“КамАЗ” — не просто грузовики. Факты, о которых вы не знали (9 фото)

История КАМАЗа: от СССР до наших дней

Рожденный полвека назад как крупнейший производитель большегрузных автомобилей, Камский автозавод и ныне, наперекор всем превратностям судьбы, сохраняет свой статус.

Валерий Васильев
Шестидесятые годы прошлого столетия. Растущая экономическая мощь советского государства способствует значительному увеличению объемов грузоперевозок. Страна остро нуждается в большегрузных автомобилях с экономичными дизельными двигателями, но существующие автозаводы не в состоянии покрыть этот дефицит. Назрела потребность в строительстве нового автогиганта.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли Постановление № 674 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Объем производства определили в 150 тыс. автомобилей и 250 тыс. дизельных двигателей. 26 сентября 1969 года министр автомобильной промышленности Александр Тарасов подписал приказ о наименовании нового предприятия Камским автозаводом, а уже 13 декабря экскаваторщик Михаил Носков приступил к работе на площадке первого объекта КАМАЗа. Эта дата является официальным началом строительства завода.

Конструкцию грузовика, по опыту ГАЗа, рассчитывали купить у ведущих зарубежных компаний. Но ни Ford, ни Daimler в реалиях холодной войны не смогли сотрудничать с СССР, из-за опасений НАТО усиления советской военной мощи. Пришлось рассчитывать на собственные силы. Выбор пал на ЗИЛ, где в тот период шло создание семейства перспективных грузовиков с кабиной над двигателем, включавших модели с колесной формулой 6×4 для работы в составе автопоездов полной массой 26,5–32 тонны и автомобилей (6х6) для 24‑тонных автопоездов.

Таким изобразил перспективный ЗИЛ-170 в 1967 году заводской дизайнер Лев Самохин.
Как раз к 1968 году на столичном заводе построили первый опытный образец седельного тягача ЗИЛ-2Э170В с дизельным двигателем ЯМЗ-6Э641 мощностью 210 л. с. Эти разработки и легли в основу будущих грузовиков КАМАЗ. Новые грузовики 6×4 предназначались для эксплуатации на большей сети дорог с несущей способностью: 6 тонн — на одиночную ось и 11 тонн — на тележку.

Предок КАМАЗов — седельный тягач ЗИЛ-2Э170В.
Кроме ЗИЛа участие в проекте приняли и другие предприятия страны. Ярославский моторный завод разрабатывал V-образные дизели КАМАЗ-740 и КАМАЗ-741 мощностью 180, 210 и 260 л. с., сцепления и коробки передач. Одесский автосборочный завод трудился над конструкциями полуприцепов к седельным тягачам, Головное конструкторское бюро по прицепам в Балашове работало над прицепами к автомобилям-тягачам, а Минский автозавод занимался созданием самосвальных установок.

С 1969 по 1978 годы на ЗИЛе построили более 50 опытных образцов автомобилей КАМАЗ, суммарный пробег которых в ходе дорожных испытаний составил 4,5 млн км. Для Камского автозавода создали обширную линейку грузовиков с колесными формулами 6х4 и 6х6 (седельные тягачи, бортовые автомобили, самосвалы), которые потом десятилетиями выпускались предприятием. При этом новички по своему уровню не уступали лучшим зарубежным аналогам.

Надо сказать, что на стройке века в Набережных Челнах работало более 100 тысяч человек. Заказы КАМАЗа на стройматериалы и оборудование выполняли свыше 2000 предприятий СССР. Будущий автозавод обеспечивался самым современным технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие свыше 700 иностранных фирм. Благодаря беспрецедентным объемам финансирования работы велись невероятно высокими темпами. Так, если осенью 1970 года уложили первые кубометры бетона в фундамент ремонтно-инструментального завода, то уже в 1973 году возвели корпуса практически всех объектов первой очереди КАМАЗа.

В результате челнинский первенец — бортовой 8‑тонный КАМАЗ-5320 сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. Чуть позже госкомиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. Объемы производства также росли рекордными темпами. Летом 1979 года преодолели рубеж в 100 тысяч грузовиков.

Челнинский первенец — КАМАЗ-5320 сошел с главного конвейера 16 февраля 1976 года.
В 1976–1978 годах производственная программа включала три базовые модели. Наряду с КАМАЗ-5320 выпускались 10‑тонный самосвал КАМАЗ-5511 и седельный тягач КАМАЗ-5410 для работы в составе автопоезда полной массой 26 тонн. В последующие годы появились бортовой 10‑тонный грузовик КАМАЗ-53212 с удлиненной колесной базой, шасси КАМАЗ-53211 и КАМАЗ-53213 грузоподъемностью 11 тонн, сельскохозяйственный 7‑тонный самосвал КАМАЗ-55102 с боковой разгрузкой и седельный тягач КАМАЗ-54112 для 33‑тонного автопоезда.

В 1981 году заработала вторая очередь завода. Здесь наладили выпуск 6‑тонной армейской версии КАМАЗ-4310 (6х6) с лебедкой, двумя топливными баками и системой регулирования давления воздуха в шинах. Для аграриев предлагали 7‑тонный вариант КАМАЗ-43105. В те же годы все базовые модели оснащались моторами с возросшей до 220 л. с. мощностью и 10‑ступенчатой коробкой передач. В октябре 1988 года конвейер покинул миллионный грузовик.

Полноприводный КАМАЗ-4310, 1981 год.
В конце 1980‑х годов предприятие начало разработку автомобилей второго поколения. Обновленные модели комплектовались отечественными турбодизелями, а также импортными моторами и комплектующими. Комфорт кабины улучшили за счет более высокой крыши и ряда технических доработок. Тогда же появляются бортовой КАМАЗ-5325 и седельный тягач КАМАЗ-5425 (4×2). В 1987‑м в производство пошла малолитражка ВАЗ-1111 «Ока», которую выпускали до 1994 года.

Седельный тягач КАМАЗ-5325, 1988 год.
23 августа 1990 года производственное объединение КАМАЗ преобразовали в АО. С переходом на рыночные рельсы и появлением на российском рынке импортной техники начались проблемы со сбытом, огромные мощности фактически простаивали, финансовое состояние предприятия резко ухудшилось.

Картину еще больше усугубил пожар, случившийся в апреле 1993 года на заводе двигателей КАМАЗа, который полностью его разрушил. Но, опираясь на поддержку всей страны, предприятие восстановило мощности по выпуску двигателей, а также ввело в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование. Изготовление моторов возобновили в декабре 1993‑го.

С 1995 года в серию пошло третье поколение грузовиков, базировавшееся на модернизированном семействе машин 6×4. Среди этих моделей были 11‑тонный бортовой КАМАЗ-53215, 6,6‑кубовый самосвал КАМАЗ-55111.02, седельный тягач для 36‑тонного автопоезда КАМАЗ-54115, длиннобазное шасси КАМАЗ-53229 грузоподъемностью 17 тонн, шасси КАМАЗ-5513 для бетоносмесителей и сменных кузовов.

11‑тонный бортовой грузовик КАМАЗ-53215.
В конце 1990‑х появились новые модели самосвалов — 13‑тонный КАМАЗ-55112 и 15‑тонный КАМАЗ-65115. Двухосный дорожный грузовик КАМАЗ-4325 оснастили 240‑сильным мотором. Его полноприводным вариантом стал 4‑тонный автомобиль КАМАЗ-4326.

Одновременно завод разработал новые модели, ставшие дальнейшим развитием прежних образцов. На трехосном шасси базировались 13‑тонный лесовоз КАМАЗ-53228 и самосвал КАМАЗ-65111 (6х6) грузоподъемностью 14 тонн. В 1996 году представили шасси КАМАЗ-6520 (6х4) грузоподъемностью 20–22 тонны для установки надстроек, а также 19‑тонный самосвал КАМАЗ-6522 (6х6) с 12‑кубовым кузовом. Они оснащались новым турбодизелем КАМАЗ-740.51 мощностью 320 л. с., 8‑ступенчатой КП. Развитием этих машин стало шасси КАМАЗ-6340 (8х4) грузоподъемностью 16 тонн для монтажа надстроек, на базе которого с 1996 года выпускался 18,5‑тонный самосвал КАМАЗ-6540.

Самосвал КАМАЗ-6520, 2002 год.
В 2000 году появились экономичные автомобили 6х4 — 14‑тонный бортовой КАМАЗ-65117 (260 л. с.) и седельный тягач КАМАЗ-65116 — преемники моделей КАМАЗ-53212 и КАМАЗ-54112 соответственно, а также 14,5‑тонный самосвал КАМАЗ-45231 с трехсторонней разгрузкой. Тогда же прошла презентация нового автобуса НефАЗ-5299 на базе КАМАЗ-5297, а в ноябре 2003 года в серию запустили городской развозной автомобиль КАМАЗ-4308.

С 2005 по 2009 годы КАМАЗ создал совместные предприятия с компаниями ZF, Cummins, Knorr-Bremse, Federal Mogul и Daimler по выпуску агрегатов трансмиссий, дизельных двигателей, тормозных систем, деталей цилиндро-поршневой группы и сборке грузовиков Fuso. Несколько ранее, в декабре 2008 года, концерн Daimler AG приобрел 10 % КАМАЗа.

Бортовой грузовик КАМАЗ-53082, 2007 год.
В начале 2010 года завод освоил серийное производство автомобилей с рестайлинговыми кабинами, а в 2012 году с конвейера сошел 2‑миллионный грузовик. Тогда же подписали соглашение с Daimler Trucks, согласно которому КАМАЗу передали технологию производства кабин Axor для установки на грузовики нового поколения. Результатом стал серийный выпуск в конце 2013 года нового флагмана модельного ряда — магистрального тягача КАМАЗ-5490.

Полноприводный КАМАЗ-43118‑24, 2010 год.
В 2014 году путевку в жизнь получили седельный тягач КАМАЗ-65206 и бортовой магистральный грузовик КАМАЗ-65207, а еще тогда открыли корпус по производству автомобилей КАМАЗ и автобусных шасси с газовыми двигателями, приступили к испытаниям беспилотника, разработанного совместно с «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies.

В 2022 году предприятие разработало и вывело на рынок свыше 100 комплектаций грузовиков и шасси, в том числе пять новых моделей поколения К-4 — седельный тягач, самосвалы и шасси. Наряду с этим продемонстрировали первый образец магистрального тягача КАМАЗ-54901 поколения К5, а в декабре 2022 года на заводе двигателей собрали первые образцы рядного 6‑цилиндрового дизеля КАМАЗ910.10 для грузовиков серии К5. Предприятие стало первой отечественной компанией, освоившей производство электробуса КАМАЗ-6282, заряжаемого от станции ультрабыстрой подзарядки.

Электробус КАМАЗ-6282.
Нынешний год отмечен началом серийного производства каркасов кабин поколения К5 на заводе, построенном совместно с компанией Daimler AG, выпуском промышленной партии магистральных тягачей КАМАЗ-54901, а также премьерами седельного тягача КАМАЗ-65659 (6х4), обновленного тягача KAMAЗ-5490 NEO2, электромобиля КАМАЗ-53198, самосвала КАМАЗ-6595, опытного образца сочлененного вездехода КАМАЗ-6355 (8х8) «Арктика». Ближайшие перспективы челнинцы связывают с многоосными самосвалами семейства «Самсон» грузоподъемностью 55 и 70 тонн, автопилотируемым электробусом ШАТЛ, энергоэффективным магистральным тягачом КАМАЗ-2020.

За свою 50‑летнюю историю Камский автозавод изготовил около 2,3 млн автомобилей и порядка 2,9 млн двигателей. Неудивительно, что каждый третий грузовик полной массой 14‑40 тонн на дорогах России и стран СНГ — это КАМАЗ. К тому же машины из Набережных Челнов работают более чем в 80 странах мира.

Редакция рекомендует:

Почему залегают поршневые кольца и как это предотвратить
Сотрудник ГИБДД обыскал мою машину: имел ли он на это право?

Россияне могут остаться без иномарок: западные автоконцерны остановили поставки машин в нашу страну

Во Франции задержан корабль, который вез автомобили в Россию

В России закрылась половина автозаводов

Новости СМИ2

Обсуждение закрыто.

Рождение легенды

В 1960-е годы в Советском Союзе ощущалась острая нехватка грузовиков, способных нести груз весом более 8 тонн. При этом разработка автомобилей подобного класса уже велась, но в стране не было производства подходящей мощности. В 1969 году правительство приняло решение о строительстве нового завода. Регионы соперничали за право принять стройку, ведь это означало гигантский приток в область средств и ресурсов на долгие годы. В результате были выбраны Набережные Челны, на тот момент небольшой городок в Республике Татарстан. На выбор города повлияло его расположение в центре европейской части СССР, близость железнодорожных и речных путей. Важным условием стало наличие рядом с городом уже строящейся Нижнекамской ГЭС.

Предприятие стало градообразующим. За первые пять лет строительства население Набережных Челнов выросло в шесть раз: с 37 тысяч до 231 тысячи жителей. На ударную комсомольскую стройку съезжались со всего Союза. Кроме самого завода строилось жилье, коммуникации, инфраструктура, больницы, школы и многое другое.

Это была поистине грандиозная стройка. Более 2000 подрядчиков по всей стране выполняли заказы для строительства завода КАМАЗ. 700 зарубежных компаний предоставили свое оборудование и технологии. Мощности предприятия закладывались из расчета на выпуск 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч двигателей в год. В 1973 году была закончена первая очередь строительства корпусов завода-гиганта.

Деятельность

представляет собой автомобилестроительное производство полного цикла, объединяющее металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное, специального машиностроения и инструментальное производства со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения в составе 16-ти специализированных заводов на территории РФ и стран СНГ, из них 9 — в Набережных Челнах. Помимо разработки и производства предприятие занимается сервисным обслуживанием грузовых и легковых автомобилей, внутренней и внешней торговлей и другими видами деятельности.

Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов. В Нефтекамске (Башкортостан) производятся автобусы.

Панцирь-С1 на 8×8 шасси КАМАЗ 6560

Также имеются зарубежные производственные мощности в следующих странах:

    Казахстан Индия Азербайджан Украина Эфиопия Вьетнам Пакистан (с 19 ноября2006 года) Иран КНДР. Польша

Открытие сервисного центра КАМАЗа в Туркменистане

Сервисный центр КАМАЗа в Туркменистане

География продаж автомобилей КАМАЗ и запасных частей стремительно расширяется за счет освоения новых рынков:

    Саудовской АравииИндии Чили Никарагуа Судана Афганистана Анголы Венесуэлы Панамы Туркменистана

4.1. Структура группы

имеет более 110 дочерних и зависимых предприятий, владеет долями в уставных капиталах еще более 50 различных фирм и предприятий. Вместе они образуют «Группу КАМАЗ»

Пожарная автовышка на шасси «КАМАЗ»

В группу входят:

    Автомобильный завод (Набережные Челны) -Металлургия»

Камский литейный завод (сейчас один из крупнейших в России[10])

Камский кузнечный завод

Камский автомеханический завод

Фирменные обозначения

КАМАЗ-55111 на стройке в Польше

Открытое акционерное общество «КАМАЗ» создано 23 августа 1990 года путём преобразования Производственного объединения «КАМАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в акционерное общество открытого типа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 616 от 01.01.01 года. Он стал одним из крупнейших предприятий СССР.

Ранее название предприятия неоднократно менялось:

    В годах — оно именовалось Камский автомобильный завод

    дирекция Камского автомобильного завода
    (пользовались двумя названиями в равной степени); С 1973 года —
    Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей
    ; C 1976 года — Производственное объединение «КамАЗ»

, начиная с 1973 года, владеет товарными знаками КАМАЗ и KAMAZ, а с 1987 года — комбинированным товарным знаком KAMAZ с изображением дикой степной лошади (Аргамак). Данные товарные знаки признаны общеизвестными на территории Российской федерации, решениями Палаты по патентным спорам Федеральной Службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, начиная с 31 декабря 1999 года[8].

Ранее использовавшееся наименование «КамАЗ» более не употребляется. Например, в настоящее время как фирменное наименование, так и марки автомобилей на продукции пишутся в верхнем регистре, например: «бортовой тягач КАМАЗ-43114».[9]

Собственники и руководство

Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд рублей. Акционеры завода по состоянию на июнь 2010 года[6]:

    49,9 % акций принадлежит государственной корпорации«Ростехнологии»; 27,3 % контролирует ; 11 % принадлежит компании Daimler(пакет в 10 % был продан «Даймлеру» за $250 млн в начале декабря 2008года); 4 % контролирует Европейский банк реконструкции и развития.

В то же время, у «КАМАЗа» имеется много мелких акционеров (свыше 76 тыс. физических лиц)[7]

В начале марта 2008 года был избран совет директоров КАМАЗа, в который вошли 15 человек, в том числе:[1]

    Мэр г. Набережные Челны (с апреля 2010г. – Премьер-министр Татарстана) — Ильдар Шафкатович Халиков, Начальник управления Росимущества — Иван Викторович Аксёнов, Генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Викторович Чемезов.

2.1. Высшие руководители

    1969?1981 — Васильев, Лев Борисович, Генеральный директор ПО «КамАЗ» 1981?1987 — Фаустов, Василий Алексеевич, Генеральный директор ПО «КамАЗ» 1987?1991 — Бех, Николай Иванович, Генеральный директор ПО «КамАЗ» 1991?1997 — Бех, Николай Иванович, Президент, генеральный директор 1997?2002 — Костин, Иван Михайлович, Генеральный директор 2002? н. в. — Когогин, Сергей Анатольевич, Генеральный директор

Спорт

Грузовик «КАМАЗ» на этапе ралли Лиссабон-Дакар 2006 года

Команда «КАМАЗ-мастер» принимает активное участие в различных ралли, проводящихся в мире. «КАМАЗы» становились победителями в ралли «Дакар» (ранее «Париж—Дакар») 10 раз:

6.1. Список победителей

Год Команда Маршрут
Пилот Страна Производитель
2011 Чагин Россия Камаз 4326-9 Буэнос-Айрес — Антофагаста — Буэнос-Айрес
2010 Чагин Россия Камаз 4326-9 Буэнос-Айрес — Антофагаста — Буэнос-Айрес
2009 Кабиров Россия Камаз 4326-9 Буэнос-Айрес — Вальпараисо — Буэнос-Айрес
2006 Чагин Россия Камаз 4911 Лиссабон — Дакар
2005 Кабиров Россия Камаз 4911 Барселона — Дакар
2004 Чагин Россия Камаз 4911 Клермон-Ферран — Дакар
2003 Чагин Россия Камаз 4911 Марсель — Шарм-эль-Шейх
2002 Чагин Россия Камаз 49256 Аррас — Мадрид — Дакар
2000 Чагин Россия Камаз 49252 Париж — Дакар — Каир
1996 Московских Россия Камаз 49252 Гранада — Дакар

Продукция

КАМАЗ 55111

КАМАЗ в центре Варшавы

Лесовоз

КАМАЗ выпускает следующий ряд грузовых машин:

    Бортовые тягачи КАМАЗ 43253
    (4х2)
    КАМАЗ 43118
    (6х6)
    КАМАЗ 43114
    (6×6)
    КАМАЗ 65117
    (6×4)
    КАМАЗ 5320
    (6х4) — снят с производства
    КАМАЗ 53212
    (6×4) — снят с производства
    КАМАЗ 4326
    (4×4)
    КАМАЗ 4355
    (6×6)
    Седельные тягачи КАМАЗ 5410
    (6×4) — снят с производства
    КАМАЗ 54115
    (6×4)
    КАМАЗ
    (4х2)
    КАМАЗ 65116
    (6х4)
    КАМАЗ 6460
    (6х4)
    КАМАЗ 44108
    (6×6)
    КАМАЗ 65225
    (6×6)
    КАМАЗ 65226
    (6×6)
    Самосвалы КАМАЗ 6520
    (6х4) — базовая модель семейства повышенной грузоподъёмности[15]
    КАМАЗ 6540
    (8х4)
    КАМАЗ 6522
    (6×6)
    КАМАЗ 55111
    (6х4)
    КАМАЗ 65115
    (6х4)
    КАМАЗ 65111
    (6х6)
    КАМАЗ 65201
    (8х4)
    КАМАЗ 53605
    (4х2)
    КАМАЗ 43255
    (4х2)
    КАМАЗ 45141
    (6×6)
    Спортивный грузовик КАМАЗ 4911
    (4х4)

Среднетоннажный автомобиль

    КАМАЗ 4308
    (4х2)
    Шасси КАМАЗ 43118
    (6×6)
    КАМАЗ 65115
    (6х4)
    КАМАЗ 6522
    (6×6)
    КАМАЗ 6540
    (8х4)
    КАМАЗ 6520
    (6х4)
    КАМАЗ 43253
    (4х2)
    КАМАЗ 65117
    (6х4)
    КАМАЗ 4326
    (4х4)
    КАМАЗ 43114
    (6×6)
    КАМАЗ 53215
    (6х4)
    КАМАЗ 4308
    (4х2)
    КАМАЗ 55111
    (6х4)
    КАМАЗ 53205
    (6х4)
    КАМАЗ 53229
    (6х4)
    КАМАЗ 53228
    (6×6)
    КАМАЗ 4355
    (6×6)
    КАМАЗ 4310
    (6×6)
    КАМАЗ 6350
    (8×8)

Бронемашина

    КАМАЗ БПМ-97
    «Выстрел» (4×4)

Введение

, 1974 год

(англ. KAMAZ

) (
Камский а
втомобильный
з
авод
) — российская автомобилестроительная компания, крупнейший в России и СНГ комплекс предприятий по производству большегрузных автомобилей, тракторов, дизельных двигателей, электроагрегатов и комплектующих, расположенный в Набережных Челнах (Татарстан, Россия).
По состоянию на 2010 год занимает 13 место среди ведущих мировых компаний по производству тяжёлых грузовиков, занимает 8-е место в мире по объёмам выпуска дизельных двигателей[1][2].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]