Шассик Т-16 — трактор-попрошайка

Тракторное самоходное шасси Т-16 – один из примеров транспортного средства, которое получило более широкое применение, чем изначально планировали разработчики.

Этот трактор выпускался с 1961 по 1967 годы для сельскохозяйственных работ. Его главными функциями были опрыскивание, вспахивание почвы, обработка посевов, окучивание, борьба с сорняками, уборка урожая.

Для большей функциональности СШ имел спереди крепления для установки самого разного дополнительного оборудования – культиваторов, опрыскивателей, пропашных и уборочных машин, пил, грейдерных лопат и т.п. Все они приводились в движение с помощью вала отбора мощности, то есть за счет передачи крутящего момента от трактора к навесному оборудованию. Это значит, что машина разрабатывалась как мощное средство с показателями высокой проходимости и надежности.

Именно поэтому трактор смог найти применение в других областях хозяйства – его активно использовали в строительстве для доставки строительных материалов и привода строительных механизмов. Фактически относительно небольшой компактный Т-16 смог выполнять работу грузовика, при этом его проходимость и функциональность была намного выше.

Даже спустя полвека после окончания выпуска Т-16, машины продолжают служить и модернизироваться. Самоходное шасси стало раритетом, а специалисты считают его символом качественного транспортного средства широкого профиля.


Трактор Т-16 с современным тюнингом

Технические характеристики

Трактор Т-16 стал востребованным и незаменимым благодаря своим техническим характеристикам, хотя их нельзя назвать выдающимися.

  • Двигатель обладал мощностью всего в 16 лошадиных сил.
  • Масса составляла 1685 кг.
  • Количество передач – 8 (7 вперед и 1 назад).
  • Расход топлива относительно невысокий — 274 г/кВт*ч.
  • Скорость движения развивалась от 1,5 км/ч до 17 км/ч.
  • Номинальные обороты – 1750 оборотов в минуту.
  • Диаметр цилиндра — 95 мм.
  • Ход поршня — 120 мм.
  • Тяговый класс – Первый (до 0,6 тонн).
  • Грузоподъемность платформы – до 750 кг.

Способность к устойчивому передвижению на низких скоростях стала главным техническим преимуществом трактора, это очень важно в строительстве и аграрном хозяйстве. Там, где не справлялись другие транспортные средства, на помощь приходил М 16.

Двигатель

Двигатель трактора имеет маркировку Д16, он двухцилиндровый, четырехтактный, дизельный.

Так как часть тепла от сгорающего топлива не использовалась на полезную работу, она передавалась на прилежащие детали двигателя, это вызывало нежелательное повышение температуры. Поэтому для отвода тепла от деталей, которые соприкасаются с горячими газами, была разработана система воздушного охлаждения с вентилятором. Это позволяло поддерживать температуру в пределах допустимой нормы.

Что касается работы СШ в условиях холода, то иногда случалось так, что двигатель не заводился, так как в конструкции не был предусмотрен предпусковой подогреватель. Со временем было разработано устройство для облегчения запуска двигателя при отрицательных температурах (ручной пусковой насос на впускном коллекторе).


Двигатель Д16

Расход топлива для трактора

Расход топлива для данного двигателя можно считать идеально низким, потому что имеется специальное устройство, которое подает сразу и нагретый пар, и дизельное топливо для образования смеси (предкамерное смесеобразование).

Происходит частичное сгорание топлива в предкамере. При качественном смесеобразовании в предкамерных двигателях процесс сгорания проходит с избытком воздуха, это позволяет уменьшить расход топлива.

Коробка передач

У самоходного шасси восьмиступенчатая коробка передач – семь передних и одна задняя.

Схема переключения передач настроена так, что механизм блокировки предотвращает самопроизвольное переключение скоростей при не выключенном сцеплении.

Вал отбора мощности является полунезависисимым, располагается в левой части корпуса, скорость его вращения составляет 530 оборотов в минуту. Муфта сцепления приводит в движение вал, а тот в свою очередь вращает вал отбора мощности.

Гидравлическая система

При разработке шасси предполагалось, что машина будет взаимодействовать (агрегатироваться) с различным подвесным гидрофицированным оборудованием. Поэтому конструкция Т-16 оснащена раздельной агрегатной гидравлической системой, в которую входят:

  • гидронасос;
  • гидрораспределитель;
  • пара гидравлических цилиндров;
  • масляный бак и маслопроводы.

Данное оборудование позволяет выполнять широкий спектр работ аграрного и коммунального характера.

Рулевое управление

Управление Т-16 может выполняться как механически, так и при помощи гидроусилителя.

Механическое управление предполагает, что передние колеса вращаются от усилия рулевого колеса посредством системы карданных валов и шестеренок.

Рулевое управление с гидроусилителем меняет схему: сначала усилие передается на хвостовик дозатора, который регулирует и направляет поток жидкости в полости гидроцилиндра. Под действием насоса жидкость перемещается, а поворотный рычаг передает усилие на передние колеса.

Ходовая система

В ходовую систему шасси стандартно входят передний и задний мосты, рама и колеса.

Для ходовой СШ Т-16 характерно то, что рама предназначена для установки дополнительного оборудования – кузова или навесных механизмов.

Рама имеет крепкую сварную конструкцию, состоит из двух продольных и двух поперечных брусьев. В передний брус вмонтированы две втулки для обеспечения опоры качения моста.

Задний мост является ведущим, на него крепятся мощные колеса из профилированного обода, по внутреннему диаметру которого приварены стойки для установки диска.

Дополняют монтаж колес шины низкого давления. Важно отслеживать расположение направляющих стрелок на протекторе шин при монтаже. Для правильного сцепления колеса и поверхности направляющие должны указывать вперед.

Передний мост имеет простую конструкцию: балансир и два поворотных кулака. Они являются основанием для ступицы, на которую устанавливается колесо.

Габаритные размеры

Габариты М 16 относительно невелики, продольная база самоходного шасси составляет 2,5 м, что делает его маневренным в помещениях и ограниченных пространствах. Малый радиус поворота также способствует проходимости и мобильности в различных условиях.

Габаритные характеристикиЗначение
Длина3, 8 м
Ширина2 м
Высота2, 6 м
Масса1 685 кг

Трансмиссия

Для трансмиссии трактора характерно, что крутящий момент предается от двигателя к колесам, и далее – ко всем активным механизмам навесного оборудования. Это так называемая ступенчатая механическая трансмиссия.

Техническое обслуживание трансмиссии заключается в обеспечении нормальной работы сцепления, наблюдении за состоянием соединений и их регулировке.

Важно соблюдать правила, которые обеспечивают правильную эксплуатацию трансмиссии, они универсальны: 1. Нельзя держать выжатой педаль сцепления в момент движения. 2. Не выключать сцепление в момент работы двигателя. 3. Включение сцепления производится плавно, без рывков.

Проверка на пробуксовывание или неполное выключения сцепления помогает определить, где требуется регулировка трансмиссии.

В шасси Т-16 предусмотрено два ленточных сухих тормоза, которые позволяют уменьшать скорость, удерживать машину в момент работы, безопасно двигаться под уклон, останавливать движение. Двойное торможение достигается через рулевое управление и торможение одного ведущего колеса. Это увеличивает маневренность машины.

Электрооборудование

Самоходное шасси оснащено электрическим оборудованием, которое предназначено для пуска двигателя, питания электрических приборов и устройств, обеспечения работы в темное время суток.

Все устройства соединены между собой по однопроводной схеме, при которой минусовым проводом служат металлические части шасси. Номинальное напряжение в системе предусмотрено в пределах 12 В.

Основное электрическое оборудование:

Генератор постоянного токаТ-80В
Реле-регуляторРР-81Д
Аккумуляторная батареяР-СТ-68-ЭМ
ФарыФГ-300
Звуковой сигналС-56-Г
АмперметрАП6-Е
СтартерСТ-204

В Т-16 отсутствуют стеклоочиститель, регулятор температуры масла, регулятор напряжения, они появились позже в модификациях Т-16М и Т-16МГ.

Электрооборудование требует внимательного отношения к изоляции и креплению. Для предохранения от повреждений провода собраны в отдельные пучки, но иногда они могут касаться «массы» шасси, вызывая короткое замыкание. Чтобы этого избежать, необходимо при эксплуатации проверять состояние и изолированность проводов, устранять риски.

Раздел II. КОЛЕСНЫЕ ТРАКТОРЫ

САМОХОДНОЕ ШАССИ Т-16

Электрооборудование

самоходного шасси Т-16 включает в себя генератор, реле-регулятор и аккумуляторную батарею с включателем массы, электрический стартер и спираль подогрева с кнопкой включения фары задний фонарь с лампочками и включателем стоп-сигнала 12 и заднего фонаря 14, звуковой сигнал / с кнопкой включения 13, включатель света фар 15, амперметр 17, блок предохранителей 18 и штепсельную розетку 16.

Электрооборудование

Диагностирование электрооборудования автомобилей

А.Г. Сергеев, В.Е …

Диагностические параметры системы электрооборудования автомобилей

. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРНЫХ И ВЫХОДНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ … www.bibliotekar.ru/auto-elektrooborudovanie/

Комплексное диагностирование электрооборудования автомобиля

Универсальные средства диагностирования электрооборудования автомобиля

можно классифицировать: по типу—переносные, передвижные и стационарные; … bibliotekar.ru/auto-elektrooborudovanie/11.htm

Электрооборудование

.
Автомобили
МАЗ имеют 24-вольтовую систему …

Автомобили

МАЗ имеют 24-вольтовую систему
электрооборудования
. Щиток приборов — откидной, что обеспечивает свободный доступ к приборам, выключателям и их … bibliotekar.ru/spravochnik-56/32.htm

Система электроснабжения. Методы и средства диагностирования …

Диагностирование электрооборудования автомобилей

… Источниками электрической энергии на автомобиле являются генератор и аккумуляторная батарея, … bibliotekar.ru/auto-elektrooborudovanie/5.htm

ОБОСНОВАНИЕ И ВЫБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ. Диагностические …

Диагностические параметры системы электрооборудования автомобилей

… надежные системы и приборы электрооборудования, которые подлежат диагностированию. … bibliotekar.ru/auto-elektrooborudovanie/3.htm

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

И ПРИБОРЫ. Генераторы. Устройство и работа …

Глава 1. Диагностические параметры системы электрооборудования автомобилей

. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРНЫХ И ВЫХОДНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ … www.bibliotekar.ru/spravochnik-59/27.htm

Диагностировать техническое состояние электрооборудования

в …

Изучить конструкцию и правила эксплуатации прибора Э-214 для проверки электрооборудования автомобилей

, ознакомиться с приборами КИ-1178. … bibliotekar.ru/spravochnik-60/12.htm

Устройство самоходного шасси

Устройство трактора имеет характерный, легко узнаваемый вид.

Конструкция М16 была нестандартной: силовой двигатель располагался позади кабины, а сами кабина – позади кузова. Это позволяло водителю держать в поле зрения всю рабочую зону и оборудование.

Из-за расположенного впереди кузова в народе шасси прозвали «Попрошайкой», так как визуально это напоминало протянутую руку.

Кабина

В первых моделях самоходного шасси место водителя было чисто номинальным, кабины фактически не было. Впоследствии для предотвращения опрокидывания водительского места начали устанавливать металлический каркас, который крепился к раме на резиновые амортизаторы.

Позднее каркас превратился в полноценную кабину-трансформер. Она была оборудована съемными элементами, которые можно было легко убрать или добавить в зависимости от погодных условий: крышей, дверями, оконными панелями. Также кабина обеспечивала защиту от механических повреждений и выхлопных газов.

Т-16 в работе с дополнительным навесным оборудованием

Техническое обслуживание

Преимуществом данной модели является тот факт, что техническое обслуживание можно осуществлять самостоятельно, оно не является сложным и высокозатратным.

Даже после многолетней эксплуатации М16 является ремонтопригодным, стоимость работ будет невелика. Сложностью в данный момент можно считать только снижение производства запчастей для данной модели или их отсутствие.

Рабочий ресурс всех конструкций и оборудования остается одним из самых высоких, износ считается низким.

Модификации Т-16

Более поздние модификации самоходного шасси — Т-16М и Т-16МГ.

Мощность двигателей обоих машин составила уже 25 л.с., что улучшило технические характеристики самоходных шасси.

Т-16М, выпускавшийся с 1967 по 1995 годы, умел развивать максимальную скорость до 23 км/ч, а минимальная снизилась до 1,5 км/ч за счет ходоуменьшителя. Это позволило сделать трактор самым востребованным в аграрном секторе, так как увеличился спектр проводимых им работ. Кабина данной модели хоть и оставалась каркасной, но была лучше оборудована.

Модификация самоходного шасси Т-16М

Т-16МГ, который выпускался с 1986 по 1995 годы, получил улучшенный двигатель. Он позволил увеличить скорость движения до 40 км/ч и более эффективно использовать мощности СШ.

Три вала отбора мощности сделали машину абсолютным лидером в работе с подвесным оборудованием: в конструкции было предусмотрено два синхронных и один независимый.

Усовершенствование коснулось и кабины — она стала цельнометаллической и позволила водителям работать с большим комфортом

Устройство и принцип действия генератора Т-16, Т-25

Генератор постоянного тока Г96.3701, устанавливаемый на тракторах Т-16 и Т-25, необходим для питания электроэнергией потребителей и для зарядки аккумуляторной батареи агрегата. В передней и задней крышках генератора установлены два шариковых подшипника, в которых осуществляет свое вращение якорь.

Задняя крышка выполнена со смонтированными на ней двумя щеткодержателями. Щетка минусовая, установленная в неизолированном щеткодержателе, соединена с массой генератора. Щетка плюсовая, установленная в щеткодержателе, который изолирован от корпуса генератора, соединяется с клеммой вывода “Я”. Щетки прижаты к коллектору якоря под воздействием пластинчатых пружин.

Один из концов обмотки возбуждения генератора соединен с выводной клеммой “Ш”, а другой конец обмотки – с массой генератора. Клеммы “Ш” и “Я” соединяются проводами с такими же клеммами, расположенными на реле-регуляторе. Помимо указанных клемм, корпус генератора Г96.3701 имеет винт, отмеченный буквой “М”. Его назначение – это закрепление провода, который соединяет корпус генератора и корпус реле-регулятора. Доступ к щеткам и коллектору обеспечивается за счет специальных окон, выполненных в корпусе генератора и закрытых защитной лентой. Смазка шарикоподшипников осуществляется через ввернутые в крышки генератора масленки.

Смонтирован генератор Т-16, Т-25 на специальном кронштейне, закрепленном с левой стороны на картере дизеля. Привод генератор Г96.3701 получает через клиноременную передачу через шкивы от коленвала двигателя. Приводной шкив генератора напрессован на передний конец вала якоря. Натяжение ремня привода регулируется путем поворота генератора относительно установочного кронштейна при помощи нажимного болта и рычага.

Регулятор, который установлен на левом крыле шасси, автоматически включает генератор в электрическую сеть, поддерживает в сети постоянное напряжение, а также защищает генератор от перегрузок. Реле – регулятор включает в себя три электромагнитных прибора – реле обратного тока, регулятор напряжения и ограничитель тока. Все три элемента установлены на общей панели и закрыты одним защитным кожухом.

Реле-регулятор оснащен тремя клеммами или зажимами, имеющими маркировку “Б” (батарея), “Я” (якорь) и “Ш” (шунт). Клеммы якоря и шунта соединяются проводами с одноименными клеммами на генераторе, а клемма батареи через амперметр и предохранитель – с аккумуляторной батареей трактора и с потребителями тока. Винт “М”, расположенный на корпусе реле – регулятора, соединяется проводом с винтом “М”, который расположен на корпусе генератора.

Рекомендуемые товары

Топ продаж

Генератор Т-16, Т-25 (14В/1кВт) Г96.3701

В наличии

Генератор Т-16, Т-25 (14В/0,7кВт) Г466.3701

В наличии

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]