ГАЗ-34039 — первый гусеничный снегоболотоход советского происхождения

Гусеничный снегоболотоход ГАЗ предназначен для перевозки людей и грузов по пересеченной местности, тундре, снежному покрову. Основной акцент в конструкции машины сделан на надежность и функциональность. Применены простые ремонтопригодные узлы без лишних усложнений. Вездеход ГАЗ является плавающим, а для плавающей техники наиболее целесообразна компоновка в сварном стальном кузове из тонких листов без рамы. По такой схеме делаются почти все бронетранспортеры. Она же выбрана для ГАЗ-34039.

Основные технические характеристики:

  • Габариты — 5720х2550х2130 мм;
  • Снаряженная масса – 4900 кг;
  • Грузоподъемность — 1200 кг;
  • Кабина на 2 места + салон на 10 человек;
  • Двигатель — 110 л.с.;
  • Расход топлива — 50 л/100 км;
  • Клиренс 400 мм;
  • Преодолеваемый спуск/подъем — 35 градусов;
  • Угол бокового крена — 25 градусов;
  • Движение на воде — 6 км/ч;
  • Масса буксируемого прицепа — 2000 кг.

Особенности конструкции

Основными отличительными особенностями советского снегоболотохода можно считать следующие:

  • Минимальное число конструктивных элементов;
  • Тихоходный тракторный дизель минского моторного завода ММЗ Д24512С;
  • Верхние люки в кабине, позволяющие выбраться при затоплении вездехода;
  • Остекление стеклопакетами. Все стеклопакеты, в том числе и два лобовых, сделаны плоскими для удешевления их замены;
  • Кабина и салон утеплены легким полимерным утеплителем;
  • Для механической защиты кабины установлен трубчатый каркас;
  • КПП и главная передача объединены в одном картере;
  • Привод на передние звездочки, что дало значительное уменьшение числа элементов трансмиссии;
  • Независимая торсионная подвеска с минимальным числом деталей.

Шасси ГАЗ-34039 используется для производства вездеходов с большим числом модификаций. По кузову выпускается около двух десятков вариантов: 34039-22, -32, -33, -13, -12 и другие. Платформа салона сделана универсальной и легко переоборудуется под любые задачи.

Модификации ГАЗ-3409

34039

Является «идейным» предшественником, имеет не так много общих конструктивных решений с Бобром. Начал выпускаться ещё в советское время. Не является амфибией, имеет гусеничный движитель, чуть большую массу и большую грузоподъёмность. Выпускается до сих пор, есть варианты вездехода скорой помощи, пожарного вездехода, буровой вышки. Рассчитан на десять пассажирских мест.

34039 «Ирбис»

Современная модификация 34039 со схожими характеристиками, но уже имеющая ряд современных особенностей. Ходовая часть заимствована у 34039, но верхняя часть здесь стоит от экраноплана — современного судна, которое во время движения парит над водой. Отличается большей эргономичностью.

3351

Двухзвенный гусеничный вездеход ГАЗ 3351 «Лось». Благодаря оригинальной конструкции, способен с лёгкостью преодолевать «трудные» подъёмы, участки, заваленные большим количеством валунов и деревьев. Состоит из двух секций, передней и задней, каждая из которых имеет свою пару гусениц. Гусеницы дают ему возможность перемещаться по асфальту, как и Бобру.

3344

Усовершенствованный вариант «Лося». Способен перевозить больший груз, большее количество пассажиров. Также является двузвенным гусеничным вездеходом-амфибией.

Гусеничный движитель для непроходимого бездорожья

В условиях бездорожья гусеничный транспорт продолжает оставаться самым проходимым. С дорогами в тундре он справляется лучше, чем новые образцы вездеходов на шинах низкого давления. Кроме того, шина низкого давления является весьма уязвимым механическим компонентом. При проколе вездеход выходит из строя, а возить запасной комплект шин невозможно из-за их массогабаритных показателей. Гусеницы, наоборот, механически очень прочные. Именно поэтому они применяются на военной технике. В связи с этим классические гусеничные вездеходы еще долго будут в строю и замены им не предвидится. По желанию заказчика могут устанавливаться два типа гусениц: ОШ и РМШ.

У предшественника ГАЗ-34039 ГАЗ-71 гусеницы не имели задней звездочки. В связи с этим угол атаки при движении задним ходом был очень большой. Попав в углубление (например, в русло реки), возможности для выезда задним ходом сильно ограничивались. В дальнейшем конструкторы полностью устранили этот дефект.

Трекол и Ямал

Начнем с самых простых колесных вездеходов, базирующихся на серийных компонентах джипов УАЗ. Так, «Трекол» представляет из себя обычный «Хантер» на огромных колесах низкого давления. Машина отлично едет по грязи и снегу, но на укатанных зимниках в салоне не слишком комфортно. Шасси очень тряское из-за ужасно пружинящих огромных колес — благодаря системе подкачки шин через ступицы можно спустить давление ради большего комфорта. Но тогда от мороза и нагрузки будут трескаться боковины дорогих шин. Также из-за размера «обуви» часто лопаются диски и полуоси, да и хантеровский мотор слабоват для тяжелой машины. Есть еще один вездеход под именем «Ямал» — это усовершенствованный «Патриот» на таких же колесах. Он существует в 4-х и 6-колесном исполнени, имеет более тяговитый мотор и автономную отопительную систему. Да и в целом конструкция «Ямала» более продуманная и надежная, хоть и стоит такой джип ощутимо дороже «Трекола».

Двигатель и трансмиссия

Сердцем вездехода является дизельный двигатель ММЗ Д245.12С. Была выбрана одна из лучших моделей двигателей от минского моторного завода (ММЗ). Главный показатель качества — экономичность и надежность. По экономичности мотор находится на уровне лучших мировых стандартов и потребляет 218-250 гр. дизельного топлива на 1 кВт мощности. Общая мощность — 110 л.с. Рабочий объем — 4750 куб см. Степень сжатия – 15. Вес укомплектованного вспомогательными агрегатами мотора в картере вместе со сцеплением — 500 кг.

Конструкторы сделали выбор в пользу низкооборотного тракторного дизеля. Если у автомобильных дизелей рабочая скорость с максимальным крутящим моментом составляет 3000-5000 об/мин, то к Д245-12С 2400 об/мин. Понижение скорости вращения приводит к повышению надежности. Значительно снижается нагрузка на элементы двигателя.

Трансмиссия

На гусеничных вездеходах делается акцент на простоту конструкции. Даже на более дорогих модификациях, например, ГАЗ-34039 Ирбис ставят только простую механическую трансмиссию. КПП расположена в кабине и закрыта шумозащитным кожухом. Число ступеней – 5 + задний ход. Для поворота используется фрикцион. Трансмиссионное отделение выполнено под капотом в передней части кабины.

Водитель вездехода ГАЗ ведет управление тремя рычагами: повороты влево/вправо и переключатель КПП. Приборы, указывающие уровень топлива, уровень масла и температуру выполнены без электроники. В них применяется только надежная механичная часть. Максимальное уменьшение числа электронных приборов — необходимое условие для эксплуатации вездеходов в условиях севера. Доступ к механическим компонентам вездехода ведется через три люка:

  • капот спереди кабины (отделение механизмов поворота и редукторов на гусеницы);
  • откидывающийся кожух КПП в кабине;
  • капот моторного отделения между кабиной и пассажирским салоном.

ГАЗ-34039

Советский ветеран, выпускавшийся аж с 1985 года и по-прежнему находящийся на слжбе полярников. Это уже полноценный гусеничный вездеход, больше напоминающий бронетранспортер. В движение этого монстра приводит 4-цилиндровый мотор на 110 «лошадей» в паре с 5-ступенчатой мехнической коробкой. Мотор оборудован системой предпускового подогрева, а коробка имеет пониженную передачу. Все это позволяет ГАЗу отлично чувствовать себя на снегу, грязи и в условиях топкой весенней тундры. Неприхотливый дизель легко переваривает любую солярку, а автономная система отопления прогревает большой салон. К слову, рассчитан он вплоть до 10 человек, кроме того, внутри можно оборудовать 4 спальных места. Из минусов можно отметить крайнюю медлительность этого вездехода и солидный возраст сохранившихся экземпляров.

Ходовая часть

Состоит из 12 катков для гусениц. Каждый каток имеет свой собственный независимый узел торсионной подвески. Запчасти ГАЗ для ходовой части предлагают два вида катков. Различия можно видеть на фотографиях.

Каток опорный представляет собой легкий стальной диск, полученный методом штамповки с навариванием широкого обода, но более популярная другая конструкция. В ней два выпуклых диска свариваются в объемную конструкцию. На обод надевается резиновое кольцо. Обрезиненные катки значительно продлевают срок службы гусениц. Обычно он составляет 6000 км, а с гусеницами с дополнительными резиновыми амортизаторами — 12000 км.

Малый ресурс гусениц является фактором, ограничивающим эксплуатацию вездехода при переброске людей и грузов на большие расстояния. На дорогах с покрытием и на грунтовых (проходимых для обычного автомобильного транспорта) его рекомендуется перевозить на прицепе. Погрузка возможна на обычных грузовой прицеп с помощью крана или с помощью движения вездехода по наклонной плоскости (погрузка на эвакуатор). Массогабаритные характеристики не накладывают ограничений на перевозку вездехода по обычным дорогам.

Цены на ГАЗ-3409 «Бобр»

Цена на снегоболотоход «Бобр» может весьма и весьма различаться в зависимости от года выпуска и желания продать. Новый продаётся за три с половиной миллиона. Подержанный — от 300000 до двух-трёх миллионов. Тем не менее, если можно приобрести снегоболотоход ГАЗ 3409 «Бобр» за миллион, то вряд ли кто-то будет его покупать за два или три.

Следует отметить, что при покупке машины производитель даёт на него гарантию и определённый сервис. Большинство потребителей этого вида транспорта находятся в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Купив машину б/у, человек, находящийся в Москве, будет сильно озадачен её транспортировкой, а также вряд ли сможет осмотреть её лично, да ещё и все доступные предложения. В то же время новая машина может быть доставлена в полном комплекте потребителю, и её цена будет сравнима с новым автомобилем класса бизнес или люкс.

Обогреватель салона Webasto

В условиях севера отопление салона имеет особо важное значение. Использование тепла от дизельного двигателя для отопления салона привело бы к снижению надежности мотора, поэтому оно не применяется. Для обогрева салона установлен надежный автономный обогреватель салона фирмы Webasto. Он же является предпусковым подогревателем двигателя. И здесь конструкторы нашли хорошую оптимизацию. Фирма Webasto выпускает отопители для кабин грузовиков, фур, микроавтобусов и автобусов. Установка отопителя от крупнейшего производителя упрощает поиск запчастей. Расход топлива — 100-250 г/ч.

Сравнение с предшественником ГАЗ-71

Неэкономичный карбюраторный двигатель ЗМЗ-41 был заменен на дизельный Д24512С. В результате расход топлива снизился в два раза (50 л/100 км вместо 100 л/100 км), а само топливо было заменено с бензина на дизельное. Общая стоимость эксплуатации снизилась в три раза. Вездеход стал унифицированным по топливу с грузовыми автомобилями, отопителями, буровыми установками и другой техникой, широко используемой на крайнем севере.

Добавлена задняя звездочка, угол атаки гусеницы при движении задним ходом стал таким же, как и спереди.

Запас хода увеличен с 400 до 700 км. При расходе 50 л/100 км общая емкость баков составляет 370 л.

Силовая установка вездехода ГАЗ-3409

Двигатель вездехода дизельный, Cummins ISF 2.8. Двигатель в скором времени должен быть заменён на Huadong ISF 2.8, являющийся полным аналогом. Объём двигателя — 2.8 литров.

Мощность составляет 130 лошадиных сил. Это достаточно приличный показатель для внедорожных специальных машин. Такая мощность является залогом уверенного набора скорости, прохождения трудных участков с разгона, прохождения скользких грунтов. В сочетании с гусеничным движителем, это позволяет держать заявленный угол подъёма в 35 градусов даже по глубокому снегу или в дождь, чем не может похвастать большинство подобных вездеходов.

Хорошие характеристики проходимости даёт также большой крутящий момент двигателя — 285 Нм. Это позволяет с минимальными потерями КПД преобразовывать его в непосредственно в крутящий момент на ведущих валах машины. Диапазон вращения — от 3800 до 1600 оборотов. Такая вилка позволяет реализовать не только автомобильные или вездеходные потребности, но и быть использованной для тракторов или других сложных машин, требовательных к соблюдению определённой скорости движения.

Ключевой для современного потребителя характеристикой является расход топлива вездеходом. Он составляет 30 литров на 100 км по шоссе. Показатель, надо сказать, весьма высокий. Его ближайший конкурент из Японии от фирмы Исузу, Охара, имеет примерно в полтора-два раза меньший при тех же характеристиках.

Однако для среднего российского потребителя вездеходов, как ни странно, это не является большой проблемой, несмотря на завышенные цены на топливо в России. Кстати, вместимость бака — 185 литров, этого хватит на преодоление весьма существенной дистанции, даже по бездорожью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]