История ГАЗ начинается с конца двадцатых годов прошлого столетия. В марте 1929 года советом народного хозяйства Советского Союза подписывается указ о начале строительства нового горьковского автомобильного завода в ближайшем расположении от Нижнего Новгорода. Начало строительства стартовало в начале мая 1930 года. В связи с образовавшимся поселением около новостройки в 1931 году был создан Автозаводский район, а к 1 января 1932 года ГАЗ был построен.
Проходная автомобильного завода ГАЗ
Но вначале он именовался Нижегородским автозаводом им. Молотова.
Первые автомобили
Прототипом первых нижегородских автомобилей послужили американские машины Форд. Легковушка ГАЗ А была разработана на базе «Форд А», за основу грузовика ГАЗ АА («полуторка») был взят американский грузовой автомобиль «Форд АА». Автомобили были похожи на «американцев», но все же имели собственные очертания – руководитель нижегородской конструкторской группы внести свою корректировку при разработке проектов.
В октябре Нижний Новгород переименовывается в Горький, затем меняет название и автозавод – он становится Горьковским.
Сборочный цех Горьковского автозавода
ГАЗ быстро набирает обороты – в 1933 году разрабатывается и запускается в серию автобус ГАЗ 03 30. Почти одновременно на базе ГАЗ А создается пикап, металлический кузов которого способен перевозить груз до 500 кг.
На следующий год появляется 3-осный ГАЗ ААА. В 1935 году ГАЗ уже произвел 100 000 автомобилей, и это событие было важной датой в истории завода.
В 1936 году завод приступает к выпуску легендарной «Эмки» ГАЗ М1 . За основу «черного воронка» берется «фордовская» модель V8-40. Эта машина производилась и в первые военные годы, выпуск ее был прекращен в 1943 году. На базе ГАЗ М1 создается новая модель ГАЗ 11 73, на которой был установлен двигатель ГАЗ 11. Этот мотор имеет длинную историю – в дальнейшем им комплектовался хорошо всем известный грузовик ГАЗ 51.
Конвейер по производству двигателей для грузовиков ГАЗ
К началу Великой Отечественной войны завод ГАЗ освоил около двух десятков различных модификаций и произвел почти полмиллиона автомобилей различных типов. 70 процентов всех производимых автомашин в Советском Союзе до войны приходилось на долю Горьковского автозавода.
Школа авторемонта — Ремонт автомобиля своими руками
Окт 28, 2022 Автоистория автором admin
Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) – производитель всем хорошо известных автомобилей «Чайка», «Волга» и серии грузовиков. История этого отечественного гиганта в автомобилестроительной отрасли началась в 1930-х годах, когда еще не существовало Нижнего Новгорода, а процветал город Горький. Часть коллектива Горьковского автозавода сотрудничала с американскими технологами из Ford Motor Company, но в январе 1932 года, когда закончилось строительство ГАЗ, они «перекочевали» на родину. Вскоре с конвейера Горьковского автозавода сошел прототип грузовика НАЗ-АА.
В 1933 году отечественный автозавод нацелился на производство легковых автомобилей среднего класса ГАЗ-А. Первенцы в сериях ГАЗ-А и ГАЗ-АА собирались с помощью чертежей американского концерна Ford
Motor Company, но наши конструкторы внесли несколько изменений: усилили рулевой механизм и картер сцепления. Затем с конвейера Горьковского автозавода сошел автобус служебного назначения ГАЗ-03-30. В конце 1934 года ГАЗ начал реализацию генплана массового производства трехосного грузовика ГАЗ-ААА и самосвала ГАЗ-410, а в 1937 году – санитарного автобуса ГАЗ-55 и газогенераторного грузовика ГАЗ-42. В 1930-х годах с конвейера сошел первый пикап Горьковского автозавода, созданный на базе легкового автомобиля ГАЗ-4. Стоит отметить, что в 1930-х годах в истории ГАЗ особую роль сыграло сотрудничество с американскими автомобилестроительными компаниями.
В конце 1930-х годов ГАЗ совместно с Ford Motor Company занялся разработкой нового легкового автомобиля М-1. Однако автомобиль получился скорее американским, чем отечественным, поэтому руководство Горьковского автозавода решительно отказалось от полного копирования зарубежной модели. Конструкторы ГАЗ отлично поработали, создав ГАЗ М-1, отличающийся от американского образца четырехцилиндровым двигателем, модернизированной подвеской и дисковыми колесами. В конечном итоге ГАЗ М-1 получился почти идеальным легковым автомобилем, которому доверили представлять СССР на Всемирной промвыставке в Париже. Модель ГАЗ М-1 неоднократно модернизировалась, в результате чего общественность увидела ГАЗ-415, ГАЗ-11, ГАЗ-11-73, ГАЗ-11-40, ГАЗ-61.
Во время Великой Отечественной Войны Горьковский автомобильный завод занялся производством армейской техники: вездеходов ГАЗ-64, ГАЗ-67; бронемашин БА-64, БА-64Б; танков Т-60, Т-70. Особый новаторский вклад в производство армейской техники сделали инженеры-конструкторы: В. А. Грачев, Л. В. Косткин, В. К. Рубцов, В. А. Дедков. Коллектив ГАЗ выдвинул лозунг «Все для фронта, все для победы!». Летом 1943 года Горьковский автозавод был частично разрушен стратегическими авиационными налетами германской армии. Благодаря умелому руководству И. К. Лоскутова (тогдашнего директора ГАЗ) за 3 месяца удалось отремонтировать около 50 зданий и сооружений, свыше 9 тыс. единиц различного оборудования. С 1941 по 1945 год Горьковский автозавод выпустил около 177 тыс. автомобилей, 12 тыс. танков, 24 тыс. минометов и 30 тыс. снарядов к «Катюше». Правительство СССР достойно оценило заслуги коллектива ГАЗ, наградив их орденом Ленина, орденом Великой Отечественной Войны I степени и орденом Трудового Красного Знамени.
После войны руководством ГАЗ было решено обновить модельный ряд легковых и грузовых автомобилей, поэтому пришлось провести внеплановую модернизацию оборудования. В конечном итоге Горьковский автозавод стал лидером автомобилестроительной промышленности в СССР! В январе 1946 года с конвейера сошел новенький грузовик ГАЗ-51. «Визиткой» этой модели стало качество в связке с образцовой надежностью и экономичностью, поэтому она 29 лет не покидала конвейер, да и в наши дни все еще «бороздит
просторы Вселенной». В июне 1946 года была собрана первая партия ГАЗ М-20, более известной как «Победа». Этот автомобиль обрел мировую популярность! Он отличался внешним видом, в частности первой «бескрылой» формой кузова; гидравлическими тормозами; независимой подвеской передней оси; V-образным лобовым стеклом и чрезвычайной комфортабельностью, потому что салон «Победы» оснащался улучшенной системой отопления и радиоприемником.
В 1948 году конструкторы Горьковского автозавода занялись разработкой ГАЗ-12 «ЗИМ» – первого в истории ГАЗ легкового автомобиля высокого класса. В 1953 году с конвейера Горьковского автозавода сошел внедорожник ГАЗ-69, который отлично себя зарекомендовал в СССР, после чего активно экспортировался за границу.
В 1956 году на свет появилась первая «Волга» – ГАЗ-21. В народе данную модель окрестили «двадцать первой». Она символизировала начало нового века в отечественной автомобилестроительной отрасли. Конечно, модель ГАЗ-21 неоднократно модернизировалась, в результате чего появился ГАЗ-22 и особая экспортная «Волга».
В 1959 году роль флагмана Горьковского автозавода перешла к ГАЗ-13 – семиместной «Чайке». Новинка оснащалась сверхмощным восьмицилиндровым двигателем V-образной формы, гидромеханической коробкой передач, четырехкамерным карбюратором и другими техническими новшествами того времени. «Волга» и «Чайка» получили Гран-При на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе.
В 1960-х годах под руководством И. И. Киселева Горьковский автозавод обрел статус огромной корпорации. Началась массовая модернизация грузовиков, в результате чего с конвейера сошли ГАЗ-52, ГАЗ-53А, ГАЗ-66. Благодаря высочайшим эксплуатационным характеристикам автомобиля ГАЗ-66 Горьковский автозавод получил Знак качества.
В 1970 году мировой автомобильный рынок перевернула с ног на голову «двадцать четвертая» или ГАЗ-24. Она отличалась простотой, но это не помешало данной модели стать символом престижа.
Конец 1970-х годов ознаменовался выпуском нового легкового автомобиля большого класса – ГАЗ-14, который с технической точки зрения не сильно отличался от «двадцать четвертой». В 1973 году под «ГАЗ» подразумевали уже 11 заводов. С 1973 года Горьковский автозавод слегка приостановил прогресс модельного ряда и сосредоточился на «дизелизации» грузовиков. В 1984 году с конвейера сошел первый грузовик с дизельным двигателем воздушного охлаждения – ГАЗ-4301.
В 1985 году параллельно с массовым производством ГАЗ-24 Горьковский авто ГАЗ-3102, который оснащался форкамерно-факельным видом зажигания, поэтому этот автомобиль долгий период времени считался исключительно служебным транспортом государственных и партийных чиновников. В конце 1980-х годов ГАЗ производил на заказ ГАЗ-2410 – более «мажорную» модификацию «двадцать четвертой». После распада СССР Горьковский автозавод сумел избежать глубокого кризиса и относительно быстро адаптировался к новым условиям.
В 1997 году ГАЗ вернулся к истокам, то есть, к сотрудничеству с иностранными автомобильными компаниями, но в этот раз с итальянским концерном FIAT. В конце 1999 года с конвейера Горьковского автозавода сошел заднеприводный седан ГАЗ-3111 – результат сотрудничества ГАЗ и Venture – американской автомобильной компании.
В период с 2000 по 2009 благодаря усилиям конструкторов Горьковского автозавода мир увидели ГАЗ-17310 «Трофим», ГАЗ-2217 «Баргузин», ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-2310 «Соболь», ГАЗ-2330 «Тигр», ГАЗ-2705
«Газель», ГАЗ-31105 «Волга».
В сентябре 2008 года Горьковский автозавод настиг финансовый кризис, а месяц спустя – кризис сбыта. В связи с возникшими проблемами правительство РФ решило поддержать отечественного производителя. Само собой, кризис бесследно не прошел: пришлось уволить около 10 тыс. сотрудников, снизить темпы производства и цены на продукцию.
6 мая 2009 года отечественная корпорация продала свой завод в Британии малоизвестному малазийскому концерну Weststar, где с 2006 года собирались автомобили Maxus из семейства легких развозных переднеприводных моделей.
С 2009 года ГАЗ пытался найти выход из сложившейся ситуации путем удешевления собственной продукции – сначала обычной «Газели», затем – множества ее модификаций.
В 2011 году Горьковскому автозаводу посчастливилось подписать контракт с американским концерном GM о совместной сборке новой серии Chevrolet Aveo. Летом 2011 года ГАЗ и Volkswagen Group Rus договорились о 8-годовом совместном производстве VW Jetta, Skoda Yeti и Skoda Octavia с одним лишь нюансом – не менее 110 тыс. автомобилей в год.
При использование статьи активная прямая гиперссылка на сайт www.avtorem.info обязательна!
Понравилась статья? Поделись ею на своей странице!
ГАЗ в годы войны
Началась война, и заводу необходимо было переключаться на выпуск военной продукции. Перепрофилироваться нужно было в кратчайшие сроки – выпуск армейской полноприводной машины ГАЗ 64 освоили в рекордно короткие сроки.
Осенью 1941 года с конвейера автозавода сошел танк Т 60, а весной 1942-ого была создана модель легкого танка Т 70. На базе ГАЗ 64 завод начал выпускать броневик БА 64.
Немного позднее (в 1942-ом) была сконструирована модель танка Т 80, но впоследствии его производство перенесли в Мытищи, а ГАЗ запустил в производство самоходную установку для артиллерии СУ 76 и усиленно занялся выпуском модернизированной марки Т 70М.
Установка марки Т 70М
Завод работал круглосуточно, без выходных и перерывов – заводчане понимали, какое значение для страны имеет выпускаемая ими техника.
Гитлеровская Германия старалась уничтожить город Горький, который являлся крупным промышленным центром. Частые бомбежки в 1943 году нанесли Горьковскому автозаводу значительный ущерб – было повреждено и разрушено около полусотни зданий, пострадали около десятка подстанций, выведены из строя конвейеры и мостовые краны, много было и других потерь. Конвейерное беспрерывное производство встало. На восстановление были привлечены строители и монтажники, они работали только с перерывом на сон и в течение ста дней восстановили завод.
Военный грузовик ГАЗ ААА в музее
Пришлось остановить выпуск ГАЗ ААА, БА 64, но танки продолжали сходить с конвейера, их производство не прекращалось не на один день.
Подводим итоги
Любое слияние российских автомобильных компаний с иностранными компаниями всегда шло на пользу отечественному автопрому, и ГАЗ-АА не является исключением. Его схожесть с заграничными вариациями можно заметить по фото. Автомобиль получился на удивление простым, но функциональным и востребованным.
Тогда еще не существовало никаких экологических норм, поэтому расход топлива его несильной силовой установки составлял 20 литров на 100 километров. Внешний облик автомобиля был очень простым, и не было даже намека на изысканность, ведь не стоит забывать года его производства и цель выпуска.
Он должен был служить верой и правдой почти по всем покрытиям дорог. Грузовик получил хорошую высоту дорожного просвета, задний привод спаренных колес и полезную нагрузку в 1 500 кг. Это не был рекорд, но в довоенное время и во время боевых действий Союз Социалистических Республик остро нуждался в малотоннажных автомобилях.
Внутри кабины могло поместиться лишь два человека, включая водителя. Интерьер был также очень простым, что лишний раз подчеркивало предназначение машины – для работы. Российские специалисты смогли взять самое лучшее из американской известной компании, что позволило сделать удачный автомобиль.
Десятилетия спустя Горьковский автомобильный завод будет еще не раз прибегать к помощи и закупке иностранных транспортных средств и запчастей. Сегодня можно найти данную модель у частных коллекционеров и в музее.
Советуем Вам прочитать статью: ГАЗ — история производства автомобиля.
Послевоенные годы
После войны весь модельный ряд производимой техники поменялся, и автозавод перешел на мирные рельсы. Заводчане приступили к выпуску легкового автомобиля ГАЗ М20 «Победа» и грузовика ГАЗ 51.
В представительском классе в 1948 году появился ЗИМ 12, предшественник «Чайки». В 1952 году на сборочной линии создали легендарный джип ГАЗ 69 – модель пришла на смену военному «козлику» ГАЗ 67, производившемуся с 1943 года. ГАЗ 69 был первым гражданским полноприводным легковым автомобилем, выпуск его продолжался до 1972 года.
ГАЗ-АА фото
Читайте далее:
Урал-5920
История Луцкого автомобильного завода
История компании FAW
ГАЗ-67
КрАЗ-256
История компании Renault
Автомобили «Волга»
История «Волги» начинается с модели ГАЗ 21, которая появилась в 1956 году. Автомобиль сразу же завоевал большую популярность, много машин было в такси. Также «Волга» ГАЗ 21 часто использовалась в качестве служебного транспорта.
Иметь личную автомашину ГАЗ 21 в Советском Союзе в 60-ые года прошлого века считалось большим достижением, а иной раз такая роскошь в личном пользовании вызывала подозрение у окружающих. С 1970 года началась история не менее легендарной модели ГАЗ 24.
Конструкция ее кузова оказалась настолько удачной, что на основе остова «двадцать четверки» создавались все последующие модели, включая и последнюю модификацию ГАЗ 31105.
ГАЗ 24 выпускался более 20 лет, только в январе 1992 года на смену модели пришла «двадцать девятая Волга». Машина ГАЗ 31029 новой моделью была только условно.
Автомобили Волга ГАЗ 21 и 24
По большом счету, «29-ая Волга» была всего лишь глубокой модернизацией предыдущей марки. Другие крылья, оптика, бампера изменили машину до неузнаваемости, хотя кузов оставался прежним. Не поменялись мосты и двигатель, осталась все та же коробка переключения передач. Не изменилась и подвеска.
Лишь со временем модернизировался тот или другой узел в автомобиле. Причем, все новшества вводились постепенно, не сразу. Складывается впечатление, что ГАЗ боится нарушить какую-то цепочку последовательности, и при резком ее нарушении машина перестанет пользоваться спросом.
Боялись заводчане, видимо, не зря. Популярность «Волги» постепенно стала угасать. Следующая модель ГАЗ 3110, появившаяся в 1997 году, уже не так пользовалась спросом. ГАЗ еще подкосил кризис 1998 года, дела у завода пошли хуже. В 2004 году была попытка реанимировать ГАЗ 3110 – в серию вышла вновь глубоко модернизированная модель 31105.
Так выглядит модель волги 31105
Но в этот раз на конвейере она продержалась недолго – в 2009 году сборочную линию «Волги» полностью свернули. Была еще одна попытка поставить на поток «Волгу Сайбер», но этот проект провалился, просуществовав около года.
Технические характеристики
Силовой агрегат
При всех своих простых качествах ГАЗ-АА был в техническом плане довольно совершенным. В качестве двигателя на нем было наличие четырехцилиндрового мотора, рабочий объем какого составлял 3.285 литра и какой выдавал около 42 лошадей. Именно такой же силовой агрегат устанавливали на легковую машину ГАЗ-А.
Он был рядным карбюраторным четырехтактным нижнеклапанным с водяным охлаждением. Расход топлива на 100 км при полной нагрузке (при езде по шоссе) составлял 18.5 литров. Максимальная скорость на уровне 70 км/ч.
Трансмиссия
Крутящий момент двигатель передавал на ведущую ось посредством однодискового сцепления сухого трения и четырехступенчатой механической коробки переключения передач. Она представляется трехходовым механизмом и имеет четыре передачи впереди и одну назад. Коробка не была синхронизирована. Привод колес – задний.
Подвеска
Она была представлена зависимыми механизмами. Установленные впереди колеса были подвешены на одной поперечно установленной полуэллиптической рессоре, где были толкающие штанги, какие могли передавать нагрузку на раму.
Установленные сзади колеса крепились на паре продольных кантилеверных рессорах и были лишены любых амортизаторов. В качестве конструкционной особенности был механизм задней подвески вместе с трансмиссией, где в роли продольной тяги применяли карданный вал, который упирался в бронзовую втулку.
Тормозная система
У рабочего тормоза был механический привод. Тормоза были ножного типа с колодочными механизмами. На всех колесах стояли барабанные тормозные механизмы.
Рулевое управление
В рулевом механизме был червяк и двойной ролик, а передаточное число – 16.6.
Технические характеристики
Двигатель | бензиновый карбюраторный 4-тактный нижнеклапанный |
Число цилиндров | 4 |
Рабочий объем | 3285 см³ |
Макс. мощность | 40/2200 л.с./об./мин. |
Макс. крутящий момент | 15,5 (152) кгс*м (Нм) |
Привод | задний |
Коробка передач | механическая, 4-ступенчатая, не синхронизированная |
Передняя подвеска | зависимая, на поперечно расположенной полуэллиптической рессоре с толкающими штангами |
Задняя подвеска | зависимая, на двух продольных кантилеверных рессорах, без амортизаторов |
Тормоза передние/задние | барабанные |
Максимальная скорость | 70 км/ч. |
Длина | 5335 мм. |
Ширина | 2040 мм. |
Высота | 1970 мм. |
Колесная база | 3340 мм. |
Дорожный просвет | 200 мм. |
Снаряженная масса | 1810 кг. |
Шины | 6.50-20 |
Грузоподъемность | 1500 кг. |
Расход топлива | смешанный цикл 20.5 |
Емкость топливного бака | 40 л. |
Производство «Газелей» и грузовиков
Время меняется, меняется и спрос на автомобили. С приходом в Россию рыночных отношений появился спрос на коммерческие автомобили и грузовики. Заниматься перевозкой грузов стало прибыльным делом, и завод переключился на выпуск Газелей и грузовых автомобилей ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309.
Первая «Газель» сошла с конвейера в 1994 году, в 1998 году началась сборка более компактных машин марки «Соболь». С 2013-ого выпускается Газель некст, которая отвечает всем современным требованиям и по дизайну, и по техническим характеристикам.
Грузовой автомобиль газель Next
Марки коммерческих автомобилей представлены в широком ассортименте. Среди моделей есть полуторатонные грузовики, микроавтобусы, минивэны. Хорошей популярностью пользуются полноприводные версии автомобилей – повышенная проходимость никогда не была лишней для машин подобного класса.
В истории ГАЗ наиболее популярными стали марки ГАЗ 53 и ГАЗ 52. Выпуск этих машин начался в начале 60-х годов прошлого столетия. 53-ий «Газончик» оказался долгожителем, он выпускался до 1993 года. В 1990-ом параллельно с ГАЗ 53 завод наладил производство грузовиков 4-ого поколения ГАЗ 3307. Модель в усовершенствованном варианте выпускается до сих пор, но уже с дизельным мотором (ГАЗ 3309). Совсем недавно, в 2014 году, стартовало новое поколение 5-тонных грузовиков «Газон некст» – история завода продолжается.
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Качественный и надежный кузовной металл;
- Хорошую высоту дорожного просвета;
- Отличную проходимость автомобиля;
- Небольшие габариты грузовика;
- Есть стеклоочиститель лобового стекла (с водительской стороны);
- Неприхотливость в топливе;
- Понятное обслуживание;
- Американские корни компании Ford;
- Выдвигается лобовое стекло;
- Можно транспортировать прицепы.
Минусы машины
- Нет гидравлических усилителей рулевого колеса и тормозной системы машины;
- Нет регулировок рулевого колеса и дивана;
- Аскетичный вид интерьера;
- Слабоватый силовой агрегат;
- Простая и холодная кабина;
- Зависимая подвеска;
- Большой расход топлива;
- Небольшой перевозимый вес;
- Отсутствие хоть какого-то комфорта.
Внедорожники
Среди внедорожников, кроме автомобилей типа ГАЗ 69, на заводе ГАЗ можно выделить только грузовые автомобили. Можно вспомнить марки ГАЗ 93 и ГАЗ 63, но наибольшую популярность завоевали ГАЗ 66 и ГАЗ 3308 «Садко». Вездеход ГАЗ 66 благодаря своей необычайной проходимости нашел применение в различных сферах народного хозяйства. Автомобиль является верным спутником заядлым рыболовам и охотникам, геологам и разведчикам. «Шишига» часто подвергается тюнингу, и от этого проходимость машины становится еще лучше.
Горьковский автозавод не только остается на плаву – он продолжает развиваться. Запущены в серию новые модели «Газель некст» и «Газон некст», на легковом конвейере собираются Volkswagen Jetta, Skoda Yeti и Skoda Octavia. Хочется надеяться, что завод ГАЗ справится с любыми кризисами и будет радовать потребителей новой качественной продукцией.
Выпуск ЗИМ – 1948-1960 года
Известный по всему миру ЗИМ с шестиместным салоном вышел в 1950 году. Длина седана составляла 5 530 мм, а колесная база простиралась на 3 200 мм. Тем самым, салон был огромным и идеально подходил для представителей партии и номенклатуры. Позволить этот автомобиль в личное пользование могли лишь избранные. ЗИМ стал первым авто, рассчитанный на шестиместную трехрядную посадку: аналогов этой модели в мире еще не было. Отдельно отметили заслугу инженеров, которые внедрили гидромеханическую трансмиссию, позволяющую автомобилю плавно начинать движение.
90-е: на грани банкротства
С тяжелым грузом опыта работы в условиях плановой советской экономики и при отсутствии конкурентоспособности с заполнявшими российский авторынок иномарками к концу прошлого века ГАЗ представлял собой предприятие с устаревшим оборудованием и отсталой производственной культурой, находящееся на грани банкротства. Из-за неумения работать в условиях строящейся рыночной экономики у завода отсутствовали деньги не только на развитие, но и на расчеты с партнерами.
Продукция ГАЗа конца 90-х отличалась низким уровнем качества и не соответствовала современным требованиям к автомобилям. Новые продукты продолжали создавать по старинке, без учета потребностей клиентов. Соответственно, отсутствовали маркетинговые прогнозы востребованности разрабатываемых продуктов на рынке, разработка и освоение в производстве происходили очень медленно, существовал разрыв между конструкторским проектом и возможностями массового производства, не было обратной связи с потребителями, предприятие несло огромные затраты по устранению дефектов в гарантии.
Отличался завод тех лет и низкой производительностью труда. Простои часто достигали трех часов в смену из-за отсутствия необходимых деталей, оборачиваемость запасов на складе составляла четыре дня, на рабочих местах — восемь часов. Операторы при перемещении мешали друг другу, рабочие места были загромождены большим количеством лишних деталей, производство было отягощено множеством проблем: браком от поставщиков, некачественным инструментом. Кроме того, сотрудникам приходилось работать в темных грязных цехах, где было холодно зимой и душно летом из-за отсутствия нормальной вентиляции. Обратной связи с работниками ГАЗа у руководства предприятия в конце прошлого века не было.