Тягач Scania R730 представляет собой магистральную седельную машину, которая предназначена для транспортировки грузов в составе автопоезда. Высокие технические характеристики сохраняются даже при работе в сложных условиях.
Первая презентация авто произошла в 2005 году в Ганновере. На протяжении последующих лет модель два раза занимала первое место в номинации «Грузовик года», при этом оставив позади конкурентов компаний Mercedes и Volvo. По мощностным характеристикам машина опередила прежнего лидера – MAN TGX (680 лошадиных сил).
В состав грузовика входят не только разнообразные полуприцепы, но и кабины. В последней может находиться спальное место, что важно при транспортировке грузов на большие расстояния. В других вариациях такого места нет.
Особенности модели Scania R730 V8
Зачем нужна такая машина? И кому? Ведь, согласно статистике и исследованиям самой Scania, самым востребованными в данном сегменте уже много лет остаются седельные тягачи с моторами мощностью до 480 л.с. Недаром Скания всегда первыми выводит на рынки двигатели и автомобили мощностью именно в «400 с чем-то» лошадиных сил.
Scania R730 V8 – это имиджевый грузовик, призванный подчеркнуть свой статус. Для Скании – статус ведущего производителя магистральных тягачей. Для перевозчика – статус лидера на рынке транспортных услуг.
Поэтому и внешне тягач Scania R730 весь обвешан хромом и шильдиками V8, где это только возможно. Естественно, что и кабина на нём установлена самая большая из возможных – Topline – и смотрится она весьма внушительно. Привлекательный современный дизайн Scania R730 тесно связан с практичностью. Особенностью этого тягача является крупная радиаторная решётка чёрного цвета («Black Brilliant», с уникальным рисунком решётки).
Устройства сигнализации и указатели размещены отдельно от основной бамперной части. Дополнительная защита обеспечивается смонтированной на передних фарах специальной решёткой.
Переднюю часть магистральника Scania R730 V8 удлинили на 135 мм. Высокая посадка водительского рабочего места, огромные окна и зеркала создают максимально возможный широкий обзор. Аэродинамические показатели седельного тягача усиливаются большим количеством отбойников, дефлекторов и внешних обтекателей. Оснащённые высокими кабинами, с воздухозаборниками и колёсными болтами, отделанными хромом, машины данной модели были признаны эталоном красивого дизайна среди «дальнобойных» грузовиков.
Наибольшее впечатление этот мощный тягач производит, пока двигатель ещё не прогрелся, и под сдержанный рык «восьмёрки» из выхлопной трубы выбрасываются клубы белого дыма. Только лишь дизель переходит на рабочую температуру – его выхлоп становится прозрачным и остается только неподражаемый звук сверхмощного V8. Звук этот негромкий, но очень глубокий, внушающий уважение.
Этот автомобиль был создан для эксплуатации в условиях постоянных повышенных нагрузок и в сложных погодных условиях. Если говорить о Скандинавии, то они уже давно «экспериментируют со сверхтяжестями». Даже с трёхзвенными супер-длинными автопоездами полной массой до 90 тонн, а стандартной «сцепкой» у них служит 60-ти тонная. Но у нас максимальная масса автопоезда ограничена 38 т, а длина – 20 м.
Модификации
При запуске в серийное производство данной модели инженеры-конструкторы не ограничивались какими-либо требованиями по дизайну, комфорту, или по конфигурации шасси грузовика. В настоящее время Скания ведёт выпуск тягачей с разнообразным количеством осей: 4х2; 4х4; 6х4; 8х6;10х4.
Широкие диапазоны вариантов рамы может позволяют перевозить не только грузовые фуры, но и легковые автомобили на платформах-автовозах, цистерны с нефтепродуктами или сыпучими материалами, контейнеры. Отличаются модификации седельного тягача комплектациями вспомогательного оборудования и списками дополнительного оснащения.
Scania R730 V8 с 13-ю осями и смогла продемонстрировать рекордную грузоподъёмность в 105 тонн.
Двигатель Scania R730 V8
Седельные тягачи Scania R730 оснащаются восьмицилиндровыми V-образными дизельными двигателем рабочим объёмом 16,4 литров. Дополненный турбонаддувом Holzet, данный 32-х клапанный силовой агрегат развивает самую большую в своём классе мощность – 730 лошадиных сил (в диапазоне от 1 900 об/мин). Расход дизтоплива на 100 км пути составляет, при максимальной загрузке, 44 литра, по данным производителя. Наибольший крутящий момент двигателя V8 составляет 3500 Н.м (в диапазоне от 1 000 об/мин до 1 350 об/мин). Частота вращения – 1500 оборотов в минуту. Топливный бак вмещает 500 литров горючего.
В целом, двигателю Scania V8 уже немало лет, и даже десятилетий. Он представляет собой настоящий эталон высокой производительности, мощности и серьёзного крутящего момента. Данные параметры сочетаются в нём с железобетонной надёжностью, долговечностью и эксплуатационной экономичностью.
В нынешних двигателях Scania V8 используется технология SCR, а также они были переработаны для соответствия экологическим требованиям Euro 6, без необходимости введения системы рециркуляции выхлопных газов (EGR). Эти моторы стали не только надёжнее и проще в обслуживании, но ещё свободнее стали дышать, лучше использовать энергию выхлопных газов в рабочем диапазоне оборотов дизеля, благодаря более высокой температуре отработавших газов. Силовые агрегаты Scania V8 с использованием только технологии SCR позволяют оптимизировать мощность и топливную экономичность, поскольку выбросы тут контролируются в основном системой очистки выхлопных газов. В результате – отменная топливная экономичность, снижение расхода дизтоплива достигает десяти процентов.
У каждого блока цилиндров имеется единый чугунный выпускной коллектор, который охватывает все 4 цилиндра своего блока. Он уплотнён системой специальных манжет и соединяется со стальной трубой с гофрированным рукавом, который идёт к турбокомпрессору. Подобная инновационная конструкция повышает эффективность и надежность турбокомпрессора, и одновременно снижает расход дизтоплива и массу. И с её помощью, между прочим, и формируется «тот самый» легендарный солидный звук работающего V8.
Турбокомпрессор фиксированной геометрии (FGT) с технологией двойной развёрнутой улитки легче и проще обыкновенного по своей конструкции, имеет более удобные трубопроводы. Он сводит к минимуму импульсное взаимодействие выхлопных газов из разных цилиндров и повышает эффективность использования полезной энергии отработавших газов. Данное решение, в сочетании с новой арматурой, снижает лишнюю массу и увеличивает прочность. Новое расположение турбокомпрессора к тому же снижает температуру в задней части мотора и далее на шасси.
Мощный двигатель хорош при перевозке тяжёлых грузов по местности с любым, в том числе гористым и холмистым, рельефом, да и обгон с ним можно завершить более быстро, эффективно и безопасно.
Преимущества
К преимуществам Scania R730 относятся маневренность и простота управления, а к недостаткам – высокая стоимость. При этом техника быстро окупается благодаря производительности и износостойкости.
Тщательная проработка деталей салона позволила обеспечить максимальное удобство водителя. Эргономичная приборная панель оборудована датчиками и элементами управления, которые находятся в зоне видимости и доступности. По качеству выхлопа силовая установка тягача Scania R730 полностью соответствует современным нормам и имеет сертификат Euro-6.
Трансмиссия Scania R730 V8
Трансмиссия в данном автомобиле – автоматическая, Opticruise 12+2, с автоматическим датчиком наклона. Она гарантирует водителю флагманского тягача комфортное управление многотонным автомобилем даже в экстремальных условиях рельефа и погоды. Подъёмы по крутым склонам преодолеваются достаточно легко. Для применения в ситуациях, когда необходима низкоскоростная тяговая сила, данная коробка передач оборудована дополнительными ползущими передачами.
Одним из преимуществ трансмиссии Opticruise является именно упомянутый выше датчик наклона. Благодаря этому датчику машина «видит» рельеф дороги, по которой движется, и «не торопится» на подъёмах включать повышенные передачи.
Коробка передач-автомат позволяет передвигаться в двенадцати режимах скорости, плюс две передачи ещё предназначены для движения назад. Особенность данного грузовика – это гидравлический замедлитель, который является интегрированным в коробку передач Scania R730, и напрямую воздействует на ведущий вал. Функционируая совместно с регулятором хода, АКПП обеспечивает плавное движение и хороший отклик. Трансмиссия обладает несколькими специально настроенными алгоритмами переключений: нормальным, экономичным и силовым. Управление коробкой передач производится при помощи подрулевого рычага, а данные – выводятся на дисплей.
Мощность и экономичность напрямую зависят от правильных действий водителя тяжёлого тягача и от выбранной трансмиссии. При помощи коробки передач Opticruise марки Scania процесс переключения передач контролируется более тщательно, что повышает эффективность эксплуатации и помогает сэкономить на дизельном топливе.
Opticruise – это интеллектуальная система, которая идеальным образом согласуется с оборотами и обеспечивает гладкое, плавное переключение передач в любой ситуации. Водителю можно в любой момент настроить переключения передач, либо совершить переключения передач вручную – при помощи рычага на рулевой колонке. Есть в наличии педаль сцепления для трогания и для остановок, а также для точного маневрирования. Делитель передаточного числа – 11,27-1,0.
Особенности конструкции подвески, ходовой части, тормозов тягача
Седельный тягач базируется на усиленной сверхпрочной раме лонжеронного (лестничного) вида, на которой при посредстве четырёхточечной пневматической подвески установлена кабина. Передняя ось Scania R730 оснащена зависимой архитектурной конструкцией, на параболических рессорах и с поперечным стабилизатором. Задний мост седельного тягача оснащён двухбаллонной пневматической подвеской. А на трёх- и более осных вариантах данного седельного тягача сзади зачастую используется балансирная подвеска. На второй оси (и на третьей тоже, в тех случаях когда она есть), установлена двускатная ошиновка.
Передняя подвеску Scania R730 оборудована параболическими рессорами. Цельный стержень, который входит в состав стабилизатора поперечной устойчивости, сделан специально для более надёжного взаимодействия с рамой системы регулировки уровня шасси.
В стандартной комплектации на данном автомобиле присутствуют тормозные системы EBS и ABS. В максимальной комплектации, буксировочные приспособления выдерживают нагрузку в 35 тонн. Система предотвращения скатывания гарантирует безопасность, повышает долговечность и износостойкость всей конструкции данного седельного тягача.
Кабина Scania R730 V8
Чтобы забраться в салон, необходимо подняться по четырём немаленьким ступеням. После этого водитель оказывается в хорошо знакомом, детально выверенном, интерьере. С точки зрения эргономики и комфорта, равных ему на рынке магистральных тягачей можно подобрать совсем немного.
Отделка салоны высококачественным мягким пластиком, две полноценные спальные полки на «деревянных» амортизаторах, с пружинными матрасами. Кресла, обшитые рифлёной кожей, а руль – не только отделан кожей, но ещё и с деревянными вставками. Отдельная гордостью инженеров Скании является исключительно удобный раскладной столик на пассажирском месте. Конструкция простая, с минимумом деталей и элементарной кинематикой, однако же столик получился очень основательным и жёстким. Данное решение подсмотрели и другие автопроизводители, однако почему-то у них настолько просто и надёжно всё равно не получилось сделать.
В удобстве кресел со Scania R730 может сравниться только разве что самый новый Мерседес Актрос четвёртого поколения. Это кожаные эргономичные сиденья с подлокотниками и пультом управления. Рулевое колесо Scania R730 можно регулировать и по наклону, и по высоте. Спальные места в салоне флагмана Скании оборудованы лампами на подвижных кронштейнах, а с нижней спальной полки, используя пульт, можно управлять всем, чем только возможно в этой кабине.
В топовой версии автомобиля оснащение кабины очень богатое и разнообразное: кроме привычного «дальнобойного» оборудования, здесь имеются ещё и кофеварка, микроволновка, холодильник с морозилкой, люк с электрическим приводом.
Кабина Scania R730 Topline в высоту имеет 2,2 м, а в ширину – 2,1З м. Нижнее спальное место шириной 0,8 м располагается в ней на высоте 39 см от пола. На верхнюю полку за можно в удобством забраться по складывающейся лесенке. На полу размещён кожаный коврик с рифлением в центральной его части. Превосходная шумоизоляция салона этого грузовика практически сводит к нулю весь уровень шумности. Кабина Highline отличается от топовой версии внутренней высотой: она составляет 1,91 м.
Устройство
Устройство самосвала Scania P380
Кабина
Тягач Scania R730 оснащается высокой кабиной водителя модификации TopLine. Ее конструкция обеспечивает самый высокий комфорт и уровень безопасности оператора, удобное размещение всех основных механизмов управления.
Чтобы попасть в салон грузовика, необходимо подняться ступенями, которые размещены с некоторым смещением. Дизайн кабины довольно привлекательный, что достигается использованием особенно качественных материалов. Кресла для водителя и пассажира, панель управления оформлены с использованием кожаных вставок.
Характеристика кабины Scania R730 и других моделей грузовиков
Высота салона – 2,23 м, поэтому людям там комфортно находиться. К преимуществам тягача Scania R730 относят возможность установки кофеварки, холодильника, микроволновой печи и других бытовых приборов.
Перед сидением пассажира в бардачке установлен столик. По уровню удобства и конструкции оно ничем не отличается от водительского. Кресла могут регулироваться по высоте и углу наклона. Существует возможность изменения положения рулевого колеса, что также очень удобно. Можно регулировать расстояние между креслом водителя и передней панелью. Оно изменяется в диапазоне значений 0,23–0,63 м.
В кабине тягача присутствует много ниш и полок, где можно хранить личные вещи. Присутствует крючок для мусорного пакета.
Дополнительное оборудование
Усиленный стальной бампер с подножками. Защита фар. Кронштейн запасного колеса за кабиной.
Устройство для накачки шин со шлангом.
Гидравлический домкрат. Колпаки передних колес.
Защита колесных гаек. Упоры колес — 2 шт.
Массово-габаритные характеристики Scania R730 в цифрах
- Масса автомобиля (тягача) – 7800 кг.
- Полная масса в составе автопоезда – 40000 кг (в соответствии с принятыми в Евросоюзе нормами).
- Максимальная нагрузка на переднюю ось – 9000 кг.
- Максимальная нагрузка на заднюю тележку – 30000 кг.
- Межосевое расстояние – 3300 мм.
- Подвеска передняя: параболические рессоры 4X28.
- Подвеска задняя: многолистовые рессоры 10X25/90.
- Размер стальных штампованных дисков – 9.00/22.5″ – 8 штук, 11.75/22.5″ – 3 штуки, включая запасное колесо.
- Тип и размер передних шин – Michelin 385/65 XZY3 – 3 шт.; шин задних – Michelin 315/80XDY3 – 8 шт.
- Габаритные размеры тягача: в длину – 6,213 м, в высоту – 3,100 м, в ширину – 3 метра (с учётом внешних зеркал заднего вида).
Технические характеристики
Scania R730 V8 имеет в своем арсенале полный комплекс инновационных функциональных способностей, которые характерны для оснащения современных тягачей. Техническая системная линия Scania Opticruise состоит из улучшенного управления эксплуатационным режимом в условиях повышенных нагрузок (бездорожья), механизмов антибуксовочного назначения и ретардерного приспособления, которое увеличивает способности транспортного средства при передвижении на небольшой скорости, то есть снижает технический износ деталей грузового автотранспорта.
Седельный тягач Scania R730
Технические характеристики R730, как грузового внедорожника улучшились и благодаря внесенным изменениям в бамперную часть машины. Передняя часть техники стала длиннее, чем у предыдущих моделей грузовиков, что служит защитой от несильных ударов при столкновении транспорта с неожиданными препятствиями. Увеличение бампера на восемь сантиметров, удлиняет переднюю часть грузовика на 13, 5 сантиметров, а запас прочности защитного приспособления позволяет сохранить каркас без видимой деформации даже при сильном, одиночном ударе. Для сохранения механических узлов грузового автомобиля бампер закрепляется немного обособленно от основной машинной конструкции.
Scania R730 Topline оснащена прочным приспособлением для буксира, которое легко выдерживает тридцати пяти тонное нагрузочное усилие, что превышает буксирные возможности других моделей транспорта на десять тонн. Данный фактор является преимущественным качеством в случае выхода механической ходовой грузового автотранспорта из строя. При поломке грузовика, его буксировка осуществляется без необходимости выгружать прицепной кузов. Защитный бамперный экран, установленный непосредственно на бамперном ограждении предотвращает повреждение нижней части охладительной системы для естественных потоков воздушной массы, получаемой радиатором при движении техники. Данное нововведение также служит защитным приспособлением для переднего участка поддона.
Двигатель
На машину устанавливается V-образный восьмицилиндровый мотор мощностью 730 лошадиных сил. Объем такого двигателя равен 16,4 л. По сравнению с предыдущими версиями машины, количество вредных частиц в выхлопе стало меньше на 90%, оксидов азота, углерода и несгоревших углеводородов – на 30-40%.
К основным преимуществам его относится ремонтопригодность и простота проведения сервисных работ. Замена осуществляется в рекордно короткие сроки благодаря унифицированным комплектующим, используемым в других моделях производителя. Масло в гидравлический привод закачивается вручную. Данный агрегат отвечает за поднятие кабины для доступа к моторному отсеку.
Мощность | 730 лс |
Топливо | дизтопливо |
Число цилиндров | 8 |
Крутящий момент | 3500 Нм |
Объем движка | 16,4 л |
Объем топливной ёмкости | 500 л |
Предельный крутящий момент двигателя Scania R730 равен 3500 Нм, а частота вращения вала – 1500 оборотов за минуту.
Благодаря таким характеристикам установки можно достаточно легко подняться по большому уклону. Отменная звукоизоляция позволяет значительно снизить уровень шумности в салоне, что положительно сказывается на самочувствии водителя.
Расход топлива
Бак для топлива вмещает 500 л. Расход топлива Scania R730 при максимальной загруженности кузова составляет 44 л на 100 км пути.
КПП
На Scania 730 устанавливается автоматическая коробка переключения передач и качественная система охлаждения. КПП работает в комплексе с регулятором хода, что гарантирует плавность движения и хороший отклик. Коробка передач позволяет передвигаться в 12 различных скоростных режимах (2 скорости назад), она полностью синхронизирована. Педаль сцепления необходима для старта, а также в некоторых случаях при торможении. Делитель передаточного числа – 11,27-1,0.
Шасси
Задние шасси
Передняя подвеска оснащена параболическими рессорами. В состав стабилизатора поперечной устойчивости входит цельный стержень, гарантирующий надежное взаимодействие с рамой. В стандартной комплектации предполагается установка системы регулировки уровня шасси.
Переднее колесо
Тормозная система
Стандартная сборка включает монтаж тормозных систем EBS и ABS, а также дисковых тормозных механизмов, которые можно снять без колесного диска. Для безопасности Скания 730 устанавливается система, предотвращающая скатывание, она работает от выключателя, расположенного на панели приборов. При его активации движение начнется только после нажатия педали газа. Преимущества системы – повышение долговечности и износостойкости. При движении вниз по склону включить систему можно автоматически или принудительно.
Ходовая часть
Макс. нагрузка на переднюю ось, 9000 кг
Макс. нагрузка на заднюю тележку, 30000 кг
Межосевое расстояние, 3300 мм
Грузоподъемность, 24000 кг
Подвеска передняя: параболические рессоры 4X28
Подвеска задняя: многолистовые рессоры 10X25/90
Стабилизатор на передней оси, нормальной жесткости. Стальные штампованные диски. Размер 9.00/22.5″ — 8 штук, 11.75/22.5″ — 3 штуки, включая запасное колесо
Шины: передние – Michelin 385/65 XZY3 – 3 шт. задние – Michelin 315/80
XDY3 – 8 шт.
Средний мост
Задний мост
Электрооборудование
Скания P380 имеет пару аккумуляторов вместимостью 180 А/ч, 24 В, с выключателем. Установлен генератор производительностью 100 А.
На самосвале предусмотрены:
- регулируемые фары дальнего и ближнего освещения;
- противотуманная фара;
- задние фонари.
Присутствует осветительное оборудование (блок-фары с усиленной защитой) на козырьке и габариты.
Бампер из стали усилен, оснащен подножками. За кабиной расположено запасное колесо. В наличии имеется компрессор, домкрат на гидравлическом приводе, колпаки и упоры на колеса.
Самосвальный кузов с выгрузкой назад имеет длину 6,3 м, объем V=16 м3. Кузов Scania изготовлен из высокопрочной стали. Его подогрев осуществляется за счет выхлопа. На стенках кузова закреплен тент.
Отзывы о Scania R730
По отзывам водителей, которые пробовали Scania R730 в деле, с таким запасом мощности вписаться в транспортный поток – что в городе, что на трассе – не составляет никакого труда. Причём самым главным ощущением от вождения является не динамика, хотя она, конечно же, впечатляет. Если утопить педаль «в пол», то коробка-автомат, достаточно быстро перебрав все передачи, очень скоро заставит «повиснуть» на ограничителе. Главным называют интуитивное взаимопонимание с тяжёлой машиной. Создаётся стойкое впечатление, что автомобиль прямо предугадывает твои желания, вовремя подтормаживая двигателем под сброс газа и разгоняясь также – по первому требованию. Имеется круиз-контроль.
Посадка на рабочем месте водителя очень близка к обычной «легковой», причём удобное положение найти можно очень быстро. Низко опущенные зеркала абсолютно не мешают обзору, приборная панель аккуратно «охватывает» водителя по сторонам, и всё, что необходимо, на ней видно сразу, достаточно лишь беглого взгляда.
Впечатляет полнейшая тишина в салоне автомобиля: разговаривать, слушать музыку и так далее можно абсолютно спокойно, даже не повышая голоса.
Удивительно, но расход дизельного топлива у этого сверхмощного грузовика получается ненамного большим, чем у 480-сильной версии. Однако обслуживание, разумеется, наверняка стоит заметно дороже, плюс налоги, и, естественно, сама немаленькая стоимость машины.
Однако фанатов всё это не может остановить. Потому, что топовый магистральный тягач от Sсania – это больше, чем просто грузовик. Это возможность доказать всему миру, что твоя компания круче всех. И продолжать показывать это всем каждый день. Scania R730 V8 – это автомобиль для тех, кто требует большего. Поэтому владение этим грузовиком становится открытым заявлением, которое говорит само за себя – заявлением о ваших честолюбивых и амбициозных устремлениях. И они отражены, как в зеркале, в эксклюзивной стилистке данной машины.
Несомненными преимуществами грузовика данной модели являются простота и маневренность управления, а его серьёзная цена достаточно скоро окупается – за счёт высокого уровня производительности, долговечности и надёжности в условиях нещадной эксплуатации.
Новое поколение магистральников: тест-драйв Scania S730
Новое поколение Scania ждали более 20 лет. Предыдущая, четвертая, серия появилась в 1995 году и пережила два рестайлинга (в 2005 и 2013 годах). По логике вещей новую Scania надо было бы назвать «пятым» поколением, но сами шведы всячески избегают этого наименования и ограничиваются термином «новое поколение» (New Generation).
Перед поездкой в Швецию я был уверен, что обновилась только кабина – тем более, что всего три года назад была показана рестайлинговая версия Scania Streamline с самыми передовыми решениями… Однако изменений оказалось намного больше – это действительно новая машина. 20 миллиардов шведских крон (около 2 млрд евро), ушедших на разработку нового поколения, потратили не зря!
Предмет ожесточенных споров
Новый дизайн Scania не оставляет равнодушным никого – в гамме мнений есть самые разные: ожидаемо от оценки «круто» до «полный отстой» и «загубили скамейку»… На самом деле, такая реакция предсказуема – точно такие же мнения высказывались и после премьеры нового поколения Mercedes Actros MP4 в 2011 году, и Volvo FH в 2013-м… Пожалуй, там оценки были даже резче. Но, прошло несколько лет, и новые Mercedes и Volvo уже стали привычными. То же самое, скорее всего, произойдет и со Scania. Дело в том, что магистральные перевозчики – одни из самых консервативных групп покупателей, консервативнее их только владельцы автобусов – те вообще не любят нововведений.
Так что дизайн – это дело вкуса, и он хоть и интересен, но далеко не в первую очередь. Гораздо интереснее функциональные возможности – и здесь есть, о чем рассказать. Начнем с того, что новая Scania теперь щеголяет четырехэтажной светотехникой: если сочетание рабочих и противотуманных фар в бампере и под ним уже давно стало привычным, у грузовиков нового поколения к ним прибавились светодиодные ходовые огни, что тоже ожидаемо. А вот дальше… Узкие треугольники под лобовым стеклом – это не габариты – это фары дальнего света! То же самое можно сказать и про фонари в верхних углах кабины. В общем, даже в условиях полярной ночи установка дополнительных «люстр» не понадобится.
1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6
Лобовое стекло оказалось таким же плоским, как и на предшественнице – и это хорошо, а в сочетании с тем, что кресло водителя сместили вперед, обзорность даже улучшилась. Большие зеркала исключают мертвые зоны, а дополнительные зеркала над пассажирской дверью и лобовым стеклом теперь оснащены электроприводом – парковаться можно вплотную к бордюрам, не рискуя раздавить что-либо.
Довершает внешность свидетельство серьезной работы над аэродинамикой: боковины закрыты металлическими щитками.
Шасси полностью перекомпоновали: бачок с синтетической мочевиной перенесли под раму, тормозные ресиверы спрятали между лонжеронами, а аккумуляторы разместили в заднем свесе. Снаружи рамы остались только выхлопная система и два топливных бака максимальным объемом 1 500 л. Кроме того, колесную базу для улучшения развесовки увеличили на 50 мм.
Место жительства
Чтобы попасть в «топовую» кабину, надо преодолеть четыре ступеньки, две из которых перекрываются дверью. Самая большая кабина теперь называется: «S-серия». Здесь ровный пол и внутренняя высота 207 см. Простор – нереальный, даже дотянуться до пассажира – проблема. У Scania «четвертой серии» посадка и диапазоны регулировок руля и сидений были лучшими в классе – это вселяло опасения, что в новом поколении параметры могут измениться в угоду дизайну… Но они оказались напрасными – диапазоны огромны! Можно сидеть, как в легковом автомобиле, полностью опустив водительское кресло на пол и максимально задрав руль – а можно наоборот. При этом максимальный рост водителя, на который рассчитывали «сканиевцы» – 212 см!
Это не просто другое «оперение» на старом каркасе – это действительно новая кабина. На данный момент существует две версии: как их называют сами «сканиевцы», «20-дюймовая» и «17-дюймовая». Обе оборудованы спальными местами, но первая, как вы правильно догадались, побольше, и в ней уместилась раздвижная спальная полка шириной почти 1 метр. Кроме того, есть и три варианта высоты крыши. Позже для строительной техники и развозных грузовиков покажут «дневные кабины» без спального места.
Пластик отделки во всех машинах мягкий, а звуко- и виброизоляция безупречны – в отличие от некоторых конкурентов, здесь все действительно очень хорошо.
Разумеется, список опций – длиннейший, и вариантов исполнения масса – от самого простого с пластмассовым рулем и «тряпочными» сиденьями до самого дорогого, полностью отделанного кожей и оснащенного кофеварками, микроволновками, телевизорами, холодильниками и центнерами других опций.
Мне на тест досталась как раз топовая комплектация, и проще сказать, чего здесь не было – не было кофеварки. Все остальное, включая холодильник и планшет, было.
Спальное место – еще один повод заглянуть в кабину. Оно имеет вырезы под спинки водительского и пассажирского кресел: ширина полки за спинками около 55 см, а в середине – 75 см. Длина спальной полки – 215 см! В кабине S-серии кресла сдвигаются вперед одним движением, и спальное место можно дополнительно раздвинуть на 20 см. Правда, усилия при этом надо прилагать недетские – ручка, за которую приходится тянуть, маловата.
Рабочее пространство
Когда со спального места перемещаешься за руль, понимаешь, что «центр вселенной» все же именно здесь. В топовой комплектации сам руль отделан качественной кожей, очень приятной на ощупь. Сечение и форму можно признать оптимальными, а нижний сегмент рулевого колеса срезан – не по-спортивному, а, скорее, в расчете на любителей пива с объемными животами.
На руле, разумеется, расположены кнопки управления медиацентром, бортовым компьютером, системой громкой связи и активным круиз-контролем. Приборы, сохранившие то же расположение, что и в версии Streamline, по-прежнему четко читаются при любом освещении – это, впрочем, замечание из разряда формальных.
А вот правый подрулевой переключатель несколько перегружен: на него выведены функции управления автоматизированной коробкой Opticruise с возможностью переключения в ручном режиме, плюс управление ретардером и двухступенчатым моторным тормозом – к этому придется привыкать.
Зато «ручник» оказался привычным и торчит на передней панели. Разработчики заверили нас, что в скором времени появится «кнопка» – такая же, как у конкурентов. Но пока, по словам главного дизайнера, «клиенты – люди консервативные, и они пожелали видеть нормальную рукоятку ручного тормоза на передней панели».
Сама передняя панель по «сканиевской» традиции развернута к водителю, и для того, чтобы воспользоваться второстепенными функциями, не приходится отрывать спину от кресла. А функций этих немало. Мультимедийный комплекс кроме навигации с трехмерными европейскими картами и неплохой магнитолы оснащен двухканальной системой Bluetooth – теперь водитель может подключить к системе громкой связи не только служебный, но и личный телефон. А для того, чтобы его зарядить, на передней панели имеется целых три гнезда с USB-разъемами, плюс еще одно на задней стенке кабины. В общем, разряженных гаджетов в кабине не будет. Под медиацентром располагается панель климат-контроля и кнопки управления трансмиссией. Кнопок вообще получилось немало – но все равно меньше, чем у конкурентов.
И вот тут мы подходим к самому интересному. Пульт управления зеркалами, стеклоподъемниками и светом расположился на… левом подоконнике! Да-да, именно на водительской двери. Пользоваться всем этим довольно удобно, но… Что будет, если кнопки и джойстики зальет водой?
Как поведет себя шлейф проводов в водительской двери? Эти вопросы мы задали дизайнерам и инженерам – их ответ можно перевести приблизительно так: «все эти функции подвергались многократным тестам, как механическим (открывание и закрывание дверей, поливание водой), так и термическим (охлаждение и нагревание), и все должно работать в штатном порядке»… На мой взгляд, решение более чем неоднозначное.
Движущая сила
Под новой кабиной – новые моторы: 13-литровая рядная «шестерка», максимальную мощность которой довели до 500 л. с., а крутящий момент до 2 200 Нм, и 16-литровый V8 (единственный в мире, выполняющий нормы Евро-6), перекрывающий диапазон мощностей в 520–730 л. с. В новых двигателях отказались от системы рециркуляции отработавших газов (EGR) и добиваются норм Евро-6 только при помощи впрыска синтетической мочевины AdBlue в выпускной тракт (технология SCR).
Тест-драйвы / Грузовик Страшный сон Илона Маска: тест-драйв Scania G340 на метане Будущее волнует всех. Некоторые просто ночей не спят, пока на смогут заглянуть в туманные, сияющие перспективы экологически чистого, эффективного и недорогого транспорта. Технически неграмот… 12504 0 7 01.06.2016
Чтобы этого добиться, пришлось проделать немало работы. Степень сжатия подняли до 20,1:1 – это очень много для грузового тяжелого турбодизеля! Кроме того, инженеры оптимизировали камеры сгорания, отказались от турбины с изменяемой геометрией, полностью модернизировали систему промежуточного охлаждения воздуха (интеркулер) и увеличили площадь радиатора. Двигатель работает в достаточно жестком режиме, но разработчики обещают, что это позволит сэкономить до 3% топлива.
автоматизированную трансмиссию OptiCruise менять не стали – она и так лучшая в классе. Недаром уже с 2022 года MAN отказывается от собственных трансмиссий, и на их грузовики будут ставить именно OptiCruise.
Ведущие мосты тоже остались прежними, единственное нововведение – возможность заказать главную пару с передаточным числом 2,35:1. Но такие машины для России неактуальны – это экономичная главная пара для хороших европейских дорог, где можно использовать магистральные грузовики на 18-дюймовых колесах, а маршруты пролегают по равнине. Последнее мимолетное замечание о технике: рабочие тормоза – разумеется, дисковые на всех осях.
Движение в жизнь
То, что на первой мировой презентации клиентам не дали поездить – большое упущение маркетингового отдела: новые Scania раскрываются как раз в движении. Только в движении можно оценить и великолепную шумо- и виброизоляцию, и корректную работу автоматизированной трансмиссии, и маневренность нового магистрального тягача.
Двигатели Scania S730
13 л, 500 л.с. / 16 л, 520-730 л.с.
Так получилось, что первым грузовиком, на котором я проехал по трассе, оказался сверхтяжелый (64 т) и сверхдлинный (24 м) «скандинавский» автопоезд – такие машины могут выезжать на дороги Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии, а в остальном мире их эксплуатация запрещена. Но мы-то в Швеции, и раз уж шанс выдался, то грех его упускать.
Первое, что хочется отметить – это очень необычные ощущения: приходится ехать «по зеркалам». Но знаете, что поражает больше всего? То, что вся сцепка ведет себя монолитно, и нет привычных подергиваний, напоминающих водителю, что за машиной тянется немаленький хвост. А второе – как раз то, что шведы сумели так просчитать кинематику прицепа, что все его пять осей точно проходят по следу головной машины! Это фантастика. И да, 730-сильный двигатель V8 (3 500 Нм) от Scania не чувствует этой тяжести! Позже я специально проверил свои впечатления на обычной 16-метровой еврофуре: да, динамика немного падает, а на спуске ретардер можно задействовать не до конца, а на пару ступеней меньше – но в целом машина себя ведет предсказуемо, и 64 тонны общей массы просто не чувствуются.
Очень понравился модернизированный ретардер. Это целая система, задействующая на разных этапах и рабочие тормоза, и трансмиссию (собственно, сам ретардер), и моторный тормоз. Рабочая тормозная система включается в самом начале, чтобы предотвратить «складывание прицепа» на скользком склоне – а потом торможение происходит только за счет трансмиссии. На 8% спуске 64-тонный автопоезд уверенно держит заданную скорость, и рабочими тормозами приходится пользоваться только для полной остановки.
Ну и, как это принято на Scania, как только включается ретардер, полностью отрубается подача топлива. Это реальная экономия и топлива, и тормозных колодок.
Простые, человеческие ощущения от вождения самые позитивные – шумоизоляция и работа подвески прекрасны. Машина просто плывет как над асфальтовой дорогой, так и над брусчаткой «брюссельской мостовой». В любом режиме движения в кабине можно разговаривать, не повышая голоса – немногие легковые автомобили могут обеспечить такой уровень комфорта.
Резюме
Машина получилась удачная, комфорт, экономические и экологические показатели на высоте – в общем, все здорово. Однако никто пока не в силах сказать, сколько такая красота стоит, ибо в России эти машины появятся с двигателями Евро-5 и не раньше, чем через год. В лучшем случае – осенью 2017-го, а, скорее всего, – с начала 2022 года.
В Швеции же цена на топовую Scania S730 располагается на уровне 150 тысяч евро. Дорого? Но Scania никогда и не была дешевой – ведь это настоящий премиум. И она стоит своих денег. Причем так думаю не один я: те перевозчики, с которыми удалось пообщаться, готовы заказать эту машину уже сейчас.