий раз задействовать вилы, снимая и устанавливая на стеллажи полезные и не очень грузы.

Все на манёвры!

Управление техникой сложностей не представляет, но всё же нужно быть уверенным в самом главном — снятии паллеты со стеллажа. Для тех пользователей, опыт которых равен нулю или уехал в отрицательные числа (и такое бывает, если перевернуть груз), предлагаем небольшую шпаргалку:

  • В проход необходимо въехать с полностью собранным телескопическим механизмом.
  • Встать на точку и развернуться на 90 градусов, взяв азимут на нужную секцию.
  • Поднять вилы на нужный уровень, после чего тщательно прицелиться и выдвинуть их вперёд, стараясь попасть под поддон.
  • Приподнять груз на пару десятков сантиметров, извлечь паллету со стеллажа, плавно втягивая вилы.
  • Опустить груз на пол, развернуться на 90 градусов в том же направлении, откуда заезжали, и выехать с чувством выполненного долга.

Знаем, опытные операторы так не делают. Они сразу цепляют поддон вытянутыми вилами. Такая ловкость появляется после многолетней практики, поэтому не гонитесь за эффектностью (это чревато последствиями), сосредоточьтесь на эффективности.

Педали и прочие рычаги управления

Для того чтобы техника поехала, оператору достаточно надавить на педаль. При отпускании погрузчик останавливается. Ничего сложного! В продвинутых моделях для повышения точности предлагаются автоматические механизмы выравнивания вил, датчики поворота колёс, сайдшифтеры и другие опции.

Проскакивать мимо не всем понятного слова мы не будем, а задержимся на нём подольше.

Сайдшифтеры (от английского Side Shift, но некоторые предпочитают оставлять аббревиатуру SS) — дополнительное оборудование, отвечающее за смещение каретки в боковых направлениях на 100–160 мм. Благодаря устройству грузы можно перемещать как вперёд–назад, так и вправо–влево. В узких проходах это особенно удобно.

В обычных ричтраках предусмотрены рычаги управления вилами, к которым относятся отдельные ручки подъёма и опускания, бокового смещения и наклона. Можно заказать технику с джойстиком, что, согласитесь, намного удобнее.

Что не учли финские инженеры

Безусловно, в компании Rocla работают умные парни семи или даже восьми пядей во лбу, но даже им, пристально следящим за надобностями южного соседа, не удалось учесть все потребности, нюансы и особенности, которые должны быть в технике.

Давайте подумаем вместе, что первым приходит в голову при взгляде на отечественные дороги. Нецензурную брань сразу выведем за скобки — мы с вами не такие! — и оставим вездесущие и неисчезающие веками ямы, перед преодолением которых пасуют самые впечатляющие клиренсы. Финны, скажем прямо, как раз и упустили эту деталь.

Небольшой просвет у ричтраков даёт лучшую устойчивость, но не оставляет шансов кривому полу. Впрочем, это и хорошо, а иначе отчаянные сорвиголовы попытались бы поработать на высоте, балансируя с грузом в пару тонн на выбоинах и ухабах.

Перефразируя классиков, скажем: ричтрак — это не роскошь, а средство перемещения и систематизации грузов на складах, владельцы которых пекутся о своей прибыли.

Отличия в высоте подъема

Из-за особенностей конструкции максимальная высота подъема вил у штабелеров находится в пределах 1,6–6 м. Ричтраки же способны поднимать грузы до 2 раз выше: обычно их «потолок» достигает 3–12 м (Изображение 5). Такая выдающаяся способность связана с тем, что они обычно оснащаются опциями, способствующими лучшей поддержке равновесия и контролем над грузом:

  • наклоном мачты и вил;
  • подвижной кареткой;
  • противовесом или кабиной;
  • системой видеоконтроля.

Изображение 5: Обычно у штабелеров высота подъема меньше, чем у ричтраков

Эксплуатационные особенности

Каждый оператор, работающий на ричтраке, обязательно имеет специальную категорию прав на управление профессиональной грузоподъемной техникой и в процессе эксплуатации он должен помнить об остаточной грузоподъемности устройства на максимальной высоте.

При выборе подходящей модели техники для складского хозяйства необходимо обращать внимание на следующие параметры:

  • предельный вес;
  • возможность выполнения работ на высоте;
  • габариты груза для платформы;
  • показатели скоростного режима управления.

В процессе эксплуатации грузоподъемной техники оператор должен осуществлять техническое обслуживание, предусмотренное регламентом производителя. Особое внимание уделяют таким узлам как аккумулятор, опорные конструкционные элементы, колеса и технические показатели предохранителей. При первых признаках изношенности, необходимо осуществлять замену запчастей. Погрузчик-ричтрак можно использовать в складских помещениях небольшой площади с ровным покрытием пола, без видимых препятствий. К управлению техникой допускаются только обученные операторы.

Виды ричтраков и штабелеров по типу рабочего места

Оба вида техники могут быть ведомыми, с платформой или с кабиной для оператора. Однако среди штабелеров преобладают ведомые или поводковые модели, которые управляются с пола с помощью длинной рукоятки. Большинство же моделей ричтраков, наоборот, оборудованы кабинами для стоячего или сидячего водителя.

Подходящий тип техники подбирается в зависимости от размеров склада и интенсивности работ (Таблица 1).

Тип штабелера/ричтрака Макс. скорость движения, км/ч Макс. высота подъема, м Рекомендованная дальность передвижения, м Длительность работы оператора, ч
Ведомый (поводковый) 3–5 1,6–3,5 20 до 2
С платформой 4,5–6 1,6–4,5 50
С кабиной, стоя 5–10 до 6 (штабелер)

до 12 (ричтрак)

100 2–5
С кабиной, сидя 10–20 5–8

Таблица 1: Типы машин и характеристики

Что собой представляет устройство

Конструкция является одним из видов штабелеров, но с более удобными техническими характеристиками. Главное отличие кроется в наличии выдвигающейся мачты. Именно с ее помощью задействовать специальную технику можно на значительной высоте. Без стеллажных систем, расположенных на большой возвышенности от пола, сегодня не обходится ни один крупный склад, а значит приобретение механизма становится важным вложением в логистику.

При всей своей сложности, габариты ричтрака значительно меньше, чем у более простых моделей погрузчиков, а значит использовать их можно даже в особенно узких проходах. Грузоподъемность этот фактор не снижает. Она составляет до 2,5 тонн у разных моделей. Простыми словами можно назвать механизм удачным гибридом классических штабелера и вилочного погрузчика. Взяв лучшее от обоих устройств, он стал самым производительным, быстрым и мощным.

Требования к свободному для работы пространству

При равных габаритах ричтраку для маневрирования обычно нужно примерно на 800–1000 мм меньше свободного пространства, чем штабелеру. Кроме того, существуют узкопроходные ричтраки типа VNA (некоторые производители называют их штабелерами, что вносит путаницу в терминологию). Эти машины способны работать в проходах до 2-2,5 м, что достигается благодаря поворотной каретке вил, способной выдвигаться с грузом в стороны. Кресло оператора обычно расположено боком (Изображение 6).

Изображение 6: Узкопроходный ричтрак

Также встречаются узкопроходные ричтраки, у которых кабина оператора поднимается по мачте вверх вместе с грузом (Изображение 7).

Изображение 7: Узкопроходный ричтрак с подъемной кабиной

Конструкция

Конструкция подавляющего большинства ричстакеров сходная. На широкой раме балочной конструкции из высокопрочной стали минимальное количество сварных швов и соединений, чем обеспечивается требуемая прочность на сопротивление кручению. Ходовая часть жестко крепится внизу рамы. Ведущий мост – передний. Поворот задних колес осуществляется гидроцилиндрами. Трансмиссия либо гидромеханическая, либо гидростатическая; в последнем случае достигается плавное наращивание скорости и точное дистанцирование при подъезде к рядам контейнеров. В качестве силового агрегата используют только турбодизели общепромышленного исполнения со сглаженными тяговыми характеристиками, наиболее полно соответствующими условиям эксплуатации, поскольку двигатель постоянно работает под нагрузкой.

На несущей раме крепится неподвижная двухопорная стойка, в верхней части которой закреплена стрела. Большая ширина заднего узла крепления со сферическими упорными подшипниками позволяет разнести стойки, тем самым улучшается задний обзор с места оператора и равномерно распределяются нагрузки на раму. Для лучшего обзора в ряде случаев применяют телевизионную систему или зум-контроллер приближения, который звуковым сигналом извещает о критичной дистанции до объекта.

По причине высоких нагрузок стрела выполнена двухсекционной с уложенными скользящими пластинами, не требующими смазки в течение всего срока эксплуатации. Подъем стрелы осуществляется двумя основными гидроцилиндрами, разнесенными по сторонам, или одним закрепленным по центру. Все гидроцилиндры снабжены блокирующими клапанами – это обеспечивает заданное положение стрелы при движении с грузом и исключает возможность расхода рабочей жидкости. Привод стрелы полностью гидрофицированный.

Погрузку контейнеров осуществляют спредером – навесным грузоподъемным активным механизмом для захвата контейнера посредством поворотных замков, которые фиксируются в угловых фитингах. Захват контейнера может осуществляться сверху и сбоку. Для управления приводом спредера внутри стрелы проложены электро- и гидромагистрали. За некоторыми исключениями спредеры имеют поворотную несущую часть, благодаря чему груз можно поворачивать в плане в стесненных местах. Грузозахватный механизм, смонтированный на поворотной раме, снабжен центрирующими лапами для перемещения контейнера влево-вправо относительно оси стрелы. Посредством тактильных датчиков и датчиков положения, установленных на центрирующих лапах или захватах на металлоконструкции основной захватной рамы, осуществляется контроль исполнительных механизмов спредера.

В истории генезиса ричстакеров среди специалистов принято различать два больших этапа развития, различаемых системой управления: электромеханической и гидравлической.

Ныне электромеханический привод использован в ричстакерах Fantuzzi, Ormig и частично в Kalmar. Гидравлический привод с использованием поршневых насосов с переменным рабочим объемом, вместо поршневых, является наиболее прогрессивным. Его применение вкупе с системой управления CAN-bus, сменившей систему логического контроля PAL, упрощает работу, увеличивает ресурс техники, позволяет оптимизировать работу двигателя, узлов и агрегатов, снижает вероятность аварийных ситуаций.

Производительность и точность работы

В этой номинации выигрывает ричтрак. Благодаря выдвижному грузоподъемнику отпадает необходимость в дополнительном маневрировании – одно это ускоряет обработку грузов до 2 раз. Точность работы повышается за счет таких опций, как наклон мачты или вил, боковой сдвиг каретки, система видеонаблюдения (камера на уровне вил и дисплей в кабине оператора).

Интересно знать: у большинства ричтраков диаметр колес на опорных консолях около 200-250 мм, в то время как у штабелеров установлены ролики диаметром всего 80 мм. Больший диаметр колес увеличивает клиренс, положительно сказывается на способности преодолевать препятствия, легко передвигаться по грубым полам дорожным покрытиям (Изображение 8).

Изображение 8 – Клиренс ричтрака выше

Электрические поводковые

Электроштабелеры марки Jungheinrich обеспечивают абсолютно все требования эффективности и безопасности работы в закрытых складских помещениях. Они ориентированы на выполнение действий с грузами как по горизонтали, так и по высокой вертикали небольших по площади складов.

Фото электрического поводкового штабелера Jungheinrich ejc-216

Особенности

В отличие от электрических штабелеров, снабженных стационарным местом оператора – сидением либо откидной площадкой – поводковые машины предназначаются для транспортировки на коротких расстояниях. Их еще называют «сопровождаемыми». Поводковый агрегат от Jungheinrich имеет следующие конструкционные особенности:

ВАЖНО! Электроштабелеры всех типов на данный момент образуют приоритетное направление деятельности компании.

Технические характеристики

Технические характеристики электрических поводковых штабелеров:

Модельejc 16ejc 14ejc 216
Привод, кВт1,51,53
Ширина полная, мм800800800
Общая масса, кг112511001044
Центр тяжести груза, мм600600600
Подъемная высота, мм2400-42002500-43002800
Длина общая, мм1836/19761836/19761908
Радиус разворота, мм1428/15671428/15671488
Аккумулятор, емкость, Ач180/330180/330195
Скорость транспортная, км/ч666
Грузоподъемность, кг160014001600
Скорость подъема, см/с232323
Колесная база, мм1217/13571217/13571277

Модели различных производителей

Выбирая грузодоставщик, свое внимание следует обратить на изготовителей спецтехники с большим опытом работы. Ведущими в области считаются фирмы: Jungheinrich, Hyundai, Still, Toyota. Эти концерны славятся своими надежными механизмами, сочетающими в себе лучшие функциональные характеристики.

Если возможности приобрести дорогой подъемник нет, можно обдумать вариант покупки китайских моделей. Заводы этой страны выпускают технику в среднем ценовом сегменте, но вполне достойного качества. Здесь ведущими можно назвать компании Ningbo Ruyi и Xilin.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]