Обзор трактора Беларус МТЗ-1221. Описание, технические характеристики и отзывы пользователей


Представляем агрегат высокого тягового класса 2 – мощный многофункциональный трактор Беларус МТЗ 1221, который нашел широкое применение в крупных аграрных хозяйствах, животноводческих фермах, промышленных предприятиях, коммунальной сфере, на строительных площадках, транспорте. В массовом производстве – с конца семидесятых прошлого века.

Трактор Беларус МТЗ 1221

Основное описание спецтехники

Характерными чертами тракторов «Беларус» являются простота конструкции, качественная сборка и высокие показатели производительности. Это надежные и многофункциональные машины, которые можно агрегатировать с разными устройствами навесного типа.

Базовая конструкция «Беларуса» МТЗ-1221 послужила основой для выпуска нескольких модификаций техники:

  • МТЗ-1221 Л. Предназначен для лесных хозяйств, используется при перевозке пиломатериалов, погрузочных работах с бревнами, высаживании молодых насаждений;
  • «Беларус» 1221 В.2. На эти машины устанавливают реверсивные посты управления;
  • МТЗ-1221 Т.2. Переднеприводный. Особенностью является отсутствие кабины. Однако вместо нее предусмотрен тент со специальными термостойкими оконными проемами;
  • «Беларус» МТЗ-1221.3 Это трактор повышенной мощности (131,7 л.с.);
  • МТЗ-1221.2 серия «Тропик». Данные машины оснащены еще одним бачком для топлива и радиатором, выдерживающим высокие температуры окружающей среды;
  • МТЗ-1221.4. Эти тракторы комплектуются экологичными силовыми агрегатами Tier II. Переднеприводная модель;
  • МТЗ-1221.5. Эта спецтехника выполнена в современном дизайне, укомплектована двигателем на 133 лошад. силы и относится к экостандарту Stage IIIB.

Важно: сегодня сборка тракторов «Беларус» выполняется не только в Минске, но и на нескольких российских заводах.

Основные технические параметры

Главными особенностями тракторов Минского завода являются простота их конструкции и ремонтопригодность. Запчасти на МТЗ 1221 доступны в широком номенклатурном ряде. На сайте можно заказать нужные комплектующие для любого механизма спецтехники. Чтобы полностью понять устройство данных машин, стоит детальнее разобраться в их технических особенностях, изучить основные параметры и конструкцию наиболее важных узлов.

Размер МТЗ-1221 выражен в следующих показателях: 4600х2250х3000 мм. Клиренс переднего моста равен 620 мм, заднего — 645 мм. Вес — 4640 (в чистом виде), колею можно регулировать. Так, для передних колес диапазон настроек равен 1545-2265, а для задних варьируется в пределах 1500 и 1900 мм.

Характеристики двигателя

МТЗ-1221 комплектуют дизельными силовыми агрегатами. Для оснащения используют рядные установки на шесть цилиндров, которые дополнительно оборудованы турбонаддувом. Двигатели Д260.2 производятся тем же предприятием в Минске. Главной особенностью таких агрегатов является их экологичность. Работают они на топливе разных видов: отечественного производства и импортного.

Среди особых технических характеристик двигателей для МТЗ-1221 стоит отметить показатель мощности — он равен 130 л. с.; максимально высокие обороты за минуту (номинальное число) — 2100; объем цилиндров — каждый по 110 мм.

Характеристики трансмиссии и ходовки

Несмотря на простоту конструкционного исполнения тракторов МТЗ-1221, в них реализованы некоторые отличия от моделей-предшественников. Среди основных особенностей:

  • двухдисковая усиленная конструкция фередо (муфта сцепления). Дополнительно она заключена в жесткий корпус;
  • на заднем приводе установлены коленные и планетарные редукторы. При этом система электрогидравлики, регулирующая дифференциал, выпускается со следующими рабочими режимами;
  • сухие тормоза (разработаны на 3 диска). На некоторых модификациях техники иногда применяется многодисковая конструкция этих деталей, монтируются они на вал с ведущей шестерней;
  • усиленные полуоси передач. Эта особенность позволяет агрегатировать к трактору навесные устройства разных видов, включая и тяжелые модели.

Важно: ведущим в МТЗ-1221 определен передний мост, хотя в некоторых машинах он планетарный или балочно-соосный.

За счет широких колес спереди, усиленной конструкции балки привода упрощается подсоединение навесных приспособлений.

Технические характеристики трактора МТЗ-1221

  • Модель двигателя — 260.2С;
  • Мощность, кВт (л.с.) — 96 (130);
  • Номинальная частота вращения, об/мин – 2100;
  • Номинальная частота вращения, об/мин – 2100;
  • Число цилиндров – 6;
  • Диаметр цилиндра/ход поршня, мм — 110/125;
  • Рабочий объем, л — 7,12;
  • Максимальный крутящий момент при 1400 об/мин, Н.м (кгс.м) — 500 (51);
  • Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт.ч. (г/л.с.ч.) — 226 166);
  • Коэффициент запаса крутящего момента, % — 20;
  • Емкость топливного бака, л – 160;
  • Задний ВОМ: независимый, двухскоростной с гидромеханической системой управления.;
  • Блокировка дифференциала: фрикционная, автоматическая с гидроприводом;
  • Муфта сцепления — сухая, двухдисковая, постоянно-замкнутая;
  • Коробка передач — механическая, синхронизированная, ступенчатая, 6-ти диапазонная (4/2);
  • Переключение передач — синхронизированными муфтами;
  • Число передач: вперед/назад — 16/8 (24×12);
  • Скорости движения, км/ч: вперед — 2,1—33,8;
  • Скорости движения, км/ч: назад — 4,0—15,8;
  • Задний ВОМ: — независимый двухскоростной с гидромеханической системой управления;
  • независимый I, об/мин – 557;
  • независимый II, об/мин – 1000;
  • синхронный, об/м пути — 4,36;
  • Грузоподъемность на оси шарниров нижних тяг, кгс – 4500;
  • Максимальное давление, кгс/см – 200;
  • Производительность насоса, л/мин – 55;
  • Емкость гидросистемы, л – 21;
  • Колесная база, мм – 2760;
  • Общая длина, мм – 4950;
  • Ширина, мм – 2250;
  • Высота по кабине, мм – 2850;
  • Колея, мм по передним колесам — 1545—2265;
  • Колея, мм по задним колесам — 1500—1900;
  • Дорожный просвет, мм под передним мостом – 620;
  • Дорожный просвет, мм под задним мостом – 465;
  • Наименьший радиус поворота, м — 5,3;
  • Эксплуатационная масса, кг – 5300;
  • Размеры шин передних колес — 14,9R24;
  • Размеры шин задних колес — 18,4R38.

Характеристики гидравлики

Возможность работы с использованием дополнительных агрегатов: навесных, полунавесных, прицепных обеспечивается за счет работы гидравлики. На моделях «Беларус» МТЗ-1221 эта система представлена в двух вариантах комплектации:

  1. В первом случае в гидроприемник встроены 2 силовых цилиндра. Они расположены вертикально.
  2. Во втором — цилиндр является автономным, однако расположен в горизонтальной плоскости.

Важно: система проста в уходе и не требует специальных условий при эксплуатации. Регулирование температуры техжидкости, очищение (через фильтры) происходит автономно, без участия оператора. Большая расходная емкость с тремя парами патрубков для гидрошлангов высокого давления рассчитана на выполнение работ с различными навесными орудиями.

В роли сцепно-тягового устройства может использоваться один из видов:

  • СА-1 (автомат);
  • ТСУ-2Р (он же «Питон»);
  • поперечину типа ТСУ-1Ж-01;
  • ТСУ-3В (сцепка лифтовая).

Задняя навеска у МТЗ-1221 3-точечная. Она используется для крепления навесных агрегатов к технике, регулирует их положение посредством выставления растяжек или раскосов.

Устройство КПП 16F+8R

Механизм данного узла также состоит из редукторного блока с первичным валом и промежуточным валом, вала пониженных передач и заднего хода, блока шестерён, вторичного вала, механизма переключения скоростей и диапазонов, гидросистемы коробки передач.


Корпус коробки 18+6


детали к корпусу кпп 16+8

Редуктор передач

Данная часть коробки выполняет функцию формирования передаточных чисел передач без учёта диапазонов.


Схема КПП 16+8 МТЗ 122

Редуктор состоит из: первичного вала (1) установленного с установленными на игольчатых подшипниках шестернями и двух синхронизаторов (3), размещенных через втулки (2) на шлицах вала; промежуточного вала (31) с посаженными на нём с натягом четырьмя ведомыми шестернями (27,28,29,30) рис. схема кпп


Детали первичного вала кпп 16+8


список деталей первичного вала кпп 16+8

Промежуточный вал и блок шестерён

Блок шестерён установлен на одной оси с промежуточным валом. На шлицах вала блока шестерён размещены шестерни (22 и 25). Задняя опора блока размещена в ступице шестерни (23) привода синхронного режима заднего ВОМ и привода ПВМ. рис. схема кпп


Детали промежуточного вала КП 16+8


Список деталей промежуточного вала КПП 16+8

Вторичный вал

Деталь в виде вала-шестерни (18), размещена на конических подшипниках (10 и 17) в корпусе КП. На валу неподвижно установлена ведущая шестерня (15) привода ПВМ, на ступице которой на игольчатом подшипнике размещена ведомая шестерня (14). Через втулку (20) на валу установлена ведомая шестерня (11). Между шестернями (14 и 11) на шлицах вторичного вала (18) посажена зубчатая полумуфта. Весь пакет деталей на валу зажат гайкой. рис. схема кпп


Вторичный вал КПП 16+8


Список деталей вторичного вала КПП 16+8

Вал пониженных передач заднего хода

На данном детали установлены шестерня (4) I и II диапазонов и шестерня (2) заднего хода, шестерня (8) установлена на бронзовой втулке.


Вал пониженных передач КПП 16+8

В зависимости от комплектации коробки передач конструкция вала пониженных передач и заднего хода отличается: в коробке с возможностью применения ходоуменьшителя на шлицевой втулке (5) установлена шестерня (7) привода ходоуменьшителя соединённая со шлицами шестерни (8) и застопорённая фиксирующим кольцом (6) на втулке (5). В КП без возможности установки ходоуменьшителя на шлицевой втулке (9) установлена втулка (10) соединённая шлицами с шестерней (8) и зафиксированной кольцом (6) на втулке (9).


Вал пониженных передач и заднего хода кпп 16+8


список деталей вала пониженных передач кпп 16+8

Механизм управления

Данная часть КП состоит из механизмов управления передачами и диапазонов.

Часть механизма переключения передач расположена в корпусе вилок и размещенных сверху корпусах (5 и 8). Включение передач осуществляется вилкой (12) рукоятки переключения через рычаг (7), вал (15) и рычаг (4). В корпусе вилок (6) установлены поводки (5 и 7) с закрепленными на них вилками (4). Предотвращение одновременного включения двух скоростей осуществляется установленными блокирующими шариками между поводками (5 и 7). Фиксация вилок (4) в нейтральном положении обеспечивается подпружиненными фиксаторами (8).


Механизм управления КПП МТЗ 1221 16+8

Механизм выбора диапазона состоит из вилки (11) рукоятки переключения, рычага (6), вала (16) и рычагов (17), установленных в корпусах (5 и и деталей расположенных в корпусе КП. Зубчатые муфты (13, 26) и (3) перемещаются вилками (1, 4, 14) закреплёнными на соответствующих поводках (2 ,5, 15). Положение переключающих муфт фиксируется деталями (8,11,12) в конструкции механизма переключения.


Детали механизма переключения КПП 16+8


Список деталей механизма переключения передач кпп 16+8

Приборы управления и тип кабины

Главные органы регулирования в тракторе располагаются справа от места водителя. К ним относятся рычаги нескольких видов: управления навеской и инструментами; ручной подачи ДТ; подключения ВОМ и пр. Руль гидрофицированный, отчего управлять машиной просто, не требуется прилагать больших физических усилий.

Важно: в тракторах МТЗ-1221 сразу предусмотрена возможность работы в реверсном режиме, поэтому переключатели размещаются с тем учетом, чтобы удобно их было использовать в любом положении.

Для данной модели техники характерен комфортный салон с тканевой обивкой, накладками из пластика. Кабина с металлическим каркасом хорошо изолирована от шума и пыли, оборудована вентиляцией принудительного типа. На крыше есть люк для дополнительного проветривания, остекление панорамного типа, предусмотрен козырек от солнца и ремни безопасности.

Важно: в базовых вариантах комплектации «Беларуса» МТЗ-1221 не предусмотрен вентилятор.

Навесные агрегаты

Спецтехника «Беларус» МТЗ-1221 характеризуется как многофункциональная машина. Однако в большей степени она относится к с/х универсально-пропашным тракторам энергонасыщенного класса. Особенно рационально эксплуатировать МТЗ-1221 на полевых работах — по запасу производительности он способен замещать Т-150.

За счет энергонасыщенности «Беларус» обеспечивает высокую эффективность при работах с разными с/х орудиями, включая широкозахватные агрегаты. Его можно эксплуатировать для выполнения различных агротехнических операций по обработке почвы: вспашки, боронования, культивации, посева, внесения удобрений и пестицидов. Согласно задачам подбираются и навесные с/х орудия: культиваторы, бороны, сеялки, плуги, опрыскиватели и пр.

МТЗ-1221 можно комплектовать строительными орудиями, при должном оснащении машина способна выполнять задачи экскаватора, погрузчика или бульдозера.

Сфера эксплуатации трактора

Главная сфера работы данной модели – это сельское хозяйство, а именно:

  • растениеводство. Техника позволяет обрабатывать почву, удобрять ее, возделывать и проводить уборку зерновых, кукурузы, картофеля, овощей, а также уборку льна или рапса, свеклы и иных технических культур. Можно выполнять спектр транспортных и погрузочных операций;
  • животноводство. Сюда входят заготовка кормов, приготовление, измельчение кормов, подвоз и вывоз органических удобрений (жидких, твердых и т.д.);
  • мелиорация.

Однако, кроме сельского хозяйства, данная модель трактора нашла свое применение:

  • в лесничестве;
  • коммунальной сфере;
  • транспортной сфере;
  • капитальном и дорожном строительстве;
  • промышленности и т.д.

Простыми словами, модель в плане эксплуатации может считаться универсальной.

Возможности комплектации

Надежность и ремонтопригодность тракторов «Беларус» сделала их узнаваемыми лидерами рынка спецтехники. Большим плюсом машин является возможность их совершенствования путем опционной установки механизмов на заказ. По согласованию с клиентом, завод-производитель может дополнительно устанавливать устройства, которые не предусматривает базовое оснащение.

В частности, можно заказать установку переднего вала отбора мощности, правостороннюю подножку, масляные многодисковые тормоза, синхронизированную коробку 24/12, еще один бак для топлива, ходоуменьшитель.

Важно: комплектация обсуждается с учетом потребностей клиента, однако меняется и цена на трактор.

Что имеется в списке дополнительных опций

В качестве дополнительного оснащения, потенциальным покупателям тракторов МТЗ-1220 предлагается механическая синхронизированная КПП с бо́льшим количеством передач – 24 вперёд / 12 назад. Можно оборудовать трактор электронной гидравлической системой; кондиционером; тормозами, работающими в масляной ванне; ходоуменьшителем; комплектом для сдваивания задних колёс; компрессором с клапаном (без пневматической системы); 2-х проводным пневмоприводом тормозов прицепа; дополнительным «стажёрским» сиденьем в кабине. Вместо стандартного главного сиденья можно установить более комфортное импортное, .

Комплект для сдваивания задних колес очень полезен при производстве работ на вязких грунтах. Поскольку увеличение площади контакта шин с землёй повышает и проходимость, и управляемость, и тяговую способность.

Ходоуменьшитель позволяет снизить рабочие скорости на низших передачах и усилить тем самым тягу трактора МТЗ-1220.

Особенности техобслуживания

МТЗ-1221 требуется уход для поддержания функциональности трактора. Ежесменное ТО выполняют через 10 моточасов. Дальнейшие работы нужно проводить регулярно, согласно плану в инструкции к технике.

ДТ и масло выбирают согласно климату региона и сезонной погоде.

За счет простой конструкции мелкие поломки может устранять сам механизатор. Чтобы предупредить серьезные неполадки, важно вовремя проводить ТО, обеспечивать бережную эксплуатацию согласно назначению машины и менять изношенные запчасти. В противном случае не избежать дорогостоящего и трудозатратного ремонта, простоя спецтехники и издержек на ее содержание.

Гидросистема КПП

ГНС коробки обеспечивает смазку под давлением ответственных точек вращения, а также работу системы управления коробкой в частях управления переключением высшей и низшей ступеней, и объединённой электрогидравлической системы управления приводом ПВМ, блокировки дифференциала заднего моста, привода ВОМ.


гидросистема трансмиссии мтз 1221

Гидравлическая часть механизма КПП состоит из:

  • шестерёнчатого гидронасоса НШ-25 установленного в корпусе узла с левой стороны в нижней передней его части и получающего привод от дизеля трактора
  • центробежного фильтра масла (центрифуги) присоединенного фланцем снаружи правой стороны корпуса узла
  • сетчатого фильтра внутри корпуса с правой стороны в передней нижней части

Насос системы имеет поводок включения привода в установочной крышке. Демонтаж или установка узла осуществляется при обязательном выключении привода — крайним положением поводка по часовой стрелке. Попытка демонтажа насоса с включённым приводом приведёт к разрушению чугунной посадочной крышки насоса.


насос кпп с приводом


Центробежный фильтр гидросистемы кпп


Сетчатый масляный фильтр гидросистемы кпп

Давление в системе

Контроль давления ГНС КП осуществляется встроенным стрелочным указателем в составе комбинации приборов панели управления трактором.

  • Рабочий сектор давления масла в КПП на датчике 8-15 кгс/см²
  • Значения нормальное рабочего давление 9-12 кгс/см²
  • Не рабочий сектор давления на датчике 4-8 кгс/см²

Марка масла

Контроль уровня масла осуществляется визуально через окно с прозрачной вставкой с правой стороны корпуса КПП. Нормальный уровень считается выше о (полный) на 7 мм. Общий объём заправки трансмиссии без ходоуменьшителя 43 литра, с ходоуменьшителем 55 литров.

В качестве рабочей жидкости и смазки гидросистему КП заправляют такой же маркой масла, которую используют для двигателя: летом М10Г2, М10Г2К, М10В2, SAE 15-W40; зимой М8Г2, М8Г2К, SAE 5W-40. Традиционно замену масла в трансмиссии осуществляют при сезонном обслуживании или не реже чем через 1000 часов наработки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]