Насос в системе охлаждения дизельного двигателя создаёт принудительную циркуляцию жидкости, тем самым ускоряет теплообменные процессы, обеспечивая оптимальный рабочий тепловой баланс агрегату. Нарушение работы помпы ведёт к перегреву двигателя, что является причиной ускоренного износа цилинропоршневой группы и газораспределительного механизма дизеля. Снижение скорости циркуляции жидкости может привести к пиковому перегреву дизеля и заклиниванию аварийному деталей.
Агрегаты серии Д 240 трактора МТЗ 80(82) оснащены насосом центробежного типа встроенным в водяную рубашку блока. Узел размещён в передней части дизеля и получает привод от шкива коленчатого вала через клиноремённую передачу со скоростью вращения, в номинальном режиме, до 2600 об/мин. Одновременно с приводом помпы на шкив узла смонтирован вентилятор, вращением которого ускоряется поток воздуха через охлаждающий теплообменник радиатора.
Разборка и ремонт водяного насоса трактора МТЗ
По каким признакам можно сделать вывод, что возникли проблемы с водяным насосом? Во-первых, появилась течь воды из дренажного отверстия. Во-вторых, слышится нехарактерный шум и стуки при работе водяного насоса.
Еще одной поломкой водяного насоса является образование значительного зазора в подшипнике или разрушение подшипника. Это может быть причиной повреждения сердцевины радиатора крыльчаткой вентилятора.
Громкие стуки и гул являются признаками предельного износа, либо вообще разрушения подшипников насоса. Возможно так же разбалансировка посадочного места валика под приводной шкив.
Протечка охлаждающей жидкости из дренажного отверстия, либо пятна масла на шкиве привода дают понять, что произошло разрушение уплотнений валика насоса. Производитель для повышения надежности и долговечности с февраля 1987 г на двигатели Д-240, устанавливал водяные насосы с уплотнением типа «ВАЗ» и усиленным подшипниковым узлом.).
Рис. 2.1.98. Водяной насос трактора МТЗ в сборе: 1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное отверстие; 6 — валик; 7 — гайка
Для устранения появившихся неисправностей, водяной насос снимают (рис. 2.1.99) и разбирают для замены выработавших свой ресурс деталей (рис. 2.1.100—2.1.105).
При увеличении осевого перемещения валика в подшипниках свыше 0,6 мм валик нужно заменить в сборе с подшипниками. В сборе меняется еще в случае ослабления внутренних колец подшипников на валике.
Подшипники подлежат замене в случае увеличения радиального зазора в них более 0,1 мм (рис. 2.1.106).
Рис. 2.1.100. Схема расположения деталей водяного насоса трактора МТЗ: 1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — крыльчатка; 4 — корпус; 5 — патрубок; 6 — валик насоса; 7 — ремень привода водяного насоса; 8 — стопорная пластина; 9 — гайка; 10 — вентилятор
Рис. 2.1.99. Как снять водяной насос трактора МТЗ: 1 — шкив; 2 — водяной насос; 3 — патрубок
Рис. 2.1.101. Как открутить гайку крепления шкива водяного насоса трактора МТЗ: 1 — гайка; 2 — шкив; 3 — стопорная пластина (с февраля 1987 г. стопорная пластина отсутствует)
Рис. 2.1.102. Опрессовка шкива водяного насоса трактора МТЗ: 1 — шкив; 2 — двухлапчатый съемник
Рис. 2.1.103. Как снять стопорное кольцо подшипника водяного насоса трактора МТЗ
Рис. 2.1.104. Как открутить болт крепления крыльчатки трактора МТЗ: 1 — корпус водяного насоса; 2 — крыльчатка; 3 — болт
Рис. 2.1.105. Выпрессовка валика водяного насоса трактора МТЗ: 1— корпус водяного насоса; 2 — выколотка; 3 — крыльчатка
Рис. 2.1.106. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса трактора МТЗ: 1 — подшипник; 2 — валик водяного насоса; 3 — шток пресса
Уплотняющую шайбу торцового уплотнения можно эксплуатировать даже а том случае, если на ней присутствуют небольшие кольцевые риски и следы износа. Но их глубина не должна превышать 0,5 мм. А вообще толщина шайбы не должна быть меньше 2,5 мм. Манжета должна быть цельной, сквозные прорывы недопустимы.
Если вы вдруг обнаружили трещину на корпусе водяного насоса, то его следует заменить. Далее диагностируют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика.
Номинальные и допустимые размеры водяного насоса двигателя Д-240, мм
Расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема: | |
номинальное | 47,0—47,3 |
допустимое | 48,5 |
Допустимый диаметр отверстий корпуса под подшипники: | |
305 | 62,07 |
304 | 52,06 |
Если в процессе осмотра вы обнаружили на торцовой части опорной втулки корпуса насоса следы стачивания (как правило кольцевые канавки) глубиной значительно больше 0,5 мм, втулку в этом случае выпрессовывают и сменяют на новую.
Собирая насос, резиновые манжеты ставят таким образом, чтобы отвороты с пружинами «смотрели» в сторону подшипников. Гайка ступицы в этом случае затянута моментом 16—19 Н·м. После компоновки всех деталей насоса, валик вращается от усилия руки без торможения крыльчатки. Концы кромок лопастей вентилятора располагаются в одной плоскости.
Источник
Возможные неисправности
Владельцы тракторной техники от МТЗ нередко сталкиваются сразу с несколькими неисправностями, которые могут оказать существенное влияние на качество работы агрегата. Может наблюдаться течь жидкости из дренажного отверстия, а также появление различных подтеков на шкиве.
Как правило, подобная поломка связана с выходом из строя уплотнителей, которые обеспечивают герметичность соединений помпы. Единственным возможным вариантом устранения такой проблемы, представляется замена уплотняющих элементов на новые.
Ремкомплект для водяного насоса
Другой распространенной неисправностью является повышенный уровень шума, а также стук, возникающий при работе помпы. Причиной этого часто является повреждение или чрезмерный износ подшипников, что потребует их замены. Также стук при работе может наблюдаться при поломке валика в месте контакта с ремнем. Устранить проблему можно, заменив неисправный элемент.
Ремонт помпы
Для того чтобы проводить ремонт подобного узла приходилось как можно реже, следует регулярно проводить техническое обслуживание, а также визуальный осмотр основных элементов насоса. При обнаружении неисправностей следует незамедлительно приступить к их устранению, что позволит продлить срок службы элемента, избежать более серьезных поломок.
Выполнить ремонт помпы можно, придерживаясь следующей инструкции:
- Демонтировать устройство. Для этого потребуется снять шкив, саму помпу, а также отсоединить патрубок водяного насоса МТЗ.
- Разобрать его на составные элементы, используя схему-чертеж.
- Выполнить дефектовку, обратив особое внимание на подшипники, валик и другие элементы, подверженные наибольшим нагрузкам.
- Заменить поврежденные изделия на новые.
Шкив крепится к конструкции посредством гайки, расположенной в передней части элемента, а также стопорной пластины. Последний элемент может отсутствовать на моделях трактора, выпущенных после 1987 года, что связано с изменениями в устройстве трактора. После демонтажа стопорного кольца необходимо снять корпус и крыльчатку насоса, открутив крепежный болт.
Обязательно почитайте: Дифференциал для мотоблока своими руками
Если ремонтируемый трактор имеет большой пробег, долгое время не подвергался капитальному ремонту, на корпусе водяного насоса могут образоваться трещины либо другие дефекты. В большинстве случаев подобный элемент потребуется заменить, поскольку его срок службы крайне ограничен, а стоимость нового невелика.
Необходимо следить, чтобы осевое перемещение валика в подшипниках не было больше 0,6 мм, иначе он потребует немедленной замены.
Замена
Если были обнаружены сильные повреждения, поломки множества элементов либо у мастера нет желания выполнять ремонт отдельных элементов конструкции водяного насоса МТЗ, может потребоваться его полная замена. Подобная процедура заметно проще, нежели детальный ремонт, поскольку не предполагает полного разбора узла.
Процедура замены предполагает выполнение следующих действий:
- Демонтировать вентилятор, а также ремень привода.
- Слить жидкость, используемую в системе охлаждения.
- Открутить крепежные болты насосного оборудования.
- Установить вместо неисправного элемента новый и повторить процедуру в обратном порядке.
Если в конструкции трактора используется пластиковый вентилятор, демонтировать его будет крайне затруднительно. Можно сначала снять компрессор, патрубок из алюминия, соединенный с радиатором, после чего выкрутить болты помпы и снять изделие.
Стоит помнить, что начиная с 1987 года тракторная техника МТЗ комплектуется водяными насосами с усиленным подшипниковым узлом, что позволяет значительно увеличить срок службы системы.
Функции водяного насоса
Изучая основные особенности, которыми обладает насос водяной МТЗ 80, целесообразно более подробно рассмотреть его функциональное назначение. Данное устройство по своему принципу работы и конструкции полностью идентично аналогу, который устанавливается в тракторы МТЗ серии 100 и 102.
Он предназначен для корректной циркуляции жидкости в системе охлаждения, позволяет двигателю корректно работать даже при интенсивных нагрузках, избегая перегрева. Жидкость, движение которой обусловлено работой насоса, поступает из бака, расположенного в радиаторной части трактора и затем, пройдя через контур системы, вытесняется к емкости, расположенную сверху. За счет подобной циркуляции удается значительно снизить температурные показатели силового агрегата, что особенно важно при выполнении работ.
Устройство
Для того чтобы иметь возможность выполнить ремонт помпы МТЗ своими руками, крайне важно изучить ее техническое устройство, а также принцип действия. Основным элементом конструкции представляется прочный корпус, изготовленный из чугуна, что позволяет защитить изделие от различных повреждений.
Другими составляющими водяного насоса этой модели трактора являются:
- крыльчатка, монтируемая на валу у профилированной части с помощью крепежного элемента;
- подшипники с манжетами из резины, свободное пространство между которыми заполнено смазочным материалом;
- уплотнитель крыльчатки, который разделяет водную и масляную часть агрегата;
- упорная втулка, установленная в корпусе;
- шайбы, манжеты, пружины и прочие вспомогательные элементы.
Водяная помпа расположена у передней части цилиндров, начинает свою работу одновременно с коленвалом. Лопасти крыльчатки, приводимые в движение двигателем, осуществляют подачу воды к каналу, где давление увеличивается до нужных величин. Затем жидкость поступает непосредственно к охлаждающему контуру.
Канал, по которому осуществляется подача жидкости в систему, отличается спиралевидной формой, что позволяет создать разрежение во входной части, за счет которого вода втягивается в него.
Термостат трактора МТЗ 82
Термостат необходим для автоматического поддержания температуры в заданном диапазоне и ускоряет прогревание двигателя после запуска. Устройство термостата включает в себя корпус, нижнего вспомогательного и верхнего основного клапанов, датчика термостата с твердым наполнителем. Корпус термостата изготовлен из латуни, в боковой поверхности которого имеется два окна. Верхняя часть корпуса служит седлом для главного клапана, а нижняя — для фиксирования корпуса в коробке термостата. К верхней части датчика присоединяются рычаг вспомогательного клапана и основной клапан. Термостат находится в корпусе и устанавливается на выходи из рубашки охлаждения корпуса цилиндров. Термостат с твердым наполнителем менее чувствителен к смене давления в системе и большие перестановочные усилия по сравнению с сильфонным.
При температуре охлаждающей жидкости менее 70º C, основной клапан закрыт, а жидкость сквозь окна подается по патрубку в насос и далее в водяную рубашку блока цилиндров. Таким образом, жидкость не проходит через радиатор и, следовательно, быстрее нагревается. При температуре жидкости более 70º C, возрастает объем смеси церизина с алюминиевой пудрой, активизируется поршень с установленным на нем основным клапаном и открывается доступ охлаждающей жидкости в радиатор. Одновременно с этим, вспомогательный клапан блокирует окна для подачи жидкости в водяную помпу в обход радиатора.
Шторка, смонтированная перед водяным радиатором, регулирует объем проходящего через радиатор воздуха, тем самым регулируя в некотором диапазоне температуру жидкости. Шторкой управляют с рабочего места тракториста при помощи рукоятки, соединенной тросом с подвижным валиком шторки. Температура охлаждающей жидкости в системе визуально контролируется по показаниям электрического термометра, датчик которого смонтирован в головке цилиндров, а сам указатель — в кабине на панели приборов.
Термостат: 1 — корпус; 2 — вспомогательный клапан; 3 — окно для прохода воды; 4 — стержень датчика; 5 — основной клапан; 6 — датчик.
Устройство и принцип работы водяного насоса
Водяная помпа системы охлаждения дизельного двигателя представляет собой центробежный насос, перекачивающий охлаждающую жидкость. Водяная помпа МТЗ состоит из следующих узлов:
- корпуса – он имеет сложную форму с двумя патрубками – всасывающим (подсоединяется к магистрали от радиатора) и напорным (подсоединяется к магистрали рубашки охлаждения агрегата);
- вал – передает вращательное движение от привода к крыльчатке водяного насоса;
- крыльчатка – за счет вращения лопастей жидкость подается в систему охлаждения;
- приводной шкив;
- сальники – уплотнители не дают антифризу просачиваться в местах крепления водяной помпы к магистрали;
- подшипники.
Несмотря на то, что насос называется водяным, в качестве охлаждающей жидкости используется не вода. Она применялась раньше, на старых версиях насосов, поэтому они и получили такие название. Тем не менее сегодня водяная помпа на МТЗ перекачивает не воду, а антифриз или другую техническую жидкость. Состав смесей может различаться в зависимости от климатических условий и времени года.
Опасен как полный выход из строя водяного насоса, так и ухудшение его эксплуатационных параметров. В частности, снижение скорости циркуляции охлаждающей жидкости приведет к пиковому перегреву двигателя. Это приведет к аварийному заклиниванию деталей мотора.
Принцип работы водяных помп на разных моделях Белорусов одинаковый. Насосы различаются лишь размерами и конфигурацией, которые определяются различиями в установленных двигателях. Рассмотрим устройство и особенности конструкции водяных насосов на разных тракторах МТЗ.
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя Д-240
Прежде всего необходимо осматривать все соединения, следить за исправностью узлов и агрегатов, качеством и уровнем заливаемой охлаждающей жидкости.
Систему охлаждения необходимо заправлять только очищенной водой. Обратите внимание на жесткости воды — жесткая вода создает на стенках рубашки накипь, являющаяся плохим проводником тепла и, следовательно, замедляет отдачу тепла от головки и стенок блока цилиндров. В качестве охлаждающей жидкости рекомендуется использовать дождевую или снеговую воду, которая более мягкая. Жесткость воды можно смягчить путем ее кипячения с добавлением 10-12 грамм стиральной соды на 10 литров воды. Слитая вода из системы охлаждения по свойствам близка к кипяченой и ее можно собирать для последующей заправки. Вода сливается только при достаточно охлажденном двигателе после полной остановки. Температура охлаждающей жидкости во время работы двигателя не должна превышать 95º C.
При критическом повышении температуры проверьте уровень жидкости в радиаторе и ее течи из него, а также степень натяжения ремня вентилятора. Вода в перегретый двигатель заливается равномерно и обязательно при работающем двигателе. При резком охлаждении существует вероятность появления трещин в головке блока цилиндров и водяной рубашки. Нельзя доливать слишком горячую воду зимой в холодный дизель.
Система охлаждения очищается от накипи каждые 960 часов эксплуатации двигателя. Для очистки необходимо использовать водный раствор кальцинированной соли (50-60 грамм на литр воды). Для начала в систему заправляют 2 литра керосина, а затем добавляют готовый раствор. Далее заводят двигатель и дают ему отработать 10-12 часов. После чего можно слить данную жидкость и заправить воду.
Водяной насос МТЗ 80 и 82
На тракторы МТЗ 80 и 82 устанавливаются водяные насосы, подходящие под двигатель Д-240 и Д-243. Дизельная установка оснащается центробежным насосом, который встроен в рубашку охлаждения мотора.
На схеме водяной помпы МТЗ 80 и 82 числами отмечены следующие детали:
5 – шкив водяного насоса МТЗ-80;
8 – прижимная пружина;
9 – крыльчатка водяной помпы; 12 – уплотнительное кольцо; Водяная помпа МТЗ 80 и 82 расположена в передней части силовой установки. Насос приводится в действие через клиновидный ремень от коленчатого вала дизеля. На шкив коленчатого вала, помимо помпы, смонтирован вентилятор. Он прогоняет воздух через охлаждающий теплообменник радиатора. При номинальных оборотах двигателя 2200 об/мин водяной насос вместе с вентилятором развивают частоту вращения в 2600 об/мин. |
Устройство помпы
Узел собран в отлитом чугунном корпусе 14, состоящем из двух отделений: водяной части в виде улитки, где установлена крыльчатка 9 насоса; масляной — с двумя опорными подшипниками вала 4. Улитка фрезерованной соединительной поверхностью крепится через прокладку к блоку тремя болтами, объединяя рабочую нагнетательную полость помпы с продольной магистралью водяной рубашки блока цилиндров.
Крыльчатка посажена на выточки вала и зафиксирована торцевым болтом через шайбу и уплотнительное резиновое кольцо. Водяная полость улитки с крыльчаткой отделена от масляной полости узла перегородкой и уплотнением, герметичность которого обеспечивается текстолитовой шайбой 12, прилегающей к тщательно притёртому торцу упорной втулки запрессованной в корпус, а также поджатой пружиной 8 резиновой манжеты 11, заключенной в обойму.
Схема устройства помпы МТЗ 80(82)
Созданное вращением крыльчатки разрежение всасывает охлаждающую жидкость из патрубка, идущего от нижней банки радиатора. Захватываемая лопастями жидкость из приёмной камеры улитки с ускорением поступает в блок, принимая тепло от цилиндров.
Вал помпы вращается на двух шарикоподшипниках установленных в масляном отсеке корпуса, изолированном с внешних сторон сальниками 13,16. Осевое перемещение наружного подшипника и вала ограничивает стопорное кольцо 6, установленное в выточке корпуса. Смазка подшипников осуществляется через маслёнку 7 в верхней части корпуса. На переднюю часть вала через шпонку 3 установлена фланцевая ступица 2, к которой присоединён приводной шкив 5 и вентилятор 1. Дренажное отверстие снизу корпуса, отводит наружу просочившуюся жидкость через уплотнитель крыльчатки. Появление течи через отверстие является сигналом о нарушении уплотнения.
Версии узла производства Минского Тракторного Завода, начиная с 1987 года выпуска, отличаются от выше описанной конструкции: диаметром вала; усиленными опорами вращения на подшипниках с закрытыми сепараторами без уплотнительных сальников; водяная полость изолируется фибровым сальником в металлическом корпусе.
Фибровый уплотнитель водяного насоса МТЗ 80
Оригинальные узлы производства МТЗ подтверждены гарантийным талоном и паспортом, заверенным мокрыми печатями. Также на рынке запасных частей к МТЗ представлен ряд версий узла различных производителей. Отличительной особенностью таких насосов есть необслуживаемая конструкция, где крыльчатка выполнена из текстолита или полимера и соединена с валом горячей посадкой без фиксирующего болта.
Водяной насос МТЗ-1221
На МТЗ-1221 ставится насос водяной под двигатель Д-260. Помпа работает аналогично описанным выше механизмам и лишь незначительно отличается в плане конфигурации.
Насос водяной МТЗ 1221 центробежный, предназначен для перекачивания жидкости в охлаждающей системе дизельного мотора Д-260. Помпа под давлением прокачивает техническую жидкость или антифриз, в результате чего избыточная тепловая энергия отводится от поршневой группы.
Сальник водяного насоса МТЗ нового образца ставится при помощи специальной оправки. Торцевое уплотнение – картриджное. Это означает, что графитное уплотнительное кольцо и ответное керамическое кольцо скольжения находятся в общем корпусе. Таким образом, сальник водяного насоса нового образца представляет собой узел с неподвижной частью (она запрессовывается в посадочное место корпуса насоса) и подвижной (напрессовывается на вал водяного насоса трактора МТЗ). Благодаря такой конструкции дополнительная изоляция блока подшипников от жидкости системы охлаждения не требуется.
Водяная помпа МТЗ-1221 имеет лучшую герметизацию за счет наличия уплотняющей каймы из силиконового герметика. Когда насос устанавливается в посадочное место, герметик заполняет все неровности. Если ремкомплект идет без заводской прослойки, силиконовый герметик нужно будет нанести самостоятельно при установке детали.
Какие насосы подходят для разных МТЗ: соответствие двигателям и каталожные номера
Рассмотрим, какие водяные помпы устанавливаются на различные тракторы МТЗ в зависимости от модели и года выпуска.
Каталожный номер водяного насоса (артикул)
Как снять водяную помпу с МТЗ
Чтобы произвести замену водяного насоса МТЗ, необходимо сначала снять старую помпу. Сделать это не так просто, поскольку свободного пространства между блоком и радиатором практически нет.
Прежде чем переходить к замене водяной помпы, нужно слить с охлаждающей системы МТЗ жидкость. Для этого к кранику подсоединяется сливной шланг с канистрой.
Чтобы снять водяную помпу, выполняют следующие действия:
- поднимают капот трактора;
- по правой стороне трактора отворачивают диффузор радиатора, ослабляют кронштейны генератора и снимают тягу и шланг на печку;
- по левой стороне также снимают компрессор, диффузор, отсоединяют патрубок от насоса;
- вынимают водяную помпу.
На схеме цифрами обозначены:
Подробнее о том, как снять водяную помпу с МТЗ, можно посмотреть тут:
Как разобрать водяную помпу на тракторе МТЗ
Устройство водяного насоса на разных тракторах Белорус практически одинаковое, поэтому принцип разборки будет идентичен за исключением небольших особенностей, которые не представляют особой сложности при демонтаже. Рассмотрим, как разобрать водяную помпу после того, как вы сняли ее с МТЗ:
- Снять вентилятор.
- Открутить гайку, при помощи которой крепится шкив на валу.
1 – гайка, 2 – шкив, 3 – стопорная пластина (она присутствует только на тракторах старого образца, на машинах, выпущенных после 1987 года, стопорной пластины нет).
- Опрессовать шкив при помощи специального съемника.
Корпус водяного насоса нужно надежно зажать в тисках и лишь после этого снимать шкив при помощи винтового съемного устройства.
1 – шкив, 2 – двухрычажное съемное устройство для опрессовки.
- Снять стопорное кольцо подшипника, удерживающее вал в расточке корпуса.
- Открутить болт, фиксирующий крыльчатку.
1 – корпус водяной помпы, 2 – крыльчатка, 3 – болт.
- Выпрессовка вала при помощи винтового съемника.
На тракторах МТЗ нового образца валик выпрессовывается после демонтажа крыльчатки и уплотнителя.
1 – корпус водяной помпы, 2 – выколотка, 3 – крыльчатка.
- Спрессовка подшипника с валика.
1 – подшипник, 2 – валик, 3 – шток пресса.
Как собрать водяной насос? Для этого все этапы разборки выполняются в обратном порядке. В результате после сборки узла крыльчатка должна вращаться ровно, без перекосов, не цепляясь за корпус и не рисуя «восьмерку».
Самый ответственный этап в том, как собрать водяной насос, − установка ступицы шкива на шпонку валика. Нужно следить за тем, чтобы не сместить шпонку с посадочной канавки. Только в этом случае при вращении крыльчатки не будет осевого люфта. При сборке надо тщательно зачистить все контакты и использовать новые прокладки и уплотнители.
Радиатор трактора МТЗ-82
Водяной радиатор используется для охлаждения воды, которая во время работы дизеля нагревается в водяной рубашке. Пройдя через радиатор, вода охлаждается под воздействием обдувающего потока воздуха от вентилятора. Радиатор состоит из сердцевины, представляющей собой четыре ряда плоских вертикальных трубок, проведенные сквозь ряд припаянных к ним горизонтальных пластин. Пластины и трубки сердцевины, как правило, изготавливаются из латуни. Концы трубок припаяны к основным крайним и гораздо толстым пластинам и немного выпирают над их поверхностью. Для более качественной теплоотдачи применено ступенчатое размещение трубок по глубине радиатора.
К основным пластинам, при помощи болтов, присоединены нижний и верхний бачки из латуни. Между бачками и пластинами находятся резиновые прокладки. Для соединения бачков используются стойки проходящие по обеим сторонам сердцевины. На задней стенке верхнего бачка имеется водоподводящий патрубок. В верхней части бачка размещена горловина для залива воды, закрываемая пробкой с паровоздушным клапаном. На задней стенке нижнего бачка находятся сливной краник и водоотводящий патрубок.
Радиатор устанавливается на эластичном креплении: к переднему брусу крепится на опорах с резиновыми амортизаторами, а вверху присоединяется растяжками к головке блока цилиндров. Купить радиатор на МТЗ 82 можно практически в любом магазине и цена на него составляет от 7 до 10 т. р.
Для создания активного воздушного потока применяется вентилятор, обдувающий сердцевины водяного и масляного радиатора, а также охлаждающий наружную поверхность двигателя. Вентилятор размещается в едином узле с водяной помпой и находится на ее валу. При помощи шести болтов вентилятор крепится к шкиву насоса, а весь комплекс (водяной насос-вентилятор) присоединен болтами к верхней части передней стороны блока цилиндров. Кожух вентилятора крепится с задней стороны к стойкам водяного радиатора и служит для защиты вентилятора от посторонних предметов, а также для направления потока воздуха к двигателю.
Радиатор и вентилятор: 1 — вентилятор; 2 — ступица; 3 — шпонка; 4 — вал насоса; 5- шкив; 6 — стопорное кольцо; 7 — масленка; 8 — пружина; 9 — крыльчатка; 10 — манжета; 11 — обойма; 12 — уплотнительная шайба; 13 и 16 — сальники; 14 — корпус; 15 — ремень вентилятора.
Ремонт водяного насоса
Перечислим основные поломки, по которым можно судить о выходе из строя помпы на тракторе МТЗ 82 и других:
- появилась течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия;
- появились следы масляных подтеков на шкиве; нарушение герметичности соединений насоса;
- появился посторонний шум при работе водяной помпы.
На водяные насосы МТЗ нового образца устанавливаются более надежные уплотнители и усиленные подшипники.
Как правило, к ремонту водяного насоса на тракторе МТЗ приводят:
- потеря эластичности уплотнителей;
- повреждение сальников (нарушение их герметичности);
- перегрев системы;
- механическое истирание деталей вследствие неправильной установки (отсутствие центровки, некачественная запрессовка и т.д.);
- попадание в систему охлаждения грязи и твердых включений;
- использование некачественных жидкостей, которые в процессе эксплуатации дают осадок или накипь.
Далеко не все поломки требуют полной замены водяного насоса на тракторе МТЗ. Довольно часто достаточно перебрать узел и установить новый ремкомплект, выбрать вариант с подходящей комплектацией. Рассмотрим основные этапы текущего и капитального ремонта водяного насоса на примере МТЗ 80 или 82.
Обслуживание и проверка водяного насоса
При эксплуатации трактора МТЗ в теплом климате допускается заполнение системы охлаждения дистиллированной водой. В холодное время года используют низкозамерзающие жидкости – антифризы. Но антифризами можно пользоваться и круглый год.
Плановое обслуживание водяного насоса МТЗ предполагает:
- проверку уровня охлаждающей жидкости;
- отслеживание ее температуры (оптимально поддерживать ее в диапазоне 75-95 градусов);
- проверку натяжения ремня вентилятора;
- визуальный осмотр узла на предмет подтеков и масляных пятен.
Неисправности насоса
Причиной износа деталей и последующего выхода из строя узла является нарушение герметичности сальников. Разрушение уплотнителей происходит в результате действия температуры, механических нагрузок при вращении, а также трения при попадании твёрдых частиц окиси и накипи водяной рубашки двигателя.
При обнаружении незначительной течи помпы рекомендуется произвести ревизию с заменой уплотнителей узла. Игнорирование приводит к недопустимому износу деталей в последующем увеличивающее бюджет ремонта. Досадным результатом несвоевременного обслуживания является обнаружение при разборке насоса в местах прилегания уплотнения механических сколов и выбоин чугунного корпуса. Зачастую замена уплотнений в повреждённом корпусе не даёт положительного эффекта и помпа продолжает давать течь. В конце концов приходится приобретать и устанавливать новый узел.
Схема сборки МТЗ 80
Некоторые «кулибины», с целью продлить эксплуатационный ресурс насоса, рассверливают отверстие под вал в улитке на больший диаметр. В расточенное отверстие устанавливают нержавеющую втулку с наружными резиновыми кольцами, а в торцевую выточку втулки со стороны крыльчатки подбирают самоподжемные сальники. Успех такой реставрации зависит от точности подгонки втулки и герметичности прилегания уплотнений.
Также дополнительным риском при появлении недопустимых осевых зазоров в опорах вращения вала помпы может быть повреждение радиатора лопастями вентилятора. Биение при износе подшипников, может спровоцировать разрушение шпоночного соединения и посадочного места шкива с валом. Учитывая постоянную осевую нагрузку от усилия натяжки приводного ремня, при выработке недопустимых зазоров, шкив с вентилятором смещается в сторону радиатора, таким образом, повреждая теплообменник лопастями.