Приобретая грузовой автомобиль или спецтехнику с двигателем Cummins, многие могут не интересоваться вопросом об истории мотора. Если в истории мотора были тяжелые условия эксплуатации, плохое техническое обслуживание или вовсе его реанимировали для продажи, то в скором времени нужно будет проводить ремонт силового агрегата. При ремонте могут потребоваться запчасти. Но для приобретения запасных частей нужно знать модель и серийный номер двигателя. Запчасти подбираются по электронному каталогу, в противном случае они могут просто не подойти к вашему силовому агрегату. Более того, не зная модели движка, вы не можете точно определиться c подбором и приобретением расходных материалов, регламентом технического обслуживания. Для того чтобы предварительно узнать стоимость ремонта в сервисном центре, потребуется назвать модель мотора. Вот тут и становится актуальным вопрос, как узнать модель двигателя грузового автомобиля и где находится его серийный номер. Существует несколько альтернативных вариантов найти ответ на этот вопрос.
Важность цифровых обозначений
В РФ обязательной остается процедура регистрации транспортных средств и последующее предоставление подтверждающей документации. Регистрация автомобилей без документов, подтверждающих соответствие действующим стандартам безопасности дорожного движения, запрещена. Регистрация важна для законного допуска машины к участию в дорожном движении и помогает следить за правильностью эксплуатации, соблюдении правил дорожного движения. При этом в регистрационной документации указывают технические параметры и номерные обозначения КамАЗа.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Первым делом осмотрите двигатель. На подавляющем большинстве моторов Cummins есть специальный паспортная табличка с указанием модели и серийного номера двигателя, дате производства, мощности и т.п. Этот шильдик может находиться на самой клапанной крышке (Cummins ISB, ISF), на картере шестерен (Cummins BTA, C8.3, ISL), на проставки клапанной крышки (Cummins M11). На старых моторах за время эксплуатации эта табличка может быть повреждена, а информация на ней быть нечитабельной.
Технические характеристики
ISLe
Серия ISLe это компактные, технологичные и мощные дизельные моторы, оснащенные топливной системой Common Rail, электронным блоком, которые управляет впрыском топлива в цилиндры и компрессионным тормозом Jacobs (как опция на некоторых моделях).
Линейка Cummins ISLe достаточно обширна. Только основных моделей в ней 10 штук, плюс еще несколько модификаций, в которых, к примеру, нет или есть системы нейтрализации выхлопа. Все они как минимум соответствуют экологическому стандарту Евро-3 и мощностной диапазон составляет от 276 до 375 л.с. Но у них есть и общие, присущие всей серии, технические характеристики.
- Тип: 6 цилиндровый, рядный, дизельный.
- Рабочий объем: 8,9 л.
- Мощность: 276-375 л.с.
- Охлаждение: жидкостное.
- Экологический стандарт: Евро-3 и 4.
- Топливная система: Common Rail — Bosch P7100 Pump.
- Турбонаддув: Turbocharged & Air-Air Intercooled.
Cummins ISLe ставят только на две машины — на шасси и самосвал Камаз 6520-19.
ISBe
Отличительной чертой серии Cummins ISBe можно назвать универсальность и экономичность. Не зря их ставят на очень большой количество моделей Камаз. Здесь американцы нам предлагают как 4-х так и 6-ти цилиндровые агрегаты. Количество цилиндров видно в названии каждой модели – 4ISBe или 6ISBe. Все та же хорошо зарекомендовавшая себя топливная система Common Rail от компании Bosch и турбокомрпессор.
Модели с четырьмя цилиндрами ставят на грузовики и автобусы с полной массой до 18 тонн, а шесть цилиндров уже идут на тяжелые машины массой до 34 тонн.
- Тип: 4-6 цилиндровый, рядный, дизельный.
- Рабочий объем: 4,5-8,9 л.
- Мощность: 183-296 л.с.
- Охлаждение: жидкостное.
- Экологический стандарт: Евро-3 и 4.
- Топливная система: Common Rail — Bosch P7100 Pump.
- Турбонаддув: Turbocharged & Air-Air Intercooled.
ISXe15
Самым мощным двигателем в линейке Cummins, который устанавливают на автомобили Камаз, является ISXe15. Это 6-ти цилиндровая силовая установка, развивающая мощность от 437 до 665 л.с. Еще из отличительных особенностей данного двигателя можно назвать наличие турбокомпрессора, электронного блока управления впрыском топлива, моторного тормоза InterBrake, системы каталитической нейтрализации выхлопа. Топливная система здесь нового типа, на основе насос-форсунок (об этом говорит индекс “X”). А цифра 15 указывает на то, что рабочий объем этого мотора составляет аж 15 л. Крутящий же момент составляет 2508 Нм.
С двигателем Cummins ISXe15 завод в Набережных Челнах выпускает только два автомобиля: КАМАЗ-65226-6010-77 и КАМАЗ-65228. Это мощные тягачи. На первый ставят мотор в 535 л.с. мощности, а на второй в 600 л.с., оба стандарта Евро-3. Такую огромную мощность пока сложно подогнать под современные экологические нормы.
Идентификационные номера и схема пломбирования КамАЗ-5490.
Идентификационные номера и схема пломбирования КамАЗ-5490.
Маркировка автомобиля.
Маркировка автомобиля должна соответствовать «Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств».
Табличка заводская автомобиля
Заводская табличка автомобиля устанавливается на правой панели боковины кабины в проеме двери.
Табличка заводская автомобиля.
— наименование завода-изготовителя;
— идентификационный номер, включающий:
- ХТС – код завода-изготовителя;
- а – условный код модели автомобиля, состоящий из шести знаков;
- b – код года выпуска (1 знак);
- с – порядковый производственный номер автомобиля (7 знаков).
- – знак обращения на рынке;
- е – номер «одобрения типа транспортного средства»;
- значения масс: технически допустимые максимальные массы и разрешённые максимальные массы.
Если технически допустимая максимальная масса превышает соответствующую разрешенную максимальную массу, то значения масс указываются в двух столбцах: разрешенная максимальная масса -в левом столбце; технически допустимая масса в правом столбце.
Технически допустимые максимальные массы:
- m – технически допустимая максимальная масса транспортного средства;
- m1 – технически допустимая максимальная масса автопоезда (для тягачей);
- Р1 – технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на переднюю ось;
- Р2 – технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на вторую ось;
- Р3 – технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на третью ось;
- Р4 – технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на четвертую ось.
Разрешённые максимальные массы:
- m* – разрешенная максимальная масса транспортного средства;
- m1* – разрешенная максимальная масса автопоезда (для тягачей);
- P1* – разрешенная максимальная масса, приходящаяся на переднюю ось;
- P2* – разрешенная максимальная масса, приходящаяся на вторую ось;
- Р3* – разрешенная максимальная масса, приходящаяся на третью ось;
- Р4* – разрешенная максимальная масса, приходящаяся на четвертую ось.
Табличка заводская автомобиля для экспорта.
Табличка устанавливается на правой панели боковины кабины в проеме двери.
Табличка заводская автомобиля для экспорта.
Табличка содержит (см. рис. Табличка заводская автомобиля для экспорта):
наименование завода-изготовителя;
- е – европейское одобрение;
- d – отличительный номер или буквы страны, предоставившей утверждения типа ЕЭС;
- f – номер утверждения типа ЕЭС
идентификационный номер, включающий:
- ХТС – код завода-изготовителя;
- а – условный код модели автомобиля в соответствии с ТУ на автомобиль, состоящий из шести знаков;
- b – код года выпуска согласно ГОСТ Р51980-2002 (1 знак);
- с – порядковый номер автомобиля (7 знаков).
Технически допустимые конструкцией параметры масс:
- m – полная масса автомобиля, допустимая конструкцией;
- m1– полная масса автопоезда (для тягачей), допустимая конструкцией;
- P1– допустимая конструкцией масса, приходящаяся на переднюю ось;
- Р2 – допустимая конструкцией масса, приходящаяся на вторую ось;
- Р3 – допустимая конструкцией масса, приходящаяся на третью ось;
- Р4 – допустимая конструкцией масса, приходящаяся на четвертую ось.
- Допустимые параметры масс разрешенных к регистрации:
- m* – полная масса автомобиля;
- m1* – полная масса автопоезда (для тягачей);
- P1* – допустимая масса, приходящаяся на переднюю ось;
- Р2* – допустимая масса, приходящаяся на вторую ось;
- Р3* – допустимая масса, приходящаяся на третью ось;
- Р4* – допустимая масса, приходящая на четвертую ось;
- товарный знак завода-изготовителя.
Параметры двигателя:
- g – порядковый номер двигателя;
- k – модель двигателя;
- n – полезная мощность двигателя.
Важность обозначения номеров автомобиля
Статья 33 определяет, что при порче номера автомобильной рамы нельзя проводить регистрацию машины в ГИБДД и предоставлять номерные знаки. По данной причине в соответствии с действующим законодательством РФ изначально проводится экспертиза номеров, после чего принимается окончательное решение.
При естественном изнашивании кодовой комбинации можно решить вопрос и криминальное дело не будет возбуждено. Например, многие владельцы КамАЗа моделей 5320, 43114, 43118, 53212, 55111, 65115 сталкиваются с тем, что при интенсивной эксплуатации все-таки стираются важные данные. К тому же вышеперечисленные модели длительное время выпускались в России и часто причины стирания информационных кодов естественные.
Иногда проводится экспертиза, во время которой обнаруживают мошеннические действия, связанные с кражей автомобиля. В таких случаях отправляют машину на специальный участок и начинают расследование. Например, 65117 выпускают только с 2004 года, поэтому естественное изнашивание происходит не всегда, и каждая ситуация рассматривается с особенной тщательностью.
Каждый водитель должен знать, где находится номер шасси на КамАЗе и где можно найти другие информационные таблицы. Это позволит проверить состояние кодовых комбинаций и определиться с дальнейшими действиями. Для правильного проведения экспертизы важно знать особенности действующего законодательства РФ и собственные права водителя.
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ
Моторы Cummins, которые оснащены электронной системой управления имеют электронный модуль. На нем находится информационная табличка, в которой указаны серия и номер двигателя, код калибровки, дата выпуска. Также в блоке управления ДВС есть данные с серийным номером. Считать эту информацию можно подключив диагностику. Если электронный модуль менялся, или выполнялась его калибровка данные могут не сохраниться или быть некорректными.
Особенности расположения номеров двигателя и рамы
Идентификационный номер транспортного средства всегда находится с правой стороны и в задней части, а точнее – в лонжероне автомобильной рамы. При этом номер рамы КамАЗ может быть нанесен только по ходу движения. С двух сторон обязательно наносят ограничительные знаки.
Факт! При этом нужно знать, где находится номер рамы на КамАЗе. Эта кодовая комбинация располагается на правом лонжероне в передней части автомобильной рамы. Расположение номера кабины на КамАЗе уже будет другим: внутренняя панель передней части кабины.
Обязательно указывают следующие данные:
- модель рамы или кабины транспортного средства (6 знаков);
- одна цифра, определяющая год, когда был выпущен автомобиль;
- номерная комбинация рамы или кабины (7 цифр), определяющая дату и изделие при выпуске машины.
Также нужно знать, где находится номер двигателя на КамАЗе. Таблица с обозначениями устанавливается на специально обработанном участке, а точнее – спереди силового агрегата и обязательно с правой стороны в верхней части.
При этом указывают следующую информацию о силовом агрегате:
- код базового мотора, который изначально был установлен;
- код, определяющий версию силового агрегата;
- номер, определяющий год выпуска двигателя;
- порядковая номерная комбинация.
Информация наносится в 2 строки. Для нанесения используют ударный метод, так как это гарантирует высококачественное пробивание цифр. При этом информация наносится на блок цилиндров.
Кодовая комбинация пробивается в определенных участках в соответствии со схемой автомобиля и законодательными нормами. Так же можете прочитать про Передачи на КАМАЗЕ.