Выпущенный Челябинским тракторным заводом, бульдозер Т-800 выполняет функции бульдозера и рыхлителя. Машина имеет гусеничный ход, большую массу, а основу ее составляет трактор. Второе название машины – Т-75.01. Т-800 ЧТЗ – самая габаритная и производительная европейская машина, благодаря чему она смогла попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Мотор машины также стоит отдельного внимания. Сила тяги техники – 75 тонн, поэтому относится она к 75 тяговому классу.
Бульдозер Т 800
Навигация
- Особенности и преимущества
- Технические характеристики и габариты
- Двигатель
- Трансмиссия
- Устройство
- Кабина оператора
- Гидравлическая система
- Ходовая часть
- Электрика
- Цена
- Аналоги
Начало производства бульдозера Т-800 приходится на 1983 год. Причиной его появления стала необходимость выполнения больших объемов работ в сжатые сроки. Основными областями применения на тот момент являлись мелиоративные работы, строительство дорог и горное дело. Однако бульдозер приспособлен к работе в особо тяжелых условиях – например, для работы с мерзлыми и скальными грунтами.
Вернуться к навигации
Технические характеристики и габариты
Как было сказано ранее, трактор является весьма габаритным:
- длина – 7,95 м;
- ширина – 4,19 м;
- высота – 4,78 м;
- длина колесной базы – 6,22 м;
- ширина колеи – 2,88 м.
Из-за таких внушительных габаритов, масса его составляет 106 т (с учетом рабочего органа – 29,5 т). Кроме того, к техническим характеристикам трактора Т-800 следует отнести предельную силу тяги – 140 т (номинальная – 75 т). Гусеничный ход может быть представлен двумя типами лент в зависимости от условий рабочей площадки – одна весит 8 т (для суглинка), другая – 6 т (для скальных пород), при этом удельное давление на основание составляет 91,4 кПа.
Двигатель устанавливается с мощностью 820 лошадиных сил, расход топлива бульдозера Т-800 при этом составляет 230 г/кВт за моточас. Объем бака для топлива равен 2050 л.
Габаритные размеры | |
Длина, мм | 7945 |
Ширина, мм | 4185 |
Высота, мм | 4775 |
Колея, мм | 2880 |
База, мм | 6220 |
Габаритные размеры трактора с бульдозерным и рыхлительным оборудованием | |
Длина, мм | 12400 |
Ширина, мм | 6000 |
Высота, мм | 4775 |
Вернуться к навигации
Об истории «Т-800»
Эта модель, запущенная в производство на Челябинском тракторном заводе в 1983 году, в году 1990-м попала на страницы Книги рекордов Гиннесса как самый производительный в мире бульдозер. И даже на исходе 2010-х годов «Т-800» всё ещё входит в «топ-лист тяжеловесов», занимая четвёртое место в списке самых больших и производительных бульдозеров в мире. Уступая только «Катерпиллару» и «Коматцу», в Европе «Т-800» так и остаётся никем непревзойдённым по мощности.
Между тем, последний трактор данной модели был выпущен в 1999 году. Всего же, в общей сложности, их было выпущено всего девять единиц – все по особому заказу и для выполнения конкретных спецзадач.
В частности, одно из первых «боевых крещений» новый бульдозер-богатырь (другой его ) получил на строительной площадке Южно-Уральской АЭС. Ресурса американского супербульдозера «Интерн», работающего на данном объекте, не хватало, чтобы расчистить один из особенно сложных скальных участков. По указанию руководства области, директор ЧТЗ Николай Ложченко направил туда «Т-800».
Очевидцы вспоминают это как поистине эпическое зрелище: «Т-800» упирался в скалы зубом рыхлителя и таранил их там, где никакая другая тяжёлая техника ничего поделать не могла. Громадные куски горной породы с шумом и яркими снопами искр разлетались в стороны. Больше никакой рекламы уральскому великану не потребовалось. На всех участках грандиозного строительства стали настойчиво требовать его себе в помощь.
Не менее впечатляющие результаты «Т-800» продемонстрировал на работах по реконструкции знаменитой Магнитки. Двухнедельную норму выработки японского «Коматцу» он сделал всего за одну смену.
Следующим заказчиком сверхмощного бульдозера стало месторождение алмазов в районе города Мирный (Якутия). При взрывных работах на карьере на драгоценных камнях появлялись микротрещины, значительно снижающие их стоимость. Применение «Т-800» позволило обходиться далее без взрывных работ. Для того, чтобы доставить самый большой в мире бульдозер на месторождение, потребовался самый большой в мире самолёт – «Ан-225 «Мрия».
Челябинский аэродром «Баландино». «Т-800» без навесного оборудования перед погрузкой в «Мрию».
У «Т-800» вырисовывались хорошие перспективы применения в народном хозяйстве: на строительстве крупных мелиоративных объектов, железных и автомобильных дорог. Но они остались в прошлом вместе с Советским Союзом. Уже упомянутая Южно-Уральская АЭС вошла в число двух десятков (плюс ещё восемь – в странах «социалистического лагеря») атомных электростанций, строительство которых было заброшено в конце 80-х / начале 90-х годов.
В эти сверх-проекты были вложены колоссальные средства, и всё пошло прахом. Последний бульдозер «Т-800» был изготовлен для зарубежных заказчиков в 1999-м году. Сегодня возобновление производства этого «супер-тяжеловеса» среди бульдозеров вряд ли возможно, поскольку и самого тракторного завода в его прежнем виде в Челябинске уже не существует.
Голливудский «тёзка» супер-бульдозера – супер-робот в исполнении Арнольда.
Забавно, что такой же «заводской индекс» был присвоен вымышленному кибернетическому организму из снятого в следующем, 1984-м году фильма «Терминатор». Биоробот «Т-800» в исполнении Арнольда Шварценеггера стал «звёздным часом» в кинематографе этого прославленного атлета. Сам фильм стал сверх-популярным во всём мире, породив множество продолжений и подражаний. А его главный герой – робот «Т-800» – вошёл в число наиболее узнаваемых персонажей за всю историю кино.
Двигатель
Производится силовая установка в Екатеринбурге, на Турбомоторном заводе. Интересным моментом является то, что аналогичный двигатель устанавливается на БелАЗы. Характеризуется установка 6ДМ-21Т как четырехтактный агрегат мощностью 603 кВт, оснащенный жидкостным охлаждением. Также здесь нашел свое применение газотурбинный наддув с предварительным понижением температуры подаваемого воздуха. Объем его составляет 43,65 л. Впрыск топлива – прямой. В силовой установке расположены шесть цилиндров диаметром 210 мм. Система смазки агрегата – принудительная с сухим картером. Частота вращения двигателя – 1500 об/мин. Предельная скорость вперед – 10,6 км/ч, назад – 14 км/ч.
Вернуться к навигации
Произведение
Впервые мир познакомился с киборгом 26 октября 1984 года после выхода в прокат американского блокбастера “Терминатор”.
(Официальный логотип франшизы «Terminator». Автор: Paramount Pictures)
- Фильм: Терминатор (Terminator)
- Дата выхода первой части: 1984 г;
- Жанр: Фантастический боевик, триллер;
- Продолжительность: 107 мин;
- Создатель: Джеймс Кэмерон;
- Бюджет: 6,4 млн. долл;
- Кассовые сборы: 80,4 млн. долл.
Продолжение франшизы:
- “Терминатор 2: Судный день”, 1991 г;
- “Терминатор 3: Восстание машин”, 2003 г;
- “Терминатор: Да придёт спаситель”, 2009 г;
- “Терминатор: Генезис”, 2015 г;
- “Терминатор: Тёмные судьбы”, 2022 г.
Трансмиссия
В ее состав входят:
- стояночный тормоз;
- трехвальная КПП, обеспечивающая возможность двигаться вперед на четырех скоростях и назад – на двух;
- карданная передача;
- конический редуктор;
- трехколесный гидравлический трансформатор с одной ступенью.
Тип трансмиссии – гидромеханический. Регулировка дисковых фрикционов и стояночного тормоза не производится, т.к. они постоянно находятся в масляной ванне.
Вернуться к навигации
Терминатор 3: Восстание машин, 2003
(Арнольд Шварцнеггер в 2003 году, на момент съемки фильма. Автор: U.S. Federal Government)
Характеристики:
- Модель: Т-850.
- Программа: Защитить ближайших соратников Джона Коннора от терминатора Т-Х.
- Имя: Нет.
- Актер: Арнольд Шварценеггер, 56 лет.
- Финал: Терминирован путем самоподрыва для уничтожения Т-Х.
Устройство
В кабине расположены два рычага управления поворотом. Они находятся на пульте управления. Для управления трактором Т-800 с помощью педалей, нужно нажать на остановочные тормоза. Таким образом педали приводятся в действие в условиях работающего мотора. Если двигатель внезапно прекращает свою работу, включается система автоматического снижения скорости.
Бульдозерное оборудование | |
Полусферический, неповоротный отвал с гидроперекосом. | |
Емкость отвала, куб.м | 26,2 |
Ширина отвала, мм | 6000 |
Высота отвала, мм | 2600 |
Наибольшее заглубление отвала, мм | 800 |
Основной угол резания, град | 55° |
Изменение угла резания, град | 50°-60° |
Угол поперечного перекоса отвала в каждую сторону, град | 8° |
Гидроцилиндры отвала: | |
— подъема | 2 |
— перекоса | 1 |
Масса бульдозерного оборудования, кг | 16295 |
Рыхлительное оборудование | |
Рыхлитель однозубый с регулируемым углом рыхления. | |
Максимальное заглубление, мм | 1800 |
Изменение угла рыхления, град (при номинальном угле 45°) | 37°-62° |
Количество гидроцилиндров: | |
— подъема-опускания | 4 |
— съема и установки пальца рыхлителя | 1 |
Масса рыхлительного оборудования, кг | 11200 |
Вернуться к навигации
Назначение
Трактор Т-800 – полноразмерный бульдозер с повышенной грузоподъемностью. Техника приспособлена для землеройных мероприятий, а также широко используется в горно-руной промышленности, мелиоративной и дорожно-строительной деятельности. Помимо этого, возможности этой мощной модели по достоинству оценены в операциях, связанных с обработкой скальной и замерзшей почвы. Так, в данном случае машину можно использовать для добычи полезных ископаемых в различных климатических зонах. Модель превосходно адаптирована к низким температурам, и это позволяет ей бесперебойно работать в северных регионах России. Появление данного трактора связывают с возросшими потребностями Советского союза в сельском хозяйстве. Чтобы обеспечить стремительное развитие одной из главных и стратегически важных для СССР отраслей, понадобился трактор сверхтяжелого класса, который был бы способен функционировать в горном деле и строительстве, перевозить тяжелые бетонные объекты, обрабатывать за один раз большие объемы площадей и т. д.
Кабина оператора
Кабина оператора продумана довольно хорошо и стоит отдельной похвалы. Она имеет защиту от шума, климатических условий и вибрации. Коме того, все стекла выполнены двойными. Места в кабине достаточно – 3 м3, здесь могут находиться сразу два человека (установлены два кресла). Амортизаторы расположены между ходовой частью и кабиной, что понижает уровень вибрации в салоне. Во избежание аварийных или опасных ситуаций, предусмотрена защитная конструкция, которая устанавливается на опорные стойки во время работы.
Рекомендуем также ознакомиться с бульдозерами ЧТЗ Б 11 и Б 10М.
Вернуться к навигации
Отзывы о бульдозерах «Т-800»
В интернете сложно найти отзывы от механизаторов, реально работавших за рычагами челябинского сверхмощного бульдозера. имеются только свидетельства типа «я видел на соседнем карьере» и «мужики рассказывали».
Данные отзывы сводятся к тому, что трактор это действительно гигантский, и мощности с производительностью ему не занимать. Фотографии не передают реального впечатления от его размеров. В кабину бульдозера человек среднего роста входит совершенно свободно, даже не сгибаясь.
Но вот о надёжности и долговечности работы «Т-800» нет никаких свидетельств. Напротив, рассказывают, что ещё новый трактор, не проработав и года, начинает «истекать» маслом весь по периметру, «хандрить» и ломаться также во всех местах. И, поскольку ремонт требуется весьма сложный и дорогостоящий, бульдозеры «Т-800» постепенно превращались в замершие «памятники», так и не выработав и половины своего рабочего ресурса. Такая судьба, по-видимому, постигла каждого из девяти выпущенных «Т-800».
Поскольку достоверных отзывов о продолжающих работать бульдозерах марки «Т-800» нет. Ну, а выставочный образец по-прежнему гордо высится на площадке Челябинского тракторного завода. И заводится иногда, чтобы проехать небольшое расстояние для съёмок очередной ТВ-передачи (периодически приезжают как российские, так и иностранные тележурналисты).
Последний «вброс» в СМИ информации о данной модели датируется событиями более чем десятилетней давности. В 2006-м году некие «зарубежные заказчики» (называлась, в частности, Южно-Африканская республика и Индия) якобы проявили интерес к «Т-800» и выказали намерение заказать сразу несколько таких сверхтяжёлых машин. Однако дальше этих публикаций, выдержанных в восторженно-хвалебном стиле, дело не пошло.
Электрика
Для исправного функционирования электрооборудования, предусмотрены четыре АКБ. Напряжение в сети составляет 17 В, а генератор установлен мощностью 3,5 кВт и оборудован автоматическим контролем за работой как при включенном двигателе, так и при отключенном. При покупке б/у Т-800 необходимо следить за исправностью этих элементов.
Показатель | Значение |
Номинальная мощность, В | 17,0 |
Мощность генератора, кВт | 3,5 |
Количество аккумуляторных батарей | 4 |
Вернуться к навигации
Сфера применения свехтяжёлого бульдозера «Т-800»
«Т-800», он же «Т-75.01», характеризуется номинальной силой тяги в 75 тонн (и относится поэтому к 75-му тяговому классу!), а максимальной – в 140 тонн. Такая мощь применима для выполнения особенно энергоёмких работ значительного объёма. Везде, где важны высокая производительность и способность быстро справляться с серьёзными проблемами.
В том числе, это вскрышные работы в горно-рудной промышленности, земляные работы на постройке дорог и дорожных развязок, мелиоративных каналов, нефте- и газопроводов,особо крупных промышленных объектов. Подходит «Т-800» и для активного использования в разработках скальных и мёрзлых грунтов (при добыче полезных ископаемых открытым методом), в самых разных, в том числе экстремальных, климатических условиях.
Функциональность сверхтяжёлой машины призваны расширить два типа гусениц, применяемых на ней: шеститонные специальные – для скальных пород и восьмитонные –для почвы. Это позволяет уменьшить давление на грунт до 0,0914 Мпа (0,932 кгс/кв.см).