Исходя из закона Российской Федерации, автобус – это транспортное средство, оснащенное мотором, которое предназначено для перевозки граждан как в сидячем положении, так и стоя. При этом сидений в салоне должно быть не менее девяти, считая водительское кресло. Такие крупногабаритные транспортные средства служат для перевозки пассажиров по установленным заказчиком маршрутам с остановками для высадки и посадки людей. Как правило, роль заказчика играют юридические и физические лица. Существует несколько классификаций автобусов в зависимости от их размеров, вместимости и других параметров.
Виды маршрутов
Классификация автобусов по территориальному признаку происходит следующим образом:
- Пассажирская техника, совершающая международные поездки за пределы территории России.
- Автобусы, работающие на городских маршрутах. Они не выезжают за пределы одного города.
- Пассажирский транспорт, перевозящий людей за пределы города на небольшие расстояния (пригородные маршруты). Как правило, такие автобусные маршруты отдаляются не более 50 км от черты города.
- Автобусы, совершающие дальние поездки между городами в пределах одной страны. Как правило, перевозки осуществляются комфортабельной техникой. Маршруты при этом довольно продолжительные – более 50 км от границы города отправления.
История возникновения автобуса в России
Россия не сильно отстала от Германии, занявшись производством электрических автобусов на на рубеже 19 и 20 веков. История отечественного автобуса началась в 1901 году, когда благодаря стараниям российских инженеров и автомехаников на свет появился российский электромобиль. Автобус перевозил до 10 человек, мог проехать без подзарядки 60 км, развивая скорость до 22 км/ч.
А история появления автобуса с двигателем внутреннего сгорания началась в Санкт-Петербурге в 1903 году. Местом производства была фабрика «Фрезе». Салон машины был без крыши (типа современного кабриолета), вмещал до десяти пассажиров и разгонялась до 16 км/ч. Автобус также использовался в качестве пожарной машины, вернее, для перевозки пожарных и рабочего оборудования.
А как общественный транспорт автобус в России начали эксплуатировать не в столице, а в Архангельске в 1907 году. Правда, это была машина не отечественного производителя, а немецкого — марки NAG. Техника, имеющая вес 6 тонн, вмещала 28 пассажиров, существенно облегчая передвижение по большому городу.
В этом же году 17 октября состоялся пробный автобусный маршрут в Санкт-Петербурге, а 11 ноября было открыто пассажирское сообщение по линии Александровский сад — Балтийский вокзал. Тогда машина еще называлась «автомобиль-омнибус». Слово «автобус» впервые употребил в своих произведениях российский поэт Игорь Северянин в 1912 году. В разное время питерский автопарк насчитывал от 8 до 14 машин, эксплуатировались как одноэтажные, так и двухэтажные модели. Проезд в первом классе стоил 9 копеек, во втором — 6 копеек.
Почти через год, 13 августа 1908, автобус увидели и жители Москвы, но, как общественный транспорт, машины были запущены только при СССР — 18 апреля 1922 года. Один из маршрутов курсировал между Тверской заставой и Каланчевской площадью, был разбит на 4 станции и 13 остановок. В то время московский автопарк насчитывал 40 автобусов.
Виды пассажирских перевозок
Классификация автобусов по классам в зависимости от их назначения подразумевает деление пассажирской техники на несколько групп:
- 1-я группа: специальные автобусы, к примеру перевозящие детей в школы и санатории, отвозящие вахтовиков на место работы, доставляющих полицейских к месту массовых беспорядков и т. д. При этом оснащение внутри и снаружи техники для перевозки людей меняется в зависимости от их назначения.
- 2-я группа: туристическая и экскурсионная автотранспортная техника. Исходя из названия, читателю понятно, что такие автобусы служат для перевозки туристов в гостиницы и по достопримечательным местам. Как правило, они оборудованы мягкими широкими креслами, столиком, биотуалетом и кондиционером.
- 3-я группа: автобусы общего пользования. Они служат для перевозки граждан по городским и загородным маршрутам.
Neoplan Jumbocruiser
Знаменитый двухэтажный автобус повышенной вместительности, рассчитанный на 103 посадочных места. Neoplan Jumbocruiser стал результатом работы немецких инженеров, которые известны своей скрупулезностью и щепетильностью. Стоило модификации Jumbocruiser появиться в рамках мирового автопрома, как несколько сотен перевозчиков изъявили желание его перевезти. Длина этого гиганта -18 метров, а высота – 4 метра. Это единственный крупногабаритный сочлененный автобус, который можно встретить на улицах европейских городов. В основном, Европа с ее узкими улочками отдает предпочтение компактным и быстрым микроавтобусам.
Neoplan Jumbocruiser стал исключением из правил. Впервые самый большой в мире автобус сошел с конвейера в далеком 1973 году. В 1993 году модель сняли с серийного выпуска. Тем не менее, по Европе курсирует немало экземпляров Neoplan Jumbocruiser. В большинстве случаев они задействованы на экскурсионных маршрутах. На сегодняшний день Neoplan Jumbocruiser все еще остается рекордсменом книги Рекордов Гиннеса.
Размеры автотранспортного средства
В зависимости от вместимости классификация автобусов выглядит следующим образом:
- Транспортные средства особо большой вместимости. Такие автобусы готовы перевозить от 50 до 80 человек.
- Пассажирский транспорт большой вместимости. Салон у них рассчитан на 40-45 сидячих мест.
- Автобусы средней вместимости. Салон у данного вида наземного транспорта оборудован сидячими местами в количестве от 30 до 35 штук.
- Общественный транспорт малой вместимости. Число мест составляет от 20 до 25 штук.
Согласно классификации автобусов по пассажировместимости к группе малых автобусов относят отечественные транспортные средства таких марок, как ПАЗ. Их выпускают не только в стандартной комплектации. Существуют небольшие автобусы Павловского завода специализированной версии, они предназначены для работы в суровых северных районах нашей страны. Такие машины оборудованы следующими функциями:
- дополнительным слоем изоляции салона и кабины водителя;
- остеклением, состоящим из нескольких стекол;
- дополнительными печками отопления.
Все это необходимо для сохранения тепла во время поездок по крайнему северу.
Также существуют малые автобусы для передвижения по горной местности. В них установлены следующие дополнительные элементы:
- специальные тормоза, оснащенные замедлителем;
- ремни безопасности на всех пассажирских сиденьях;
- противооткатное устройство, помогающее удержать транспорт при стоянке на сильном уклоне в горах.
В южных районах России также активно используют малые автобусы для перевозок пассажиров. Как правило, на них устанавливают крупные солнцезащитные экраны и мощные кондиционеры.
К пассажирским средствам средней вместимости специалисты относят автобусы отечественного производства . Они оборудованы мягкими и комфортабельными сиденьями в салоне с функцией откидывания спинки назад.
Согласно классификации автобусов по длине транспортные средства марки «ЛАЗ», «Икарус» и «ЛиАЗ» можно отнести к средствам большой и особо большой вместимости в зависимости от модификации.
Действующие регламенты
Требования к пассажирским перевозкам автобусом в 2022 году установлены следующими нормативными актами:
- Федеральным законом №220-ФЗ от 13.07.15;
- Уставом автотранспорта и городского наземного электротранспорта;
- Постановлениями, приказами, инструкциями и письмами Ространснадзора.
Правила перевозки пассажиров обязательны к исполнению всеми юридическими лицами, осуществляющими деятельность в данной сфере. К водителю также предъявляются определенные требования.
Кроме перечисленных нормативных актов каждый регион РФ имеет право принимать в дополнение к ним свои законодательные документы. В уже существующие нормативы могут вноситься корректировки и дополнения, которые являются следствием проведенного анализа статистики всех дорожных происшествий с участием автобусов. Учитываются также пожелания водителей пассажирского транспорта. Чтобы исключить возможность допущения нарушений по причине неосведомленности, рекомендуется внимательно следить за всеми вносимыми изменениями.
Требования к пассажирским перевозкам автобусом:
- наличие пакета документов, необходимых для перевозки пассажиров;
- соблюдение водителем всех его профессиональных обязанностей;
- соответствие пассажирского автобуса всем техническим характеристикам, установленным действующими нормативами.
Соблюдение установленных нормативов обеспечивает безопасность не только жизни и здоровью граждан, но и их имуществу. Нарушение правил перевозки пассажиров влечет за собой административную ответственность, согласно АПК РФ.
Одно- и двухэтажные транспортные средства
Классификация автобусов по кузову подразумевает деление данного наземного вида транспорта на двух- и одноэтажные. Также довольно часто встречаются полутораэтажные автотранспортные средства. Их достоинство заключается в высокой посадке пассажиров. Нижние отсеки предназначены для размещения в них багажа и крупногабаритных грузов. Неудивительно, что многие турфирмы закупают именно полутороэтажные экскурсионные автобусы.
В двухэтажных автобусах на втором этаже размещаются пассажиры, первый же используется как для размещения там людей, так и для установки там туалетов, бара и багажного отделения. В некоторых фирменных транспортных средствах есть даже спальни, игровые комнаты и телевизоры.
Технические требования к автобусам для перевозки пассажиров в 2021 году
- Соответствие типа, марки, конструкции и мощности транспортного средства виду автобуса, предназначенного для перевозки пассажиров.
- Параметры транспортного средства должны обеспечивать его свободное прохождение по российским дорогам.
- Лампочки в салоне автобуса должны содержаться в рабочем состоянии для комфортной перевозки пассажиров в вечернее время.
- Наличие в салоне динамиков для обращения водителя к пассажирам при необходимости.
- Содержание дверных и оконных механизмов в рабочем состоянии.
- Наличие исправной отопительной системы для поездок в зимнее время.
В наличии необходимо иметь:
- сертификат о соответствии нормам экологии;
- аптечку для оказания первой медицинской помощи;
- два огнетушителя: один — рядом с сиденьем водителя, второй — в салоне;
- противооткатный упор и устройство, открывающее доступ к аварийному выходу;
- знак аварийной остановки;
- отсеки для крупногабаритного багажа;
- навигатор и видеорегистратор в кабине шофера;
- указание маршрута следования на наружной части автобуса;
- знак о том, что совершается пассажирская перевозка.
Топливо для ТС
Есть классификация автобусов, где техника делится на группы в зависимости от потребляемого ими топлива. На сегодняшний день большинство современных моторов транспортных средств работают на трех видах топлива:
- Природный газ (метан).
- Дизельное топливо.
- Бензины различных марок.
Самыми экономичными моторами были признаны двигатели, которые потребляют ДТ и газ.
В последнее время иностранные и отечественные заводы все чаще выпускают грузовые автомобили и автобусы с моторами, работающими на электрической тяге. Вместо привычного нам бензобака на них установлены мощные батареи, наполненные электролитом. Они являются экологически чистым транспортным средством, однако работать они могут в пределах крупных мегаполисов, где есть современные электрические станции для зарядки аккумуляторов.
Открытие автобусных линий в СССР
Пассажирское автобусное движение в Санкт-Петербурге, как и производство автобусов, было прекращено в 1914 году незадолго до начала Первой мировой войны по экономическим причинам. С наступлением мирного времени автобусное движение возродилось, и перед советскими инженерами была поставлена задача сделать автобусы более комфортабельными и экономичными, чтобы они были доступными для всех слоев населения. Над этим трудились сотрудники Ленинградского завода. 8 июля 1926 года Ленинград дождался первой автобусной линии, транспорт следовал до Сестрорецка.
Сегодня современные инженеры работают над созданием экологически чистых машин, и они уверяют, что очень скоро мы будем ездить на автобусах, приводимых в движение электродвигателями.
Мировые стандарты качества
По всему миру к автобусам, служащим для перевозки туристов на дальние расстояния, предъявляют повышенные требования в отношении комфортабельности. В салоне обязательно должен быть:
- Кондиционер.
- Биотуалет.
- Телевизоры.
- Раздевалка.
- Кухня.
Помимо всего этого в салонах устанавливают мощное освещение, подставки для стаканчиков и еды, удобные откидывающиеся спинки на мягких пассажирских креслах.
Автобусы для специальных целей
Данная группа создается на базе обычных автобусов, но дорабатывается и дополняется различным функционалом, оснащением, в соответствии со спецификой перевозок. Различают автобусы:
- вахтовые, вездеходные;
- медицинские, санитарные — со специализированным лабораторным, реанимационным и пр. оборудованием внутри салона;
- для спасательно-аварийных служб;
- почтовые;
- грузопассажирские;
- ритуальные;
- рекламные;
- передвижные библиотеки, киноустановки;
- тюремные — с бронированными дверями, без окон.
Если вы хотите прочитать про виды мусоровозов, переходите по ссылке Виды мусоровозов.
Оценка автобусов международной организацией
Международный союз автотранспорта регулярно повышает требования к туристическим автобусам. Главным образом это касается безопасности людей, находящихся в салоне огромной машины, предназначения и комфортабельности. Международная классификация автобусов подразумевает 5 категорий ТС. Обозначают их количеством звезд.
К категории «одна звезда» относят автобусы для организации городских экскурсий. Транспорт с двумя звездами служит для международного туризма. Автобусам, которым Международный союз автотранспорта присваивает от трех до пяти звезд, предстоит ездить на дальние расстояния. При этом поездки занимают от одного до нескольких дней.
Согласно классификации автобусов самой комфортабельной по праву считается та техника, которой присудили пять звезд. Это лайнеры с повышенным уровнем комфорта. Там есть кухня с микроволновкой, грилем, дозатором для хранения холодных и горячих напитков. В автобусе есть видеокамеры, которые установлены по всему периметру салона и снаружи. Они позволяют водителю аккуратно припарковать транспорт, а также проследить, чтобы все пассажиры поднялись на борт перед непосредственным отправлением в дальний путь.
Требования при междугородних перевозках
Для междугородних пассажирских перевозок в салоне автобуса требуется наличие следующего пакета документов:
- нотариально заверенная копия лицензии юридического лица (компании–перевозчика), предоставляющей право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров;
- удостоверение водителя категории D;
- полис неограниченного страхования ОСАГО;
- путевой лист;
- справка, свидетельствующая о прохождении водителем медкомиссии;
- диагностическая карта технического осмотра автобуса;
- свидетельство о регистрации транспортного средства с присвоением ему государственных номеров;
- технический паспорт пассажирского автобуса.
Требования к водителю по обеспечению мер безопасности:
- контроль за соблюдением пассажирами мер безопасности;
- посадка и высадка людей только после полной остановки транспортного средства;
- складирование багажа в багажных отделениях (верхнем и нижнем), наличие которых в автобусах дальнего следования обязательно;
- ведение автобуса строго по установленному маршруту (отклонение возможно только с разрешения компании–перевозчика).
Перевозка пассажиров в положении стоя допускается только при соблюдении следующих условий:
- расстояние между пунктами отправления и прибытия не превышает 70 километров;
- в салоне имеются поручни и достаточно свободного места для комфортного и безопасного размещения людей.
Если продолжительность маршрута превышает 500 километров, для осуществления одного рейса требуется присутствие двух водителей.
В транспорте междугороднего следования должны быть размещены указатели аварийных выходов и инструкция по их использованию и перечень правил пользования транспортным средством.
Mercedes-Benz Citaro «CapaCity L»
Очень популярная модель немецких автобусов, которые можно увидеть, как в самой Германии, так и в других европейских городах. Наряду с дизельным и бензиновым двигателем, производители модели Citaro «CapaCity L» предлагают экологичные версии, базирующиеся на гибридной силовой установке. В основе конструкции таких автобусов лежат водородные топливные ячейки и аккумуляторная батарея с функцией регенерации энергетических запасов. Последняя модификация Mercedes-Benz Citaro «CapaCity L» увидела свет в 2004 году. После этого немецкие инженеры представили ряд инноваций, которые существенно улучшили уровень комфорта и безопасности пассажиров.
Длина этого гигантского автопоезда – 21 метр. Он рассчитан на 189 пассажиров. Помимо Европы, модель Citaro «CapaCity L» активно покупают азиатские страны. На сегодняшний день это единственный экологически чистый автобус, который не загрязняет окружающую среду.
ЛиАЗ 621365
Перед вами первый в истории России сочлененный автобус, который был создан на основе модифицированной и существенно усовершенствованной советской «гармошки». Серийный выпуск ЛиАЗ 621365 стартовал в 2016 году. Длина этого автобуса составляет 18,4 метра. При этом, вместительность зависит от комплектации. В базовом варианте ЛиАЗ 621365 рассчитан на 153 пассажира, после ряда внедренных нововведений автобус оснастили 193 сидячими пассажирскими сидениями.
Весомым минусом ЛиАЗ 621365 является тот факт, что при таких впечатляющих габаритах он способен развивать скорость не более 65 км/час. Инженеры оснастили автобус дизельным силовым агрегатом и автоматической коробкой передач. Изначально ЛиАЗ 621365 появились только в Москве. Впоследствии стали курсировать и в других российских городах, в частности: в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Тюмени и Самаре.
Ikarus 286
Популярность знаменитого венгерского автобуса достигла своего пика в 80-90-е гг. В различных вариациях его часто можно было встретить на городских улицах. Но еще чаще Ikarus 286 трудился на междугородних рейсах. При этом, он был достаточно жестким и не рассчитанным для длительных поездок, но советских людей это никогда не останавливало. Ikarus 286 сошел с конвейера в 1976 году, и был своего рода ответом на Neoplan Jumbocruiser. Икарус был рассчитан на 106 человек. При этом, в нем была масса свободного места для стоячих пассажиров и багажа. Изначально заказчиком модели стали США, но впоследствии контракт был аннулирован.
Венгерские производители вынуждены были искать новые рынки сбыта. Советскому Союзу такие вместительные автобусы пришлись по душе. На протяжении многих лет они курсировали по различным маршрутам. Что же касается Ikarus 286, то его длина составляет 18,2 метра. Существует несколько сохранившихся экземпляров, один из которых был чудом обнаружен в США.
Neobus Mega BRT
Этот гигантский автопоезд разрабатывался на основе Mercedes-Benz О-500МА. Эксперимент получился настолько удачным, что Neobus Mega BRT до сих пор колесит по Европе. В длину эта махина достигает 28 метров. Первыми, кто решился опробовать Neobus Mega BRT стали страны Латинской Америки. В частности, в Бразилии подобный вид транспорта имеет огромный успех. Специально под Neobus Mega BRT во многих бразильских городах выделены отдельные полосы движения. Автобус рассчитан одновременную перевозку трех сотен человек. После Бразилии Neobus Mega BRT закупили чилийские власти. В Чили они также успешно прижились.
Neobus Mega BRT были созданы при поддержке ведущих шведских инженеров. В самое ближайшее время должен состояться выпуск модели Mega BRT, которая ездит на экологически чистом биотопливе. Это автобус позволяет быстро перевозить большое количество пассажиров, что очень удобно для густонаселенных стран.
А вы бы хотели оказаться в таком гигантском автобусе? Пишите комментарии, и следите за нашими новостями.