КамАЗ-5410 является популярным советским седельным тягачом. Подобная машина производилась на машинном предприятии в городе Камы с 1976 по 2006 годы. Седельный тягач уже является легендарным автомобилем отечественного производства. Серийный выпуск грузовика продолжался на протяжении почти 30 лет.
Модель получила кузов бескапотной компановки и колесную формулу 6х4 В данной статье можно будет найти описание КамАЗ 5410 технические характеристики, какой расход топлива КамАЗ 5410. Также будет схема и характеристики КамАЗ лесовоз. Весь модельный ряд КамАЗ.
История автомобиля
Камское автомобильное предприятие предоставляло некоторые исполнения машины, среди которых было наличие классической, для суровых арктических морозов и для жаркого тропического климата. В результате, это дало возможность эксплуатировать машину в разных областях Союза Советских Социалистических Республик и России.
Многофункциональное устройство креплений и седла автомобиля сделало его довольно популярным в различных сферах. Сюда можно отнести спасательную сферу (чтобы доставлять специалистов, специальные смеси и воду в область чрезвычайной ситуации), транспортировочную (перемещать габаритные грузы, сухие грузы, газы и жидкости) и сельское хозяйство (чтобы перевозить удобрения, землю и урожай).
КамАЗ-5410 является довольно популярным автомобилем в различных отраслях производства и сельского хозяйства, а также им пользуются даже до сих пор многие зарубежные страны.
При помощи своего многофункционального устройства, машина смогла заслужить доброе имя, как одна из самых эффективных и неприхотливых машин, которые способны функционировать в трудных обстоятельствах с разными грузами. Модель 5410 хорошо подойдет для средних и более больших компаний, где есть большие объемы перевозок.
Сам КамАЗ 5410 с полуприцепом оставляет впечатление надежной машины и верного партнера, какой умеет без особых трудностей справляться с трудными целями. Российская Федерация активно до сих пор использует данную марку, однако, она также востребована и в некоторых иностранных государствах.
Когда заканчивался ХХ век модель почти полноценно себя исчерпала, так как ее сменили более усовершенствованные транспортные средства Камского автомобильного завода. Например, появился преемник КамАЗ 65116, какой уже имел мощный силовой агрегат и улучшенные характеристики.
Особенности
Хоть КамАЗ-5410 и обладает весьма невзрачным дизайном, у него присутствуют уникальные для своего времени технические характеристики, благодаря чему автомобиль без особых затруднений справляется с большим тоннажем в прицепах и полуприцепах, и при этом не теряет управление, скорость и мощность. Все это и компенсирует проблему с внешним видом. Специалисты Камского автомобильного завода сосредоточились больше на безопасной и устойчивой к различным дорожным и погодным условиям машины, и это получилось у них успешно.
Советский тягач существенно уступает своим современным аналогам по плавности хода при движении по неровным покрытиям. Однако стоит отметить, что разрабатывался данный автомобиль с возможностью работы по любому типу покрытия, включая асфальт, грунт и даже бездорожье. Поэтому сомнительную плавность хода сложно назвать недостатком, поскольку она является некой особенностью конструкции.
Двигатели обладают внушительным эксплуатационным ресурсом, что обеспечивает повышенную надежность. Не менее надежной вышла и трансмиссия грузовика, использующая качественные и мощные детали, отличающиеся высоким запасом прочности. Но из-за отсутствия современных диагностических систем, некоторые неисправности практически невозможно заметить на начальных этапах.
Камский автозавод разработал помимо базовой версии и несколько модифицированных, способных работать как в северных регионах, где температура опускается очень низко, так и в зонах с тропическим климатом.
Во всех модификациях используется бескапотная кабина. Главной особенностью ее конструкции является превосходная обзорность с рабочего места. Среди других особенностей кабины следует отметить большой объем свободного пространства, понятные и читаемые в любых условиях приборы, подпружиненное сидение водителя, эффективную отопительную систему и так далее. Дополнительно кабина КамАЗ-5410 могла быть оснащена ремнями безопасности и другими полезными опциями.
Недостатки
Большинство недостатков тягача КамАЗ-5410 в первую очередь связаны с его возрастом. Серийное производство прекратилось еще в 2000-х годах, однако выпущенные в 1980-е годы машины продолжают работать и в настоящее время.
Но эксплуатационный ресурс всех агрегатов уже практически выработан, а металл потерял с годами первоначальные свойства. В связи с этим техника очень склонна к различным поломкам и неисправностям, причем некоторые проблемы неизлечимы. Например, любой тягач тех лет имеет постоянные течи масла с двигателя, коробки передач, а иногда и мостов. Пневматическая система уже не удерживает долгое время необходимое давление, поскольку резиновые уплотнители уже стали рыхлыми и негерметичными. Также нередко наблюдаются поломки и в механизме рулевого управления. Если взять любой грузовик, то у него обязательно будет большой люфт руля.
Представленные проблемы являются результатом времени и суровой эксплуатации. Что касается уже заводских недостатков, то они следующие:
Большой расход топлива. По сравнению с появившимися позже аналогами, КамАЗ-5410 расходует действительно очень много топлива. В зависимости от степени загрузки и погодных условий средний расход может доходить до 50 литров, а иногда и выше;
Устаревшая кабина. Это касается не только внешнего вида, который здесь выполнен максимально просто и угловато, но и внутреннего пространства. В кабине сильно прослеживается минимализм. Помимо этого кабина очень шумная, что при длительной работе вызывает утомляемость. Если у водителя установлено подпружиненное сидение, сглаживающее дорожные неровности, то у пассажиров сидения закреплены жестко к полу, из-за чего даже малейшая тряска ощущается всем телом.
Внешний вид
Экстерьер нашей модели разниться своей лаконичностью и простотой. Так как седельный тягач создавался в СССР, то при его проектировке самый большой акцент уделялся технической составляющей, но никак не красивой и стильной внешности, хотя, нельзя сказать, что трехосный грузовик получился ужасным.
Сама кабина получилась бескапотной и имеет строгую прямоугольную форму. Впереди тягач оснастили наличием круглых фар, а также массивной радиаторной решеткой, где есть фирменная символика предприятия, которое выпускает эту модель. Бампер сделали металлического содержания либо из пластика.
Он является одной из важнейших деталей пассивной системы безопасности, которая в эффективном порядке принимает на себя удар при аварийных ситуациях. Фронтальное стекло расположили четко в вертикальном порядке, а также разделили его поперечным молдингом, чтобы повысить устойчивость.
Еще это помогло более уверенно противостоять воздушным потокам на большой скорости и встречном ветре. Во время проблемной погоды стекла машины очищают большие долговечные дворники, на каких присутствуют специально оборудованные щетки.
Зеркала боковой обзорности получили различные углы направления, дабы понизить степень мертвой зоны и сделать более проще контролирование габаритной составляющей грузового автомобиля. Есть, даже, автомобиль лесовоз, который не боится перегрузов и уверенно справляется со своей работой.
Модификации
Для расширения функциональности, возможности использования грузовика в разных погодных условиях, производитель выпускал автомобиль в нескольких вариантах:
- 54112 – для работы в регионах с повышенной температурой.
- 5410 может использоваться с полуприцепом.
- 54114 ХЛ – для выполнения заданий в регионах с низкой температурой.
- 54101 – оснащен гидрооборудованием для работы с полуприцепом, который в гружёном состоянии способен перемещать вес массой до 13,5 тонны.
- 54102 – используется с бортовой конструкцией.
Салон кабины
Попадая на рабочее место водителя понимаешь, что оно выполнялось в сдержанной стилистике с минимальным количеством увенчаний, но с предельной практичностью, чтобы еще лучше выполнять собственные функции. Автомобиль КамАЗ 5410 идет в некоторых вариациях кабины – по числу мест (2 или 3 сиденья), а также по установке спального места.
Нетрудно догадаться, что когда в оснастке есть спальное место, то это дает возможность более продуктивно эксплуатировать машину на дальние многодневные поездки по Российской Федерации и странам СНГ. Данное внедрение очень полезно, ведь тогда можно двум водителям нормально высыпаться, не принося лишний вред своему самочувствию.
Спальное место было установлено прямо за креслами, и оно подразумевает небольшое отделение с полкой для пары человек. Салон оснастили подключаемыми возможностями, где есть наличие трех- или двухточечных ремней безопасности, какие снабжены ограничителями, подогрева кресла водителя и противотуманные фары, установленные на передний бампер.
Что очень порадовало, так это то, что кабина получилась бескапотного варианта, силовой агрегат расположили под кабиной, что позволило разработчикам более рационально использовать свободное место в салоне. На панели приборов есть все необходимые датчики и приборы управления, какие располагаются не так далеко, что позволяет шоферу не отвлекаться от управления автомобилем, и, при этом, изменять параметры, не покидая водительское сидение.
Панель приборов
Само кресло стало лучше регулироваться по удаленности от рулевого колеса, а колонка умеет менять свою высоту, что дает возможность отрегулировать адекватный угол управления под каждого человека. Несмотря на различный тюнинг, автомобиль лишили амортизаторов в корпусе, исходя из чего было решено установить водительское сидение на специализированную пружину пневматического типа, чтобы понизить вибрации и отдачу.
Благодаря ей, получается мягко вбирать в себя все кочки на дорожном полотне, понижая при этом тряску внутри кабины. Но, как обычно бывает для отечественного автопрома, подобная функция не рассчитана для пассажирских сидений.
Салон кабины со спальным местом и тремя креслами
Почти все внутри автомобиля ярко свидетельствует о том, что 5410 является рабочим инструментом, в каком ничего не отвлекает от выполнения своих прямых обязанностей. Но нельзя сказать, что салон не получил грамотную конструкцию и удобное распределение приборов, что, пусть и немного, но, все же, повышает уровень комфортабельности.
Технические характеристики
Силовой агрегат
Автомобиль Камского производства идет с наличием турбодизельного силового агрегата КамАЗ-740.11-240, выпуском какого занимались ярославские моторостроители. Он является V-образным 8-цилиндровым 10.85-литровым мотором и выдает 240 лошадиных сил при 2 200 оборотах коленчатого вала в минуту. Диаметр цилиндров составляет 120 мм.
Потребляет данный двигатель порядка 33 литров на 100 километров в среднем режиме. Дизельное топливо для мотора берется из топливного бака, емкость какого составляет 250 литров. Подобный двигатель отвечает экологическим нормам Euro-1.
Удачно подобранный силовой агрегат и трансмиссия делают КамАЗ-5410 универсальным, способным не бояться перегрузок и уверенно двигающимся вперед седельным тягачом.
Трансмиссия
Крутящий момент силового агрегата передается на колеса посредством механической 10-ступенчатой коробки переключения передач. Управляется механическим дистанционным методом. Сцепление представлено фрикционным сухим двухдисковым типом, где есть гидравлический привод вместе с пневматическим усилителем.
Диаметр накладок составляет 350 миллиметров. Большое передаточное число предоставляет наличие быстрой реакции технической стороны автомобиля, что очень нужно при перегрузках и сложных ситуациях.
Подвеска
Как впереди, так и сзади у машины рессорная подвеска, которая позволяет даже применять автомобиль как лесовоз, а ведь как раз там самое больше его перегружают и ездит он по плохой дороге.
Колеса и шины
Многие начинали делать свой тюнинг КамАЗу 5410, однако изначально он идет с бездисковыми колесами пневматического отдела, рассчитанными на 20 дюймов. Шины идут вместе с камерой и с помощью своих конструктивных особенностей весьма устойчивые к появлению грыж и шишек. Также они уверенно ведут себя во время проколов и пробитий, разрешая проехать довольно большое расстояние на спущенной резине.
База колес 6х4 предоставляет хорошую управляемость, устойчивость седельного тягача, а также отличные тяговые свойства. Резина сделана по высокому качеству и рознится износостойкостью и не боится ударов. Грузовик сможет вытащить из любого рва нелегкий груз.
Тормозная система
Она обладает наличием пневматического привода. Тормоза на всех колесах представлены барабанным типом, где диаметр барабана – 400 миллиметров, а ширина тормозных колодок 140 миллиметров. Торможение осуществляется неплохо.
Технические характеристики
Весовые параметры и нагрузки | |
Снаряженная масса шасси, кг | 6650 |
– нагрузка на переднюю ось, кг | 3350 |
– нагрузка на заднюю тележку, кг | 3300 |
Нагрузка на седельно-сцепное устройство, кг | 8025 |
Полная масса автомобиля, кг | 14900 |
– нагрузка на переднюю ось, кг | 3940 |
– нагрузка на заднюю тележку, кг | 10960 |
Полная масса автопоезда, кг | 25750 |
Двигатель | |
Модель двигателя | 740.11-240 |
Тип двигателя | дизельный с турбонаддувом |
Номинальная мощность, брутто, кВт (л.с.) | 176(240) |
– при частоте вращения коленвала, об/мин | 2200 |
Максимальный крутящий момент, Нм (кгсм) | 833(85) |
– при частоте вращения коленвала, об/мин | 1200-1400 |
Расположение и число цилиндров | V-образное, 8 |
Рабочий объем, л | 10,85 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120/120 |
Степень сжатия | 16 |
Система питания | |
Вместимость топливного бака, л | 250 |
Электрооборудование | |
Напряжение, B | 24 |
Аккумуляторы, В/Ачас | 2х12/190 |
Генератор, В/Вт | 28/800 |
Сцепление | |
Тип сцепления | фрикционное сухое, двухдисковое |
Привод | гидравлический с пневмоусилителем |
Диаметр накладок, мм | 350 |
Коробка передач | |
Тип | механическая, десятиступенчатая |
Управление | механическое, дистанционное |
Тормоза | |
Привод | пневматический |
Размеры: диаметр барабана, мм | 400 |
Ширина тормозных накладок, мм | 140 |
Суммарная площадь тормозных накладок, см2 | 6300 |
Колеса и шины | |
Тип колес | бездисковые |
Тип шин | пневматические, радиальные |
Размер обода | 7,0-20 (178-508) |
Размер шин | 9.00 R20 (260 R508) |
Кабина | |
Тип | передняя, расположенная над двигателем, 3-х местная |
Исполнение | cо спальным местом |
Характеристика а/м КамАЗ 5410 полной массой 22200 кг | |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Максимальный угол уклона , преодолеваемый шасси при полной массе, град | 18 |
Наружный габаритный радиус поворота а/м, м | 8,5 |
Дополнительное оборудование | |
– предпусковой подогреватель | |
– возможна установка топливного бака 350 л | |
– противотуманные фары | |
– высокая крыша кабины | |
– ремни безопасности |
Двигатель
В КамАЗ-5410 устанавливается дизельный 4-тактный 8-цилиндровый агрегат модели «КамАЗ-740.10» с V-образным расположением цилиндров. Силовая установка является гордостью советского автопрома. Двигатель снабжен мощным турбонаддувом, позволяющим вырабатывать большую мощность и обеспечивать отличный коэффициент полезного действия. Данный мотор соответствует экологическим требованиям «Евро-1».
Характеристики мотора «КамАЗ-740.10»:
- рабочий объем – 10,85 л;
- номинальная мощность – 154(210) кВт (л. с.).
Цена и комплектации
Несмотря на то, что модель 5410 уже больше не производится более 10 лет, на автомобильном рынке можно встретить машину довольно часто. Поэтому можно приобрести подержанный вариант. Автомобили 1990-х годов будут стоить порядка 150 000 – 300 000 руб. Модели 1999-2000 годов – от 450 000 до 500 000 руб. Также есть возможность арендовать седельный тягач. Стоимость аренды составит от 1 500 рублей за сутки.
Кроме штатной комплектации машина идет в арктическом и тропическом исполнении, какие предназначаются для функционирования в экстремальных условиях. Более того, КамАЗ-5410 может применяться в спасательной отрасли, для перевозки смесей, личного состава, а также как лесовоз, самосвал.
Многие водители предпочитают небольшой тюнинг, дабы украсить машину. Модель прекрасно подходит для любого парка крупной и средней компании, которая занимается массовым производством, либо транспортировкой больших и тяжелых грузов.
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Отсутствует капот, что повышает обзорность из кабины;
- Хорошая проходимость;
- Грузоподъемность;
- Высокий дорожный просвет;
- Автомобиль не тяжело эксплуатировать и ремонтировать;
- Нет проблем с покупкой деталей и запчастей;
- Небольшой радиус поворота;
- Способен работать при низкой и высокой температуре;
- Сравнительно небольшая цена машины;
- Наличие многих разных модификаций;
- Хороший силовой агрегат и коробка передач;
- Удобное водительское сидение;
- Некоторые модели обладают спальным местом.
Минусы машины
- Большое потребление топлива;
- Устаревшая кабина;
- Низкий уровень комфортабельности в салоне;
- Отсутствие полного привода;
- Свободное пространство распределено нерационально;
- Есть склонность к поломкам.
Основные неисправности
Основные неисправности и способы их устранения на КАМАЗ 5410 показаны в таблице:
Причина неисправности | Способ устранения |
Двигатель не пускается | |
Отсутствие топлива в баке | Заполнить топливный бак, прокачать систему питания топливом |
Наличие воздуха в системе питания топливом | Прокачать систему |
Замерзание воды, попавшей в топливные трубки или на сетку заборника топливного бака | Осторожно прогреть топливные фильтры, трубки и бак ветошью, смоченной горячей водой или паром, нельзя пользоваться открытым пламенем для подогрева |
Двигатель не развивает необходимой мощности, работает неустойчиво, повышенное дымление | |
Засорение воздушного фильтроэлемента или колпака воздухозаборника | Провести техническое обслуживание воздухоочистителя |
Загустевание топлива (в холодный период времени) | Заменить топливо на соответствующее сезону. Включить электроподогрев топлива, прокачать систему питания топливом |
Засорение топливных фильтроэлементов в ФГОТ, ФТОТ | Заменить фильтроэлементы |
Повышенный расход масла | |
Длительная работа двигателя на оборотах холостого хода | Без необходимости не работать на оборотах холостого хода двигателя |
Утечки масла через неплотности в смазочной системе | Проверить состояние технологических заглушек, пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок |
Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника | Провести обслуживание воздухоочистителя или очистить сетку колпака |
Понижение давления в смазочной системе | |
Неисправность датчика давления масла | Проверить исправность датчика давления масла |
Засорение заборника масляного насоса | Промыть заборник |
Низкий уровень масла в масляном картере | Проверить и, при необходимости, долить масло до о |
Повышенная температура жидкости в системе охлаждения | |
Загрязнение сердцевины радиатора | Очистить от грязи сердцевину радиатора |
Подводим итоги
Седельный тягач КамАЗ-5410 еще надолго останется не только в нашей памяти, но и на дорогах Российской Федерации и многих других странах. Ведь эта машина не является прихотливой, может работать при низких и высоких температурных режимах, а также способна выполнять те задачи, пусть они и трудные, с которыми не все грузовики могут справиться.
Только вот у машины все еще большой расход топлива на 100 км. Понятно, что в плане эргономики и интерьера модель сильно устарела, но ведь в те времена страна нуждалась в хорошем с технической стороны грузовом автомобиле, а не в комфортной машине.
Хотя, многие сегодня делают тюнинг своими руками, и в интернете можно найти целый каталог, как это можно сделать. Однако факт остается фактом, КамАЗ 5410 седельный тягач является незаменимым тягачом седельного типа, который стоит на вторичном рынке не так уж и дорого, но сможет стать Вам верным товарищем в любой дороге, не боясь грязи и бездорожья.
Советуем Вам прочитать статью: КАМАЗ – автомобили эпохи
Ходовая часть
Грузовик не отличается плавностью езды, но поскольку это не прогулочное авто, можно заключить, что ходовая часть имеет вполне приемлемый конструктив. За преодоление сложных покрытий и ухабов отвечают такие механизмы:
- две рессоры передних колес;
- две продольных рессоры задней подвески с шестью реактивными штангами;
- амортизаторы вертикальных колебаний, работающие от гидравлики;
- задние и передние оси грузовика оборудованы бездисковой колесной базой, «обутой» в пневматические шины.
Устройство задней подвески КамАЗ 5410
КамАЗ-5410 фото
Читайте далее:
КамАЗ-5511
КамАЗ-5460
КамАЗ-5320
КамАЗ-4326
КамАЗ-5490
КамАЗ-4308