Замена «шишиге»: какой ты, белорусский аналог ГАЗ-66?


Об истории создания и производства данной модели

Конструкторам Минского завода колёсных тягачей поставили задачу – создать современный, «продвинутый» вариант «шишиги», предназначенный для оперативной доставки личного состава (порядка двадцати человек) и (или) грузов общим весом до трёх тонн, по любым типам дорог и по пересечённой местности.

Задача эта была выполнена: новый грузовик продемонстрировал на испытаниях очень достойные возможности мобильности и проходимости.

Правда, вначале Пограничный комитет Беларуси обратился с данным вопросом на МАЗ, а не на МЗКТ. Однако Минский автомобильный завод выразил заинтересованность только в крупном заказе – хотя бы от пятисот штук грузовиков. Но белорусским пограничникам столько было не нужно. Тогда обратились на МЗКТ, и там нужная модель была в сжатые сроки разработана и запущена в производство.

Сначала МЗКТ-500200 выглядел так

Минский завод колёсных тягачей все 2000-е / 2010-е годы крепко стоял на ногах. Военных заказов из Российской Федерации у предприятия достаточно было всегда. За счёт этого оно обновило производственную базу, в серьёзных количествах закупило современные станки и обрабатывающие центры. И, несмотря на пользующиеся стабильным государственным спросом многоосные тягачи, МЗКТ охотно взялся и за нестандартную мелкотиражку.

Производство новейших армейских грузовиков было в итоге налажено на автосборочном в городе Лида (на бывшем ОАО «Лидские автобусы «Неман») — это предприятие с апреля 2014 года стало работать как филиал ОАО «МЗКТ». В феврале 2015 года первая серийная партия МЗКТ-500200 была отправлена белорусским пограничникам.

В следующей партии МЗКТ-500200 был немного модернизирован: для улучшения показателей надёжности и долговечности конструкторы решили усилить раму и платформу грузовика. Вследствие этого его снаряжённая масса выросла до 6400 кг, а длина платформы увеличилась при этом до 6000 мм. Ряд улучшений получила кабина машины: её оснастили дополнительными местами для размещения инструментов, личных вещей, документов, а также – кронштейнами для крепления автоматов Калашникова.

Грузовик МЗКТ создан на замену ГАЗ 66.

Идея и инициатива в разработки специального мощного грузовика принадлежит белорусским пограничникам. В строю, которых ГАЗ-66 с полной выкладкой служил пограничникам не один десяток сет. К сожалению, эта модель давно снята с производства, а имеющиеся в строю исчерпали свой ресурс. Необходимые запасные части к «шишигам» сложно стало отыскать. Более новая модель ГАЗ-ЗЗ08 Садко, которая и посей день служит на границе, не в полном объеме отвечает требованиям предъявляемыми белорусскими военными. Модель грузовичка ГАЗ-ЗЗ08 на первый взгляд очень схожа с ГА3 66-м, тоже полноприводная и неприхотливая, но схема компоновки несколько отличается от аналога: двигатель распологается за передней осью, у ГАЗ 66 двигатель расположен в базе, внедорожные возможности заметно уступают прародителю.


В поисках разработчиков к первым куда подались пограничники был МАЗ. В течении целого года велся переговорный процесс, однако к взаимному согласию не пришли. Основным препятствием послужило ограниченное количество требуемых грузовиков. Для МАЗа, необходимо было окупить дорогостоящую разработку новой модели, необходим было крупный заказ как минимум 500 автомобилей, но пограничникам такое количество было не по силам. И белорусским пограничникам нечего не оставалось, как искать других разработчиков, и они обратились на МЗКТ. Здесь долго просить никого не пришлось. Хотя на МЗКТ и отсутствовал опыт и модельная линейка маленьких грузовиков, конструкторы с инициативой отнеслись к новому проекту, согласие было достигнуто почти сразу. Разработка «пилотного» грузовика МЗКТ-5002 00 была завершена в 2013 году. На специально сконструированную раму был установлен дизель ММЗ Д 245 мощностью – 156 л.с. минского производства, спроектированы узлы и комплектующие. Автомобиль был оснащен дополнительными системами: подкачки шин, кондиционирования и современной системой пожаротушения. Пограничники были очень благодарны разработчикам, но высказали свои пожелания немного упростить электронику, отказались от систем подкачки шин, кондиционирования и пожаротушения.

Модернизация 2022 года

В 2022 году тактическому автомобилю МЗКТ-500200 провели ещё одну, вторую по счёту модернизацию. Её основной задачей которой было изменение экстерьера передней части кабины, в соответствии с утверждённым корпоративным стилем для грузовиков ОАО «МЗКТ» марки «Волат».

В процессе модернизации, на автомобиль МЗКТ-500200 установили обновлённую кабину, другого типа подножки, крылья над колёсами переднего моста и передний бампер. Обновлённую форму получили также и защитные решётки передних фонарей и фар-прожекторов.

Для того, чтобы обеспечить защиту от повреждения ветками деревьев в движении по лесистой местности, на боковые зеркала заднего вида были установлены специальные панели. Поручень, который предназначен для удерживания при посадке и высадке, был перенесён с боковых наружных стенок кабины вовнутрь, чтобы его не забрызгивало грязью.

После модернизации

Изменили и механизм открытия замка облицовки передка кабины. Если раньше фиксация обеспечивалась двумя защёлками, размещёнными на правой и левой наружных сторонах облицовки, то теперь открытие замка стало осуществляться из кабины, при помощи специального рычага.

Несмотря на эти изменения, внесённые в конструкцию грузовика, и заметные перемены в его внешнем виде заводской индекс модели решено было оставить прежним – МЗКТ-500200. Это вполне логично, поскольку все основные тактико-технические характеристики и параметры автомобиля после модернизации никак не изменились.

Подвеска и ходовая часть

По своим габаритам автомобиль МЗКТ-500200 практически совпадает с заслуженным ветераном ГАЗ‑66.

Минские инженеры усилили раму, ввели в использование новые мосты (с применением алюминия). Были облегчены ступицы колёс: появилась возможность ставить колёса более узкие и лёгкие.

Дорожный просвет остался большим, не меньше, чем у ГАЗ-66. Подвеска у МЗКТ-500200 – независимая двухрычажная, пружинная.

При этом у этого автомобиля как спереди, так и сзади установлены независимые подвески на подрамниках, с закреплёнными на них редукторами собственного производства. Колёса приходят в движение через полуоси с карданными шарнирами. Углы работы шарниров сделаны весьма щадящими, причём даже при полных ходах колёс.

Характеристики передней и задней подвесок превосходно согласованы между собой. Разница в плавности хода на гружёном автомобиле и на пустом – минимальная. На предприятии её называют однозначно лучшей в данном классе грузовых машин.

На шасси МЗКТ-500200 без проблем монтируется практически любая типовая надстройка, подходящая под такие габариты. Можно установить обыкновенную платформу-кузов, натянуть над нею тент. А можно – обычную «будку»-кунг, либо же модуль с полноценным штабом управления. Для охотохозяйств такая машина тоже прекрасно подходит, а не только для армии.

Какие качества у грузовиков МЗКТ можно назвать «фирменными»? Не только проходимость и грузоподъёмность. Вместе с тем, любое шасси Минского завода колёсных тягачей отличается прекрасной плавностью хода. Ведь на них возят ракеты.

Предприятие многие годы доводило характеристики своих подвесок до идеальных значений. Это не очень широко известный факт, но в вопросах плавности хода «Волат» можно смело назвать чемпионом среди грузовиков. Вот такая фирменная черта в полной мере перешла по наследству и младшему «Волату» – МЗКТ-500200.

Судя по отзывам тех, кто проехал в кузове этого грузовика с десяток километров по грунтовкам с многочисленными ямами, выбоинами и кочками, – независимые двухрычажные пружинные подвески просто потрясающе «проглатывают» все ямы и колдобины, и в кузове совсем не трясёт – не то что в «шишиге» или в «Садко». По этому параметру Минский завод колёсных тягачей явно вне конкуренции.

Тормозная система у данного автомобиля двухконтурная – это колодочные тормоза с пневмогидравлическим приводом на каждом колесе.

Шины использованы типоразмера 110.400-533, с мощным внедорожным протектором, оснащённые системой центральной накачки шин (CTIS).

Грузовик Волат второго поколения.


Конструктора МЗКТ уже следуя традиции при доработки создают абсолютно новый грузовик. Абсолютно новый грузовик Волат МЗКТ 5002 стал короче, немного ниже, легче первой модели: новые приобретенные габариты практически полностью сочетались с ГАЗ-66. Мощный 215-сильный турбодизель ЯМЗ-53452 установили аналогично ГАЗ-66 в обасти базы. С клиренсом мудрить не стали, оставили достаточно большим. Подвески как передняя так и задняя – независимые. Вращение колёс происходит при помощи полуоси. Силами конструкторов была усилена рамная конструкция, специально разработанные мосты. Ступицы колес конструктивно были облегчены, были установлены легкие и более узкие колёса. Серьёзным изменениям подверглась и кабина. Новая конструкция кабины в общей сложности потеряла одну третью своей массы. Водительское место подверглось изменением и перекомпоновке. Сидения стали немного удобнее. Интерьер в салоне остался достаточно строгий, без излишеств, основное направление уделено надежности и практичности деталей. Приборная панель по-военному скупа и не столь выразительна в сравнении с гражданскими грузовиками. Руль позаимствовали у грузового МАЗа. Справой стороны водителя располагаются управление коробкой передач, стояночным тормозом и подкачкой шин.

Конструктивные особенности модели МЗКТ

Снаряженный грузовик Волат МЗКТ 5002 00 2014 года заметно полегчал, с 7З00 до 5810 кг. Заказчиков это здорово порадовало! слаженная работа между собой подвесок. Разницы в движении порожнего и груженого, автомобиля практически не ощущается, конструктивно сложная и ажурная конструкция оказалась достаточно прочной, уже проверенная военными и признанная лучшей в своём классе грузовиков. Продольно расположенный двигатель предаёт момент пятиступенчатой коробке передач, а далее при помощи карданного вала с понижением на раздачу с распределением на мосты. На новое шасси грузовика Волат можно установить абсолютно любой тип надстройки, для этой цели были специально подогнаны габариты. Совершенно легко устанавливается стандартная платформа – кузова, модульный штаб, или обычный кунг. В стандартном варианте кузова грузовик МЗКТ свободное вмещает 22 бойца. Стоит заметить, что охотхозяйства уже пристально присматриваются к новинке грузовика Volat 5002, и питают надежды приобрести грузовики для своих нужд. К тому же модель второй модификации 2014 года, избавилась от избыточной электроники.

Основные преимущества Волат

Какие же выдающиеся качества приобрел грузовик МЗКТ в 2014 году ? Безусловно, впечатляющую грузоподъемность и исключительную проходимость. На этом отличительные способности не ограничиваются, грузовику присуще отменная, мягкая и плавная работа шасси МЗКТ. Так как грузовик специально разрабатывался для транспортировки ракет, груз нежный и не безопасный. Штатные инженеры завода имеют богатый опыт в разработке и доводке специфических подвесок. В результате, по бездорожью грузовик с независимой подвеской, обладая огромным дорожным просветом укомплектованный мощной трансмиссией просто поражает своими внедорожными возможностями. Конкретно такие требования закладывались к грузовику белорусскими военные.


Инженеры потрудились на славу, с плавностью хода вопросов не возникает, в своём классе, Волат 5002 00 2014 г. – король. Минский грузовик управляется не сложнее легкового автомобиля. Грузовик МЗКТ Волат 5002 00 проходил испытание по сложным грунтовым дорогам с огромным количеством выбоин. Большое внимание было уделено ощущению бойцов в кузове. Тест показал, что независимая двухрычажная подвеска отлично отрабатывает все ухабы и ямы. Сравнивая автомобиль со своими одноклассниками «Садко» и «Шишиг» заметно трясёт на бездорожье, а грузовик минской разработки по пресеченной местности идет мягко и легко – по этим техническим характеристикам – Волат просто вне конкуренции !

Перспективы компактного грузовика МЗКТ Волат 5002 00

В 2015 году грузовик на пике расцвета. Военные пограничники заказали у завод МЗКТ достаточное количество автомобилей, в связи с чем, завод обновил производственную базу, было приобретено много современного оборудования. На завод МЗКТ стабильно поступают госзаказы, но завод не гнушается браться и за нестандартные, мелкие заказы. Гамма модельной линейки малогабаритной спецтехники на производстве регулярно расширяется. Будет ли доступены грузовики Волат МЗКТ 5002 или же будет только в белорусской армии? Скорее всего его можно будет приобрести, т.к МЗКТ широко представляет свои разработки на внешний рынк, исключением не является спецавтомобили. Возможно компактная, двухосная модель грузовичка с образцовой плавностью хода, привлечет к себе внимание, большого количества заказчиков из различных целей. Серийный грузовик Волат МЗКТ 5002 00 в 2014 году претерпел кардинальные преобразования и доработки относительно модели 2013 года. Грузовик Волат МЗКТ 2014 года выпуска практически полностью соответствует габаритам легендарного ГАЗ 66.


К сведению ! +Грузовик Волат МЗКТ 5002 00 обладает уникальной плавностью хода. + Характерной, даже эталонной чертой нового компактного грузовика М3КТ является полностью независимая подвеска, обеспечивающая мягкий и плавный ход и демонстрирует отменные внедорожные характеристики. — Чрезмерный аскетизм интерьера, минимизация в комфорте водительского места.

Технические характеристики грузовика МЗКТ 5002 00

Длина х ширина х высота5 900 x 2 550 x 2 650 мм.
Колесная база3 300 мм.
Радиус поворота10 м
Колея спереди и сзади2 140 мм.
Дорожный просвет400 мм.
Снаряженная/полная масса5850 / 8850 кг.
Максимальная скорость95 км/ч
Топливный бак130 л.
Колесная формула4×4
Двигательдизель ЯМЗ-53Д52, с турбо- наддувом и интеркулером, РА, 16 клапанов
Рабочий объем4,43 л
Мощность158 кВт / 215 л.с.
Ходовая частьрамная конструкция
Подвескинезависимые, на пружинах
Рулевое управлениес гидроусилителем
Тормозапневматические, барабанные

Двигатель и трансмиссия

Оснащается белорусский внедорожный армейский грузовик рядным четырёхцилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем ЯМЗ-53452 с турбонаддувом мощностью 215 лошадиных сил, с максимальным крутящим моментом 735 Н·м.

Момент от продольно расположенного двигателя передаётся на пятиступенчатую коробку переключения передач и далее через кардан на раздатку с пониженным рядом. С неё крутящий момент распределяется на мосты. В каждом из них и в раздаточной коробке есть блокировки дифференциалов.

КПП – механическая пятиступенчатая, модели СААЗ-4334М3 производства Смоленского автоагрегатного завода. Синхронизированными коробками переключения передач СААЗ 4334-й серии комплектуются многие автомобили Минского автозавода, а также, автобусы и армейские БРДМ. Ранее КПП данной серии использовались и на грузовиках ЗИЛ.

2015. Поставка пограничникам первых десяти серийных МЗКТ-500200

Есть также и другой вариант коробки переключения передач для этой машины (менее распространённый): эт также механическая пятиступенчатая КПП ЯМЗ-2361, с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Передаточные числа: 1 — 5,22 2 — 2,90 3 — 1,52 4 — 1,00 5 — 0,664; задний ход — 5,22.

Раздаточная коробка у него двухступенчатая, с блокируемым межосевым дифференциалом. Передаточные числа 1:1; 1:1.878. Ведущие мосты автомобиля – разрезные, с центральными редукторами, полуосевыми карданными валами и колёсными передачами, межколёсные дифференциалы оснащены блокировкой.

ЯМЗ-53452 принадлежит к семейству дизельных моторов ЯМЗ-530 Ярославского моторного завода, для любого представителя которого характерны рядное расположение цилиндров, жидкостная система охлаждения, турбонаддув и охлаждение наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на транспортном средстве (без системы EGR).

Экологический класс двигателя ЯМЗ-53452 – четвёртый. Система подачи горючего – топливная система аккумуляторного типа (ECRS) от компании R.Bosch.

Технические параметры мотора ЯМЗ-53452 (-01)

  • Рабочий объём двигателя – 4,43 литра.
  • Диаметр цилиндра – 105 мм; ход поршня – 128 мм.
  • Номинальная мощность, брутто – 158 кВт (215 л.с.)
  • Полезная мощность (Правила ООН № 85) – 157 кВт (214 л.с.)
  • Номинальная частота вращения – 2600 мин-1.
  • Максимальный крутящий момент, брутто – 735 Н·м (75 кгс·м).
  • Частота вращения при максимальном крутящем моменте – 1400-1700 мин-1.
  • Минимальный удельный расход дизельного топлива – 197 г/(кВт·ч) / г / (145 л.с.·ч).
  • Ресурс до капитального ремонта двигателя – 300 тыс. километров пробега.
  • Габаритные размеры – длина 1024 мм, ширина 717 мм, высота 961 мм.
  • Масса двигателя – 470 килограммов.

Кроме того, часть автомобилей МЗКТ-500200 было выпущено с дизельными двигателями ММЗ Д-245.30 Минского моторного завода, с мощностью 156 лошадиных сил. при 2400 об/мин, а крутящий момент 515 Нм при 1600 об/мин. Дизельный мотор Д-245.30 является ближайшим аналогом дизеля Д-245.7, но с турбиной ТКР 60.01.01-01 (60.01.01-05), ее мощность 156 л.с. Данная модификация была специально разработана и предназначена для грузовых автомобилей массой 12 и 18 тонн.

Премьера новейшего броневика МЗКТ
состоялась
Eurosatory-2016
, но на родине его впервые показали только на
MILEX-2017
. Зато сразу в базовом и трех специальных вариантах. Рассказываем обо всех.

Volat V1

— это экспортное обозначение. Машина создана именно «с прицелом» на экспорт. Отечественный индекс звучит так —
МЗКТ-490100
.

Сразу оговоримся. В этом материале не будем детально разбирать конструктивные особенности нового броневика. Сегодня — только общие черты с акцентом на нюансы спецверсий.

01.

Броневик
Volat V1
это совершенно новый тип продукции для Минского завода колесных тягачей. Ничего подобного
МЗКТ
прежде не конструировал и не производил.

Однако определенный конструктивный задел уже имелся. Об этом Ремарка

.
Ремарка М-Парка
С чем ассоциируется грузовик марки «Волат

«? У любителей военной техники перед глазами сразу возникнет образ восьмиосной пусковой установки стратегического ракетного комплекса «
Тополь-М
» или «хотя бы» образ четырехосной пусковой установки оперативно-тактического комплекса «
Искандер
«. Словом, «
Волат
» это большая военная машина с большим количеством осей. Но этот «стереотип» уже устарел.

02.

«Небольшие» грузовички полной массой меньше 10 т — теперь это тоже «
Волат
«. Таков, например,
МЗКТ-500200
, созданный для белорусских погранвойск. Первый опытный образец
МЗКТ-500200
, с кабиной унифицированной с
МЗКТ-600100
, был готов в 2013 году.

Затем конструкцию изменили. МЗКТ-500200

«образца 2014 года» от первого варианта отличался… практически всем. Машину облегчили, уменьшили базу, повысили проходимость, спроектировали новую собственную кабину, вместо 156-сильного дизеля
ММЗ-Д.245
установили
ЯМЗ-534.52
мощностью 215 л.с.

03.

В таком виде грузовичок пошел в серию и на нем
МЗКТ
отработал технологию сборки «малогабаритных» машин. Собирают их в Лиде, на
Филиале «Автосборочный »
.

04.

А тематикой корпусных шасси семейства
МЗКТ-6922
минчане занимаются уже 10 лет. В серии как минимум семь модификаций, так что технологии проектирования и изготовления объемных кузовов уже хорошо отработаны. Этот навык очень пригодился для работ по теме
Volat V1
.

Фото Владимира ЧЕХУТЫ
Был и еще один объект для «тренировки». Минский завод колесных тягачей занимался сборкой «Тигров-М», правда не у себя на территории, а в цехах 124-го АРЗ (г. Минск), юридически присоединенного к МЗКТ

.

05.

Локализованный белорусский «
Тигр-М
» получил обозначение «
Лис-ПМ
» и именно этот броневик окончательно сподобил «волатовцев» на создание собственной конструкции.

Добавьте к этому всему и долю здорового авантюризма, присущего МЗКТ

, и поймете, почему минчане с энтузиазмом взялись за новую для себя тематику.

06.

А ведь гармоничная получилась машина! Уверен, если
МЗКТ
сделает гражданскую версию
Volat V1
, то покупатели найдутся.

07.

Для покупателей гражданских версий подобных армейских автомобилей размер имеет значение. И
Р-р-р-
размер есть у
Volat V1
. Кромка капота находится на уровне головы взрослого человека, а обшая высота — 2660 мм.
Справка для визуального представления: в большинстве квартир потолки ниже.

08.

За колесом может спрятать полностью экипированный боец. Колеса здесь тоже внушительные. Размерность шин —
14.00R20
, модель —
Бел-248
.

09.

В основе — мощная рама. Под капотом — 215-сильный турбодизель
ЯМЗ-534.52
. Максималка — 120 км/ч. Трансмиссия — автоматическая, собственного производства
МЗКТ
. Подвеска — длинноходовая независимая пружинная. Запас хода — 1000 км. Бронирование — по классу Бр-4.

10.

В общем даже
Hummer
и
Toyota Land Cruiser 100
рядом с
Volat V1
будут смотреться как «компактные паркетники». Это невероятно большая машина! Полная масса бронеавтомобиля
МЗКТ-490100
— до 11000 кг, снаряженная — 8000 кг.

Таков, вкратце, общий портрет базовой версии. А теперь перейдем к спецвариантам, показанным на MILEX-2017

.

Спецвариант №1

11.

Знакомьтесь — станция борьбы с беспилотными летательными аппаратами «
Гроза-С
«. Разработка минского
ОАО «КБ Радар»
. На фото станция показана в транспортном положении.

Этот вариант МЗКТ-490100

призван бороться с «серьезными» беспилотниками. Стреляющего оружия здесь нет, но установлена сложная радиоаппаратура, которая выслеживает беспилотники и «подавляет» их радиоволнами, то есть глушит связь летательного аппарата с пунктом управления.

12.
Высокое, длинное вертикальное фото
вашему вниманию. Здесь «
Гроза-С
» показана в боевом положении.

13.

Основание выдвижной мачты находится в салоне между водительским и «штурманским» сиденьями.

14.

Справа, во втором ряду — пункт управления радиоаппаратурой.

15.

А это главное радиоборудование машины, увенчивающее выдвижные мачты. «
Гроза-С
» «засекает» беспилотники на дальности до 50 км, на 30 км уже может их «глушить». На расстоянии в 10 км может «задавить» и радиоаппаратуру наземного пункта управления беспилотником.

16.

Поскольку мачты высокие, то для устойчивости нужны аутригеры. Они незаметно «прячутся» за задними колесами.

Спецвариант №2

17.

Это, если так можно выразиться, «противодиверсионная» и «антитеррористическая» версия броневика
Volat V1
. Машина перевозит группу из 6-8 спецназовцев. Собственное название не присволили (или не озвучили на выставке). Этот вариант показывало минское
ОАО «АГАТ-системы управления»
.

18.

Машину оснастили боевым модулем
АДУНОК
, созданным витебским
КБ «Дисплей
«. Расшифровывается это сокращение как «
а
втоматизированный
д
истанционно-
у
правляемый
н
аблюдательно-
о
гневой
к
омплекс».

19.

На виде сверху хороши видны дымовые гранатометы. Боевой модуль и антенна в транспортном положении зачехлены.

20.

В штатное оснащение машины входит «
Тактический беспилотный авиационный комплекс ближнего радиуса действия «Беркут-1»
» разведывательного назначения.

21.

Естественно на кронштейне он не крепится. Кронштейн сделали специально для выставки, «для наглядности».

22.

Запускается этот беспилотник с руки, переносят его в специальном чемоданчике в разобранном виде. Сам самолётик весит всего 3,5 кг. Летать может час, на высоте до 1000 м, в радиусе 15 км. Приземляется на парашюте.

23.

На вершине выдвижной мачты — радиоблок с антенным устройством. Это важнейший элемент «средств связи и обмена данными обстановки».

24.

К этим же средствам связи относятся защищенные смартфоны, планшеты. Их выдают бойцам, которых перевозит эта машина.

25.

Защищенный ноутбук фирмы
Getac
также входит в оснащение. Стоит такой около 5000 евро.

Спецвариант №3

26.

Изготовитель этой спецверсии — минское
ЗАО «Центр Научных Исследований и Производства»
или сокращенно
ЦНИП
. названием, внешне в транспортном положении машина почти не отличается о базовой. Но именно этот спецвариант несет на себе самое грозное оружие.

27.

«Специальность» частично выдают две длинные антенны на
длинном вертикальном фото
, но главные — не они.

28.

Главное то, что «выезжает» из-под крыши.

29

. Это противотанковый ракетный комплекс «
Шершень-М
«.

30.

Здесь три типа ракет для борьбы с танками разных классов на разном расстоянии. Соответственно разная и дальность применения — от 2,5 до 8 км.

31.

На выдвижной мачте смонтировано очень важное устройство.

32.

Это стабилизированная система наведения и управления огнем. Оптика, тепловизоры, лазерный дальномер — в едином корпусе.

33.

На вооружение белорусской армии
Volat V1
пока не принят, этот вопрос рассматривается. Ну и как классный белорусский экспортный продукт
Volat V1
имеет весьма и весьма хороший потенциал.

В ближайшее время эти машины будут ездить по Минску как минимум трижды — на двух репетициях к параду в ознаменование Дня Независимости Республики Беларусь и, собственно, на самом параде 3 июля. Будете в Минске — есть новая возможность посмотреть на новинку воочию.

Кабина и стандартная грузовая платформа

Кабина у автомобиля МЗКТ-500200 двухместная, каркасно-панельная, откидывающаяся, оборудованная системой отопления и кронштейнами для закрепления личного оружия. Интерьер в кабине, разумеется спартанский, как это и положено армейскому грузовику. Но смотрится гораздо современнее и комфортнее, чем у ветерана ГАЗ-66. Руль оборудован гидравлическим усилителем.

Грузовая платформа – бортовая, с откидными скамейками, светодиодным освещением, тентованная; тент оборудован смотровыми окнами, вентиляционными клапанами. На откидных скамейках в грузовой платформе сидя помещается 21 человек.

В качестве дополнительных опций, автомобиль может комплектоваться электрической переносной лебёдкой для самовытаскивания, комплектом инструментов и комплектом светомаскировочного оборудования. Кроме того, по желанию заказчиков на Минском заводе колёсных тягачей может осуществляться дополнительное бронирование кабины МЗКТ-500200 и баков для горючего; шины могут оснащаться защитными накладками.

Технические характеристики МЗКТ-500200 в цифрах

  • Полная масса – 9600 кг.
  • Грузоподъёмность – 3200 кг.
  • Снаряжённая масса – 6400 кг.
  • Габаритные размеры: длина – 6000 мм, ширина – 2550 мм, высота по кабине – 2650 мм.
  • Колёсная база – 3300 мм.
  • Дорожный просвет – 400 мм.
  • Наибольшая скорость – 95 км/ч.
  • Наибольший преодолеваемый подъём – 60 процентов.
  • Угол въезда – 40 градусов.
  • Угол съезда – 32 градуса.
  • Вертикальное препятствие – 400 мм.
  • Боковой уклон – 40 процентов.
  • Радиус разворота (по колее) – 9 метров.
  • Преодолеваемый брод – 1,8 метра.
  • Ширина преодолеваемого рва – 1 метр.
  • Запас хода – 1000 километров.
  • Диапазон температур эксплуатации – −40…+50°С.
  • Ёмкость топливных баков – 2 по 130 литров.
  • Авиатранспортабельность: С-130, С-160, А-400М, Ан-22, Ан-124, Ил-76

Изначально, грузовик МЗКТ-500200 разрабатывался, в первую очередь, в интересах национального оборонного сектора, и почти все автомобили данной марки были поставлены в подразделения Пограничных войск и Министерства обороны Республики Беларусь.

Там их приспосабливали и продолжают приспосабливать под самые разнообразные нужды. К примеру, партия МЗКТ-500200 была передана военнослужащим смешанного артиллерийского дивизиона 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады. Эти грузовые машины были использованы в качестве транспортной базы для полуавтоматических 120 мм миномётов модели 2Б-23 «Нона-М1».

На выставках, видимо, надеясь на заключение экспортного контракта, Минский завод колёсных тягачей несколько раз демонстрировал грузовики МЗКТ-500200 не в обычной раскраске «хаки», а в «песчано-пустынном камуфляже». Но нашёл ли белорусский апгрейд ГАЗ-66 себе покупателей за рубежами Родины, неизвестно.

Новый облик армейского МЗКТ-500200

Многоцелевой армейский грузовик МЗКТ-500200 прошел в этом году апгрейд: получил обновленную кабину и еще ряд небольших усовершенствований. Теперь все тактические автомобили семейства Volat-6001 выглядят на одно лицо.

Автомобиль военного назначения повышенной проходимости с независимой подвеской МЗКТ-500200 был создан по заказу Госпогранкомитета Республики Беларусь с целью обновления автопарка органов пограничной службы, состоявшего до недавних пор в основном из автомобилей ГАЗ-66 и ГАЗ-3308 «Садко», которые устарели и морально и физически.

Новая белорусская «шишига» предназначалась для оперативной доставки личного состава (21 человек) или грузов общей массой до трех тонн по всем типам дорог и разведанной местности и продемонстрировала на испытаниях высочайшие показатели проходимости и мобильности.

Производство новых армейских грузовиков было организовано на автосборочном в Лиде (бывшее ОАО «Лидские автобусы «Неман») — это предприятие с апреля 2014 года является филиалом ОАО «МЗКТ». В феврале 2015 года первая серийная партия МЗКТ-500200 была поставлена белорусским пограничникам.

В том же 2015 году МЗКТ-500200 прошел свой первый апгрейд: для улучшения показателей надежности и долговечности конструкторы Volat усилили раму и платформу автомобиля, вследствие чего его снаряженная масса выросла до 6400 кг, а длина платформы увеличилась до 6000 мм. Некоторые улучшения получила кабина: она была оснащена дополнительными местами для хранения личных вещей экипажа, документации, инструмента, а также кронштейнами для крепления оружия.

В нынешнем году тактический автомобиль МЗКТ-500200 прошел еще одну модернизацию, основной задачей которой было изменение экстерьера его передней части в соответствии с утвержденным корпоративным стилем новых изделий ОАО «МЗКТ».

Как сообщили ABW.BY в пресс-службе ОАО «МЗКТ», в ходе модернизации на автомобиль МЗКТ-500200 была установлена обновленная кабина, а также подножки, крылья над колесами переднего моста и передний буфер измененного дизайна. Иную форму получили защитные решетки передних фонарей и фар-прожекторов.

С целью обеспечения защиты от возможного повреждения ветками деревьев при движении по лесной местности на зеркала бокового обзора были установлены специальные панели.

Поручень, предназначенный для удерживания при посадке/высадке, перенесен с боковых наружных стенок кабины внутрь, что исключило его забрызгивание грязью.

Изменился механизм открытия замка облицовки передка кабины. Если ранее фиксация обеспечивалась двумя защелками, расположенными на правой и левой наружных сторонах облицовки, то теперь открытие замка осуществляется из кабины с помощью специального рычага.

Несмотря на все изменения, индекс модели останется прежним — МЗКТ-500200, что, видимо, логично, ведь основные тактико-технические характеристики автомобиля не изменились.

Напомним, полная масса МЗКТ-500200 — 9400 кг, снаряженная — 6400 кг. Габаритные размеры: длина — 6000 мм, ширина — 2550 мм, высота по кабине — 2650 мм. Колесная база — 3300 мм. Дорожный просвет — 400 мм. Оснащается белорусский внедорожник рядным четырехцилиндровым турбодизелем ЯМЗ-53452 (215 л.с., 735 Н·м) и механической 5-ступенчатой коробкой передач СААЗ-4334М3. Раздаточная коробка 2-ступенчатая, с блокируемым межосевым дифференциалом. Ведущие мосты разрезные, с центральными редукторами, межколесные дифференциалы с блокировкой. Подвеска — независимая пружинная. Максимальная скорость — 95 км/ч.

Стоит отметить, что МЗКТ-500200 в первую очередь разрабатывался в интересах национального оборонного сектора. Основные покупатели данных автомобилей — Пограничные войска и Министерство обороны Республики Беларусь. Так, минувшим летом партия МЗКТ-500200 была передана военнослужащим смешанного артиллерийского дивизиона 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады — автомобили будут использоваться в качестве транспортной базы для полуавтоматических 120-мм минометов 2Б-23 «Нона-М1».

Тем не менее интерес к данной модели проявляют и за рубежами нашей Родины, о чем свидетельствует хотя бы демонстрируемый здесь автомобиль в песчано-пустынном камуфляже. Экспортный экземпляр или выставочный образец? На этот вопрос ответа на заводе мы не получили — информация конфиденциальная.

Остается добавить, что МЗКТ-500200 — самый младший представитель семейства тактических автомобилей Volat-6001. Есть еще трехосник с колесной формулой 6х6 (МЗКТ-600103) и четырехосник с колесной формулой 8х8 (МЗКТ-600203).

Эти автомобили предназначены как для перевозки личного состава и различных грузов, так и для размещения разнообразного специального оборудования и систем вооружения. Оба имеют дорожный габарит (ширина — 2550 мм). Оба оснащаются двигателями Caterpillar С13, правда, разной мощности. У МЗКТ-600103 — 440 «лошадей». На МЗКТ-600203 стоит 520-сильный мотор. Но трансмиссия опять одинаковая — 6-ступенчатая гидромеханическая Allison 4500SP. Трехосник при полной массе 24 тонны может перевозить 10 тонн груза. Четырехосник при полной массе 34 тонны берет на борт 17 тонн. При этом оба грузовика отличаются высокой подвижностью и могут разгоняться до 105 км/ч.

Сергей ГРИЩЕНКО ABW.BY Фото ОАО «МЗКТ» и автора

«Старшие братья» МЗКТ-500200

Также хотелось бы добавить, что МЗКТ-500200 является самым младшим представителем семейства тактических автомобилей Волат-6001. В него входят ещё трёхосник с колёсной формулой 6х6 (модель МЗКТ-600103) и четырёхосник с колесной формулой 8х8 (модель МЗКТ-600203).

Данные грузовые автомобили прекрасно приспособлены как для перевозки личного состава и различных грузов, так и для размещения всевозможного специального оборудования и систем вооружения. Обе модели вписываются в стандартные дорожные габариты (ширину имею 2550 мм). Обе оснащаются дизельными двигателями Caterpillar С13, но, правда, разной мощности. У МЗКТ-600103 – 440 лошадиных сил. А на МЗКТ-600203 установлен 520-сильный дизельный мотор.

Трансмиссия опять одинаковая – это шестиступенчатая гидромеханическая Allison 4500SP. Трёхосный грузовик при полной массе в 24 тонны может перевозить десять тонн грузов. Четырёхосный – при полной массе в 34 тонны, способен брать на борт семнадцать тонн. При этом оба грузовика отличаются высокой мобильностью, подвижностью, и могут разгоняться до 105 км/час.

Самый военный автозавод: что сегодня выпускают на МЗКТ

МЗКТ — уникальное предприятие. Завод, изначально созданный как «военно-многоосный» филиал МАЗа, в итоге стал самостоятельным. Сейчас здесь выпускается уйма вариантов армейских спецшасси, которые поставляются во многие страны мира. Но главные заказчики — Россия и Белоруссия. В этом материале мы рассмотрим основные семейства армейских шасси Volat.

Самый известный и самый массовый Volat — шасси легендарного 543-го семейства. По продолжительности конвейерной жизни с ним может сравниться разве что УАЗ «буханка». Шасси строили, образно говоря, вокруг ракеты с учетом огромного количества дополнительных специфических требований. Отсюда и «странные» кабины, и в целом необычный внешний вид.

В дальнейшем шасси неоднократно модернизировалось, но заложенная изначально концепция оказалась настолько удачной, что для ряда типов вооружений она полностью актуальна до сих пор. МЗКТ-543 и по сей день выпускается и, судя по всему, производиться будет еще долго.

Снаряженная масса 543-го шасси — 23 тонны, а полная — больше 43 тонн. В момент его создания в СССР не было других мощных дизелей, кроме танковых, поэтому использовали мотор В12. Он же в современной 525-сильной версии применяется и сегодня, хотя для экспорта были варианты и с импортными дизелями — например, Deutz.

МЗКТ-7930, замена для 543-го, существует давно, но пока обе версии — в параллельном производстве. Опытный образец специального колесного шасси 7930 (8×8) был изготовлен на Минском заводе колесных тягачей в 1994 году. Он имел не только очевидные внешние отличия, но и немало конструктивных. До 2000—2500 (против 500) часов увеличили гарантийную наработку двигателя, ресурс стал больше, а расход масла — меньше, периодичность техобслуживания выросла. Снаряженная масса шасси сократилась до 21 тонны, а полная, наоборот, увеличилась до 45. Конвейерный выпуск начали лишь в декабре 2000 года.

Это шасси до недавнего времени поставлялось только в Россию. Именно на МЗКТ-7930 базируется Искандер, а также множество других систем. Но сейчас МЗКТ-7930 поступил и на вооружение белорусской армии в варианте с ракетным комплексом Полонез. Двигатель здесь 500-сильный ЯМЗ-846.

Техника для российских ракетных войск стратегического назначения, безусловно, вершина производственной гаммы. Полные технические характеристики шасси МЗКТ-79221 с колесной формулой 16х16 и по сей день не разглашаются, но известно, что в действие шасси приводит тяжелый 12-цилиндровый двигатель ЯМЗ-847 мощностью 800 л.с. Снаряженная масса такой «многоножки» — 44 тонны, а грузоподъемность — все 80 тонн!

Все вышеперечисленные шасси — специальные военные, ширина которых превышает допустимые для дорог общего пользования 2,5 м. Естественно, когда речь шла о ракетном вооружении, никто в СССР такой «сущей мелочью» не заморачивался. Но для гражданских заказчиков беспрепятственный допуск на дороги был важен, и специально для «гражданки» было создано семейство МЗКТ-6527, вписывающееся в дорожный габарит по ширине.

И здесь случилась «история наоборот». Если прежде военные шасси приспосабливали под гражданские нужды, то в данном случае изначально сугубо «мирное» шасси стало востребованным у военных. Оружие на МЗКТ-6527, правда, не монтируют, а вот системы связи, радиолокации и командные пункты — да. Служат такие машины в белорусской армии, а также поставляются на экспорт. В семействе — шасси с колесными формулами 6х6 и 8х8. Двигатели используются 400-сильные, модели ЯМЗ-7511.

Около десяти лет назад на МЗКТ занялись совершенно новой для себя тематикой — так называемыми корпусными шасси. Корпусное шасси — это, грубо говоря, нечто вроде бронетранспортера, только предназначено оно для монтажа вооружений. В данном случае систем ПВО, прежде монтировавшихся на гусеничной базе. В частности в белорусской армии уже служат комплексы Тор на этих шасси, разработан и колесный вариант комплекса Бук. Двигатель используется 420-сильный, ЯМЗ-7513. Еще у корпусных МЗКТ очень интересная подвеска — независимая, гидропневматическая, регулируемая по высоте.

Благодаря заказу белорусских погранвойск МЗКТ влез в сегмент грузовиков, прежде несвойственных для него массогабаритных параметров. Ну казалось бы, 3200 кг грузоподъемности, всего 6 м длины и колесная формула 4х4 — разве таким может быть Volat? Теперь да. Абсолютно оригинальный грузовичок, по параметрам близкий к ГАЗ-66, отныне тоже выпускается на МЗКТ, точнее на его филиале в Лиде. Двигатель — 215-сильный ЯМЗ-534.

МЗКТ-500200, изначально созданный для белорусских погранвойск на замену ГАЗ-66, освоил военную специальность транспортировщика миномета

В общих чертах мы рассказали только о тех военных Волатах, которые используются армиями России и Белоруссии. А ведь есть еще совершенно отдельные модели и семейства, ориентированные исключительно на экспорт. О них как-нибудь в другой раз.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]