Новый вездеход «Четра» ТМ-140А – для войск в Арктике


Модификации и особенности

ЧЕТРА Т 11 выпускается в нескольких модификациях:

  1. ЧЕТРА Т 11 – стандартное исполнение с бульдозерным (SU отвал) и рыхлительным оборудованием. Версия является наиболее распространенной;
  2. ЧЕТРА Т 11М – мелиоративная техника с уменьшенным удельным давлением на грунт (SU отвал). Применяется для работ в зонах, где почва имеет малую несущую способность;
  3. ЧЕТРА Т 11Т – версия с лесной защитой (SU отвал). Модель особенно эффективна при аварийно-восстановительных работах и в дорожном строительстве;
  4. ЧЕТРА Т 11С – модификация с гидростатической трансмиссией и прямым отвалом.

В плане конструкции версии имеют незначительные отличия. Климатические условия эксплуатации для бульдозера не принципиальны, поскольку он адаптирован к любым погодным условиям на территории России. ЧЕТРА Т 11 эффективно работает при температуре от -50 до +50 градусов.

Среди других особенностей модели следует выделить:

  • модульность конструкции;
  • быструю доставку и дешевизну запасных частей;
  • высокую проходимость и мобильность;
  • неприхотливость к качеству топлива и погодным условиям;
  • низкую стоимость обслуживания;
  • комфорт работы оператора;
  • сертификацию в соответствии с европейскими стандартами.

ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

ЧЕТРА ТК25 – колесный промышленный трактор с бульдозерным оборудованием и сочлененной рамой. Серия имеет высокую производительность и маневренность. Модель является продуктом чебоксарского предприятия «Промтрактор», но не относится к базовой линейке бренда.

ЧЕТРА ТК25 используется для выполнения дорожно-строительных работ, планировки площадок для буровых станков и экскаваторов, выравнивания поверхности под строительство, зачистки забоев на горнодобывающих предприятиях и рытья траншей и котлованов. Нередко модель применяют в качестве тягача при перевозке массивных грузов или железнодорожных вагонов. Техника может эксплуатироваться в температурных режимах от -50 до +50 градусов, что расширяет сферу ее использования. При этом бульдозер обычно используют в качестве машины для вспомогательных операций на рассредоточенных участках.

Серия ЧЕТРА ТК2 представлена малым количеством модификаций, условно разделенных на 2 группы по типу двигателя (ЯМЗ-85.10-01/Cummins KTA 19-C510).

Технические характеристики


Габаритные размеры (базовая модель):

  • длина – 6588 мм;
  • ширина – 3854 мм;
  • высота – 3412 мм;
  • гусеничная база – 2616 мм.

Эксплуатационная масса техники составляет 20800 кг. Давление на грунт не превышает 0,78 кг/кв.см. Бульдозер способен передвигаться в следующем скоростном режиме:

  • передний ход – от 3,7 до 11,0 км/час;
  • задний ход – от 5,0 до 14,4 км/час.

Новый вездеход «Четра» ТМ-140А – для войск в Арктике

Кабина, рассчитанная на семь человек, выполнена с теплошумоизоляцией и установлена на резиновых амортизаторах (что немаловажно: пользователи ТМ-140 ранее жаловались на его жестковатую подвеску).

На военный вариант при необходимости можно установить и дистанционно управляемый модуль вооружения – к примеру, позаимствовать готовый у БТР-82А или проектируемый у ВПК-7829 «Бумеранг».

Цена и интерес

Стоимость военно-арктической ТМ-140А не объявляется. По всей видимости, она выше, чем у гражданской версии (около 10 млн рублей). Обычно в таких случаях необходимо повысить надежность и провести полное импортозамещение, а это конструкцию не удешевляет. Впрочем – всякое бывает, законы «военного ценообразования», как правило, непостижимы. К примеру, военный «Тигр» (ГАЗ-2330) оказался дешевле своей гражданской VIP-модификации.

«На форуме машины вызвали определенный интерес у военных в связи со стратегическими планами Вооруженных Сил России по укреплению арктических регионов РФ», – так, пока осторожно, комментируют итоги показа арктического вездехода в пресс-службе концерна.

Напомним, что ранее заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков как-то говорил журналистам, что до конца 2015 года российская армия собирается принять на вооружение новую гусеничную и автомобильную технику, испытанную минувшей зимой в Заполярье. Всего там «гоняли» 15 видов различных машин, включая снегоходы, двухзвенные тягачи и, вроде как, ТМ-140 (правда, неизвестно, в какой именно модификации).

Он еще и плавает

ТМ-140А – универсальная плавающая транспортная машина, предназначенная для перевозки личного состава в условиях арктического климата и других труднопроходимых районах. Она способна обеспечить транспортные потребности войск в условиях бездорожья, включая снежную целину и болота. Для самовытаскивания имеется лебедка.

Даже с максимальной загрузкой (до 4 тонн полезного груза) вездеход способен самостоятельно преодолевать водные преграды со скоростью до 4 км/час. Правда, только в стоячей воде: водометных двигателей машина не имеет. Передвигается она по воде, подобно большинству своих собратьев-вездеходов, с помощью гусениц. Зато имеются автоматические помпы для откачки воды. Нельзя забывать: это все же не катер, и как ни задраивай технические лючки в днище (предназначенные для слива масла и топлива), вода внутрь корпуса просочится почти всегда.

Характеристики оборудования:

SU отвал:

  • длина – 3320 мм или 3311 мм;
  • высота – 1625 или 1462 мм;
  • объем – 5,6 куб.м;
  • максимальная глубина – 550 мм;
  • максимальная высота – 1100 мм.

Прямой отвал:

  • длина – 4060 мм;
  • высота – 1155 мм;
  • объем – 4,3 куб.м;
  • максимальная глубина – 550 мм;
  • максимальная высота – 1100 мм.

Однозубый рыхлитель:

  • высота отрыва – 540 мм;
  • глубина залегания – 630 мм.

Многозубый рыхлитель:

  • высота отрыва – 500 мм;
  • глубина залегания – 530 мм.

Устройство и особенности эксплуатации

ЧЕТРА Т 11 имеет модульную конструкцию систем и узлов, отличаясь при этом прочностью и большим ресурсом работы.

Ходовая часть представлена полужесткой 3-точечной подвеской, ось качания тележек которой вынесена для повышения тягово-сцепных свойств и сокращения ударных нагрузок. В бульдозере применяется одноразовая пожизненная смазка и уплотнения типа «двойной конус». Катки и направляющие колеса смазываются разово на заводе и последующего вмешательства не требуют. Гусеницы имеют сборный тип и состоят из нескольких частей со специальными элементами для контроля уровня смазки. Регулировка натяжения выполняется с применением шприца.

Характеристики ходовой части:

  • число опорных катков – 6;
  • число поддерживающих катков – 2;
  • ширина гусеницы (стандартное исполнение) – 510 мм;
  • шаг звена – 203 мм;
  • число башмаков – 39;
  • высота грунтозацепов – 65 мм;
  • общая площадь опорной поверхности – 2,668 кв.м.

Трансмиссия гидростатического типа включает несколько элементов: гидромоторы, контроллер управления, джойстики, бортовые передачи, редуктор и гидронасосы. Разработка трансмиссии осуществляется на немецком , что гарантирует высочайшее качество.

Для выбора скорости используется планетарная коробка передач с возможностью переключения под нагрузкой (3 передних и 3 задних скорости). Элемент включает муфты, функционирующие в масляной среде и выполняющие передаточную функцию. В обеспечении работы бульдозера задействован 3-ступенчатый гидротрансформатор, взаимодействующий с агрегатом посредством карданной передачи и упругой муфты. В состав гидротрансформатора входит редуктор, приводящий в действие насосы.

Торможение выполняется при помощи бортовых фрикционов, выполненных в виде муфт, работающих посредством гидравлики. Аналогичный принцип включения у стояночного тормоза.

В ЧЕТРА Т 11 применяется раздельно-агрегатная гидравлическая система с шестеренчатым насосом модели David Brown S1A6097. Производительность элемента достигает 163 л/мин. В качестве распределителя используется 4-секционный элемент Bosch Rexroth, состоящий из 3 рабочих и 1 клапанной секций. Предельное давление в гидросистеме составляет 20 МПа. Гидробак вмещает 85 л. Сварная конструкция позволяет выполнять внутреннюю механическую очистку.

Кабина бульдозера имеет специальную обивку со звукоизолирующими свойствами, резиновые амортизаторы снижают уровень вибрации в салоне. Двойное остекление увеличивает угол обзора. В кабине установлены принудительная вентиляция, отопительная система и дополнительный отопительный элемент. Опционально доступен кондиционер.

Форма панелей, элементов управления и внутренняя отделка отличаются современным дизайном и сделаны из качественных материалов. Они находятся близко к оператору и позволяют выполнять все необходимые действия с максимальным удобством. Педаль газа фиксируется в заданном положении, обеспечивая требуемые обороты мотора. Переключение передач и выбор направления (вперед или назад) осуществляется при помощи одного рычага. Слева от водителя находятся 2 маленьких рычага, которые управляют бортовыми фрикционами. Отдельно выделены рычаги для управления отвалом и рыхлителем. Водительское кресло имеет подрессоренную конструкцию и может настраиваться с учетом роста и массы оператора.

ЧЕТРА Т11 комплектуется оборудованием 2 типов:

  1. Для бульдозерных работ: отвалы различной формы (прямые, сферические, поворотные) с гидравлическим или механическим действием.
  2. Для рыхления грунта: рыхлители с различным числом зубьев (1,3 или 7).

УСТРОЙСТВО ЧЕТРА ТК25

Бульдозер ЧЕТРА ТК25 построен на базе шарнирно-сочлененной рамы, исключающей разгрузку или вывешивание одного из колес в случае передвижения по неровной поверхности. Подобная конструкция также обеспечивает максимальное использование сцепной массы. Системы и узлы техники имеют модульную конструкцию, что упрощает обслуживание и позволяет снимать (устанавливать) элементы целыми узлами.

В ходовой части используются бескамерные односкатные шины с типоразмером 35/65-33. При работе на скальном грунте дополнительно надевают предохранительные цепи. Накачивание шин выполняется посредством специальной пневматической системы, представленной компрессором, монтируемым на двигателе.

В ЧЕТРА ТК25 используется гидромеханическая трансмиссия, включающая редуктор привода насосов, силовой блок, 2 главные конические передачи с дифференциалами и колесные редукторы с постоянно замкнутыми тормозами. Силовой блок представлен одноступенчатым 3-элементым гидротрансформатором, планетарной коробкой передач и согласующим редуктором. Передача усилия на гидротрансформатор выполняется посредством карданных передач.

Скорости движения бульдозера (вперед/назад):

  • 1 передача – 0-7,8/0-11,2 км/час;
  • 2 передача – 0-14,8/0-21,3 км/час;
  • 3 передача – 0-27,3/0-38 км/час.

Предельные тяговые усилия с учетом выбранной скорости:

  • 1 передача – 562 (51,17) кН (тс);
  • 2 передача – 278 (25,4) кН (тс);
  • 3 передача – 142 (13) кН (тс).

Раздельно-агрегатная гидросистема отвечает за опускание, подъем и поперечный перекос оборудования. Гидравлическая система включает 2 функционально связанные системы:

  • основную систему – передвижение отвала;
  • систему сервоуправления – уменьшение усилия на рукоятке управления и дистанционный контроль гидроузлов.

В основе гидросистемы лежат 2 шестеренчатых насоса модели НШ250 и НШ10. Также в ее состав входят делитель потока, 2 золотниковых распределителя, гидроцилиндры подъема/опускания и перекоса отвала и предохранительные клапаны.

На ЧЕТРА ТК25 устанавливается одноместная кабина со звуковой и тепловой изоляцией. Подрессоренное кресло настраивается по росту и весу оператора. Кабина оборудована калориферным обогревателем и вентиляционной установкой, которые позволяют работать в сложных климатических зонах. Переключение скоростей выполняется при помощи рычага, торможение и остановка – с использованием педалей. Бульдозерное оборудование управляется посредством рукоятки на правой колонке. Все операции машинист выполняет с рабочего места.

Двигатель

ЧЕТРА Т11 может оснащаться несколькими видами двигателей:

1. ЯМЗ-236НД2 – 4-тактный V-образный дизельный мотор (производитель – Ярославский моторный завод) с жидкостным охлаждением. Основные элементы двигателя:

  • чугунный блок цилиндров;
  • вентилятор с автоматическим включением и приводом от дисковой муфты;
  • топливный насос;
  • механизм очистки масла с регулятором частоты вращения;
  • жидкостно-масляный теплообменник, выполняющий функцию охлаждения масла.

Характеристики мотора ЯМЗ-236НД2:

  • рабочий объем – 11,15 л;
  • номинальная мощность – 136 (185) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 1900 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 883 Нм;
  • количество цилиндров – 6;
  • диаметр цилиндра – 130 мм.

2. Cummins QSB 6,7-C204 – 4-тактный дизельный мотор с турбонаддувом, рядным расположением цилиндров, охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» и жидкостным охлаждением (производство – США).

Особенности агрегата:

  • система масляной очистки;
  • антикоррозионный охлаждающий фильтр;
  • вентиляционная система с ременной передачей;
  • отдельный теплообменник.

Характеристики мотора Cummins QSB 6,7-C204:

  • рабочий объем – 6,7 л;
  • номинальная мощность – 137,5 (187) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 1500 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 938 Нм;
  • количество цилиндров – 6;
  • диаметр цилиндра – 102 мм.

3. Sisu Diesel 74 – 4-тактный дизельный мотор. Модификации ЧЕТРА Т 11 с данным агрегатом встречаются крайне редко. Двигатель собирается на заводе во Владимире по финским технологиям.

Характеристики мотора Sisu Diesel 74:

  • номинальная мощность – 137,5 (187) кВт (л.с.).

Емкость топливного бака бульдозера составляет 300 л.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]