ГолАЗ назначен главным поставщиком автобусов для Олимпиады в Сочи: все будет хорошо?

Производитель:ОАО «Голицынский автобусный завод» (Голицыно)
Модель:ГолАЗ-5251
Начало продаж в России:II полугодие 2011 г.
Цена:Не определена

Андрей Филиппов, фото автора

Основной российской премьерой «КомТранс-2010» в автобусном сегменте, безусловно, был ГолАЗ-5251. Реакция на новинку тогда была неоднозначной. Кто-то пытался тыкать пальцем на травящую пневмоподвеску, кто-то кривился, глядя на «волнистый» борт, но таких было меньшинство. В основном на машину обращали внимание адекватные люди, понимающие, что опытный образец, по сути ходовой макет, привезен на выставку не для демонстрации «железа», а совсем для других целей. Показать новую концепцию междугородного автобуса и перспективы ее развития.

Близнецы-братья

Не знаю как для кого, но для меня междугородные автобусы всегда ассоциировались с венгерскими Ikarus серии 200. Именно на этих машинах я школьником ездил на экскурсии, а студентом совершал вояжи из Москвы в Минск и обратно. Тогда мне казалось, что отечественный «одноклассник» – ЛАЗ-699Р – с «двухсоткой» и рядом не стоял. Но время шло, и на замену быстро устаревающим автобусам Ikarus пришли ГолАЗ-ЛиАЗ-5256. За прошедшие годы машина несколько раз подвергалась рестайлингу, в полном соответствии с аналогичными явлениями базового ЛиАЗ-5256. Но…

Требования рынка меняются. Давно ли 12-метровые машины считались у нас большими? А вот новая мода диктует дальнейшее увеличение длины и пассажировместимости. Отвечая этим запросам и появился на свет герой нашей статьи.

В настоящее время широкой публике известны два автобуса ГолАЗ-5251 – серебристый и бордовый. И если не вникать в суть, то внешних отличий между ГолАЗ-5251 № 1 и № 2 немного. Во-первых, исчезли оконные форточки, а на крыше, естественно, появился кожух кондиционера. Во-вторых, стеклоочиститель стал веерного типа. А, в-третьих, над дверями появилась имитация остекления. Вот и все…

На деле изменений, конечно, больше. Экземпляр № 1 оснащен двигателем ЯМЗ-656, а по сути стареньким ЯМЗ-236, доведенным до Euro 3. Наличие на новой машине этого раритета я уже объяснил в начале статьи: первый «5251» – это ХОДОВОЙ МАКЕТ для отработки тех или иных идей и «понтовый» двигатель ему просто ни к чему.

А вот в моторном отсеке № 2 стоит MAN D0836 LOH55 – на данный момент единственный возможный силовой агрегат. Пока именно на него получено ОТТС, и установочная партия ГолАЗ-5251 будет оснащена именно этим двигателем.

Есть различия и по ходовой части. При изготовлении № 1 использовалось стандартное шасси ЛиАЗ-5256, которое сначала распилили, а потом вварили в него вставку, увеличив тем самым колесную базу до 6600 мм.

Автобус № 2 уже создан на перспективном самоходном шасси, суть которого заключается в модульной конструкции. ЛиАЗ собирает переднюю и заднюю части, после чего соединив их временной вставкой, отправляет на ГолАЗ. А уже здесь будут вваривать середину и интегрировать полученное шасси в кузов.

Кстати, на заводе нас предупредили, что про № 1, можно забывать. Он выполнил свою миссию и на публике вряд ли когда-то появится. Теперь его основная задача стать носителем перспективного ЯМЗ-536.

Откуда дровишки?

В 2006 году в производственной линейке ГолАЗ появилась новая модель – 15-метровый, трехосный ГолАЗ-6228, на шасси Scania. Однако с 2008-го изготовление этих машин прекратилось, а технологическое оборудование, предназначенное для этого, простаивало. Вот и решили в Голицыно при создании нового автобуса по максимуму использовать незадействованные мощности.

Поэтому у ГолАЗ-5251 и ГолАЗ-6228 много унифицированных деталей – передняя и задняя маски, крыша и боковины. А вот в панели приборов без изменений осталась только форма самой панели. Приборы, их расположение, размещение клавиш и кнопок – все по-другому. Даже ручник перекочевал на левый «подоконник».

Сейчас идет освоение новых технологий по сборке кузовов. Например, борта к каркасу теперь приклеиваются. Причем, достигнув волнистости 0,2 мм/м, удалось существенно сэкономить шпаклевку и отказаться от процесса рихтовки. Исчезли стойки между люками багажных отсеков, да и остекление стало «аквариумным». По совокупности всех внедрений трудоемкость снизилась на 12%, что в свою очередь привело к снижению себестоимости автобуса.

Уже с третьего экземпляра появилась крыша из композитных материалов – алюмопласта. Она более легкая, долговечная и по умолчанию белого цвета. Покраска в цвет заказчика – опция.

А еще повысилась коррозионная стойкость ГолАЗ-5251, ресурс кузова теперь составляет 12 лет. Правда, последний показатель довольно спорный. Лично я надеюсь, что мы начнем-таки ценить пассажиров на деле, а не на словах, и автобусный парк будет обновляться гораздо чаще.

Но это еще не все. Полагаю, вы знаете, кто является генеральным спонсором предстоящей Олимпиады в Сочи. Да, это Scania. И как вы думаете, сильно повышаются у завода шансы выиграть тендер на поставку автобусов для обслуживания Олимпийских игр, если кузов установлен на скандинавское шасси? Вот и в Голицыно считают так же, поэтому к 2012 году в планах значится ГолАЗ-5251 на шасси Scania.

В ближайшем будущем планируется увеличение вместимости багажных отсеков. Если сейчас она составляет 6 м3, то в дальнейшем вырастет до 8 м3. Достигнуть этого планируется заменой стандартного бака от ЛиАЗ-6213, на новый оригинальной формы. Впрочем, даже с нынешними показателями ГолАЗ-5251 опережает некоторых более именитых западных одноклассников.

Впереди и своеобразный «рост» автобуса на полметра в длину и на 20 см в высоту. В результате до 55 увеличится количество кресел и багажный отсек станет больше. Одновременно расширится возможность компоновки салона по требованиям конкретного заказчика – будь то туалет, холодильник или кухня с гардеробом. Предполагается, что в случае необходимости вторую дверь можно сделать двустворчатой и установить в ней подъёмник для инвалидной коляски.

Интересны перспективы линейки силовых установок. Кроме упомянутого MAN D0836 LOH55 будет возможность выбора и других двигателей. В 2011 году должен пройти сертификацию автобус, оснащённый новейшей рядной «шестёркой» ЯМЗ-536 с рабочим объёмом 6650 cм3, мощностью 283 л.с. и крутящим моментом 1122 Н.м при 1300–1600 мин-1. А в конце этого же года появится версия с Cummins 6ISBe270 объёмом 6700 cм3, о 272 «конях», моментом 925 Н.м при 1200–1700 мин-1, и уже в середине 2012 она станет доступна покупателям. На дальнюю перспективу рассматривается появление модификации с двигателем MAN D2066 LOH05 мощностью 325 л.с. А вот о «мановском» D0836 LOH40, анонсированном на «КомТранс-2010», пока ничего не слышно.
Техническая характеристика автобуса ГолАЗ-5251

Полная масса, кг18 000
Снаряженная масса, кг12 600
Пассажировместимость общая/ в том числе сидящих, чел53/ 53
Допустимая нагрузка на 1-ю/ 2-ю оси, кг6825/ 11 175
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н.м
MAN D0836 LOH55, турбодизель I-6 6871 280 при 2300 мин-1 1100 при 1200–1650 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперед/ назад
Механическая ZF 6S-1200 6/1
ПодвескаПневматическая, зависимая
Рулевой механизмZF 8098
Колесная формула4х2
Минимальный радиус поворота, м11,82
Вместимость топливного бака, л374

Автобусы ГолАЗ: модельный ряд

Голицынский автобусный завод (ГолАЗ) — бывший российский производитель автобусов междугороднего и туристического класса, находился в д. Малые Вяземы Одинцовского района Московской области. О производителе Голицынский автобусный завод (ГолАЗ) был основан в 1990 году, а в 1994 году предприятие в Московской области начало лицензионное производство автобусов Mercedes-Benz O303. В дальнейшем компания занималась выпуском моделей собственной разработки, а в 2000 году вошла в состав холдинг «Руспромавто» (позднее переименован в «Группу…

— Далее —

ГОЛАЗ, Междугородные автобусы, Одиночные автобусы, Переднемоторные автобусы, Пригородные автобусы, Средние автобусы

Замена?

Что ГолАЗ-5251 не только имеет право на жизнь, но и будет востребован – это бесспорно. Недаром же одним из стимулов к созданию этой машины послужили многочисленные запросы потенциальных клиентов на автобусы пассажировместимостью от 50 и более посадочных мест. И по большому счету именно для таких покупателей она и создана. А вот вытеснит ли новинка с конвейера ГолАЗ-ЛиАЗ-5256, еще вопрос.

Безусловно, ГолАЗ-5251 современнее, надежнее и комфортнее. Вот только не всем нужно перевозить полсотни человек за раз. Например, на маршруте Тула – Рязань за всю поездку порой и десяти человек не наберется, так зачем же там 12,5 и тем более 13-метровые машины? А создать парк из автобусов только малого или среднего класса тоже не получится – пассажиропотоки у нас, если так можно выразиться, «направленные» по времени суток и дням недели. Вот и получается ГолАЗ-ЛиАЗ этакой универсальной палочкой-выручалочкой для небогатых АТП.

Так что в мирном сосуществовании этих двух автобусов по крайней мере в ближайшем будущем сомневаться не стоит. Правда, ценовая политика скорее всего «убьет» версии ГолАЗ-ЛиАЗ-5256 с импортными двигателями, и соответственно поддержит наличие последних в моторном отсеке ГолАЗ-5251.

Автомобиль на тест предоставлен ООО «Русские Автобусы – Группа ГАЗ»

Автобусы России

Компании, специализирующиеся на производстве автобусов, располагаются во многих странах. Предприятия из отдельных государств вызывают повышенный интерес пользователей Интернета и потенциальных клиентов, среди них Франция, Испания, Италия, Польша, Венгрия, Германия, США, Англия, Швеция, Республика Беларусь, Китай и многие другие. Не являются исключением производственные организации из России. Достоинства и недостатки российского производства Автобусы российского производства являются доступным по цене решением для многих…

— Далее —

ANKAI, HIGER, HYUNDAI, IKARUS, IRIZAR, IVECO, KIA, NEOPLAN, OTOKAR, SCANIA, SETRA, TEMSA, YUTONG, Автобусы, Автобусы вездеходы, Автобусы малого класса, АЗ УРАЛ, БАЗ, Бескапотные автобусы, БОГДАН, Большие автобусы, Вахтовые, ВОЛЖАНИН, Высокопольные автобусы, ГАЗ, ГОЛАЗ, Городские автобусы, Грузопассажирские автобусы, Двухэтажные автобусы, Заднемоторные, ЗИЛ, КАВЗ, Капотные автобусы, ЛАЗ, ЛИАЗ, МАЗ, Марки и модели туристических автобусов, Междугородные автобусы, НЕМАН, НЕФАЗ, Низкопольные автобусы, Одиночные автобусы, Особо большие автобусы, Особо малые автобусы, ПАЗ, Переднемоторные автобусы, Перронные, Полутораэтажные автобусы, Пригородные автобусы, Ритуальные автобусы, Сочлененные автобусы, Спальные автобусы, Специальные автобусы, Средние автобусы, СТ НИЖЕГОРОДЕЦ, Туристические автобусы, УАЗ, Центральномоторные, Экскурсионные автобусы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]