Модификации и особенности
ЧЕТРА Т 11 выпускается в нескольких модификациях:
- ЧЕТРА Т 11 – стандартное исполнение с бульдозерным (SU отвал) и рыхлительным оборудованием. Версия является наиболее распространенной;
- ЧЕТРА Т 11М – мелиоративная техника с уменьшенным удельным давлением на грунт (SU отвал). Применяется для работ в зонах, где почва имеет малую несущую способность;
- ЧЕТРА Т 11Т – версия с лесной защитой (SU отвал). Модель особенно эффективна при аварийно-восстановительных работах и в дорожном строительстве;
- ЧЕТРА Т 11С – модификация с гидростатической трансмиссией и прямым отвалом.
В плане конструкции версии имеют незначительные отличия. Климатические условия эксплуатации для бульдозера не принципиальны, поскольку он адаптирован к любым погодным условиям на территории России. ЧЕТРА Т 11 эффективно работает при температуре от -50 до +50 градусов.
Среди других особенностей модели следует выделить:
- модульность конструкции;
- быструю доставку и дешевизну запасных частей;
- высокую проходимость и мобильность;
- неприхотливость к качеству топлива и погодным условиям;
- низкую стоимость обслуживания;
- комфорт работы оператора;
- сертификацию в соответствии с европейскими стандартами.
ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
ЧЕТРА ТК25 – колесный промышленный трактор с бульдозерным оборудованием и сочлененной рамой. Серия имеет высокую производительность и маневренность. Модель является продуктом чебоксарского предприятия «Промтрактор», но не относится к базовой линейке бренда.
ЧЕТРА ТК25 используется для выполнения дорожно-строительных работ, планировки площадок для буровых станков и экскаваторов, выравнивания поверхности под строительство, зачистки забоев на горнодобывающих предприятиях и рытья траншей и котлованов. Нередко модель применяют в качестве тягача при перевозке массивных грузов или железнодорожных вагонов. Техника может эксплуатироваться в температурных режимах от -50 до +50 градусов, что расширяет сферу ее использования. При этом бульдозер обычно используют в качестве машины для вспомогательных операций на рассредоточенных участках.
Серия ЧЕТРА ТК2 представлена малым количеством модификаций, условно разделенных на 2 группы по типу двигателя (ЯМЗ-85.10-01/Cummins KTA 19-C510).
Технические характеристики
Габаритные размеры (базовая модель):
- длина – 6588 мм;
- ширина – 3854 мм;
- высота – 3412 мм;
- гусеничная база – 2616 мм.
Эксплуатационная масса техники составляет 20800 кг. Давление на грунт не превышает 0,78 кг/кв.см. Бульдозер способен передвигаться в следующем скоростном режиме:
- передний ход – от 3,7 до 11,0 км/час;
- задний ход – от 5,0 до 14,4 км/час.
Новый вездеход «Четра» ТМ-140А – для войск в Арктике
Кабина, рассчитанная на семь человек, выполнена с теплошумоизоляцией и установлена на резиновых амортизаторах (что немаловажно: пользователи ТМ-140 ранее жаловались на его жестковатую подвеску).
На военный вариант при необходимости можно установить и дистанционно управляемый модуль вооружения – к примеру, позаимствовать готовый у БТР-82А или проектируемый у ВПК-7829 «Бумеранг».
Цена и интерес
Стоимость военно-арктической ТМ-140А не объявляется. По всей видимости, она выше, чем у гражданской версии (около 10 млн рублей). Обычно в таких случаях необходимо повысить надежность и провести полное импортозамещение, а это конструкцию не удешевляет. Впрочем – всякое бывает, законы «военного ценообразования», как правило, непостижимы. К примеру, военный «Тигр» (ГАЗ-2330) оказался дешевле своей гражданской VIP-модификации.
«На форуме машины вызвали определенный интерес у военных в связи со стратегическими планами Вооруженных Сил России по укреплению арктических регионов РФ», – так, пока осторожно, комментируют итоги показа арктического вездехода в пресс-службе концерна.
Напомним, что ранее заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков как-то говорил журналистам, что до конца 2015 года российская армия собирается принять на вооружение новую гусеничную и автомобильную технику, испытанную минувшей зимой в Заполярье. Всего там «гоняли» 15 видов различных машин, включая снегоходы, двухзвенные тягачи и, вроде как, ТМ-140 (правда, неизвестно, в какой именно модификации).
Он еще и плавает
ТМ-140А – универсальная плавающая транспортная машина, предназначенная для перевозки личного состава в условиях арктического климата и других труднопроходимых районах. Она способна обеспечить транспортные потребности войск в условиях бездорожья, включая снежную целину и болота. Для самовытаскивания имеется лебедка.
Даже с максимальной загрузкой (до 4 тонн полезного груза) вездеход способен самостоятельно преодолевать водные преграды со скоростью до 4 км/час. Правда, только в стоячей воде: водометных двигателей машина не имеет. Передвигается она по воде, подобно большинству своих собратьев-вездеходов, с помощью гусениц. Зато имеются автоматические помпы для откачки воды. Нельзя забывать: это все же не катер, и как ни задраивай технические лючки в днище (предназначенные для слива масла и топлива), вода внутрь корпуса просочится почти всегда.
Характеристики оборудования:
SU отвал:
- длина – 3320 мм или 3311 мм;
- высота – 1625 или 1462 мм;
- объем – 5,6 куб.м;
- максимальная глубина – 550 мм;
- максимальная высота – 1100 мм.
Прямой отвал:
- длина – 4060 мм;
- высота – 1155 мм;
- объем – 4,3 куб.м;
- максимальная глубина – 550 мм;
- максимальная высота – 1100 мм.
Однозубый рыхлитель:
- высота отрыва – 540 мм;
- глубина залегания – 630 мм.
Многозубый рыхлитель:
- высота отрыва – 500 мм;
- глубина залегания – 530 мм.
Устройство и особенности эксплуатации
ЧЕТРА Т 11 имеет модульную конструкцию систем и узлов, отличаясь при этом прочностью и большим ресурсом работы.
Ходовая часть представлена полужесткой 3-точечной подвеской, ось качания тележек которой вынесена для повышения тягово-сцепных свойств и сокращения ударных нагрузок. В бульдозере применяется одноразовая пожизненная смазка и уплотнения типа «двойной конус». Катки и направляющие колеса смазываются разово на заводе и последующего вмешательства не требуют. Гусеницы имеют сборный тип и состоят из нескольких частей со специальными элементами для контроля уровня смазки. Регулировка натяжения выполняется с применением шприца.
Характеристики ходовой части:
- число опорных катков – 6;
- число поддерживающих катков – 2;
- ширина гусеницы (стандартное исполнение) – 510 мм;
- шаг звена – 203 мм;
- число башмаков – 39;
- высота грунтозацепов – 65 мм;
- общая площадь опорной поверхности – 2,668 кв.м.
Трансмиссия гидростатического типа включает несколько элементов: гидромоторы, контроллер управления, джойстики, бортовые передачи, редуктор и гидронасосы. Разработка трансмиссии осуществляется на немецком , что гарантирует высочайшее качество.
Для выбора скорости используется планетарная коробка передач с возможностью переключения под нагрузкой (3 передних и 3 задних скорости). Элемент включает муфты, функционирующие в масляной среде и выполняющие передаточную функцию. В обеспечении работы бульдозера задействован 3-ступенчатый гидротрансформатор, взаимодействующий с агрегатом посредством карданной передачи и упругой муфты. В состав гидротрансформатора входит редуктор, приводящий в действие насосы.
Торможение выполняется при помощи бортовых фрикционов, выполненных в виде муфт, работающих посредством гидравлики. Аналогичный принцип включения у стояночного тормоза.
В ЧЕТРА Т 11 применяется раздельно-агрегатная гидравлическая система с шестеренчатым насосом модели David Brown S1A6097. Производительность элемента достигает 163 л/мин. В качестве распределителя используется 4-секционный элемент Bosch Rexroth, состоящий из 3 рабочих и 1 клапанной секций. Предельное давление в гидросистеме составляет 20 МПа. Гидробак вмещает 85 л. Сварная конструкция позволяет выполнять внутреннюю механическую очистку.
Кабина бульдозера имеет специальную обивку со звукоизолирующими свойствами, резиновые амортизаторы снижают уровень вибрации в салоне. Двойное остекление увеличивает угол обзора. В кабине установлены принудительная вентиляция, отопительная система и дополнительный отопительный элемент. Опционально доступен кондиционер.
Форма панелей, элементов управления и внутренняя отделка отличаются современным дизайном и сделаны из качественных материалов. Они находятся близко к оператору и позволяют выполнять все необходимые действия с максимальным удобством. Педаль газа фиксируется в заданном положении, обеспечивая требуемые обороты мотора. Переключение передач и выбор направления (вперед или назад) осуществляется при помощи одного рычага. Слева от водителя находятся 2 маленьких рычага, которые управляют бортовыми фрикционами. Отдельно выделены рычаги для управления отвалом и рыхлителем. Водительское кресло имеет подрессоренную конструкцию и может настраиваться с учетом роста и массы оператора.
ЧЕТРА Т11 комплектуется оборудованием 2 типов:
- Для бульдозерных работ: отвалы различной формы (прямые, сферические, поворотные) с гидравлическим или механическим действием.
- Для рыхления грунта: рыхлители с различным числом зубьев (1,3 или 7).
УСТРОЙСТВО ЧЕТРА ТК25
Бульдозер ЧЕТРА ТК25 построен на базе шарнирно-сочлененной рамы, исключающей разгрузку или вывешивание одного из колес в случае передвижения по неровной поверхности. Подобная конструкция также обеспечивает максимальное использование сцепной массы. Системы и узлы техники имеют модульную конструкцию, что упрощает обслуживание и позволяет снимать (устанавливать) элементы целыми узлами.
В ходовой части используются бескамерные односкатные шины с типоразмером 35/65-33. При работе на скальном грунте дополнительно надевают предохранительные цепи. Накачивание шин выполняется посредством специальной пневматической системы, представленной компрессором, монтируемым на двигателе.
В ЧЕТРА ТК25 используется гидромеханическая трансмиссия, включающая редуктор привода насосов, силовой блок, 2 главные конические передачи с дифференциалами и колесные редукторы с постоянно замкнутыми тормозами. Силовой блок представлен одноступенчатым 3-элементым гидротрансформатором, планетарной коробкой передач и согласующим редуктором. Передача усилия на гидротрансформатор выполняется посредством карданных передач.
Скорости движения бульдозера (вперед/назад):
- 1 передача – 0-7,8/0-11,2 км/час;
- 2 передача – 0-14,8/0-21,3 км/час;
- 3 передача – 0-27,3/0-38 км/час.
Предельные тяговые усилия с учетом выбранной скорости:
- 1 передача – 562 (51,17) кН (тс);
- 2 передача – 278 (25,4) кН (тс);
- 3 передача – 142 (13) кН (тс).
Раздельно-агрегатная гидросистема отвечает за опускание, подъем и поперечный перекос оборудования. Гидравлическая система включает 2 функционально связанные системы:
- основную систему – передвижение отвала;
- систему сервоуправления – уменьшение усилия на рукоятке управления и дистанционный контроль гидроузлов.
В основе гидросистемы лежат 2 шестеренчатых насоса модели НШ250 и НШ10. Также в ее состав входят делитель потока, 2 золотниковых распределителя, гидроцилиндры подъема/опускания и перекоса отвала и предохранительные клапаны.
На ЧЕТРА ТК25 устанавливается одноместная кабина со звуковой и тепловой изоляцией. Подрессоренное кресло настраивается по росту и весу оператора. Кабина оборудована калориферным обогревателем и вентиляционной установкой, которые позволяют работать в сложных климатических зонах. Переключение скоростей выполняется при помощи рычага, торможение и остановка – с использованием педалей. Бульдозерное оборудование управляется посредством рукоятки на правой колонке. Все операции машинист выполняет с рабочего места.
Двигатель
ЧЕТРА Т11 может оснащаться несколькими видами двигателей:
1. ЯМЗ-236НД2 – 4-тактный V-образный дизельный мотор (производитель – Ярославский моторный завод) с жидкостным охлаждением. Основные элементы двигателя:
- чугунный блок цилиндров;
- вентилятор с автоматическим включением и приводом от дисковой муфты;
- топливный насос;
- механизм очистки масла с регулятором частоты вращения;
- жидкостно-масляный теплообменник, выполняющий функцию охлаждения масла.
Характеристики мотора ЯМЗ-236НД2:
- рабочий объем – 11,15 л;
- номинальная мощность – 136 (185) кВт (л.с.);
- номинальная частота вращения – 1900 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 883 Нм;
- количество цилиндров – 6;
- диаметр цилиндра – 130 мм.
2. Cummins QSB 6,7-C204 – 4-тактный дизельный мотор с турбонаддувом, рядным расположением цилиндров, охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» и жидкостным охлаждением (производство – США).
Особенности агрегата:
- система масляной очистки;
- антикоррозионный охлаждающий фильтр;
- вентиляционная система с ременной передачей;
- отдельный теплообменник.
Характеристики мотора Cummins QSB 6,7-C204:
- рабочий объем – 6,7 л;
- номинальная мощность – 137,5 (187) кВт (л.с.);
- номинальная частота вращения – 1500 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 938 Нм;
- количество цилиндров – 6;
- диаметр цилиндра – 102 мм.
3. Sisu Diesel 74 – 4-тактный дизельный мотор. Модификации ЧЕТРА Т 11 с данным агрегатом встречаются крайне редко. Двигатель собирается на заводе во Владимире по финским технологиям.
Характеристики мотора Sisu Diesel 74:
- номинальная мощность – 137,5 (187) кВт (л.с.).
Емкость топливного бака бульдозера составляет 300 л.