Спецпроект «Челябинец» — как делают легендарные автокраны?


Автокран челябинец 25 тонн: технические характеристики

Самой многочисленной модельной линейкой в ряду производителя являются автокраны Челябинец 25 тонн. Техника различается по оснащению специальным оборудованием. Машины устанавливаются на базе автомобильного шасси УРАЛ, что позволяет производить работы в условиях труднопроходимых мест. Некоторые модели автокрана устанавливаются на базе автомобильного шасси КАМАЗ и МАЗ повышенной проходимости.

Основные особенности автокранов:

  • маневренность;
  • надежность конструкции;
  • широкая рабочая зона.

Общая основа из высокопрочной стали S700 обеспечивает машинам легкость и высокие эксплуатационные показатели. Опорный контур техники увеличенного размера гарантирует максимальную устойчивость. Так обеспечивается работа в окружности 360 градусов с высокой скоростью выполнения операций.

КС 45721-21

Модель КС 45721-21 устанавливается на шасси УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ различных моделей. Установка использует двигатель автомобиля с мощностью 240-300 л.с. Преимущественно применяется колесная формула 6х6, у некоторых моделей 6х4. Полная масса техники колеблется от 19 до 22 тонн.

Рабочие характеристики:

  • грузоподъемность — 25 тонн;
  • грузовой момент максимальный — 80 тм;
  • высота подъема стрелы максимальная — 21,9 м;
  • вылет стрелы — 3,2-20 м;
  • длина стрелы — 9,7-21,7 м;
  • опорный контур — 4,4х5,8 м;
  • максимальная скорость движения — 60 км/ч;
  • скорость подъема/опускания — 9,0-48,0 м/мин;
  • скорость посадки 0,3 м/мин;
  • максимальная глубина опускания — 17 м;
  • частота вращения — 0,1-2,24 об/мин.

КС 55732-21/28/32

Машины устанавливаются на базе шасси УРАЛ, КАМАЗ и МАЗ различных модификаций с двигателями мощностью от 240 до 300 л.с. Минимальный радиус поворота техники составляет 11,6-11,8 метров. Полная масса машин колеблется в пределах 21,3-22,5 тонн. Колесная формула 6х6 и 6х4.

Рабочие характеристики для КС 55732-21/28/32 соответственно:

  • грузоподъемность — 25 тонн;
  • максимальный грузовой момент — 80/80/85 тм;
  • высота подъема стрелы максимальная — 21,9/27,3/31,8 м;
  • вылет стрелы — 20/26,5/27 м;
  • длина стрелы — 9,7-21,7/1,01-28,1/10,7-32,7 м;
  • опорный контур — 6,1х6 м;
  • максимальная скорость движения — 60 км/ч;
  • скорость подъема/опускания — 9,0-48,0/9,0-48,0/5,45 — 11 м/мин;
  • скорость посадки — 0,3/0,3/0,2 м/мин;
  • максимальная глубина опускания — 17/17/34 м;
  • частота вращения — 0,1-2,24/0,1-2,24/0,1 — 1,1 об/мин.

КС 55732 РИАТ

В качестве базового шасси использован автомобиль КАМАЗ РИАТ. Техника отличается маневренностью, топливной экономичностью и надежностью. Силовой агрегат марки Cummins обеспечивает выходную мощность 340-375 л.с. и соответствует экологическому классу Евро-4. КПП марки ZF повышает эффективность переключения передач.

Рабочие характеристики:

  • грузоподъемность — 25 тонн;
  • грузовой момент — 80/80/85 тм;
  • высота подъема стрелы — 21,9/27,3/31,8 м;
  • высота подъема с гуськом — 28,4/34,5/40,6 м;
  • вылет стрелы — 20/26,5/27 м;
  • вылет стрелы с гуськом — 25/24/27 м;
  • длина стрелы — 9,7-21,7/10,1-28,1/10,7-32,7 м;
  • скорость подъема/опускания — 6,0-12,0 м/мин;
  • скорость посадки — 0,2 м/мин;
  • максимальная глубина опускания — 17 м;
  • частота вращения — 0,1-2,2 об/мин.

Дополнительно производитель выпускает автокран Челябинец КС 55732 в модификации с монтажной люлькой. Грузоподъемность дополнительного оборудования составляет 250 кг.

Спецпроект «Челябинец» — как делают легендарные автокраны?

А вот повезет вам оказаться в африканской Танзании, посмотреть на прославленную в песнях гору Килиманджаро… Глядя на вершину палеовулкана, не ждите извержения, — «Корона Танзании»* потухла тысячелетия назад. А вот если бросить взор по сторонам — быть может, родненький Челябинск передаст вам привет, помашет наш город стальной многометровой «рукой» — стрелой автокрана «Челябинец».

*»Корона Танзании» — старинный перевод названия Килиманджаро.

Подумать только, челябинский завод отправлял эти рослые урчащие машины в Африку для работы миссии ООН. А еще краны с уральской родословной трудятся в Афганистане, Венесуэле, Эфиопии, Монголии, Индии, Ираке, Пакистане, Индонезии, Казахстане, Белоруссии и другие странах. А главное: во всех регионах России — имя нашего города начертано прописными кумачовыми буквами на тысячах белых и серых стрел. Вот разве в Сургуте можно купить «Челябинские» конфеты, календарик с Кировкой или, скажем, газету «Вечерний Челябинск»? А брендированный кран — в два телефонных звонка (если найдете 6,5 миллионов за базовую модель 16-тонного автокрана).

Есть чем гордиться, ведь даже на самых популярных уральских макаронах, которые (поговаривают) и в Италии котируются, слово «Челябинск» — только мелким шрифтом на обороте упаковки.

Уже и манерный челябинский фрезеровщик Иван Дулин всем до лампочки, и метеорит вспоминают не каждую неделю, а краны «Челябинец» идут себе и идут из заводских ворот. И есть у бренда и легенда, и вера с надеждой и любовью. Ну, давайте по порядку.

Эти ваши ЧМЗ

С этими вашими ЧМЗ сам черт ногу сломит! Попроси таксиста подкинуть до ЧМЗ — как пить дать, окажешься в Металлургическом районе. Раньше ведь был Челябинский Металлургический Завод, нынче уже Комбинат — ЧМК. А вот если надо краны посмотреть, то это на Копейское шоссе, к проходной Челябинского механического завода.

Мои провожатые — Сергей Жеребин из отдела маркетинга и администратор проектов Иван Брытченков — рассказывают про гимн завода, который каждое утро включают по громкой связи за четыре минуты до начала рабочего дня. Тонизирует и заставляет автоматически прибавить шаг. Сразу за проходной стоят арт-объекты: тот самый гусеничный ДЭК и маскот-жираф. В принципе, у жирафа нет особой легенды, он «просто классный, выставки украшает».

Где раньше стояли кульманы, разложили пинг-понг. Естественно, проектировщики давно уже работают в специальном софте, а не на ватмане, ну и разминаются в обеденное время, гоняют шарик.

Кран с плюсом

В кабинете главного конструктора Андрея Сосновских на видном месте очаровательная статуэтка. Это (в миниатюре) — гордость завода. Забегая вперед: все, с кем нам довелось переговорить на предприятии, действительно воодушевлены линейкой нового поколения кранов Челябинец «Серия Плюс». Эти машины, по сравнению с обычными «Челябинцами», вроде как «Терминатор-2» на фоне «Терминатор-1».

Андрей Сергеевич рассказывает: автокран Челябинец появился в непростые времена. Во время СССР ЧМЗ славился гусеничными кранами ДЭК, а вот, цитируя классиков, «в святые девяностые» (кому святые, а кому и лихие), завод начал искать новые ниши. Автокранов, которые тогда стали выпускать даже военные заводы, осваивавшие гражданскую продукцию, стране не хватало. Тогда, в 1996-ом, и родился бренд Челябинец, как ответ маркам «Ивановец», «Галичанин», «Мотовилиха» и др.

У нас тут в регионе, между прочим, очень удачный сложился тандем: авто производит вседорожные шасси, а ЧМЗ ставит «навеску». Новая машина серии Next, говорит главный конструктор Сосновских, вышла очень удачной: инженеры ЧМЗ забрали с конвейера чуть ли не второй собранный Next.

«Комфортная машина! Обдувы, подогревы… даже подогрев лобового стекла! Не в каждой легковой машине такое есть, а тут — в базе. Технические параметры автомобиля тоже хороши». Собственно, шасси нового поколения и получило новую навеску в виде крановой установки Челябинец «Серия Плюс».

Практически на днях ЧМЗ освоил шасси Урал Next на газомоторном топливе. Пришлось повозиться: из-за того, что баллоны с метаном стоят за кабиной шасси, места для размещения крановой установки стало меньше. Зато, раз машина-носитель тяжелее на целую тонну (в сравнение с дизельными вариантом шасси), у конструкторов ЧМЗ получилось сделать более устойчивый и как следствие более грузоподъемный кран.

Есть такая работа — Родину поднимать

Через конструкторский отдел проходим на производство. «Хорошие новости» бывали на разных заводах, но таких цехов еще не видали. Детали-то просто огромные, сделать элемент в 12 метров в длину — запросто. Соответствующих размеров и оборудование. Напомним, что в машиностроении даже при таких габаритах продукции погрешность в полмиллиметра считается недопустимо огромной, фактически — брак.

На ЧМЗ уже не первый год идет модернизация. Обратите внимание на бетонный пол. Он весь новый, безупречно ровный на тысячах квадратных метров (ну, кое-где краска вытаптывается, это постоянно обновляют). Можете представить, сколько потребовалось времени, труда и финансов на один только пол?

Относительно недавно поставили аппарат плазменной резки. Матерчатая ширма — чтобы искры в стороны не летели.

Резать лист плазмой можно во всех направлениях, и фаски снимать. Такой вот современный аппарат.

А это — лазерная резка. Таких установок в цехах две (вторая поменьше).

Хорошо всем знакомая штука — листогиб. Этот не простой, автоматизированный, управляется компьютером. Знай себе, задавай программу, да подавай заготовки.

И еще один листогиб — размером с коттедж.

Технологический процесс, работа с отходами, даже освещение — все по японской философии труда, ну как на Тойоте. Называется философия Кайдзен. Никаких заминок, везде тотальный контроль качества, дисциплина и ровное дыхание. Как у кота Гарфилда.

И вот фото для понимания относительных размеров оборудования, человека рядом попросили попозировать (вообще, обеденный перерыв, в цехе не людно).

Участок покраски. Фирменная схема окраски «Челябинца» — красная кабина, светло-серая стрела, темно-серая нижняя рама и ярко-красный крюк!

В принципе, цвет кабины может быть любым, — желание заказчика — закон.

Сборная площадь

Конструктивно автокран состоит из нескольких крупных узлов — стрела, кабина, поворотная рама, нижняя (неповоротная) рама, выносные опоры. Все вместе собирают примерно за три дня. Новенькие автокраны выезжают из ворот завода каждый день, а гиганты ДЭКи — несколько раз в месяц.

Изделия штучные и практически неповторимые, потому что у каждого заказчика собственный взгляд на комплектацию. Хотя, безусловно, в общих чертах все краны повторяют друг друга, конструкторскому отделу уйти на многодневное чаепитие никак не выйдет, постоянно нужно что-то придумывать и видоизменять под заказ.

Вот такие машины «Серии Плюс» шли эшелоном следом за КАМАЗом президента Путина по только что открывшемуся Крымскому мосту. Правда, в полностью белом исполнении.

На сборке нас встретил директор по качеству Александр Телегин. Спрашиваю — а что за номер телефона на стреле, это отдел продаж? Не только! Это еще и возможность связаться с сервисной службой завода. Вот, предположим, работает Челябинец на «северах», так далеко, что только белый медведь ему редкий встречный, а техцентров вообще не сыскать. И вдруг у машиниста вопрос какой-то по настройке. Тут же можно бесплатно позвонить с любого доступного телефона, сразу же получить техническую поддержку.

Всего по стране и в ближнем зарубежье более восьмидесяти постов, где «Челябинец» официально может техническую помощь получить, а уж если не получается приехать, то дистанционно проконсультируют.

Особенно Александр Владимирович уважает уже упомянутое поколение кранов «Серия Плюс», для завода это большой шаг навстречу светлому будущему. К слову, продажи завода выросли за год на 27%, а доля конкурентов наоборот упала. Челябинск, вперед!

ППП-шка

В отдельном закутке сверкает боевой раскраской особенный автомобиль. Мой провожатый не спеша рассуждает: «Пожарные говорят, если бы у них была такая машина, это бы много жизней спасло. Это совершенно другой уровень пожарной техники». Пожарный пеноподъемник (ППП) безумно, просто космически дорог и делается по спецзаказу для нефтянки.

По приезду на место, ППП-шка автоматически выпускает «лапы» и выставляется по горизонтальному уровню, тем временем оператор с пультом дистанционного управления может стоять в десятках метров от машины. Оно и понятно, представьте, если рванет хранилище нефтепродуктов. Затем поднимается стрела и с высоты тридцать метров машина извергает ураганную струю пены.

Сложность для конструкторов при проектировании пеноподъемника в чем? У обычного автокрана задача — преодолевать земное притяжение, поднимать груз снизу вверх и плавно опускать. Здесь же действуют другие силы: по третьему закону Ньютона пена, летящая вперед, с невероятной силой отталкивает стрелу назад, а задача техники удерживать сопло на месте. И все это в условиях боя с огнем, когда каждая секунда промедления может стоить человеческих жизней и уж точно обойдется в кругленькую сумму.

Час испытаний

На самом деле, на испытание готового крана без дополнительных опций уходит не час, а 15-18 часов, а более продвинутые модели гоняют больше суток. Статические испытания идут с перегрузом 25% (например, ДЭК-631 поднимает на испытаниях не 63, а 80 тонн). Полигон с грузами тут же, прямо за воротами участка сборки.

Нам посчастливилось увидеть самую современную модель автокрана, ту самую, которая на шасси Урал Next с газовым двигателем. Поодаль стоит «дорестайлинговый» кран, без надписи «Серия Плюс» на стреле (машины также можно отличить по цвету стрелы — раньше красили в чисто белый, а не в светло-серый, как модели «Серия Плюс»). После тестов они сразу же разъезжаются на свои суперстройки.

Вот баллоны с метаном, из-за которых пришлось уменьшать габариты крана.

Испытания идут постоянно, двигаться по полигону надо с огромной осторожностью. Одновременно могут проходить испытания шести кранов, остальные в ожидании своей очереди.

Испытатели за работой.


Отставить панику

Атмосфера спокойная, дух приподнятый, — такое ощущение оставляет Челябинский Механический Завод. По обрывкам разговоров понятно, что свою судьбу здесь уверенно творят инженерной мыслью, мозолистыми руками, гигантскими станками ну и немножко ракетками для настольного тенниса. После бесед с сотрудниками вывод однозначный: на рынке сложно, но можно, и даже нужно. Ищите земляков в чужедальних землях! Но помните, что на экспортных машинах имя «Челябинец» иногда написано латиницей, иероглифами, вязью, а то и вообще по-португальски.

За экскурсию редакция от всей души благодарит руководство и сотрудников Челябинского Механического Завода.

Автокран КС 55732-25-22 «Челябинец» Урал NEXT 4320-72Е5

Автокран КС-55732-22 обладает отличными грузовыми характеристиками за счет уникальной конструкции секций стрелы овоидного сечения, изготовленных с применением элементов из высокопрочной стали. Оптимальная компоновка крановой установки и опорный контур 5,75х6,0 метров обеспечивают хорошую устойчивость крану при работе в зоне 270˚ и 360˚. Базовое исполнение: трехсекционная стрела овоидного профиля; крюковая обойма г/п 25т.; грузовая лебедка с планетарным редуктором и дисковым тормозом; подготовка под установку противовесов; современная комфортабельная кабина оператора, утепленная изолирующим материалом; эргономичное кресло оператора; органы управления — рычаги, отопитель кабины оператора, предпусковой подогреватель двигателя шасси, температура эксплуатации ±40˚С.

Ключевые особенности:

  • 6-тикратная запасовка грузового каната обеспечивает высокую скорость подъема-опускания груза LED-подсветка рукояток управления выносными опорами, на кабине оператора, оголовке стрелы и грузовой лебедке Легкие подпятники с возможностью крепления на аутригерах обеспечивают легкость установки автокрана в рабочее положение
  • Рукоятки управления выносными опорами с двух сторон автокрана для улучшения обзора и увеличения скорости перевода автокрана в рабочее положение Секции стрелы с профилем овоидного типа, изготовлены с применением высокопрочной стали Синхронное выдвижение секций стрелы за счет одного гидроцилиндра телескопирования и системы полиспастов
  • Соответствие автокрана требованиям по габаритам, общей массе и нагрузкам на оси шасси (без противовесов)
  • Усиленная конструкция поворотной рамы для возможности установки дополнительных противовесов Цветной графический дисплей прибора безопасности диагональю 7˝ с сенсорным управлением
  • Эргономичное кресло оператора с подголовником и боковыми рычагами управления крановыми операциями.

Выгоды и преимущества:

1. Высокие грузовые характеристики.

2. Низкая масса стрелы за счет применения в конструкции высокопрочной стали и системы выдвижения секций одним гидроцилиндром и системой полиспастов.

3. Большой опорный контур (5,75х6,0м) обеспечивает высокую устойчивость автокрану при работе с тяжелыми грузами на средних и дальних вылетах. Возможна работа на неполном опорном контуре (5,75х2,3м.).

4. Высокая производительность выполняемых работ.

5. Улучшенная конфигурация крюковой подвески с возможностью её установки в вертикальное положение и кантования любыми грузозахватами позволяет легко выполнить работы по перепасовке грузового каната.

6. Подпятники низкой массы (~15кг.) с возможностью крепления непосредственно на штоках аутригеров обеспечивают простоту и легкость установки автокрана в рабочее положение при частых перестановках на стройплощадке.

7. Отсек гидрораспределителя управления выносными опорами с LED — подсветкой защищен от попадания пыли и влаги, обеспечивая быстрый доступ к рукояткам управления в любое время суток в любых климатических условиях.

8. Подъем-опускание груза с номинальной скоростью от 6,6 м/мин сокращает время подачи крюка для строповки груза, обеспечивает быстрый подъем груза на необходимую высоту и работу по укладке труб в глубокую траншею и обратно.

9. Низкая масса крановой установки и оптимальное ее размещение относительно рамы шасси.

10. Соответствие актуальным требованиям весового контроля по нагрузкам на оси шасси.

11. Высокий уровень комфорта кабины оператора и повышенная эргономика рабочего места.

12. Установленные поручни и передняя площадка обеспечивают легкий доступ в кабину.

13. Встроенный пульт управления и воздуховоды для обдува лобового и бокового стекол.

14. Расширенная зона работы переднего и наличие второго (верхнего) стеклоочистителя.

15. Наличие кармана для документов, крючка для одежды, плафона освещения, форточки в боковом стекле, солнцезащитной шторки.

16. Комфортабельное кресло с подрессориванием и многочисленными регулировками, подголовником и боковыми рычагами управления крановыми операциями обеспечивают простоту управления снижение утомляемости оператора.

17. Высокая информативность цветного графического дисплея блока индикации.

18. Диагональ 7 дюймов с сенсорным управлением (с возможностью работы в перчатках).

19. Снятие информации о работе автокрана возможно с помощью USB-флеш-накопителя.

20. Функциональность за счет комплектации дополнительными опциями:

— противовесы массой до 5,4т для повышения устойчивости и значительного увеличения грузовых характеристик на средних и дальних вылетах;

— разнообразие масс противовесов (1,0т. / 3,0т. / 1,4т.) позволяет подобрать оптимальный комплект противовесов под конкретный вид работ;

— электропропорциональное управление крановыми операциями при помощи джойстиков повышает плавность выполняемых работ и точность позиционирования груза;

— механизм для изменения угла наклона кабины оператора (совместно с опцией «электропропорциональное управление») увеличивает обзор в вертикальной плоскости при любых длинах стрел и любом угле наклона стрелы;

— работа с опасными (ядовитыми, взрывчатыми, радиоактивными) грузами массой до 16,0 тонн; — комплектация грузовой лебедкой с двойным тормозом;

— гуськи длиной 7,0 или 10,0 метров с изменяемым углом установки 0˚, 15˚ или 30˚ позволяет значительно увеличить подстреловое пространство и технологические возможности крана;

— двухместная монтажная люлька позволяет обслуживать здания и сооружения, линии электропередач и связи, выполнять другие работы, требующих подъема людей и инструмента на высоту до 24,6 метров. Дополнительно возможна электроизоляция корзины люльки (до 1000 вольт);

— механизм для монтажа-демонтажа противовесов (монтажный стол, гидрооборудование) обеспечивает простоту установки дополнительных отдельно возимых противовесов.

21. Профиль секций стрелы в виде сложного многогранника овоидного сечения обеспечивает высокую жесткость и прочность стрелы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]