ГАЗ — как строилась история отечественного производителя


Автор: Vossen

17 марта 2016 11:40

Метки: ГАЗ 56  ГАЗ-51  газы  истории  

3875

23

Уже к середине тридцатых годов газовская «полуторка», лицензионный Ford AA, устарела и назрела необходимость в её замены. Вот он — звериный оскал капитализма: старому Генри Форду несмотря на его ярый антикоммунизм, антисемитизм и симпатии к германским национал-социалистам всё это не помешало стричь купоны с этих самых коммунистов. Однако контракт с Фордом закончился и смену ГАЗ-АА советские конструкторы разрабатывали уже сами. На американцев оглядывались конечно, но кто тогда на них не оглядывался!? Проектирование нового автомобиля с шестицилиндровым рядным карбюраторным двигателем ГАЗ 11 мощностью 76 л. с., получившего марку ГАЗ-51, началось в феврале 1937 года под руководством конструктора В.М. Кудрявцева. В июне 1938 года началось изготовление узлов, в январе 1939 года — сборка, а уже в мае первый автомобиль поступил на дорожные испытания, закончившиеся в июле 1941 года. Ряд источников называют его как ГАЗ-11-51, но в заводских документах с самого начала автомобиль имел индекс «51» — в названиях грузовых моделей ГАЗа индекс двигателя не фигурировал, в отличие от легковых автомобилей того времени с двигателем ГАЗ-11, вошедших в историю с «11» в своём индексе. Летом 1940 года опытный экземпляр ГАЗ-51 экспонировался на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Вторая опытная машина, построенная в сентябре 1940 года, после пробега в 32 500 км была оборудована газогенераторной установкой и проработала на заводе еще несколько лет. Испытания прошли успешно, и была начата подготовка серийного производства ГАЗ 51, которое должно было начаться в 1942 году, с начала IV пятилетки. Но начавшаяся Великая Отечественная война нарушила эти планы.

ГАЗ 11-51 Опытный ‘1939

0
Источник:

Работы над перспективными автомобилями возобновились уже в 1943 году. Быстрое развитие техники в годы войны внесло свои неизбежные коррективы в конструкцию ГАЗ-51. Ведущий конструктор А. Д. Просвирник (с 1968 года главный конструктор завода) радикально перекомпоновал и доработал машину, и от довоенного ГАЗ-51, по существу, осталось лишь название. Накопленный опыт эксплуатации на боевых машинах шестицилиндровых моторов позволил значительно усовершенствовать двигатель и обслуживающие его системы. Была увеличена грузоподъёмность до 2,5 тонн. Однако не была и оставлена тема наследника «полуторки».

0

Источник:

0

Источник:

ГАЗ — как строилась история отечественного производителя

Горьковский автомобильный завод — предприятие с большой историей, которое сейчас занимает центральное место в сегменте отечественного автопрома. На рынок производитель поставляет грузовую технику, микроавтобусы, силовые установки и специальный транспорт. Кроме того, в модельной линейке есть легковые автомобили. История ГАЗ начинается в 1932 году. Тогда предприятие имело другое название — Нижегородский автозавод имени В.М.Молотова.


Фото: «CAR.RU»

Автомобильный завод, который сейчас известен под именем ГАЗ, появился в результате соглашения ВСНХ СССР и Ford Motor Company. Согласно данному документу, американская сторона должна была обеспечить техническую помощь Советскому Союзу в создании легковых и грузовых автомобилей. В качестве доноров для будущих моделей использовали Ford A и Ford AA. Официальное открытие завода произошло 1 января 1932 года. Всего через месяц был выпущен первый грузовой автомобиль ГАЗ АА.

В 1933 году с конвейера завода сошел первый автобус марки — ГАЗ-03-30. Он мог перевозить сразу 17 пассажиров. В конструкции предусматривался каркас из дерева, который дополнительно усилили обшивкой из металла. Несмотря на то, что конструкция оказалась непрочной, автобус стал востребованным для своего времени. Всего через 2 года после запуска производства с конвейера выпустили 100 000 экземпляр модели ГАЗ-А.


История автозавода ГАЗ начинается с 1932 года

В рамках заключения американская сторона должна была поддерживать производителя из СССР на протяжении 5 лет. За это время предприятие получило документацию Model, который выпускали в 1933 году. Но такой транспорт не подошел для эксплуатации в СССР, из-за чего его пришлось переделать. “Эмка” — самый популярный автомобиль на территории довоенного государства. На его базе производитель построил несколько модификаций. Перед самым началом войны завод выпустил внедорожник модели ГАЗ-64, который отличался высоким уровнем проходимости и наличием системы полного привода.

Горьковский автозавод занимался созданием танков, а именно Т-38. Однако начальная модель имела много недостатков. Поэтому через некоторое время получился новый проект, получивший название “Танк Молотова”. Разработки в этом направлении приостановили в 1941 году. В военный период выпускалась такая техника, как Т-60, Т-70, Т-80, СУ-76, БА-64. Этот период оказался не самым простым, так как завод неоднократно подвергался бомбардировке. Сразу после окончания войны ГАЗ должен был определить направление дальнейшего развития. Именно так в 1946 году появился ГАЗ Победа М-20. Немного позже на рынке появился небольшой грузовик ГАЗ-51.


Танк Молотова

Через 2 года с конвейера сошел ГАЗ-63, а затем — ГАЗ-69. Последний на этапе разработки имел другое название — Труженик. Он сумел выйти на рынок, но через несколько лет отошел к УАЗ. Эта модель сделала большой вклад в развитие автопрома — на его базе создавали большое количество модификаций, а продажи велись в 56 странах мира. В линейке производителя были и другие известные проекты — ЗИМ, ГАЗ-21, ГАЗ-13, ГАЗ-2102.

Современная история предприятия начинается в 1992 году. Сразу после этого началось обновление модельного ряда. ГАЗ-31029 начали поставлять с измененным дизайном и задней частью кузова. Современное исполнение ГАЗели появилось в 1994 году. Через некоторое время он стал донором для целого семейства. ГАЗ не был готов отказаться от Волги, поэтому в 1997 году провел для нее обновление. Крупный переворот в истории марки пришелся на 2000 год, когда контрольный пакет акций отошел к другой компании. На производственных мощностях начали выпускать модели иностранных марок — Mercedes-Benz, Volkswagen и Chevrolet.


Соболь Некст 4х4

Основу линейки в новом десятилетии составляли ГАЗели и автомобили для ведения бизнеса. Сейчас в линейке производителя представлен широкий ассортимент автомобилей, которые, как правило, используются в коммерческой сфере.

Итог. ГАЗ — отечественный производитель, который имеет большую историю на рынке. Его появление относится к 1930 годам. Несмотря на сложности в виде войны, распада СССР и кризиса, завод сохранил свое положение в России.

Очень наглядный снимок: «предок» и наследник» — ГАЗ-АА и ГАЗ-51

0
Источник:

После Победы было решено вернуться к теме небольшого развозного грузовика, в котором остро нуждалось советское народное хозяйство. Первым в создании новой «полуторки» стал ульяновский автозавод, начавший разработку первой собственной модели, получившей название УАЗ-300, еще в 1947 году. Ульяновцы представили первый экземпляр перспективной «полуторки» на праздничной демонстрации 7 ноября 1949 года. Первый вариант внешности машины был сильно похож на ГАЗ-51, однако в 1948-м заводчане разработали оригинальный и очень удачный дизайн. Причём интересно то, что штатного художника-конструктора тогда на заводе ещё не было! ГАЗовцы предложили свой вариант внешности, однако свой оказался привлекательнее.

ЗИС-150


ЗИС-150 первых выпусков оснащался деревометаллической кабиной

В 1947 году на смену довоенному ЗИС-5 пришел совершенно новый грузовик ЗИС-150 грузоподъемность 4 т. Во многом судьба машины была схожа с ГАЗ-51. Еще до войны конструкторы московского автозавода приступили к разработке преемника ЗИС-5, но в металле грузовик оформился лишь спустя два года после окончания войны. Примечательно, что МосЗИС смог перейти на выпуск нового грузовика, практически без остановки конвейера. Массовое производство машины стартовало 26 апреля 1948 года.

В годы войны в Советский Союз попало множество импортных грузовиков как немецких трофейных, так и американских ленд-лизовских. Последние оказали особо сильное влияние на отечественную конструкторскую школу. ЗИС-150 кардинально отличался от простоватого ЗИС-5, прежде всего своим внешним видом. Он получил цельнометаллическую трехместную кабину с округлыми обводами. При создании кабины ЗИС-150, конструкторы вдохновлялись дизайном американского International KR11 начала 40-х. Впрочем, о прямом копировании речи не шло. В техническом плане ЗИС-150 также ушел далеко вперед. Грузовик получил новую раму, 5-скоростную КП, пневматические тормоза и более мощный 90-сильный мотор.

Как и горьковский ГАЗ-51, ЗИС-150 (с 1956 года ЗИЛ-150), активно применялся при восстановлении страны. Кроме того именно 150-й дал жизнь китайскому автопрому, в 1956 году там начал работу первый в стране автозавод. ЗИС-150 выпускался относительно недолго, всего 11 лет и за этот срок завод выпустил немало модификаций. Всего за это время было выпущено почти 800 тысяч грузовиков.

УАЗ 302 Опытный ‘11.1950

0
Источник:

0

Источник:

Одной из причин стало то, что в 1951 году Ульяновский автомобильный завод был передан в другую отрасль промышленности, в ведение Министерства радиопромышленности СССР, став на время радиозаводом. Наработки по УАЗ-300/302 были переданы на горьковский автозавод.

0

Источник:

В 1952 году началось проектирование новой «полуторки» ГАЗ-56. Разработка началась под руководством Александра Дмитриевича Просвирнина. С августа 1954 г ведущим конструктором машины стал Александр Бутусов — недавний выпускник Горьковского политехнического. Это было первое серьёзное (после проектирования автоприцепов) задание для молодого конструктора.

Горьковский автомобильный завод

2000—2010 годы

В ноябре 2000 года контрольный пакет ОАО «ГАЗ» был приобретён , Олега Дерипаски. В 2001 году ГАЗ вошёл в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто», который в результате кардинальной реструктуризации 2005 года преобразован в холдинг «Группа ГАЗ», где ГАЗу отведена роль головного предприятия. Соответственно все продукты «Группы» были распределены между дивизионами, сформированными по производственному, а не территориальному принципу. Специализация ГАЗа по выпуску лёгких и средних коммерческих автомобилей была сохранена. По данным «Группы» она занимает лидирующее место в России по выпуску лёгких коммерческих автомобилей.
Уже в конце 2000 года на ГАЗе началась крупная реорганизация. Впоследствии ряд перспективных направлений, в том числе программа выпуска пикапов и внедорожников «Атаман», легковой автомобиль ГАЗ-3115 сегмента D и ряд других проектов были свёрнуты из-за недостатка финансовых средств и низкой маркетинговой привлекательности. Была кардинально реорганизована дилерская сеть (по сути она была создана с нуля), проведена полная финансовая ревизия предприятия, ряд непрофильных активов выведен за рамки ОАО. Эти меры позволили сначала уменьшить убыточность, а к середине десятилетия выйти на уровень рентабельности. Основное внимание было уделено развитию самого конкурентоспособного направления — лёгким коммерческим автомобилям полной массой до 3,5 т (Light Commercial Vehicle), в сегменте которых ГАЗ фактически является монополистом. В 2005 году предприятие смогло освоить серийный выпуск нового семейства низкорамных среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3310 «Валдай», а общее оживление экономики повысило спрос и на традиционные среднетоннажные грузовики ГАЗ-3307, 3309 и ГАЗ-3308 «Садко». В 2005-м и 2006 годах «Группа ГАЗ» предпринимала существенные усилия по преодолению технологического и временного отставания от ведущих мировых производителей, при этом для ускорения освоения новой техники активно использовался опыт ведущих автопроизводителей. В число стратегических целей «Группы ГАЗ» входило увеличение масштабов бизнеса и вхождение в клуб глобальных игроков международного автомобильного рынка. Основное внимание «Группа ГАЗ» сосредоточила на сегментах лёгких коммерческих автомобилей, легковых автомобилей класса Е и силовых агрегатов. Дивизион «LCV» в 2006 году был увеличен за счёт приобретения «Группой ГАЗ» английской фирмы LDV Group, специализирующейся на производстве лёгких переднеприводных фургонов Maxus полной массой до 3,5 т. В мае 2008 года ГАЗ приступил к сборке в Нижнем Новгороде фургонов и микроавтобусов Maxus из английских крупноузловых комплектов. По мере локализации и перехода на технологию CKD сборки, объём производства Maxus должен был составить 50 тыс. в год, но из-за кризиса и банкротства LDV проект до этой стадии так и не дошёл и был свёрнут в середине 2009 года.

Из-за конфликта по ценам на двигатели с ЗМЗ в 2006-2008 годах часть выпуска «Волг», «Соболей» и «ГАЗелей» оснащалась импортными двигателями Chrysler 2,4 л.

Дивизион «Легковые автомобили» осуществил в июне 2007 года рестайлинг салона седанов «Волга» (31105 и 3102), но падение спроса на морально устаревшие модельный ряд и кризис заставили ГАЗ свернуть в конце 2008 года производство данных моделей. В развитие легкового модельного ряда «Группа ГАЗ» купила в 2006 году у концерна DaimlerChrysler сборочное предприятие «Стерлинг-Хиллз», производившее среднеразмерные седаны Chrysler Sebring и Dodge Stratus. На оборудовании, вывезенном из США, с июля 2008 года был организован выпуск собственной модели сегмента Е Volga Siber. Объём производства Volga Siber предполагался в количестве 65 тыс. в год, но модель оказалась непопулярной, и после выпуска 8,7 тыс. автомобилей сборка была свёрнута в конце 2010 года.

В 2010 году ГАЗ произвёл 70,3 тыс. грузовых автомобилей (+78,1% к 2009 году). Через дилерскую сеть ОАО «ГАЗ» в 2010 году было реализовано 83,25 тыс. грузовых автомобилей и автобусов (+61,6% к 2009 году), включая экспорт в более чем 30 стран мира.

Если доля ГАЗа в производстве LCV и микроавтобусов в стране составляет около 59%, то в производстве легковых автомобилей его доля упала до 0,4% и на этом присутствие самостоятельной марки «ГАЗ» в легковом секторе закончилось. Однако предприятие вернулось в легковой сегмент за счёт сборки иностранных брендов Chevrolet, Volkswagen и Skoda.

В сентябре 2008 года ГАЗ столкнулся с финансовым кризисом, а с октября — с кризисом сбыта. В четвёртом квартале 2008 года и в январе 2009 года ГАЗ несколько раз останавливал конвейер с целью разгрузки затоваренных площадок готовой продукции. В связи с возникновением серьёзной задолженности перед поставщиками, а также оферты по облигациям на сумму $147 млн, в начале февраля Правительством РФ было принято решение об оказании финансовой поддержки «Группе ГАЗ».

В связи с кризисом руководство ГАЗа предприняло различные антикризисные пакеты мер, так, с конца 2008 года введена более короткая рабочая неделя и сокращён персонал (со 105 до 95 тыс.). Несмотря на остановку в ноябре 2008 года конвейерного производства седанов 31105 и 3102 морально устаревшего семейства «Волга», предполагалось осуществить их удешевление и при наличии спроса снова запустить в производство. Однако возобновления спроса так и не последовало и весной-летом 2009 года легковой конвейер был демонтирован, в дальнейшем на нём предполагается сборка иномарок. Планы по выпуску в 2009 году новой модели Volga Siber были скорректированы до 8 тыс., а позже и до 3 тыс., фактически было произведено только 1717 седанов, из которых реализованы 428 машин. В 2009 году Volga Siber была включена в список отечественных автомобилей для централизованных госзакупок, но не попала в официальный список легковых моделей с дотируемыми кредитами для физических лиц. В 2010 Siber попал в список моделей, включённых в программу утилизации, за счёт чего ГАЗ смог произвести за 10 месяцев 2010 года запланированный объём в 5,1 тыс. седанов и свернул 31 октября их производство.

6 мая 2009 года «Группа ГАЗ» продала малайзийскому концерну Weststar свой британский завод LDV Holdings, который принадлежал российскому концерну на протяжении трёх лет и выпускал коммерческие автомобили под маркой Maxus. Поставки сборочных комплектов Maxus на ГАЗ были прекращены в том же 2009 году, а модель выведена с российского рынка.

Для сохранения продаж лёгких коммерческих автомобилей ГАЗ разработал удешевлённую до $6 000 версию «Газель» с двигателем УМЗ-4216 и облегчённой кабиной. Однако модель не пользовалась спросом — была выпущена лишь ограниченная партия около 700 машин.

4 февраля 2010 года «Группа ГАЗ» начала серийный выпуск модернизированных семейств лёгких коммерческих автомобилей «Газель-Бизнес» и «Соболь-Бизнес». Продажа модернизированных автомобилей через дилерскую сеть начата 25 февраля 2010 года.

20 июля 2010 года «Группа ГАЗ» начала серийный выпуск дизельной модификации автомобиля «Газель-Бизнес».

В конце октября 2010 года ГАЗ объявил о начале производства 4-тонной версии ГАЗ-33106 с двигателем Cummins ISF 3.8.

31 октября 2010 года прекращено производство Volga Siber.

23 декабря 2010 года концерн Daimler и «Группа ГАЗ» подписали соглашение об организации производства лёгких коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter (серии W901-W905) на Горьковском автозаводе. Выпуск LCV начат в 2013 году.

ГАЗ 56 Опытный (I серия) ‘1953–54

0
Источник:

Конструкция автомобиля содержала целый ряд необычных для своего времени технических решений: герметичные барабанные тормоза, самоблокирующийся дифференциал кулачкового типа, неразрезной картер заднего моста и гипоидная главная передача, телескопические амортизаторы, верхневальный двигатель с форкамерно-факельным воспламенением горючей смеси и электромуфтой вентилятора системы охлаждения, рессоры без пресс-маслёнок на резиновых втулках. Компоновка автомобиля была традиционной — капотной.

Модификации на базе Газ-АА

На базе полуторки создавались различные пожарные, милицейские автомобили, кареты скорой помощи, радиостанции, световые установки ПВО, РЛС обнаружения и даже бронеавтомобили.

За годы производства было выпущено более 1 млн. автомобилей.

ПМГ-1

1932—1941 гг.


Пожарная машина ПМГ-1 на базе Газ-АА

Пожарная машина ПМГ-1.

ГАЗ-03-30

1933-1941 гг, 1945-1950 гг.

Автобус Газ-03-30

Газ-ААА

1934—1943 гг.

Трехосный грузовик грузоподъемностью 2 тонны.

ГАЗ-410

1934—1946

Самосвал грузоподъёмность 1,2 тонны с цельнометаллическим кузовом и системой саморазгрузки.

Газ-ММ

1938-1950 гг.

Модификация с двигателем на 50 л.с.

В 1938 году двигатель, который устанавливался на легковой Газ-М1 был форсирован. Благодаря приросту мощности до 50 л.с. появилась возможность установить мотор и на грузовой автомобиль.

Кроме двигателя в Газ-ММ доработали крепления задних рессор, конструкция рулевых механизмов и.д.

ГАЗ-42

1938—1950 гг.

ГАЗ-43

1938—1941 гг.

ГАЗ-55

1938—1945 гг.

Военный санитарный автомобиль.

ГАЗ-44

1939 г.

Газобаллонный грузовик на базе ГАЗ-MM.

ПАРМ-А

Ремонтно-восстановительная машина.

История в письмах

О своей жизни и работе Аллан Остин каждую неделю, а то и чаще, писал родителям и другим родственникам. Эти послания его отец сохранил, а в 1998 году они попали к сыну Аллана — Ричарду Остину. Вдохновившись, он в том же году посетил Нижний Новгород и написал книгу о создании авто, основанную на письмах отца.

В США книга была издана в 2004 году, на русском вышла в 2017-м. Прежде всего это очень кинематографичное бытописание жизни американских инженеров в советском городе, со всеми горестями и радостями. Вот они обустраивают свои комнаты в щитовых домиках в «американском поселке», и Аллан пишет родителям, что ему удалось своими руками соорудить экран для камина и он вышел «совсем неплохо для первого раза». А вот Маргаретта купила на местном рынке 38-сантиметровый самовар (он хранится у Остинов до сих пор как семейная реликвия), а еще бюст Ленина, который установила на почетное место на каминной полке — «как знак уважения к хозяевам страны». Первая стрижка в новом месте («стили стрижек варьируются до самых безумных крайностей»), первая речная прогулка по Оке («это было очень приятно»), проблемы с продуктами («выбор мяса очень бедный: вчера я купил живую курицу, что не так легко сделать»), тоска по родному Кливленду («нам все еще не хватает плетеных кресел»).

Но ценность издания не только в живописных подробностях, любопытных для краеведов и добавляющих красок историческому контексту. Пожалуй, главное в ней — авторский взгляд на опыт российско-американских отношений — реализация беспрецедентного для СССР контракта с иностранным партнером. Живая история о том, как представители двух наций пытаются выстроить диалог, основанный на общечеловеческих ценностях, несмотря на разницу менталитетов и внешнеполитическую холодность двух стран. Об этом было заявлено уже в самом первом контракте, который компания Austin подписала с Государственным бюро по строительству автозавода, Автостроем. В договоре указывалось, что в случае возникновения любых разногласий или трудностей «стороны должны разрешать их взаимными усилиями, в атмосфере дружбы», причем без обращения в судебные инстанции.

Площадка, на которой строился Горьковский автозавод. 10 августа 1930 года

Фото: музей истории ГАЗ

«Мы считаем привилегией возможность послужить русскому народу и надеемся использовать ее в полной мере», — пишет Аллан Остин своим родителям. «Он не разделял коммунистических взглядов в отношении гуманизма, но был искренне рад возможности участвовать в деле, которое может сделать жизнь людей счастливей и плодотворней, создав для них абсолютно новые условия проживания», — поясняет в книге Ричард Остин позицию своего отца.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]