Коробка переключения передач КПП-154 для автомобиля КамАЗ

Создавая коробку передач 154 КАМАЗ, конструкторы делали упор на тяговые характеристики. Трансмиссия изначально ориентирована не только на привычные самосвалы и бортовые грузовики, но и на полноприводные трёхосные тягачи-вездеходы. Механический 10-ступенчатый агрегат (5 передач плюс 2-ступенчатый делитель) надёжен и неприхотлив. Работает с однодисковым сцеплением, 2-дисковое установить не получится.

КПП КАМАЗ 154 – модификация предшествующей модели с номером 152. Состоит из деталей повышенной износостойкости. К таким элементам относятся валы, шестерни, синхронизаторы, муфта. Виброизолятор эффективно выполняет возложенную на него функцию. Благодаря наличию привода включения опоры рычага, нет задержек во время смены передач.

Инженерам удалось снизить шум во время езды за счёт применения шлифованного зубчатого венца. Высокопрочная легированная сталь в его составе позволила значительно увеличить ресурс. Износостойкостью отличается реактивная тяга, ограждающая рабочие агрегаты от чрезмерных нагрузок и вибраций. Её втулки рассчитаны на долгий срок службы. Их выход из строя сопровождается появлением раскачки кузова при переключениях. Приступая к замене втулок, полезно проверить заодно и состояние сальника.

В механизме делителя имеется пара цилиндрических шестерней, два вала, синхронизаторы и механизм смены передач. С целью равномерного повышения мощности, передающейся с двигателя на трансмиссию, используется демультипликатор. Это компактное устройство снижает нагрузки, действующие на узлы КПП 154, что положительно сказывается на ресурсе.

Иногда пневмосистема, управляющая делителем засоряется и перестаёт нормально функционировать. Передачи начинают включаться с трудом или не включаются вовсе. В этом случае придётся промыть воздухопроводы и клапаны.

Основные нагрузки во время работы трансмиссии приходятся на валы и подшипники. В производстве этих деталей используются износостойкие материалы высокой твёрдости. Допуски размеров зажали ещё сильнее, повысив точность размеров и класс шероховатости поверхности. Подшипники на валах закрывает герметичная защита.

Принцип устройства КПП автомобиля КАМАЗ, описание особенностей

В оснащение автомобиля КамАЗ входят 2 типа КПП: имеющие пять и десять ступеней. Конструкция 10-ступенчатой КПП включает в себя основную 5-ступенчатую КПП с передаточными числами и передний 2-ступенчатый редуктор-делитель с передаточными числами. Благодаря этому делителю автомобиль имеет целых 10 передних и 2 задние скорости.


В 5-ступенчатую КПП входят:

  • Картер коробки передач, в котором смонтированы первичный, вторичный и промежуточный валы в сборе с шестернями, а также синхронизаторы и подшипники;
  • Обособленный блок шестерен задних передач;
  • механизм переключения передач в отдельном блоке в верхней части коробки;
  • Делитель передач, прикрепленный к переднему торцу картера кпп 154 камаз.
  • Крышки с уплотнительными прокладками, которые закрывают подшипники валов, при этом наружная обойма подшипника является центрующей для крышки заднего подшипника первичного вала.
  • Наружная обойма заднего подшипника 29 ведомого вала является центрующей для крышки 27 заднего подшипника ведомого вала, крепящейся к заднему торцу картера КПП-154 Камаз.
  • Манжета с пыльником, установленная в задней части крышки и имеющая рабочую кромку с левой насечкой.
  • Правая стенка картера имеет расточку в прилавках. В эту расточку запрессована ось блока шестерен заднего хода, закрепляющаяся от выпадения. Сама шайба прикручена болтом со сверлением, куда для уплотнения резьбового соединения и избежания вытекания смазки вставляется пластмассовый штифт.
  • С правой стороны картера есть горловина для заливки масла в КП. Она закрывается пробкой, в которую встроен щуп для контроля уровня.
  • Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Сливная пробка, ввернутая в бобышки, располагается внизу картера. Она снабжена магнитом, способным улавливать находящиеся в масле металлические частицы.
  • На 2х сторонах картера располагаются люки для установки коробок отбора мощности. Люки закрываются крышками с уплотнительными прокладками. ГОСТ для люков- 12323.
  • Допустимый отбор мощности по 22064, 97 Вт (30 л-с.) с каждого люка. Отбор мощности во время движения автомобиля недопустим.
  • Правая верхняя часть задней стенки имеет карман для масла, в который его забрасывает вращением шестерен. Сверление в стенке картера пропускает масло из кармана в полость задней крышки ведомого вала, так происходит смазывание червячной пары привода спидометра.
1-ая Передача2-ая Передача3-я Передача4-ая Передача5-ая ПередачаR
П7,824,032,51,531,007,38
Н6,383,292,041,250,8156,02

Первичный вал устанавливается на 2-х шариковых подшипниках. Передний подшипник находится в гнезде коленчатого вала, задний — в расточке переднего торца картера КП. Опорой ведущему валу служит стопорное кольцо, защищающее его от сдвигов.


Первичный вал выполнен совместно с шестерней. Передняя часть вала переходит в цилиндрическую шейку под передний шарикоподшипник и имеет шлицы. На шлицах установлены ступицы ведомых дисков сцепления. Шестерня первичного вала косозубая, постоянно находится в зацепленном состоянии с шестерней привода промежуточного вала. Она состоит из внутреннего зубчатого венца, применяемого для соединения с зубчатым венцом каретки синхронизатора, и внутреннего цилиндрического отверстия для установки переднего роликового подшипника ведомого вала.

Промежуточный вал выполнен совместно с венцами шестерен 1й и 2й передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы шестерни 3й и 4й передач и шестерня привода промежуточного вала.


Ведомый вал в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим валом. Упорное кольцо с внутренними шлицами закрепляет шестерни 3й и 4й передач. Расположение шлицев кольца такое, что они находятся напротив шлицев вала. Кольцо удерживает от проворачивания подпружиненная замковая шпонка. Подшипники шестерен получают масло, подающееся масло-нагнетающим устройством ведущего вала, через просверленный канал по оси ведомого вала. Синхронизаторы инерционного типа (2 штуки) отвечают за безударное переключение передач: 2й, 3й, 4й, 5й. Механизм переключения передач смонтирован в верхней крышке коробки и образован:

  • штоками (3 шт);
  • вилками переключения (3 шт);
  • головками штоков (2 шт);
  • фиксаторами (3 шт);
  • предохранителями включения 1й передачи и заднего хода;
  • замками штоков. Замок штоков образуется 2мя парами шариков и штифтом. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.

Шарики имеют такие диаметры, что с данным межштоковым расстоянием в случае перемещения штока из среднего положения, они имеют возможность выйти из лунок перемещаемого и входят в лунки неподвижных штоков. На крышке механизма переключения расположена опора рычага ПП. Справа в ней имеется установочный винт, фиксирующий нейтральное положение рычага. При рабочем положении винт должен быть вывернут. Сам делитель передач образуется:

  • Цилиндрическими шестернями;
  • Ведущим и промежуточным валами;
  • Синхронизатором и механизмом ПП с пневманическим управлением.

Устанавливаемые между задней крышкой и наружной обоймой шарикоподшипника металлические прокладки (02, 03 мм) регулируют осевой ход ведущего вала. Эвольвентные шлицы для пальчикового синхронизатора на конце вала разделены 2 проточками на 3 венца. Зубья крайних венцов тоньше, чем у среднего, что позволяет создать «замок» для предотвращения самовыключения передач в делителе. 2 роликовых подшипника являются основой для вращающейся на них шестерни ведущего вала. Масло при помощи масло-нагнетающего кольца подается через наклонные сверления ведущего вала во внутреннюю полость последнего, после чего оказывается в каналах ведущего и ведомого валов основной КП. Механизм переключения делителя передач находится в левой части картера делителя.

Техническая характеристика

Главный параметр для любых коробок переключения передач – соотношение передаточных чисел для каждой ступени. В случае с КПП КАМАЗ 154 этот параметр таков:

  • 1 (низ.)– 7,82;
  • 1 (выс.) – 6,38;
  • 2 (низ.) – 4,03;
  • 2 (выс.) – 3,29;
  • 3 (низ.) – 2,5;
  • 3 (выс.) – 2,04;
  • 4 (низ.) – 1,53;
  • 4 (выс.) – 1,25;
  • 5 (низ.) – 1;
  • 5 (выс.) – 0,815;
  • реверс (низ.) – 7,38;
  • реверс (выс.) – 6,02.

На валы трансмиссии насажены конические однорядные подшипники роликового типа. Исключение – передний, запрессованный на ведущий вал в корпусе делительного устройства – здесь применён шариковый элемент. Подшипники на которые установлены шестерни – сепараторные, роликовой конструкции, двухрядные без колец. На шестерёнчатом колесе 4-й передачи тоже роликоподшипник, но нет сепаратора.

Синхронизаторный узел инерционный, пальчиковый. На нём есть конусные кольца, выполненные из латуни. Шестерёнчатые передачи косозубые с постоянным зацеплением. Исключение – зубчатые колёса 1-й передачи и реверса.

Смазочная жидкость подаётся на детали комбинированным способом. Подшипники шестерней и делителя смазываются маслонагнетающим механизмом, на остальные детали смазка разбрызгивается. Съём мощности с основной части КПП КАМАЗ 154 происходит в соответствии с ГОСТом 123-23. Справа задействован зубчатый венец шестерён, находящихся в отдельном блоке реверсного хода. Слева – зубчатый венец на шестерёнчатом колесе промежуточного вала реверса.

Управление трансмиссией происходит вручную. На основной части привод дистанционного типа, на делителе – пневмомеханической преселекторной.

Как обслуживать КП на КамАз

Техническое обслуживание заключается в:

  • регулировке привода переключения скоростей;
  • регулировке величины зазора в клапане активации делителя;
  • а также в периодическом обновлении масла.
  1. Регулирование зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя: Сначала проводится проверка регулировки привода выключения сцепления; регулировка производится по мере необходимости; Гайки упора штока клапана, располагающиеся на толкателе поршня пневмоусилителя, расстопориваются и отворачиваются. Контрольный вывод контура IV привода вспомогательного тормоза пневмопривода тормозов подсоединяется к манометру. Давление в контуре доводится до 7-7,5 кгс/см; Педаль сцепления выжимается до упора; упор штока клапана включения делителя подводится до соприкосновения с ограничителем штока клапана и перемещается в сторону штока клапана. Получившийся зазор между торцом крышки клапана и ограничителем штока должен быть 0,2 — 0,3 мм. В таком положении упор штока клапана закрепляется гайками и застопоривается отгибными шайбами. Если давление в IV контуре привода вспомогательной тормозной системы упало до 6,2 кгс/см2, можно увеличить зазор до 0,6 мм. Далее шток и крышка клапана закрываются резиновым пылепредохранителем;
  2. Проверка масла. Пробка маслозаливной горловины выворачивается, указатель вытирается чистой тряпкой и вставляется в заливное отверстие до тех пор, пока пробка не упрется в резьбу. Закручивать не нужно.
  3. Замена масла производится не реже раза в год, но только если машина проезжает менее 90 000 км. Если автомобиль задействован в тяжелой работе, то количество раз смены масла значительно увеличивается. Поэтому при принятии решения о замене отталкиваться нужно не от рекомендаций производителя, а от эксплуатационных условий конкретного автомобиля. При замене горячее масло сливается через сливные отверстия (для этого выворачиваются пробки, расположенные в нижней части картеров коробки передач и в нижней части картера делителя передач). Магниты сливных пробок очищаются от грязи и металлических частиц. Картеры коробки и делителя промываются чистым маслом. Чистое масло заливается в КП, которую нужно на нейтральной передаче прокручивать двигателем на протяжении 10 мин; далее масло из КП сливается, вворачиваются сливные пробки и до верхней метки указателя уровня заливается смазка ТСп-1.5К. После этого нужно снова прокрутить КП на нейтральную передачу 3-5 минут. Если после всех манипуляций при замере уровня он окажется недостаточным, значит, масло надо долить. Масло обязательно должно быть горячим, т.к. чем выше его температура, тем ниже вязкость.

Обслуживание и ремонт

Самой распространенной проблемой в коробке является износ шестерен и подшипников. Детали постоянно находятся в движении, из-за трения изнашиваются. В таких случаях восстановить или отремонтировать КПП невозможно, элементы меняют на новые.

Признаки плохого функционирования КПП-154:

  • самопроизвольное выключение передачи;
  • повышенный шум и стук;
  • сложное включение механизма;
  • блокировка в одном положении.

Ремонт коробки с делителем включает 6 этапов:

  1. Разборка механизма.
  2. Выявление дефектов.
  3. Замена изношенных деталей или регулировка параметров.
  4. Замена масла трансмиссии.
  5. Сборка.
  6. Тест-драйв.

Во время проведения ремонтных работ регулируют:

  • величину зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя;
  • ход переключателя;
  • привод управления механизмом переключения.

Снимают КПП следующим образом:

  1. Сливают масло из картера.
  2. Очищают магнит пробки.
  3. Опускают запаску.
  4. Отключают провод выключателя контрольной лампы, вентиляционные трубки, кронштейны крепления глушителя.
  5. Отворачивают гайки крепления фланцев.
  6. Ослабляют тройники хомута.
  7. Снимают пневмоусилитель сцепления, затем карданный вал.
  8. Выворачивают болты крепления стартера.
  9. Отодвигают КПП назад, опускают на тележку и выкатывают из-под машины.

Ремонт КПП выполняют так:

  • снимают воздушный переключатель;
  • выкручивают крепежные болты;
  • извлекают валик;
  • открепляют вилку переключения скоростей;
  • снимают синхронизатор;
  • демонтируют вал и вилку выжимного устройства;
  • откручивают крепежи, которые удерживают на ведущем валу крышку заднего подшипника;
  • снимают крышку, демонтируют задний подшипник и вал;
  • откручивают опорную роликовую шайбу и болты стакана подшипника, снимают детали;
  • деревянным бруском выбивают вал, извлекают подшипник из корпуса делителя;
  • зажимают в тиски шлицевую часть ведущего вала;
  • откручивают стяжную гайку и маслонагнетательную гайку с вала;
  • снимают роликоподшипник, втулку и шестерни.

Снятие коробки передач с автомобиля и ее установка

Снятие КП включает

  1. Масло сливается из картера;
  2. Затем следует наклонение кабины и съем щитов пола для получения доступа к КП;
  3. Отсоединение аккумулятора от электроцепи, отсоединение вывода, соединяющего выключатель массы с рамой;
  4. Отсоединение и вытаскивание провода, соединяющего реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи;
  5. Шланг, служащий соединением впускного трубопровода двигателя и соединительной трубы воздухоочистителя, снимается. Для этого надо вывернуть гайки и вытащить болты стяжных хомутов;
  6. Разъединение штекерных соединений тахометра, спидометра, розетки прицепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ресиверах;
  7. Отсоединение кронштейнов крепления глушителя к картеру делителя;
  8. Снимаем пневмоусилитель гидропривода сцепления;
  9. Фланец-вилка карданного вала среднего моста отсоединяется от фланца ведомого вала коробки передач посредством отворачивания гаек болтов крепления, снятия пружинных шайб и вынимания болтов;
  10. Соединительный шланг трубы эжектора снимается после ослабления стяжных лент;
  11. Воздухопроводы отсоединяются от крана управления тормозными механизмами прицепа с 2-проводным приводом;
  12. Ослабление болтов крепления передних опор силового агрегата;
  13. Отворачивание гаек болтов крепления задних опор двигателя; изъятие болтов;
  14. Выворачивание болтов балки, служащей для поддержания опоры к раме;
  15. Выворачивание болтов крепления поддерживающей опоры КП к поперечной балке;
  16. Вывешивание силового агрегата за рым-болты КП;
  17. Подкладывание деревянных подставок под переднюю и заднюю половины 2-й поперечины рамы и опускание силового агрегата;

Важно! Толщина подставок должна позволять кронштейнам задних опор быть выше подушек на 50 мм.

  1. Выворачивание стяжного болта рычага передней тяги привода управления коробкой передач;
  2. Разъединение передней тяги с рычагом, снятие резинового чехла, вынимание шарика и пружины из шаровой головки наконечника рычага;
  3. Отсоединение 3-х болтов воздухопроводов управления делителем от колодки со стороны двигателя, выверение болтов крепления стартера; Выворачивание болтов, крепящих сцепление или картер делителя на картер маховика двигателя с помощью установки цепных захватов подъемного приспособления за рым-болты на КП;
  4. Снятие коробки передач и установка ее на тележке.

План установки коробки передач

Важно! Перед стыковкой коробки передач с двигателем в полость переднего подшипника ведущего вала, расположенного в расточке коленчатого вала, заложите 15 г смазки 158;

  1. Поднятие КП и установка ее на место с предварительным постановлением муфты выключения сцепления, шланга для подвода смазки к нажимному подшипнику и оттяжных пружин.
  2. Вворачивание болтов крепления картера делителя к картеру маховика двигателя.
  3. Вворачивание болтов крепления стартера;
  4. Подсоединение трубопроводов управления делителем к соединительной колодке.
  5. Соединение передней тяги с рычагом с предварительным вставлением шарика и пружины в шаровую головку рычага;
  6. Вворачивание стяжного болта рычага передней тяги привода управления механизмом передач;
  7. Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач;
  8. Вывешивание силового агрегата за рым-болты коробки передач;
  9. Вворачивание болтов крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке, после чего происходит вынимание деревянных брусков из-под второй поперечной рамы и опущение силового агрегата на опоры;
  10. Вворачивание болтов крепления балки поддерживающей опоры к раме;
  11. Вставление болтов в отверстия задних опор силового агрегата с последующим закручиванием самоконтрящихся гаек;
  12. Затягивание болтов крепления передних опор силового агрегата;
  13. Подсоединение воздухопроводов к крану управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом;
  14. Надевание соединительного шланга трубы эжектора и закрепление его стяжными лентами;
  15. Совмещение отверстий фланца вилки карданного вала среднего моста с отверстиями фланца вторичного вала КП;
  16. Вставление в отверстия болтов, надевание пружинных шайб, закручивание гаек.
  17. Установка пневмоусилителя гидропривода сцепления;
  18. Присоединение кронштейна крепления глушителя к картеру КП;
  19. Соединение штекерных разъемов тахометра, тахографа, розетки полуприцепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ресиверах;
  20. Соединение штекерных разъемов тахометра;
  21. Надевание шланга, соединяющего впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздухоочистителя;
  22. Надевание стяжных хомутов и закрепление шланга;
  23. Подсоединение провода, соединяющего реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи;
  24. Подсоединение вывода включения массы с рамой автомобиля (вывод находится на аккумуляторном ящике);
  25. Соединение аккумуляторных батарей с электрической цепью автомобиля;
  26. Возмещение щитов пола;
  27. Заливание масла в картер КП;
  28. Опускание кабины;
  29. Проверка и, при необходимости, регулировка свободного хода педали сцепления.

Комплектность КПП 154

Коробка передач 154 КАМАЗ укомплектована рядом элементов. В конструкцию входят: сцепление; вилка выключения сцепления с отходящим от неё валом с рычагом; валы (первичным, вторичным, промежуточным); картер механизма сцепления; картер КПП; опора штока; рычаг переключения передач с опорой, сухарём и штоком; ось с блоком шестерён реверса; фланец к которому крепится кардан; делитель с первичным валом; роликовые и шариковые подшипники.

Есть и второстепенные элементы: прокладки-уплотнители и кольца, крышки, пружины, манжеты.

Техническое обслуживание коробки передач КамАЗ 154

Расстояние, на которое способен перемещаться первичный вал внутри делителя, определяется величиной зазора между задней крышкой и ограничителем. Представляем пошаговую инструкцию, регулировки зазора между ограничителем перемещения клапанного штока и торцевой поверхностью крышки:

  • Проинспектируйте правильно ли отрегулирован привода, выключающий сцепление, если необходимо – внесите корректировку.
  • Освободите от фиксирующих элементов и открутите гайки на упоре клапанного штока (гайки находятся на поршневом толкателе в пневмоусилителе).
  • У пневматической тормозной системы имеется вспомогательный тормоз.
  • На его контуре привода есть контрольный вывод – сюда надо подключить манометр.
  • Доведите давление внутри контура до показателя 7-7,5 кгс/см2.
  • Плавно и до конца выжмите сцепление.
  • Сдвиньте упор к клапанному штоку до касания и переместите их так, чтобы торец клапанной крышки и ограничитель находились друг от друга на расстоянии от 0,2 до 0,3 мм. Зафиксируйте упор клапанного штока с помощью гаек и установите стопорные отгибные шайбы.
  • Если давление воздуха в контуре активации вспомогательных тормозов составляет 6-6,5 кгс/см2, то зазор должен быть 0,6 мм.
  • Зазор должен контролироваться сразу после нажатия на педаль сцепления.
  • Закрепите резиновые пыльники на клапанной крышке и штоке.

Проверка уровня смазочной жидкости в КПП 154 КАМАЗ:

  • Открутите пробку, закрывающую маслозаливную горловину. На её обратной стороне расположен щуп.
  • Протрите щуп чистой ветошью и вставьте обратно в горловину так, чтобы пробка упёрлась в резьбу (заворачивать не надо).
  • Выньте указатель. Проверьте, до какой риски доходит масляный след.

Замена масла происходит при прогретом до рабочей температуры агрегате. Сливных отверстий три – два в картере КПП и одно в корпусе делителя. Действуйте следующим образом:

  1. Открутите пробки сливных отверстий и дайте стечь отработанной жидкости.
  2. Очистите магнитные элементы на внутренней части каждой пробки от металлической стружки и загрязнений.
  3. Закрутите пробки на место.
  4. Залейте в картер коробки передач промывочное масло (понадобится около 12 литров).
  5. Установите рычаг переключения в положение «нейтраль» и мут 10-15 покрутите двигатель.
  6. Слейте промывочную жидкость.
  7. Залейте трансмиссионное масло ТСп-1.5К. Снова покрутите двигатель несколько минут, затем заглушите, подождите 2-3 минуты, чтобы дать жидкости стечь в картер и проверьте уровень. При необходимости – долейте.

Замена масла в коробке передач 154 КАМАЗ должна проводиться каждые 90 тыс. км или раз в три года.

Возможные неисправности

Все передачи включаются с затруднением, при включении первой или задней слышится скрежет.
→ Сцепление выключается не полностью – муфта сцепления требует регулировки.

Рычаг, переключающий передачи передвигается с чрезмерным усилием.

→ Тяги грязные, смазка загустела или отсутствует – очистите опоры от загрязнений, смажьте.

Первая и задняя передачи работают без нареканий, а при включении остальных чувствуется удар и слышен скрежет.

→ Износились конусные кольца в синхронизаторе – замените неисправные детали.

Сухари в приводе переключения делителя износились.

→ Каналы и сапун клапана загрязнены. Надо разобрать, промыть изнутри и добавить смазки на клапан.

→ Между сухарём вилки тяги и кареткой на синхронизаторе отсутствует зазор – отрегулируйте расстояние между элементами.

Передачи сами выключаются при езде.

→ Привод переключения изношен или не отрегулирован – замените вышедшие из строя элементы, отрегулируйте механизм.

→ Не работает замок шлицев на вторичном валу – замените вал вместе с синхронизатором.

На основной коробке невозможно включить передачи.

→ Привод включения износился или требуется регулировка – заменить необходимые компоненты, отрегулировать.

→ Рассыпались подшипники шестерён ведомого вала – установите новые детали.

КПП работает с повышенной шумностью.

→ Износились зубья шестерён или разрушились их подшипники – замена неисправных компонентов.

Невозможно включить передачи делителя.

→ Закисли поршни в воздухораспределителе – разберите, промойте, смажьте.

→ Не отрегулирован клапан, включающий делитель – нужна регулировка.

→ Сломан упор клапана – замените.

→ Грязь в пневмосистеме – промойте и продуйте сжатым воздухом отверстия дросселей, клапанную систему и воздушные каналы.

→ Порвался трос, крепящийся к крану управления – замените.

Подтекает смазочная жидкость из трансмиссии.

→ Чрезмерное давление внутри картера – промойте и продуйте сапун.

→ Износились манжеты – замените.

→ Прокладки не герметичны – установите новые.

Сцепление выключается не полностью.

→ В основной коробке износились латунные кольца на синхранизаторах – требуется замена.

В делителе вышли из строя латунные кольца на синхронизаторах.

→ Упор включающего делитель клапана не отрегулирован – предстоит регулировка положения упора и замена синхронизаторов.

→ Сцепление выключается не полностью – проинспектируйте состояние привода сцепления.

Снятие и установка

Демонтаж:

  1. Слейте масло из трансмиссии.
  2. Откиньте кабину, демонтируйте щиты, закрывающие доступ к КПП.
  3. Скиньте провода с АКБ. Отключите «массу».
  4. Отсоедините и выньте провод, идущий от плюсовой клеймы аккумулятора к реле стартера.
  5. Снимите шланг, протянутый между впуском и воздхоочистителем.
  6. Отсоедините штекеры приборной доски, датчика стоп-сигналов, провода задних фар, датчики давление внутри ресиверов.
  7. Демонтируйте кронштейны, которыми глушитель крепится на картере делителя.
  8. Демонтируйте пневматический усилитель гидравлического привода сцепления.
  9. Разъедините фланцы кардана и вторичного вала.
  10. Выньте болты и гроверы, ослабьте хомуты и снимите шланг с эжекторный трубы.
  11. Ослабьте болтовое соединение передних и задних опор двигателя (на задних болты выньте).
  12. Открутите балку поддерживающей опоры от рамы.
  13. Открутите поддерживающую опору КПП от поперечной балки.
  14. Вывесите мотор.
  15. Под вторую поперечину рамы положите толстые бруски из дерева и опустите на них двигатель.
  16. Открутите болт, стягивающий рычажный элемент фронтальной тяги управляющего привода и КПП.
  17. Отсоедините тягу от рычага. Стащите пыльник, выньте из наконечника шар вместе с пружиной.
  18. Выкрутите болты, которыми воздуховоды делителя крепятся к колодке с передней стороны.
  19. Демонтируйте стартер.
  20. Вывесите коробку передач с помощью подъёмника.
  21. Открутите картер сцепления и делителя.
  22. Отведите картер КПП назад так чтобы он ведущий вал вышел из своего кожуха полностью.
  23. Переместите коробку на тележку с помощью подъёмного механизма.

Монтаж:

Перед тем как приступить к стыковке трансмиссии с ДВС, заложите автомобильную смазку No 158 во внутреннюю часть подшипника на коленвале, в который монтируется ведущий вал.

  1. Закрепите муфту, выключающую сцепление, пружины и шланг, по которому масло поступает на нажимной подшипник.
  2. Поднимите коробку подъёмным механизмом и занесите её на автомобиль.
  3. Состыкуйте торцы картеров маховика ДВС и делителя, стяните болтами.
  4. Установите стартер.
  5. Присоедините к промежуточной колодке шланги управления.
  6. Вставьте шарик с пружинкой в сферическую часть рычага и присоедините к нему переднюю тягу.
  7. Скрепите болтом рычаг тяги.
  8. Проведите регулировку привода дистанционного управления механизмом коробки передач.
  9. Вывесите КПП, используя рым-болты.
  10. Скрепите болтами поддерживающую опору и поперечную балку.
  11. Уберите снизу, подложенные ранее деревянные бруски и опустите агрегат на опоры.
  12. Закрутите болтами балку, которая поддерживает опоры к раме.
  13. С помощью болтов и гаек стяните задние опоры.
  14. Вкрутите болты передних опор.
  15. Подключите воздушные шланги с тормозным краном прицепного устройства двухпроводного привода.
  16. Накиньте и стяните с помощью хомутов шланг эжекторной трубы.
  17. Совместите фланцы кардана, ведущего к среднему мосту с ведомым валом трансмиссии.
  18. Стяните детали гайками и болтами.
  19. Установите пневматический усилитель гидравлического привода сцепления.
  20. Прикрутите болтами к картеру КПП кронштейн, которым крепится глушитель.
  21. Подключите к своим разъёмам провода идущие на спидометр, тахометр, розетку прицепа, датчик стоп-сигнала, задние фары и датчики давления в ресиверах.
  22. Соедините шлангом соединительную трубу воздухоочистителя и впускную систему двигателя.
  23. Зафиксируйте шланг хомутами.
  24. Подключите плюсовой провод реле стартера к аккумулятору.
  25. Подключите провод «массы» к раме.
  26. Подключите провода к клеймам АКБ.
  27. Установите на пол щиты.
  28. Влейте смазочную жидкость в трансмиссию.
  29. Поставьте кабину прямо.
  30. Проконтролируйте и отрегулируйте величину свободного хода педали, выключающей сцепление.

Проверка КПП 154 после установки

Чтобы проверить коробку передач 154 на работоспособность после ремонта, понадобится специальный стенд. Стенд для испытаний КПП должен быть оснащён следующими устройствами:

  • механизм для обеспечения подачи на ведущий вал двух режимов скорости вращения – 1300 об/мин и 2600 об/мин;
  • муфтой сцепления, подключённой к первичному валу КПП, которая выключается при смене передач. На деталях, ведомых сцеплением инерционный момент должен быть не более 12.7 Нм/см или 1.3 КГС*м/см2;
  • устройство тормозящее вторичный вал с усилием 49.1 Нм (на 1 передаче и при реверсе) и 98-147 Нм (на 2-5 передачах);
  • инструмент, замеряющий момент, передающийся на ведомый вал;
  • пневматический переключатель делителя работающий с давлением внутри пневмосистемы 590-680 кПа;
  • устройства, определяющие уровень шума.

В процессе испытаний в качестве смазки используется нагретое до рабочей температуры (80-90 С) моторное масло.

Коробку передач 154 КАМАЗ испытывают двумя режимами – с нагрузкой и без.

В ненагруженном режиме диагностируется корректность переключения передач и функциональность делителя. После проверки, не дав смазочной жидкости остыть, слейте её.

Режим испытаний без нагрузки:

  • Рычаг переключения основной коробки установите в нейтраль, делитель включите в режим положение высшей передачи. Раскрутите ведущий вал до 1300 об/мин и дайте ему поработать в таком режиме 1,5-2 минуты.
  • Тоже самое, но вал следует раскрутить до 2600 об/мин.
  • Не меняйте число оборотов, оставьте основную коробку в режиме «нейтраль», а делитель переключайте поочерёдно в оба режима.
  • Частота вращения такая же – 2600 об/мин. Делитель установите в режим «высшая», основную трансмиссию переключайте, меняя последовательно передачи. Начните с заднего хода, после – первую и вверх до пятой. Затем по нисходящей – от пятой к первой и реверс.

Проверка КПП 154 КАМАЗ под нагрузкой:

  • Доведите частоту вращения ведущего вала до 2,6 тыс. об/мин.
  • Нагрузите вторичный вал моментом 49 Нм и последовательно включайте передачи и коробкой и делителем, начните с реверса, затем первую и по порядку до пятой, включая высшие и низшие.
  • Проделайте то же самое с нагрузкой 98,1-147 Нм.

Отличие КПП КАМАЗ 154 от 152

Трансмиссию КАМАЗ 154 и её предшественника роднит общий механизм, переключающий делитель, здесь он обновлённый. Первое что может броситься в глаза – верхняя опора устройства дистанционного переключения передач. Она отличается внешне.

Существует несколько вариаций коробки передач 154. Одна обычная (154-1700051), вторая – герметичная (154-1700056).Внешне эти модификации можно отличить по внешнему виду рычага сцепления. В первом случае он прямой, а на герметичном агрегате – изогнутый.

Старые коробки 152 и 15 оснащены переключателем делителя прежнего образца, они выделяются трубчатыми соединениями отходящих от клапана делителя, переключающего механизма, воздухораспределяющего устройства. На версии 154 этого механизма нет.

Теперь поговорим об отличиях 15-й модели КПП от 152. На последней инженеры упростили систему, управляющую делителем. Но это внешние различия, самые важные изменения 152-й версии внутри:

  1. Усиленные шлицы на ведущем валу делителя, синхронизаторной муфте и каретке.
  2. Шестерни на промежуточном валу крепятся с большим натягом без шпонок.
  3. Исчез замок на шлицах в промежутке между ведомым валом КПП и синхронизаторной кареткой.
  4. Увеличен диаметр зубьев на муфтах, чтобы исключить самовыключение передач.
  5. Усилен роликоподшипник передней опоры ведомого вала.
  6. Расширенный венец шестерни четвёртой передачи.

Основное отличие 15-й и 152-й коробок передач в глубине шлицевых проточек и в синхронизаторах. Поэтому считается, что из более новой коробки можно просто перекинуть эти детали в устаревшую 15-ю. В принципе это возможно, но инженеры рассчитывают параметры всей конструкции полностью. Поэтому впихивать какую-то одну деталь бессмысленно. Менять запчасти стоит только комплексно.

Ремонт делителя КПП автомобилей КаМаз

Возможные поломки

  • Шариковые подшипники первичного и вторичного валов неисправны;
  • Роликовые подшипники шестерни повышенной передачи;
  • Вал и шестерня повреждены роликами;
  • Зубья шестерен сломаны;
  • Крепежные болты опорной шайбы вторичного вала раскручены;
  • Для исправления неполадок делитель нужно разобрать, выявить проблемное место, заменить детали и собрать устройство обратно.

Разборка

  • Снятие вилки включения передач;
  • Снятие синхронизатора;
  • Одновременное снятие вилки выжимного подшипника и вала;
  • Раскручивание и снятие крышки заднего подшипника первичного вала;
  • Снятие первичного вала и подшипника, после которого необходимо совмещение выреза ведущей шестерни с зубьями промежуточного вала;
  • Снятие крышки шарикового подшипника промежуточного вала. Для этого есть специально предусмотренная резьба в отверстиях крышки;
  • Снятие опорной шайбы подшипника и роликового подшипника вторичного вала;
  • Изъятие подшипника совместно со стаканом;
  • Выбивание деревянным бруском вала из шарикового подшипника;
  • Изъятие подшипника из корпуса делителя;
  • Далее происходит разборка первичного вала. Он разбирается раскручиванием стяжной гайки с левой резьбой, затем происходит снятие маслонагнетательной шайбы, подшипника с втулкой, ведущей шестерни и роликовых подшипников;
  • При необходимости происходит замена деталей.

Как устроена трансмиссия

Основные ее составляющие – это пятиступенчатая коробка и двухступенчатый мультипликатор. При разборке от нее отсоединяются:

  • ведущий вал;
  • шестерная передача;
  • синхронизаторы;
  • муфта;
  • ведомый вал;
  • промежуточные валы;
  • картеры;
  • привод.

Возможность переключать передачи сохраняется, только если сцепление находится в выключенном положении, с этой целью кран-рычаг переводится в позицию В либо Н.

Компоненты привода управления:

  • рычажная опора, с помощью которой производится переключение;
  • кольца-уплотнители;
  • реактивная тяга;
  • ось;
  • рычажное приспособление;
  • виброизолятор.

Выбор трансмиссионного масла


ТСп-15к

Осуществление своевременной замены масла в коробке передач положительно отразится на функционировании транспортного средства. Для КПП 154 подходит использование следующего типа горючего – ТСп-15К. Его отличительная особенность – это снижение износа соприкасающихся деталей. Данное вещество имеет оптимальный вязкостный коэффициент, температуру замерзания. Им можно заправлять не только грузовики КамАЗ, но и трактора. Периодичность замены находится в прямой связи с условиями эксплуатации машины.

Таким образом, КамАЗ – это грузовой транспорт, комплектующийся надежными рабочими механизмами, которые рассчитаны на продолжительный функциональный срок. Машина может оснащаться трехходовой коробкой передач модели 154, схема которой отображает общую взаимосвязь ее составляющих элементов. Они обеспечивают отличную работоспособность автотранспорта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]