Зачем нужно устройство ограничения скорости в автомобилях и как оно работает

Никто не будет спорить с тем фактом, что очень часто ДТП и различные аварии возникают именно по причине превышения водителями скоростного режима. Но одно дело, когда речь идёт о превышении на несколько километров в час, и совсем другое, когда машина буквально мчится на участках, где не допускается ехать даже быстрее 40 километров в час.

Многие современные легковые автомобили, имеющие внушительную мощность и большую максимальную скорость, искусственно ограничены по своей максималке с помощью так называемых электронных ошейников. Но здесь речь идёт обычно об ограничителе на отметке 250 километров в час.

Совершенно иначе обстоит ситуация с грузовым транспортом, который предназначен для перевозки различных опасных грузов и товаров. Именно для них и создаются устройства для ограничения скорости. Это оборудование обязано соответствовать определённым требованиям, нормам и стандартам, что позволяет эксплуатировать такие машины и при международных грузоперевозках.

Устройство ограничения скорости автомобиля

В соответствии с действующим законом некоторые виды транспортных средств, например школьные автобусы, перевозящие детей, а также грузовой автотранспорт, в котором перевозят опасные грузы, в обязательном порядке должны быть оборудованы специальными устройствами для ограничения скорости.
Это техническое средство устанавливается в автомобиль и не позволяет ему разгоняться выше установленного скоростного порога. Устройство регулируется в соответствии с требованиями для определенного вида ТС.

Принцип работы устройства ограничения скорости

Все современные УОС работают по схожему принципу: ограничение скорости происходит через регулировку подачи топлива в ДВС, которая происходит либо через электромагнитный топливный клапан, либо педалью акселератора.

Механика работы УОС следующая.

Электронный блок управления (ЭБУ) автомобиля постоянно получает импульсный сигнал о текущей скорости движения от спидометра. При достижении автомобилем скоростного порога, установленного для УОС, ЭБУ передает сигнал на электромагнитный клапан, регулирующий подачу топлива в двигатель, и резко ограничивает ее, пока скорость автомобиля не становится меньше критического значения. Если в транспортном средстве установлены другие контрольно-ограничительные приборы, например по удаленному управлению двигателем, то он переходит в режим «холостого хода» до момента снижения значения скорости меньше критической отметки.

Разновидности ограничителей

В зависимости от принципа их действия приборы делятся на три основных типа: механические, электронные и цифровые.

1. Ограничители скорости с заводской маркировкой FS относятся к типу механических. Их применяют в приводной технике для ограничения центробежных сил.

2. Электронные ограничители имеют стандартную маркировку ES. Это самый распространенный вид ограничителей: при достижении предельного скоростного порога в этих приборах срабатывает реле, и автомобиль перестает разгоняться.

3. Цифровые скоростные ограничители имеют маркировку DS. Эти приборы работают в плотной спайке с главным энкодером, от которого поступают сигналы.

Сферы применения ограничителей скорости

Виды техники и транспортных средств, для которых обязательна установка устройств для ограничения скорости:

1. Школьные и другие автобусы, перевозящие организованные группы детей в возрасте от 6 до 16 лет и конструктивная скорость которых превышает 60 км/час. Если такие ТС были введены в эксплуатацию после сентября 2010 года.

Требование действующего законодательства: п. 1.16.1.2 приложения 6 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза 018/2011.

2. Грузовые транспортные средства категорий EX/II, EX/III, FL, OX, АТ, на которых перевозят опасные грузы (п. 9.2.1.1 ДОПОГ). Такие грузовики в обязательном порядке должны быть оборудованы устройствами ограничения скорости вне зависимости от их максимальной массы и года выпуска.

3. Прочие грузовые транспортные средства, перевозящие опасный груз без специального разрешения. Требования: максимальная масса транспортного средства превышает 12 тонн и оно впервые зарегистрировано после 31 декабря 1987 года, или максимальная масса превышает 3,5 тонн и грузовик был впервые зарегистрирован после 31 декабря 2007 года.

Нормативно-правовая база и административная ответственность

Согласно правилам и нормам ДОПОГ 2022 года, на новые грузовые автомобили импортного производства, оснащенные так называемой функцией ограничения скорости (ФОС), необходима установка отдельного устройства ограничения скорости (УОС). Даже если по техническим характеристикам автомобиля, прописанным в паспорте, предельная скорость автомобиля не превышает 90 км/час, согласно п. 9.2.1.1 Приложения 8 к ДОПОГ, установка устройства ограничения скорости УОС является обязательным требованием.

Специальная административная ответственность для водителей, управляющих ТС без УОС, не предусмотрена. Поэтому штрафы за превышение скорости движения автомобилей, перевозящих опасные грузы, накладываются на общем основании наряду с другими участниками дорожного движения, в соответствии со статьей 12.9 КоАП (превышение установленной скорости дорожного движения).

Как установить устройство ограничения скорости

Установить на ваше транспортное средство устройство ограничения скорости можно в нашей компании.

Документы

Простой установкой устройства для ограничения скорости перевозчик не может обойтись. Соответствующие конструктивные изменения следует подтвердить документально.

В соответствии с Техническим Регламентом, УОС подлежит обязательному внесению в технический паспорт автотранспортного средства. Если система контроля предусмотрена ещё с завода, соответствующие метки обязан вносить производитель.

Если же владелец автотранспортного средства сам осуществляет установку, то есть вносит определённые изменения в конструкцию автомобиля, требуется оформить специальный документ.

Монтаж УОС предусматривает обязательное пломбирование оборудования, которое выполняет мастер по установке. Не допускается использование ограничителей, которые не прошли сертификацию и не имеют соответствующие разрешительные документы. Потому перечень компаний, которые занимаются изготовлением и установкой УОС на автомобили, строго ограничен.

Чтобы получить все необходимые сертификаты и документы, не переживать относительно оформления изменений в конструкции автотранспорта, необходимо обратиться в проверенные компании, имеющие соответствующие допуски для проведения таких работ. После завершения монтажа будут выданы все необходимые сопроводительные документы.

Помимо документов, на автомобилях с УОС также должны быть предусмотрены специальные этикетки, подтверждающие факт установки ограничителя скорости. Дополняется такая этикетка наклейкой, где отображается максимально допустимая скорость движения.

Наклейке допускается устанавливать на любые части автотранспортного средства. Также регламентом не предусматривается конкретное содержание наклейки. Но она должна присутствовать и быть заметной для других участников дорожного движения. Потому зачастую она располагается в задней части транспортного средства с левой или правой стороны. А иногда наклеек предусмотрено сразу несколько. Это уже на усмотрение автовладельца.

Устройство ограничения скорости (УОС). Назначение. Схема работы

Большинство дорожно–транспортных происшествий происходят из-за превышения скоростного режима водителем. Есть большая разница в том, чтобы ехать, чуть превышая скорость на несколько километров и тем, чтобы гнать с бешеной скоростью. К счастью, существует специальный прибор, который ограничивает скорость автомобиля таким образом, что тот никак не сможет двигаться выше фиксированного предела. Этот прибор – устройство ограничения скорости (УОС). В статье поговорим о нем: для чего он предназначен и какие выполняет функции.

Сейчас существует огромное количество грузоперевозок, перевозок детей, больших групп людей, которые передвигаются на больших машинах или автобусах. Одно из самого страшного, что может произойти на дороге, является, пожалуй, авария с перевозкой детей. Водитель транспортного средства просто обязан соблюдать все Правила дорожного движения, а самое главное – скоростной режим. Подобные транспортные средства должны быть оснащены устройством ограничения скорости в обязательном порядке – это предусмотрено ПДД.

Можно даже сказать, что УОС созданы именно для таких автомобилей.

Все оборудование должно быт адаптировано под определенные стандарты, нормы и требования.

ПОМОЖЕМ ИЗБЕЖАТЬ ШТРАФОВ

Невыполнение требований законодательства влечет за собой штрафные санкции:

На водителя2 000 — 2 500 руб.

На должностное лицо15 000 — 20 000 руб.

На юр. лицо400 000 — 500 000 руб.

(ст. 12.21.2 Административного кодекса РФ), а также эвакуацию транспортного средства на штрафстоянку до момента ликвидации причины нарушения до момента ликвадации причины нарушения (ст. 27.13 Административного кодекса РФ).

Назначение устройства ограничения скорости

Итак, название устройства говорит само за себя – его основная задача заключается в ограничении максимально допустимой скорости, с которой может передвигаться автомобиль по проезжей части общего пользования.

Устройство ограничения скорости характеризуется как контрольное оборудование, регулирующее подачу топлива в двигатель внутреннего сгорания, находящийся внутри машины. Благодаря этому процессу устройство ограничивает скорость, с которой движется грузовик. Регулирование способно производится двумя способами.

Один из них – при помощи электромагнитного топливного клапана. Этот способ осуществляется на крупных грузовых автомобилях, оснащенных стандартной механической педалью акселератора.

Следующий способ – использование педали акселерометра. Этот метод предназначен для других видов грузовых машин, которые оснащены педалью газа электронного типа.

Оборудование очень полезное, создано для того, что обеспечить защиту во время езды определенных видов автомобилей, для которых применение устройства ограничения скорости – обязательное условие.

Чем грозит превышение оборотов

Опасные скорости вращения обычно отмечаются на тахометре в виде красной зоны, куда стрелку лучше не допускать. Да и необходимости в этом нет, если взглянуть на внешнюю скоростную характеристику двигателя внутреннего сгорания, то можно увидеть ярко выраженный пик мощности, расположенный на отметке так называемого номинального режима.

Дальше крутящий момент и мощность резко падают, сохранить динамику поможет только переход на следующую передачу.

  1. После превышения максимальной отметки износ двигателя сильно увеличивается. Нагрузки растут, система смазки уже не справляется, наблюдается локальный перегрев во многих узлах мотора.
  2. Двигатель не может быть идеально отбалансирован, поэтому с ростом оборотов повышается его вибронагруженность. А все вибрации и шумы повышают ускорения и ударные нагрузки деталей. Вплоть до разрушения.
  3. Инерция движущихся деталей перестаёт гаситься штатными средствами. Например, каждый клапан открывается кулачком распредвала, а закрывается действием пружины. На определённой скорости пружина уже не сможет плотно прикрыть клапан, он зависнет, и до него достанет движущийся с огромной скоростью поршень. Удар и массовые поломки.
  4. Те же силы инерции способны оборвать шатун или провернуть вкладыши. Мотор заклинит, а блок цилиндров будет пробит насквозь.

Упоминавшиеся автоспортсмены по своему опыту знают, как важна каждая сотня оборотов на границе красной зоны тахометра. Но этому надо долго учиться, вовремя умеряя прыть мотора. В гражданской практике используется программный ограничитель оборотов.

Схема работы УОС

Разумеется, возникает логичный вопрос: каким же образом функционирует УОС на автомобилях и за счет чего происходит выполнение функций?

Устройство имеет определенный алгоритм работы: в его состав входит специальный блок управления, подключающийся к штатной автосистеме определения текущего скоростного режима движения автомобиля. Штатная система в непрерывном порядке пускает на электронный блок УО определенные импульсы, благодаря которым происходит контроль за текущими параметрами.

Когда машина достигает своей критической скорости, этот блок передает сигнал на электромагнитный клапан. Он же, в свою очередь, отвечает за подачу горючего в камеру сгорания. Эти сигналы меняют работу электромагнитного клапана, и он начинает пропускать меньший объем топлива. Благодаря всем этим действия происходит снижение объема подаваемого горючего, и скорость автомобиля, наконец, падает.

В момент фиксирования электронным блоком падения скорости ниже критической отметки, сигналы на электромагнитный клапан перестают поступать. Запускается штатный режим работы топливной системы. Если возникает необходимость, данный цикл повторяется. Это происходит тогда, когда водитель вновь начинает превышать грань его критической скорости.

Помимо всего этого, работа ограничителя позволяет использовать иные исполнительные устройства. Зачастую в его работе применяется силовой агрегат. В момент получения блоком управления сигнала о том, что скорость заходит за заданные пределы, силовой агрегат продолжает свою работу до холостых, и делает это до того момента, пока скорость вновь не достигнет своей нормы.

Сами параметры критической скорости определяются, как правило, в индивидуальном порядке.

Каждый случай грузоперевозки задает свои параметры. Они зависят от местности, куда направляется транспорт, от модели машины, от временного периода, за который груз должен быть доставлен и т.п. Стандартными являются, пожалуй, значения около 80-90 км/ч.

Для того, чтобы это параметр установить, УОС следует пройти процедуру калибровки.

Каждое устройство ограничения можно откалибровать под нужные значения, то есть перенастроить и адаптировать под текущие условия эксплуатации: одна ситуация требует движения со скоростью, доходящей до 90 км/ч, иная имеет свое критическое значение – 70 км/ч.

Типы отсечек двигателя по плавности срабатывания

Есть также такие понятия, как «жесткий» и «мягкий» ограничители. «Жесткие» ограничители – это те, в которые вы «врезаетесь» во время интенсивного набора скорости с неприятным клевком, когда мощность двигателя внезапно пропадает. «Мягкие» ограничители замедляют обороты постепенно, это не так заметно.

Иногда, если на автомобиле стоит мягкий ограничитель, автовладелец даже может задаться вопросом: а он вообще есть на этом двигателе?

Скажем так: если есть сомнение, есть ли «отсечка» или ее нет, не играйте с огнем, не нужно превышать заданных оборотов в красной зоне. А еще лучше посмотрите в технической документации, какие предельные обороты заявлены производителем для вашего типа двигателя. Всегда держите в уме это число и даже близко к нему не подходите, если не хотите уехать на внезапное ТО на эвакуаторе.

Как работают ограничители скорости автомобиля?

Сегодня производители машин предлагают различные ограничители скорости, ведь последствия её превышения бывают очень печальными. Наиболее простые устройства не дают ехать быстрее лимита, а самые продвинутые даже умеют читать знаки.

Все мы любим скорость. В том числе, ради неё создавался автомобиль. Но она же таит опасность. Превышение скорости на сегодняшний день – самая распространенная причина серьезных ДТП. Автопроизводители постоянно увеличивают мощность моторов, а значит, и динамические характеристики машин. Но в то же время не забывают об ограничителях скорости, о которых и пойдёт речь.

Ограничители скорости автомобиля бывают разными по сложности, и по принципу действия. У самых простых ограничителей в меню бортового компьютера достаточно задать скоростной порог. При его превышении прозвучит специальный звуковой сигнал, и на дисплее отобразится предупреждающий индикатор. Такой ограничитель полезен для невнимательных водителей.

Электроника ограничителя интегрирована в работу бортового компьютера и имеет собственный блок управления. Такие варианты доступны на многих автомобилях, начиная от бюджетного, и заканчивая бизнес классом. Правда, не у всех эта функция предусмотрена в базовой комплектации. Простая и не дорогая она призвана лишь предупредить водителя, и не вмешивается в процесс управления.

Другое дело, когда автомобиль не может превысить заданный водителем скоростной лимит, как бы сильно он не давил на газ. Такой ограничитель скорости связан со многими системами бортового компьютера, начиная от управляющей электроники двигателя, и заканчивая круиз-контролем. Встречается он на разных классах авто. Но его проблема в следующем. Часто включать и выключать его не очень удобно, особенно учитывая динамику современного движения.

Ну, а что могут самые продвинутые ограничители скорости? Как они помогают водителю? Самый совершенный ограничитель умеет считывать дорожные знаки, различать разметку и рассчитывать расстояние до впереди идущего автомобиля, вся информация отображается на дисплее. Причем можно задать два режима: либо, только предупреждать о текущей скорости, либо бортовой компьютер сам станет контролировать скорость движения согласно предписаниям знаков.

Конечно, для работы такого функционала необходимо наличие многих составляющих: камер, радаров и датчиков, а потому пока такие ограничители скорости ставятся на дорогие машины бизнес или премиум класса. Но в будущем эти разработки должны перекочевать на машины попроще и подешевле, а может быть станут даже базовой опцией.

Всё новое трудно пробивает себе дорогу. Но, привыкнув, мы уже не понимаем, как без этого обходились раньше. Это относится и к ограничителям скорости автомобиля.

Из чего состоит система?

Установка блок управления осуществляется на панели в кабине. Он принимает все сигналы скорости. Эти импульсы передает спидометр. Также блок управления обязан принимать все сигналы от датчика МКПП. Здесь многое будет зависеть от марки грузового автомобиля.

Блок управления постоянно контролирует скорость до максимального значения. Как только автомобиль начинает превышать, то происходит блокировка подачи топлива благодаря специальному клапану, регулирующему поток горючего.

Как только калиброванная скорость достигнута, клапан закрывается и включается в работу игольчатый клапан. Он настроен таким образом, что в двигатель может подаваться только столько горючего, сколько необходимо для поддержания заданной скорости, но не более.

Ограничитель скорости для бензовозов

Транспортировка опасных грузов находится на особом учете у государственных структур. В связи с этим разработан Федеральный закон «О техническом регулировании» от 10.09.2009 и утвержден регламент о безопасности ТС. Его основой являются требования, предъявляемые к некоторым особенностям конструкции, одним из самых значимых является ограничение скорости.

Требования к ТС, работающим на территории РФ для транспортировки опасных грузов, устанавливаются 2 инстанциями:

  • для РФ и Таможенного союза — ПОГАТ;
  • для европейских стран — ДОПОГ.

Согласно требованиям от 01.01.2012, применяемым ко всем ТС, занимающимся транспортировкой опасных грузов, техническое устройство ТС должно подпадать под правила № 105 ЕЭК и пункта 9.2.1.1 ДОПОГ.

Предназначение и особенности использования

Установка УОС (устройства ограничения скорости) подтверждается копией сертификата на сам прибор и свидетельством установки. В дополнение может идти наклейка со спец. символами, указывающая на наличие УОС. Эти документы предъявляются сотрудникам ГИБДД. Сам прибор для защиты от несанкционированного вмешательства фиксируется пломбой

Автомобили, предназначенные непосредственно для транспортировки ГСМ, уже в базовой комплектации оснащены шильдами ADR. Так структурируют свой рынок техники европейские производители, подгоняя авто под дополнительные требования правил ЕЭК ООН № 105. В этих конструкциях ограничители имеют личный номер, как базовый агрегат.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]