Одним из наиболее надежных и часто используемых бульдозеров 10-го тягового класса является Б10М. Данная модель техники надежна, обладает выдающимися рабочими параметрами. Основное предназначение – работа с грунтами 1-3 категорий без предварительного рыхления, а также 4-ой с подготовкой к обработке.
Бульдозер Б10М представляет собой трактор для обработки почвы и для решения большого количества различных задач на стройке, при валке леса. Базой для создания этой техники является трактора типа Т-10 и Т-170. Главным отличием Б10М от своих прототипов являются следующие моменты:
- в конструкции применяются специальные длинноходные гидравлические цилиндры;
- балка подвески используется вместе со специальным балансиром;
- размещение основных узлов в моторном отсеке;
- производительность увеличена на 20%.
Возможно использование при различных климатических условиях, температурных режимах.
Бульдозер Б10М: история создания
Трактора типа Т-10 и Т-170, несмотря на свои выдающиеся рабочие характеристики и иные достоинства, являются морально устаревшими. Именно поэтому в определенный момент назрела необходимость в более мощном аналоге. Им стал бульдозер Б10М. Данная техника была разработана на Челябинском тракторном заводе – ЧТЗ.
Промышленный трактор Т-170 выпускался в годы 1988-2002 г.г. – также на ЧТЗ. На данный момент существует чуть менее сотни модификаций данного трактора. Несмотря на то, что выпускаться данная модель уже перестала, она все ещё продолжает использоваться. В первую очередь благодаря низкой цене, а также неприхотливости.
Неопытный глаз может перепутать Т-170 и бульдозер Б10М. Так как при создании более нового трактора было использовано шасси от Т-170. Но фактически на этом сходство заканчивается. Б10М оснащается более мощными двигателями, также он производительнее. Сразу после прекращения выпуска Т-170 с конвейера сошел первый Б10М.
Предназначение
Бульдозер Б10М, фото которого представлено ниже, является специальной машиной – рыхлительно-бульдозерным комплексом 10 класса тяги, также как и T170.
Он способен перемещать грунты I–III категории, даже если они не были предварительно разрыхлены, а мерзлые (с температурой минус 50 Цельсия), относящиеся к IV категории и скальные трещиноватые с предварительным дроблением породы.
Рыхлительная навеска этого бульдозера заменяется тяговой лебедкой без внесения изменений в конструкцию машины. С нею она применяется при ликвидации последствий стихийных бедствий и ЧС, а также в строительстве, на лесозаготовительных работах (как и самосвал ЗИЛ-157).
Подробнее смотрите на приведенном ниже видео:
Машина маневренна, имеет хорошую проходимость, она может использоваться в различных климатических условиях – как в Арктике, так и в тропиках, а также в горах (на высоте до 3 тыс. метров) и в условиях сильного запыления.
Технические характеристики Б10М
Отдельного внимания заслуживают именно технические характеристики Б10М. Именно они делают его одним из самых востребованных тракторов в своем классе. Сегодня Б10М имеет только один зарубежный аналог, который сопоставим как по цене, так и по параметрам – это китайский бульдозер Shantui sd16. Но отечественный аналог в несколько раз проще в ремонте.
Габаритно-массовые показатели
При достаточно впечатляющей мощности массовые и габаритные показатели данной техники относительно невелики. Что также является существенным достоинством.
Обозначение параметра | Размер, мм | |
Б10М | Б10МБ | |
А | 2 880 | 3 225 |
В | 4 325 | 4 670 |
С | 5 552 | 5 971 |
Е | 6 720 | — |
Е1 | 5 832 | 6 251 |
К | 3 250 | 3 250 |
М | 280 | 280 |
Н | 1 880 | 2 280 |
О | 2 480 | 2 882 |
Р | 500 | 900 |
Т | 3 140 | 3 135 |
Х | 3 055 | 3 050 |
У | 900 | 900 |
Массовые эксплуатационные показатели бульдозера Б10М.0000:
- вес самой машины, кг – 15 950;
- рыхлительное навесное оборудование вместе с трактором, кг – 20 965;
- прицепное устройство и трактор, кг – 18 870.
Двигатель
В рассматриваемого типа технику могут устанавливаться два различных двигателя. Параметры их незначительно отличаются друг от друга. Каждый имеет свои особенности.
Именно поэтому прежде, чем приобретать определенную модификацию, стоит внимательно с ними ознакомиться. Так как от этого будет зависть комфортабельность эксплуатации.
Разновидности и характеристики используемых двигателей:
Модификация бульдозера | Т10М.000 | Т10М.6000 |
Модель установленного агрегата | Д-180 | ЯМЗ-326Н-3 |
Вид агрегата | 4 расположенных в ряд цилиндра | 6 цилиндров, V-образный |
Мощность, л.с. | 180 | 190 |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин. | 1 250 | 1 800 |
Удельный расход топлива, г/л.с.ч | 160 | 162 |
Как осуществляется запуск мотора | Пусковым устройством/стартером | Стартером |
Воздухоочистка | Центробежная/бумажным фильтром | Центробежная/бумажным фильтром |
ЯМЗ обладает большей мощностью и проще в запуске, но при этом расход топлива существенно выше. При этом следует помнить о существенных отличиях конструкций.
ЯМЗ в эксплуатационном обслуживании обходится дороже, разобраться с ним сложнее.
Коробка передач
В бульдозере Б10М для передачи вращающего момента используется стандартная механическая коробка – трехскоростная, планетарная, реверсивная. Используется двухступенчатый редуктор с цилиндрическими шестернями. В коробе применяется общее передаточное число 14.79. Ведущий механизм представляет собой секторный зубчатый редуктор. Ступицы устанавливаются путем шлицевого крепления.
Скорость передвижения при стандартной установленной коробке переключения передач, км/ч:
Передача | Первая | Вторая | Третья |
Движение вперед | 0-3.61 | 0-6.4 | 0-10.09 |
Движение назад | 0-4.48 | 0-7.49 | 0-12.51 |
Ходовая часть (трансмиссия)
Ходовая часть бульдозера схожа с используемой на прототипе – Т-170. Подвеска является трехточечной. Имеется балансировочная балка, подрессоренная небольшими пружинами. Применяются гусеницы с уплотненным смазочным шарниром. Основные характеристики:
Характеристика Б10М Б10МБ
Характеристика | Б10М | Б10МБ |
Количество имеющихся опорных катков, шт. | 6 | 7 |
Число катков для поддержки | 2 | 2 |
Длина базы, мм | 2 880 | 3 225 |
Размер гусеницы в ширину, мм | 500 | 900 |
Ширина колеи, мм | 1 880 | 2 282 |
Размер дорожного просвета, мм | 435 | 430 |
Величина удельного давления на грунт, МПа | 0.055 | 0.031 |
Кабина Б10М. Управление бульдозером
В рассматриваемой технике используется каркасная, жесткая металлическая кабина. Наиболее существенным её достоинством является круговой обзор — на 3600 вокруг машины. Основными особенностями рабочего места Б10М являются следующие:
- специальная отопительная установка, многорежимная – допускает комфортабельную эксплуатацию даже в условиях Крайнего Севера;
- в отдельных моделях для работы при критически низких температурах монтируется дополнительный масляный отопитель;
- устанавливается водительское сиденье типа PILOT (отличается комфортабельностью, виброизоляцией).
Под «заказ» возможно дополнительно установить специальную защиту водителя от падающих сверху предметов. Что особенно удобно в условиях валки леса, проведения строительных работ.
Место водителя
Управление лебедкой
Возможна установка лебедки, вращательный момент на которую передается через вал отбора мощности. Позволяет осуществлять следующие действия:
- работы буксировочного характера – особенно удобно при прокладке коммуникаций в земле;
- ликвидация различных завалов;
- вырубка просек, иные подобные работы;
- работы по восстановлению сообщения на железной дороге;
- иное.
Управление осуществляется при помощи дополнительно устанавливаемых в кабине рычагов. Специальная гидравлика позволяет не прикладывать чрезмерных усилий при включении/отключении лебедки на Б10М.
Ходовая часть (трансмиссия)
Отличием Б10М.08 можно считать осмысленную и переработанную трансмиссию. Следствием такой переработки стало повышение общего КПД аппарата с сохранением достаточно легкого управления аппаратом. Стало это возможным вследствие отказа от четырехвальной коробки передач и заменой ее на серийную планетарную. Снижение динамических нагрузок в трансмиссии было достигнуто за счет упругой муфты монтируемой непосредственно в кожухе маховика двигателя. Муфта включает торсионный вал, не регулируемый и не управляемый.
Модификации бульдозера Б10М
На данный момент распространены всего две модификации рассматриваемого бульдозера. Одна является стандартной, вторая же применяется в условиях повышенной влажности, на болотах. Отличаются они не только внешним видом, но и компоновкой и ходовой частью. Маркируются данные модели следующим образом:
- Б10М.0111-1Е – стандартная базовая модификация;
- Б10МБ.0121-2В4 – модификация для произведения работ на болотах.
Б10М.0111-1Е имеет следующие рабочие характеристики:
- устанавливается двигатель Д-180;
- трансмиссия – механическая;
- количество катков – 5;
- пуск двигателя осуществляется при помощи специального пускового мотора – П-23У;
- применяется навесное оборудование, устанавливаемое в задней части шасси;
- переднее навесное оборудование – полусферический отвала класса «E».
Базовая модификация — Б10М.0111-1Е
Болотная модификация имеет некоторые существенные отличия, которые касаются в первую очередь компоновки.
Модель Б10МБ.0121-2В4 имеет следующие особенности:
- двигатель — ЯМЗ-326Н-3 (требуется более мощный агрегат по причине использования техники на слабых грунтах);
- трансмиссия применяется только механическая;
- суммарное количество катков опорных – 7 шт.;
- пуск двигателя производится при помощи электростартера;
- в задней части всегда используется маятниковое прицепное устройство;
- в передней части располагается навесной прямой неповоротный вал без гидроперекоса – типа «B».
Визуально модификации Б10М друг от друга отличаются только лишь наличием навесного оборудования, входящего в базовую комплектацию. Обычня модель Б10МБ.0121-2В4 выглядит следующим образом:
Болотная модификация — Б10МБ.0121-2В4
Чуть более редко встречаются модели Б10М2 и Б10М.6100. Модель Б10М2 имеет следующие отличительные черты:
- кабина с двойными стеклопакетами;
- регулировка скорости осуществляется в автоматическом режиме, непосредственно трансмиссией;
- внушительный ресурс трансмиссии обеспечивается подшипниками качения и уплотнениями DUO CON.
Б10М2 выглядит следующим образом:
Отличительной особенностью бульдозера Б10М.6100 является использование уникальной шестигранной кабиной. Именно это является главным его достоинством. Так как подобного типа форма позволяет максимально увеличить круговой обзор водителя. Также к особенностям стоит отнести:
- используются подшипники скольжения — благодаря чему ресурс ходовой системы увеличен;
- кабина изнутри покрыта толстым слоем шумопоглатительных материалов — потому работа в ней максимально комфортабельна.
Бульдозер Б10М.6100 выглядит следующим образом:
Нередко можно встретить в продаже модели Б10ПМБ.0121-1В4 и Б10ПМ.0101-ЕН. Первый используется для выполнения различных задач на болотистой местности. Второй же специально сконструирован для выполнения задач на полигонах.
Также при необходимости через специальных торговых представителей возможно будет заказать различные компоновки данного типа техники. Можно будет выбрать тип устанавливаемой кабины, системы её отопления.
Особое внимание при выборе следует уделить количеству опорных катков. От этого напрямую зависит проходимость конкретной модели.
Заправочные емкости, л
ru tradeДля расчета расхода топлива существует специальная формула Для расчета показателя потребления топлива машиной берутся следующие характеристики удельный расход топлива R , мощность силового агрегата в л. Применение карданного вала исключает необходимость центровки двигателя и коробки передач и даёт возможность установки двигателя на амортизаторы, что позволит снизить вибрацию на рабочем месте оператора.
Опыт эксплуатации бульдозера Б10М. Достоинства и недостатки
В эксплуатации бульдозер Б10М находится вот уже более 10 лет подряд. За все это время выявлены все его основные достоинства и недостатки. Количество положительных моментов в разы больше, чем минусов. Но именно недостаткам перед покупкой стоит уделить максимально пристальное внимание. К ним относятся сегодня следующие:
- двигатель типа Д-180 имеет несколько меньший ресурс работы относительно аналогичного ЯМЗ;
- для стабильной работы без критических поломок необходимо вовремя менять все расходные материалы;
- шланги системы гидравлики на сильном морозе теряют упругость и могут лопнуть – необходимо следить за их состоянием при работе в условиях Крайнего Севера.
Чаще всего возникают проблемы с сервоприводом бульдозера данного типа. Обычно в первую очередь начинает вытекать масло из под сальника штока. Причем в некоторых случаях замена сервопривода на новый не помогает. Решить подобного рода проблему возможно будет следующим образом:
- замена резинового кольца возле сальника штока сервопривода;
- иногда не совпадет диаметр нового сальника на штоке – более ранние модификации имели меньший габарит (проверить размер нутромером)
- проверить давление в системе «обратки» — в случае наличия пены в масле забит сапун
Снятый с бульдозера сервопривод
Также часто возникают следующие проблемы при эксплуатации данного бульдозера:
- низкий уровень давления по причине утечки масла из системы гидравлики через сальники;
- в гидравлическую систему попадает по какой-то причине воздух;
- забивается фильтр гидробака – следствием этого может быть вздутие патрубков.
Большей части проблем можно будет избежать своевременной заменой фильтров, а также иных расходных материалов. К наиболее существенным достоинствам стоит отнести:
- простота эксплуатации и ремонта – запчасти можно приобрести как новые, так и на вторичном рынке;
- низкая стоимость ремонта и самого бульдозера;
- большое количество дополнительного, навесного оборудования;
- комфортабельность кабины водителя – она соответствует по своим параметрам всем действующим Европейским стандартам.
Заказать
19.01.14 Василий Бережной
ООО «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК» проводит открытый конкурс № 348/ОК на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию строительных элементов зданий, обслуживанию и планово предупредительные ремонты систем тепло-, водоснабжения и канализации, обслуживанию и планово-предупредительные ремонты внутренних электросетей зданий в 2014 г.
Вскрытие конвертов с конкурсными заявками претендентов состоится «25» ноября 2013 г. в 11:15 часов местного времени по адресу: г. Челябинск, проспект Ленина, д. 3 каб. 205.
ООО «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК» проводит открытый конкурс № 348/ОК на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию строительных элементов зданий, обслуживанию и планово предупредительные ремонты систем тепло-, водоснабжения и канализации, обслуживанию и планово-предупредительные ремонты внутренних электросетей зданий в 2014 г.
Вскрытие конвертов с конкурсными заявками претендентов состоится «25» ноября 2013 г. в 11:15 часов местного времени по адресу: г. Челябинск, проспект Ленина, д. 3 каб. 205.
19.01.14 Василий Бережной
Бульдозеры ЧТЗ помогут возводить объекты государственной важности
19.01.14 Василий Бережной
Труднейший экзамен выдержали тракторы, приняв участие в двух экспедициях: «Снежный поход» — пройдя две тысячи километров.
Б-10М.0101-1Е. Ходовая часть
Определение плотности нефтепродуктов топлива, масел и приведение плотности к фактической температуре осуществляется по и производится с помощью нефтеденсиметра ареометра. На изготовленной в травмобезопасном исполнении панели приборов установлены указатели и сигнализаторы, позволяющие оператору контролировать работу всех основных систем трактора.
Механическая. Коробка передач — механическая 8-и скоростная. Ведущее колесо с секторным зубчатым венцом и торцовым шлицевым креплением ступиц.
Количество передач, вперед/назад | 8 / 4 |
Передаточное число | 14,79 |
Ведущее колесо | секторное |
Уплотнения | самоподжимные типа «Duo Cone» |
Скорость движения при отсутствии буксования, км/ч:
Передача | 1 | 4 | 8 |
Передний ход | 2,02 | 8,54 max | |
Задний ход | 10,19 max |
Габариты – Ходовая система
Бульдозер Б10М (технические характеристики) Ходовая система Количество дорожных колес с каждой стороны 6 Количество опорных роликов с каждой стороны 2 Гидравлический механизм натяжения Ширина башмака гусеницы мм 500 Шаг мм 203 Высота стяжки мм 65 Удельное давление на грунт, МПа 0,076 Электрооборудование Номинальное напряжение V 24 Аккумуляторы 6ST-182EMS, шт. Двухконтурная электронно-управляемая система привода статического давления автоматически регулирует выходную мощность и скорость движения для адаптации к изменению нагрузки. |
Бульдозер Б10М: технические характеристики, расход топлива, двигатель переднее расположение точек крепления гидроцилиндров, сократившее необходимое усилие на заглубление и подъем и увеличившее скорость перемещение отвала;. Дороги с глубокой колеей; замерзшая или нормальной влажности пашня; гребнистые дороги; оттаявшие после оттепели; поле после сбора корнеплодов; снежная целина; бездорожье весеннее; разбитые дороги. |
- 0111-1Е – применяется в строительстве при планировке территории, также может рыть котлованы и выполнять обратную засыпку;
- 0101-ЕН – используется в строительстве для снятия верхнего слоя грунта, также может создавать отвалы и использоваться в карьерах;
- 0001-ЕН – область применения такая же, как у предыдущей модификации, но с возможностью очистки дорог от снега;
- 0111-ЕН – широко применяется в сельском и коммунальном хозяйстве, в нефтегазовой сфере;
- 0111-ЕР – снегоуборочная техника (также может убирать мусор);
- Б.0121-2В4 – используется, когда основание представлено мягким, рыхлым или замерзшим грунтом, а также болотом.