Автор: arek14
22 июля 2022 19:27
Метки: МАЗ автомобили беларусы техники
17125
25
Грузовые машины из Беларуси известны далеко за границей. БелАЗы и МАЗы легко узнаваемы с первого взгляда. И если первые – это зачастую огромные карьерные самосвалы, то машины Минского автозавода можно увидеть в любом населенном пункте. Но мало кто знает, что на МАЗе выпускают и совершенно другую технику. Многотонные машины получили название «многоножки», а применяют их для самых разных целей. Подробнее о гигантах из Минска – далее в обзоре.
1.
0
Смотреть все фото в галерее
2.
МАЗ-528/538
0
Решением Советского правительства в 1954 году в Беларуси было открыто новое предприятие. Со временем Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) стал частью МАЗа, где проектировали и выпускали многотонные многоколесные грузовики. Первая разработка инженеров секретного специального конструкторского бюро — колесный трактор МАЗ-528. Затем проект улучшили и модернизированная модель МАЗ-538 пошла в серию. Многоцелевой трактор массой 17,6 тонн мог передвигаться по заболоченным участкам, по поверхности с большими наклонами. Он оснащался различным навесным оборудованием, с помощью которого можно рыть траншеи, рыхлить и перемещать грунт, валить деревья, корчевать пни.
×
3.
0
В 1956 году был представлен опытный образец двухколесного грузовика МАЗ-529. Эта машина представляет собой один ведущий мост с двигателем, трансмиссией и кабиной. Рама с кузовом и навесным оборудованием представляет собой переменный элемент.
4.
Четырехосники 8х4 занимают промежуточное положение между классическими самыми массовыми дорожными строительными грузовиками с колесной формулой 6х4 и высокопроизводительными, но дорогими и редкими Пятиногами
.
Четырехосники — достаточно популярный сегмент рынка, и почти каждый производитель грузовиков старается застолбить в нем себе местечко. Обосновался в этой рыночной нише и МАЗ.
01.
Сегодня МАЗы с колесной формулой 8х4 — уже привычное явление, и воспринимаются они как нечто само собой разумеющееся. Но так было далеко не всегда. МАЗовская четырехоска долго и с трудом пробивала себе путь на конвейер. Давайте вспомним, как это было.
Сперва небольшая предыстория.
Ремарка М-Парка
02.
МАЗы с колесной формулой 8х4 были задуманы еще в середине 1960-х. Уже тогда четырехоски были включены в перспективный типаж 500-го семейства. Вот фрагмент этого типажа. Однако советская планово-экономическая система накладывала массу ограничений, и четырехосным «пятисотым» не суждено было появиться на свет.
03.
МАЗ-500 с колесной формулой 8х4 мог бы выглядеть примерно как то так. Но эта машина не имеет никакого отношения к МАЗу. Это экспериментальный
НАМИ-0145
, построенный на агрегатах Уральского автозавода в 1970 году.
Справедливости ради надо отметить, что вообще ни один советский автозавод, пока существовал СССР, так и не освоил серийный выпуск гражданских четырехосных строительных грузовиков. Однако после распада страны рынок предоставил автозаводам выбор. Казалось бы «Давай МАЗ, вперёд!», но МАЗ совсем не спешил…
04.
Первым сориентировался отделившийся от МАЗа Минский завод колесных тягачей. Уже в 1994 году был готов опытный четырехосник
МЗКТ-6515
. В 1995-м стартовало его серийное производство. Модель, пережив несколько модернизаций, примерив несколько вариантов кузовов, почти два десятилетия присутствовала в программе.
05.
В 1996 году свою четырехоску представил КАМАЗ. Приделав четвертую ось к 15-тоннику
КАМАЗ-65115
Челны сделали самосвал грузоподъемностью 18,5 т и получили дополнительный вариант шасси для спецнадстроек. Называлась эта машина
КАМАЗ-6540
.
Фото Сергея АНДРЕЕВА
06.
Но против камазовского 18,5-тонника МАЗ легко мог выставить свой 20-тонный трехосник
МАЗ-5516
. И КАМАЗ делает прямого конкурента для МАЗовского трехосного хита и… очень быстро на базе нового семейства 6520 строит четырехосную версию. Новый 25-тонный четырехосный
КАМАЗ-65201
с 2000-го года уже продается. С этой моделью КАМАЗу даже удалось проникнуть на сугубо домашний белорусский рынок МАЗа. Например, этот
КАМАЗ-65201
работал в Гродно.
07.
Дальше конкуренция только растет. Кременчугский автозавод с ноября 2004 года серийно производит свои новые четырехосники
КрАЗ-7133С4
.
08.
В 2004 году новый отечественный производитель грузовиков
Yarovit
строит в Минске опытные образцы своих четырехосных самосвалов. В 2005 году в Санкт-Петербурге начнется их пусть и мелко-, но все же серийная сборка. МАЗ все еще «не чешется»…
09.
На выставке СТТ’2006 свой 25-тонный четырехосный самосвал показал авто. Этот грузовик, получивший индекс
Урал-6563
, грубо говоря, был наследником идей, заложенных в прототип
НАМИ-0145
.
Таким образом, к 2006 году все (!) отечественные автозаводы уже имели в программе четырехосное народнохозяйственное шасси. Все, кроме МАЗа….
10.
И вот, наконец, в 2007 году случается чудо. МАЗ наконец-то сподобился сделать свой четырехосник. Последним из всех автозаводов СНГ. Ну почему так долго тянули? А ведь к тому времени в сегменте уже прочно обосновались еще и европейцы с китайцами.
11.
Под кабиной у
МАЗ-6516А8-321
был установлен 8-цилиндровый V-образный двигатель
ЯМЗ-6581.10
мощностью 400 л.с., агрегатированный со сцеплением
MFZ-430
и 12-ступенчатой китайской коробкой передач
Shaanxi 12JS200TA
. Грузоподъемность самосвала составляла 25 т при общей массе 41 т.
12.
Новую модель сложно было вписать в МАЗовский технологический цикл сборки, поэтому четырехосников собирали немного, а потом вообще «отдали на аутсорсинг». С лета 2009 года сборкой МАЗов 8х4 занялось СП ЗАО «МАЗ-МАН».
Фото Константина ЗАКУРДАЕВА
13.
Однако рынок эту машину принял очень хорошо. Например, этот экземпляр строил олимпийские объекты в Сочи.
14.
А этот, зарегистрированный аж во Владивостоке, работал в Москве.
15.
Этот
МАЗ-6516А8
освоился в Туркмении.
16.
В 2010 году четырехосному семейству грузовиков МАЗ придали новый импульс, проведя их модернизацию. Перераспределили нагрузку на мосты, увеличив расстояние между передними осями с 1600 до 2030 мм, стали «примерять» новые двигатели и кузова.
17.
Первой ласточкой модернизированного семейства стал
МАЗ-6516V8-520
с U-образной платформой и 400-сильным двигателем
MAN D2066 LF41
уровня Euro-5. Кстати, это был первый белорусский самосвал, который вытянули на «евро-пятые» нормы.
Фото Максима ШЕЛЕПЕНКОВА
18.
Затем начала потихоньку меняться внешность. Сперва установили рестайлинговую переднюю маску, но со «старым» бампером.
19.
С полностью новой внешностью четырехосник предстал в 2011 году. Это выставочный вариант под индексом
МАЗ-6516W8-420-000
и с 400-сильным дизелем
Cummins ISLe 400 40
.
20.
На серийных машинах бампер, окрашенный в цвет кабины, почти не встречается. Хотя с точки зрения практичности, пожалуй, это даже лучше. Это модификация
МАЗ-6516В9-480-000
. Внешне выглядит почти так же, но двигатель другой —
ЯМЗ-651.10
.
21.
В прошлом году семейство пополнилось новой модификацией
МАЗ-6516B9-481-000
с кузовом «немножко» увеличенной вместимости. МАЗ, поддавшись тренду, заданному китайцами и КАМАЗом, нынче сильно увлекся самосвальными кузовами монструозных объемов. Этот вариант «соблазна самосвальщика» — еще одно проявление, на наш взгляд, мягко говоря, нездорового увлечения, провоцирующего перегруз со всеми вытекающими.
А что насчет спецтехники на МАЗовских четырехосных шасси? Она существует, но, на удивление, ее почему то сих пор очень мало.
22.
Первую спецмашину представили в 2010 году. Автокран
КС-6571BY
с модной овоидной стрелой грузоподъемностью 40 т построили на «Могилевтрансмаше» — филиале МАЗа. Однако, судя по всему, в серию машина не пошла.
Фото Андрея ФИЛИППОВА
23.
Вторым вариантом стал южнокорейский бетононасос
Everdigm 43CX-5
, который «Могилевтрансмаш» смонтировал на длиннобазном
МАЗ-6516
. Такому спецварианту присвоили собственный индекс
МАЗ-693269
, но и эта машина осталась единичным экземпляром. Однако с компанией Everdigm сотрудничество у МАЗа на некоторый период все же сложилось.
Фото Сергея ЛИПСКОГО
Пожарные четырехосные МАЗы пусть и в небольшом количестве, но все же увидели серию, причем с двумя вариантами спецнадстроек, поставщиком которых выступил Everdigm.
24.
Коленчатый подъемник
Everdigm ЕАР481004
на том же «Могилевтрансмаше» установили на удлиненное шасси
МАЗ-6516
и несколько таких машин уже под обозначением
АКП-48
поступили в белорусское МЧС.
Фото Сергея ЛИПСКОГО
25.
Второй пожарный четырехосный МАЗ — это автолестница. Опять же южнокорейская,
Everdigm ERL52
, смонтированная там же, в Могилеве. Отечественный индекс —
АЛ-52
. Этот экземпляр несет службу в Гродно.
26.
Есть еще один весьма экзотический МАЗовский четырехосник — это смонтированная на шасси
МАЗ-6516В9
немецкая измельчительная установка
Jenz НЕМ 561DQ
в паре с мозырьским манипулятором
М75-05
. Собран этот спецавтомобиль опять же в МАЗовском «кузовном ателье» — «Могилевтрансмаше», потому у машины есть собственный отраслевой индекс —
МАЗ-694469
. Работает этот агрегат в Вилейском лесхозе.
Фото Сергея ЛИПСКОГО
27.
Но главной специализацией МАЗовских четырехосников пока остается самосвальная.
29.
UPD 08.02.2016
. В 2016 году эволюция МАЗовских четырехосников шагнула на новый виток. Был представлен четырехосный самосвал, соответствующий экологическому стандарту Euro-6. Его индекс
МАЗ-6516М9-620
. Подробный рассказ о нём здесь.
Странно, что нет ни одной бетономешалки или кюветного эвакуатора, смонтированных на шасси МАЗ с колесной формулой 8х4. Однако, отрадно, что четырехосные МАЗы, пусть и не быстро, но все же увидели свет. Но все равно их меньше, чем могло бы быть. Может, пора задуматься над тем, чтобы активизировать работу со сторонними «бодибилдерами»?
МАЗ-535/537
0
В то же время, 1950-е годы, в СКБ-1 создали первый четырехосный грузовик. Полноприводная машина МАЗ-535 была спроектирована как артиллерийский тягач, а затем ее приспособили для транспортировки ракет.
6.
0
7.
0
В конструкции МАЗ-535 собрано множество технических новинок, ранее не применявшихся в автомобильной промышленности СССР: полуавтоматическая коробка передач, гидромеханическая трансмиссия, система подкачки колес, рама корытного типа. В конструкцию автомобиля инженеры заложили очень высокую проходимость и надежность. МАЗ-535 имел полуметровый дорожный просвет и мог преодолевать броды до 1,3 метра глубиной, ехать по дороге с 30-градусным уклоном.
8.
0
Тягач МАЗ-535 выпускался с 1958 по 1964 гг. сначала в Минске, а затем в Кургане. Модель получила множество военных модификаций и выпускалась под разными наименованиями. За фару в центре передней части и характерную внешность МАЗ-535 прозвали «Циклопом».
9.
0
10.
0
С 1959 по 1989 в производстве находился МАЗ-537, представляющий собой модернизированный вариант в кузове седельного тягача. Автомобиль до сих пор активно используется для перевозки танков, гусеничных бронемашин и артиллерийских установок.
11.
Белорусские богатыри: армейские тяжеловозы МАЗ
60 лет назад, как раз к годовщине революции, в недрах Минского автомобильного завода появилась машина, положившая начало целому семейству тяжелых «богатырей», а впоследствии — и отдельной марке с тем же именем. Основным назначением этих машин было и остается военное
Антон Михайлов
Как вы догадались, речь идет о марке МЗКТ, более известной под торговым наименованием «Волат» («богатырь» по-белорусски). Его история начинается со специального конструкторского бюро, созданного на МАЗе. Минский автомобильный завод начинался с производства разработанных на ЯАЗе двухосных машин МАЗ-200 и не отличался особой конструкторской школой. Однако именно там решением советского правительства было создано СКБ-1, главным направлением которого стало проектирование тяжелой колесной военной техники. Его успех во многом определялся личностью руководителя — им стал талантливый инженер Борис Львович Шапошник, до этого работавший главным конструктором на АМО/ЗиСе и УАЗе.
ПЕРВЕНЦЫ
Первенцем СКБ стал, однако, не грузовик, а тягач МАЗ-528 (4х4), позже превратившийся в одноосный МАЗ-529. При собственной массе 9 т он мог буксировать 25-тонный прицеп. Разумеется, его тут же стали использовать военные.
Самой первой продукцией СКБ-1 стал опытный тягач-толкач МАЗ-528
В 1956 году появился опытный образец тяжелого четырехосного тягача МАЗ-535, заложивший основу всех последующих грузовиков. По тем временам это была неслыханно передовая машина. Многое было использовано впервые в отечественной практике: гидромеханическая трансмиссия, полуавтоматическое переключение передач без разрыва потока мощности, оригинальная конструкция рамы с Z-образными лонжеронами, торсионная подвеска, дифференциальная система силового привода, гидроусилитель рулевого управления.
Девятиметровая машина полной массой 31,5 т оснащалась танковым дизельным двигателем Д12 мощностью 375 л. с., установленным за четырехместной кабиной. Технические требования, составленные военными, были весьма высоки: дорожный просвет — 500 мм, глубина преодолеваемого брода — до 1,3 м, преодолеваемый подъем — до 30 градусов, температура окружающего воздуха от −50 до +50 °C.
МАЗ-535 выделялся третьей фарой — это была инфракрасная подсветка для работы прибора ночного видения
После всесторонних испытаний машины МАЗ-535А (балластный тягач) и МАЗ-535В (седельный тягач) пошли в серию и широко использовались военными. Эти продукты впервые смогли увидеть и гражданские — на военных парадах в Москве.
В связи с появлением более мощного двигателя Д12-525 машину усовершенствовали, и вскоре появился усиленный вариант МАЗ-537. Он был унифицирован по многим узлам с предшественником, но имел большую мощность двигателя (525 л. с.) и в связи с этим усиленные раму и тормозную систему.
Колесный эвакуационный тягач тяжелый (КЭТ-Т) на шасси МАЗ-537 поздних выпусков до сих пор служит в войсках
Машины выпускались в Минске до 1964 года, когда их производство передали на Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), где их производство продолжалось до 1989 года (!). В армии эти машины оснащались десятками надстроек в зависимости от назначения, кроме того, в небольших количествах они поступали в народное хозяйство для перевозки особо тяжелых грузов. Надо заметить, что на эти машины давалась 10-летняя гарантия — неслыханный показатель для грузовиков той эпохи.
«УРАГАН»
Следующая эпохальная машина обязана своим появлением ракетчикам, которые в 1960 г. создали первую управляемую твердотопливную оперативно-тактическую ракету «Темп». Специально для нее СКБ-1 в кратчайшие сроки разработало шасси-носитель, так как было доказано преимущество колесного шасси перед гусеничным. И на свет появился знаменитый МАЗ-543, получивший неофициальное прозвище «Ураган».
Он был эволюционным наследником предыдущей серии — принципиальная конструкция и ряд агрегатов сохранились. Но его технические характеристики — скорость, динамика, проходимость, были выше, чем у предшественника.
Самый известный МАЗ-543, носитель ракеты Р-17, известной в мире как Scud-B
Обновленный двигатель Д12А-525 имел теперь систему прямого впрыска, двойную систему пуска, предпусковой подогреватель. Расход топлива составлял 39 литров на 100 км, мощность осталась прежней — 525 л. с.
Гидромеханический привод составляли автоматизированная четырехступенчатая планетарная коробка передач и одноступенчатый гидротрансформатор, передававшие момент на все восемь колес.
Но главной особенностью, создавшей машине столь узнаваемый облик, стала уникальная компоновка кабины, вернее, кабин. При классической компоновке расположенная сзади ракетная установка заметно увеличивала высоту и центр масс машины. В связи с этим конструкторами было применено гениальное решение — использовать две кабины со свободным местом между ними. Они изготавливались из сверхпрочного стеклопластика с полиэфирной смолой (это в 1962 году!). Поражает и звукоизоляция — шум в кабине не превышал 85 дБ; неплохой показатель даже для современных грузовиков.
Его потомок под индексом МАЗ-7313 в роли буксировщика неделимых грузов для народного хозяйства
Полная масса составляла 39 т, дорожный просвет 440 мм. При габаритах 11,5х3х2,9 м МАЗ-543 развивал максимальную скорость 60 км/ч.
Серия «Ураганов» насчитывала три поколения и бесконечное множество модификаций, как военных, так и гражданских. Это исходный МАЗ 543 (г/п 19,1 т), МАЗ 543А (г/п 19,4–22,2 т), МАЗ 543М (г/п 22,2 т, без правой кабины), МАЗ 543П и многие другие. Более шести десятков военных надстроек монтировались на эти шасси, среди них такие, как тактическая ракета «Скад», зенитно-ракетный комплекс С-300, система залпового огня «Смерч», артиллерийский комплекс «Берег» и противокорабельный «Рубеж». Семейство производится по заказу и в настоящее время.
МНОГОНОГИЕ
В последующие годы спецбюро продолжило разработки не имевших аналогов в мире специальных шасси, получивших общее название подвижных грунтовых ракетных комплексов. Первым был пятиосный транспортер МАЗ-547, в процессе работы ставший шестиосным МАЗ-547А. Для МАЗ-547 было разработано множество новых узлов, он получил более мощный двигатель (680–710 л. с.), усиленную ГМП и ходовую часть с пневмогидроподвеской на поперечных рычагах с гидравлическими балансирами. Увеличенная нагрузка на ось достигла 15 т.
Семейство 547 было увеличенным 6-осным подобием «Ураганов»
Но, поскольку тип ракет, базировавшихся на этих шасси, был уничтожен по договору ОСВ-2, их производство было прекращено, а попытки приспособить для гражданских нужд успехом не увенчались. Зато эти машины легли в основу следующих семейств, используемых российской армией до сих пор.
Самый секретный прототип военных машин, МАЗ-7904, существовал в единственном экземпляре
При разработке первого семиосного шасси МАЗ7912 под ракету «Тополь» пришлось решать неизвестные ранее даже в теории задачи. В начале 1980-х появилось доработанное шасси МАЗ-7917 (14х12) для тех же целей. Оно оборудовалось дизельным двигателем В-58-7 (V12) мощностью 710 л. с. В 1995 г. появился современный восьмиосный транспортер баллистических ракет «Тополь-М» МЗКТ-79221, унифицированный с предшественниками.
Снаряженная масса машины — 44 т, грузоподъемность — 80 т, мощность двигателя ЯМЗ-847 — 800 л. с., максимальная скорость 45 км/ч, запас хода 400 км.
Рекорд самого многоосного в мире шасси МАЗ-7907 до сих пор никем не повторен
Напоследок следует вспомнить две машины, стоявшие особняком и не пошедшие в серию. Однако они стали своего рода рекордами в создании многоосных сверхгабаритных шасси, не превзойденными нигде в мире.
15Т316 — агрегат сопровождения колонны технического замыкания
Первое из них, МАЗ-7904, было изготовлено в режиме строжайшей секретности в 1982 году. Назначение его до сих пор засекречено, известно лишь, что оно было отправлено на Байконур для испытаний. Поражают все его характеристики: длина — 32,2 м, ширина — 6,8 м, полная масса — 360 т.
Два других, двенадцатиосных полноприводных (!) шасси МАЗ-7907 изготовили в 1985 году для перевозки проектируемой тогда 100-тонной ракеты «Молодец». Они обладали уникальной конструкцией: газотурбинный двигатель мощностью 1250 л. с. агрегатировался с генератором переменного тока. 24 индивидуальных синхронных двигателя переменного тока с воздушномасляным охлаждением приводили в движение каждое из колес. Однако наступившая мирная разрядка привела к тому, что машины ни разу не использовались по назначению.
В настоящее время боевую вахту несет последнее поколение ракетоносцев, МЗКТ-79221
На этом тема военных, а также гражданских богатырей не оканчивается, и мы обязательно к ней вернемся.
Редакция рекомендует:
Почему залегают поршневые кольца и как это предотвратить
Сотрудник ГИБДД обыскал мою машину: имел ли он на это право?
Россияне могут остаться без иномарок: западные автоконцерны остановили поставки машин в нашу страну
Во Франции задержан корабль, который вез автомобили в Россию
В России закрылась половина автозаводов
Обсуждение Отменить
МАЗ-543/7310
0
С появлением в СССР новых баллистических ракет возникла идея ставить их на шасси большой грузоподъемности. Полноприводный четырехосный МАЗ-543 начали серийно выпускать в 1962 году. А через три года машина засветилась на Красной площади в Москве, когда западные журналисты увидели ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» на ее базе. Также МАЗ-543 и его последующие модификации использовались в ракетных системах 9К76 «Темп-С», реактивных системах залпового огня 9К58 «Смерч», зенитно-ракетных комплексах С-300.
12.
0
13.
0
Также эти машины длиной 11,6 метров использовались как пожарные, самосвалы, для перевозки тяжелых крупногабаритных грузов. Автомобили массой 23 тонны могли перевозить до 20 тонн груза или тянуть прицеп в 25 тонн. Максимальная скорость автомобиля — 60 км/ч, которые достигались благодаря 525-сильному двигателю V12 объемом 38,8 литров.
14.
0
15.
Как пользоваться Photomath?
Photomath — это умный калькулятор, который через камеру распознает рукописные формулы и уравнения и мгновенно выдает их решения.
В использовании приложение очень просто и позволяет проводить расчеты в режиме стандартного калькулятора, а также в режиме распознавания уравнений с камеры. Наведя объектив на формулу (написанную от руки или напечатанную в учебнике), вы получите пошаговое решение и конечный результат.
Приложение позволяет обрабатывать различные операции:
- задачи с корнями и дробями;
- арифметические действия;
- линейные уравнения и логарифмы (не все);
- интегралы, тригонометрические функции и др.
На сегодняшний день Photomath не может обрабатывать некоторые функции и операции, но разработчики ведут постоянную работу над улучшением программы и внедряют новые методы обработки задач.
Данное приложение станет хорошим помощником и шпаргалкой для школьников и студентов. Также программка будет полезна и родителям, которые смогут быстро проверить домашнее задание своего чада.
МАЗ-547/7916
0
Увеличение размеров ракет и дальности их полета вынуждало разрабатывать все более грузоподъемные шасси для их транспортировки и запуска. 6-осный МАЗ-547 спроектировали для ракетного комплекса 15П642 «Темп-2С» и 15П645 «Пионер» и серийно выпускали с 1970 по 1984 гг. У автомобиля было 6 осей, из которых приводились 5 или 6, в зависимости от модификации.
16.
0
17.
0
Автомобиль получил турбированный дизельный двигатель V12 объемом 25,9 литров мощностью 650 л.с., автоматическую трансмиссию, гидропневматическую подвеску, шины с регулируемым давлением. Благодаря этому машина длиной 16,8 метров шириной 3,2 метра и массой 27,5 тонн может передвигаться в условиях сильного бездорожья. Максимальная грузоподъемность – 62 тонны, возможная скорость по шоссе – до 40 км/ч. Расход топлива МАЗ-547 составляет 260 литров на 100 километров.
18.
0
Экипаж МАЗ-547 составляет 2 человека. В левой кабине находится водитель, в правой – командир расчета ракетного комплекса.
19.
Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.
Снежные вихри, поднятые машинами на новом полигоне МАЗа и попавшие в объектив аппарата, смотрятся странно. Но так уж получилось, что показ новой техники Минского автозавода пришелся на последние зимние дни. В другой ситуации рассказ о нем можно было бы отложить до следующей зимы, но слишком уж много оказалось связанным с этим показом. Автомобили – всему голова
Еще в прошлом году на заводе началась активная подготовка к работам по созданию принципиально новой кабины для автомобилей МАЗ. Она была установлена на образцы некоторых моделей новой техники, которые были продемонстрированы на выставках Минского автозавода в конце 2010 года. Серийное производство новых кабин началось в феврале уже этого года, так что показ обновленных автомобилей на заводском полигоне можно считать полноценной премьерой.
Большая кабина с высокой крышей – наиболее комфортабельный вариант для международных и междугородних перевозок – предназначена, в первую очередь, для установки на седельный тягач 5440 и бортовые автомобили 5430 и 5340 в различных модификациях. Кабина оборудована двумя спальными местами шириной по 700 мм. По желанию заказчика она может быть оборудована кондиционером и независимым воздушным отопителем для поддержания температуры при выключенном двигателе.
Седельный тягач МАЗ-5440E9 Euro 5
Бортовой магистральный грузовик МАЗ-6410
Бортовой магистральный грузовик МАЗ-5340 Euro 5
Интересное решение применено при разработке и производстве дверей. Теперь они комбинированные, клееные: примерно 3/4 двери (верхняя часть) – стальные, низ – пластиковый. Тем самым обеспечена высокая коррозионная стойкость дверей. По своим техническим и дизайнерским решениям кабины грузовых автомобилей МАЗ нового семейства близки к лучшим мировым аналогам.
Самосвал МАЗ-6516 Euro 4
Для нового самосвала МАЗ-5550 «полицейский разворот» – не проблема.
Самосвал МАЗ-6501 Euro 4
Для этих же автомобилей выпускаются более простые кабины меньшей высоты, а для автомобилей семейств 5550 и 65011 – так называемые «дневные» кабины. Основное преимущество кабин заключается в применении новой панели приборов и реорганизованном рабочем месте водителя. При обновлении интерьера кабины применяются новые современные технологии изготовления деталей салона (обивок, панели приборов, сидений и др.)
Ведется работа над повышением коррозийной стойкости кабин МАЗ. Для этого разрабатывается новая конструкция боковин. Для повышения надежности будет внедрена новая конструкция переднего подрессоривания. На базе этой кабины на МАЗе впервые разработана двухрядная кабина типа «тандем» для специальных автомобилей.
Участок доводки новых кабин.
В ближайшее время мощности производства каркасов семейства 6430 позволят выпускать до 70-80 кабин в сутки. Наряду с мероприятиями, повышающими качество и улучшающими имидж Минского автомобильного завода, такими как увеличение выпуска автомобилей нового семейства, внедрение окрашивания двухкомпонентными эмалями каркаса кабины, готовятся площади для организации участка катафорезного грунтования каркасов кабин, ведется монтаж окрасочно-сушильных камер для деталей рестайлинга и кабин автомобилей в цехе окраски и металлопокрытий.
Главный конструктор МАЗа по грузовым автомобилям Александр Захарик; начальник отдела корпоративных коммуникаций Владимир Спиридонов; главный конструктор МАЗа по автобусам Александр Мышко.
Знакомя с новинками МАЗа, Главный конструктор грузовых автомобилей Александр Захарик отметил, что одна из первоочередных задач завода – выйти на серийный выпуск автомобилей, соответствующих требованиям норм Euro 4 и Euro 5. Уже во II квартале 2011 года выпуск машин по нормам Euro 4 должен превысить 60% от общего объема производства. Основным силовым агрегатом для этого станет новый двигатель семейства ЯМЗ-651.
С конца нынешнего года на конвейер станет поступать другой новый двигатель из Ярославля – ЯМЗ-536, оснащение которыми минских машин в 2010 г. превысит 70% в своем сегменте. При этом он отметил, что у МАЗа есть определенные разногласия с дивизионом «Силовые агрегаты» группы ГАЗ, но оставшегося времени достаточно, чтобы устранить их. Прежде всего, речь идет о проблемах стоимости ярославских двигателей, но, как отметил Начальник отдела корпоративных коммуникаций «Силовых агрегатов» Владимир Спиридонов, есть все основания для достижения взаимно приемлемого решения.
Говоря о перспективных направлениях работы Управления главного конструктора, Александр Захарик рассказал, что на заводе полным ходом идут работы над капотным вариантом автомобиля большой грузоподъемности. Показать новинку минчане предполагают на сентябрьском «Комтрансе» в Москве. Одновременно готовится и совершенно новая кабина, премьера которой намечена на 2015 год.
Автобусы – это тоже МАЗ
Автобусное производство Минского автомобильного завода относительно молодо – ему чуть больше 15 лет. Но за это время здесь было выпущено немало интересных моделей – достаточно вспомнить перронный автобус МАЗ-171, или городской низкопольный сочлененник МАЗ-205. Российские перевозчики давно эксплуатируют городские и междугородние автобусы родом из Минска.
Автобус большого класса МАЗ-231
Автобус среднего класса МАЗ-241
На февральском показе были представлены достойные продолжатели традиций высокопрофессиональной конструкторской школы и дизайнеров МАЗа – низкопольный пригородный и междугородний автобус большого класса МАЗ-231 и новинка малого класса МАЗ-241. Первая машина уже достаточно хорошо известна – она получила диплом «Proдвижение» на последнем МАФе в августе 2010 года.
В целом автобус удался, хотя несколько вопросов к его готовности к выпуску все же остается. Например, что делать с непонятными нишами над дверьми, в которые убираются тяги дверей? Не выпускать же автобус в таком виде. Ну, хотя бы пластик-то уж можно ровнее вырезать и уложить!
Такие ниши в МАЗ 231 – ворота для грязи и пыли, которая, в конечном итоге, попадет в салон.
МАЗ-241 уже описан детально в предыдущем номере «ГРУЗАВТОИНФО», но напомним вкратце его характеристики. Рядный четырехцилиндровый турбодизельный двигатель Navistar Acteon 4.12TCE объемом 4745 куб.см. и мощностью 185 л.с./2200 мин-1 при крутящем моменте 700 Нм/1200-1600 мин-1. Автобус рассчитан на перевозку 36 пассажиров при 22 сидячих местах. Нельзя не сказать несколько слов о дизайне нового автобуса.
Рабочее место водителя автобуса МАЗ-241 выполнено достойно.
На МАЗе давно сложилась первоклассная школа стилистов. Но одно дело – разработать стиль большого автобуса, и совсем другое – проявить мастерство в машине длиной менее 7 м! Дизайн 241-го просто безукоризнен. Компоновку салона с расположенным в нем двигателем можно с полным правом назвать лучшей в своем классе. Лаконично проработанная система головного света, удобный вход, очень функциональные и удобные сидения. Одним словом, новинка явно удалась. Российским транспортникам, увы, не избалованным компактными автобусами современного мирового уровня и качества, она явно придется по вкусу.
Как рассказал Главный конструктор автобусов Александр Мышко, перед его командой стоит задача расширить модельный ряд автобусов с маркой МАЗ в ближайшую пару лет.
Что в перспективе
На фоне столь интересных перспектив развития МАЗа в традиционных секторах автомобильной промышленности несколько странно выглядит возможность появления в гамме его продукции малотоннажного грузовика и микроавтобуса. Но здесь основную роль играет не экономика, а политика. Огромная армия белорусских бизнесменов зарабатывает на жизнь частным извозом, в том числе – небольших партий груза, такова уж специфика приграничной торговли и транзита. Осуществляются они, в основе своей, либо на старом европейском «секонд — хенде», либо на наших «ГАЗелях». Но времена изношенного «старья» безвозвратно уходят, а зависимость от автопрома «большого брата» не очень приветствуется официальным Минском. Вот и было принято решение развивать собственное малотоннажное производство. За основу взяли микроавтобус Toyota Hiace H100 тридцатилетней давности (!), умело «реинкарнированный» одним из китайских автомобилестроительных «кооперативов», из которого сделали грузовик полной массой от 3 до 5 тонн. В судьбе этого эпохального проекта успокаивает лишь то, что это уже третья попытка начать подобное производство, из которых первые две уже давно забыты, хотя там за основу брали куда более современные модели европейского производства.
Даст Бог, такая же судьба постигнет и эту автомобильную революцию. Ведь в противном случае на конвейер встанет модель, возраст которой вплотную подойдет к сорокалетнему рубежу. Впрочем, для того, чтобы выпускать ее, необходимо построить практически новый завод, а на это нужны немалые средства.
Если говорить о более реальных перспективах, они заключаются в доведении в 2011 – 2012 годах выпуска грузовых автомобилей, машино-комплектов, автобусных и троллейбусных шасси и автобусов до 32,0 – 35,0 тыс. шт. При этом экспорт техники в Россию должен достичь почти 70%, а за пределы СНГ – почти 10%. Россия традиционно занимает основное место в экспортных поставках МАЗа, и здесь огромную работу проводит , представляющая минскую технику в России. Именно она и организовала пресс-тур, отмечая 15-летие этого продуктивного российско-белорусского союза.
Сейчас идет достаточно активная работа по созданию договорно-правовой и финансово-экономической базы для создания автомобилестроительного альянса на базе совместной работы КАМАЗа и МАЗа. Проект, безусловно, интересный и перспективный, особенно учитывая доступ обоих партнеров к современным зарубежным технологиям, однако, как он будет развиваться, говорить пока рано. Поживем – увидим.
МАЗ-7904
0
В 1984 году минские инженеры разработали опытное шасси МАЗ-7904. Его предполагалось использовать для перевозки и запуска межконтинентальных баллистических ракет. Вгоды Холодной войны изделие выгоняли из ангара только в то время, когда сверху не пролетали спутники потенциального врага. Долгое время машина считалась утерянной в окрестностях Байконура, но недавно ее снова обнаружили в одном из ангаров.
20.
0
Грузоподъемность МАЗ-7904 составляет более 200 тонн. Машина двигается за счет судового двигателя в 1500 л.с. и дизеля в 330 л.с. Длина машины 32,2 метра, ширина – 6,8 м. Диаметр каждого из колес фирмы Bridgestone – 2,8 м. Максимальная скорость монстра – 27 км/ч.
21.