Система охлаждения двигателя (рис.1) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости
Она состоит из следующих основных элементов; радиатора, расширительного бачка, водяного насоса 7, вентилятора, термостатов 2 и дистанционного термометра
При работающем двигателе циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.
Насос забирает жидкость из нижнего бачка радиатора и нагнетает ее через каналы в крышке шестерен распределения в правую и левую водяные рубашки блока цилиндров.
Здесь жидкость омывает наружную поверхность гильз цилиндров ч. поглощая тепло, нагревается, затем из блока цилиндров поступает в водяные рубашки головок цилиндров и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам выпускным клапанам и стаканам форсунок.
Из рубашки охлаждения головок цилиндров жидкость поступает в водосборные трубопроводы, а из них через проходы в термостатах в радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором. Охлажденная в радиаторе жидкость вновь поступает к водяному насосу.
Водяной насос (рис. 2). Лопастный, центробежного типа — для предотвращения попадания жидкости в полость со смазкой устанавливают манжету 8 из маслобензостойкой резины, которая обоймами прижимается к валу, а пружиной к текстолитовому упорному кольцу 6.
Радиатор трубчато-ленточный (змейковый) с трубками овального сечения, трехрядный, устанавливается на раму через резиновые подушки.
На расширительном бачке установлена пробка с паровоздушным клапаном. Выпускной клапан пробки открывается при избыточном давлении 0,5 кгс/см2, что соответствует закипанию воды около 119˚ С.
Впускной клапан пробки открывается при падении давления в системе до 0,13 кгс/см2.
Термостаты
Служат для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения в пути.
Когда температура жидкости системы охлаждения снижается до 70˚ С, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу по так называемому малому кругу циркуляции, минуя радиатор, и тем самым создают благоприятные условия для ее быстрого прогрева.
Шторка радиатора может фиксироваться в любом промежуточном положении и управляется из кабины водителя.
Вентилятор шестилопастной, с шестеренным приводом, вращается в кожухе радиатора.
Техническое обслуживание системы охлаждения
Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо:
— заполнять систему охлаждения специальной всесезонной жидкостью тосол — А 40 (состав по объему: тосол-А — 56%, чистая вода — 44%) или тосолА65 (тосол-А — 65%, чистая вода — 35%).
— заливать жидкость через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой;
— следить за температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 75—98 ˚ С;
— регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости через горловину пробки на расширительном бачке и при необходимости доливать. Замер производить при холодном двигателе. Минимальный уровень охлаждающей жидкости должен быть 10 мм от днища расширительного бачка;
— в летнее время года следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха;
— своевременно смазывать подшипники водяного насоса.
Кузов и кабина
Платформа автомобиля имеет следующие габаритные размеры:
- длина – 6,2 м,
- высота – 0,536 м,
- ширина – 2,48 м.
Кузов, используемый на МАЗе-4370, низкорамный. Именно в этом заключается основное его достоинство: при помощи такой конструкции можно перевозить габаритные грузы, имеющие большую высоту, без оформления различных разрешений.
Благодаря низкорамному кузову можно загрузить внушительный объем различных сыпучих материалов выше бортов, с горкой, тем самым существенно увеличив массу перевозимого за один раз груза.
На раму возможна установка тента или иного оборудования. В последние несколько лет были выпущены модификации МАЗа-4370, платформа которых оснащается автокранами, бетоносмесителями, манипуляторами и другими подобными специальными средствами.
Фактически основное предназначение этого тягача – перевозка грузов на небольшие расстояния (городские и междугородние маршруты). Но с каждым днем все чаще он используется для их перевозки за рубеж.
Возможно это благодаря довольно своеобразной конфигурации кабины. Она очень комфортна и просторна, в отличие от аналогичных автомобилей отечественного производства.
МАЗ-4370 может комплектоваться кабиной:
- двухместной (со спальником),
- трехместной (без спальника).
Читать также: Мотор болотоход своими руками чертежи
Двухместная кабина предусматривает в своей конструкции спальное место, благодаря которому можно чувствовать себя в пути довольно комфортно: если водитель устал, он может просто припарковаться в ближайшем подходящем месте и отдохнуть.
Место для сна является откидным, оно при необходимости может легко убираться в заднюю стенку кабины.
Еще одно очень важное достоинство кабины МАЗа – оснащение печкой с электронной регулировкой. Это делает помещение очень удобным во время зимних поездок. Также при желании можно установить дополнительное оборудование для обогрева.
Кабина не очень современна, но тем не менее весьма удобна. Залезать в нее просто – на раме она располагается низко. На полу кабины отсутствуют всевозможные выступы и бугры.
Двери с обеих сторон имеют специальные поручни, с помощью которых можно очень просто и быстро забраться внутрь.Если вы желаете купить или продать зерноуборочный комбайн Кейс, то мы подскажем уровень цен на рынке сельхозтехники.
МАЗ-4370 несколько уступает своим зарубежным аналогам по грузоподъемности, но выигрывает по габаритным размерам и стоимости. Цена его может варьироваться в зависимости от дилера и региона покупки, но обычно она не превышает 1,5 млн рублей.
Особенно хорошо большинство водителей данного грузовика отзываются о ходовой части и кабине. Но двигатель и другие системы автомобиля также редко вызывают серьезные нарекания. В ремонте МАЗ крайне прост.
В его конструкции отсутствуют какие-либо составные части, с поломкой которых любой водитель не смог бы справиться самостоятельно при наличии эстакады и необходимого инструмента.
Проверка герметичности системы
Значительная часть неисправностей в системе охлаждения происходит из-за утечки охлаждающей жидкости.
Наиболее вероятными местами подтекания являются сальники водяного насоса, соединения шлангов с патрубками и трубок радиатора с его бачками, а также спускные краники.
Герметичность системы охлаждения следует проверять ежедневно.
При неисправном сальниковом уплотнении крыльчатки водяного насоса жидкость будет вытекать наружу через дренажное отверстие на корпусе, что предохранит подшипники вала насоса от разрушения.
Не разрешается устранять течь жидкости из насоса закупоркой дренажного отверстия. Насос с неисправным сальником необходимо ремонтировать.
Подтекание в местах сопряжения шлангов устраняется подтяжкой хомутиков, а при повреждении шлангов — их заменой.
Регулировка натяжения приводного ремня водяного насоса. Нормально натянутый ремень при нажатии большим пальцем руки на середину ремня с усилием 3 кгс должен прогибаться на 10 — 15 мм.
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Система охлаждения двигателя ЯМЗ-236 и ее компоненты
___________________________________________________________________________
Система охлаждения двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 — жидкостная, циркуляционная.
Система охлаждения включает в себя водяной насос, вентилятор, термостаты, дистанционный термометр и радиатор, устанавливаемый на раме машины. Во время работы двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал-4320, 43206, Урал-5557 и МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом. Из нагнетательного патрубка насоса через каналы в крышке шестерен распределения жидкость под давлением поступает в водяную рубашку левого ряда цилиндров и правого ряда блока цилиндров, затем в головки цилиндров и собирается в водосборных трубопроводах. В водяные рубашки головок цилиндров жидкость подается по направляющим каналам, в первую очередь к наиболее нагретым поверхностям — выпускным патрубкам и стаканам форсунок. Из водосборных трубопроводов нагретая жидкость подается через термостаты в радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором, после чего снова идет к водяному насосу ЯМЗ-236. Когда температура охлаждающей жидкости понижается, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор. Таким образом, посредством термостатов обеспечивается оптимальный тепловой режим работы двигателя. Водяной насос ЯМЗ-236 центробежного типа, установлен в передней части двигателя автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала. В чугунном корпусе вращается крыльчатка, напрессованная на валик. Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках с односторонним уплотнением. Полость подшипников при сборке насоса заполняется смазкой Литол-24 на весь срок службы насоса без дополнительной смазки. Уплотнение полости насоса осуществляется по торцовым поверхностям. Для контроля за герметичностью торцового уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие. Устанавливаемые на двигатели ЯМЗ-236 водяные насосы имеют между собой значительные конструктивные отличия и не взаимозаменяемы между собой: — Водяной насос двигателей ЯМЗ-236Н,Б (рис. 21) имеет маркировку на корпусе 236-1307010-А3. — Водяной насос двигателей ЯМЗ-236НЕ,НЕ2,БЕ,БЕ2 имеет маркировку на корпусе 236-1307010-Б1. Рис.21. Водяной насос двигателя ЯМЗ-236 1 – корпус; 2 – ниппель; 3 – валик; 4 – шарикоподшипники; 5 –стопорное кольцо; 6 – втулка; 7 – шкив; 8,10 – гайки; 9 – замковая шайба; 11 – регулировочная прокладка; 12 – шпилька; 13 – водосбрасыватель; 14 – втулка корпуса; 15 – стопорное кольцо; 16 – упорное кольцо; 17 – уплотнительное кольцо; 18 – гайка крепления крыльчатки; 19 – манжета сальника; 20 – пружина; 21 – крыльчатка; 22 – крышка корпуса. Обслуживание системы охлаждения двигателей ЯМЗ-236 От исправной работы системы охлаждения двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал-4320, 43206, Урал-5557 и МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 в значительной степени зависят экономичность надежность, срок службы и другие показатели двигателя. Для обеспечения нормальной работы двигателя выполнять следующие требования: Заполнять систему охлаждения двигателя ЯМЗ-236 рекомендованными специальными низкозамерзающими жидкостями или в исключительных случаях на непродолжительное время чистой мягкой водой. Заливать охлаждающую жидкость через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой. Следить за температурой охлаждающей жидкости, поддерживая ее в пределах 75 – 90ºС. Во избежание появления деформаций головок и рубашки блока цилиндров охлаждающую жидкость в систему охлаждения прогретого двигателя доливать постепенно и обязательно во время его работы. Если система охлаждения двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 заполнена водой, то регулярно промывать систему охлаждения чистой водой с помощью специального промывочного пистолета, а при отсутствии его – сильной струей чистой воды, желательно пульсирующей. Систематически удалять накипь из системы охлаждения. При применении в качестве охлаждающей жидкости тосола необходимо периодически следить за его цветом. Если Тосол приобретает красно-бурую окраску, то это свидетельствует о его агрессивности по отношению к конструктивным материалам деталей двигателя.
В этом случае тосол необходимо заменить, промыв перед этим систему охлаждения. Следить за исправностью торцового уплотнения крыльчатки водяного насоса, имея в виду, что охлаждающая жидкость, просачивающаяся в подшипники водяного насоса, выводит их из строя. О неисправности торцового уплотнения свидетельствует течь воды из дренажного отверстия на корпусе водяного насоса, закупоривать которое нельзя. Насос с неисправным уплотнением подлежит ремонту. В случае нарушения температурного режима проверить исправность термостатов и их прокладок.
Температура начала открытия основного клапана термостата должна быть 80±2ºС (указана на корпусе термостата). Клапан должен открываться полностью, перемещаясь не менее на 8 мм от его седла. Неисправный термостат заменить новым. Водяной насос двигателей ЯМЗ-236 Особенности разборки и сборки водяного насоса, устанавливаемого на двигатели ЯМЗ–236 автомобилей Урал-4320, 43206, Урал-5557 и МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337. Рис.22. Водяная помпа двигателя ЯМЗ-236 1–корпус; 2–крыльчатка; 3–торцовое уплотнение; 4–втулка; 5– вал; 6–водосбрасыватель; 7–заглушка; 8–подводящий патрубок; 9–стопорное кольцо; 10–шкив; 11, 12–уплотнительные кольца; 13–подшипники; 14, 15–гайки крепления и пружинные шайбы. Разборка водяного насоса (помпы) ЯМЗ-236 Ослабив крепление натяжного устройства ремня привода водяного насоса (помпы) ЯМЗ-236 снять ремень со шкива водяного насоса. Слить с двигателя и радиатора охлаждающую жидкость. Снять подводящий патрубок с водяного насоса. Отвернув крепление, снять с двигателя водяной насос, аккуратно не повредив прокладку. Отвернуть гайки 14 (рис. 22) патрубка 8. Слегка постукивая в выступающие части патрубка 8 в направлении стрелок Б, извлечь указанный патрубок из корпуса 1 насоса. Зафиксировать крыльчатку 2 (или шкив 10) от вращения с валом 5. Вывернуть заглушку 7 из резьбового отверстия крыльчатки 2. Завернуть в резьбовое отверстие (М22х1,5) крыльчатки 2 гайку 17 съемника и, вворачивая болт 18, спрессовать крыльчатку 2 с вала 5. Отогнуть «усы» Д корпуса 19 торцового уплотнения и извлечь манжету 22 с пружиной и каркасами в сборе. Используя съемник, спрессовать шкив 10. Извлечь из канавки корпуса 1 насоса стопорное кольцо 9. Выпрессовать из корпуса 1 вал 5 с водосбрасывателем 6 и подшипниками 13. Если латунный корпус 23 торцового уплотнения не имеет повреждений, его из корпуса 1 можно не извлекать и на этом разборку насоса можно считать законченной. Сборка помпы ЯМЗ-236 Промыть все детали водяного насоса двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-5551, МАЗ-5335, 5336, 5337 и Урал-4320, 43206, Урал-5557 и просушить сжатым воздухом. Напрессовать на вал 5 (рис.22) подшипники 13 и водосбрасыватель 6. При этом необходимо: − предварительно смазать вал 5 дизельным маслом; − устанавливать подшипники 13 так, чтобы уплотнительные шайбы стояли с внешней стороны; − усилие напрессовки прилагать к внутреннему кольцу подшипника. Рис.23. Разборка водяного насоса ЯМЗ-236 2–крыльчатка; 9–стопорное кольцо; 10–шкив; 17–гайка съемника; 18–болт съемника; 19–корпус торцового уплотнения; 20–манжета втулки; 21–втулка уплотнения; 22–манжета с пружиной в сборе. Заполнить всю полость между подшипниками смазкой Литол-24 (60…70 г). Запрессовать вал в сборе с подшипниками и водосбрасывателем в корпус 1 до упора. При этом необходимо: − предварительно смазать расточку корпуса 1 под подшипники чистым моторным маслом; − усилие запрессовки прилагать к наружному кольцу подшипника. Установить в канавку корпуса водяного насоса двигателя ЯМЗ-236 стопорное пружинное кольцо 9. Напрессовать на вал 5 шкив 10 до упора. При этом необходимо: − предварительно смазать вал чистым моторным маслом; − обеспечить неподвижный упор противоположного конца вала. Установить в латунный корпус 19 (рис. 23) детали торцового уплотнения помпы ЯМЗ-236; − резиновую манжету 22 в сборе с пружиной и каркасами пружины; − армированную манжету 20 и уплотнительную втулку 21. Установить в крыльчатку 2 резиновую манжету 23 и уплотнительную втулку 21.
При этом необходимо: − предварительно одеть манжету 23 на уплотнительную втулку 21; − нанести тонкий слой смазки в расточку крыльчатки 2 и на наружную поверхность резиновой манжеты 23; − взять двумя руками манжету в сборе со втулкой и, прилагая усилие к торцу уплотнительной втулки, вставить эти детали в расточку крыльчатки до упора, не допуская перекосов. Напрессовать крыльчатку насоса двигателя ЯМЗ-236 в сборе с манжетой и уплотнительной втулкой на вал 5 (рис.22). При этом необходимо: − предварительно смазать вал 5 чистым моторным маслом; − обеспечить неподвижный упор противоположного конца вала; − установить крыльчатку на валу в размер 10-0,15 мм (рис.22) между торцом вала и торцом ступицы крыльчатки. Для этого необходимо при запрессовке установить на торец вала диск диаметром не более 13 мм и высотой 10-0,15 мм. Зафиксировать крыльчатку 2 (или шкив 10) от вращения. Завернуть в резьбовое отверстие крыльчатки 2 заглушку 7 до упора; Установить в корпус 1 втулку 4 и резиновое кольцо 12. Установить в канавку патрубка 3 резиновое кольцо 11, не допуская его перекручивания. Запрессовать патрубок 3 в расточку корпуса 1 до упора.
При этом необходимо: − предварительно смазать расточку в корпусе 1 и кольцо 11 тонким слоем смазки Литол; − шпильки на корпусе 1 должны свободно войти в крепежные отверстия патрубка 8. Закрепить патрубок 3 гайками 14 с пружинными шайбами 15. Проверить качество сборки вращая вал 5 за шкив 10. Вращение вала должно быть свободным, без заеданий.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Карданные валы и коробка отбора мощности Урал-4320
- Коробка передач КПП Урал-4320
- Мосты Урал-4320
- Раздаточная коробка Урал-4320
- Рулевое управление Урал-4320
- Автокраны и КМУ на базе грузовиков
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Блок цилиндров и головка блока ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ2
- Проверка и регулировка ЯМЗ-236
- Система питания и система смазки ЯМЗ-236
- Ведомый и ведущий диски сцепления ЯМЗ-236, 238
- Системы охлаждения и смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
_________________________________________________________________________
- Дизельный двигатель Камаз
- Ремонт и регулировки ГУР Камаз
- КПП Камаз-152 с делителем
- Детали коробки передач КПП Камаз-5320
- Раздаточная коробка и карданные валы Камаз
- Ремонт КПП Камаз
- Сцепление Камаз-5320
- Устройство ведущих мостов Камаз-4310
- Гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Передняя ось и рулевые тяги Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка сцепления Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка и ремонт КПП Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Детали переднего моста и рулевые тяги Маз-5516, 5440
- Рулевое управление Маз-5516, 5440
- Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440
- Устройство сцепления ЗИЛ-130
- Ремонт КПП ЗИЛ-130
- Ремонт заднего моста ЗИЛ-130
- Базовые детали двигателя ЗИЛ-130
- Раздаточная коробка и отбор мощности ЗИЛ-131
- Ведущие мосты ЗИЛ-131
- Рулевое управление ЗИЛ-131
- Обслуживание деталей двигателя ЗИЛ-645
Промывка системы охлаждения
С целью удаления накипи, ржавчины и осадков систему охлаждения необходимо промывать. Когда отложения накипи незначительны, для промывки можно использовать промывочный пистолет.
Двигатель и радиатор промывают отдельно. Чтобы ржавчина, накипь и осадок из рубашки охлаждения двигателя не засоряли радиатор, термостаты перед промывкой с двигателя снимают. Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной циркуляции.
Перед промывкой радиатора следует убедиться в том, что он не засорен, так как в противном случае сильная струя воды может вызвать повреждение радиатора.
При промывке шланги радиатора отсоединяют от двигателя и при закрытой пробке подводят воду сначала к верхнему патрубку радиатора, чтобы удалить грязь, скопившуюся в нижнем бачке, а затем изменяют направление потока воды на обратное и промывают до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет совершенно чистой.
Накипь из системы охлаждения удаляют раствором технического трилона Б (ТУ 6431-71) в воде (20 г трилона на 1 л воды).
Трилон — порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при ее нагревании и кипении. Излишнее количество трилона не вредит деталям системы охлаждения.
Раствор трилона заливают в систему охлаждения.
После 1 дня работы двигателя (не менее 6 — 7 ч) отработавший раствор сливают и заливают свежий. Промывка продолжается 4 — 5 дней.
При отсутствии трилона Б накипь из системы охлаждения допускается удалять раствором, состоящим из кальцинированной (стиральной) соды в количестве 0,5 кг на 10 л воды и керосина 1,0 кг на 10 л воды.
Раствор залейте в систему охлаждения на 24 часа, из которых двигатель не менее 8 часов должен работать на эксплуатационном режиме, после чего слейте раствор в горячем состоянии, а после охлаждения двигателя промойте систему охлаждения чистой водой.
Источник
Модификации
МАЗ-4370 изначально имел немецкую кабину и собирался на шасси MAN. Наладив на Минском автомобильном заводе производство большинства узлов и агрегатов, на протяжении всех годов выпуска в конструкции «Зубренка» применялись запасные части, как отечественных, так и зарубежных производителей. Модификации МАЗа-4370 в основном отличаются размерами колесной базы, незначительной разницей в грузоподъемности, установленными силовыми установкам и коробками передач. На сегодняшний день можно встретить МАЗ-4370 с колесной базой 3000, 3700, и 4200 мм. К основным модификациям относятся:
- МАЗ-437040 с двигателем ММЗ Д-245.9-540 мощностью 136 л.с. отвечающего нормам ЕВРО-1 и коробкой передач ЗИЛ-695Д или пятиступенчатой механикой СААЗ. Модель не выпускается, а на последующие модификации устанавливаются более совершенные двигатели.
- МАЗ-43704 с силовой установкой ММЗ Д-245.30 Е2 мощностью 155 л.с. отвечающего экологическим нормам ЕВРО-2 и коробкой передач СААЗ-3206.70.
- МАЗ-437043 с двигателем ММЗ Д-245.30 Е3 мощностью 155 л.с. отвечающего экологическим нормам ЕВРО-3 с коробкой передач СААЗ-3206.
- МАЗ-437030 с немецкой турбированной силовой установкой DEUTZ BF4M 1013FC мощностью 170 л.с. отвечающего экологическим нормам ЕВРО-3 с коробкой передач импортного производства ZF S5-42.
На модификации МАЗ-4371W2-431 устанавливается дизельный двигатель американской компании Cummins 4ISBe4185 с шестиступенчатой коробкой FAST GEAR J70TA.
В качестве модификаций «Зубренка» можно рассматривать самосвал МАЗ-457043, седельный тягач МАЗ-447131 для работы в сцепке с низкорамным полуприцепом грузоподъемностью 12 тонн, и МАЗ-437141 для работы в составе автопоезда с полной массой до 17,5 тонн.
Автомобили, имеющие индекс 4371 отличаются также более просторной кабиной с откидным спальным местом и отделкой с использованием панелей от МАЗ-5440.
Двигатель маз 6 цилиндров система охлаждения
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500
Устройство системы охлаждения двигателя ЯМЗ-236
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Основными агрегатами системы охлаждения являются (рис. 26): радиатор, водяной насос 8, вентилятор 5, термостаты 3 и дистанционный термометр.
Во время работы двигателя циркуляция жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом, приводимым в действие клиновидным ремнем 7 от шкива 6 коленчатого вала.
Система охлаждения работает следующим образом. Водяной насос 1 (рис. 27) забирает жидкость из нижнего бачка 11 радиатора и нагнетает ее по каналам в крышке распределительных шестерен в рубашки 2 и 6 соответственно правого и левого рядов цилиндров. Далее по каналам каждой из водяных рубашек жидкость поднимается вверх, омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая тепло, нагревается. Под напором, создаваемым насосом, жидкость поднимается выше и поступает в водяные рубашки головок цилиндров по направляющим отверстиям и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам— выпускным клапанам и стаканам форсунок. Омывая и охлаждая наружные поверхности камер сгорания, выпускных трубопроводов, направляющих клапанов и стаканов форсунок, жидкость дополнительно нагревается.
Технические характеристики
МАЗ-4370 «Зубренок» представляет собой среднетоннажный, низкорамный грузовой автомобиль класса N2 грузоподъемностью до 5 тонн для использования на дорогах общего назначения. Технические характеристики различных модификаций отличаются по длине колесной базы, мощности двигателя, установленному оборудованию и некоторым другим параметрам. Шасси МАЗ-437043/30 имеет следующие основные параметры:
Двигатель
В настоящее время большинство автомобилей МАЗ-4370 оснащаются белорусскими дизельными силовыми агрегатами Д-245.30 Е3 обеспечивающим соблюдение экологических норм ЕВРО-3.
- Тип – четырехтактный, с турбонаддувом и охлаждением надувочного воздуха;
- Число и расположение цилиндров – 4, рядное вертикальное;
- Рабочий объем – 4,75 л;
- Степень сжатия – 17;
- Мощность нетто – 95,0 кВт;
- Номинальная частота вращения – 2400 об/мин;
- Максимальный крутящий момент, брутто – 460 Нм;
- Удельный расход топлива при мощности брутто – 230 г/кВт.ч;
- Масса не заправленного ГСМ мотора – 545 кг.
Двигатели серии Д-245 комплектуются чешскими турбокомпрессорами C15 , топливными насосами высокого давления CP3.3, электронными блоками управления, и форсунками фирмы BOSCH, а также фильтрами грубой и тонкой очистки топлива немецкой компании Mann&Hummel. Для питания двигателя топливом на МАЗ-4370 устанавливаются топливные баки емкостью 130 и 200 литров.
Эксплуатационные параметры двигателя
Первая модель МАЗа-4370 была выпущена довольно давно, но производитель своевременно выполнял модернизацию силовых установок. Именно поэтому рассматриваемый тип грузовика в различные периоды времени оснащался разными двигателями:
- ММЗ Д-245-540 – соответствующий стандарту ЕВРО-1, комплектовался коробкой переключения передач ЗИЛ-659Д, пятиступенчатой;
- ММЗ Д-245 Е2 – соответствующий стандарту ЕВРО-2, использовался совместно с механической КПП СААЗ-3206;
- ММЗ Д-245 Е3 – соответствующий стандарту ЕВРО-3, укомплектовывался КПП СААЗ-3206;
- DEUTZ BF 4M 1013FC – импортный двигатель стандарта ЕВРО-3. Совместно с ним использовалась механическая коробка типа ZF S5-42 иностранного производства.
Читать также: Масло для высокооборотистых двигателей авто
После прочтения этой статьи, вы поймете, в чем преимущества покупки мини-трактора Уралец-220 российского производства.
На сегодняшний день двигатели стандартов ЕВРО-1 и ЕВРО-2 уже не устанавливаются. Производитель официально использует только силовые установки, экологические параметры которых соответствуют ЕВРО-3.
Двигатель под маркировкой ММЗ Д-245.30 Е3 является целиком и полностью разработкой белорусских инженеров. Он имеет следующие технические характеристики:
- габаритные размеры: длина – 1 498 мм, ширина – 679 мм, высота – 937 мм;
- сухая масса без различных заправочных емкостей – 450 кг;
- скорость вращения (при максимально возможном крутящем моменте) – 1 500 об/мин;
- расход топлива – 205 гр/кВт×ч;
- максимально возможный крутящий момент – 580 Н×м;
- мощность –157 л. с.;
- количество рабочих цилиндров – 4 шт.
Помимо всего прочего, силовая установка оснащается обновленной системой газообмена – турбонаддувом.
Рассматриваемый агрегат отличается относительно высокой надежностью и ремонтопригодностью. Рабочие цилиндры располагаются в один ряд вертикальным способом.
Дизельный двигатель от заграничного производителя имеет большую мощность, но в целом ММЗ Д-245.30 Е3 ему не уступает. DEUTZ BF 4M1013FC имеет следующие эксплуатационные параметры:
- габаритные размеры: длина – 479 мм, ширина – 728 мм, высота – 1151 мм;
- масса двигателя без смазочного материала и других заправочных жидкостей – 560 кг;
- скорость вращения коленчатого вала – 1 500 об/мин;
- расход топлива при: максимально возможной нагрузке (гр/кВт×ч) – 205, минимальной нагрузке (гр/кВт×ч) – 209;
- мощность – 170 л. с.;
- количество рабочих цилиндров – 4 шт.
Объем камеры сгорания двигателя составляет 4,8 л. Имеется множество различных дополнительных опций, делающих работу силовой установки более тихой и равномерной: это электронный регулятор частоты вращения, наддув, усовершенствованная система охлаждения.
Все цилиндры располагаются вертикально, в один ряд.
Остальные двигатели, которыми МАЗ 4370 оснащался ранее, имеют менее выдающиеся рабочие параметры. Также ММЗ Д-245-540 и ММЗ-245 Е2 не удовлетворяют современным экологическим требованиям.
Распределение масс и нагрузок
- Нагрузка на переднюю ось – 3750 кг;
- Нагрузка на задний мост – 6350 кг;
- Полная масса автомобиля – 10100 кг;
- Снаряженная масса автомобиля – 3950 кг;
- Максимальная допустимая грузоподъемность – 6000 кг.
Описание ходовой автомобиля
У автомобилей МАЗ-4370 передняя рессорная подвеска — зависимого типа, оснащенная гидравлическими амортизаторами со стабилизаторами.
Передняя ось представляет собой балку двутаврового профиля, с посаженными на ней управляемыми колесами. Задняя подвеска автомобиля – рессорная конструкция. Здесь смонтированы продольные полуэллиптические рессоры в виде комплекта стальных полос.
Подвеска характеризуется как жестковатая, но зато простая и надежная. Безотказный ресурс работы составляет порядка 300 000 км.
Установлена тормозная система барабанного типа на всех колесах. Для управления тормозами используется двухконтурный пневмогидропривод с независимыми контурами задней и передней пары колес.
Задние барабаны оснащены стояночным тормозом с управлением от аккумуляторов.
Машина комплектуется колесными дисками из стали R17,5” или R20”. Типоразмер шин – 235/75R17,5.
Трансмиссия
Все модификации автомобиля оснащаются 5-ти ступенчатыми механическими коробками передач СААЗ (Саранского агрегатного завода), ZF собирающиеся преимущественно на испанских заводах или китайскими Fast Gear. Крутящий момент от двигателя на элементы трансмиссии передается посредством однодискового фрикционного сухого сцепления с диаметром диска 340 или 360 мм. Задний ведущий мост с центральным коническим редуктором с гипоидным смещением оборудован межколесным дифференциалом с блокировкой.
Динамические характеристики
- Максимальная скорость автомобиля, заявленная производителем – 85 км/ч;
- Наименьший радиус поворота по оси следа переднего внешнего колеса для автомобиля с базой 3700 мм – 6,9 м;
- Минимальный габаритный радиус поворота для автомобиля с базой 3700 мм – 7,65 м;
Электрооборудование
Автомобиль оборудован системой электроснабжения напряжением 24 В. В качестве источников питания выступают две аккумуляторные батареи типа 6-СТ-110 и генератор переменного тока типа 3232.3771.10 со встроенным интегральным регулятором напряжения. Для запуска двигателя используется стартер СТ-230Р с электромагнитным механизмом включения.
Заправочные емкости
Несмотря на класс грузовика, заправочные емкости его относительно малы:
- система смазки двигателя (ММЗ-245) – 14,8 л;
- система охлаждения (ММЗ-245) – 21,9 л;
- система смазки КПП СААЗ-3206 – 4,5 л;
- картер главной передачи (средний и задний мосты) – 13 л (в оба);
- система ГУР – 6,5 л;
- гидравлическая система подъема платформы – 65 л;
- бачок омывателя – 10 л;
- гидроподъемник кабины – 0,75 л;
- картер коробки (раздаточной) – 4,5 л;
- полезный объем топливного бака – 143 л.
Система охлаждения МАЗ — особенности работы
Для того чтобы избежать перегрева топлива, уменьшения мощности двигателя комплектуются современные автомобили МАЗ системой охлаждения.
Она состоит из таких элементов как:
- Термостат;
- Термометр;
- Вентилятор;
- Радиатор;
- Водяной насос.
Благодаря работе центробежного насоса обеспечивается принудительная циркуляция охлаждающей жидкости.
Из нижнего бочка радиатора перемещается жидкость насосом. Затем поступает в левую и правую рубашки блока цилиндров.
Здесь омывается гильзы цилиндров и происходит быстрое поглощение тепла. Далее жидкость нагревается и поступает в водяные рубашки головок цилиндров.
На данном этапе происходит охлаждение стаканов форсунок, клапанов. При попадании в радиатор жидкость отдает накопленное тепло воздуху, который создается при работе вентилятора. После этого жидкость снова возвращается в водяной насос.
Рассмотрим подробнее устройство каждого элемента системы охлаждения МАЗ Зубренок и других моделей.
Особенности и эксплуатация
Особенностью МАЗ-4370 является довольно удобная цельнометаллическая кабина. Она может быть как двух -,так и трехместной. Для доступа к элементам силовой установки она откидывается вперед при помощи гидравлического подъемника. Кабина имеет ровный пол, что делает ее удобной и просторной. Для обогрева в кабине установлена автомобильная печь с электронным управлением. Первые модели машины оборудовались довольно шумными моторами, являющимися модификациями тракторных моторов серии Д-240. Для МАЗ-4370 был разработан мотор получивший турбонаддув и интеркуллер. Впоследствии, путем модификаций удалось привести минские моторы в соответствие с экологическими нормами по ЕВРО-3. Все модели, выпускаемые в настоящее время, соответствуют нормам по ЕВРО-3 и ЕВРО-4. Установкой электронного управления Common Rail на моторы ММЗ удалось добиться более экономичной и мягкой работы. Для модификаций, рассчитанных на работу с прицепом, как правило, ставят надежные и долговечные КПП СААЗ-433420 российского производства. Однако несвоевременное техническое обслуживание и замена масла могут существенно снизить безаварийный ресурс агрегата. Что касается КПП ZF, то отмечается ее высокая надежность в эксплуатации, а также более плавное переключение передач. Ходовая часть «Зубренка» также не вызывает особых нареканий. Даже в случае выхода из строя рессор, их стоимость по сравнению с зарубежными аналогами в разы меньше. На первых моделях МАЗ-4370 устанавливались шины Continental однако впоследствии они были заменены на Я478 Ярославского завода. По мнению многих специалистов, ярославские шины серьезно уступают в качестве зарубежным аналогам. Нарекания также вызывает и невысокий эксплуатационный ресурс заднего моста, составляющий порядка 10000 км, что для автомобиля данного класса явно не достаточно.