Руководство МАЗ 555102, 5551А2, 5551А3, 555142, 555145, 555147, 533702, 5337А2, 533703, 533742, 533745, 533747, 543302, 5433А2, 543403 2011 — страница 10


Руководство МАЗ 203 203065-0000020 РЭ (2016) — страница 7

2.2.5

МАЗ-203. Кнопки и выключатели

На левой панели переключателей

(рис. 2.5) расположены выключатели и переключатели режимов работы аппаратов электрооборудования:

2 — выключатель системы управления наклоном кузова и возвращения подвески в рабочее положение. При нажатии на нижнее плечо клавиши производится опускание правой стороны кузова, в процессе опускания на ЖК-дисплее мигает символ Ц работы системы наклона кузова. После достижения нижнего положения символ горит не мигая.

Режим используется для удобства посадки и высадки пассажиров. Возврат в нормальное положение осуществляется однократным нажатием на верхнее плечо клавиши.

ВНИМАНИЕ! режим ПРЕДНАЗНАЧЕН ТОЛЬКО ДЛЯ УДОБСТВА ПОСАДКИ И ВЫСАДКИ ПАССАЖИРОВ. ДВИЖЕНИЕ ПРИ ВКЛЮЧЕННОЙ СИСТЕМЕ НАКЛОНА КУЗОВА НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!

3 — выключатель ПЖД. Трехпозиционный выключатель (в I-ом положении включается только циркуляционный насос подогревателя, во II-ом — подогреватель жидкости).

ВНИМАНИЕ! ВКЛЮЧАТЬ ПЖД ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ОТКРЫТ ХОТЯ БЫ ОДИН ИЗ КРАНОВ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ ИЛИ КРАН ПРОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ.

  1. При достижении охлаждающей жидкостью рабочей температуры (около 78 °С) подогрев автоматически отключается, но продолжает работать циркуляционный насос подогревателя. Если температура охлаждающей жидкости снизится до +65 °С, то подогрев снова включается;
  2. – переключатель циркуляции воздуха. При нажатом верхнем плече клавиши забор воздуха, поступающего во фронтальный отопитель, осуществляется из кабины водителя (режим рециркуляции). Включать забор воздуха из салона только при необходимости (проезд участков с повышенной запыленностью воздуха или с неприятным запахом). При нажатом нижнем плече клавиши заслонка фронтального отопителя обеспечивает забор воздуха снаружи и загорается контрольная лампа .
  3. – выключатель обогрева бокового стекла. При нажатии на клавишу включается обогрев бокового стекла. Обогрев может быть включен только при работающем двигателе; 6

    – выключатель обогрева зеркал. При нажатии на клавишу включается обогрев наружных зеркал заднего вида. Обогрев может быть включен только при работающем дви-

гателе;

7 – выключатель вентиляторов салонных отопителей. Вентиляторы включать при необходимости повышения эффективности отопления салона;

Рисунок 2.5 — Левая панель переключателей: 2 — выключатель системы управления наклоном кузова; 3 — выключатель ПЖД; 4 — переключатель циркуляции воздуха; 5 — выключатель обогрева бокового стекла; 6 — выключатель обогрева зеркал; 7 — выключатель вентиляторов салонных отопителей; 8 — выключатель крышных вентиляторов пассажирского салона; 9 — выключатель освещения салона; 10 — выключатель-переключатель работы крышного вентилятора кабины водителя; 11 — выключатель освещения рабочего места водителя; 12* — выключатель отопителя рабочего места водителя; 13* — выключатель отопления пассажирского салона; 14 — выключатель тормоза-замедлителя; 15 — контрольная лампа забора воздуха снаружи автобуса; 16 — выключатель-переключатель режимов работы вентилятора отопителя рабочего места водителя * — для автобусов с электрическими клапанами системы отопления

8 — выключатель крышных вентиляторов пассажирского салона. При нажатом нижнем плече клавиши выключателя вентиляторы работают в режиме притока свежего воздуха, при нажатом верхнем плече клавиши — в режиме вытяжки. Нижние крышки крышных вентиляторов открываются автоматически через 20…30 сек. после включения вентиляторов;

9 — выключатель освещения салона. Тусклое освещение (среднее положение клавиши выключателя) может быть включено как при работающем, так и при остановленном двигателе. Яркое освещение (клавиша нажата снизу) может быть включено только при работающем двигателе;

10 — выключатель-переключатель работы крышного вентилятора кабины водителя. При нажатии на нижнее плечо клавиши вентилятор включается в режим притока наружного воздуха, при нажатии на верхнее плечо — в режим вытяжки воздуха от рабочего места. Для выключения вентилятора установить выключатель в среднее положение;

11 — выключатель освещения рабочего места водителя. Включает фонарь над местом водителя;

12 — выключатель отопителя рабочего места водителя. Включает отопление рабочего места водителя;

13 — выключатель отопления пассажирского салона. Включает отопление пассажирского салона.

14 — выключатель тормоза-замедлителя ГМП. При нажатии нижнего плеча клавиши отключается функция ГМП в режиме тормоза-замедлителя. При нажатом верхнем плече включается функция ГМП в режиме тормоза-замедлителя.

Отключать функцию тормоза-замедлителя при движении на скользкой дороге.

15 — контрольная лампа забора воздуха снаружи автобуса. Загорается при заборе воздуха фронтальным отопителем снаружи автобуса;

16 — выключатель-переключатель режимов работы вентилятора отопителя рабочего места водителя. В крайнем левом положении — вентилятор отопителя выключен. При повороте ручки по часовой стрелке интенсивность обдува ступенчато увеличивается.

На боковой поверхности левой панели переключателей расположен главный выключатель света 11 (рис. 2.1). При повороте ручки выключателя вправо в I-е положение включаются габаритные огни. При повороте во II-е положение включается ближний или дальний свет в зависимости от положения левого подрулевого переключателя. Противотуманные фары можно включить вытягиванием ручки в I-е положение только при повернутой ручке (при включенных габаритных огнях или головных фарах). При вытягивании ручки во II-е положение дополнительно включаются задние противотуманные фонари.

При включении подрулевым выключателем дальнего света, противотуманные фары автоматически отключаются;

Клавиши управления положением кузова (для автобусов с электронноуправляемой подвеской ELS5)

Управление положением кузова на автобусах с электронно-управляемой подвеской осуществляется клавишами установленными на левой панели переключателей (рис. 2.5.1).

1

– клавиша подъема/опускания кузова автобуса. При нажатии на нижнее плечо клавиши производится плавное опускание кузова автобуса. При нажатом верхнем плече клавиши производится плавный подъем кузова, при нажатом нижнем опускание. В процессе изменения положения кузова загорается символ отклонения положения кузова от нормального и символ подъема или опускания кузова. При достижении желаемого уровня клавишу отпустить. Сим-

вол гаснет. Если кузов достиг предельного верхнего или нижнего уровня символ гаснет даже при удержании клавиши. Символ всегда горит при отклонении положения кузова от нормального.

Для возврата кузова в нормальное положение необходимо однократно нажать на нижнее плечо клавиши 2. При достижении нормального положения кузова символ гаснет. При поднятом или опущенном положении кузова можно двигаться со скоростью не более 15 км/ч, при достижении скорости 15 км/ч подвеска автоматически переходит в нормальное положение. При неисправности системы электронной подвески загорается символ
и горит постоянно сигнализатор 3 (рис. 2.4);
Внимание! режим Подъема куЗоВа ПреднаЗначен только для краткоВременного исПольЗоВания При Преодолении ПреПятстВий со скоростью не более 10 км/ч.

  1. клавиша возврата кузова в нормальное положение. Для возврата кузова в нормальное положение необходимо однократно нажать на нижнее плечо клавиши. При достижении нормального положения кузова символ гаснет.

  2. клавиша включения наклона кузова. При нажатии на нижнее плечо клавиши производится опускание правой стороны кузова, в процессе опускания на ЖК-дисплее горит символ работы системы наклона кузова. При достижении желаемого наклона клавишу отпустить.

Возврат в нормальное положение осуществляется однократным нажатием клавиши 2.

203065-0000020 РЭ

Внимание! режим ПреднаЗначен только для удобстВа Посадки и Высадки ПассажироВ. дВижение При Включенной системе наклона куЗоВа не доПускается!

Если начато движение при включенной системе наклона кузова, то при достижении скорости 7 км/ч кузов автоматически возвращается в нормальное положение.

На правой панели переключателей

(рис. 2.6) расположены выключатели и переключатели режимов работы аппаратов электрооборудования, которые часто используются водителем при эксплуатации автобуса: 1 – кнопка включения аварийной световой сигнализации с контрольной лампой. Включение аварийной световой сигнализации осуществляется нажатием кнопки (кнопка отжата), при этом мигает встроенная в кнопку контрольная лампа. Выключение производится повторным нажатием кнопки

(кнопка утоплена);

2

– кнопка включения остановочного тормоза. Нажатием кнопки до фиксированного утопленного положения включается остановочный тормоз. Одновременно загорается символ включения остановочного тормоза. Выключение производится повторным нажатием кнопки. Приводить в действие остановочный тормоз только после полной остановки автобуса.

3, 5, 8, 13 – кнопки открывания дверей. При нажатии на кнопку открывается соответствующая дверь, одновременно вклю-

чается остановочный тормоз и загорается встроенная в кнопку контрольная лампа;

4, 6, 9, 10 – кнопки закрывания дверей. При нажатии на кнопку закрывается соответствующая дверь. После полного закрывания двери гаснет контрольная лампа, встроенная в кнопку. После полного закрывания всех дверей выключается остановочный тормоз;

7 – пульт управления ГМП:

«D» – движение вперед;

«N» – нейтраль;

«R» – задний ход;

«1» – первая передача (ограничение переключения передач – не выше первой передачи);

«2» – вторая передача (ограничение переключения передач – не выше второй передачи);

«3» – третья передача (ограничение переключения передач – не выше третьей передачи).

  1. – кнопка общего закрывания всех дверей пассажирского салона;
  2. – кнопка общего открывания всех дверей пассажирского салона;

Внимание! кноПки уПраВления дВерьми не удержиВать В нажатом состоянии

14 – кнопка автоматического объявления остановок. При нажатии на кнопку речевой информатор объявляет текущую и следующую остановку.

Рисунок 2.5.1 — Клавиши управления электронной подвеской ELS5: 1 — клавиша включения подъема/опускания кузова; 2 — клавиша возврата кузова в нормальное положение; 3 — клавиша включения наклона кузова

Рисунок 2.6 — Правая панель переключателей: 1 — кнопка включения аварийной световой сигнализации; 2 — кнопка включения остановочного тормоза; 3 — кнопка открывания двери кабины водителя; 4 — кнопка закрывания двери кабины водителя; 5, 8, 13 — кнопки открывания дверей; 6, 9, 10 — кнопки закрывания дверей; 7 — пульт управления ГМП; 11 — кнопка закрывания всех дверей салона; 12 — кнопка открывания всех дверей салона; 14 — кнопка автоматического объявления остановки

МАЗ-203.

Кнопки и выключатели дополнительной панели

Рисунок 2.7 — Дополнительная панель: 1 — кнопка включения дополнительного цикла смазки АЦСС; 2 — аварийный выключатель; 3 — диагностический разъем бортовой системы контроля; 4 — рукоятка стояночного тормоза; 5 — розетка 12 В; 6 — выключатель-регулятор воздушного отопителя; 7 — переключатель управления подъемом кузова (опция) 8 — тумблер аварийной разблокировки остановочного тормоза

Дополнительная панель (рис. 2.7) установлена слева от водителя. На ней расположены следующие органы управления:

1 — кнопка включения дополнительного цикла смазки автоматической централизованной системы смазки (АЦСС) с контрольной лампой. Для включения дополнительного цикла смазки удерживать кнопку нажатой в течение 2 с, при включении смазочного насоса загорается встроенная в кнопку контрольная лампа. Контрольная лампа загорается также при автоматическом включении процесса смазки. Контрольная лампа кнопки выполняет также диагностические функции: мигание или непрерывное свечение лампы указывает на неисправность системы. Так как система работает в автоматическом режиме кнопкой пользоваться только в исключительных случаях. Для предотвращения поломки АЦСС при мигании или непрерывном свечении лампы желательно до устранения неисправности отсоединить разъём питания центрального смазочного насоса;

2 — аварийный выключатель. При нажатии на кнопку выключателя происходит останов двигателя и размыкается цепь, отключаемая контактором. Наряду с этим включается аварийная световая сигнализация и дежурное освещение пассажирского салона.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! ПРИ НАЖАТИИ НА КНОПКУ ОТКЛЮЧАЕТСЯ ТАКЖЕ ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ДВЕРЬМИ. ДВЕРИ МОЖНО ОТКРЫТЬ ТОЛЬКО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВАРИЙНЫХ КРАНОВ.

3 — диагностический разъем бортовой системы контроля «OBD» (устанавливается на автобусах, соответствующих экологическим нормам Евро-4, Евро-5). Разъем предназначен для подключения приборов контроля экологических норм или приборов диагнос-

тики работы систем, включенных в CAN-сеть автобуса;

4 — рукоятка включения стояночного тормоза;

5 — розетка 12 В. Предназначена для подключения любых потребителей напряжением 12 В и мощностью не более 100 Вт;

6 — выключатель-регулятор воздушного отопителя. При повороте ручки по часовой стрелке включается воздушный отопитель рабочего места водителя. С помощью регулятора осуществляется плавное регулирование температуры обогреваемого пространства;

7 — переключатель управления подъемом кузова (автобус, оборудованный системой подъема кузова с пневматическим управлением). При повороте ручки переключателя по часовой стрелке кузов поднимается до полного растяжения амортизаторов (около 100 мм), одновременно загорается символ включения подъема кузова.

ВНИМАНИЕ! РЕЖИМ ПРЕДНАЗНАЧЕН ТОЛЬКО ДЛЯ КРАТКОВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ЧЕРЕЗ РЕЛЬСЫ, ПРЕПЯТСТВИЯ, ПРИ УСТАНОВКЕ АВТОБУСА НА ЭСТАКАДУ ИЛИ СМОТРОВУЮ ЯМУ!

8 — тумблер аварийной разблокировки остановочного тормоза. Тумблер расположен за опломбированной крышкой. Обеспечивает разблокировку остановочного тормоза для движения автобуса при аварийном состоянии приводов дверей.

Предупредительный зуммер

Прерывистый сигнал зуммера подается в следующих случаях:

  • если давление масла в системе смазки двигателя менее 0,06 МПа (0,6 кгс/см2), одновременно загорается символ аварийного давления масла. Немедленно остановить двигатель, запускать двигатель только после устранения неисправности;
  • если уровень масла в двигателе ниже допустимого, одновременно загорается символ аварийного уровня масла. Немедленно остановить двигатель, долить масло до нормального уровня;
  • если уровень охлаждающей жидкости ниже допустимого, одновременно загорается символ аварийного уровня охлаждающей жидкости. Немедленно остановить двигатель, долить охлаждающую жидкость до нормального уровня;
  • если температура охлаждающей жидкости

    выше предельно допустимой (около 105 оС),

    Внимание! режим ПреднаЗначен

    только для краткоВременного исПольЗоВания При ПерееЗде череЗ рельсы, ПреПятстВия, При устаноВке аВтобуса на эстакаду или смотроВую яму!

    8 – тумблер аварийной разблокировки остановочного тормоза. Тумблер расположен за опломбированной крышкой. Обеспечивает разблокировку остановочного тормоза для движения автобуса при аварийном состоянии приводов дверей.

    одновременно загорается символ аварийной температуры охлаждающей жидкости. Уменьшить нагрузку на двигатель, проверить и, при необходимости, очистить поверхность радиатора системы охлаждения;

  • если уровень масла в бачке ГУР ниже допустимого, одновременно загорается символ аварийного уровня масла в бачке ГУР. Проверить герметичность системы гидроусилителя руля, долить масло до необходимого уровня (допускается движение с соблюдением мер предосторожности до станции технического обслуживания);
  • при засорении воздушного фильтра, одновременно загорается символ засорения воздушного фильтра. Провести обслуживание воздушного фильтра (допускается движение до станции технического обслуживания с оборотами двигателя, при которых гаснет символ и выключается зуммер).

    Постоянный сигнал подается:

  • если нажата кнопка «Требование остановки» в пассажирском салоне, одновременно загорается символ ;
  • если нажата кнопка подачи трапа снаружи или внутри автобуса, одновременно загорается символ требования подачи трапа.

Стояночный тормоз

Рукоятка крана стояночного тормоза 4 (рис. 2.7) расположена слева от водителя на дополнительной панели. При крайнем переднем положении рукоятки стояночный тормоз выключен. Для его включения необходимо перевести рукоятку в заднее фиксированное положение, при этом на щитке приборов мигает контрольная лампа включения стояночного тормоза. Для использования стояночного тормоза в качестве запасного рукоятку следует переместить в любое промежуточное положение (чем ближе рукоятка к заднему положению, тем выше эффективность торможения). При отпускании рукоятка автоматически возвращается в крайнее переднее (расторможенное) положение.

При давлении воздуха в пневмосистеме ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2), о чем свидетельствует загорание контрольной лампы , пружины энергоаккумуляторов удерживают стояночный тормоз в заторможенном состоянии. Для достижения полного растормаживания и возможности движения автобуса необходимо довести давление воздуха в пневмосистеме до значения выше 0,55 МПа (5,5 кгс/см2), при котором контрольная лампа должна погаснуть.

В аварийном случае тормозные камеры с энергоаккумуляторами могут быть разблокированы механически (выворачиванием болтов на энергоаккумуляторах) или пневматически (подачей воздуха от внешнего источника через штуцер, расположенный за центральной панелью передка).

Предостережение! Запрещается Покидать рабочее место Водителя, если не Включен стояночный тормоз!

Внимание! Выключать стояночный тормоз только Перед началом движения При достижении давления В ПнеВмосистеме Выше 0,55 мПа (5,5 кгс/см2).

Остановочный Тормоз

Остановочный тормоз приводится в действие нажатием кнопки 2 (рис. 2.6) и выключается повторным нажатием этой же кнопки. При включенном остановочном тормозе загорается символ включения остановочного тормоза. Применять остановочный тормоз рекомендуется при коротких остановках, так как он расходует значительно меньше воздуха, чем рабочие тормоза. Кроме того, использование на остановках остановочного тормоза (а не стояночного) продлевает срок службы пружинных энергоаккумуляторов.

Если кнопка ручного управления остановочным тормозом находится в положении выключения тормоза, то остановочный тормоз действует в автоматическом режиме по следующему принципу:

  • тормоз включается, если включена система наклона кузова или по каким-либо причинам начинает открываться любая из дверей при условии, что скорость движения автобуса не превышает 5 км/ч;
  • остановочный тормоз выключается при выключенной системе наклона кузова после закрывания всех дверей пассажирского салона.

В аварийном случае (при поломке дверей и т.п.) остановочный тормоз может быть отключен тумблером 8 (рис. 2.7), который расположен на дополнительной панели приборов за опломбированной блокирующей крышкой.

В целях безопасности перевозки пассажиров настоятельно рекомендуем не эксплуатировать автобусы с выключенной или неисправной системой автоматического включения остановочного тормоза при открытых дверях пассажирского салона.

Внимание! останоВочный тормоЗ ЗаПрещено исПольЗоВать При ПаркоВке аВтобуса на стоянке, так как он имеет электрическое уПраВление и отключается При ПереВоде ключа Зажигания В Положение «0» или «III». останоВочный тормоЗ не удержиВает аВтобус на дороге со Значительным уклоном более 10 %, Поэтому на останоВках со Значительным уклоном необходимо использовать стояночный тормоз.

МАЗ 642205, 6422А5, 642208, 6422А8, 630303, 6303А3, 630305. Руководство — часть 1

3

Трехосный автомобиль-тягач с приводом на средний и задний мосты и

двухосный с приводом на задний мост снабжены седельно-сцепным уст- ройством и предназначены для перевозок в составе автопоезда различ- ных грузов по дорогам общего пользования, допускающими осевые мас- сы, указанные в технической характеристике.

Трехосный автомобиль-тягач может быть оснащен гидрооборудовани-

ем для работы со специализированными и самосвальными полуприце- пами.

Трехосный грузовой автомобиль и двухосный грузовой автомобиль име-

ют металлическую платформу с откидными боковыми и задним бортом и предназначены для перевозок различных грузов по дорогам общего пользования, допускающими осевые массы, указанные в технической характекристике.

По требованию покупателя грузовые автомобили могут поставляться

оборудованные тентом и в виде шасси без грузовой платформы.

Предусмотрена комплектация автомобиля для перевозки лесомате-

риалов в сортиментах длиной от 2,0 до 6,0 м, укладываемых на специаль- ной площадке, установленной на шасси автомобиля.

Трехосный автомобиль-самосвал с металлическим кузовом, опрокиды-

ваемым при помощи гидравлического механизма, предназначен для пе- ревозок нерудных строительных сыпучих грузов: песка, гравия, грунта, щебня, песчано-гравийной смеси по дорогам не общего пользования, до- пускающих максимальную массу на тележку 26 т. Предусмотрена комп- лектация автомобиля-самосвала МАЗ-551608, МАЗ-5516А8 с повышен- ным объемом кузова для перевозки зерна, щепы и других легковесных сыпучих грузов.

Автомобили могут выпускаться с большой или малой кабиной, кузовом

с задним бортом или ковшового типа.

Автомобили могут поставляться без кузова и механизмов опрокидыва-

ния для комплектации различным оборудованием.

Автомобили-тягачи предназначены для эксплуатации с полуприцепом,

имеющим присоединительные размеры по ГОСТ 12105-74, сцепной шкво- рень класса Н50 в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН №55, пневмовыводы по ГОСТ Р 50023-92, соединения разъемные электричес- ких цепей по ГОСТ 9200-76, пневмопривод тормозной системы должен соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН №13.

Грузовые автомобили предназначены для эксплуатации с прицепом,

имеющим сцепную петлю класса D50, обеспечивающую беззазорную сцеп- ку в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН №55, пневмовыводы по ГОСТ Р 50023-92, соединения разъемные электрических цепей по ГОСТ 9200-76, пневматический привод тормозной системы должен соот- ветствовать требованиям Правил EЭ KOOH № 13.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]